храм предтечи в коломенском
Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове г. Москвы
Официальный сайт
НОЯБРЬ 2021
9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения.
Суббота
Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения.
18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения.
Просмотрено 263 раз
Поделиться:
Приглашаем на экскурсию по Дьяково
Дорогие братья и сестры!
Бывшая жительница села Дьяковское — местная уроженка Алла Дмитриевна Семенихина — расскажет всем желающим об истории родного села, о людях здесь живших, о том, чем и как жили селяне. Покажет, где стояли дома интересных людей, в том числе дом настоятеля храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково священномученика Сергия Воскресенского. Читать далее →
Просмотрено 161 раз
Поделиться:
ОКТЯБРЬ 2021
2 октября Суббота | Благоверных князей Феодора Смоленского и чад его Давида и Константина. |
9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения.
18:00 Всенощное бдение в храме Усекновения.
Воскресенье
по Воздвижении.Великомученика Евстафия Плаки́ды.
8:30 Часы. Литургия в храме Вознесения.
9:30 Часы. Литургия в храме Усекновения.
Просмотрено 718 раз
Поделиться:
СЕНТЯБРЬ 2021
4 сентября Суббота | Грузинской иконы Божией Матери. 9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения. | ||
5 сентября Воскресенье | Неделя 11-я по Пятидесятнице. Собор Московских святых. 8:30 Часы. Литургия в храме Вознесения. Просмотрено 974 раз Поделиться:Богослужение Праздника Преображения отложено на часВ связи с погодными условиями и штормовым предупреждением, 19 августа музей-заповедник Коломенское закрыт до 10:00. Поэтому Богослужение праздника Преображения Господня начнётся в 10:00, а не как было объявлено ранее. Просмотрено 52 раз Поделиться:О Смоленской иконе Божией Матери10 августа (нового стиля) Церковь совершает празднование Смоленской иконе Божией Матери. Этой иконе посвящен университетский храм Научно-Исследовательского Ядерного Университета “МИФИ” – высшего учебного заведения, находящегося неподалёку от храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьяково. Почему же этот храм имеет такое посвящение? В мире всё совершается по Божию промыслу, все события и вещи имеет духовный смысл. Он часто не открывается нам сразу, но внимательный, духовно-неравнодушный взгляд может помочь нам понять какой-то отблеск этого смысла. Читать далее → Просмотрено 71 раз Поделиться:Праздники августа 2021 г.1 августа — Обре́тение мощей преподобного Серафима Саро́вского – самого почитаемого на Руси святого; Читать далее → Просмотрено 98 раз Поделиться:АВГУСТ 2021
8:30 Часы. Литургия в храме Вознесения. | ||
2 августа Понедельник | Пророка Илии́ 9:00 Часы. Литургия в храме Усекновения. Просмотрено 696 раз Поделиться:Праздники июля 2021 г.4 июля – Всех русских святых. Это последний праздник, положение которого в календаре отмеряется от Св. Пасхи. У кого святой покровитель – русский святой, могут в этот день также торжествовать и праздновать свои именины; Читать далее → Просмотрено 162 раз Поделиться:ИЮЛЬ 2021
Утром богослужения нет. | ||
4 июля Воскресенье | Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. 8:30 Часы. Литургия в храме Вознесения. Прогулки по Коломенскому. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Голосов овраг.Продолжим нашу прогулку и то лишь потому, что обещала выложить Галине. Даже один человек, получивший удовольствие стоит затраченных трудов! Восхитительная Предтеченская церковь, относящаяся к XVI веку и почитаемая архитектурной предшественницей храма Покрова на Рву, что на Красной площади, хранит в себе множество загадок. По традиционному мнению, она была основана Василием III в 1529 году как моленный и обетный храм о рождении наследника, которого великий князь ожидал более 20 лет и ради которого решился на беспримерный в то время шаг – официальный развод с первой женой, Соломонией Сабуровой. Ее насильно постригли в московском Рождественском монастыре, и она, по легенде, прокляла за это и бывшего супруга, и его новый брак, и все его потомство. Но и во втором браке Василия III с Еленой Глинской детей не было несколько лет. Зимой 1528/1529 года состоялась поездка великокняжеской четы по монастырям с молением о даровании наследника, но супруги не получали просимого, пока не обратились в молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому. Это картина художника передвижника К. Маковского (1872 г.) Моленные храмы святому Иоанну Предтече великий князь Василий III стал строить задолго до рождения у него сына. Вход ворота на территорию церкви. А так они выглядели в 1930 году. Традиционно считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что символизировало желание государя иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите. Моление о зачатии выразилось в посвящении одного из приделов праведной Анне – матери Пресвятой Богородицы. Другой придел посвящен апостолу Фоме, сначала не поверившему в Воскресение Христа, что символизировало осознание государем, не имевшего потомства, греховности неверия и сомнений. Эти три фотграфии с голубым небом сделаны не мной. Однако загадки Предтеченского храма на этом только начинаются. Это несомненно памятная церковь, то есть возведенная в ознаменование какого-то события, но какого – теперь историки сомневаются в однозначном ответе. Современные версии ученых делятся на вышеизложенную раннюю – храм был построен как моление Василия III о рождении наследника, и позднюю – храм был построен самим Иоанном Грозным, возлюбившим Коломенское не менее своего отца, и посвящен его небесному покровителю. Он мог появиться в память венчания Иоанна Васильевича на престол в 1547 году, хотя в честь этого события в Москве была выстроена Петроверигская церковь на Маросейке, (венчание состоялось в праздник Поклонения веригам апостола Петра), от которой ныне осталось лишь название Петроверигского переулка. В числе других поводов к возведению Предтеченского храма в Коломенском называют и взятие Казани в 1552 году, и моление о даровании наследника – царевича Иоанна Иоанновича, и благодарение за его рождение, и даже покаяние за его убийство. Еще одно древнее предание гласит, будто Предтеченский храм выстроили те же зодчие Барма и Постник, которые возвели собор Покрова на Рву (или Собора Василия Блаженного), что не только опровергает знаменитую легенду об ослеплении мастеров, но и придает ей иное звучание: на вопрос царя, могут ли они выстроить храм лучше, они ответили, что могут – и выстроили новое чудо в Коломенском. (Если только Предтеченский храм действительно был возведен в 1550-х годах.) Но все же большинство ученых склоняется к традиционной версии о временном приоритете Предтеченской церкви над Вознесенской и о том, что она стала предшественницей Покровского собора, своего рода архитектурным экспериментом, где впервые вокруг центрального храма были объединены несколько придельных церквей. Если же правы сторонники поздней версии, то Предтеченская церковь была домовым храмом семьи Иоанна Грозного. Позже Василий Третий, услышав в коломенском тереме о том, что его молодая жена Елена Глинская разрешилась долгожданным наследником, будущим Иваном Грозным, распорядился в честь радостного события возвести здесь дивный белокаменный шатровый храм Вознесения, ставший своеобразной визитной карточкой государева двора. Храм достоин отдельного рассказа. Северный предел 1930 г. Южный предел тех же годов. Это фото 1890 года. Реставрация. Храм в лесах. И вот какой красавец стоит сегодня. Рядом с каждой церковью есть кладбище. Тут оно тоже присутствует старинное, но его начали восстанавливать. Здесь каждый камень дышит историей. Время стерло даже надписи. Тут вроде написано 1845 год. Хромография по рисунку Мартынова. На Дьяковском кладбище. Ладно. Выходим за ограду храма и почти сразу попадаем на красивейшую лестницу. Наверное, я не сильно ошибусь, если скажу, что именно на территории нынешнего Коломенского жили самые первые москвичи: на холме над красивой речкой еще 2,5 тыс. лет назад возникло городище Дьяково, давшее имя целой археологической культуре. Так что коренными жителями будущей столицы был непонятно кто: возможно, балты, современники Рима и Афин, возможно, угры, канувшие в Лету задолго до появления в этих местах славян. В окрестностях Голосова оврага археологи нашли остатки древних поселений датирующихся 1 веком до нашей эры и существовавших еще до прихода славян в эти места. Дьяково городище, находящееся неподалеку – самое древнее поселение на территории Москвы. Овраги, прорезающие территорию музея-заповедника, также облагорожены: ручьи текут по специально проложенным и облицованным камнем руслам, родники загнаны в подземные трубы и вода теперь набирается из краников, а через овраги перекинуты извилистые красные мостики, поражающие воображение высотой и изощренностью. Первый овраг называется Дворцовым, Голосовым или Волосовым (Велесовым) и назван так, скорее всего, еще в древние времена племенами, жившими здесь и поклоняющимися древним языческим богам в честь бога Велеса, покровителя животных, владыкой подземного мира. Нынешнее название «Голосов» – производное от Волосов. То есть, названный по имени Волоса (Велеса) – языческого славянского бога подземного царства и потустороннего мира. Камни в Коломенском, лежащие на дне, служили жертвенниками этому божеству. Причем для расположения святилища именно здесь есть все основания – прямо под оврагом расположен очень глубокий подземный разлом, обнаружены следы деятельности древних вулканов. С крутого берега вниз можно спуститься по деревянным лестницам. Овраг простирается над крупным геологическим разломом, пересекающим электромагнитное поле земли ровно поперек. На дне оврага лежит множество камней, два из которых, принесенных сюда еще ледником наделяются магическими свойствами. Основная масса камней (а весят они порядка 4-5 тонн каждый) погружена в землю, а на поверхности только небольшая их часть. Один из камней зовется «Гусем» и считается мужским камнем, второй камень «Девий» якобы помогает бесплодным женщинам обрести ребенка. Насколько помогают камни доподлинно неизвестно, но ученые, проводившие замеры электромагнитных полей в овраге утверждают, что показатели в районе камней превышены в 27 раз. Валуны эти и делают Коломенское Стоунхенджем – ибо овеяны легендами и преданиями. «Гусь камень» обладает волшебной силой и лечит любые болезни, а Девичий почитается аж с языческих времен, обитатели этих мест почитали его как божество. Если набрать водицы из местного родничка и в молчании испить ее, сидя на камне, настырно думая о каком-нибудь желании, то оно непременно должно исполниться.
Около 2007 года в прессе появились сюжеты, связанные с Голосовым оврагом, факты со ссылкой на подтверждающие их архивные документы. Вот одна запись из летописи. Утверждается появление в начале XVII века отряда татарских всадников во главе с сотником войска Девлет Гирея, который действительно ходил походом на Москву, но… за пятьдесят с лишним лет до появления этих всадников. Они были схвачены царскими стрельцами и татары из отряда были подвергнуты пыткам и показали, что во время сражения, произошедшего за 50 лет до их появления в Коломенском, они пытались скрыться от преследования в Голосовом овраге и встретились в нём со странным зеленоватым туманом. Ещё одна загадочная история, о которой сообщалось в газете «Московские Ведомости» от 9 июля 1832 года — это исчезновение двух крестьян, которые ещё до войны с Наполеоном ночью отправились из деревни Дьяково в деревню Садовники (обе находились на территории современного Коломенского) через овраг и попали в тот же зеленоватый туман. По пути они присели отдохнуть на Девин камень. Вышли из оврага они через 21 год. А мы начинаем подниматься из оврага, перейдя его, наверх. Кстати, следите за мобильниками – они частенько разряжаются в овраге. Ну и напоследок предлагаю прогуляляться по знаменитым фруктовым садам Коломенского, известным с XVII века, где мелкота и сегодня активно объедает вишню, а осенью жители собирают яблоки и груши. О том, какими именно были сады в Коломенском и каковы были порядки заведенного в нем садоводства, можно судить и по древним памятникам русской письменности и по народным песням. Коломенские, как и вообще наши старинные, сады были по преимуществу плодовые. В старину такие сады существовали не только за городом, но и в самой столице, потому что в каждом феодальном хозяйстве сады составляли почти такую же неизбежную принадлежность, как и служебные постройки или колодезь. Без сада или огорода, и, в конечном счете, и усадебный двор не был двором. И это вполне понятно, потому что в условиях натурального хозяйства важнейшая забота феодала, купца, владельца промышленного предприятия была направлена на то, чтобы все было припасено у себя дома. Этот хозяйственный взгляд на садоводство очень четко отразился в известном «Домострое», в котором садоводству отведена особая статья под заглавием «Огород и сад как водити». Это я контрабандой залезла в чужой двор. Сто лет спустя «Уложение» царя Алексея Михайловича (1649 г.) также касается вопросов садоводства, причем статьи 221 и 222 этого кодекса говорят о высоких штрафах и других взысканиях за кражу плодов или порчу садов и огородов. При таком значении этой хозяйственной отрасли в быту того времени садоводство дворцовых сел, каким было Коломенское, несомненно, имело широкиеразмеры. То ли жительница, то ли яблок набрала. Очень тнмно, потому что пасмурно, да еще и сам сад даёт тень. Это я постаралась найти другую фотографию. Вот такое оно Коломенское. Разное и захватывающее. Но и это еще не конец. Впереди нас ожидает необыкновенная по красоте церковь Вознесения Господня и Государев двор. А может и не ожидает. Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов Загадки Коломенского. Часть 2. Церковь Усекновения Главы Иоанна ПредтечиЦерковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи что в Коломенском является, пожалуй, одним из самых загадочных и таинственных православных храмов. Официальное название этого храма Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Но в села Дьякова не существует уже много десятилетий, а церковь осталась, и название тоже сохранилось историческое. Самый загадочный православный храмНеобычно в этой церкви все, начиная от загадок связанных с ее строительством и заканчивая местоположением и внутренним убранством. Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи расположен на возвышенности правого берега реки Москвы, где в XVI веке располагалась царская резиденция.
История храмаИстория возникновения и строительства этого храма окутана тайнами и предположениями. Даже общепринятая версия официально является лишь наиболее вероятной. Относится эта церковь к 16 веку, то есть ко времени правления Ивана Грозного. Официально считается, что она была основана Василием III в 1529 году как моленный и обетный храм о рождении наследника. Дело в том, что у великого князя Василия долгое время не было наследников, он ждал своего первенца более 20 лет. Это послужило причиной развода его с первой женой, Соломонией Сабуровой. История это довольно мрачная и заслуживает отдельного рассказа, но речь сейчас не об этом. Во втором браке князя с Еленой Глинской детей у них тоже не было несколько лет. Зимой 1528/1529 года состоялась поездка великокняжеской четы по монастырям с молением о даровании наследника, но супруги не получали просимого, пока не обратились в молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому. Храмы посвященные святому Иоанну Предтече великий князь Василий III начал строить задолго до рождения у него сына. Это было связано с тезоименитством Ивана Калиты – родоначальника московских великих князей.
Считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что символизировало желание государя иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите.
В честь рождения сына Василий III повелел в следующем, 1531-м, году выстроить в Москве несколько Предтеченских храмов, в их числе и всем известный Иоанновский монастырь на Кулишках. Главным же из этих благодарственных церквей стал храм Вознесения в Коломенском, освященный в 1532 году. Архитектурные особенности храмаНеобычность этой церкви во всем. Совершенно не типично для того времени оформление в виде башенок-бочонков, опоясывающих центральный столп.
Один из приделов посвящен праведной Анне – матери Пресвятой Богородицы. Так было выражено моление князя о зачатии наследника. Другой придел посвящен апостолу Фоме. Здесь тоже скрыт глубокий смысл. Как мы знаем из Библии именно Фома из всех апостолов не поверил сразу в Воскресение Христа. Таким образом великий князь выразил свое покаяние в греховности сомнения и неверия. Еще один придел посвящен митрополиту Петру, покровителю рода Калиты. Это знаменовало молитву о ниспослании чуда. И еще один престол был освящен в честь равноапостольных Константина Великого и его матери Елены. Это символизировало молитву к небесной покровительнице Елены Глинской, второй жены князя.
