храм николы в кадашах
Храм Воскресения Христова в Кадашах
Мiръ Россия Москва Храм Воскресения Христова в Кадашах
Храм Воскресения Христова в Кадашах (1695 г.) является памятником архитектуры федерального значения. Храм расположен в районе Якиманка, Центрального административного округа города Москвы, между двух основных дорог на юг — Полянкой и Ордынкой.
Содержание
История [ править ]
Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.
Первый каменный храм построен в 1657 г. В 1687 г. заложен современный храм, старый разобран. Закладывал храм патриарх Иоаким, освящал патриарх Адриан в 1695 г. Южная аспида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 г., были встроены в новое сооружение. А в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча». В XIX в. были достроены галереи и крыльцо.
Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители. Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы, что говорит об особой близости кадашевцев царскому двору. Особенной красотой выделялся шестиярусный резной иконостас, о котором сохранились отзывы, как об одном из лучших произведений резного искусства XVII в.
Старинная роспись XVII в., выполненная царскими изографами, пострадала в пожаре 1812 г. при нашествии французов и была заменена новой живописью художником П.Н. Шепетововым в 1848 г. при настоятеле о. Иоанне Маргаритове.
Последние строительные работы в храме проводились в 1860 г. под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В таком виде здание церкви сохранилось до нашего времени.
Несмотря на все усилия прихожан, храм был закрыт в 1934 г. Иконы храма в большинстве утрачены, немногие оставшиеся разрознены и хранятся в запасниках Третьяковской галереи, Исторического музея и музея «Останкино».
После закрытия в храме размещались различные государственные учреждения, в том числе и такие, как «спортивный клуб колбасной фабрики». Все это не могло не вызвать запустение и разрушение храма.
В 1966 г. Воскресенский храм был отдан в аренду ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря, ведущему научному учреждению по реставрации и сохранению художественных ценностей.
6 февраля 1992 г. была зарегистрирована приходская община Кадашевского храма и подписаны документы о передаче церкви верующим. Но, несмотря на все усилия настоятеля и прихожан, храм в продолжении более чем двенадцати лет продолжал оставаться закрытым.
Для совершения богослужений церковной общиной было переоборудовано под церковь одно из ближайших строений. Новая церковь, посвященная прп. Иову Почаевскому по устному благословению Святейшего Патриарха Алексия, является единственным храмом в Москве этого великого русского святого. Особым почитанием в храме пользуется и Почаевский образ Пресвятой Богородицы, для которого устроена отдельная часовня.
Лишь в 1996 г. после невероятных усилий приходу было разрешено войти в Воскресенский храм для совершения богослужений.
Переломным для прихода явился 2004 г., когда усилиями прихожан при поддержке других православных приходов и братств был начат процесс освобождения Кадашевского храма. В декабре 2004 г. возобновились регулярные службы в верхнем храме Воскресения Христова в Кадашах. В настоящее время идет постепенное освобождение и нижнего храма.
Описание [ править ]
Совместными усилиями прихода с Обществом ревнителей православной культуры издается журнал «Мир Божий» посвященный православной культуре и современной жизни Церкви. При храме создан историко-археологический музей «Кадашевская слобода», ведутся занятия в Воскресной школе. Проводятся ежегодные Кадашевские чтения, посвященные архитектурному наследию столицы.
Усыпальница [ править ]
В 2007 году при храме Воскресения Христова в Кадашах по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия под храмом прп. Иову Почаевскому была создана усыпальница.
