храм параскевы пятницы в казани

Храм святой вмцы Параскевы Пятницы г. Казани

храм параскевы пятницы в казани. Смотреть фото храм параскевы пятницы в казани. Смотреть картинку храм параскевы пятницы в казани. Картинка про храм параскевы пятницы в казани. Фото храм параскевы пятницы в казани

храм параскевы пятницы в казани. Смотреть фото храм параскевы пятницы в казани. Смотреть картинку храм параскевы пятницы в казани. Картинка про храм параскевы пятницы в казани. Фото храм параскевы пятницы в казани

храм параскевы пятницы в казани. Смотреть фото храм параскевы пятницы в казани. Смотреть картинку храм параскевы пятницы в казани. Картинка про храм параскевы пятницы в казани. Фото храм параскевы пятницы в казани

храм параскевы пятницы в казани. Смотреть фото храм параскевы пятницы в казани. Смотреть картинку храм параскевы пятницы в казани. Картинка про храм параскевы пятницы в казани. Фото храм параскевы пятницы в казани

«Внутри деревянной крепости церковь великомученицы Параскевии,
Показать полностью.
нареченныя Пятницы в Глятковых слободах близ деревянного города»
М.С. Пестриков,
Описание Казани, составленное в 1739 году.

Храм в честь святой великомученицы Параскевы Пятницы находится в самом центре Казани, близ Кремля. В том виде, в каком храм существует сейчас, он был заложен в 1726 году. Окончено строительство было в 1728 году. Тогда же храм был освящен.

Храм был построен в стиле русского барокко. Форма храма – это традиционный восьмерик на четверике. Высота храма 22 метра. В народе храм называли Пятницким в честь находящегося в храме чудотворного образа святой Параскевы Пятницы. В дни празднования памяти Параскевы 10 ноября в храм стекались паломники. В приделе Богоявления хранился древний крест с частицами святых мощей. Правый придел до нашего времени не сохранился. За свою историю храм несколько раз полностью выгорал. Оставались только стены. Храм много раз переделывали.

В 1923 году храм сделали подобием музея. В него свозили святыни из разрушенных и закрытых церквей и монастырей. В 1937 году храм был превращен в тюрьму. В нем расстреливали тех, кому были вынесены смертные приговоры. Расстрелянных, закапывали прямо внутри храма и возле него. В 1950-ые годы храм был заброшен, колокольня разрушилась. Новая история началась в 1993 году, когда храм передали министерству культуры. Начались восстановительные работы. В планах министерства было создание музея икон. В 1996 году церковь передали Казанской епархии.

При проведении восстановительных работ обнаружилось, что вся территория храма была кладбищем. Человеческие останки тщательно собрали и захоронили. На братской могиле во дворе храма установили мраморный крест. В 2004 году на этом месте выстроили усыпальницу, в которой покоятся останки убиенных. Четырехъярусный иконостас, по благословению архиепископа Казанского, в честь мучеников окрасили в красный цвет. Разрушенную колокольню восстановили в 2000 году.

С 2004 года при храме работает воскресная школа. В 2010 году была открыта приходская библиотека.

Источник

Храм великомученицы Параскевы Пятницы (Казань)

Мiръ Россия Республика Татарстан Казань Храм великомученицы Параскевы Пятницы (Казань)

храм параскевы пятницы в казани. Смотреть фото храм параскевы пятницы в казани. Смотреть картинку храм параскевы пятницы в казани. Картинка про храм параскевы пятницы в казани. Фото храм параскевы пятницы в казани

Церковь святой великомученицы Параскевы Пятницы (Пятницкая церковь, церковь Параскевы Пятницы) — православный храм, расположенный в городе Казани, в непосредственной близости от Казанского Кремля.

Содержание

История [ править ]

Храм горел во всех городских пожарах вплоть до начала XIX века, причём несколько раз выгорал полностью, оставались лишь остовы стен. После пожара 1815 года он долго перестраивался: главный престол восстановили в 1831 году и переименовали из Богоявленского в Рождество-Богородицкий, а пришедший в ветхость Пятницкий придел был разобран и построен заново в 1855 году.

В 1923 году Пятницкая церковь была отдана обновленцам, объявлена Соборной и предназначалась заменить Благовещенский Собор в Кремле. Храм стал тогда чем-то наподобие церковного музея: сюда с разрешения властей свозились все святыни из закрытых или разрушенных церквей и монастырей. Здесь некоторое время находились мощи первого казанского святителя Гурия, чудотворный образ преподобного Сергия Радонежского из Свияжского монастыря, список времен Иоанна Грозного с древней иконы Спасителя из часовни при Спасской башне Казанского Кремля и многие другие святыни.

храм параскевы пятницы в казани. Смотреть фото храм параскевы пятницы в казани. Смотреть картинку храм параскевы пятницы в казани. Картинка про храм параскевы пятницы в казани. Фото храм параскевы пятницы в казани

Священник Пятницкой церкви отец Федор Гидаспов, расстрелянный чекистами в 1918 году по обвинению в антисоветской деятельности, ныне причислен к лику святых и почитается верующими как новомученик.

В 1923-1937 гг. храм еще действовал как «обновленческий», но в 1937 году был обращен в шестую городскую тюрьму, в застенках которой приводили в исполнение смертные приговоры. Расстрелянных людей закапывали тут же, внутри церкви и на прилегающей к ней территории.

В 1950-е годы была снесена колокольня, и храм пришел в запустение.

Новая история Пятницкого храма началась в 1993 году, когда в переданном министерству культуры храме начались восстановительные работы с целью создания в его стенах музея икон.

В 1996 году храм был передан Казанской епархии для учреждения в нем чувашского прихода. Одними из первых благотворителей и жертвователей храма стали представители чувашской диаспоры Казани и Татарстана.

Колокольня Пятницкой церкви была восстановлена в 2000 году. В архитектурный комплекс храмовых построек хорошо вписывается построенное в 1999-2001 г.г. административное здание.

В сентябре 2004 года при храме была открыта Воскресная школа, в сентябре 2010 года начала свою работу приходская библиотека.

С 2011 года храм является приписным к Казанско-Богородицкому мужскому монастырю.

Современное состояние [ править ]

Современный белокаменный храм Святой Великомученицы Параскевы Пятницы стоит на берегу реки Казанки, украшает самое сердце Казани. Как кипит жизнь центра столицы, так же бурлит рекой и жизнь Прихода.

Ежедневно в Храме совершаются богослужения, совершаются таинства, работает Воскресная школа, во дворе слышны смех и гомон детворы, а на Праздники с крыльца Храма взмывают ввысь голуби…

Для хранения известного во всем мире образа Божией Матери, исцеляющего раковые заболевания, на территории храма построена часовня “Всецарица”. Строительство осуществлялось за счет пожертвований и было завершено в мае 2008 года. По благословению правящего архиерея, 28 июня 2008 года чин освящения часовни совершил настоятель храма протоиерей Михаил Григорьев.

Святыни [ править ]

храм параскевы пятницы в казани. Смотреть фото храм параскевы пятницы в казани. Смотреть картинку храм параскевы пятницы в казани. Картинка про храм параскевы пятницы в казани. Фото храм параскевы пятницы в казани

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Республика Татарстан, г.Казань, ул. Большая Красная, д. 1/2, 420111

Проезд: По улице Большая Красная (односторонняя) от площади Свободы в сторону Кремля. При подъезде к Кремлю, когда дорога упрется в улицу Батурина, окружающую Кремль, церковь будет справа, перед перекрестком. Остановка «Улица Батурина» автобусов 22, 28, 52, 89.

Паломнику [ править ]

Храм открыт ежедневно с 7:00 до 19:00. Требы, таинства служатся в любое удобное для прихожан время.