По архитектурной структуре храма трудно сказать что-то новое. Повторю лишь описание его найденное на просторах интернета. «В целом храм представляет собой симметричную группу из пяти восьмигранных, изолированных друг от друга столпов, обладающих самостоятельными входами и алтарями. Центральный столп, посвященный Усекновению главы Иоанна Предтечи, по габаритам вдвое больше остальных и выделен с востока алтарной апсидой. Четыре придельных столпа соединены между собой галереями, а одной гранью примыкают к центральной башне. В них были размещены престолы. Центральный престол Иоанна Предтечи. А так же престолы праведной Анны, апостола Фомы, Московского митрополита Петра, и равноапостольных Константина и Елены. По центру галереи, между двумя маленькими главками, обращёнными на запад, расположена двух пролётная звонница, завершённая щипцом. Ярусы столпов украшены филенками, а к шлемовидным куполам ведут ряды полукруглых и треугольных кокошников. Вверхняя часть центрального столпа имеет ряд особенностей. Над двумя рядами треугольных кокошников возвышается восьмерик, на котором расположен объём из крупных полуцилиндров, увенчанных подобием антаблемента. Над каждым полуцилиндром расположены цилиндры меньшего размера. Далее следует невысокий барабан с филенками, завершающийся шлемовидным куполом. Возможно, его форма ранее была несколько иной.» Вот такое описание внешнего вида этого храма гуляет по сети и в целом оно довольно точное. Хочется лишь отметить, что в этом храме много скрытого символизма. Взять, например самое очевидное, — восьмиугольные башни. Что зашифровано в этой форме? Вообще восьмерка символизирует собой бесконечность. Или непрерывный процесс мироздания. Все выходит из «ничто» и в «ничто» обращается.
По сути это и есть Вифлеемская Звезда, появление которой ознаменовало рождение Христа. Загадки храмаСамой известной загадкой этого храма является первоначальная роспись на купольном своде центрального столпа. Это изображение круга со спиралями из кирпичиков, выполненное красным цветом. Значение его до сих пор не раскрыто.
Но это конечно ерунда. Просто необходимо объяснить этот символ хоть как-то более-менее правдоподобно. Но сейчас вопрос с ним решен окончательно. Его просто закрасили во время реставрационных работ. Есть множество других легенд и загадок, связанных с этим храмом.
Сохранились свидетельства, что в 1564 году Грозный вывез библиотеку в Коломенское. Археолог Игнатий Стеллецкий, энтузиаст поисков библиотеки, в конце 1930-х годов проводил здесь масштабные раскопки, на 7 метров углубившись в холм, на котором была возведена церковь. Это угрожало обрушением здания, и уничтожало старинное кладбище при церкви, на котором продолжали хоронить умерших местных жителей. Из-за многочисленных протестов раскопки якобы остановили, хотя Стеллецкому удалось обнаружить в глубине холма древнюю известковую кладку. Начавшаяся вскоре война окончательно положила конец археологическим изысканиям под Предтеченской церковью.
Еще одна тайна и загадка просто не укладывается в голове.
К 1980-м годам церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи была заброшена. Кладбище при ней закрыли. Она разрушалась под воздействием непогоды и вандалов, забредавших в это уединенное место. Храм возвратили верующим и заново освятили лишь в 1992 году. В настоящее время церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи является действующей. В ходе реставрации 2009 года она была полностью восстановлена. Да и само место положение этого храма очень не простое. Ведь изначально холм на котором он стоит назывался «Чертов городок» и по легенде там располагалось языческое капище. Вместе с холмом, на котором расположено село Дьяково, он образует пару высоких холмов, разделенных глубоким оврагом. Этот овраг называется Голосов или Волосов, и про него есть у меня отдельная статья. Такое вот не простое место. Сейчас официально Богослужения проходят регулярно по расписанию, а возобновились они 10 сентября 1992 года. При храме действует воскресная школа для детей, проводятся огласительные беседы. К храму приписан больничный храм царевича Алексия при городской психиатрической больнице № 15. Но, не смотря на это, все не так просто как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что попасть внутрь храма не так легко.
Что там происходит в остальное время за закрытыми дверями можно только догадываться. А двери кстати там двойные. Внешняя дверь деревянная, а за ней железная, и открывают их служители по очереди. Уже более десяти лет:
|