храм николая чудотворца на ордынке расписание богослужений
Храм Святителя Николая в Пыжах
Храм Святителя Николая в Пыжах расположен в Москве, между улицами Большая и Малая Ордынка, он является одним из древнейших сооружений Замоскворечья. Относится к Москворецкому благочинию Московской городской епархии Русской православной церкви. Является памятником архитектуры XVII века, находясь в статусе объекта культурного наследия народов РФ, федерального значения.
Время строительства храма Мирликийского Святителя Николая в Пыжах различается в нескольких документах. В книге «Исторический указатель московских церквей» краеведа и историка Михаила Александровского указывается, что храм был построен в период с 1647–1657 годы. В другом труде «Москва. Подробное историческое и археологическое описание города» русского архитектора Алексея Мартынова указана другая дата — 1670 год.
Церковь построена в традиционном для того времени стиле «русское узорочье». Здание имеет четырехугольную форму с трехчастными алтарными выступами и является бесстолпным, своды и купол в нем держатся только за счет наружных стен. Окна расположены в два горизонтальных ряда. Приделы церкви выдвинуты к юго-востоку и северо-востоку куба основного строения, что позволяет образовать единую линию из алтарных выступов с алтарным выступом основного строения. Белоснежная церковь украшена кирпичными деталями.
Арочный проем входа в трапезную украшен резными гирляндами и колонками. Оконные обрамления северного фасада отличаются тонким и сложным рисунком. Очень красиво смотрится пирамида из пяти куполов. Рядом стоит трехъярусная шатровая колокольня, вход которой украшен «висячей» гирькой. В ней реализованы 16 слуховых окон, чтобы звон колоколов был слышен по всей округе. Первоначальное убранство церкви утрачено. Иконостасы, установленные сейчас в храме, выполнены в древнерусском стиле.
Расписание служб в храме Святителя Николая в Пыжах
По воскресеньям, а также во время престольных и великих праздников в храме Святителя Николая в Пыжах проходят Божественные литургии в 07:00 и в 10:00.
В остальные дни Божественная Литургия совершается в 7:30 или в 08:00. Вечернее богослужение начинается в 18:00.
Богослужения проводятся на церковнославянском языке. На праздничный молебен по воскресным дням из алтаря выносятся ковчежцы с мощами. Настоятель храма — митрофорный протоиерей Александр Шаргунов.
Святыни
В храме есть мощевик в форме креста, в котором хранятся мощи семидесяти двух святых Вселенской Церкви. Список главных святынь:
История
Стрелецкий полк Василия Философова был сформирован в 1650-х годах. Затем его главой стал Богдан Пыжов, в 1668 году. Именно на средства его стрельцов была построена каменная церковь Стрелецкой слободы, так раньше назывался этот храм. Вначале в церкви существовало два придела: первый — в честь Святителя Николая, освященный во имя Благовещения, второй — в честь преподобных Феодосия и Антония Печерских. В те времена было принято называть храмы по приделам, тогда храм был известен как Никольский.
В 1692 году к зданию была пристроена трапезная и колокольня. До того времени приделы храма были расположены в его боковых апсидах. Со временем их увеличили надстройками и они сами стали самостоятельными приделами. Еще один — Никольский придел с южной стороны построили в 1811 году. В этом же году была переделана трапезная, которая в результате получила свой нынешний вид. Ее убранство сохранилось только частично, это карниз и небольшое окно.
Во время Отечественной войны 1812 году враги разорили церковь. В XIX веке церковь дважды перестраивалась и обновлялась. В 1858 году деньги на ее восстановление были выделены купцом И. Ляминым, на эти средства изготовили новый иконостас, которых до наших времен не сохранился. Вторая реконструкция была произведена в 1895 году, на деньги его жены.
В 1922 году, в годы большевистской власти из храма изъяли золотые и серебряные церковные изделия, весом более 20 пудов. Была утрачена уникальная церковная утварь XVII века, украшенная драгоценными камнями. В 1930 году храм оказался закрыт и подвергся реконструкции. Колокол, висевший в колокольне храма Святителя Николая в Пыжах, был передан в Большой театр, где использовался в некоторых постановках. Сейчас этот колокол установлен в храме Богоявления в Елохове, но на нем можно увидеть надпись о принадлежности церкви Святителя Николая в Пыжах.
Также в 1930-х годах, при проведении реквизиции, иконы храма были отданы в фонды Третьяковской галереи и других московских музеев. В 1960-х годах храм снова перестраивают под светские нужды. Здесь располагались швейные мастерские, общежитие и даже Научно-Исследовательский Институт стройматериалов.
Храм был возвращен под управление Русской православной церкви в 1990 году. Через два года, в 1992 году здесь начали проводиться первые богослужения. С 1992 по 2003 годы иконописец И. Клименко создает новые иконостасы. В южном приделе церкви сохранились несколько росписей XIX века.
В 1993 году в храме освящают третий престол, в честь священномученика Владимира, митрополита Галицкого и Киевского. Настоятель церкви Святителя Николая Мирликийского в Пыжах Александр Шаргунов является главой комитета «За нравственное возрождение Отечества». Главной задачей этой организации является борьба с пропагандой сатанизма и разврата в России.
Как добраться
Храм Святителя Николая Чудотворца Мирликийского в Пыжах находится на улице Большая Ордынка 27А/8, строение 1. Рядом расположены три станции московского метрополитена, в пешей доступности от здания церкви. Станции «Третьяковская» Калужско-Рижской линии и «Третьяковская» Калининской линии. От них до храма следует пройтись пешком 310–360 метров. Станция «Новокузнецкая» Замоскворецкой линии находится на расстоянии 610 метров.
На общественном транспорте до храма Святителя Николая в Пыжах можно доехать на автобусах, троллейбусах и трамваях. Ближайшие остановки:
В Москве удобно вызвать такси, чтобы с комфортом доехать до церкви. Можно воспользоваться мобильными приложениями таких операторов как Яндекс. Такси, Ситимобил, Uber, Везёт, Maxim, Gett.
Видео о храме Святителя Николая Чудотворца в Пыжах
Храм Святителя Николая в Пыжах
100 кокошников
Если бы В.И. Суриков изобразил утро стрелецкой казни немного в другом ракурсе, то запечатлел бы храм Святого Николая в Пыжах.
Деревянную церковь на этом месте построили около 1593 года одновременно с учреждением стрелецкой слободы.
Во второй половине XVII века местным стрелецким полком командовал Богдан Пыжов. По его фамилии называли и храм, и Пыжевский переулок. Именно он в 1672 году (по другим источникам, в 1657) завершил строительство церкви Николая Чудотворца в Пыжах с огромным количеством кокошников и шатровой колокольней. Имя архитектора неизвестно.
В 1812 году Никольский храм разорили французы. Церковь восстановили лишь в конце 1840-х на средства купцов Ляминых. Тогда заново отлили из серебра всю церковную утварь в стиле XVII века. Вообще владельцы Яхромской мануфактуры Лямины были постоянными благотворителями и благодетелями храма. Прихожанкой и благотворительницей Никольской церкви была также Анастасия Цветаева, сестра Марины Цветаевой.
В 1934 году храм Николая в Пыжах закрыли. Здание разделили на несколько этажей, сбили росписи.
Колокол Пыжевской церкви передали Большому театру, где он звонил во время оперы «Борис Годунов». Оттуда его выкупил Елоховский Собор.
В здании Никольской церкви сначала устроили общежитие, а затем швейные мастерские. В 1991 году в отреставрированном храме возобновились богослужения.
Храм Николая в Пыжах так богато декорирован, что нет даже двух одинаковых окон. Главная икона встречает верующих уже входа: мозаичный образ Николая Чудотворца врезан в церковную ограду. А мироточивый образ мученика Николая II, написанный в 1996 году Павлом Тихомировым, часто путешествует по других храмам и городам России. Также среди святынь храма — крест с частицами мощей семидесяти двух святых.
Расписание
Храм Святителя Николая в Пыжах. Расписание
28 февраля Неделя о блудном сыне
Божественная Литургия 7:00 и 10:00
Акафист Иисусу Христу 18:00
1 марта Понедельник
Вечерня, утреня, полиелей 18.00
2 марта Вторник
Божественная Литургия 8:00
3 марта Среда
Акафист святителя Николаю 18.00
4 марта Четверг
Вечерня, утреня 18.00
5 марта Пятница
Заупокойное всенощное бдение18.00
6 марта Суббота
Божественная Литургия, панихида 9:00
Всенощное бдение 18:00
7 марта Неделя мясопустная, о Страшном Суде
Божественная Литургия 7:00 и 10:00
39 комментариев «Расписание»
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, по каким дням и во сколько в храме совершается исповедь. А также есть ли расписание клириков храма. Заранее спасибо!
Исповедь совершается обычно перед Литургией. Попробуйте уточнить по телефону 8 (495) 951-34-70.
Подскажите, пожалуйста, будет ли завтра исповедь перед поздней литургией? Если да, то во сколько?
Попробуйте позвонить 8 (495) 951-37-42
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, где на сайте храма можно увидеть раздел Духовенство храма? ( Фотографии святых отцов, служащих в вашем храме, с кратким описанием/биографией)
Наталия! Приходите в Храм на Богослужение и увидите наших Батюшек. Настоятель Храма протоиерей Александр Шаргунов. Я попала в Храм года 3 назад и после этого больше не ищу других приходов. Проповеди Александра Шаргунова можно найти на сайте moral.ru и в youtube. Приходите. С Прощенным Воскресением.
С Великим постом!
Подскажите пожалуйста расписания соборования.
Спасибо!
С Великим Постом! О соборовании сообщим, как только будет известно.
Соборование в нашем храме будет 7 марта в 18:00 и 12 марта в 9:00.
Здравствуйте, подскажите, завтра 5.04 перед литургией в 18:00 будет ли проводиться исповедь?
Не понял Ваш вопрос. Попробуйте позвонить 8 (495) 951-37-42
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, поет ли в храме Лина Мкртчян?
Открыт ли храм для посетителей когда службы не идут? В какие часы можно зайти?
Добрый день! Скажите, пожалуйста, в какие даты в августе-сентябре будет служить отец Александр (Шаргунов)?
Добрый день! Пожалуйста, сообщите даты богослужений в августе-сентябре, когда будет служить отец Александр (Шаргунов).
Попробуйте позвонить 8 (495) 951-37-42
Посмотрите, пожалуйста: евангельское чтение на завтра должно быть про ловлю рыб.
О Воздвиженской отступке евангельских чтений
С этого дня, согласно Церковному Уставу, начинается чтение евангельских зачал 18-й седмицы (Лукина ряда) (см. Типикон, гл. 10, уставную главу «Сказание…» в начале богослужебного Евангелия, а также статью П. М. Мироносицкого «О порядке церковных чтений Евангелия» в Приложении к «Богослужебным указаниям на 1999 год», с. 579–596). Ряд чтений Апостола остается неизменным.
Таким образом, в 19-ю седмицу по Пятидесятнице читаются евангельские чтения 18-й седмицы и апостольские чтения 19-й седмицы; в 20-ю седмицу – евангельские чтения 19-й седмицы и апостольские чтения 20-й седмицы, и так далее до пятницы седмицы 34-й по Пятидесятнице.
Добрый вечер! Будет ли в Вашем храме совершаться память преподобноисповедника Гавриила Игошкина 17/18 октября? Мы с мужем его очень почитаем
Да, в этот день совершается память Святителей Московских: 17 октября в 18:00 Всенощное бдение, а 18 октября Божественная Литургия в 8:00.
Здравствуйте.Этим летом собираемся в Моску.Очень хотим приложиться к мироточивой иконе Царя (наша воскресная школа им.Царстаенных мучеников).Но слышала, что ее выносят только в воскресенье?Как нам быть?Мы будем в будни.Очень хотим приложиться к святыни.К кому обратиться можно?
Попробуйте позвонить 8 (495) 951-37-42
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, а отец Александр по Воскресеньям служит раннюю литургию, в 7:00 или позднюю, в 10:00?