В будние дни в 11:00 в часовне «Всецарица» служится водосвятный молебен с акафистом перед иконой Божией Матери «Всецарица», в 12:00 в храме у ковчега с частицей Креста Господня служится водосвятный молебен с акафистом Животворящему Кресту Господню, в 13:00 служится панихида.

Каждую пятницу (кроме постных дней) в 17:00 служится водосвятный молебен с акафистом святой великомученице Параскеве Пятнице. По пятницам в постные дни в 17:00 проводится соборование.

Источник

О храме

храм параскевы пятницы в казани. Смотреть фото храм параскевы пятницы в казани. Смотреть картинку храм параскевы пятницы в казани. Картинка про храм параскевы пятницы в казани. Фото храм параскевы пятницы в казаниВ нашем городе, на берегу Казанки, в нескольких десятках метрах от стен Казанского Кремля, сияет куполами храм великомученицы Параскевы Пятницы. Он расположен в самом сердце Казани. Храм Святой великомученицы Параскевы является одним из старейших в Казани, ему чуть менее 300 лет.

храм параскевы пятницы в казани. Смотреть фото храм параскевы пятницы в казани. Смотреть картинку храм параскевы пятницы в казани. Картинка про храм параскевы пятницы в казани. Фото храм параскевы пятницы в казаниЕще, кажется, недавно эта мини-копия Петропавловского собора стояла в таком заброшенном состоянии, что на крыше ее росли венком маленькие березки и кусты, внутри вместо пола была земля вперемежку с костями, а окружали церковь чащи высокой травы и кучи мусора. Все это находилось в нескольких десятках метров от кремля — но люди привыкли проходить и проезжать мимо, удостаивая оскверненный храм лишь мимолетным взглядом. И лишь теперь, после долгой самоотверженной работы группы верующих, в основном из чувашской православной общины (работы начались в 1997 г.), замечательный белокаменный храм с небесно-голубыми кровлями и позолоченными куполами стал настоящей жемчужиной центра города, украшением окрестностей кремля. Благодаря своей высоте, он хорошо виден даже из-за Казанки, из новых районов города. Мы недаром назвали этот Пятницкий храм мини-копией Петропавловского. Он построен почти в те же годы (1722 — 1726 — Петропавловский, 1730-е — Пятницкий), на средства той же благочестивой четы Ивана и Евдокии Михляевых, в том же стиле русского барокко и в той же форме — восьмерик на четверике, обеспечивающей высоту и стройность. Только высота Петропавловского — 52 м, а Пятницкого — 22. Но все равно он даже сейчас заметно возвышается над окружающими домами. Ныне его ниши, которые были предназначены для священных изображений (как и у Петропавловского собора), вновь расписаны. Храм выглядит нарядно и празднично, и святые со стен смотрят на все восемь сторон. В 2000 — 2001 годах была заново возведена колокольня над западным крыльцом по точному образцу старой разрушенной. Она равна высоте основного объема.

Церковь довольно большая, по меркам приходского храма. В XVIII — XIX веках у нее было три престола. Главный изначально освятили во имя Богоявления, но в народе храм всегда называли в честь левого придела — св. великомученицы Параскевы, — и в честь ее чудотворного образа, находившегося там. Деревянная церковь Параскевы Пятницы на этом месте (и сам чудотворный образ в ней) известны еще с XVI века. Множество паломников стекалось поклониться самой почитаемой в народе из всех святых жен в дни празднования ее памяти (пятница недели Всех Святых и 28 октября / 10 ноября). Известна эта первая деревянная церковь и тем, что в 1579 г. именно в ней некоторое время пребывала только что обретенная Казанская икона Божией Матери.

храм параскевы пятницы в казани. Смотреть фото храм параскевы пятницы в казани. Смотреть картинку храм параскевы пятницы в казани. Картинка про храм параскевы пятницы в казани. Фото храм параскевы пятницы в казаниПравый придел — свв. Гурия, Варсонофия и Германа, — до наших дней не сохранился. Церковь горела в 1815 году и после этого долго перестраивалась. Главный престол восстановили лишь в 1831 г. и переименовали из Богоявленского в Рождество-Богородицкий. Левый, Пятницкий, придел был разобран и построен заново архитектором Ф. И. Петонди в 1855 г. Из-за этого он так сильно выступает сейчас к северу. Впрочем, это абсолютно традиционно: большинство приходских храмов тех времен очень несимметрично расширены, за счет придела, именно к северу. С юга приделы пристраивали гораздо реже, чтобы не затенять с солнечной стороны основной храм.

Любопытно, что сейчас придел и главный престол поменялись названиями. Весь храм теперь именуется Пятницким, а придел — наоборот, Рождество-Богородицким. Внутри посетителей больше всего поражает сейчас парадно-красный, пасхального цвета, иконостас в 4 яруса — современной столярной работы, но выполненный с большим искусством и в старинном стиле. Высокий кратер основного объема (почти 20 м от пола до потолка) заставляют верующих поднимать взгляды к изображению Спаса Вседержителя в купольном своде — специально вознесенной туда огромной круглой иконе, которая снизу кажется совсем маленькой. Выполнена она была в 1998 г.

храм параскевы пятницы в казани. Смотреть фото храм параскевы пятницы в казани. Смотреть картинку храм параскевы пятницы в казани. Картинка про храм параскевы пятницы в казани. Фото храм параскевы пятницы в казаниОттуда же свешивается огромная люстра-паникадило, торжественно установленная накануне Рождества Христова 1999 г. Вообще церковь удивляет богатым убранством, сравнимым разве что с Раифским монастырем, так что люди, незнакомые с ее совсем недавней трагической историей, могут подумать, что так всегда и было. Не верится в то Божие чудо, что все это могло появиться на пустом месте за считанные годы!

На месте голых крошащихся кирпичей — даже без слоя штукатурки, — теперь не только тщательно выбеленные, но и искусно расписанные стены и своды. На западной стене трапезной — сцена изгнания Адама и Евы из рая. На восточной — сцена Распятия Христова. На сводах трапезной — Ветхозаветная Троица, писанная в огромном овале. На сводах придела — Божия Матерь с Младенцем. Между приделом и трапезной — там, где помещена в символической раке крошечная частица мощей великомученицы Параскевы — настенное изображение Великомученицы в человеческий рост. Еще два святых — Сергий Радонежский и Серафим Саровский, — изображены по сторонам арки, отделяющей трапезную от основного объема. Это стало уже традицией во многих русских храмах: два величайших преподобных России, друг напротив друга, как бы встречают всех входящих. Очень украшают церковь узоры из виноградных лоз — они обвивают колонны, держащие балкон хора.

храм параскевы пятницы в казани. Смотреть фото храм параскевы пятницы в казани. Смотреть картинку храм параскевы пятницы в казани. Картинка про храм параскевы пятницы в казани. Фото храм параскевы пятницы в казаниНо все-таки, к сожалению, не внешняя красота церкви, не пышность убранства являются ее главной особенностью. Уникально само это место для Казани. Уникально и страшно! Так символически сложилось, что храм, посвященный самой почитаемой в народе великомученице (наравне с великомученицей Варварой), стал местом массового мученичества безвинных людей уже в советское время, в годы сталинских репрессий. Рядом стоял Кремль, а под Кремлем… под Кремлем спрятались наши местные, казанские «Соловки». Череда мученичества открылась еще в 1918 г. — расстрелом последнего православного священника этой церкви — о. Федора Гидаспова. Ныне он причислен к лику святых. В 1923 — 37 гг. храм еще действовал как «обновленческий», но в 1937 г окончательно обращен в тюрьму. Он стал и камерой смертников, и местом их расстрела, и местом захоронения… если это можно назвать захоронением! Убитых просто присыпали землей, и кости лежали у самой поверхности. Причем, и внутри церкви (где после революции разрушили пол и оставили голую землю), и на окружающем ее пустыре, где их потом находили вперемежку с корнями кустов и пней. Десятки черепов, в том числе и детских (при Сталине полная ответственность вплоть до расстрела наступала с 12 лет), стали находить уже в самые первые дни восстановления церкви. Их складывали в огромные ящики, и пустой храм в те месяцы стал напоминать пещеры-усыпальницы древнейших монастырей Палестины и Фиваиды, где так же отдельно, рядами и горками, складывают черепа. Находили и цельные скелеты, и отдельные разбросанные кости. И на самой поверхности, и на двухметровой глубине (когда раскапывали фундамент). Сколько бы их нашли, если бы искали специально и перерыли вокруг все. Бог весть! Но и то, что нашли в процессе реставрации, воочию показало: церковь поистине вся стоит на костях. В иных местах их под ногами даже больше, чем земли. Позже все найденные останки захоронили в братской могиле у северных дверей церкви, отслужили панихиду по безымянным невинноубиенным («их же имена Ты, Господи, веси…») и поставили мраморный крест. Другая часть останков (одних только черепов — более ста) еще раньше была увезена на Самосыровское кладбище после того, как одному из участников раскопок приснился сон с повелением совершить погребение немедленно, не откладывая. Те, чьи останки не найдены, все равно оказались внутри церковной ограды, то есть в освященном месте — поэтому и поиски были прекращены. Упокой, Господи, души раб Твоих, от безбожных властей в годину лихолетия убиенных.

Из книги Андрея Рощектаева «Путеводитель по святыням Казанской епархии»

Источник

История нашего храма (до октября 1917)

«Внутри деревянной крепости церковь великомученицы Параскевии,
нареченныя Пятницы в Глятковых слободах
близ деревянного города»

М.С. Пестриков,
Описание Казани, составленное в 1739 году.

Еще две Николинские церкви находились совсем близко друг от друга, на спуске так называемого Воскресенского холма.

Позади рыбного ряда деревянного тогда Гостиного двора, выходившего фасадом на Ивановскую площадь, прозванную так, ибо стоял на сей площади Иоанно-Предтеченский мужской монастырь, высилась величественная, похожая на огромную башню, церковь Николы-Чудотворца. А чуть ниже по спуску холма стояла церковь Николы Боровского, именуемая ныне Николо-Низским храмовым комплексом.

А вот что пишут древние писцовые книги о самой церкви. «Церковь Никола чудотворец Зарайской, а придел Пятница нареченная Парасковеи, поставленье и все церковное строение бывшаго попа Федора да приходное. » Это упоминание, датируемое шестидесятыми годами XVI века, есть первое свидетельство существования церкви-придела во имя Великомученицы Параскевы.

Возможно, все официальные бумаги сгорели в самом страшном для Казани пожаре 3-4 сентября 1815 года, когда, как писала газета «Казанские известия» за №71 от 5 сентября 1815 года, «более половины оной, лучшая часть города» превратилась «в пепел или груду камней». В этом пожаре сгорело здание Консистории со всем архивом, здание Духовной Академии опять-таки со всеми бумагами, в ней находившимися; погиб в пламени пожара и архив Казенной и Гражданской палат. «Казанские известия» в №79 от 2-го октября 1815 года, подсчитывая принесенный страшным бедствием ущерб, писали, что в пожаре «погибла древнейшая архива здешняго Губернскаго Правления, содержавшая в себе драгоценные для Казани памятники: грамоты Царей, даже со времен Царя Иоанна Васильевича Грознаго, за их подписанием, многие акты, весьма полезные для Казанской истории, со времени покорения Казани под Российскую Державу.»

Я уже писал выше, что первые сведения о Пятницком храме содержат Писцовые книги второй половины 60-х годов XVI столетия.

Весьма ценные сведения содержатся в чудом сохранившемся документе, принадлежавшему казанскому митрополиту Тихону, архипастырю Казанской епархии с 1695 по 1724 годы. Это приходно-расходные книги Владыки за 1706 год, где помимо собственно упоминания о интересующем нас храме содержатся данные и о его служителях.

Неоценимый материал содержится в отчете инженер-поручика Михаила Саввича Пестрикова, геодезиста и картографа, находящегося в Казани с особой экспедицией в 1739 году по поручению В.Н.Татищева, знаменитого историка, собирающего материалы для своих трудов.

Одна строчка о Пятницком храме есть в опубликованном в Санкт-Петербурге в 1767 году труде статского советника, члена-корреспондента Петербургской Академии Наук Петра Рычкова «Опыт Казанской истории древних и средних времян»; косвенные и эпизодические сведения, которые пришлось собирать буквально по крохам, содержат «Известия по Казанской епархии», выходившие с 1867 по 1919 годы; несколько строк посвящены Пятницкой церкви в самом начале второй части «Краткой истории города Казани» адъюнкта Императорского Казанского университета Михаила Рыбушкина, выпустившего свой труд в 1849 году и целая глава о казанских церквях, в том числе и о Пятницкой, имеется в замечательнейшем «Казанском сборнике статей» Его Высокопреосвященства Никанора, архиепископа Казанского и Свияжского, вышедшем в Казани в 1909 году.

Двенадцать строк, посвященных архитектурным особенностям Пятницкого храма, содержит каталог-справочник «Республика Татарстан: памятники истории и культуры», выпущенный издательством «Эйдос» в 1993 году. Вот, пожалуй, и все.

Пятницкая церковь выросла на месте древнего храма во имя Николы Зарайского, и этому есть два свидетельства.

А церковь Николы Тульского, например, стояла за квартал от кремлевских стен и была разделена от них двумя улицами, зовущимися ныне Батурина и Нагорной, последняя из которых вливалась некогда в улицу Большая Казанская, что есть ныне начальная часть улицы Большая Красная. Находилась церковь Николы Тульского в обширном комплексе зданий, принадлежавших Богородицкому девичьему монастырю и стояла не «под горою» Кремля, а на самой маковке холма, зовущегося с последних десятилетий XVI века Богородицким.

Итак, история Пятницкого храма начинается с постановления в самом начале нынешней улицы Большая Красная деревянного храма во имя Николы Зарайского с приделом Параскевы Пятницы. Как говорят писцовые книги, первым настоятелем ее был о.Федор, стараниями коего вместе с будущими прихожанами и вырос на казанском посаде сей православный храм. Когда была освящена сия церковь, данных нет, однако несомненно, до 1566 года, ибо под этим годом, согласно писцовых книг, настоятелем церкви был уже иной человек, а о.Федор назван уже настоятелем «бывший».

Что храм был в состоянии не лучшем, говорит то, что горел он и в пожарах 1672 и 1694 годов, когда, по сведениям М.Н.Пинегина, краеведа и автора работ по истории Казани, сгорел соседний храму Богородиций монастырь и приходские слободы Засыпкина, Красная и Федоровская. Однако, существуют точные сведения, что, по крайней мере, в первое десятилетие XVIII века храм принимал прихожан и «работал» в полную силу. Сохранились приходные и расходные книги казанского Митрополита Тихона от 1706 года. В них говорится следующее: «Церковь Николая Чудотворца Зарайского что у Пятницы с попов Андреа Семенова, Ивана Никифорова, дьякона Михаила Харитонова, дьячка Михаила Иванова, пономаря Федора Ильина, просфорница Ксения Яковлевы дани и пошлин 4 руб. 23 алт. 5 ден. и марта в 5 день те выписанные данные деньги в архиерейской казенной приказ взято.»

Словом, так или иначе, но в 1728 году купец Иван Афанасьевич Михляев, «коммерции советник», богатейший казанский купец и промышленник, владелец винокуренных, кожевенных и суконного заводов выстраивает для прихожан Пятницкого прихода, в большинстве своем его рабочих, новый храмовый комплекс.

Сей церковный ансамбль, по сведениям М.С.Пестрикова, состоял из главной церкви «великомученицы Параскевии, нареченныя Пятницы» и придела «Богоявления Господня». Престол во имя Николы Зарайского восстановлен не был, и весь храмовый комплекс, уже не только в обиходе, но и в официальных документах стал зваться Пятницким.

Имела свои раритеты и Пятницкая церковь: замечательный список со старинного образа Параскевы Пятницы, чудом переживший все перипетии безбожного советского времени и находящейся ныне в стенах собора во имя святых апостолов Петра и Павла. Смею надеется, что недалек тот час, когда икона сия вернется в лоно храма, носящего его имя.

Но Господь не оставил ее и чудесно исцелил страдалицу.

Наконец, ей отсекли мечом голову. Христиане похоронили тело святой Параскевы. От мощей великомученицы подавались исцеления болящим. Святая Параскева почитается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного благополучия и счастья, покровительницей полей и скота. Память святой Параскевы совершается 10 ноября по новому стилю.

Пятницкий храм, как пишет о том каталог-справочник «Республика Татарстан: памятники истории и культуры», относился к типу «восьмерик на четверике» и стилю «провинциальное барокко», что теперь, после проведения больших восстановительных работ стало, наконец, заметно.

Храму всегда не везло: он горел почти во всех казанских пожарах.

В 1749 году, по сведениям Михаила Рыбушкина, выгорел весь Пятницкий приход вместе с церковью, от коей, в числе 28 «истребленных пожаром церквей», остались лишь остовы стен.

Храму не везло на напасти и бедствия, зато везло с прихожанами с самого начала его существования вплоть до дня сегодняшнего.

Как я писал ранее, в ХVI-ХVII веках в его приходе жили крупные дворяне, жертвующие на храм деньги и церковную утварь.

В веке XVIII, в первой его трети, главным жертвователем на храм был Иван Афанасьевич Михляев.

Жил в Пятницком приходе в первой половине XIX века и сын старосты прихода Владимирской церкви, Купца и серебряных дел мастера Петра Серебреника, Владимир Петрович Серебреников, купец-суконщик, имеющий лавки на Гостином дворе и ведущий свои дела весьма прибыльно. Несомненно, и он помогал своему приходу и храму, не афишируя своей благотворительной деятельности, ибо добрые дела совершенно не требуют шума и помпы, и сделанные тайно, без огласки и благодарений благо-дателю, лучше доходят до сведения Вседержителя.

В 30-х годах XIX столетия приобретает усадьбу на Воздвиженской улице, как называлась в те времена начальная часть нынешней улицы Маркса, известный на Казани купец Авксентий Степанович Унженин, сын яран-ского купца Степана Степановича Унженина, торговца бакалеей и вином. Авксентий Степанович был богатейшим на Казани торговцем, имел свои лавки на Гостином дворе и иных торговых местах Казани, и слава его как преуспевающего и удачливого купца более 30 лет гремела на Казани. В 1854 году он был избран городским головой, в обязанность коего входило и содержание в должном порядке всех городских православных храмов. Особое внимание как прихожанин-благотворитель Авксентий Степанович обращал на Воздвиженский и Пятницкий храмы, поскольку жил в непосредственной близости от них. Но наибольшую лепту, после Ивана Афанасьевича Михляева, внес в благоустройство Пятницкого храма сын Авксентия Степановича, Василий Авксентьевича Унженин.

Октябрь 1917-го Пятницкий храм встретил трехпрестольным.

Главный престол был во имя Рождества Пресвятой Богородицы, празднество коей справлялось 8-го сентября. Приделы же его были: первый, во имя святой Параскевы (28 октября) и второй, во имя Казанских Чудотворцев (4 октября).

Для храма начинались тяжелые дни.

Фрагмент из книги «Возрождение»
настоятеля Храма святой мученицы Параскевы о.Михаила, Казань, 2001 год.

© Подготовка электронной версии Спиридонова В.С., 2002 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *