храм покрова пресвятой богородицы крым
Покровская церковь (Нижняя Ореанда)
Церковь Покрова Божией Матери построена по заказу Великого Князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. Построена в грузинско-византийском стиле по проекту академика А.А. Авдеева. Храм украшен мозаиками итальянца Антонио Сальвиати. В строительстве принимали участие художник Кн. Г.Г. Гагарина, академики М. Гримм и В. Васильев.
В конце XIX — начале XX века храм считался одним из наилучших на ЮБК. В нем служил Иоанн Кронштадтский, причащалась княгиня Елизавета Федоровна. Начиная с Александра III, в церкви молились все члены императорской фамилии.
Содержание
История [ править ]
Южнее Ливадии расположилась Ореанда, бывшее великокняжеское имение. Пройти в Ореанду из Ливадии можно по Солнечной тропе, которая была проложена в 1861 году и называлась Царской.
Когда-то на месте Ореанды существовало греческое поселение. На горе Крестовой сохранились остатки средневекового феодального замка и небольшого христианского храма у самого края скалы.
История церкви Покрова Пресвятой Богородицы началась задолго до ее появления. В 1818 и 1825 годах на Южном берегу Крыма побывал русский император Александр I. Ему понравились земли Ореанды, здесь он хотел отдыхать от трудного бремени власти и собирался возвести дворец для своей жены Елизаветы Алексеевны, которая часто болела и зиму вынуждена была проводить на юге. Но, простудившись, Александр I неожиданно скончался. Ореанда стала имением нового императора Николая I, который подарил ее своей супруге императрице Александре Федоровне. Царская семья впервые посетила Ореанду в сентябре 1837 года, тогда же решено было построить здесь дворец в стиле римских вилл. 30 сентября, перед отъездом из Крыма, императрица Александра Федоровна вместе с графом М. С. Воронцовым поднялась на гору, которую татары называли Урьянда, и установила на вершине деревянный крест. Позже крест заменили чугунным с отверстиями для иллюминации. Название же горы изменилось, ее стали называть Крестовой.
Этот праздник был установлен в воспоминание, видения святым Андреем Богоматери во Влахернском храме в Константинополе. В 910 году на Византию напали турки и осадили столицу империи. Народ собрался в храме, где хранилась риза Богоматери с омофором и частью пояса. Среди молящихся был блаженный Андрей Христа ради юродивый вместе со своим учеником Епифанием.
Храм Великий князь задумал построить в грузинско-византийском стиле, который, по его мнению, более всего подходил к суровой, скалистой местности Ореанды. К возведению храма он пригласил лучших специалистов. Проект разработал известный архитектор А. А. Авдеев. Церковь решили строить недалеко от Адмиральского домика, вокруг которого росли большие дубы. Чтобы сориентировать апсиду храма строго на восток, надо было срубить несколько деревьев. Но Великий князь пожелал сохранить могучих великанов, поэтому алтарь храма в Ореанде немного повернут на юго-восток.
Для строительства церкви использовали камни, из которых был сложен дворец. Храм получился небольшим, крестообразной формы, с одним куполом. Чудесный звон колоколов с удовольствием слушали императоры Александр III и Николай II.
Торжественное освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы состоялось в 1885 году. Эта церковь стала любимым детищем Великого князя Константина Николаевича, в ее создание он вложил частицу своей души и по праву гордился своим творением.
Церковь в Ореанде отличалась обилием мозаики, украсившей стены, купол и паруса храма.
К сожалению, большинство мозаик Покровской церкви и Ореанде не сохранились до наших дней. Почти полностью уничтожен образ Покрова Богородицы и еще девять икон. Чудом сохранилось изображение Спасителя, восьми апостолов, восьми ангелов, четырех евангелистов, расположенных в куполе и парусах храма, византийский орнамент и два панно «Рождество» и «Воскресение Христово», украшающие западную стену.
После смерти Константина Николаевича Ореанда перешла к его сыновьям. В 1894 году Ореанда стала императорским имением, его купили у Великого князя Дмитрия Константиновича для наследника престола цесаревича Николая Александровича. Новый император Николай II с семьей приходил в Покровский храм на церковные праздники, он любил гулять по парку, любоваться красотой скал, размышлять на берегу моря.
После революции храм пережил немало трудных дней и едва не погиб. Церковь закрыли в 1924 году. Ее передали в ведение ОХРИС (комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины, народного быта и природы), а затем Управлению Ливадийским дворцом. На замечательные мозаичные фрески приходили посмотреть экскурсанты, вход стоил всего 10 копеек. В 1927 году здание немного пострадало от землетрясения, в алтарной части образовалась трещина, но, конечно же, его никто не ремонтировал. С церкви пытались сбросить крест, но не смогли его сорвать, он сломался у основания. Часть этого креста ныне хранится в храме как драгоценная реликвия.
После войны в Ореанде начинается строительство санатория, один за другим возводятся новые корпуса. Очевидно, маленькая церквушка, по мнению архитекторов, не вписывалась в современный облик Ореанды. Поэтому в начале 60-х годов ее решили снести. Храм, с такой любовью когда-то построенный и украшенный, был на волосок от гибели. Вступились краеведы, люди, не равнодушные к своей земле и ее истории. Они добились того, что храм Покрова Пресвятой Богородицы был признан памятником архитектуры, о чем было написано в охранном письме. Более тридцати лет здесь хранили ядохимикаты, а в церковном дворе размещалась автобаза.
Здание сильно пострадало от оползней и требовало реставрации. Она началась после возвращения храма Православной Церкви. Это произошло в 1992 году к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы. Прихожане привели храм в порядок, и к празднику Святой Троицы, впервые за 70 лет, в нем отслужили Божественную литургию.
А в 2001 году рядом с церковью построили звонницу. В Донецке на ООО «Корнер-М» отлили прекрасный колокол весом 603 килограмма. Над его изготовлением пришлось потрудиться специалистам. Чтобы голос колокола звучал красиво, вспомнили о старых, дедовских методах, для этого использовали печь, огонь в которой поддерживали дровами. На верхней части колокола написано: «Сей колокол принесен в дар рабами Божиими Александром и Анатолием в лето 2001 от Рождества Христова в храм Покрова Божией Матери в Ореанде». Колокол украшают четыре клейма, на которых изображены Господь Вседержитель, Покров Пресвятой Богородицы, святой Николай Чудотворец и великомученик целитель Пантелеймон.
В день памяти великомученицы Екатерины, 7 декабря колокол был укреплен на звоннице. А 4 января 2002 года протоиерей отец Николай Доненко освятил колокол и звонницу. Несколько дней спустя на ее крыше установили красивый ажурный крест, выполненный киевским художником Олегом Радзевичем. Большую помощь в этом деле оказал ялтинский благотворительный фонд «Надежда».
Так, благодаря традициям, живущим в народной памяти, и людям, сохраняющим их, в Ореанде вновь зазвучал голос колокола
Описание [ править ]
Храм построен в грузино-византийском стиле. Для строительство использовался камень, из которого возводили дворец в Ореанде. Строение небольшое, крестообразной формы, с одним куполом. В барабане узкие арочные оконных прорези, в которых расположены по четыре круглых окна. Купол венчает четырехконечный византийский бронзовый золоченый ажурный крест. Его украшает очень редкое в иконографии изображение Христа без бороды. Северная, западная и южная стороны храма обрамлены арочной галереей.
Церковь решили строить недалеко от Адмиральского домика Вел. князя, возле которого росли большие дубы. Вел. князь пожелал их сохранить, поэтому алтарь немного повернули на юго-восток. В качестве колокольни использовался растущий рядом дуб. Колоколов было пять: от 3 до 160 кг.
Покровская церковь отличалась богатым убранством. Оконные рамы в барабане большие кресты, украшающие внешние стены, изготовили в Ливорно из белого каррарского мрамора. Желто-оранжевые оконные стекла наполняли храм мягким солнечным светом. Резной иконостас был сделан мастером Кубышко из ореха, дуба, кипариса и можжевельника. Храм украшен мозаикой, большей частью до наших дней не дошедшей. Почти полностью уничтожены образ Покрова Богородицы и еще девять икон.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Крым, Ялтинский горсовет, пос. Нижняя Ореанда
Храм покрова Пресвятой Богородицы в Нижней Ореанде
Храм Покрова Божией Матери в Ореанде по праву может носить статус императорской церкви. В этой православной святыне Крыма бывали на Божественных литургиях члены царской семьи династии Романовых: сначала Александр III и Мария Федоровна, затем Николай II и Александра Федоровна.
В церковных таинствах участвовали великий князь Сергей, сын Александра II, убитый народовольцами в 1905 году, и Елизавета Федоровна, основательница благородной Марфо-Мариинской обители милосердия, прославленная в лике святых в 1992 году.
Святой Иоанн Кронштадтский, провожавший Александра III в последний путь, служил литургию в Покровской церкви, а основал святыню великий князь Константин, брат императора Александра II.
История Покровского храма пресвятой Богородицы
История храма покрова Богородицы в Нижней Ореанде начинается задолго до его основания и берет начало со времени правления императора Александра I, который незадолго до своей праведной кончины побывал на Южном берегу Крыма и буквально влюбился в живописную Ореанду, отличавшуюся скалистыми пейзажами.
Николай I посетил поселок только спустя 12 лет после смерти старшего брата. Он тоже решил построить в Ореанде дворец и подарить его своей жене Александре Федоровне. Проект дворца был заказан немецкому архитектору Карлу Шинкелю, но император остался недоволен полученным результатом и передал проект русскому архитектору Андрею Штакеншнейдеру.
Второй проект пришелся по вкусу государю. Строительство дворца началось в 1843 году и завершилось в 1852 году. Параллельно с дворцом обустраивался роскошный парк, в котором были собраны экзотические растения со всего мира.
Великий князь Константин, которому дворец матери достался по наследству, любил Ореанду всей душой. Он называл ее раем на земле, но бывал в Крыму редко, так как управлял флотом и председательствовал в военно-морском ведомстве империи.
После убийства брата Александра II Константин оказался не нужен новому государю Александру III, с которым у него сложились непростые семейные отношения, и он уехал в Ореанду.
В 1882 году дворец матери сгорел. Средств на его восстановление у великого князя не было, поэтому он поселился в скромном императорском домике, с которого открывался чудесный вид на море. Дом окружали могучие вековые дубы и очаровательный парковый ландшафт. Для полного счастья не хватало только храма.
В Ливадии была Крестовоздвиженская церковь, но Константин решил, что Ореанда тоже нуждается в храме, тем более что от сгоревшего дворца остался отличный белый камень, который можно было использовать для строительства святыни.
В апреле 1884 года строители приступили к работе. Великий князь лично заложил в фундамент новой церкви табличку с датой начала строительства святыни и ее названием. Храм он решил освятить в честь полюбившегося ему праздника – Покрова Пресвятой Богородицы. Архитектором, возглавившим строительство, стал Алексей Авдеев.
Архитектура церкви Богородицы в Нижней Ореанде
Константин Николаевич был знатоком во многих сферах: он разбирался не только в военно-морском деле, но и в живописи, музыке, поэзии и архитектуре. Поэтому стиль будущего храма и место его расположения князь выбрал сам. Алексею Авдееву оставалось только осуществить его замысел.
Покровский храм возводился в грузинско-византийском стиле рядом с домиком князя. Авдеев предложил вырубить часть вековых дубов для того, чтобы расположить апсиду храма с алтарем на восток, но Константин запретил трогать деревья.
Тогда апсиду решено было повернуть на юго-восток. С запада, юга и севера крестообразно построенный храм окружила изящная арочная галерея.
Высокий световой барабан с круглыми окнами в оконных проемах венчал купол. На него был водружен ажурный позолоченный византийский крест. Фасады церкви украшали большие кресты из каррарского белого мрамора.
Из него же были сделаны рамы, обрамлявшие желто-оранжевые стекла. Роль звонницы выполнял высокий дуб, на который строители установили две доски и подвесили к ним пять колоколов разной величины. К звоннице пристроили деревянную лестницу.
По инициативе великого князя каждый этап стройки фотографировался. Эти снимки дошли до наших дней.
Внутренний интерьер Покровской церкви расписали известные иконописцы Григорий Гагарин, Давид Гримм и Михаил Васильев. Резной деревянный иконостас из кипариса, дуба, можжевельника и ореха выполнил местный мастер Кубышко. По великолепию собор сравним с храмом Михаила в Верхней Ореанде.
Великий князь не остановился на достигнутом. Он решил, что Покровскую церковь необходимо украсить мозаичными образами, искусством изготовления которых в совершенстве владел итальянский мастер Антонио Сальвиати.
По просьбе князя мозаичист приехал в Крым и украсил купол и стены храма мозаикой. Большинство этих работ не сохранилось, кроме образа Христа Спасителя, апостолов, ангелов и четырех евангелистов на куполе, а также двух панно на западной стене храма.
Мозаичный Покров Богородицы, который украшал горнее место церкви, был основательно разрушен в послереволюционные годы.
В 1885 году состоялся торжественный чин освящения новой церкви в Ореанде.
Храм Богородицы после смерти великого князя
Недолго Константин Николаевич наслаждался звоном колоколов Покровской церкви. Семь лет спустя его не стало. Поселок перешел во владение его сыновей Константина и Дмитрия. В 1894 году Дмитрий продал Ореанду цесаревичу Николаю.
Как раз в этот период в Покровской церкви побывал святой Иоанн Кронштадтский, который приехал в Ливадию к тяжело больному императору Александру III. Святой отслужил Божественную литургию в храме. В память об этом событии на территории церкви построен памятник с бюстом святого праведника.
Николай II любил бывать в Ореанде, прогуливаясь со своей семьей по Царской тропе. Император не раз присутствовал на богослужениях, слушал звон колоколов и принимал участие в церковных таинствах. Белая полоса в истории Покровской церкви закончилась в 1917 году.
В 1924 году власти официально закрыли храм, однако ценные мозаичные работы Сальвиати не позволяли уничтожить церковь, поэтому в первый год после закрытия здесь стали проводиться платные экскурсии.
После землетрясения, случившегося пару лет спустя, здание церкви потрескалось, пострадала мозаика. Атеисты тут же воспользовались этим, чтобы уничтожить храм. Они попытались сбросить византийский крест с купола храма, но крест сломался.
Затем для Покровской церкви наступил период временного затишья: о ней не вспоминали вплоть до 50-х годов. В 50-е годы храм снова едва не разрушили, но Бог уберег святыню. Вместо уничтожения советские власти решили превратить церковь в склад для хранения ядохимикатов.
В лоно Русской православной церкви храм вернулся в 1992 году. Настоятелем полуразрушенной святыни стал Николай Доненко. Отец Николай взялся за восстановление церкви и шаг за шагом стал приводить ее в нормальный вид.
В начале января 2002 года батюшка освятил новую каменную звонницу, строительство которой завершилось в декабре. Звонницу украсили ажурный крест, изготовленный Олегом Радзевичем, и большой колокол, весивший 603 килограмма.
На клеймах колокола изображены Покров Богородицы, Иисус Вседержитель, великомученик Пантелеймон и Николай Чудотворец. Колокол в дар обители отлили мастера Анатолий и Александр из Донецка.
Как добраться до Покровского храма Богородицы
Храм находится по адресу: Крым, Большая Ялта, поселок Нижняя Ореанда, Севастопольское шоссе.
Добраться до Покровской церкви можно на маршрутных автобусах № 115 и 102, следующих от автовокзала Ялты, или на маршрутном автобусе № 122, который отправляется от Вещевого рынка города.
Туристам необходимо сойти на остановке «Верхняя Ореанда», а дальше отправиться пешком на восток.
До святыни можно также добраться на маршрутных автобусах № 27, 32, 47 и 26, следующих до остановки «Ливадия-2». Далее по Царской тропе нужно пройти в Ореанду.
Храм покрова пресвятой богородицы крым
Были ли Вы когда-нибудь в селе Рыбачье, что находится в 30 километрах от Алушты? Дивное Черное море – временами тихое, временами пенное, бурлящее. Буяние красок природы летом и сдержанная палитра зимой. Вся жизнь села подчинена ожиданию и проведению курортного сезона. А он на южном берегу Крыма сродни нашествию. В сезоне сталкиваются две страсти: у местных жителей – острое желание заработать, и праздное ничегонеделание со злоупотреблениями – у приезжих. Где уж тут место для заботы о спасении души.
И вот в 2005 году в село Рыбачье для служения был назначен иерей Игорь Сильченков. Храма в селе не было. Есть предание о том, что в давние времена на месте Рыбачьего было греческое поселение с храмом святых равноапостольных Константина и Елены. Но точной информации не сохранилось. И отец Игорь нашёл единственное пригодное для Богослужений помещение – маленькую кинобудку летнего кинотеатра, где с трудом вмещалось 20 человек. И начались службы. Первое освящение храма было в честь святой блаженной Ксении Петербургской.
Жители села вначале осторожно посматривали на молодого активного батюшку, который всеми силами пытался привлечь людей в храм. Сердечно отозвались на призыв отца Игоря несколько женщин солидного возраста, которых спустя много лет батюшка называет «своими родненькими, золотыми прихожаночками». Это они взяли «на постой» симферопольского батюшку, пригласили в дом для проведения Евангельских встреч и занятий воскресной школы. Они прошли все этапы становления прихода, строительства и развития храма. И всегда были рядом, помогая по любому поводу. А в храме, даже очень маленьком, забот полно: и церковная лавка, и уборка, и облачение постирать, и просфоры напечь, и перед престольным праздником с поклоном за помощью пойти, и по-душевному новоначальному прихожанину объяснить, что можно, и чего нельзя в церкви делать.
Два года отец Игорь служил в кинобудке, надеясь на то, что однажды все-таки удастся построить большой храм. И молился. Он всегда много служил, по пять Божественных литургий в неделю, не сокращая службы, вычитывая полностью все Богослужебные тексты. И постепенно Господь стал управлять строительство храма. Как строятся храмы? Не люди их созидают. Сам Господь творит.
«Скажи, как рождаются храмы?
Как Свет из Нетварного Света.
Господь их Своими руками
Творит, словно Солнце Завета.
Им выбраны место и время,
И люди могучего духа,
Чтоб вырастить щедрое семя,
Чтоб мы возлюбили друг друга…» (стихи певчей храма Галины Лисовской)
И пошло движение. Поддержали власти, с миру по нитке собирались строительные материалы, с огромными искушениями, но с результатом отработали строители. Каждый из прихожан внес свою посильную лепту. Позже храм был освящен вновь в честь Покрова Пресвятой Богородицы. И так уж сложилось, что теперь у храма два престольных праздника – Праздник Покрова Пресвятой Богородицы и День памяти святой блаженной Ксении Петербургской.