В ней покоятся останки москвичей, а также останки монахов, переданные для перезахоронения храму Воскресения Христова в Кадашах из:
Николо-Греческого мужского монастыря, XII-XVII вв.*;
Храма Николы Большой Крест, XII-XVII вв.;
Храма Воскресения Словущего на Петровке, XII-XVII вв.;
Храма Святой Троицы в Старых Полях, XV-XVIII вв.;
Церкви Николая Чудотворца, XVII-XVIII вв.;
Моисеевского женского монастыря, XVII-XVIII вв., найденные в ходе историко-археологического исследования на Манежной площади, 1995 г.;
Погребения неизвестного храма XII-XIII вв., найденные под зданием ЦВЗ «Манеж»;
Останки некрополя XVIII в. Коломенской Ямской слободы;
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Местонахождение [ править ]
Адрес: 115035, Москва, 2-й Кадашевский пер., д. 7
МОСКОВСКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ В КАДАШАХ
Московский Воскресенский храм в Кадашах, 27 августа 2011. Фото Сычева А.П. с сайта sobory.ru |
Московский храм в честь Воскресения Христова, в Кадашах Москворецкого благочиния Московской епархии
Первое упоминание о деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.
Первый каменный храм построен в 1657 г. В 1687 г. заложен современный храм, старый разобран. Закладывал храм патриарх Иоаким, освящал патриарх Адриан в 1695 г. Южная аспида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 г., были встроены в новое сооружение. А в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча». В XIX в. были достроены галереи и крыльцо.
Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители. Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы, что говорит об особой близости кадашевцев царскому двору. Особенной красотой выделялся шестиярусный резной иконостас, о котором сохранились отзывы, как об одном из лучших произведений резного искусства XVII в.
Старинная роспись XVII в., выполненная царскими изографами, пострадала в пожаре 1812 г. при нашествии французов и была заменена новой живописью художником П.Н. Шепетововым в 1848 г. при настоятеле о. Иоанне Маргаритове.
Последние строительные работы в храме проводились в 1860 г. под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В таком виде здание церкви сохранилось до нашего времени.
Несмотря на все усилия прихожан, храм был закрыт в 1934 г. Иконы храма в большинстве утрачены, немногие оставшиеся разрознены и хранятся в запасниках Третьяковской галереи, Исторического музея и музея «Останкино».
После закрытия в храме размещались различные государственные учреждения, в том числе и такие, как «спортивный клуб колбасной фабрики». Все это не могло не вызвать запустение и разрушение храма.
В 1966 г. Воскресенский храм был отдан в аренду ВХНРЦ имени академика И.Э.Грабаря, ведущему научному учреждению по реставрации и сохранению художественных ценностей.
6 февраля 1992 г. была зарегистрирована приходская община Кадашевского храма и подписаны документы о передаче церкви верующим. Но, несмотря на все усилия настоятеля и прихожан, храм в продолжении более чем двенадцати лет продолжал оставаться закрытым.
Для совершения богослужений церковной общиной было переоборудовано под церковь одно из ближайших строений. Новая церковь, посвященная прп. Иову Почаевскому по устному благословению Святейшего Патриарха Алексия, является единственным храмом в Москве этого великого русского святого. Особым почитанием в храме пользуется и Почаевский образ Пресвятой Богородицы, для которого устроена отдельная часовня.
Лишь в 1996 г. после невероятных усилий приходу было разрешено войти в Воскресенский храм для совершения богослужений.
Переломным для прихода явился 2004 г., когда усилиями прихожан при поддержке других православных приходов и братств был начат процесс освобождения Кадашевского храма. В декабре 2004 г. возобновились регулярные службы в верхнем храме Воскресения Христова в Кадашах. В настоящее время идет постепенное освобождение и нижнего храма.
Совместными усилиями прихода с Обществом ревнителей православной культуры издается журнал «Мир Божий» посвященный православной культуре и современной жизни Церкви. При храме создан историко-археологический музей «Кадашевская слобода», ведутся занятия в Воскресной школе. Проводятся ежегодные Кадашевские чтения, посвященные архитектурному наследию столицы.
