храм николая чудотворца в уфе

Храм николая чудотворца в уфе

по Воскресным и праздничным дням:
— накануне вечернее богослужение в 17:00,
— Литургия в 09:00,
Каждый четверг акафист свт. Николаю в 11:00
Требы ежедневно по запросу

Крещение каждую субботу в 11:00,
Огласительные беседы каждое воскресение в 14:00

Финансовые контакты

Местная религиозная организация приход Никольской вокзальной церкви г. Уфы Республики Башкортостан «Уфимской Епархии Русской Православной Церкви (Московсий Патриархат)»

БИК — 048073766 в ОАО «Региональный Банк Развития»

История

Никольская вокзальная церковь (церковь во имя святителя и чудотворца Николая), расположена по ул. Вокзальная, 39а. Является памятником архитектуры и истории РБ. Церковь ведет свою историю с 1896 года, когда началось ее строительство. Никольская церковь при Уфимском железнодорожном вокзале построена усердием служащих на Самаро-Златоустовской железной дороге, в память помолвки Императорской Четы, и освящена в 1897 году. Престол – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Средства церкви были собраны служащими Самаро-Златоустовской железной дороги. Первый деревянный храм полностью сгорел при пожаре и его отстроили заново. Новая каменная церковь заложена в 1899 году. Последним настоятелем храма был протоиерей Николай Соколов. Прежняя Никольская церковь была очень красивой, представляла собой пятикупольный храм. В 1923 году Никольская церковь стала одной из первых в череде последующих закрытий храмов в Уфе. Помещение отдали под клуб железнодорожников (Андреевский клуб). В 2005 году церковь вновь открыла двери как домовая церковь при Уфимском филиале Самарской государственной академии путей сообщения и занимает 2-й этаж помещения.Здание находится в процессе передачи Уфимской епархии Московской Патриархии. На обустройство ушло несколько лет: прихожане и студенты железнодорожного техникума помогали восстановить святыню. В будущем проектом предусмотрено оформление парадной входной группы с небольшой колокольней, а главный вход в храм будет традиционно расположен напротив алтаря.

Источник

Никольский храм при Уфимском железнодорожном вокзале

Мiръ Россия Республика Башкортостан Уфа Никольский храм при Уфимском железнодорожном вокзале

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

Содержание

История [ править ]

Церковь ведет свою историю с 1896 года, когда началось ее строительство. Никольская церковь при Уфимском железнодорожном вокзале построена усердием служащих на Самаро-Златоустовской железной дороге, в память помолвки Императорской Четы, и освящена в 1897 году.

Престол – во имя Святителя и Чудотворца Николая. Средства церкви были собраны служащими Самаро-Златоустовской железной дороги. Первый деревянный храм полностью сгорел при пожаре и его отстроили заново. Новая каменная церковь заложена в 1899 году. Последним настоятелем храма был протоиерей Николай Соколов. Прежняя Никольская церковь была очень красивой, представляла собой пятикупольный храм.

В 1923 году Никольская церковь стала одной из первых в череде последующих закрытий храмов в Уфе. Помещение отдали под клуб железнодорожников (Андреевский клуб).

В 2005 году церковь вновь открыла двери как домовая церковь при Уфимском филиале Самарской государственной академии путей сообщения и занимает 2-й этаж помещения.

Здание находится в процессе передачи Уфимской епархии Московской Патриархии. На обустройство ушло несколько лет: прихожане и студенты железнодорожного техникума помогали восстановить святыню. В будущем проектом предусмотрено оформление парадной входной группы с небольшой колокольней, а главный вход в храм будет традиционно расположен напротив алтаря.

Современное состояние [ править ]

При храме организовано:

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: 450015, Россия, Республика Башкортостан, город Уфа, улица Вокзальная, дом 39А

Паломнику [ править ]

по Воскресным и праздничным дням:

— накануне вечернее богослужение в 17:00,

Каждый четверг акафист свт. Николаю в 11:00.

Требы ежедневно по запросу.

Крещение каждую субботу в 11:00.

Огласительные беседы каждое воскресение в 14:00.

Источник

Собор во имя Святителя и Чудотворца Николая

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

Собор в честь святителя Николая — это храмовый комплекс, в который входит также благоустроенный православный культурно-просветительский центр «Свято-Никольский» с конференц-залом на 300 посадочных мест и оборудованием для презентаций и просмотра фильмов.
Показать полностью.
Никольский храм уникален по своим размерам и проекту. Его высота составляет 68 метров. В ходе его строительства использовался опыт возведения храма Христа Спасителя в Москве и собора в честь праведного Феодора Ушакова в Саранске.

Ключарем Собора является благочинный Автозаводского округа протоиерей Дионисий Соловьёв.

В храме три престола:
Главный – в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.
Левый – в честь священномученика Евгения (Зернова), митрополита Горьковского.
Правый – в честь священномученика Лаврентия, епископа Балахнинского.

На базе культурно-просветительского центра функционируют: православная библиотека, воскресная школа, иконописная мастерская, школа молодого иконописца, певческие курсы для взрослых и центр изучения Библии (ЦИБ). Семейный клуб трезвости. Здесь также проводятся концерты духовной музыки, детские праздники, выставки и презентации.

С вопросами, жалобами и предложениями можете обращаться в личные сообщения сообщества!

Источник

Храм во имя святителя Николая Чудотворца

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

Храм построен и освящен в 1872 году. В ночь на 6 января 1883 года в церкви случился пожар, после которого прихожане решили возвести каменный храм.
Показать полностью. В 1893 году был освящен главный алтарь нового Николаевского храма, а в 1895 году последовало освящение двух его приделов: левый придел в честь Рождества Пресвятой Богородицы, правый придел во имя Святого пророка Божия Илии.

Величественную церковь построили с использованием элементов древнерусского зодчества, в 1899 году она была обнесена красивой каменной оградой, сохранившейся до наших дней. Также сохранилось богатое убранство храма: часть настенных росписей, старинные иконы, необычайно красивый резной иконостас. Паникадило, украсившее купол церкви, еще до революции из Нижнего Новгорода привез купец Карпов, он завещал, чтобы в церкви венчали и отпевали под этим паникадилом.

В годы советской власти Николаевский храм никогда не закрывался и не был разорен, сохранив особую духовную благодать, присущую старинным церквям. Когда в 30-е годы местные власти предприняли первую серьезную попытку закрыть храм, колокола звонили как при пожаре. За церковной оградой собралось много людей. Они не позволили представителям властей подойти к церкви. Те угрожали, стреляли в воздух, обещали на днях открыть в храме столовую. Но люди были готовы стоять насмерть. С каждым днем усиливалась антирелигиозная пропаганда, проводились митинги и собрания, но верующие оказались непоколебимы в убежденности отстоять свой храм. Во время одной из стычек, после окончательного решения о закрытии храма, представители местных властей потребовали ключи от церкви, начали грозить батюшке расстрелом. Но на защиту священника встали прихожане, вперед вышла староста церкви Анна Федоровна Гамалеева: «Лучше стреляйте в меня, ключи от церкви не отдам!» Вскоре Анна Федоровна поехала к председателю ЦИК СССР М.И.Калинину – добиваться отмены решения о закрытии храма. В это время обязанности старосты храма приняла на себя монахиня Анания. Несмотря на угрозы, сестра Анания сохраняла ключи от храма и не позволяла безбожникам надругаться над церквью и ее святынями. Женщине грозили физической расправой, но случилось чудо: из Москвы пришла резолюция о сохранении службы в храме. Колокола все же пришлось снять. Необычайно жалобно и надрывно звенели они, сбрасываемые на землю. Десятки людей, встав на колени, молились и плакали.

Советской властью были репрессированы служащие в храме: священник Морозов Иван Петрович, арестован 02.08.1929 года, приговорён к трём годам ссылки, и священник Черных Игнатий Алексеевич арестован 16.11.1937 года, приговорён к 10 годам лагерей. Дальнейшая судьба их неизвестна.

По некоторым данным, в самом конце 30-х – начале 40-х годов службы в храме не велись. Рассказывают, что председатель местного колхоза, который в детстве был сиротой и воспитывался в семье богобоязненной женщины, оказался памятливым и совестливым человеком, и, несмотря на новые порядки, под страхом сурового наказания запретил растаскивать и грабить церковное имущество. С этих же времен сохранилось местное предание о лампадке, которая сама собой горела в храме никем не поддерживаемая, как бы сохраняя связь времен. Сохранился также рассказ о неведомом старичке, который в самые суровые времена по ночам останавливал грабителей, покушавшихся на церковные святыни: говорят сам любимый народный святой Николай Чудотворец становился на пути разбойников, защищая храм.

С уходом безбожной власти жизнь храма, как и всей Русской Православной Церкви, оживилась: в 1993 году вновь открылась Церковно-приходская воскресная школа, в тоже время заменена основная часть кровли, в 1997 г. воссоздана старая система отопления, в 2000-2001гг. закончен ремонт кровли (куполов и маковок), ремонтные работы продолжаются и по сей день.

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

Храм во имя святителя Николая Чудотворца запись закреплена

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

Храм во имя святителя Николая Чудотворца запись закреплена

10 ноября – День памяти (преставление) святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709).

Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином.
Показать полностью. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий, в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя Слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (Житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.

Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.

В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября/10 ноября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.

21 сентября/4 октября 1752 года, при разобpании опустившегося помоста в церкви Зачатия Богоматери, обретены были нетленными его святые мощи в согнившем гробе, равно как и святительская его одежда, и от них, как от благодатного источника, начали истекать исцеления одержимых различными болезнями: слепые прозревали, немые говорили, расслабленные двигались, и бесы изгонялись молитвами, совершавшимися при святых мощах. Внимая этим ясным указаниям Божественного промысла, Святейший Синод, по свидетельствовании святых мощей и бывших чудес, причислил святителя Димитрия к лику новоявленных чудотворцев Российских 22 апреля 1757 года. Преемнику его по кафедре Ростовской, митрополиту Арсению, поручено было составить жизнеописание святого, а службу ему написал Амвросий, епископ Переяславский, впоследствии архиепископ первопрестольной столицы, где мученически окончил дни свои. В следующем году благочестивая императрица Елизавета по усердию к святителю устроила для мощей его серебряную раку, а в 1763 году императрица Екатерина после своего царского венчания пешком совершила путешествие из Москвы в Ростов для поклонения мощам святого Димитрия и переложення их в приготовленную раку, которую сама несла вместе с архиереями при торжественном обхождении храма: такая царственная почесть была опять воздана Угоднику Божию.

Совершаются и до сих пор благодатные исцеления при мощах святителя, над которыми, уже в наше время, 40 лет неусыпно бодрствовал другой подвижник, гробовой старец иеромонах Амфилохий, оставивший по себе благую память и возлегший как бы на страже у порога церковного того храма, где покоятся мощи святителя (там же в преддверии почивает и его благочестивый племянник архимандрит Иннокентий, долго бывший настоятелем Яковлевской обители). Прославим Господа по неизреченной Своей милости, проявившего столько благочестия уже во дни наши, в смиренном городе Ростове, и прославившего там многими чудесами нового великого светильника Российской земли, который является скорым помощником для призывающих его святое имя. Молитвами этого великого Православия ревнителя и искоренителя расколов, целебника Российского и цевницы духовной уцеломудряющей всех своими писаниями, да сподобимся и мы быть написанными в книге жизни Агнца Божия вместе со всеми от века ему угодившими, к лику коих причислен и святитель Ростовский Димитрий.

С 10 ноября 1991 года честны́е мощи святителя Димитрия пребывают в Яковлевском храме, справа от царских врат.

Правосла́вия ревни́телю и раско́ла искорени́телю, Росси́йский целе́бниче, и но́вый к Бо́гу моли́твенниче, списа́ньми твои́ми бу́их уцелому́дрил еси́, цевни́це духо́вная, Дими́трие блаже́нне, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Звезду́ Росси́йскую от Ки́ева возсия́вшую, и чрез Но́вград Се́верский в Росто́в дости́гшую, всю же страну́ сию́ уче́ньми и чудесы́ озари́вшую, ублажи́м златослове́снаго учи́теля Дими́трия, той бо все́м вся написа́, я́же к наставле́нию, да всех приобря́щет, я́коже Па́вел Христу́, и спасе́т правове́рием ду́ши на́ша.

О святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский! Услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Человеколю́бцу Бо́гу о раба́х Бо́жиих (имена). Умоли́ Его́ благосе́рдие, да не осу́дит нас по беззако́нием на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни: изба́ви нас от возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных; пода́ждь нам твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кой беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и покланя́емаго в трех ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Источник

Свято-Никольский храм в Шакше

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

Свято-Никольский храм в Шакше запись закреплена

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

Свято-Никольский храм в Шакше запись закреплена
Свято-Никольский храм

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

Свято-Никольский храм в Шакше запись закреплена
Свято-Никольский храм

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

Свято-Никольский храм в Шакше запись закреплена
Свято-Никольский храм

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

Свято-Никольский храм в Шакше запись закреплена
Свято-Никольский храм

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ.
Пятница 18 января.
На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник).
08:00 – Царские часы (1-й, 3-й, 6-й, 9-й), изобразительные. Великое освящение воды.
17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.
Показать полностью.

СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
23:00 – Литургия. Великое освящение воды.

Суббота 19 января.
17:00 – Всенощное бдение. Исповедь.

Воскресение 20 января.
Неделя 34-я по Пятидесятнице.

08:00 – Литургия. Молебен. Лития

храм николая чудотворца в уфе. Смотреть фото храм николая чудотворца в уфе. Смотреть картинку храм николая чудотворца в уфе. Картинка про храм николая чудотворца в уфе. Фото храм николая чудотворца в уфе

Свято-Никольский храм в Шакше запись закреплена
Свято-Никольский храм

С ПРАЗДНИКОМ.
14 января в 2019 году Православная Церковь торжественно отмечает праздник Обрезания Господня в память о том, что Богомладенец Иисус по ветхозаветной традиции на восьмой день после Своего Рождества был обрезан, и при этом Ему было наречено имя, предреченное Архангелом Гавриилом еще при Благовещении Деве Марии и предвозвещенное Ангелом святому праведному Иосифу Обручнику – Иисус (Спаситель).
Показать полностью.

Само наречение этого имени является знамением величайшего служения вочеловечившегося Сына Божия, «ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21). В Ветхом Завете обрезание было установлено в прообраз Крещения новозаветного, в знак Завета с Господом, в знак очищения от первородного греха. Это еще не было полное, истинное очищение, которое установил Господь наш Иисус Христос, взяв на Себя грехи мира и пролив Свою Кровь на Кресте. Ветхозаветное обрезание было как бы наказанием за прародительское преслушание: “се бо в беззакониих зачат есмь и во гресех роди мя мати моя” (Пс. 50, 7).

Господь, будучи во всем подобен нам, кроме греха, не нуждался ни в каком очищении, будучи Сыном Божиим и Истинным Богом – в каком завете с Богом нуждался Присносущественный Творец и Законоположник мира? По смирению Своему принимает Он положенное грешным людям, потому что Сам о Себе потом скажет: “Не нарушить закон пришел Я, но исполнить”. Святитель Димитрий Ростовский писал: “В обрезании Владыка наш явил большее смирение, нежели в рождении Своем: в рождении Он принял образ человека…, в обрезании же Он принял образ грешника, как грешник претерпевая боль, положенную за грех”.

Стихира празднику Обрезания Господня

Сходяй Спас к роду человеческому, прият пеленами повитие, не возгнушася плотскаго обрезания, осмодневен по Матери, безначальный по Отцу. Тому вернии возопиим: Ты еси Бог наш, помилуй нас.

Тропарь празднику Обрезания Господня, глас 1-й

На престоле огнезрачнем в вышних седяй со Отцем безначальным и Божественным Твоим Духом, благоволил еси родитися на земли от Отроковицы, неискусомужныя Твоя Матере, Иисусе; сего ради и обрезан был еси яко человек осмодневный. Слава всеблагому Твоему совету, слава смотрению Твоему, слава снизхождению Твоему, едине Человеколюбче.

