храм на теплом стане время работы
Казанский храм в Тёплом Стане
Храм возведён по Программе строительства православных храмов в г. Москве. Первая Литургия совершена 7 апреля 2013 года.
15 декабря 2013 года епископ Дмитровский Феофилакт, управляющий Юго-Западным викариатством, совершил чин малого освящения храма Казанской иконы Божией Матери.
Показать полностью.
14 апреля 2019 года в Неделю 5-ю Великого поста, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла епископ Дмитровский Феофилакт, управляющий Юго-Западным викариатством, совершил Великое освящение храма Казанской иконы Божией Матери.
Почитаемые Святыни: икона свт. Луки Крымского с частицей мощей, копия Годеновского Креста, частицы мощей: свт. Василия, свт. Григория Богослова, свт. Иоанна Златоуста, прав. Лазаря Четверодневного, свт. Григория Двоеслова, свт. Кирилла Иерусалимского, свщмч. Харалампия, мч. Нестора Солунского, прп. Ефрема Сирина, прп. Космы Маюмского, прп. Евфимия Великого, мц. Татианы.
В храме проводятся занятия детской и взрослой Воскресных школ, уроки церковного пения для прихожан, регулярные встречи участников программы помощи зависимым людям «Метанойя».
БОГОСЛУЖЕНИЯ В ХРАМЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ — ПАТРИАРШЕМ ПОДВОРЬЕ В ТЕПЛОМ СТАНЕ
(ул. Островитянова, вл. 1-2):
В будние дни:
Утреня, Исповедь, Часы — 8:00;
Литургия — 8:40;
Всенощное бдение, Исповедь — 17:00.
В субботу:
Часы, Исповедь — 8:00;
Литургия — 8:30;
Всенощное бдение, Исповедь — 17:00.
Воскресенье, праздничные дни:
Ранняя Литургия — 7:00;
Поздняя Литургия — 9:00;
Всенощное бдение, Исповедь — 17:00.
Молебен, панихида, акафист:
С понедельника по субботу после Литургии — Молебен и Панихида;
В воскресенье после поздней Литургии — Водосвятный Молебен и Панихида;
В праздничные дни после поздней Литургии — Молебен и Панихида совершаются по благословению настоятеля ;
Каждую пятницу совершается водосвятный молебен с акафистом в 17:00 (см. расписание).
Огласительные беседы для желающих принять Таинство Святого Крещения и для восприемников (крестных) проводятся в храме Казанской иконы Божией Матери Теплом Стане еженедельно по субботам в 16:00.
БОГОСЛУЖЕНИЯ В ПРИПИСНОМ ХРАМЕ СВЯТИТЕЛЯ ЛЬВА ВЕЛИКОГО
(ул. Островитянова, д. 8, корп. 1):
Исповедь, Утреня, Литургия — в 8:30 (см. расписание);
Всенощное бдение, Исповедь — 17:00 (см. расписание).
Казанский храм в Тёплом Стане запись закреплена
Казанский храм в Тёплом Стане запись закреплена
Казанский храм в Тёплом Стане запись закреплена
Казанский храм в Тёплом Стане запись закреплена
Казанский храм в Тёплом Стане запись закреплена
Миссионерская деятельность святителя Филарета, митрополита Московского, в отношении старообрядчества как актуальный пример православной миссии.
Для наиболее успешного ведения православной миссии сегодня необходимым представляется обращение к историческому опыту миссионерства.
Показать полностью. Поскольку одной из наиболее значимых страниц в истории православной миссии в России является миссия в отношении старообрядчества, автор статьи обращается к этой теме на примере миссионерской деятельности святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского, как одного из наиболее известных иерархов XIX столетия. Необходимо отметить, что с начала XIX века главным средством миссионерского воздействия на старообрядчество было единоверие – единение старообрядцев с Православной Церковью при условии сохранения ими старого обряда. Однако, получив официальное признание со стороны высшей церковной власти, возможность сохранения старого обряда в церковной жизни, тем не менее, не всегда находила должное понимание на местах. Так, известный ставропольский миссионер XIX века священник С. Нильский отмечал, что, по его мнению, «разности у единоверия с Церковью не обрядовые только, а касающиеся веры, и потому суть прямо заблуждения и погрешности». Деятельность митрополита Московского Филарета в качестве правящего архиерея была неизменно направлена на формирование терпимого отношения к старому обряду в церковной среде. Он сам достаточно часто совершал богослужения в единоверческих храмах, а также освящал новопостроенные, чтобы показать, что ни в коей мере не считает единоверцев раскольниками. В проповеди, произнесенной в Никольской единоверческой церкви на Рогожском кладбище, святитель Филарет подчеркивал, что «где … есть уже единство веры в священные догматы и таинства: там сему внутреннему единению может ли препятствовать некоторое разнообразие внешнее?» Допустимость употребления старого обряда со стороны единоверцев московский митрополит отстаивал также перед обер-прокурором Святейшего Синода Д.А. Толстым, которому писал: «справедливо и осмотрительно проклятие произнесено на противящихся и хулящих православную церковь, но не на их обряды». Кроме того, в подтверждение своей мысли святитель Филарет обращается к истории: «Во времена пяти первых Российских Патриархов Восточные иepapxи, посещая Москву, видели эти обряды и не протестовали против них». Благодаря покровительственному отношению к единоверию со стороны митрополита Филарета в годы его первосвятительства в Москве неуклонно возрастало количество старообрядцев, перешедших в единоверие. Необходимо отметить, что святитель Филарет проявлял допустимое снисхождение к православным, на короткое время перешедшим в старообрядческие согласия. Если человек уклонялся в раскол «без перекрещивания», митрополит Филарет находил возможным воссоединение с Церковью через исповедь, избегая при этом положенных по законам того времени долгих бюрократических процедур. Взвешенный подход в этом вопросе также несомненно способствовал успеху православной миссии в отношении старообрядцев. Представленные в статье примеры успешного миссионерства, по мнению автора, являются актуальными и в наши дни. Особенно важно сегодня понимать, в каких вопросах при осуществлении миссии важна бескомпромиссность, а в чем все же следует избегать неразумного ригоризма. От правильных ответов на поставленные вопросы напрямую зависит успех современной миссионерской деятельности.
Сергей Викторович Оснач.
На фото:
Никольская церковь на Рогожском кладбище.
Святитель Московский Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов)
Храм Казанской иконы Божией Матери
в Теплом Стане
Kонтакты
Адрес храма: 117513, г. Москва, ул. Островитянова, вл. 2А.
Ближайшая станция метро — «Тропарево» (10-15 минут пешком). От станций метро «Юго-Западная» или «Коньково» — на наземном транспорте до остановки «43-й квартал Юго-Запада». Для того чтобы попасть в храм, необходимо перейти улицу Островитянова по подземному переходу.
Богослужения совершаются также в храме Святителя Льва Великого, папы Римского (ул. Островитянова, д. 8 стр. 1). От станций метро «Юго-Западная» или «Коньково» — на наземном транспорте до остановки «Научный центр акушерства и гинекологии».
Телефон дежурного: 8 (903) 670-70-31.
Телефон храма: 8 (963) 770-13-10 (c 10:00 до 18:00).
Телефон церковной лавки: 8 (495) 971-77-21 (c 10:00 до 18:00).
Часы работы:
Cхема проезда до храма Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане:
Cхема проезда до храма Свт. Льва Великого:
Наши реквизиты:
Наименование получателя платежа: Религиозная организация «Подворье Патриарха Московского и всея Руси — храм Казанской иконы Божией Матери в Теплом Стане г. Москвы Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»
ИНН /КПП получателя платежа: 7702472014/770201001
Номер счета получателя платежа: 40703810638110001969
Наименование банка получателя платежа: ПАО «Сбербанк России» г. Москва
БИК: 044525225
Номер кор./сч. банка получателя платежа: 30101810400000000225
Наименование платежа: Добровольное пожертвование
Святыни храма
Частица мощей вмц. Анастасии Узорешительницы
С декабря 2013 года в храме вмц. Анастасии Узорешительницы в Теплом Стане находится частица мощей святой Анастасии Узорешительницы. Поклониться мощам можно ежедневно с 08:00 до 20:00 часов.
Калужская икона Божией Матери
Явление чудотворной иконы Калужской Божьей Матери
Празднование 18/31 июля, 2/15 сентября, 12/25 октября и в первое воскресение Петрова поста
Явление Калужской иконы произошло в 1748 году и сопровождалось многими чудотворениями. В семи верстах от Калуги, в сельце Тинькове, проживало в то время семейство боярина Василия Кондратьевича Хитрова. Однажды две дворовые девушки разбирали на чердаке барского дома старые вещи. Одна из них, Евдокия Григорьева, отличавшаяся дерзким и легкомысленным характером позволяла себе резкие и даже непристойные речи, не обращая внимания на замечания своей скромной подруги. Среди разного хлама благоразумная девушка нашла сверток сурового холста. Развернув его, она увидела ясное, отчетливое изображение Женщины в темном одеянии, подобном монашескому, с благоговейным лицом читающей книгу. Приняв изображение за портрет игумении и желая образумить Евдокию, она пригрозила ей гневом этой игумении. Легкомысленная Евдокия, плюнув на изображение, дерзко сказала: “Вот как я боюсь твою игумению!”. Но лишь только несчастная произнесла эти слова, так тотчас была поражена невидимой силою: руки и ноги ее скорчились, язык онемел, глаза помутились и она упала без чувств. Испуганная ее подруга сбежала вниз и рассказала о случившемся своему господину. По его приказанию бесчувственную Евдокию отнесли в дом родителей и положили под святые иконы.