И непосредственно в ближайшее Воскресенье, 12 мая, на день жён-мироносиц, будет раннюю или позднюю служить?
Добрый день! О.Александр служит обычно на поздней Литургии по Воскресеньям в 10:00.
Здравствуйте! Простите, не подскажите: бывают ли у Вас Молебны Святителю Николаю?
Храм святителя Николая в Пыжах, Москва
Писать своими словами не буду, так как нашёл очень интересный текст связанный с этим архитектурным шедевром.
Изначально церковь была освящена в честь Благовещения Богоматери, а нынешнее название получила по одному из приделов Святителя Николая. Ранее на месте каменного храма была деревянная церковь Благовещения «что в стрелецком полку Философова», построенная в начале XVII-го века стрельцами полка стольника Философова. Философова был отправлен для несения гарнизонной службы в Киев, их сменили стрельцы полка Богдана Пыжова.
В полк Пыжова набирали стрельцов из вольных людей. Их называли «гулящими», то есть не прикрепленными к тяглу – налогу, которым облагалось посадское и торгово-ремесленное население. Согласно документам тех лет, стрельцы должны были быть собою бодры, и молоды, и резвы. В качестве вознаграждения за службу им предоставлялись торговые льготы: они имели право беспошлинно покупать и продавать мелкий товар. Начальник расположенного в районе Большой Ордынки стрелецкого полка Богдан Климентьевич Пыжов был представителем старинного московского дворянского рода. В двадцатидевятилетнем возрасте он был назначен командиром стрельцов в бывшей Кожевенной слободе.
Вот какой любопытный эпизод описывает С.М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен»: «Стрельцы полку Пыжова всем приказом били челом государю на полковника своего Богдана Пыжова, что он вычитал у них по половине денежного жалованья; царь велел разыскать дело Языкову. Говорят, что Языков сделал розыск несправедливый, поверил полковникам. Как бы то ни было, челобитчиков стрельцов, лучших людей, велено наказать, чтоб они впредь не смели бить челом на полковников, их били кнутом и разослали в ссылки». Почти то же самое и у А.Н. Толстого в историческом романе «Петр Первый»: «Полковник Пыжов гоняет стрельцов на свои подмосковные вотчины, и там они работают как холопы. А пошли жаловаться, – челобитчиков били кнутом перед съезжей избой».
Не лучшими человеческими качествами обладал Богдан Пыжов, но военачальником был превосходным. Под его командованием полк участвовал в самых опасных походах против запорожских черкас гетмана Брюховского в 1668 году и против Степана Разина в 1670 году. В феврале 1682 года полковник Пыжов был переведен воеводой в вятский городок Кайгород. Наверное, надоели Федору Алексеевичу челобитные на Пыжова, не посмотрел царь на военные заслуги полковника. Но с другой стороны, может, и спасительным оказалась для Богдана Пыжова эта ссылка, потому что в 1698 году произошло восстание московских стрелецких полков, и Пыжов мог оказаться в числе нескольких тысяч повешенных. Или убит своими же стрельцами, ведь одной из причин стрелецкого бунта, наряду с тяготами службы, изнурительными походами и голодом, историки называют притеснения со стороны полковников. А в этом-то совесть Богдана Пыжова была нечиста.
В 1692 году стрельцы построили колокольню и трапезную с приделом Святителя Николая. А через шесть лет случился бунт и кровавая расправа. Петр I-й собственноручно отрубил головы пятерым стрельцам – зачинщикам бунта. На картине В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» одной из самых выразительных деталей является толстая свечка, горящая в руках одного из стрельцов. А ведь ближайшей стрелецкой церковью к месту казни была именно церковь Николы в Пыжах, и может, именно здесь ставили свои последние свечи московские стрельцы.
До 1692 года приделы церкви Благовещения находились в боковых апсидах. Точнее сказать, апсиды, которые были увеличены надстройками, стали самостоятельными приделами, выступающими за стены четверика. Раньше над каждым приделом возвышалась глава. Южный Никольский придел храма был возведен в 1811 году. Тогда же реконструировали трапезную, получившую теперешний вид. Придел повторяет скругление апсиды. К сожалению, декор трапезной не сохранился, но зато уцелели маленькое окошко и карниз. В 1812 году церковь Николы в Пыжах была разорена французами. Храм обновлялся в 1858 году на средства многолетнего церковного старосты купца И.А. Лямина и в 1895 году за счет его жены Е.А. Ляминой в память о скончавшемся супруге. В 1858 году был также изготовлен иконостас, не сохранившийся до наших дней.
Храм Николы в Пыжах имеет привычный для русского зодчества вид «корабля», когда церковь стоит на одной оси с трапезной и колокольней. Храм влюбляет в себя необычными архитектурными находками, художественным вкусом и фантазией зодчего. Он находится немного в глубине двора за решетчатым забором, и летом его закрывают от взора раскидистые кроны деревьев. Не поленитесь – обойдите храм вокруг, и вы получите настоящее эстетическое удовольствие.
Белокаменные кокошники, завершающие двухсветный четверик, расположены так, как будто это бегущие вспененные волны. А на волнах мирно «плывут» пять куполов. Кокошники поднимаются от богато украшенного антаблемента, который подчеркивает прямоугольную форму храма. Еще одной особенностью является то, что храм вытянут поперек оси, идущей от колокольни, что придает ему объемность.
Зодчий использовал такое разнообразие форм, накладывающихся друг на друга, что порой удивляешься, как при всем этом он добился единства и цельности. Храм создает впечатление не архитектурного, а скульптурного произведения, как будто зодчий делал из цельного куска камня, обрабатывая его маленьким скарпелем и добиваясь пластичности и декоративности. При этом нельзя сказать, что церковь Николы в Пыжах украшена роскошно или вычурно. Декор храма отличается сложностью и изящностью рисунка, который практически не повторяется в разных элементах церкви. Особенно выделяется каменный наряд в восточной части – на центральной апсиде. Обязательно обратите внимание на наличники окон и порталы входа в церковь, украшенные живописным декором. В стройной шатровой колокольне целых шестнадцать слуховых окон в два ряда, чтобы прекрасный колокольный звон храма слышался по всему Замоскворечью. Необычное арочное крыльцо как будто вырастает из колокольни. Ограда со стальной решеткой относится к концу XIX-го века.
В 1922 году при проведении реквизиции церковных ценностей из церкви были изъяты золотые и серебряные изделия весом более двадцати пудов. Бесследно пропала уникальная утварь, сделанная из серебра с инкрустациями драгоценных камней в стиле XVII-го века. В 1930-х годах церковь Николы в Пыжах была закрыта и подвергнута перестройке. Колокол Никольского храма, как и многих других московских церквей, передали в Большой театр, где он звонил в опере «Борис Годунов». Теперь этот колокол верно служит в московском храме Богоявления в Елохове, однако на нем сохранилась надпись 1900 года, сообщающая о его принадлежности к церкви Святителя Николая в Пыжах. В 1960-х годах в храме проходила реставрация. После здесь располагались строительное общежитие, НИИ стройматериалов и швейные мастерские «Росмонументискусства». Многие иконы из храма Николы в Пыжах поступили в 1930-х годах в фонды Третьяковской галереи и других музеев. Среди них Спас Вседержитель XVII века, Троица и Смоленская Одигитрия.
В 1990 году храм был возвращен Русской православной церкви, а в январе 1992 года возобновились богослужения. Новые иконостасы выполнены иконописцем И.В. Клименко в 1992 – 2003 годах по канонам московской иконописной школы. В южном приделе есть росписи конца XIX века. В 1993 году в храме был освящен третий престол в честь священномученика Владимира Киевского и всех новомучеников и исповедников российских.
Святыней церкви Николы в Пыжах является крест-мощевик с частицами мощей семидесяти двух святых, в том числе пророка Исаии, Иоанна Предтечи, апостолов Марка, Луки и Андрея Первозванного, святителя Николая и равноапостольной княгини Ольги. Особо чтимая икона храма – мироточивый образ святого царя-страстотерпца Николая. Возле этой иконы, расположенной в центральной части церкви, на утренних службах почти всегда очередь из желающих поклониться. Рядом с ней находится икона Царских мучеников. В ее мощевике есть молочный зуб царевича Алексея.
При всем внешнем великолепии внутри церковь необычайно скромна и уютна. Свежевыбеленные стены храма почти не имеют росписей. Особенно красив храм Николы в Пыжах зимой, когда его не загораживает листва деревьев. Да и белизна снега идеально сочетается с белокаменным «одеянием» церкви. Храм похож внешне на изящного белого лебедя. Он отличается живописностью силуэта, богатством декора и сложностью композиции. Храм построен перед самым началом царствования Петра I-го и является одним из последних типично русских храмов, ведь потом западное влияние будет ощущаться в архитектуре все больше и больше. Безымянный зодчий благодаря своему таланту и фантазии сделал церковь Николы в Пыжах ни с чем не сравнимым образцом русской художественно-архитектурной мысли.
Церковь расположена на ул. Б. Ордынка, 27а/8, от станции метро. «Третьяковская» можно дойти пешком.
Храм во имя святителя Николая Чудотворца р.п. Ордынское
Благословение преосвященнейшего Филиппа, епископа Карасукского и Ордынского
Расписание богослужений
Каждую пятницу
Каждую субботу
Каждое воскресенье
Поделиться:
Расписание богослужений : Один комментарий
Расписание
богослужений Страстной Седмицы
12 апреля. Великая Среда.
16-00. Вечернее богослужение.
13 апреля. Великий Четверг.
9-00. Литургия святого Василия Великого.
(Воспоминание Тайной Вечери)
16-00. Чтение двенадцати Евангелий.
14 апреля. Великая Пятница.
8-00. Царские Часы
14-00. Вынос Плащаницы
17-00. Погребение Плащаницы
15 апреля. Великая Суббота.
9-00. Литургия святого Василия Великого.
Освящение Куличей.
20-00. Чтение Апостола.
23-00. Начало ночного богослужения.
16 апреля. Воскресенье.
Пасха.
С 9-00 — Освящение Куличей.
Добавить комментарий Отменить ответ
Онлайн курс по обучению церковному пению: для перехода на страницу вконтакте вокальной школы Анны Апостол кликните на картинку ниже
Новая рубрика для предложений и заметок, для перехода нажмите на картинку ниже
Являйтесь сами ангелами в том кругу, в котором живете и действуете. Будьте всякий по силе Ангелом утешителем, Ангелом помощником, Ангелом избавителем, Ангелом, готовым — облегчать всякую тяготу и скорбь…
☦ Святитель Феофан Затворник.
Пасхальная встреча в Просветительском центре на Пасху Христову аудиозапись
Популярные записи
Православное Христианство.ru
духовная мудрость
Статьи сайта Фома
Икона дня
Православный календарь
Вмц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Мчч. Терентия и Неониллы и чад их Сарвила, Фота, Феодула, Иеракса, Нита, Вила и Евникии (249–250). Прп. Стефана Савваита, творца канонов (IX). Свт. Арсения I, архиеп. Сербского (1266). Прп. Иова, игумена Почаевского (1651). Свт. Димитрия, митр. Ростовского (1709).
Прп. Феофила Киевского, Христа ради юродивого (1853). Мчч. Африкана, Терентия, Максима, Помпия и иных 36-ти (III). Сщмч. Кириака, патриарха Иерусалимского (363). Прп. Иоанна Хозевита, еп. Кесарийского (VI). Сщмч. Неофита, еп. Урбнисского (VII) (Груз.). Прп. Арсения Каппадокийского (1924).
Сщмч. Иоанна Виленского пресвитера (1918).
Утр. –Ин., 35 зач. (от полу’), X, 1–9140.Лит. –Кол., 251 зач., I, 18–23.Лк., 56 зач., XI, 9–13.Свт.:Евр., 318 зач., VII, 26 – VIII, 2.Ин., 36 зач., X, 9–16.