храм под серпуховом барокко
Собор Распятия Господня (Серпухов)
Собор Распятия Господня в городе Серпухов построен в 1718 году на средства княгини Н. М. Гагариной в духе раннего барокко. Надвратная колокольня построена во 2-й четверти XVIII века. Боковые приделы Христорождественский и Предтеченский.
Содержание
История [ править ]
Предшественник Распятского храма — храм Рождества Христова на серпуховском посаде впервые упомянут в Сотной книге князя В. С. Фуникова в 1552 году. Как и большинство серпуховских церквей того времени, первоначальная Рождественская церковь была деревянной.
В 1652 году храм перестраивался или обновлялся, так как в апреле этого же года была выдана новая благословенная грамота на один престол — Рождества Христова.
Около 1662 года при храме уже существовал женский монастырь, так как под этим годом в документах упоминается настоятельница-старица Маремиана. Новорождественский монастырь (более известный под своим поздним названием — Распятский) стал первой женской обителью на Серпуховской земле. Новорождественский-Распятский монастырь просуществовал только один век (1662-1764 гг.). Эта обитель никогда не была очень богата или влиятельна. Так, в 1701 году у нее не было никаких владений кроме часовни, находившейся в городе и дававшей в год 1-2 рубля дохода. Сестры жили «мирским подаянием, Христовым именем». Первоначальные постройки обители оставались деревянными.
При игуменье Евстолии, сменившей пожилую настоятельницу Евфимию, материальное положение монастыря улучшилось. Позднее, через три года, началось сооружение каменного собора, средства для строительства которого пожертвовала княжна Назарета Матвеевна Гагарина.
Архитектурный комплекс бывшего Распятского-Новорождественского монастыря состоит из храма, колокольни над западными Святыми вратами, ограды и восточных врат. Центральное сооружение — храм Распятия Господня, одно из самых интересных зданий Серпухова XVIII столетия. В плане это прямоугольное шестистолпное базиликальное здание, алтарное полукружие на восточной стене его едва намечено, стены храма прорезаны 23 большими окнами. Северный и южный фасады церкви завершаются треугольными фронтонами; венчает постройку приземистый глухой восьмигранный барабан с граненым куполом и шпилем. Фасады Распятского храма практически лишены наружного декора, единственным украшением можно считать кованый козырек XIX века над южным входом и остатки оконной металлической решетки на одном из окон северной стены. Вероятно, заказчики постройки хотели соорудить храм не хуже, чем в новой столице России, в Петербурге, об этом свидетельствуют и масштабы здания, и его планировка. Неизвестный архитектор взял за образец церкви северной столицы. В Распятской церкви видим то же стремление к зальному пространству, устройству больших оконных проемов, так же слабо выраженную алтарную часть, тот же общий дух рационализма и регулярности, что и в современных ему храмах Петербурга — первоначальных зданиях Петропавловского и Исаакиевского соборов. По неизвестным причинам храм не был достроен, его кровля и купол возведены несколько позже. Храм комплексно не реставрировался, возможно, что под поздними слоями штукатурки еще сохраняются первоначальные элементы наружного убранства.
В середине XVIII столетия (около 1751 года, но не позже 1764 года) на средства купцов Серебренниковых были построены Святые врата с колокольней над ними. Здание имеет четко выраженные ярусность и вертикализм. В первом ярусе находятся сами ворота с калитками, над ними располагается подсобное помещение — келья, над которым сооружен вытянутый четверик, увенчанный восьмериком звона с круглой кирпичной главой. Архитектурный декор колокольни выполнен вполне в духе времени — ярусы разделены карнизами — антаблементами, проемы окон декорированы скромными рамочными наличниками, грани четвериков и восьмерика имеют пилястры, причем пилястры верхней части колокольни рустованы. Все эти детали как бы сглаживают внушительность и монументальность форм здания, сообщая ему «ладность» и естественность.
Монастырь окружала каменная ограда с башнями. На улицу Калужскую выходят восточные Святые врата, сооруженные уже после упразднения монастыря, на рубеже XVIII-XIX веков. Сложенные из кирпича и белого камня, увенчанные треугольным фронтоном, ворота по своей композиции напоминают триумфальную арку. Сооружение отличают не только законченность и благородство форм, но и мягкость, соразмерность окружающим постройкам, что характеризует многие памятники русской провинциальной архитектуры конца XVIII века. Деревянные и каменные дома церковного причта являются образцом типовой гражданской застройки второй половины XIX — начала XX веков. В 1764 году монастырь постигла участь многих небольших и скромных русских обителей — он был упразднен и обращен в приходскую церковь.
Распятский храм был одним из крупнейших и посещаемых в Серпухове. В приход церкви входили не только жители близлежащих улиц, но отчасти и деревни Заборье. С 1825 по 1835 годах в храме священствовал Алексий Иванович Левитский, позднее бывший настоятелем Троицкого собора, благочинным Серпуховского округа, известный ценитель местной старины.
В середине XIX века (до 1866 года) на священника Распятской церкви Иоанна Петровича Знаменского было возложено напутствие и увещание арестантов городского тюремного замка. Очень успешно и похвально духовенство церкви занималось преподаванием Закона Божия, пения при самом храме и в близлежщих учебных заведениях. Причт состоял из священника, диакона, псаломщика, пономаря и просвирни, не имел нареканий по службе, члены причта имели церковные и государственные награды. Церковно-приходская школа (данные на 1916 г.) находилась в здании колокольни.
Церковь была закрыта в начале 30-х годов (1931-32 гг.) после смерти многолетнего и всеми чтимого настоятеля — протоиерея Сергия Александровича Боголепова.
Современное состояние [ править ]
До недавнего времени Распятский храм находился в ведении Серпуховского медицинского училища. С северной стороны к храму была пристроена котельная, внутреннее пространство полностью переоборудовано, здание разделено на два этажа.
В настоящее время в Распятком храме регулярно совершаются богослужения.
На приходе ведется социальная работа. Проходят занятия в воскресной школе для детей и взрослых, проводятся праздники для прихожан, совершаются паломнические поездки.
Он такой один, православный храм в стиле барокко
Очередные выходные совсем не хочется сидеть дома. Ехать далеко не хотелось и мне вспомнилось одно место, которое нам давно хотелось посетить. Где и когда о нем первый раз услышал не помню, но фотографию которую увидел в интернете засела в моей голове, в серьез и надолго, поразив своей необычностью. Мы едем в южное Подмосковье.
И так. Смотрите и читайте. Он такой один, православный храм в стиле барокко. Это я про Церковь Знамения Пресвятой Богородицы.
Расположен храм в усадьбе Дубровицы (Подольский район), которая принадлежала воспитателю и наставнику Петра I, князю Голицину Борису Алексеевичу. Решение воздвигнуть церковь князь принял, после того как был прощен Петром I, после опалы, возникшей после наговоров и клеветы на него. Голицын рассудил, что такая счастливая перемена в судьбе могла произойти не иначе как по заступничеству Царицы Небесной.
Завершены работы были только 1699 году, но освятили церковь только пятью годами позже. Из-за того что она разительно отличалась от остальных храмов, патриарх Адриан отказывался ее освящать.
Необычность храма была во всем. Это и скульптуры святых на крыше — нонсенс для православных церквей. Корона, которая выполнена из металла и позолочена, венчающая церковь. Паперть, поднятая высоким фундаментом и богато декорированная резьбой.
Для её сооружения использовался местный белый камень, часто встречающийся в Подольском крае. Его достоинствами являются лёгкость обработки и в то же время прочность, позволяющая прорабатывать мелкие детали декоративной резьбы.
Внутреннее убранство необычно и поражает. Жаль, что там не разрешают фотографировать.
Удивительно, но войска наполеона разорявшие и сжигавшие все вокруг оставили храм и все внутреннее убранство не тронутым.
А вот новые хозяева жизни, которые пришли после октября 1917 года, особо ее не жалели. Они не пощадили церковную колокольню, также представлявшую исключительную художественную ценность. Её попросту взорвали за ненадобностью. Хорошо, что сам храм остался цел.
К сожалению история не сохранила имя автора этой красоты.
Рядом с храмом есть липовый парк, есть смотровая площадка с которой можно любоваться открывающимся видом. Это излюбленное место молодоженов и местных жителей.
Распятский монастырь в Серпухове
В конце зимы, направляясь куда-то по своим делам, я заглянул на полчасика посмотреть Распятский монастырь в Серпухове. Вернее, в настоящее время это не монастырь, а храм Распятия Господня, но в Серпухове он когда-то был действующим женским монастырем, наравне с еще двумя другими, ныне действующими, Владычным и Высоцким. Сейчас же Распятский храм принадлежит медицинскому училищу и находится в полуразрушенном состоянии. Тем немее службы там идут.
Краткая история Распятского монастыря для интересующихся
Территорию, которая раньше принадлежала монастырю, сейчас занимают по большей части частные владения: жилые домики со всех сторон обступили храм, так что с первого взгляда и не понятно, как к нему пройти. Собственно от тогдашнего монастыря осталась колокольня, которая постепенно рушится, восточные Святые ворота, ну и сам Распятский храм. Снаружи все это выглядит достаточно заброшено, даже не верится, что внутри идут службы. Но в этом настойчиво убеждает их расписание около двери храма.
Внутри Распятский собор полностью переоборудован и разделен на этажи. На первом этаже находится что-то вроде спортивного зала, и говорят, что располагается котельная, а на втором – часть помещения отведена собственно под сам храм, где идут службы.
Я попросил благословения батюшки на фотографирование и сделал несколько снимков внутри, которые лаконично дополняют рассказ о том, в каком состоянии сейчас Распятский монастырь в Серпухове.
Престольные праздники Распятского храма:
Как добраться до Распятского храма в Серпухове
Храм находится по адресу: Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская, 40.
Добираемся любым автобусом, идущим к Площади Ленина, а от нее можно прогуляться до храма пешком. Это займет всего пару минут.
Храм под Подольском, у которого нет аналогов в России: Почему князь Голицын построил православную церковь, похожую на костел
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Храм как символ примирения с Петром?
Эта историческая усадьба под Подольском за историю своего существования сменила немало именитых владельцев. Храм же на ее территории был построен при Борисе Голицыне, воспитателе Петра I. В какой-то момент князь попал в опалу (его оклеветали перед царем), но потом произошло примирение. В честь этого события, предположительно, и был выстроен в 1699 году этот уникальный храм. К сожалению, информация о его архитекторе не сохранилась, но известно, что работы длились около семи лет и участвовали в них не только русские, но и европейские специалисты.
В процессе строительства Голицын просил благословения на возведение столь необычного храма у патриарха Адриана. Это был очень консервативный священнослужитель и, скорее всего, добро на столь эпатажный проект он все-таки не дал. Однако после его смерти получить благословение оказалось намного легче.
На официальном открытии церкви присутствовал новый местоблюститель Московского патриаршего престола Стефан (Яворский), который лично освятил церковь. В этот день усадьбу посетил и царь Петр, отстоявший всю торжественную литургию вместе с сыном Алексеем. Как пропагандист европейской культуры царь не мог не оценить стараний Голицына и всего великолепия экстравагантного храма.
Уникальность здания
В качестве материала для церкви использован подольский белый камень, который удобен в обработке и идеально подошел для резьбы и проработки мельчайших деталей. Открытая паперть, декорированная резьбой по камню, представляет собой уникальное панно. Здесь можно увидеть и виноградные гроздья, и раковины, и витые растения, а окна обрамляют причудливые волюты и другие украшения. Предполагается, что резьбу выполнили швейцарские или итальянские мастера.
То, что внутри и снаружи храм обильно покрыт скульптурами, в те времена было просто невероятно и даже эпатажно. Все это более характерно больше для Западной Европы, чем для царской России. Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Василий Великий, апостолы, множество ангелов – скульптуры выполнены с удивительным изяществом.
Столп Знаменской церкви венчает золоченая корона, и это тоже невероятно. Подобные венцы на русских храмах – явления единичные. Все-таки чаще православные церкви венчают маковки, шлемы или шатры.
Внутри храма скульптурные сюжеты, выполненные в технике стукко (искусственный мрамор), представляют собой в основном сцены из Библии. Впечатляют также балконы-ярусы, два из которых предназначены для хоров.
А создание красивейших икон – предположительно, дело рук московских мастеров, работавших в Оружейной палате Кремля. И, опять же, в этих уникальных образах сильно ощущается влияние западноевропейской иконографии.
Ну а если смотреть на здание сверху, оно имеет форму креста с равными округлыми концами, по контуру которого идет узкая галерея.
Он чудом уцелел
До революции храм несколько раз реставрировали, однако провести обновление до конца все же не удалось.
Кстати, во время войны 1812 года на территории церкви располагались войска Наполеона и, надо сказать, французы, которые в тот период разорили и осквернили немало православных храмов, к Знаменской церкви отнеслись на удивление бережно.
Увы, в советский период с этим уникальным зданием особо не церемонились. Священнослужителей с территории храма выселили, последнего настоятеля сослали в Семипалатинск, а саму церковь передали дубровицкому совхозу. Колокола сняли, храм закрыли.
В 1931 году большевики взорвали колокольню храма и расположенную рядом церковь Адриана и Натальи. К счастью, основной храм чудом уцелел. Правда, в период богоборчества храм лишился некоторых своих уникальных деталей. Например, у скульптур стало недоставать некоторых частей (где-то оказалась отбита рука, где то – голова и т.д.).
Ну а после Великой Отечественной войны помещение передали институту животноводства.
Храм сегодня
Лишь в конце прошлого века здесь, наконец, возобновились службы. В 2004-м, к 300-летию освящения церкви, большую часть здания отреставрировали. Однако работы над восстановлением первоначального убранства храма продолжаются.
Чтобы добраться до Знаменской церкви, нужно доехать до Подольска, а там пересесть на автобус или маршрутку до Дубровиц. Также до усадьбы ходит автобус от метро «Южная» в Москве. На автомобиле до усадьбы можно доехать по Варшавскому шоссе, опять же через Подольск.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
СЕРПУХОВСКИЙ ТРОИЦКИЙ СОБОР
Серпухов. Собор Троицы Живоначальной |
Собор во имя Живоначальной Троицы в г. Серпухове (Серпуховское благочиние Подольской епархии)
Стоит в историческом центре города, на Соборной горе, не земле прежде входившей в Серпуховский кремль. Является ландшафтным ориентиром города. Проезд из Москвы: с Курского вокзала до ст. «Серпухов», от ст. «Серпухов» автобусами № 4, 5, 10, 11, 21, 39, 40 до ост. «Ситценабивная фабрика».
Известно, что деревянный собор стоял на этом месте в XIV веке, во времена Серпуховского князя Владимира Андреевича. Годом основания (или первого упоминания) собора иногда указывается 1380 [1].
В XVI веке деревянную постройку сменила каменная. О значении Троицкого собора в жизни серпуховского края свидетельствуют грамоты великих князей и царей. В 1514 году грамотой Василия III были подтверждены старинные привилегии духовенства Троицкого собора. Его протопопу люди, приезжавшие торговать в Серпухов, должны были платить таможенную пошлину, треть средств шла на содержание построенного в крепости ещё князем Владимиром Андреевичем Храбрым храма великомученика Димитрия Солунского. Протопопы собора собирали венечную пошлину со всего Серпуховского уезда. Кто венчался без уплаты её, подлежал штрафу в два рубля (очень большая для тех времён сумма).
В 1696 году собор был перестроен на средства архимандрита Московского Спасо-Андроникова монастыря Феодосия, в прошлом священника Троицкого собора. В то время в соборе был устроен придел во имя мученика Димитрия Солунского, перестроенный в 1837-1841 годах. В то же время колокольня начала XVIII века получила новую облицовку. Тогда же были также изменены завершение восьмерика храма пристроены портики, к трапезной пристроен придел святителя Николая Мирликийского (храм святителя Николая издревле стоял в Серпуховском кремле южнее Троицкого собора; после постройки придела его приход был приписан к соборному). Фасады храма получили архитектурную обработку в стиле ампир. Элементы прежнего декоративного убранства собора были срублены, фасады оштукатурены, пятиглавие заменено одной фигурной главкой, к собору пристроены порталы в формах провинциальной классики. После надстройки верхнего яруса колокольни шатёр приобрел характер обелиска.
Соборный храм послужил прообразом для многих посадских церквей города.
Собор был закрыт в начале 1930-х годов. После закрытия храм был разграблен и осквернён, здание постепенно разрушалось.
В 1967-1972 годах была проведена реставрация собора под руководством архитектора Н. Н. Свешникова. В результате реставрационных работ была восстановлена первоначальная архитектура колокольни и фасады основного объема (снята ампирная облицовка). В 1985 году Троицкий собор стал филиалом Серпуховского историко-художественного музея.
В 1998 году при соборе была зарегистрирована община, но передачи храма верующим не произошло. 21 сентября 2003 года собором духовенства Серпуховского благочиния был отслужен первый со дня закрытия храма молебен с водоосвящением. В 2004 году на братском воинском захоронении близ собора был установлен поклонный крест и заложена капсула с землей, привезенной с Куликова поля.
В 2009 году музеем и Серпуховским благочинием было заключено Соглашение о совместном использовании Троицкого собора. 16 сентября 2010 года в сослужении духовенства Серпуховского благочиния при большом стечении молящихся благочинный протоиерей Владимир Андреев совершил первую со времени закрытия собора литургию.
Архитектура
Настоятели
Священники
Использованные материалы
[1] См., например, «Троицкий собор», официальный сайт Московской епархии, http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=811
[2] Митрополит Иоанн (Снычев) в книге «Жизнь и служение митрополита Мануила» пишет, что в иосифлянский раскол уклонился и остался непримиримым настоятель Троицкого собора, благочинный церквей Серпуховского округа, священник Александр Анатольевич Кремышенский. В 1931 году он был расстрелян.