Однако Царица Небесная хотела не погибели, а спасения неблагоразумной девицы. В ту же ночь Пречистая явилась родителям Евдокии и сказала: «Дочь ваша своим дерзким поступком оскорбила не монахиню, но Меня, ибо изображение, ею поруганное, есть Мой образ, через который по воле Сына Моего и Бога я буду ходатайствовать за город ваш и за всех жителей земли сей». При этом Она повелела на следующее же утро совершить молебствие перед поруганной иконою, а больную окропить освященной на молебне водой. Родители исполнили все, что повелела Владычица; дочь их, придя в себя, принесла искреннее покаяние и выздоровела.
Икона же немедленно была взята с чердака, вставлена в раму и поставлена на подобающем ей месте в доме боярина.
Вскоре чудотворная сила новоявленной иконы проявилась в новом чудесном исцелении. В боярском доме был служитель Прохор, который много лет страдал глухотой. Он троекратно видел во сне Божию Матерь, которая повелевала ему молиться пред Ее новоявленною иконою об исцелении от своего недуга. Прохор исполнил это повеление. После усердной молитвы он от усталости заснул крепким сном, который продолжался двое суток. Во время сна из его ушей вытекло много гноя. Пробудившись от сна, он почувствовал себя совершенно здоровым.
В это же время разболелась единственная дочь боярина Евдокия. Болезнь была такой тяжелой, что приглашенные к ней врачи не оставили убитым горем родителям никакой надежды на исцеление больной. Ночью Евдокии явилась во сне Калужская икона Божией Матери, от которой исходил голос, сказавший: «Молись пред этою иконою и получишь исцеление». Евдокия рассказала родителям о своем сне, и они все вместе обратились с горячей мольбой к Богоматери. Во время молитвы больная совершенно исцелилась.
После всего этого боярин уже не решался оставлять у себя дома святую икону и с подобающей честью перенес ее в приходской храм во имя Рождества Богородицы в селе Калужке, где она прославилась многими чудесами.
Случаи чудесной помощи, явленной через чудотворную икону отдельным лицам «Хотящи возгрети в сердцах людей страны Калужския любовь к иконе Твоея, Заступнице наша, токи чудес изливаеши от Твоея иконы: молитвою бо к Тебе возносимою глухому внезапу слух даровася; ослепшему зрение открыся; разслабленному крепость возвратися; здравие душею страждущей и бесом одержимей дадеся; люте болящей и врачами оставленней житие во здравии на многая лета продолжися; темже и мы, с любовию к иконе Твоея припадающе и прославляюще Бога, вопием Ему: Аллилуиа».
Неоскудевающую милость источает Пречистая Богородица от Своей чудотворной Калужской иконы: скорбящим Она дарует радость, обидимым — заступление, больным — исцеление, сирым — утешение и всех осеняет своим честным омофором. Собранные нами свидетельства не полны, но и они показывают, какая благодать и какая чудесная помощь даруется каждому, с верою прибегающему к этой дивной иконе.
По перенесении чудотворной иконы в храм села Калужка Богоматерь явилась в Калуге одному старцу, у которого сын был покрыт язвами и три года лежал без движения. Богоматерь повелела старцу пойти помолиться в село Калужку, обещая исцеление его больному сыну. Старец не знал, где находится село Калужка, поэтому, предполагая, что оно далеко, заготовил на дорогу большое количество сухарей. Вышедши за город, он узнал путь в Калужку и пришел в нее, ведомый Богородицей, в тот же день.
Вошедши в храм, он пал перед чудотворной иконою и со слезами просил обещанного. Молитва веры была услышана: возвратясь домой, он нашел сына своего здоровым.
Вскоре после этого Богоматерь явилась калужскому мещанину Ивану Дмитриевичу Воробьеву, скорбевшему о том, что из многих рождавшихся у него детей никто не оставался в живых. Богоматерь повелела ему и жене его сходить для молитвы пред Ее чудотворной иконою, что на реке Калужке, обещая утешение в скорби. Воробьев с женою немедленно отправились в путь, но, обойдя несколько церквей по реке Калужке, не нашли чудотворной иконы и со скорбью возвратились домой. Богоматерь вторично явилась Воробьеву и объявила, что эта икона находится в храме Рождества Богородицы. Воробьев и его жена немедленно отправились в указанное место и успели придти в храм к Литургии. Вошедши в церковь, Воробьев тотчас узнал на чудотворной иконе являвшуюся ему Богоматерь. Усердна была их молитва, и Господь услышал ее. Вскоре у них родилась дочь Анна. Памятуя чудеснее явление и милость Богоматери, Воробьев до самой своей кончины ежегодно ходил на Калужку и каждый год принимал чудотворную икону в свой дом.
Другой калужский житель, Петелин, много лет лежал в совершенном расслаблении. Узнав о чудотворениях от новоявленной иконы Божией Матери, он пожелал вознести пред нею свою молитву. С трудом принесли его на одре в Калужку, к храму Рождества Богородицы. Четыре человека на холстах внесли его в церковь. Во время молебна больной стал укрепляться: сначала он получил возможность сотворить крестное знамение, потом сел, затем встал на ноги и, наконец, с помощью посоха смог выйти на своих ногах из церкви. Через некоторое время он совершенно выздоровел. В благодарность за это чудесное исцеление Петелин за свой счет украсил чудотворную икону серебряным окладом.
Слава о чудесах от иконы Богоматери стала привлекать все большее число людей. В 1753 году прибыл в Калужку некто Мясоедов с женою и пятилетним сыном Николаем (впоследствии генералом от инфантерии), который еще на втором году от рождения потерял зрение. Родители усердно молились пред чудотворной иконою, и Богоматерь услышала их молитву: по выходе из храма как бы чешуя спала с глаз отрока, и он увидел свет Божий.
Именитый помещик из города Новосильска, услышав о чудесах от новоявленной иконы, прибыл в село Калужку. Находясь там, он жил у приходского диакона Иакова Иванова, а уезжая, не расплатился с ним за припасы, которые брал для себя, своей прислуги и лошадей. Возвратившись домой, он нашел своих домашних пораженными слепотою. В следующую же ночь ему явилась Богоматерь и объявила, что это — наказание за его дерзость в отношении диакона Иванова. Помещик раскаялся, повинился перед диаконом, вернул ему долг, и пораженные слепотою прозрели.
Одному смоленскому помещику, семь лет бывшему в расслаблении, явилась во сне Богоматерь и сказала: «Если хочешь исцеления, ступай к чудотворной иконе в Калужку». Помещик немедленно отправился в путь, нашел Калужку и три дня неотступно молился пред чудотворною иконою. Еще во время молитвы он почувствовал, что силы его укрепляются; возвратившись же домой совершенно выздоровел. Подобное чудо произошло и с гражданином Калуги Петром Ивановичем Фурсовым.
В 1782 году помещика из Алексина Федора Ивановича Исакова, лежавшего девять лет в расслаблении, без всякого движения, повезли для совета с врачами в Калугу. Путешествие это было так тягостно для него, что он в два дня едва проехал 40 верст. На третий день, приближаясь к Калуге, он увидел с дороги главы Калуженской церкви. Бывший с Исаковым майор Колюбякин, слышавший прежде о чудесах от явленной иконы Божией Матери, предложил больному заехать в Калужку. Больной согласился, и лишь только приказал свернуть с большой дороги, как тотчас же почувствовал некоторое облегчение. Чем ближе подъезжали они к Калужке, тем все более чувствовал Исаков восстановление своих сил. Когда же подъехали к храму, то он смог уже с помощью других вылезти из коляски, встать на ноги, войти в храм и стоять во все время молебна. После молебна сам вышел из храма и не поехал в Калугу, а отправился, славя Бога и Его Пречистую Матерь, обратно в Алексин, где вскоре совсем выздоровел. Подобным же образом получил исцеление отправившийся на богомолье в Калужку бывший в расслаблении калужский гражданин Гавриил Акимович Бутнев.
В 1791 году Царица Небесная три раза являлась одной женщине по имени Христина, жившей при Лужецком монастыре близ Можайска, повелевая ей немедленно прекратить знакомство с женщиною неодобрительного поведения. Когда в последнее явление Христина спросила явившуюся, кто она, повелевающая ей, Богоматерь озарила келлию Христины небесным светом и назвала себя хранительницею города Калуги. Христина, прервав связь с недоброю подругой, постриглась в монашество в Московском Никитском монастыре под именем Магдалины, и затем из Москвы каждый год приходила и Калужку к иконе явившейся ей Богоматери.
Некая помещица Мария Кар изнемогала от продолжительной болезни. Врачи не могли ее вылечить и не оставили никакой надежды. Она была обречена. Когда же в ее дом была принесена из села Калужки чудотворная икона и поставлена над главою больной, то она через некоторое время совершенно выздоровела.
В селе Згомонях Медынского уезда одна девица, Евдокия Федорова, целый год была одержима лихорадкой. Однажды в сонном видении явилась ей Богоматерь и сказала: «Отныне ты будешь здоровой». Пробудившись от сна и чувствуя себя здоровой, Евдокия поспешила в приходской храм, но, к прискорбию своему, не нашла там образа Явившейся ей. После этого Богоматерь второй раз явилась Федоровой во сне и повелела идти для принесения благодарения в село Калужку, что та и исполнила.
В 1810 году была привезена в Калужку к чудотворной иконе Богоматери бывшая долгое время в болезни дочь тульского помещика Ивана Михайловича Желябовского, Наталья. Во время чтения Евангелия у больной, в присутствии многих, спала со всего языка кожа, и она сделалась совершенно здоровой. Подобным же образом во время богослужения в Калуженском храме получили исцеление от своих недугов притекавшие с порою к чудотворной иконе Богоматери девица Варвара Михайловна Данилова, дворянка из города Тулы, и крестьянка Тульской губернии Мария Афанасьева.
Жены калужских граждан, Матрона Ивановна Токарева и Анна Петровна Щеглова, за сомнение в цельбоносности чудотворной иконы Богоматери были наказаны тяжкою болезнью. Когда же они раскаялись, то получили исцеление.
Крестьянка деревни Анишиной Веневского уезда Мелания Иванова несколько лет была одержима злым духом. Однажды она увидела во сне Богоматерь, которая приказала ей идти в Калужку для поклонения чудотворной иконе. Расспросив, где находится село Калужка, Иванова немедленно отправилась в путь. Когда она приблизилась к Калуженскому храму, дух поверг ее на землю и, после страшного истязания, вышел. Войдя в храм, Иванова была уже здорова и благодарила Бога и его Пречистую Матерь за свое спасение.
Тульская помещица Вера Ивановна Данилова от продолжительной болезни так ослабела, что едва могла двигаться. Однажды ей явилась во сне Богоматерь и повелела идти пешком в село Калужку. Данилова, по слабости сил, сочла это для себя невозможным. Богоматерь второй раз явилась больной и повторила повеление. Домашние посоветовали ей принести икону Божией Матери из ближайшей церкви и отслужить молебен. Так больная и сделала. Но в следующую ночь Богоматерь в третий раз явилась ей и повелела неотложно идти в указанное место, обещай показать ей славу Божию еще в пути. Обнадеженная этим обетованием, больная отправилась в путь и в первый день едва прошла три версты. На другой день, к своему удивлению, она почувствовала прилив сил, смогла идти быстрее, и чем дальше шла, тем более укреплялась. Когда через несколько дней она пришла в Калужку, ей оставалось только благодарить Богоматерь за исцеление от болезни.
Некая жиздринская мещанка Устинья Федорова, предавшись пьянству, расточила все свое имение, и хотя сознавала гибельные последствия этой страсти, но преодолеть ее не могла. Однажды, будучи в Калуге, она во время крестного хода обратилась с молитвою о помощи к чудотворной иконе Божией Матери. Богоматерь услышала ее, и Федорова укрепилась против пагубной страсти.
Дочь калужского гражданина, девица Елизавета Ивановна Фалеева, пять лет бывшая в совершенном расслаблении, была принесена в село Калужку и по молитве принесших ее получила полное исцеление. После этого Фалеева долгое время жила неотлучно в селе Калужке, пребывая в молитве пред чудотворной иконою.
Алексинский помещик Александр Гаврилович Павлов, будучи в тяжкой болезни, приехал в село Калужку. Здесь, по молитве пред чудотворной иконою, в первую же ночь почувствовал облегчение. Возвратившись домой, он совершенно выздоровел, и в память своего чудесного исцеления поставил у себя в доме список с чудотворной иконы.
28 августа 1868 года опасно заболел оптинский старец Амвросий. Игумен Исаакий по просьбе духовных чад Старца послал в Калуженку монаха с просьбой к тамошнему священнику привезти в монастырь известную святыню — чудотворную Калужскую икону Божией Матери, чтобы всем вместе помолиться перед нею об исцелении Старца. Святую икону не замедлили привезти и в келии старца отслужен был молебен с акафистом Царице Небесной, а затем и келейное бдение. После сего, хотя еще некоторое время и страдал Старец, но уже оживилась надежда на милость и помощь Матери Божией, которая и не посрамила уповавших на Нее.
Много, конечно, было и других случаев чудесной помощи Пресвятой Богородицы, подаваемых Ею через Свою святую икону, которые пока остаются неизвестными. О неисчислимых избавлениях от бед и исцелениях от болезней свидетельствует множество людей, из разных мест ежегодно стекающихся к чудотворной иконе с мольбами и воздыханиями, и Заступница усердная не оставляет без утешения благоговейных и богобоязненных чад своих.
Случаи чудесной помощи, явленной через чудотворную икону Калужской земле Время показало, что Божественное провидение даровало чудотворную Калужскую икону именно тогда, когда необходимо было укрепить ослабевшую веру граждан, воспламенить их молитву и утешить их в скорбях и печали. Вскоре после явления иконы для Калужской земли наступили тяжелые времена: то появлялись губительные болезни — чума, моровая язва, холера (последняя даже неоднократно), то было грозное нашествие иноплеменников. В эти трудные времена сбылось слово Богоматери, что Она будет ходатайствовать, по воле Сына Своего, за град и землю Калужскую. Находясь в тяжелых обстоятельствах, жители Калуги и ее окрестностей только в молитве пред этой иконой находили себе отраду и утешение, избавлялись от всех бед и зол. При каждом грозном событии они приносили святую чудотворную икону Богоматери в град свой, совершали пред нею усердные моления, обходили с нею стены и стогны града, возлагая все свое упование на Пречистую Владычицу, как на Взбранную Воеводу, и надежда их не оставалась тщетною: Пресвятая Богородица невидимо являлась им на помощь и избавляла в годину искушения от губительных болезней и от нашествия иноплеменников.
Ужас объял всех от мала до велика. Устрашенные эпидемией жители Калуги просили благословения архимандрита Лаврентьева монастыря Никодима принести из села Калужки чудотворную икону Божией Матери. Святую икону принесли, обошли с нею крестным ходом все улицы города и совершили пред нею всенародный молебен. В посте и плаче три дня носили граждане икону вокруг города, припадая к чудотворному образу со слезами и мольбами о помощи. Просьба их была исполнена: губительная язва заступлением Пречистой Богородицы прекратилась.
В воспоминание этого чудесного избавления от жестокой чумы было установлено ежегодно 2/15 сентября совершать празднование Калужской иконе Божией Матери с крестным ходом вокруг города.
Милости Пресвятой Владычицы были неисчислимы, щедроты неоскудеваемы. В 1812 году опасность разрушения и пленения грозила Калуге во время нашествия полчищ Наполеона, которые уже были и пределах Калужской области. Святитель Евлампий, молившийся перед Калужской иконой об избавлении от нашествия врагов, принял весть, что вражеское войско потерпело поражение па реке Чернушке. Битва шла также на полях Тарутинских и под Малоярославцем. Поразив здесь нашу рать, враг вынудил ее отойти к Калуге. В посте и плаче жители города молились пред чудотворной иконою Калужскою об избавлении от предстоящей беды, с благоговением совершили крестный ход вокруг города с этой иконою. Заступлением Богородицы французы неожиданно свернули с Калужской дороги и пошли на Гжатск — по пути, который сами же разорили и опустошили, и тем погубили свое войско. Пленные свидетельствовали, что на них внезапно напал страх и трепет, так как они увидели стоящую на воздухе близ села Тарутино Калужскую икону Пречистой Богородицы, окруженную светоносными мужами (они узнали ее, увидев в плену ее изображение) и услышали Ее повеление идти к Гжатску. Так, без пролития крови, Матерь Божия даровала победу православным воинам.
Видеть эту икону на воздухе, окруженную небесными силами, удостоилась также крестьянка графа Разумовского Параскева Алексеева. Об этих видениях доложено было императору Александру I. По его повелению и по благословению Святейшего Синода было установлено совершать ежегодно 12/25 октября празднование чудотворной Калужской иконе с крестным ходом вокруг города в память избавления города Калуги от нашествия французов.
По общему верованию в чудесную помощь Богоматери через посредство Ее чудотворной иконы, она ежегодно была износима из села Калужки в ближние пределы.
В Летописи Оптиной Пустыни говорится о том, что Калужская икона ежегодно была приносима из Калуги в святую обитель. Торжественная встреча иконы происходила у реки Жиздры. При звоне Оптинских колоколов из соборного храма выходил крестный ход во главе с Настоятелем и монастырскою и скитскою братией. На пароме с противоположного берега чудотворная икона как бы шествовала к насельникам обители. После краткого молитвословия крестный ход направлялся в собор монастыря, где тотчас начиналась торжественная служба. В течение дня икона обносилась по келлиям монастырской братии, а затем, по обычаю, чудотворный образ Царицы Небесной на руках скитская братия торжественно, с пением молитвословий, приносила в скит, в Иоанно-Предтеченский храм. После молебна с акафистом пред святою иконой вся братия с благоговением принимала ее по своим келлиям. Перед поздней Литургией икону возвращали в монастырь, где после службы при колокольном звоне торжественно совершался крестный ход, в котором вместе с монастырскими святынями участвовала и Калужская чудотворная икона. Большой чудотворный образ, несомый братией на носилках, высоко парил над головами молящихся, будто этому торжественному и победному шествию соприсутствовала Сама Высочайшая Виновница торжества. Преблагая Заступница рода христианского — Царица Небесная, любвеобильно зовя всех идти с Собою к Сыну Своему Сладчайшему, нетленному наследию блаженства нескончаемого, всех спасая и покрывая благодатию и Матерним Своим Покровом. После водосвятного молебна у Амвросиевского колодца, что у скитских врат, чудотворную икону провожали до границы монастырских владений, где передавали козельскому духовенству и многочисленным горожанам.
В 1892 году свирепствовала вокруг Калужской губернии холера. По постановлению городской думы для избавления жителей от опасности этой эпидемии совершен был крестный ход вокруг всего города с иконой Калужской Божией Матери. И в то время как в смежных губерниях была большая смертность, в Калужской были только единичные случаи заболевания.
18 июля 1893 года, как и год назад, совершалось принесение в Калугу чудотворной иконы Калужской Божией Матери и общественное моление с крестным ходом вокруг города об ограждении жителей его от холеры. Во всех Калужских городских церквах совершалось торжественное богослужение со службой Пресвятой Богородице и присоединением на ектениях прошения об избавлении от смертоносной заразы. 20 июля по окончании поздней Литургии начался крестный ход с чудотворною иконой. В это время на восточной окраине города начался страшный пожар, который истребил множество домов, принадлежавших большей частью бедному люду. Яростная стихия огня, раздуваемого ветром, грозила опустошить и центральные части города. Видя это, городской голова и некоторые из граждан просили Архипастыря направить крестный ход с чудотворною иконой к месту пожарища. Здесь Владыка лично отслужил молебен с водосвятием перед иконою Царицы Небесной и по окончании молебствия окропил дома святой водою. И Царица Небесная вняла слезным просьбам молившихся о прекращении случившегося бедствия. Проявив великую милость, Она явилась необоримою стеной, оградившей город от дальнейшего распространения страшного пожара. Ветер укротился и переменил направление; огненная сила стала угасать, и пожар был потушен. После молебствия на пожаре чудотворная икона была отнесена обратно в Калужку в сопровождении массы народа.
Эпидемия холеры в окружающих губерниях не прекращалась, и в 1894 году был совершен третий крестный ход вокруг города с чудотворной иконой Калужской Божией Матери. И снова Матерь Божия оградила Калужскую землю от этой страшной беды.
В 1895 году вся юго-западная часть Жиздринского уезда подверглась неурожаю. Кроме того, стали известны случаи заболевания холерой в соседнем Брянском уезде, где на заводах и в лесах работали жители села Овсорок. На общественном сходе крестьяне Овсорокской волости выразили единодушное желание помолиться пред чудотворным образом Богоматери во всех селениях, составляющих приход села Овсорок. И вот ниспослано было всем прихожанам села небесное, святое утешение — встретить пречистый лик Богоматери. Ровно в четыре часа пополудни торжественный звон возвестил всем, что святая икона Царицы Небесной недалеко от села. Причт с крестным ходом вышел навстречу святыне. Местные священники, сделав земной поклон, благоговейно стали вынимать святую икону из экипажа, в котором она следовала. Все присутствующие также сделали глубокий земной поклон. После краткого молебна Богородице, при пении тропаря, крестный ход направился к храму, убранному и освещенному по этому случаю как в праздник Пасхи. В пять часов заблаговестили ко всенощному бдению, которое местные священники совершали соборне, в сослужении священников села Калужки и села Песочни. На другой день с такою же торжественностью совершена была и Божественная Литургия, на которой, по заамвонной молитве, священником Михаилом Извековым было сказано приблизительно следующее краткое поучение: «Откуду Мне сие, да прииде Мати Господа Моего ко Мне?» — Так некогда воскликнула святая праведная Елисавета, встречая родственницу свою, пречистую Богоматерь, которая пришла навестить ее. Так и мы, братие, в чувстве глубокого благоговения и искренней сердечной радости из глубины благодарного сердца должны взывать: откуда нам это, что Сама Царица Небесная пришла к нам? Откуда нам это, что Сама Матерь Божия в сем святом и чудотворном Ее образе пребывает теперь с нами и среди нас? Велико торжество ныне у нас, велика радость наша! О, как нужно это высоко ценить и как горячо благодарить Господа и Его Пречистую Матерь за Ее великую любовь к нам грешным! Имея вокруг себя такое множество свидетельств о чудесах и знамениях от иконы Богоматери Калужской, с терпением будем проходить предлежащее нам поприще. Пусть не страшит нас никакая напасть, никакое злое обстояние, ибо мы имеем за себя непостыдную пред Богом ходатаицу, Пресвятую Богородицу, источающую нам неоскудную благодать от своей чудотворной иконы. Но чтобы сподобиться нам получить милость, помощь и заступление от сей святой иконы, для этого от каждого из нас требуется не только твердая и несомненная вера в помощь Богоматери и в Ее чудодейственную силу, но и крайнее смирение, ибо только на смиренных призирает Пречистая Богоматерь. К Ней же вси возопием: “Падшим возстание, скорбящим радование, заблудшим наставнице, болящим посещение и исцеление и всем христианом спасение, соблюди нас, Госпоже, вопиющих и чтущих Твоея святыя иконы явление, избави нас от всякаго злаго обстояния».
Священная Гостья пробыла в приходе села Овсорок целых десять дней. Это были дни великих празднеств. Все работы были оставлены; обычная деревенская жизнь с ее заботами и нуждами как бы прекратилась. Все жили одним желанием ближе находиться к святыне и чаще видеть лик Богоматери. Утром 19 ноября, после того, как Священная Гостья посетила все дома прихожан, с торжественным крестным ходом всем селом провожали Ее из своего храма и из пределов прихода. Долго с непокрытыми головами, устремив взоры в сторону удаляющейся кареты с иконой Богоматери, стояла толпа прихожан и долго руки их поднимались, творя крестное знамение, и уста творили последнюю молитву, пока не скрылась наконец из виду Великая Гостья.
Заступлением Богоматери чрез Ее явленную икону Калужская губерния была избавлена от страшного бича человечества — холеры, которая свирепствовала почти во всех губерниях Европейской части России. Только один город Боровск в пределах Калужской области после явления чудотворной иконы Богоматери оставался долгое время без благодатного посещения этой святыни, что объяснялось влиянием преобладавшего там раскола, пустившего глубокие корни в этом городе. Известно, что по учению раскольников со времени патриарха Никона в греко-российской церкви не может быть ни новоявленных святых мощей угодников Божиих, ни явленных и чудотворных икон. Поэтому икона Калужской Божией Матери, явленная в 1748 году, не могла, по мнению раскольников, почитаться чудотворной.
10/23 сентября 1899 года, после чудесного исцеления жены коллежского асессора города Боровска Чуфаровской и, несомненно, не без воли Царицы Небесной святая икона Калужской Божией Матери с разрешения епископа Калужского и Боровского Макария впервые была принесена в Боровск. Лишь только ступила святая икона на землю Боровскую, как огромные толпы народа, пришедшего еще с вечера из окрестных селений, устремились к ней с молитвой и со слезами. Из ближайших сельских церквей подошли крестные ходы. Открылось воистину царское шествие. Со всех сторон на расстоянии 11 верст толпами сбегался к святой иконе народ, крича и взывая: «Матушка наша! Заступница! Царица Небесная!» Множество было при пути различных недужных и одержимых от духов нечистых, все они издавали стоны и крики, и многие исцелялись. Когда шествие приблизилось к обители преподобного Пафнутия, там уже стояла несметная толпа народа, пришедшего из Боровска, и среди этой массы людей было множество раскольников, усердно возлагающих на себя крестное знамение и поклоняющихся святой иконе. После краткого молебствия у стен обители тронулись со святой иконой ко граду и вот — весь град изыде в сретение чудотворного образа Богоматери. Всех привела Матерь Божия к своему чудотворному образу! По просьбе Боровской городской думы, целиком состоявшей из раскольников-старообрядцев, было совершено торжественное молебствие перед иконой Пречистой Богоматери на городской площади. Некоторые из видных купцов-раскольников пожелали принять святую икону в свой дом и просили отслужить перед нею молебен. Так и раскольников-старообрядцев обратила на благой путь Пресвятая Богородица, посрамив прелесть раскола. Поистине это было несением Небесного света во тьму раскола! Все увидели и убедились, что подлинно с этим образом благодать и сила Божией Матери.
В 1900 году на Калужской земле более месяца продолжалось безведрие. Не прекращающиеся дожди не давали ни пожать посеянное, ни собрать пожатое, лишали возможности учинить посев и на год будущий. Безведрие угрожало великим бедствием — голодом. После всенародного молебствия перед чудотворным образом Богородицы Господь, по заступлению и ходатайству Владычицы, призрел с высоты небесной на смирение раб Своих и внял их молитвам: наступили ясные, безоблачные дни, засияло солнце и истомленные люди вновь ощутили его живительную силу. Град и веси вновь были избавлены от угрожавшей им беды.
К Богородице прилежно ныне притецем… Двести пятьдесят лет назад явилась чудотворная Калужская икона Божией Матери, став неоскудеваемым источником чудес. О них необходимо возвещать миру, особенно в наше сложное время, когда человек, изнемогая под тяжестью напастей и бед, всуе мятется, ищет утешения в развлечениях и удовольствиях, и забывает, что близ него есть истинный благодатный источник утешения — Пресвятая Богородица, непостыдная пред Богом ходатаица. Всякую стрелу отразить, всякую рану исцелить, всякую печаль утолить может Царица Небесная. Надо только с верою и усердием повергаться пред чудотворным Ее образом.
Ты приступаешь к совершению какого-либо дела — не забывай, что аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии (Пс. 126. 1); начинай же с молитвы к Преблагословенной Владычице, да благословит Она твой труд и увенчает успехом твои благие дела и предприятия.
У тебя дети достигли школьного возраста и начали поступать в учебные заведения — молись же Богоматери, чтобы Она просветила их ум и облегчила их учебные труды. Ты отправляешься в дальний путь — молись Матери Божией, да будет Она твоею путеводительницею, да избавит от врагов видимых и невидимых и всяких несчастных приключений. Недаром святая Церковь величает Матерь Божию Наставницей и Путеводительницей. Помощницей обидимых и надеждой ненадежных, заступницей убогих и утешением печальных, кормительницей алчущих и одеянием нагих, целительницей больных и спасением грешных, поможением и заступлением всех христиан.
Пресвятая Богородица, явившая в оплот и ограждение земли Калужской Свою цельбоносную икону, дарует утешение от этой святыни в многоразличных нуждах и обстояниях.
Празднование в честь этого чудотворного образа совершается четырежды в году. Первое празднование 18/31 июля — в память избавления от холеры (1748 г). Второе празднования 2/15 сентября — в воспоминание избавления от чумы (1771 г). Третье празднование 12/25 октября — в вспоминание избавления Калужской земли от французов (1812 г). Четвертое — в первое воскресение Петрова поста.