храм преображения господня н новгород
Храм Преображения Господня
Старопечерская церковь Преображения Господня
Спасо-Преображенская Печерская церковь. Фото 1960-х гг.
У подножья высокого склона Дятловых гор на берегу Волги в пышной зелени укрылся старинный и величественный храм Преображения Господня,что в Печерской слободе. Четырехпрестольный белокаменный храм увенчан пятью куполами. Цвет куполов сливается с зеленым убранством леса и садов. Храм живет размеренной жизнью в отрешении от городской суеты,сохраняя дух многовековой истории православной России.
Благодатность этого места чувствуется особенно: у подножья склона вблизи церкви открываются полноводные святые родники,чистые воды которых льются не иссякая, принося спасительное облегчение жаждущим душам. Вокруг церкви по берегу тянутся дачные и деревенские дома, сады и огороды, так,что ощущаешь себя здесь, будто в старинном селе вдалеке от города.
Позднее монастырь был заново построен на выровненных семи холмах верстою выше по берегу Волги.
На месте разрушенного монастыря,на третий день после оползня монахи обнаружили открывшиеся мощи схимонаха Иоасафа, погребенного на том месте за три десятилетия прежде. Гроб его, чуть прикрытый землей остался цел; одежды и тело схимонаха также сохранились нетленными.
По указанию царя Федора Иоанновича в 1598 году для поминовения умерших братий над гробницей схимонаха Иоасафа была возведена первоначально деревянная часовня, а чуть позднее-церковь в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Но в 1640 году во время пожара в Печерской слободе церковь сгорела. За 2 года церковь была отстроена,и в 1644 году её вновь освятили. Из церкви Святителя Николая, бывшей на самом берегу Волги, в воздвигнутый храм перенесли некоторые святые иконы, в том числе две чудотворные иконы Николая Чудотворца. Они и по сей день пребывают в Печерской церкви и пользуются особым почитанием прихожан и богомольцев.
В 1708 году над местом погребения схимонаха Иоасафа жители Старо-Печерской слободы начали строительство новой деревянной церкви. По высочайшему соизволению Петра I она была освящена,как и прежде,во имя апостола Иоанна Богослова.
В мае 1782 года во время сильного пожара церковь сгорела. Тогда прихожане решили выстроить на её месте каменный храм. Строительство церкви по проекту архитектора Якова Ананьевича Ананьина началось 1778 году и завершилось в 1794 благодаря усердию прихожан и помощи благотворителей.
Прежде возвели основной храм,освященный в честь Преображения Господня. Позже, в 1816 году трапезная часть храма была расширена за счет пристроя дополнительного придела-во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Пещера схимонаха Иоасафа оказалась за левым клиросом у северной стены в основной части Преображенской церкви. Число паломников,желающих приложиться к его гробнице, стремительно росло.
К числу чудесных явлений от мощей схимонаха Иоасафа следует отнести сохранение Печерской церкви от вновь грозившего разрушения горой, в нижней части которой она расположена. В мае 1853 года под напором подземных вод гора снова двинулась, оторвавшись от своей вершины,и устремилась прямо на церковь. Жители слободы соборно молились в храме Николаю Чудотворцу и почивающему схимонаху Иоасафу. Только их молитвами можно объяснить чудесное избавление храма от участи, что постигла прежний Печерский монастырь.
Храм в честь Преображения Господня
Престол
Главный — в честь Преображения Господня (19 августа).
Правый придел — в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (22 мая/19 декабря).
Приставной престол — в честь Собора Нижегородских святых.
Престол пещерного храма — в честь святого преподобного Иоасафа, царевича Индийского (2 декабря).
Святыни
Под спудом находятся мощи святого преподобного схимонаха Иоасафа Печерского, Нижегородского чудотворца, которые были обретены в результате оползня, разрушившего Печерский Вознесенский монастырь в конце XVI века.
История
На небольшой терраске, в полугоре высокого правого берега, на подходе к Нижнему Новгороду с волжского Понизовья высятся строения каменной Спасо-Преображенской церкви, отмечая первоначальное местоположение одного из древнейших нижегородских монастырей.
Печерская обитель была основана здесь в 1330-х годах выходцем из Киева монахом Дионисием, видным церковно-политическим деятелем Древней Руси XIV столетия, собеседником и сподвижником святителя Алексия, митрополита Московского, и преподобного Сергия, Радонежского чудотворца.
Но 18 июня 1597 года произошло несчастье: подземные родники глубоко подточили береговой грунт, и гора огромным массивом сползла в Волгу вместе со строениями монастыря и, как вспоминали очевидцы этого события, посреди реки поднялись «…бугры великие: суды, которые стояли под монастырем на воде, и те суды стали на берегу, на сухе, сажен двадцать от воды и болши… под горой храм Николая Чудотворца да преподобнаго Евфимия Суздалскаго чудотворца совсем сдвинуло…»
После этого Печерский монастырь пришлось возвести заново, уже на иной просторной береговой площадке, на версту ближе к городу, а рубленая церковь Николы так и осталась стоять пустующей на прежнем месте.
4 мая 1640 года в Печерском монастыре случился пожар, уничтоживший бревенчатую ограду и надвратный храм в честь святого Евфимия Суздальского. Тогда же монастырские власти решили отстроить святые ворота каменными, а временно из Старых Печер «…тот пустой храм перенесть в монастырь и поставить на святых воротех и освятить с новым антиминсом во имя преподобнаго Евфимия Суздальского».
Так и было сделано. Место же, где стоял в Старых Печерах Никольский храм, подсыпали землей и огородили, а по центру поставили памятный крест.
После того как основные здания Печерского монастыря к середине XVII столетия отстроили кирпичными, в Старых Печерах срубили новый Никольский храм, а земли возле него заселили двумя монастырскими слободками, в которых к 1686 году уже насчитывалось в одной 37, а в другой — 23 жилых двора крестьян, ставших основными поставщиками в монастырь, а затем и на торги Нижнего Новгорода овощей и прежде всего огурцов.
Рубленая церковь Старых Печер простояла до 1782 года, когда во время пожара слободы сгорела. Власти Печерского монастыря сразу же обратились в Синод, во-первых, за разрешением возвести на прежнем месте церковь уже каменную, а во-вторых, с просьбой хотя бы отчасти профинансировать работы. Разрешение на каменное строительство было получено, как и 500 рублей, положенных к выдаче из казны в подобных случаях.
Проект храма был составлен первым нижегородским губернским архитектором Яковом Ананьевичем Ананьиным в традиционных для того времени формах: со стройным пятиглавием над щипцовой восьмискатной кровлей, с просторной трапезной и шатровой колокольней над главным западным входом.
В 1785 году кирпичный храм был вчерне построен. Тогда же епископ Дамаскин (1783–1794) освятил в трапезной первый теплый придел в честь апостола Иоанна Богослова, а спустя пять лет — другой придел, в честь святителя Николая. Иконостас же и иконы главного престола выполнялись еще несколько лет.
13 июня 1798 года епископ Павел (1794–1798) освятил главный престол храма. К тому времени на колокольне церкви уже находилось шесть колоколов, в том числе «Большой» весом 54 пуда. Хотя кровли храма и трапезной оставались тесовыми, все главы (включая и главы приделов) были обиты белым железом, а кресты вызолочены.
Минувшие с того времени почти два века привнесли в образ церкви незначительные изменения, поэтому она остается одной из немногих, сохраняющих в основном свой изначальный облик и имеет большую ценность как памятник нижегородского храмового зодчества конца XVIII века. В XX столетии храм был действующим.
Церковь Преображение Господне г. Н.Новгорода
Официальная страница Местной религиозной организации Церковь евангельских христиан-баптистов «Преображение Господне» г. Нижнего Новгорода
ОГРН 1075200000930, ИНН 5260188674, КПП 526201001 запись в ЕГРЮЛ 29.01.2007
Показать полностью.
Входит в Российский союз евангельских христиан-баптистов
Доводится до сведения всех заинтересованных лиц, что в настоящее время на данном интернет ресурсе, включая все страницы, посты, репосты, письменный, графический, видео и аудио контент, в соответствии с п. 8 статьи 8, статьи 16, п.3 статьи 17, п.1 статьи 24.1. Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»
ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Местной религиозной организацией Церковь евангельских христиан-баптистов «Преображение Господне» г.Нижнего Новгорода
Если Вам не близка, или не интересна информация на данном ресурсе, пожалуйста не вступайте в группу и покиньте страничку нашей группы!
The Lord’s Transfiguration Church ⛪
Церковь Преображение Господне г. Н.Новгорода запись закреплена
Для многих верующих плоды духа являются не больше, чем пассивным списком приятных качеств, которые могут помочь им улучшить свой характер. Но они являются чем-то намного большим! Они являются чистой духовной силой.
Показать полностью.
Любовь настолько могущественна, говорит Писание, что она никогда не терпит поражения. Терпение имеет такую силу, что его невозможно остановить. Какими бы ни были обстоятельства, оно не сдастся. Воздержание настолько сильно, что может справиться со всеми необузданными желаниями вашей плоти.
Плоды духа не слабые; они сильные. Такие сильные, что все бесы ада не смогут остановить их. Такие сильные, что, если вы позволите им течь из вас, они исправят проблемы в вашей жизни. Они помогут вам стоять твердо в то время, когда вокруг вас все будут падать. Они удержат вас на ногах, когда правительство потерпит крах и придут жизненные бури.
Мы живем в очень опасные дни. И есть только один путь пройти через них победителем. Вы должны начать высвобождать эти сильные плоды духа, которые Бог вложил в вас. Поверьте мне, если вы рождены свыше, они есть в вас. Научитесь подчиняться им, и тогда, как обещано во 2-ом Послании Петра 1:10, вы никогда не преткнетесь и не упадете!
Аминь
Его Слово на этот день
———————————————————————
#ПреображениеГосподне #церковьпреображениегосподне
#КлассическийБаптизм #LTCnn
#Нижегородскиебаптисты
———————————————————————
Местная религиозная организация Церковь евангельских христиан-баптистов «Преображение Господне» г.Нижнего Новгорода
Церковь Преображение Господне г. Н.Новгорода запись закреплена
Когда мы осознаём важность дружбы с Богом и начинаем воспринимать себя как Его друзей, мы начинаем больше прислушиваться к голосу Духа, а наши молитвы становятся дерзновенными, исполненными веры.
В 11-й главе Евангелия от Луки приведена «Господня молитва». Иисус учит Своих последователей правильно молиться, и сразу после этого Он рассказывает историю, которую, вероятно, следует воспринимать как иллюстрацию к Его уроку о молитве.
Показать полностью. Вот эта история: «Предположим, кто-то из вас придёт к своему другу в полночь и скажет: “Друг, одолжи мне три булки хлеба, потому что мне нечем накормить друга, который заехал по дороге”. И услышит в ответ: “Не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мной в постели; я не могу встать и дать тебе (то, что ты просишь)”. Говорю вам, даже если он не встанет и не даст ему этого по дружбе, то по неотступности (из-за упрямства и бесцеремонной настойчивости друга) он поднимется и даст всё, что тому нужно» (см. Евангелие от Луки 11:5–8).
Обратите внимание, что человек, просящий хлеба, получает его только из-за своего «упрямства и бесцеремонной настойчивости». Мы можем без церемоний настаивать на чём-то, только когда имеем дело с друзьями, потому что дружба придаёт нам смелость и решительность. Чем крепче и глубже становятся наши дружеские отношения с Богом, тем смелее и увереннее мы становимся, когда обращаемся к Нему.
Молитесь Богу с той же открытостью и смелостью, которые характерны для ваших отношений с самыми близкими друзьями
Аминь
Его Слово на этот день
———————————————————————
#ПреображениеГосподне #церковьпреображениегосподне
#КлассическийБаптизм #LTCnn
#Нижегородскиебаптисты
———————————————————————
Местная религиозная организация Церковь евангельских христиан-баптистов «Преображение Господне» г.Нижнего Новгорода
Церковь Преображение Господне г. Н.Новгорода запись закреплена
НЕТ ПРОРОКА В СВОЁМ ОТЕЧЕСТВЕ
(Конспект проповеди)
Фраза «пророк не принимается в своём отечестве» встречается в трех евангелиях (Матфея 13,53-58;
Марка 6,1-6;
Луки 4,16-30).
Показать полностью.
Мы рассмотрим эту фразу в контексте рассказа евангелиста Луки (Ев. от Луки 4:16-30).
«И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве. Говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле,
И ни к одной из них не был послан Илия, а только к вдове в Сарепту Сидонскую. Много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина».
Итак, Иисус упомянул две ветхозаветных истории, в которых одни люди воспользовались своим правом послушаться и посеять, а другие так и остались в своей нужде.
История №
(3-я Книга Царств 17,17-23)
Около 400 раз в Библии встречается фраза «не бойся» и производные от неё. Страх крадет настроение, а значит время, то есть нашу жизнь. А дьяволу как раз и нужна наша жизнь, он хочет чтобы мы не жили, а переживали и тревожились.
Задача христианина не упускать возможности прожить сегодняшний день, а мы, к сожалению, не упускаем возможности «попереживать в сегодняшний день».
Неожиданно ребёнок этой женщины заболел и умер. Она практически поверила в ложь дьявола, что это Божье наказание за ее грехи.
ИСТОРИЯ №
(4-я Книга Царств 5,1-19).
Нееман заболел проказой и послушался свою жену пошёл к Елисею. Его жена, перед этим, послушалась совета своей служанки, еврейской девочки и пошла с этой новостью к мужу.
Наконец, царь выслушав Неемана, дал ему денег и велел идти к Елисею.
Как много может сделать готовность слышать и слушаться. Целая цепная реакция добра!
Нееман не сразу понял слова Елисея, рассердившись на него. Но слуги Неемана уговорили его послушаться Божьего человека. Нееман сделал все, что сказал пророк, и выздоровел.
Духовные слова в ребёнке тихонько прорастают, чтобы в своё время пинесьи плод. Маленькая девочка знала о пророке Елисее
, так как ее родители ходили в «синагогу». И она знала, что он может решить вопрос с проказой, она дома об этом слышала.
Нееман с женой относились к девочке с добром, по человечески, раз она рассказала им о пророке. Была создана комфортная среда общения. И девочка подумала о том, как помочь своим хозяевам.
А мы зачастую иначе себя настраиваем в подобных обстоятельствах: «а вдруг, если я пожертвую, то ничего не произойдёт?»
Причем, даже сирийский царь серьёзно отнёсся к этой информации о Елисее. Хотя евреи были для него врагами, а тут его верховный военоначальник едет к нему с подарками.
Даже если ты упрямишься, злишься и хлопая дверью уходишь, помни, у тебя есть возможность как у Неемана вернуться, послушавшись слова Божьего и получить желаемый результат.
Иногда и тебе хочется психануть и хлопнуть дверью перед Словом Божьим, Церковью и Богом. Потому что не происходит то, как ты того хочешь. А надо всего лишь послушаться!
И как только Нееман послушался, сразу исцелился. И после исцеления он не уехал в Сирию, он встал перед Елисеем и просил принять дар «от раба». И это второе-то лицо в Сирии!
«Кто такой этот Елисей?!». Какая разница, кто тебе Слово Божье говорит? Бери это Слово в свою жизнь!
Сотни и тысячи прокаженных во время Елисея умирали, а к пророку не шли за исцелением. Сегодня мало что изменилось.
Но вернёмся к концу истории с Иисусом в синагоге согласно Евангелии от Луки и частично посмотрим Евангелие от Матфея.
Евангелие от Матфея 13,58
«И не мог совершить там никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их; потом ходил по окрестным селениям и учил».
Какая же была реакция людей в синагоге на услышанное Слово Божье?
Так диавол обворовывает человека. Через настроение. Через лицеприятие. Через чувства и эмоции.
«И не совершил там Иисус чудес по неверию их». Бог хочет исцелить, но люди не хотят послушаться Слово Божьего. Мол, исцеляй нас на наших условиях. Послушание важнее жертвы!
Но смотрите: «на немногих возложил руки и они исцелились». Значит были там слушающие и принимающие Слово Божье. Были «люди веры», а не только «люди настроения».
При этом дьявол будет пытаться заражать нас тремя сомнениями:
а какие у меня гарантии?
а вдруг ничего не сработает?
а если Бог даст не то, что я хочу или что-то потребует взамен?
Но Господь говорит каждому из нас: «придите ко Мне, возьмите Мое Слово, возьмите свою десятину и посейте слово и финансы как семя, и результат не замедлит себя ждать!».
Аминь!
———————————————————
Воскресная проповедь
————————————————————
#преображениегосподне #церковьпреображениегосподне
#мотивирующаяпроповедь #сильнаяпроповедь
#классическийбаптизм #ltcnn
#нижегородскиебаптисты
———————————————————
Местная религиозная организация церковь евангельских христиан-баптистов
«Преображение Господне» г.Нижнего Новгорода
Храм преображения господня н новгород
Описание: Старопечерская церковь Преображения Господня.
Расписание Богослужений Храма Преображения Господня г.Нижнего Новгорода по записи:
#Расписание@staropecherskaya Показать полностью.
1 из 3 православных храмов Н.Новгорода, который не закрывался в СССР!
Группа создана для знакомства христиан с храмом, его историей, жизнью, традициями; а также для общения клириков, прихожан и их друзей между собой.
Другое
Действия
Житие
Святая Анастасия Римляныня осиротела в возрасте трех лет. Воспитывалась она в монастыре близ Рима, в котором приняла иночество. Показать полностью. При императоре Декии (249–251 гг.) Анастасии исполнился 21 год. Она была очень красивой, и многие знатные римляне просили ее руки, но Анастасия всем отказывала, предпочитая остаться невестой Христовой.
В то время император Декий воздвиг жестокое гонение против христиан. Язычники вытащили святую Анастасию из монастыря и привели к правителю города. Они обвиняли ее в том, что она не только презирает знатных и богатых женихов, но почитает за Бога распятого Христа.
Военачальник Пров повелел ей принести жертву идолам, но Анастасия отказалась отречься от Христа. Тогда ее подвергли лютым пыткам: у нее вырвали из пальцев ногти, потом отсекли руки и ноги, затем выбили все зубы. Святая, истекая кровью, стала изнемогать и попросила воды. Стоявший при ее мучениях некто Кирилл сжалился и напоил ее водой. Пытки продолжили, и святой Анастасии отрезали язык, которым она непрестанно славила Бога. Утомленные палачи, наконец, обезглавили ее. Решив, что Кирилл, напоивший мученицу водой, является тайным христианином, мучители схватили его и также казнили.
См. также: «Память святой великомученицы Анастасии Римляныни» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Богослужения
Минея. 29 октября
Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Анастасия, взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь, и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.
Перевод: Девства водою очищена, преподобная, мученической кровью, Анастасия, увенчалась, подаешь нуждающимся исцеление болезней и спасение, приходящим от сердца, ибо силу тебе подает Христос, источая благодать всегда текущую.
Молитва преподобномученице Анастасии Римляныне
Де́вственниц похвало́ и му́чениц сла́во, Анастаси́е преподо́бная! К тебе́ во умиле́нии серде́ц на́ших припа́даем и твоего́ заступле́ния у Го́спода о нас мо́лим. А́ще бо чистоте́ твое́й не поревнова́хом и безбоя́зненнаго испове́дания твоего́ не приобщи́хомся, па́че же мно́гими прегреше́ньми и лю́тыми паде́ньми и отсту́пствы гнев Бо́жий привлеко́хом, но не хо́щем во гресе́х на́ших умре́ти и, на твоя́ му́жеския по́двиги взира́юще, па́ки на одоле́ние страсте́й на́ших ополча́емся. Сие́ же ве́дуще, я́ко кроме́ благода́тныя по́мощи ничто́ же благо́е сотвори́ти возмо́жем, ту́ю нам от Го́спода пода́ти тебе́ про́сим. Ты бо, преподобному́ченице пресла́вная, ве́лие ко Влады́це дерзнове́ние стяжа́ла еси́, я́ко просла́вившая Его́ в чи́стой души́ твое́й и в телеси́ твое́м страда́льчестем, зане́ вся прельще́ния и преще́ния мучи́теля презре́вши, искорене́ние же зубо́в и ногте́й истерза́ние, и сосце́в и рук и ног отсече́ние сла́дце претерпе́вши, дерзнове́нно вопия́ла еси́: «Христо́с есть бога́тство мое́ и похвала́». Те́мже от того́ бога́тств и на́шей нищете́ духо́вная пода́ждь дарова́ния и от безме́рных прегреше́ний живо́т наш соблюди́, мир и безмяте́жие нам испроси́, от нужды́ и уны́ния нас предста́тельством твои́м огради́, друг ко дру́гу нас в послуша́нии и братолю́бии наста́ви и ко Го́споду о́чи серде́ц на́ших всегда́ возводи́, во е́же при́сно сла́вити нам Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха держа́ву, и твое́ те́плое предста́тельство во ве́ки веко́в. Ами́нь.
https://azbyka.ru/days/sv-anastasija-rimljanynja
Тропари, кондаки, молитвы и величания
В среду, св. Кресту
ТРОПАРЬ В СРЕДУ, св. Кресту, глас 1
Спаси́, Го́споди, лю́ди Твоя́/ и благослови́ достоя́ние Твое́,/ побе́ды на сопроти́вныя да́руя// и Твое́ сохраня́я Кресто́м Твои́м жи́тельство. Показать полностью.
Перевод: Спаси, Господи, людей Твоих и благослови все, что принадлежит Тебе. Даруй победы над врагами, и сохрани силою Креста Твоего тех, среди которых пребываешь Ты.
КОНДАК В СРЕДУ, св. Кресту, глас 4
Вознесы́йся на Крест во́лею,/ тезоимени́тому Твоему́ но́вому жи́тельству,/ щедро́ты Твоя́ да́руй, Христе́ Бо́же,/ возвесели́ нас си́лою Твое́ю,/ побе́ды дая́ нам на сопоста́ты,/ посо́бие иму́щим Твое́ ору́жие ми́ра,// непобеди́мую побе́ду.
Перевод: И нравам Апостольским сопричастником, и престола их наследником став, делами ты, Богодухновенный, восхождения к созерцанию достиг; потому слово истины право возвещая, ты за веру пострадал до крови, священномученик Кириак, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.
Перевод: Добродетели обученный и умеренный во всем, доброй совестью достойно священства облеченный, ты от Павла почерпнул – сосуда избранного – неизреченное и, веру сохранив, окончил равный с ним путь, священномученик Кириак, ходатайствуй пред Христом Богом о спасении душ наших.
Перевод: В сане святительском благоговейно послужив, и мучения путь пройдя, ты упразднил идольские жертвы и стал защитником твоего стада, Богомудрый. Потому, почитая тебя, таинственно взываем тебе: «От бед избавляй нас всегда твоими мольбами, отче наш Кириак!»
Перевод: Православия ревнитель и раскола искоренитель, Российский целитель и новый к Богу молитвенник, сочинениями твоими неразумных ты вразумил, лира духовная, Димитрий блаженный, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Перевод: Звезду Российскую в Киеве воссиявшую и через Новгород Северский в Ростов дошедшую, всю же страну нашу учениями и чудесами озарившую, прославим красноречивого учителя Димитрия, ибо он для всех написал все к наставлению, чтобы привести всех ко Христу, как Апостол Павел (1Кор.9:22), и спасти Православием души наши.
Молитва святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому
О, всеблаже́нный святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский, услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки А́нгелы предстои́ши! Умоли́ Его́ благоутро́бие, да не осу́дит нас по беззако́ниям на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ и Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие и во всем вся́кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от Ще́дрого Бо́га, но в сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни; изба́ви нас возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, зря́щих Бо́жия лица́ неизрече́нную добро́ту. Це́рковь же Святу́ю от раско́лов и ересе́й сохрани́, ве́рных укрепи́, заблужда́ющих обрати́ и всем да́руй вся, я́же ко спасе́нию и сла́ве Бо́жией подоба́ющая; Оте́чество твое́ сохрани́ от враго́в ненаве́тно, но побора́й ору́жие Крестоно́снаго во́инства; и пода́ждь нам всем твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кия беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и поклоня́емаго в Трие́х Ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: Милости наставник и милосердия сокровищница, которую ты всем открыл, православия учитель и архиереев священное украшение, отче наш иерарх Арсений, ты был защитником нищих, потому моли Христа Бога просветить души наши, да не уснем мы смертным сном.
Перевод: Пищей поучений твоих, Богоносный Арсений, духовно чад твоих питая, речью своей Бога прославляя, и молитвенные песнопения принося, ты взывал: «Христос, Ты есть Свет неизреченный».
Преподобному Феофилу Киевскому
Молитва преподобному Феофилу Киевскому
О, преди́вный уго́дниче Христо́в, кре́пкий моли́твенниче и засту́пниче, о́тче на́ш Фео́филе! Ты́ от чре́ва ма́тери избра́нный Бо́гом на служе́ние ему́ и ди́вно и́м храни́мый от вся́каго зла́. За твоя́ по́двиги юро́дства Госпо́дь дарова́ тебе́ да́р проро́чества и чудотворе́ний. По за́поведи пастыренача́льника Христа́ ты́ ду́шу свою́ полага́вый за о́вцы ста́да Христо́ва. Ты́ гре́шников та́йных и я́вных гро́зно облича́вый и свои́ми му́дрыми словесы́ к покая́нию и исправле́нию и́х приводи́вый. Ты́ приходя́щих к тебе́ больны́х и ско́рбных не отверга́л еси́. Ты́ бы́л все́м я́ко оте́ц чадолюби́вый и па́стырь до́брый. И ны́не услы́ши на́с, с ве́рою призыва́ющих тя́ и усе́рдно припа́дающих к ра́це моще́й твои́х, о́тче на́ш Фео́филе. Испроси́ у Всеми́лостиваго Бо́га ми́р Це́ркви на́шей правосла́вней во оте́чествии твое́м. Вразуми́ и обрати́ еретико́в и раско́льников в ло́но Ма́тери Це́ркви. Па́стырям на́шим ре́вность о спасе́нии люде́й, лю́дем же послуша́ние Святе́й Це́ркви и ре́вность защища́ти ве́ру правосла́вную испроси́. Умоли́ Небе́снаго Отца́ все́м на́м пода́ти коему́ждо по проше́нию его́: ю́ным в правосла́вней ве́ре возраста́ние, ста́рым и немощны́м подкрепле́ние и утеше́ние, боля́щим исцеле́ние, сирота́м и безпомо́щным заступле́ние и неча́янную ра́дость, заблу́ждшим и согреша́ющим исправле́ние. И все́м на́м испроси́ теле́сное здра́вие и душе́вное спасе́ние. Согре́й огне́м Боже́ственной любви́ охладевшия сердца́ на́ша. Помози́ на́м испра́вити жи́знь на́шу грехо́вную, дабы́ безбе́дно прейти́ мыта́рства де́монов лю́тых и водвори́тися во оби́телех Отца́ Небе́снаго, дабы́ вку́пе с тобо́ю и со все́ми святы́ми воспева́ти всесвято́е и великоле́пое и́мя Пресвяты́я Тро́ицы: Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: С юности Христа возлюбил ты, блаженный Феофил, и Ему единственному служить пламенно желал, непрестанной молитвой и юродством в пустыни Китаевой подвизался ты, угодникам печерским подражая. Потому взываем к тебе: «Спасай нас молитвами твоими, преподобный отче наш».
Перевод: Из мира суетного ушел ты и в дебрях Китаева поселился, преподобный отче наш Феофил. Непрестанным псалмопением и юродством своим многих на путь спасения направил ты. Потому взываем к тебе: «Моли Христа Бога, да спасет души наши».
Перевод: Обретя долготерпение много пострадавшего праотца, уподобляясь воздержанию Иоанна Крестителя и приобщаясь ревности по Богу обоих, ты достойно принял их имена и был безбоязненным проповедником истинной веры, потому привел множество монахов ко Христу и людей утвердил в Православии, Иов, преподобный отче наш, молись о спасении наших душ.
Молитва преподобному Иову, игумену Почаевскому
О, преподо́бне о́тче И́ове, и́ноков трудолю́бнаго жития́ богому́дрый наста́вниче, кро́тости и воздержа́ния, чистоты́ и целому́дрия, братолю́бия и нищелю́бия, терпе́ния и бде́ния от ра́нней ю́ности до по́здней ста́рости неутоми́мый подви́жниче, ве́ры Правосла́вныя вели́кий ревни́телю и непреобори́мый побо́рниче, земли́ Волы́нския и Га́лицкия свети́ло благосве́тлое и святы́я Поча́евския оби́тели непобеди́мый защи́тниче! При́зри о́ком благоутро́бия твоего́ на нас недосто́йных чад твои́х, к тебе́ усе́рдно по вся дни прибега́ющих и на боголюби́выя лю́ди сия́, пред твои́ми духоно́сными и многоцеле́бными моща́ми собра́вшияся и благогове́йно к тем припа́дающия, и испроси́ предста́тельством твои́м ко Всевы́шнему Влады́це им и нам вся, я́же к животу́ и благоче́стию, поле́зная и благопотре́бная: боля́щия исцели́, малоду́шныя обо́дри, скорбя́щия уте́ши, оби́димыя заступи́, немощны́я подкрепи́ и пове́рженныя до́лу возста́ви, всем вся, благода́тию от Бо́га да́нною, да́руй, по коего́ждо ну́жде и потре́бе, во спасе́ние души́ и во здра́вие те́лу. Вознеси́ уго́дниче Бо́жий всемо́щную моли́тву твою́ о Росси́йской держа́ве, да бу́дет вы́ну мир и тишина́, благоче́стие и благоде́нствие, в суда́х пра́вда и ми́лость, в сове́тах му́дрость и благо́е преспе́яние, да утвержда́ется же во благи́х челове́цех ве́рность, в злых же страх и боя́знь, во е́же преста́ти им от зла и твори́ти до́брая, да та́ко в держа́ве Росси́йстей ца́рство Христо́во расте́т и мно́жится и да просла́вится в нем Бог, ди́вный во святы́х свои́х: Ему́же еди́ному подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние Отцу́ и Сы́ну, и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Молитва вторая преподобному Иову, игумену Почаевскому
О, всесвяты́й и пресла́вный уго́дниче Бо́жий, преподо́бне о́тче наш И́ове, при́сный о нас ко Го́споду моли́твенниче и те́плый предста́телю о душа́х на́ших, к тебе́ всеумиле́нно ны́не притека́ем и, помина́юще по́двиги и чудеса́ твоя́, я́же сотвори́л еси́ и твори́ши на земли́, про́сим и мо́лим твою́ благосты́ню: я́коже тве́рдо и неизме́нно потруди́лся еси́ в ве́ре Христа́ Бо́га на́шего, и, сию́ до конца́ в себе́ и во всех при́сных твои́х це́лу и невреди́му сохрани́вый от вся́ких прираже́ний вра́жиих и ересе́й тлетво́рных, си́це и нас в Правосла́вии и единомы́слии укрепи́, отгоня́я моли́твами твои́ми вся́кую тьму неве́рия и неправомы́слия от серде́ц и помышле́ний на́ших; послужи́вый Го́споду и Бо́гу твоему́ де́лы благи́ми и неизрече́нным самоотверже́нием в труде́х, бде́ниих и поще́ниих, наста́ви нас на путь вся́кия доброде́тели и благосты́ни, избавля́я от искуше́ний и грехо́в, удаля́ющих нас от Бо́га и поверга́ющих в бе́здну зла все житие́ на́ше; яви́выйся иногда́ с Пречи́стою Де́вою Богоро́дицею верху́ горы́ Поча́евския во спасе́ние оби́тели твоея́ от наше́ствия и обложе́ния ага́рянскаго, и ны́не ускори́ на по́мощь стране́ на́шей проти́ву всех враго́в на́ших, вне́шних и вну́тренних, утвержда́я мир и тишину́ в земли́ на́шей, да безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́; и всем к тебе́ притека́ющим и припа́дающим к ра́це честны́х и многоцеле́бных моще́й твои́х и твоея́ по́мощи и заступле́ния тре́бующим неоску́дныя ми́лости незави́стно подава́яй, не оста́ви и нас, си́рых и безпо́мощных, тебе́ моля́щихся, избавля́я от вся́кия ско́рби, гне́ва и ну́жды, от гла́да, губи́тельства, тру́са, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нник и междоусо́бныя бра́ни. Ей, уго́дниче Бо́жий, при́зри ми́лостивно от Престо́ла Царя́ Сла́вы, Ему́же ты ны́не предстои́ши со Арха́нгелы и А́нгелы и со все́ми святы́ми, на оби́тель твою́ Поча́евскую, е́юже ты дре́вле му́дро пра́вил еси́, назда́в ю́ всехва́льным и ди́вным житие́м твои́м, и сохрани́ ю́ моли́твами твои́ми и вся́кий град, и страну́ и всех отовсю́ду, на мо́ре и на су́ши, в пусты́нях и в заключе́ниих многоразли́чных тебе́ призыва́ющих, от всех зол, ви́димых и неви́димых, да, та́ко твое́ю по́мощию и хода́тайством спаса́еми, в ве́це сем и по сконча́нии живота́ на́шего сподо́бимся ку́пно с тобо́ю сла́вити и воспева́ти всечестно́е и́мя Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало), родился в декабре 1651 года в местечке Макарово, недалеко от Киева, Показать полностью. в благочестивой семье и вырос глубоко верующим христианином. В 1662 году, вскоре после переезда родителей в Киев, Даниил был отдан в Киево-Могилянскую коллегию, где впервые раскрылись дарования и незаурядные способности талантливого юноши. Он успешно изучил греческий и латинский языки и ряд классических наук. 9 июля 1668 года Даниил принял монашество с именем Димитрий – в честь великомученика Димитрия Солунского. До весны 1675 года он проходил иноческое послушание в Киевском Кирилловом монастыре, где началась его литературная и проповедническая деятельность. Черниговский архиепископ Лазарь (Баранович) рукоположил Димитрия 23 мая 1675 года во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Димитрий подвизался, проповедуя слово Божие, в различных монастырях и храмах Украины, Литвы и Белоруссии. Некоторое время он был игуменом Максимовской обители, а затем Батуринского Никольского монастыря, откуда в 1684 году был вызван в Киево-Печерскую Лавру. Настоятель Лавры архимандрит Варлаам (Ясинский), зная высокую духовную настроенность своего бывшего ученика, его образованность, склонность к научному труду, а также несомненное литературное дарование, поручил иеромонаху Димитрию составление Четиих-Миней (житий святых) на весь год. С того времени вся дальнейшая жизнь святителя Димитрия была посвящена выполнению этого подвижнического, грандиозного по своим масштабам труда. Работа требовала огромного напряжения сил, нужно было собрать и проанализировать множество разрозненных источников и изложить их языком, достойным высокого предмета изложения и одновременно доступным всем верующим. Божественная помощь не оставляла святителя на протяжении его двадцатилетнего труда. По свидетельству преподобного, душа его наполнилась образами святых, которые укрепляли его дух и тело, вселяли веру в благополучное завершение его благородного труда. Одновременно с этим преподобный Димитрий был настоятелем нескольких монастырей (поочередно). Труды подвижника обратили на себя внимание патриарха Адриана. В 1701 году указом Петра I архимандрит Димитрий был вызван в Москву, где 23 марта в Успенском соборе Кремля был хиротонисан на Сибирскую митрополичью кафедру в город Тобольск. Но через некоторое время из-за важности научного труда и слабого здоровья святитель получил новое назначение в Ростов-Ярославский, куда прибыл 1 марта 1702 года в качестве митрополита Ростовского.
Как и прежде, он продолжал неусыпно заботиться об укреплении единства Русской Православной Церкви, ослабленного старообрядческим расколом.
В его вдохновенных трудах и проповедях многие поколения русских богословов черпают духовные силы для творчества и молитвы. Для всех православных христиан он остается примером святой, аскетической, нестяжательной жизни. По его кончине, последовавшей 28 октября 1709 года, у него не нашли никакого имущества, кроме книг и рукописей.
Причисление святителя Димитрия, митрополита Ростовского, к лику святых совершилось 22 апреля 1757 года. Празднество ему установлено также 21 сентября, в день обретения мощей.
Святитель Димитрий, митрополит Ростовский, прибыв в 1702 году на Ростовскую кафедру, прежде всего посетил монастырь святителя Иакова, епископа Ростовского (память 27 ноября и 23 мая). В соборной церкви в честь Зачатия Пресвятой Богородицы он совершил литургию, после которой при всех присутствовавших в храме определил на правой стороне место своего будущего погребения со словами: «Се покой мой, зде вселюся в век века». Преставился святитель Димитрий 28 октября 1709 года. Несмотря на желание святителя, выраженное в завещании, духовенство и жители Ростова просили прибывшего для погребения местоблюстителя патриаршего престола Рязанского митрополита Стефана Яворского совершить погребение в соборном храме города, рядом с предшественником святителя Димитрия, святителем Иоасафом. Митрополит Стефан, соблюдая завещание своего почившего друга, настоял на погребении тела святителя Димитрия в указанном месте. Однако до прибытия митрополита Стефана место погребения приготовлено не было, хотя со дня кончины прошло около месяца. В связи с неотложным отъездом митрополита Стефана из Ростова в выкопанной могиле был сделан наскоро заготовленный деревянный сруб, в котором 25 ноября было погребено тело святителя. Это обстоятельство, предусмотренное Промыслом Божиим, привело к скорому обретению мощей. В 1752 году производился ремонт в соборной церкви монастыря, и 21 сентября при починке опустившегося пола было обнаружено нетленное тело святителя Димитрия. Место погребения оказалось сырым, дубовый гроб и находившиеся в нем рукописи истлели, но тело святителя, а также омофор, саккос, митра и шелковые четки сохранились нетленными. После обретения у святых мощей совершалось множество исцелений, о чем было донесено Синоду, по предписанию которого в Ростов прибыли Суздальский митрополит Сильвестр и Симоновский архимандрит Гавриил для освидетельствования мощей святителя Димитрия и происшедших чудесных исцелений. Последовал указ Синода от 29 апреля 1757 года о причислении к лику святых святителя Димитрия, митрополита Ростовского и установлении празднования 28 октября (день преставления) и 21 сентября (день обретения мощей).
Перевод: Святители премудрые, паствы вашей просвещенные Богом учителя, преумножившие в людях Евангельскую веру, достойные подражания примеры Небесной любви на земле, приобщавшие людей Ростовской и Ярославской земли ко спасению, истинные служители Божии и верные последователи апостолов, священномученик Леонтий, Исаия, Игнатий, Иаков, Феодор и златоуст российский Димитрий, Христа Бога молите об архиереях, преемниках ваших на престоле, о людях, благочестиво вас почитающих, о стране нашей Православной и о всей Церкви Христовой.
Перевод: Православия ревнитель и раскола искоренитель, Российский целитель и новый к Богу молитвенник, сочинениями твоими неразумных ты вразумил, лира духовная, Димитрий блаженный, моли Христа Бога о спасении душ наших.
Перевод: Звезду Российскую в Киеве воссиявшую и через Новгород Северский в Ростов дошедшую, всю же страну нашу учениями и чудесами озарившую, прославим красноречивого учителя Димитрия, ибо он для всех написал все к наставлению, чтобы привести всех ко Христу, как Апостол Павел (1Кор.9:22), и спасти Православием души наши.
Молитва святителю Димитрию, митрополиту Ростовскому
О, всеблаже́нный святи́телю Дими́трие, вели́кий уго́дниче Христо́в, Златоу́сте Росси́йский, услы́ши нас гре́шных, моля́щихся тебе́, и принеси́ моли́тву на́шу к Ми́лостивому и Человеколю́бцу Бо́гу, Ему́же ты ны́не в ра́дости святы́х и с ли́ки А́нгелы предстои́ши! Умоли́ Его́ благоутро́бие, да не осу́дит нас по беззако́ниям на́шим, но да сотвори́т с на́ми по ми́лости Свое́й. Испроси́ нам у Христа́ и Бо́га на́шего ми́рное и безмяте́жное житие́, здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ благопло́дие и во всем вся́кое изоби́лие и благоде́нствие, и да не во зло обрати́м блага́я, да́руемая нам от Ще́дрого Бо́га, но в сла́ву Его́ и в прославле́ние твоего́ заступле́ния. Да́руй нам богоуго́дно прейти́ по́прище вре́менныя жи́зни; изба́ви нас возду́шных мыта́рств и наста́ви нас на путь, веду́щий в селе́ния пра́ведных, иде́же пра́зднующих глас непреста́нный, зря́щих Бо́жия лица́ неизрече́нную добро́ту. Це́рковь же Святу́ю от раско́лов и ересе́й сохрани́, ве́рных укрепи́, заблужда́ющих обрати́ и всем да́руй вся, я́же ко спасе́нию и сла́ве Бо́жией подоба́ющая; Оте́чество твое́ сохрани́ от враго́в ненаве́тно, но побора́й ору́жие Крестоно́снаго во́инства; и пода́ждь нам всем твое́ архипа́стырское и свято́е благослове́ние, да о́ным осеня́еми, изба́вимся от ко́зней лука́ваго и избе́гнем от вся́кия беды́ и напа́сти. Услы́ши моле́ние на́ше, о́тче Дими́трие, и моли́ непреста́нно о нас Всеси́льнаго Бо́га, сла́вимаго и поклоня́емаго в Трие́х Ипоста́сех, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Перевод: Как раньше на Востоке три великих святителя: сильный словом Василий, глубина Богословия Григорий и Златоустый Иоанн, так и сейчас в стране северной три новых явленных нам светила веры взошли на небе церковном: столп веры Митрофан, слово истины в лицо царю исповедавший, и обличитель раскола Димитрий, обоюдоострым мечом все козни его рассекший, и полный благодати сосуд Тихон, тишиной слов своих грешников к покаянию призвавший. О великие три святителя земли Русской, молите Христа Бога, Ему же вы были угодны, о спасении душ наших.
Перевод: В поздние наши поколения и в последние времена попадающих в бури житейских страстей и холодом безверия страдающих, в скорби душевной утешившие и теплотой вашей веры согревавшие, три новых явленных нам святителя Российских, Димитрий, Митрофан и Тихон, на камне Православия укрепите нас и, как любящие детей отцы, духовных чад ваших путем заповедей отеческих в Царство Христово вслед за собой направьте.