Отец Игорь по Божьей Милости собрал в храме удивительные святыни – Частицу Животворящего Креста Господня и 73 частицы святых мощей угодников Божьих. Храм постоянно развивается. Недавно был построен балкон для клироса. И есть насущнейшая потребность в колокольне. Пока роль колоколов выполняют, как и 15 лет назад, кислородные баллоны. И очень важно построить придел святой блаженной Ксении, поскольку первое освящение храма никуда не исчезает с последующим. Слава Богу за все!
О настоятеле храма
Священник Игорь Сильченков родился 31 мая 1971 года в Симферополе. День Ангела — 18 июня в день памяти святого благоверного князя Игоря Черниговского.
Как молодые люди становятся священниками? Пожалуй, два пути. Есть те, кто с раннего детства чувствуют в себе духовное призвание и идут прямой дорогой, не отвлекаясь на мирские занятия. Но намного чаще это путь сложнее и извилистей. Опробовав различные профессии, примерив на себя различные социальные роли, молодые люди осознают неполноту мирской жизни. Душа-христианка не удовлетворяется «красотами скорогибнущего века сего». И на этом пути Сам Господь ведет, тонко, бережно взращивая духовную почву для будущего священника.
Отец Игорь Сильченков в юности попробовал себя на разных поприщах. Он учился в военном училище, затем поступил в Киевский Национальный Экономический Университет имени В. Гетьмана на специальность «Экономика предприятий», который окончил в 1995 году. Отец Игорь даже поработал некоторое время по специальности. Казалось бы, хороший студент, хороший специалист, почему бы не строить карьеру? Но душа хотела иного. И обстоятельства жизни подсказывали, что нужно двигаться дальше. А еще молилась мама. Мама отца Игоря – ныне монахиня Вера, насельница Свято-Троицкого женского монастыря в Симферополе, где почивает святыми мощами святитель Лука Крымский. А в те годы она была глубоко верующим воцерковленным человеком в миру, и прошения к Господу о духовном призвании сына уже присутствовали в ее молитвах. Ведь во все времена стать священником – это самое важное дело на земле, самое лучшее поприще для молодого человека.
Отец Игорь избирает духовное служение и поступает в Киевскую Духовную Семинарию (окончил в 2003 году), а затем в Киевскую Духовную Академию (окончил в 2007 году).
Рукоположение в сан священника состоялось в 2004 году.
С 2005 года отец Игорь Сильченков – настоятель Храма Покрова Пресвятой Богородицы села Рыбачье Алуштинского благочиния Симферопольской и Крымской епархии РПЦ МП.
Вопрос к отцу Игорю: Что сподвигло Вас к выбору священнического служения?
Ответ: Такой выбор не бывает случайным или основанным на собственном произволении. Господь сподвиг жизненными обстоятельствами — и скорбями, и великой благодатью. Величайшая радость во Вселенной — быть священником. Через священническое служение Господь торжествует. Для мужчины быть священником — совершенно естественно, а вот только «делателей мало» (Мф. 9:37).
Любимая цитата из Священного Писания: “Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут” (Мф. 5:7)
«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).
Любимый духовный писатель: Святитель Игнатий Брянчанинов.
Любимая книга: «Отечник» Святителя Игнатия Брянчанинова,
Любимая музыка: церковные песнопения, Моцарт, духовно-патриотическая лирика.
Наилучшее занятие: Богослужение, Литургия
Наилучший отдых: плавание, путешествие, вокал.
Вопрос: Что для Вас значит быть настоятелем храма?
Ответ: Это означает — быть в состоянии ответственности перед Богом и людьми. Необходимо всегда держать статус священника, быть для прихожан образцом, а это очень трудно. Повседневная жизнь настоятеля изобилует хлопотами и переживаниями за мирян, за их духовное состояние, за Храм, за внешнее и внутреннее устроение Храма… Для меня первый, главный дом — это Храм, его приход.
Вопрос: Что Вы можете пожелать нашим читателям?
Ответ: Хочу всем пожелать Любви, только в этом спасение. В Любви — главная заповедь Христова. Спаси всех Христос!