Настоятели
Использованные материалы
[1] Воскресенский Николай Александрович, краткая справка священнослужителей на сайте «Храмы России», http://temples.ru/clerics.php?ClericID=947
[2] Отчество батюшки взято из очерка «Отец Николай Смирнов (Кадашевский)». Книга «Воспоминаний» епископа Арсения (Жадановского), с подписью: Надежда Шульц; с сокращениями и искажениями текста впервые опубликован: Московский журнал, 1993, № 12, с. 30-31.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах
Битва при Кадашах
В старой Москве говорили: «Пришла к нам правда не от Петра и Павла, а от Воскресенья в Кадашах». Кадаши упоминаются еще в 1504 году — в завещании Ивана III. Тогда мастера-ткачи основали в городе несколько слобод, и архитектурной доминантой стала церковь Воскресения в Кадашах.
Ткацкое производство в Кадашах получило название Кадашевский Хамовный двор. Там делали полотно со сложным художественным рисунком.
Ткачи устроили слободу на месте прежней слободы бондарей, изготовлявших кади. Так и возник топоним Кадаши. Есть еще народная версия, связывающая название местности с жившими здесь татарскими судьями «кади». А Забелин и вовсе решил называть слободу Каташево, так как ее жители занимались катанием полотна для беления.
Церковь Воскресения Христова в Кадашах построили в 1687-1695 годах на месте каменного храма 1493 года, от которого остались южная апсида и подклет.
Средства выделили купцы Добрынины. Богато декорированный белокаменной резьбой «петушиными гребешками» двухэтажный пятиглавый храм с шестиярусной колокольней — яркий образец московского барокко. Его декор как будто «растет» вверх и «расцветает»: скромный первый этаж сменяется пышно украшенным вторым.
Храм в Кадашах перестраивали в 1802 году и 1860-1863 после разорения французами. Наполеоновские солдаты устроили в церкви конюшню и разграбили сам храм. Уходя, они подожгли церковь, но огонь дошел до окна у правого клироса и потух.
Храм расписывали царские живописцы Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин. А иконостас церкви стал прообразом иконостаса соборного храма Донского монастыря.
А колокольню Кадашевского храма за стройность прозвали свечкой. Главный ее 400-пудовый колокол отлил в 1750 году Константин Слизов, создатель знаменитого Успенского колокола Ивана Великого. Важное значение этого храма подчеркивает тот факт, что в колокольном перезвоне Кадашевские колокола звонили вторыми — сразу после Ивана Великого.
В 1934 году храм Воскресения Христова в Кадашах закрыли. В здании размещались различные государственные учреждения и спортивный клуб колбасной фабрики.
В 1992 его вернули церкви, но регулярные богослужения в Воскресенском храме начались только с декабря 2004. Для этого общине храма пришлось забаррикадироваться в церкви и требовать освобождения здания у сотрудников реставрационного центра Грабаря, которые должны были съехать еще в 2001 году. Эти события вошли в современную историю как «битва при Кадашах».
Сейчас на территории Воскресенской церкви действует подземный храм-усыпальница, где покоятся останки древних жителей Москвы, современников Юрия Долгорукова. На южном фасаде трапезной сохранились солнечные часы — единственные в Москве на церковном здании.
По решению настоятеля храма открыли археологический музей «Кадашевская слобода». Во время экскурсии можно также подняться на колокольню церкви Воскресения Христова в Кадашах.
Но «Битва за Кадаши» еще не завершилась: было уже несколько попыток устроить на месте древней слободы элитный жилой комплекс с многоэтажками, наступающими на храм. Пока Кадаши отстаивают, хотя несколько исторических зданий все же не удалось спасти.
Храм николы в кадашах
Комплексные занятия для старших дошкольников с непременным участием родителей.
Задача цикла укрепить в сознании ребенка мысль о единстве мира, как цельного Божественного творения.
Занятия открывают ребенку год, как цепь священных событий – православных праздников. В ходе занятий дети знакомятся с житиями святых и природными явлениями, как образами Божьего мира.
Педагоги используют разнообразные формы деятельности, близкие и увлекательные для детей этого возраста: интерактивные беседы, просмотры тематических видеоматериалов, спектакли, игры, изготовление поделок. Занятия включают изобразительное творчество, разучивание песен, создание предметов из природных материалов.
В ходе занятий ребенок не только знакомится с содержанием праздника, но и погружается в праздничную атмосферу, проживает событие священной истории, как часть собственного бытия внутри семьи.
«На машине времени в Древнюю Русь»
«Семейный лад»
Среда 11-13 / Комплексные занятия для родителей с детьми 2-4лет
Основная цель цикла: развитие эмоционального контакта в диаде «Мать-ребенок».
Задачи цикла: учить родителей различным методам игрового сотрудничества с ребенком; развивать у ребенка чувство ритма, слух, речь, виды взаимодействия со взрослыми и сверстниками посредствам творческо-игровой деятельности; воспитывать чувство прекрасного и любви к русской народной традиции.
В ходе занятий совместно с родителями дети являются активными участниками народных подвижных, пальчиковых, логоритмических, жестовых игр. Рукодельная Мастерская органически сочетается со сказкой и игровым действом. Там происходят чудеса воплощения из ниток, теста, бумаги, лоскутков и других материалов всевозможных интересных идей для подготовки праздников.
На занятиях звучит живой голос педагога, звуки балалайки, классическая музыка в записи.
Комплексные занятия для старших дошкольников (для детей 5-7 лет)
Занятия студии строятся на соединении Православного христианского мироощущения с русской национальной традицией. Знакомство с народной культурой, изучение фольклорных песен, игр и забав призвано не только развить в ребенке эстетические чувства и музыкальные способности, но и способствует развитию любви к Родине, бережному отношению к семье и ближнему.
Педагоги используют разнообразные виды работ, близкие и увлекательные для детей данного возраста: интерактивные беседы, просмотры тематических видеоматериалов, игры-драматизации, игры, изобразительное и прикладное творчество.
«Рукопашный бой»
Субботас 11-13 / Мальчики5-7 лет
Очень хочется, что бы наши мальчишки, выросли смелыми, отважными, честными, патриотичными, настоящими защитниками нашего Отечества…Надеемся, что в этом могут помочь занятия по русскому традиционному рукопашному бою.
«Литературно-творческая студия»
Вторникс 17-20 / дети 4-5 лет
Четверг с 17-20 / дети 7-9 лет
Целью наших занятий является знакомство детей с увлекательным миром Книги.
На занятиях мы читаем и обсуждаем прочитанное, рисуем, занимаемся рукоделием, смотрим диафильмы и видео-презентации, поем и играем, вместе ходим на экскурсии и в походы …
«Изостудия»
В программе: живопись, графика, знакомство с иконописью.
Среда с 14-16 / дети 6-9 лет
Всем известно, что детям необходимо прививать интерес к прекрасному и развивать творческие умения с самого раннего детства. Но не всегда хватает на это сил у родителей.Мы придумали новый цикл занятий, который поможет ребятам раскрыться через изобразительное творчество, попробоватьразнообразные художественные техники, поразмышлять об искусстве, окунуться в историю… И, самое главное,мы будем знакомиться с Иконописью, что бы приблизиться к пониманию иконы, попробовать глубже почувствовать Церковное искусство, вместе постараться прожить годовой круг Православных праздников. Занятия будут включать в себя и элемент игры, и викторины, и загадки, и беседы, и видео-презентации, и музыкальные паузы, и небольшие театрализованные элементы. По-возможности, планируем вместе ходить по московским музеям и улицам, и, конечно, на пленер.Группу набираем разновозрастную от 6 до 9 лет. Хотелось бы вовлечь в творческий образовательный процесс и родителей, чтобы они вместе со своими детьми проживали радостные минуты творческих порывов.
Педагог студии – Варнавская Анастасия Владимировна.
Образование: Православный Свято-Тихоновский Богословский университет, факультет Церковных Художеств, отделение Иконопись (5 курсов), 2000г.
Деятельность: Преподает в воскресной школе при храме прп. Марона Пустынника ИЗО более 20 лет.
Кроме того, регулярно участвует в разнообразных творческих проектах как преподаватель различных рукоделий для детей разного возраста(например, семейные лагеря Жени Кац, творческие студии в Кадашах, разнообразные выездные летние лагеря)
«Светелка»
Понедельник с 14-16 / Девочки 7-11 лет
Приглашаем барышень вместе порукодельничать. На занятиях будем вместе валять из шерсти, вязать, шить, мастерить из витражной бумаги, готовиться к праздникам. Надеемся, что наши занятия помогут нашимдевочкамвырасти настоящими мастерицами. Мамы и бабушки так же могут поучаствовать в наших посиделках.
Проводит занятия чудеснейший педагог Арина Мазурова.
Храм николы в кадашах
За 11 лет, как храм находится в непосредственном пользовании прихода, были произведены следующие работы: замена металлического покрытия куполов на медные с последующим их золочением, работы по усилению фундаментов и грунтов основания храма, реставрация исторической ограды, выполнен Проект реставрации храма и разработана Рабочая документация, которые прошли государственную историко-культурную экспертизу и согласованы Мосгорнаследием. В 2014 году храм был включен для участия в Федеральной целевой программе «Культура России» (2014-18 годы).
С 2014 по 2016 годы за счёт средств федерального бюджета проведена внешняя реставрация храма. В 2017-18 годы проведены работы по реставрации внутреннего объема церкви. Однако на реставрацию иконостасов и настенной живописи, к сожалению, выделение средств из госбюджета не предусмотрено.
В 2018 году по городской программе «Моя улица» Департаментом капремонта гор. Москвы на территории прихода заменены все инженерные коммуникации, создан Инженерный центр, где установлены тепловой, электрический, водомерный и телефонный узлы для питания храма и всех церковных зданий. Также отремонтирован храм в честь преподобного Иова Почаевского и заново перестроено здание богадельни, работы на котором, к сожалению, были брошены в самый разгар. В 2019 году, вопреки обещаниям, Департамент так и не завершил эти работы. Также Департамент не сумел произвести ремонт еще двух зданий нашего прихода: музея «Кадашевская слобода» и домика священника, хотя они были запроектированы и запланированы.
Братья и сестры! Просим Вас, по возможности, внести свою посильную лепту в деле обустройства исторической святыни – храма Воскресения Христова в Кадашах, сооружения иконостасов на верхнем и нижнем этажах, хотя бы частичной реставрации живописи, устройству интерьеров. Также, крайне необходимо расписать храм в честь преподобного Иова Почаевского, соорудить в нем иконостас и устроить интерьеры.
Надеемся на помощь благотворителей, которые смогли бы профинансировать завершение работ по зданию богадельни, а также капремонт зданий музея «Кадашевская слобода» и домика священника.
Как перевести пожертвования, можно посмотреть здесь
Юридическое лицо:
Местная религиозная организация Православный приход храма Воскресения Христова в Кадашах, гор. Москвы Московской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).
Руководитель:
Председатель Приходского совета и.о.
настоятеля протоиерей Александр Александрович Салтыков.
На основании Устава
Банковские реквизиты:
Филиал ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
ПАО Банка «ФК Открытие»
г. Москва.
Яндекс Кошелек №410011339674499
Карта Сбербанка социальной службы прихода № 5336 6902 1347 8276
Перечислить деньги можно еще по системе Paypal по адресу: lug-duhovnyi@mail.ru
Вы можете распечатать квитанцию для оплаты в банке
Благодарим всех, кто откликается на наши просьбы и жертвует на Божий Храм!
У Господа даже малая лепта, принесенная от сердца, не останется без награды. Храни вас Господь!