Тропарь святителю Василию, глас 4-й

Во всю землю изыде вещание твое, яко приемшую слово твое, имже боголепно научил еси, естество сущих уяснил еси, человеческия обычаи украсил еси, царское священие, отче преподобне: моли Христа Бога спастися душам нашим.

Перевод: Проповедь твоя прошла по всей земле, как принявшей слово твое, которым ты богодостойно раскрыл истины веры, уяснил природу всего существующего, украсил человеческие обычаи; царское священство — отче преподобне, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Уяснил природу всего существующего — в творениях Василия Великого, особенно в его «Шестодневе», есть много прекрасных описаний и объяснений явлений природы.

Украсил человеческие обычаи — украсил человеческие обычаи начертанием правил и установлением строгого монастырского жития, учреждением благотворительных заведений.

Царское священство — Василий — значит «царский». Святитель Василий Великий, после Афанасия Великого, стоял действительно во главе современного ему священства.

ТОЛКОВАНИЕ ПАРЕМИИ НА ОБРЕЗАНИЕ ГОСПОДНЯ

Книга Бытия
(XVII, 1-2, 4-8, 3, 9-12, 14)

Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен; и поставлю завет Мой между Мною и тобою, и весьма, весьма размножу тебя. Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом. И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их. Сей есть завет Мой, который вы должны соблюдать между Мною и между вами и между потомками твоими после тебя [в роды их]: да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей [в восьмой день], истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой.

Эта паремия напоминает о том, что явился Господь Авраму на сотом году жизни и сказал: «Я твой Бог, ходи предо Мной и будь непорочен». Ходить пред Богом — это жить постоянно с мыслью о том, что Бог видит тебя насквозь, знает и дела, и мысли, и все сердечные движения. Быть непорочным — значит вести себя так, чтобы ничем не оскорбить Бога, не позволять себе забыть о той чести, которую дарует человеку близость Творца. С этого обращения Господа начинается завет Бога с человеком. Бог обещает Авраму многочисленное потомство, матерью которого будет Сара. Тут же в именах этой супружеской четы удваивается по букве: Авраам и Сарра. Повеление называться так еще более подчеркивает благословение Божие, которое наследуют лишь потомки Авраама и Сарры (у Авраама были дети Агари, Хеттуры, но не им предстояло наследовать благословение). От Авраама требуется верность Богу, и не только лично его, но и всего многочисленного потомства. Для сохранения в роды родов завета с Богом и как обещание исполнить повеленное избирается внешнее действие — обрезание. Оно призвано воспитать в поколениях стремление держаться единым народом, чтобы кланяться лишь Богу Авраама. Как знамение завета оно включает и внутреннее освящение, без которого одно умножение численности избранного народа еще не означает сердечной преданности Богу и вере праотца Авраама. Потому и обличались «необрезанные сердца и уши» в книге Левит (Лев. XXVI, 41) и в Деяниях (Деян. VII, 51). Правила предписывали совершать обрезание на восьмой день, когда новорожденный окрепнет. К тому же число 8 выражало полноту и совершенство. Откладывать на более позднее время совершение повеленного считалось выражением пренебрежения и небрежности, недопустимой там, где речь о повелении Божием. Касалось это мальчиков, так как для продолжения рода достаточно освящения главы семьи, жена же с мужем составляла единое целое. Первоначально главное внимание было направлено на умножение численности народа, и потому в Ветхом Завете строго узаконено прежде всего единство крови и веры. В дальнейшем, уже в Новом Завете, обрезание заменено крещением, действующим более глубоко и всесторонне. В Ветхом Завете еще неразвитое сознание ценности данного Богом поддерживалось страхом наказания (вплоть до внезапной смерти). Новый завет включает всех желающих чтить Бога, и потому крещение не ограничивается ничем внешним — только бы усвоить веру и учиться всей жизнью «ходить пред Богом».

В праздник Обрезания Господня читается эта паремия для того, чтобы явно было для всех, что Господь во всем подчинялся закону. Он ничем не хотел подчеркивать Свою свободу от всех постановлений, но вполне справедливо позже указывал, что пришел не нарушить закон, но исполнить

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *