храм пантеон в древнем риме
Пантеон в Риме
Пантеон — символ современного Рима и могущества Римской империи наравне с Колизеем и одновременно с этим одна из самых посещаемых достопримечательностей города, увидеть которую нужно хотя бы раз в жизни. Рассказываем всё самое интересное о Пантеоне.
Содержание
История
Новую версию храма воздвигли уже во II веке н. э., и именно она сохранилась до сих пор. Архитектор неизвестен, но предполагают, что им был Аполлодор из Дамаска или кто-то из архитекторов, работавших с ним.
Название храма переводится как «храм всех богов»: именно для них и строили древние римляне.
Средневековье
В 609 году Пантеон из языческого храма был превращён в церковь. До сих пор он носит название храм Святой Марии и Мучеников. С одной стороны, это помогло ему избежать запустения, от которого пострадало множество других языческих сооружений.
С другой — церковь избавлялась от «языческой грязи», поэтому пропали многие украшения храма, например семь статуй римских богов, до этого расположенных в нишах. Раньше луч света из Ока Пантеона (единственного окна, расположенного в потолке), в течение дня освещал одну за другой статуи дневных богов.
Возрождение
В XVI веке с Пантеоном случилась забавная история — Папа Римский Урбан VIII, как и все великие, захотел увековечить своё имя. Он решил покуситься на один из древнейших храмов города, попросив архитектора и скульптора Джана Лоренцо Бернини украсить портик здания колокольнями.
Бернини был хорошим скульптором: он начал разработку проекта фонтана Треви и создал много других красивых фонтанов в Риме (например, фонтан Четырёх Рек на Пьяцца Навона ), но архитектором был не самым лучшим, поэтому колокольни почти сразу начали давать трещины и крениться.
В наши Пантеон функционирует как католическая церковь, здесь проводят мессы и отмечают церковные праздники.
Но главной неприятностью стала народная ненависть — колокольни прозвали «ослиными ушами Бернини». Поговаривают, что кто-то даже нахулиганил и повесил ослиные уши напротив окон дома архитектора.
Наши дни
Сейчас Пантеон функционирует как католическая церковь, здесь проводят мессы и отмечают церковные праздники. Месса проходит каждую субботу и в предпраздничные дни в 17:00. По воскресеньям и по праздникам — в 10:30.
Архитектура
Высота Пантеона практически равна его диаметру и составляет 42 метра, полы украшены мрамором, а колонны при входе весят почти 60 тонн каждая. Эти колонны, как и любимые в Риме обелиски, привезли из Египта: сначала на деревянных санках, а потом на баржах по рекам и морю.
Ещё одна монументальная деталь Пантеона — её купол. Он до сих пор считается самым большим неармированным (без поддержки из металлических стержней) куполом в Европе.
Око Пантеона — единственное окно в здании, расположенное на вершине купола. Фото: Elina Beliakova/Shutterstock
Несмотря на свой невероятный размер, купол не разрушает здание Пантеона, поскольку бетон у основания тяжёлый, а чем выше он поднимается, тем легче становится. Облегчает конструкцию и Око Пантеона — единственное окно в здании, расположенное на вершине купола.
Главный вопрос: что делать, если идёт дождь?! Ответ — ничего. Дождь проникает в здание через окно и утекает через дырки в полу здания и специально сконструированную систему канализации.
Как добраться
Пантеон расположен в 25 минутах ходьбы от Колизея и в 30 минутах от Ватикана. Так что, если отправляешься в Рим в первый раз, выдели целый день, чтобы пройти по этому маршруту и осмотреть всё самое главное. Приходить в Пантеон лучше пораньше — здесь всегда много людей.
Приходить в Пантеон лучше пораньше — здесь всегда много людей.
Время работы
С понедельника по субботу — с 8:30 до 19:30. По воскресеньям — с 9:00 до 18:00.
Стоимость посещения
Интересные факты
Достопримечательностей в Риме много, однако Пантеон — одна из самых известных и важных. Посмотреть на древнюю красоту можно совершенно бесплатно, так что сможешь увидеть его изнутри своими глазами, даже если ты бюджетный турист. Обязательно сходи не только ради красивых фотографий знаменитого Ока, но и ради того, чтобы поворчать, что «раньше строили на века».
Пантеон в Риме – языческий храм древнеримских богов с многовековой историей
Пантеон в Риме
Пантеон – языческий античный храм в Риме, посвященный древнеримским богам, воплощение могущества Римской империи. Храм, памятник купольной архитектуры, расположен на площади Пьяцца-делла-Ротонда. Единственный храм в мире, сохранившийся до наших дней почти в первозданном виде.
История создания Пантеона
Пантеон возвели в 27 году до н.э. Строительством языческого святилища руководил Марк Агриппа, блестящий полководец и организатор. Храм посвящен 7 богам, чьими именами названы планеты солнечной системы: Юпитеру, Венере, Нептуну, Марсу, Меркурию, Плутону и Сатурну.
После разрушительного пожара в 80 году н.э. Пантеон восстановил император Домициан, но через 30 лет Пантеон-2 погиб в огне. В 126 году император Адриан пригласил перестроить храм сирийского скульптора Аполлодара Дамаскова. Архитектор вдохновенно работал, но отношения с императором испортились, и по приказу царя зодчего казнили.
После падения Римской империи христиане пытались разрушить языческий храм, но византийский император Фокас в 608 году отдал Пантеон папе римскому Бонифацию, который перенес сюда из римских катакомб останки первых христиан, мощи святых мучеников и освятил его в честь Девы Марии.
Тогда же в храм для молитвы разрешили заходить простым людям, до этого свободно входили только жрецы. Также церковь именуют Санта Мария дела Ротонда, что связано с круглой формой здания.
Архитектурный шедевр Рима
Снаружи здание выглядит как огромный цилиндр (ротонда), к которому пристроен величественный портик. Портик – прямоугольная крытая галерея с 16 колоннами: 8 впереди и два ряда по 4 колонны – по бокам. Колоннада стоит без опор и держит на себе треугольный фронтон, который в древности украшала скульптура императорского орла из позолоченной бронзы с лентами, которые тянулись к углам фронтона. Здание облицовано мрамором.
В портик посетители поднимаются по ступеням парадного входа. Здесь яркий дневной свет неожиданно тускнеет, и посетитель невольно погружается в атмосферу тишины и покоя.
Колонны Пантеона
Каждая колонна, высеченная из красного и серого гранита, весит 60 тонн и увенчана мраморными капителями. Высота колонны 11,9 м, диаметр – 1,5 метра. 2000 лет назад их вывезли из Египта. От карьера, где их вырубали, тащили волоком на деревянных санях 100 км до Нила. Когда нильская вода поднималась, груз помещали на баржи и отправляли вниз по течению.
Через Средиземное море колонны прибывали в римский порт Остия, откуда на баржах по Тебру доставлялись в Рим. Первоначально со всех сторон храм обступала протяженная колоннада, и люди, глядя на внушительные габариты сооружения, трепетали.
Ротонда и купол
Бетонно-кирпичная ротонда святилища накрыта полусферическим куполом. Стены толщиной 6 метров установлены на массивном фундаменте. «Парящий» купол равномерно распределяет массу в 5 тысяч тонн на мощные стены. Высота здания и диаметр купола одинаковы – 43,5.
При строительстве сферического купола древнеримские зодчие использовали бетон в сочетании с легкими и прочными материалами. Округлые двойные стены святилища выкладывались из кирпича, а в простенок заливался бетон, что делало сооружение жестким и служило залогом долголетия.
Нижние ярусы купола, построенного без арматуры, тяжелее верхних. Внутри – 140 углублений-кессонов, уменьшающих массу крыши. С увеличением высоты свода толщина стен уменьшается, и по центру купола равна 1.5 метра.
Как соорудили такой купол – неизвестно. Легенда гласит, что при строительстве внутри храм заполнялся землей, перемешанной с золотыми монетами. После окончания стройки правитель объявил, что человек, нашедший в земле золотые монеты, возьмет их себе. Через несколько часов земли в Пантеоне не было.
Око Пантеона
Здание Пантеона построено без окон. Единственное отверстие наружу – круглое окошко диаметром 9 метров (Окулюс) в центре крыши как небесное всевидящее око. Воздух и свет в храм проникает только через это отверстие. Когда идет дождь, в окулюс попадает вода, которую собирают и выводят дренажные каналы в полу.
Под окулюсом расположен алтарь, место у стен во времена язычества занимали статуи богов. Земля меняла положение на орбите, и свет поочередно освещал каждую статую, оказывая честь богам. Солнечный свет, проникающий сверху, создает дымчатый столб, стоя под которым человек ощущает себя божьим творением, от радости готовым вознестись на небеса.
Постоянно меняющийся свет, струящийся сквозь Окулюс, падает на стены и пол ротонды. Лучи солнца «обходят» по стенам и полу и служат естественными часами. Древние римляне верили, что в Пантеоне встречаются два мира: земной и небесный.
Всем сущим на земле правят богоподобные императоры, обеспечивая неизменный порядок. Над правителями возвышается всевидящее и всевластное начало, которое проникает в жизнь так же, как свет внутрь храма через око Пантеона.
Внутреннее убранство
Вход в Пантеон защищают гигантские бронзовые врата высотой 12,6 м и шириной 7,5 м. Войдя внутрь, посетитель попадает в неожиданную прохладу, как будто вступает в другое измерение, и хочется задержать дыхание. Перед взором – огромная ротонда – круглое и одновременно сферическое пространство. Глаз не в состоянии разом охватить картину. Интерьер вызывает чувство умиротворенности и покоя.
Оформление стен и пола пронизано гармонией. Яркий калейдоскоп многоцветных прямоугольников, квадратов и кругов, треугольных фронтонов и фальш-окон – мраморное великолепие, сохранившееся в первозданной подлинности.
Пространство Пантеона состоит из трех восходящих ярусов. Вдоль стены первого «земного» яруса – 28 колонн и 7 портиков, внутри которых статуи богов. В стенах – ниши, расписанные фресками, в которых возвышаются скульптуры Марка Агриппа, Октовиана Августа, Юлия Цезаря.
По легенде, недалеко от входа часто восседал император Адриан, он любил Пантеон и часто принимал здесь гостей. В христианские времена в нишах установили алтари и гробницы знаменитых людей.
Второй ярус храма – череда ложных окон. Слепые оконные проемы напоминают, что подлинный свет и истинное знание недоступны обычным порядком. Здесь же древняя икона Божьей Матери, написанная евангелистом Лукой.
Каждый год в День Святой Троицы мраморный пол покрывается ковром лепестков красных роз. Их высыпают пожарники через Окулюс, и они невесомо падают на прихожан и священников в красных одеждах. Красивый ритуал символизирует сошествие Святого Духа на апостолов.
Сегодня в Пантеоне установили статуи Святого Анастасио, Святой Агнесс, Святого Эрасио, Святого Николая, скульптуру «Коронация Девы», групповую скульптуру «Святая Анна и Пресвятая Богородица». В храме соорудили алтарь, получили орган и организовали хор.
Захоронения в храме
Пантеон – не только храм, но и мавзолей. С эпохи Ренессанса здесь начали хоронить знаменитых людей: священников, музыкантов, скульпторов, даже святых. В Пантеоне погребены тела королей Умберто I и Эммануила II.
В храме – гробница знаменитого художника Рафаэля Санти. Рядом – могила невесты Марии Биббиены, с именем которой связана трагедия жизни художника. Свою невесту Рафаэль не любил и страстно желал связать жизнь с другой женщиной. Жених Марии откладывал свадьбу, и невеста умерла, так и не дождавшись замужества.
Получилось так, что Рафаэль умер вскоре после нее в 37 лет. На гробнице Рафаэля – статуя Мадонны и надпись: «Природа позаботилась о том, чтобы забрать его из жизни, поскольку боялась, что он превзойдет ее своим искусством».
Пантеон – воплощение элегантности и гармонии, много столетий сохраняет величественный вид, ежегодно привлекая сотни тысяч туристов мира. Сегодня Пантеон называют восьмым чудом античного мира. Микеланджело говорил, что Пантеон сотворили ангелы, а не люди. Пантеон – достопримечательность Рима, туристам во время службы вход запрещен.
Видео: современность и загадки Пантеона
Пантеон в Риме
Пантеон в Риме
Пантеон, или Храм всех богов – вершина древнеримского зодчества. Многое в нем было и остается уникальным. Во-первых, огромное, потрясающее воображение, внутреннее пространство. Во-вторых, законченность архитектурной композиции, инновационные строительные технологии и глубокая смысловая составляющая. И наконец, удивительное долголетие: языческое святилище, посвященное древнеримским богам, дошло до нашего времени в великолепном состоянии. Более того, сегодня это не просто музей, в котором «законсервирована» история, но действующий христианский храм, посвященный Деве Марии, чудо античной архитектуры, одна из самых популярных туристических достопримечательностей Рима. Также эту церковь называют Санта Мария дела Ротонда (Santa Maria della Rotonda), что связано с круглой формой здания. Площадь, на которой стоит римский Пантеон, также именую площадью Ротонды (Piazza della Rotonda). Познакомимся с этим удивительным храмом поближе.
Содержание статьи:
Пантеон: архитектурное чудо
Во все времена римский Пантеон воспринимался как чудо. Для римлян, живших во втором десятилетии II века, он не просто олицетворял связь со звездным небом. Пантеон был последним словом технологических новаций. Как сегодня нас изумляют космические корабли или цифровые новации, так же этот храм восхищал, поражал, а, главное, олицетворял и прославлял величие Рима. Это был «золотой век» Римской империи, когда она властвовала над огромными территориями Европы и Средиземноморья.
Гении Ренессанса восхищались древним храмом. Рафаэль Санти завещал похоронить себя в его стенах (что и было впоследствии исполнено). А Микеланджело говорил, что Пантеон сотворили ангелы, а не люди.
Таким же – чудесным, нестареющим и феноменальным – Пантеон дошел до наших дней. Это единственное сооружение Древнего Рима, сохранившееся в своей первозданности. И сегодня римский Пантеон называют Восьмым чудом античного мира.
История римского Пантеона: 2 пожара и 4 императора
Первоначально Пантеон был воздвигнут в честь победы римского флота в морском сражении над Антонием и Клеопатрой в битве при мысе Акций (ныне территория Греции). Кораблями Октавиана Августа командовал Марк Агриппа, его зять и правая рука. Эта победа во многом предопределила создание Римской Империи, и вскоре Октавиан Август станет первым императором Рима.
Руководил строительством первого Пантеона все тот же Марк Агриппа, выдающийся полководец и блестящий организатор. Было это еще в в 27 году до нашей эры. По легенде, храм установлен на месте, где Ромул, один из основателей Рима, вознесся на небо. Кстати, вопреки названию, храм был посвящен не всем, а предположительно семи богам, чьими именами названы планеты солнечной системы: Юпитеру, Венере, Нептуну, Марсу, Меркурию, Плутону и Сатурну.
Пантеон простоял чуть более века, пока не сгорел во время пожара 80-го года. Император Домициан восстановил его, прославив при этом первостроителя храма. Надпись на фризе портика: «Марк Агриппа, сын Луция, трижды консул, сделал это». Она подчеркивает государственный статус Пантеона, который будет воздвигнут и останется в веках несмотря ни на что.
Спустя 30 лет Пантеон-2 будет поражен молнией и снова погибнет в огне.
Согласно последним исследованиям, восстановлением Пантеона после той катастрофы занялся император Траян. Именно при нем начались строительные работы, а завершились они в 126 году императором Адрианом. Это был деятельный ценитель архитектуры: во время его правления Рим расцвел, появилось множество новых зданий. Не случайно Адриана называли Восстановителем.
Как и все просвещенные римляне, он восхищался греческой архитектурой, и для работ по возведению Пантеона был приглашен знаменитый греческий скульптор Аполлодор Дамасский. Впрочем, у них отношения не сложились, и впоследствии император приказал казнить его.
Император Адриан
Читайте также:
Каким был Пантеон во времена Древнего Рима
По сравнению с нынешним веком культурный слой Древнего Рима времен строительства Пантеона находился на несколько метров ниже. Обойдите Пантеон по окружности, и вы увидите эту разницу.
По замыслу создателей храму отводилось особенное место среди основных городских построек. В плане Пантеон стоит на одной линии с Марсовым полем, где проходили военные учения, и Мавзолеем Августа, завершенным за несколько лет до этого. Таким образом подчеркивался особый статус Пантеона в идеологической иерархии Римской Империи.
Изначально Пантеон представлял собой масштабный культовый ансамбль. Пространство перед ним было обрамлено протяженной колоннадой. Она обступала Пантеон со всех сторон и подводила к храму. Его внушительные габариты подступали все ближе, и людей поневоле охватывал священный трепет.
Римский Пантеон в античные времена
Впечатление усиливается, когда, поднявшись по ступеням широкого парадного входа, мы входим в портик, и яркий дневной свет неожиданно тускнеет.
Портик Пантеона, прилегающий к зданию храма перед входом, представляет собой прямоугольную крытую галерею с 16-ю коринфскими колоннами — 8 спереди и два ряда по 4 по бокам. Вся колоннада стоит без опор, исключительно за счет своего веса, и держит на себе огромную массу треугольного фронтона.
Каждая из этих колонн весит 60 тонн. 2 тысячелетия назад их вывезли из Египта, принадлежавшего тогда Великой Империи. От карьера, где они были вырублены, их протащили волоком более 100 километров на деревянных санях до Нила. Затем дождались весеннего половодья, когда нильская вода поднялась, погрузили на баржи и отправили вниз по течению. Затем на судах, через Средиземное море, колонны прибыли в римский порт Остия. Оттуда их, снова на баржах, по Тибру доставили в Рим. История одних только колонн перед входом в Пантеон поражает воображение! Что же нас ждет внутри…
Пантеон внутри
Вход в Пантеон защищают гигантские бронзовые врата. Входя внутрь после суеты современной площади Ротонды, вы попадаете в неожиданную прохладу и как будто вступаете в другое измерение. Пантеон так потрясает, что, входя внутрь, хочется задержать дыхание…
Взору открывается огромная ротонда: круглое и одновременно сферическое пространство, и глаз не в состоянии разом охватить всю картину.
Абсолютная геометрия: диаметр Пантеона эквивалентен расстоянию от пола до купола (43,3 м). Идеальная сфера, равноудаленная от своего центра. С точки зрения скрытого смысла, сфера – это выражение универсума, всеобъемлющей цикличности, которой подчинено мироздание.
Идеей совершенной гармонии пронизано и великолепное оформление стен и пола. Перед нами яркий калейдоскоп простых форм: удивительного многоцветия прямоугольники, квадраты, круги, треугольные фронтоны фальш-окон. Причем все это мраморное великолепие сохранилось в своей первозданной подлинности, хотя ему без малого 2 000 лет!
Пространство Пантеона состоит из трех восходящих ярусов.
Вдоль стены первого, назовем его «земным», разместились 28 колонн и семь портиков, внутри которых мы видим статуи богов. Они символизируют основные планетарные объекты Солнечной системы – Солнце, Луна, Венера, Сатурн, Юпитер, Меркурий, Марс. Напомним, Пантеон отражает языческий культ, в котором сосуществовала целая группа богов, управляющих Миром.
По легенде, напротив входа в углублении-апсиде восседал император Адриан. Он любил Пантеон и зачастую принимал своих гостей именно здесь.
Следующий ярус – череда ложных окон. Это промежуточная стадия между «земным» и «небесным». Слепые оконные проемы словно намекают: подлинный Свет и истинное Знание не доступны обычным порядком.
И конечно, наши глаза возносятся ввысь, к куполу…
Купол Пантеона
Венчает пространство огромный купол, олицетворение небесной сферы. И здесь, как и в устройстве всего Пантеона, древние римляне зашифровали тайный смысл. Углубления-кессоны «небесного» купола разделены на 28 секций, по числу колонн «земного» диаметра. 28 – магическое, «совершенное» число. Древние знали всего 4 таких числа: 6, 28, 496 и 8128. Пифагор считал их наделенными мистическим значением и был убежден, что они связывают людей с Космосом. В нумерологии «28» означает человеческую судьбу.
Купол Римского Пантеона – уникальное творение древнеримской архитектуры. И сегодня оно поражает точностью инженерного расчета и искусностью воплощения. Невероятно, но в течение 13 столетий Пантеона оставался увенчанным самым большим «парящим» куполом! Его превзошел только кафедральный Флорентийский собор Santa Maria del Fiore архитектора Филиппо Брунеллески. А вот купол грандиозного собора святого Петра в Ватикане, созданный по проекту великого Микеланджело, не превзошел.
Все лучшее, что было известно тогда древнеримскому зодчеству, применено в конструкции и строительстве полусферического купола Пантеона. Прежде всего, строители использовали бетон, что было революционным решением для того времени. Округлые двойные стены святилища выкладывались из кирпича, а в простенок заливался бетон. Такая технология обеспечивала необходимую жесткость конструкции. В инженерном отношении она стала залогом феноменального долголетия Пантеона.
Толщина стен Пантеона достигает 6 метров. Их вес и прочность служат надежным фундаментом, на который опирается огромный «парящий» купол, равномерно распределяя свою массу на стены. Чтобы уменьшить его вес (ок. 5 000 тонн), строители добавляли в бетон скорию, легкую вулканическую породу.
Окулюс, или Око Пантеона
В центре купола мы видим широкое отверстие: диаметр 7,8 метра. Это Óкулюс (лат. oculus, то есть глаз), единственный источник света в Пантеоне и последняя смысловая точка в многозначном коде его архитектуры. Струящийся сквозь Окулюс свет, живой и постоянно меняющийся, падает на стены и пол ротонды. Лучи небесного светила регулярно совершают «обход» по стенам и полу здания, отмечают солнечные и лунные события, служат естественными часами.
В чем же смысл Околюса?
По мировоззрению древних римлян, в Пантеоне встречаются и сосуществуют две сферы, два мира: земной и небесный. Они олицетворяют микрокосм римского мира под бесконечным небосводом. При этом всем сущим на земле правят богоподобные императоры, обеспечивая правильный и неизменный порядок. Но над преходящими правителями возвышается абсолютное всевидящее и всевластное начало. Оно проникает в жизнь, как свет проникает внутрь через «Око Пантеона».
Как языческий Пантеон превратился в христианский храм
Спустя несколько столетий Пантеон из языческого храма превратится в христианский, а Рим станет центром мирового христианства. Более века Пантеон простоял закрытым и заброшенным, пока в начале VII века не обрел вторую жизнь в виде христианской церкви Божией Матери «У мучеников» (Santa Maria ad Martyres). Такое название храм получил потому, что из римских катакомб сюда были перевезены мощи множества святых мучеников.
В Пантеоне над престолом хранится древняя икона Божией Матери, по преданию, написанная евангелистом Лукой
Согласно средневековой рукописи Liber Pontificalis, в VII веке Папа Бонифаций IV «попросил византийского императора Фоку о храме, называемом Пантеоном, и в нем он сделал церковь вечной Святой Марии и Мучеников». Считается, что это произошло 13 мая 603 года. Так Пантеон стал святыней и для христианского мира, и как действующий христианский храм сохранился до наших дней.
Когда храм начал новую, христианскую жизнь, Окулюс Пантеона оказался очень кстати, потому что как нельзя лучше выражал христианские представления о Всевышнем Боге. Неслучайно в традиционных византийских храмах в самом центре купола изображали Пантократора, или Христа Спасителя. Предполагают, что эта традиция может быть наследием римского Пантеона.
Читайте также:
Интересные факты о Пантеоне
В аудиогиде «Сердце Рима», доступном в приложении Travelry, мы рассказываем и о других интересных фактах и особенностях Пантеона. Изучайте Рим с вдохновением и с Travelry!
Что посмотреть рядом с Пантеоном
Посреди Площади Ротонды, или Piazza della Rotonda, находится изящный Фонтан площади Ротонды. Он был заложен в 1575 году архитектором Джакомо делла Порта. Вода поступала по акведуку Аква Вирго, законченного пятью годами ранее. Со временем к скульптурной композиции добавились гротескные маски и оригинальные изваяния дельфинов. Это было излюбленное место торговцев, площадь всегда была полна. И фонтан с небольшим водоемом обеспечивал всех чистейшей водой.
В начале XVIII века архитектор Филиппо Бариджони убирает мраморную чашу большого фонтана и на ее месте возводит постамент из известкового туфа. Он украшен геральдикой заказчика – Папы Клемента XI: 8-конечная звезда над тремя холмами. Она же, только в бронзе, венчает 6-метровую стелу Рамзеса II, установленную на постамент фонтана также по велению Папы.
Гранитный монумент в честь египетского фараона был высечен в XIII веке до н.э. и был частью храма бога Ра в Гелиополисе. По приказу императора Доминиана, одного из строителей Пантеона, стела была вывезена в 100-х годах и водружена на Марсовом поле. Позже она считалась утерянной, и была вновь обнаружена только в конце XIV века. Почти 300 лет она простояла на Капитолии. С 1711 года стела древнего фараона украшает фонтан площади Ротонды.
Читайте также:
Площадь Минервы, которая притаилась рядом с Пантеоном, всегда находится в тени знаменитого соседа. Но на есть что посмотреть. Еще с 13 века здесь стоит старинная базилика Санта-Мария Сопра Минерва — ее построили на месте античного храма Минервы, чему она и обязана своим названием. Она считается единственным готическим храмом Рима. А на уютной площади перед храмом стоит древний обелиск, водруженный архитектором Бернини на симпатичную скульптуру слона.
Буквально в 5 минутах ходьбы от Пантеона красуется знаменитый фонтан Треви — одна из главных достопримечательностей Рима, роскошная архитектурная композиция.
Также неподалеку «спряталась» в небольшом дворике церковь Сант’Иво алла Сапиенца (Chiesa di Sant’Ivo alla Sapienza) — один из ярчайших образцов искусства барокко и необыкновенного, даже экстравагантного архитектурного стиля Борромини.
А в церкви Сан Луиджи деи Франчези, построенной в XVI веке и стоящей поблизости, вы можете увидеть известные полотна зрелого Караваджо.
Конечно, это лишь некоторые из ярких достопримечательностей в районе Пантеона. Здесь, в самом сердце Рима, они буквально на каждом шагу!
Эти и другие интересные достопримечательности Рима, а также аудиорассказы о них вы найдете в приложении Travelry — нашем мобильном путеводителе для iPhone.