храм с кокошниками в коломне
Храм Николы на Посаде
На Посадской улице, обозначенный строением за № 18, среди уютных двориков, утопающих в зелени, устроился храм Николы Посадского, иначе называемый Церковь Воскресения Христова, — один из старейших и красивейших храмов города Коломны.
Первое сравнение, которое приходит в голову при его великолепном виде — русская красавица в подвенечном платье. Белоснежная, изящная, белоглавая, с миниатюрной пятиглавой короной из куполов на пышной «причёске» из кокошников, убранная резными кружевами наличников, она поражает своим спокойным величием и красотой.
Необычность и уникальность церкви создаются за счет необычного исполнения кровли – она выполнена из небольших арочек (кокошников), которые возвышаются друг над другом. Такое решение единственное не только во всей Коломне, но и во всей России.
С 1960 года храм Николы на Посаде находится в статусе памятника государственного значения.
История храма
Первые упоминания о деревянной церкви на этом месте относятся ко времени Золотой Орды. Писцовые книги рассказывают, что в 1577 — 1578 годах на этом месте, в центре купеческого посада, находился храм, освящённый во имя чудотворного образа «Никола Мокрый» (Николай Чудотворец). За свою жизнь храм не раз достраивался, перестраивался, реставрировался, и первая из перестроек пришлась на 1716—1719 годы. Средствами прихожан на месте деревянной возводится поразительная по роскоши кирпичная церковь.
Особый вклад внесли местные купцы Иван Алексеев и Иван Бичевин. Хлеботорговцы Бичевины ещё до возведения каменной церкви делали большие пожертвования на содержание прихода, в частности, в 1661 году Иван Бичевин пожертвовал храму старинный напрестольный крест, который хранился там до начала XX века.
В 1716 году главный престол церкви получил освящение в честь Воскресения Словущего, примкнувшая к нему с востока трапезная в честь Иоанна Богослова, а придельный храм с северной стороны — в честь Святителя Николая. Несмотря на переосвящение, храм по-прежнему называют храмом Николы на Посаде.
Церковь была построена в модном тогда стиле московского узорочья и представляла собой комплекс из летней церкви с трапезной и зимнего придела. Придел был одноглавый, купол кровли церкви был практически в том виде, в котором можно видеть его сегодня: имел покров из ста пяти кокошников, устроенных в 5 рядов и пучковое пятиглавие со световым центральным барабаном и четырьмя глухими.
Остов церкви представлял собой обширный двусветный четверик на большой хозяйственной подклети. Просторные лестницы, ведущие к западной паперти и порталам, опирались на арки и были украшены нарядными шатрами.
Порталы и окна имели отделку из богатой каменной резьбы, сделанную по индивидуальному заказу, а кокошники и наличники раскрашены в 6 цветов. Центральная главка, покрытая золотом, смотрелась ещё великолепнее от окружения боковых главок в сверкающих поливных изразцах.
Особое внимание приковывали к себе ажурные, увенчанные коронами «процветшие» кресты, с которыми связана интересная народная легенда. Через недолгое время после постройки церкви в ней было венчание. Когда на молодых возложили венцы, вдруг поднялась сильная буря, ветер сорвал с брачующихся короны и водрузил их на церковные кресты. Люди стали искать причину, по которой Господь отказался принять венчание, и оказалось, что юноша и девушка были брат и сестра. Девушку в малолетстве похитили, и, когда дети выросли, они встретились и полюбили друг друга. Но Господь не позволил свершиться беззаконию, и вместо молодых обвенчал кресты.
Также отдельного внимания заслуживает алтарная перегородка, уникальная для XVII века.
Напротив западного входа храма располагалась шатровая колокольня, у которой было собственное имя: «Сорокозвон». Колокольня была украшена затейливой резьбой и вставками из муравлёных изразцов. Четыре ряда слухов – изящных арок, опоясывающих свечу звонницы – придавали ей вид ажурности и невесомости.
Под высоким шатром были резонаторы звона. В 1763 году при колокольне была построена каменная богадельня.
В 1792 году храм пережил пожар, от которого сильно пострадал, и в церкви была проведена реконструкция, изменившая её далеко не в лучшую сторону. Нарядные кокошники кровли накрыл шатёр, упростились фасады и алтари, резные наличники варварски срубили. Были утрачены крыльца западной паперти и колокольни. Ажурные кресты заменились простой формой. Из-за всех потерь внешняя архитектура храма приблизилась к стилю барокко.
В 1794 году Никольский придел был вынужден ненадолго закрыться из-за ветхости.
В 1797 году церковь потеряла один престол. Но в 1802 году алтари в обоих приделах были освящены, и служба возобновилась.
В 1830-х годах при старании церковного старосты С.Д.Шерапова на иконах сделано 20 серебряных риз, в церкви настелен белокаменный пол, построена печь, сама церковь украсилась росписью.
В 1867 году храм возобновлен смотрителем духовного училища С.Г.Скворцовым: Никольский придел соединён с главным алтарём, восстановлен трапезный придел Иоанна Богослова.
После революции храм полностью пришёл в упадок. В 1930 г разрушена колокольня, которую, к сожалению, так и не удалось восстановить, остался только один ярус. Утрачены иконы и настенная роспись, храм переделан под жильё.
Наконец, в 1970 году под руководством В.В.Кавельмахера, начался долгий процесс реставрации, длившийся более 10-ти лет, который, хотя и восстановил прежний облик уникального храма, но всё же не в полной мере. Были восстановлены наличники и кокошники, восстановлены 3 древние апсиды, основания от которых сохранились в подклети. Оригинальный вид памятника запечатлел на своих картинах Народный художник России М.Г.Абакумов.
Храм был отреставрирован за счет государства и, в начале 1990-х годов, решением администрации города отдан Русской старообрядческой православной общине. Храм действующий, в нём проводятся службы, но старообрядцы категорически против посещения храма «посторонними».
Несмотря на все свои утраты, храм Николы Посадского притягивает взор и завораживает своей красотой, оставаясь драгоценной жемчужиной культурно-архитектурного наследия не только Коломны, но и всего Подмосковья.
Фотографии
Церковь Николы на карте
Как добраться
С Казанского вокзала электричками «Москвва-Голутвин», «Москва-Рязань», «Москва-Коломна» до станции «Голутвин», «Коломна», «177-й км» (время в пути – 2-2,5 часа)
Коломна
Храм во имя святителя Николы Чудотворца
В начале 1990-х годов один из старейших и красивейших храмов города Коломны (ХVI век) постановлением главы администрации Московской области был передан общине Русской Православной старообрядческой Церкви. В настоящее время члены общины собираются в небольшом приделе, освященном во имя св. Николы Чудотворца, архиепископа Мир-Ликийских. Главное помещение храма все еще ждет своего освящения и, вероятнее всего, главный престол будет освящен в честь святителя Павла Коломенского.
Новости
В Коломне почтили память священномученика и исповедника Павла Коломенскаго
Торжественное богослужение, посвященное памяти епископа Павла Коломенскаго
История
Коломенское старообрядчество имеет богатые традиции. В первую очередь, стоит упомянуть о епископе Павле, возглавлявшем Коломенскую епархию в 1652 – 1654 гг., одном из самых первых и значимых мучеников старообрядчества. Первый предстоятель Русской Церкви после восстановления епископата, Архиепископ Московский и всея Руси, Антоний, происходил из здешних краев — села Настасьино, Подберезинской волости, Коломенского уезда. Архивные данные XVIII – XX вв. обнаруживают, что в Коломне жило немалое количество старообрядцев, как поповцев, так и безпоповцев с преобладанием первых.
На короткое время Коломна стала даже епархиальным центром. 20 сентября 1856 г. сюда рукополагается епископ Пафнутий (Овчинников), оставивший затем кафедру в 1860. После этого епархия в Коломне не возрождалась. В городе и окрестностях всегда существовали моленные. Первая была выстроена на деньги купца И.А. Ложечникова в Запрудной слободе в XVIII в., но просуществовала недолго. В 1910 г. возводится храм Рожества Пресвятыя Богородицы у железнодорожной станции, который был разрушен большевиками в 1934 г. Настоятеля, о. Романа Алькина, расстреляли. Современный храм, святителя Николы на Посаде, является одним из самых древних в городе. Он был построен в 1716-1719 гг. и принадлежал господствующей церкви. Однако в 1990-е годы по решению городской администрации был передан РПсЦ.
Контакты
Адрес: Россия, 140400, г. Коломна, ул. Посадская, 18
Настоятель: иерей Михаил Рожков
Телефон: 8 (903) 242-70-70
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.
Начало вечернего богослужения 15:00
Начало утреннего богослужения 8:00
Храм Николы Посадского в Коломне
Опции темы
Поиск по теме
На тихой улочке с сельскими домами, дощатыми высокими заборами и утопающими палисадниками в зелени сирени возвышается чудесный памятник начала восемнадцатого столетия – собор Николы Посадского.
В Коломенском посаде во времена Золотой Орды в 1716 году был построен на средства прихожан во имя Николая «Мокрого». Облик в конце 1790-х годах был сильно изменен. Двусветный бесстолпный четверик был увенчан в пять рядов пирамидой кокошников и небольшим пятиглавием. Примыкают к нему сниженные объемы трех аспид и теплого одноглавого придела во имя святого Николая с личной трапезой. Живописные свойства здания снижены потерей крылец, западной паперти и стройной шаровой колокольни, которая входила в общий ансамбль. Внутренние помещения между собой слабо связаны и несут камерное предназначение. Стены побелены поверх обмазки, на сводах сбереглись фрагменты декоративной росписи девятнадцатого века, исполненные в технике «гризайль».
Сегодня церковь Николы Посадского в Коломне походит на красавицу в нарядном подвенечном платье, разубранном затейливыми кружевами и драгоценностями. Какая необыкновенная грация и стать воплощена в камне». Прежде всего, привлекает внимание необыкновенное сочетание небольшое пятиглавие с четырьмя рядами миниатюрных кокошников – все так и осталось! Центральная главка покрыта позолотой, а угловые – муравленой черепицей.
Как ранее упоминалось, в конце восемнадцатого столетия он был подвержен существенному изменению, истинный облик ему возвращен только после, проведенной под руководством естествоведа В.В.Кавельмахера, реставрации 1970-х годах.
Живописная композиция строения состоит из комплекса: зимнего и летнего, имеющие алтарные выступы и двух трапезных палат, которые водружены на высокий этаж подклета. Яркость и красочность архитектуры восполнялась шатровыми крыльцами, лестницами с рундуками и просторной папертью. Из элементов наружного декора можно отметить оконные наличники и порталы «штучного набора». Особенной яркой изюминкой служат остатки алтарной перегородки из кирпича, которые были обнаружены при реставрации.
Напротив западного входа стояла стройная звонница-свеча, на которой размещался ажурный очень легкий ярус для колоколов, прорезанный весь изящными арками, и перекрытый сильно заостренным, высоким шатром с резонаторами звона. До сегодняшнего дня от колокольни сохранилось только массивное основание.
Это типично купеческое здание, выстроенное в стиле «московского барокко», с широким хозяйственным подклетом. Здание тщательно отделано кирпичной резьбой, верх которого украшают сто пять забавных кокошников с «пучковым» пятиглавием. Центральный барабан предназначен специально для проникновения в света, а остальные четыре главка – «глухие».
В конце восемнадцатого века кокошники и наличники срубили, которые были восстановлены в ходе реставрации. При этом ажурные кресты, которые были восстановлены во время этих работ, были заменены на более упрощенные формы. В 1930-х годах стенопись и иконы также были утрачены. От отдельно стоявшей, красной шатровой колокольни сберегся только первый ярус.
В девяностых годах двадцатого столетия администрацией города храм был передан старообрядческой общине. Несмотря на потери, он до сих пор радует и завораживает людей, действующий.
Коломна. Церковь Воскресения Словущего.
Церковь Николы Посадского, Николы на Посаде
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Кирпичная церковь построена в конце XVIIв., внешние архитектурные формы были изменены в XVIIIв. в стиле раннего барокко. Бесстолпный двусветный четверик с трапезной и северным приделом поставлен на высокий подклет. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, близким к куполу. В ходе реставрации 1970-х гг. был разобран прямоугольный алтарь XVIIIв. и восстановлены три древние апсиды, от которых сохранялись основания в подклете. Внутри четверика храма при исследованиях были обнаружены остатки кирпичной алтарной перегородки, этот прием устройства алтаря внутри основного объема уникален для конца XVIIв. Храм завершается ярусами кокошников и небольшим пятиглавием. Декор фасадов, срубленный в XVIIIв., восстановлен при реставрации по «хвостам» кладки. От шатровой колокольни, современной храму, сохранился первый ярус.
В 1830-х годах старанием церковного старосты С. Д. Широкова на имеющиеся в храме образа было изготовлено 20 новых серебряных риз, в церкви настелили белокаменный пол, выложили печь, внутри церковь украсилась настенными росписями. В 1867 году, в процессе переделок, Никольский придел был соединён с главным алтарём, восстановлен придел в трапезе во имя Иоанна Богослова.
В советское время церковь переделали под жильё. Иконы, церковная утварь, иконостасы были утрачены ещё в середине 20-х годов ХХ века, а позже, росписи были замазаны масляными красками «дабы не отпугивали новых постояльцев». В 1960 году храму Николы на Посаде присвоили статус памятника федерального значения, подлежащий охране государством. На стену была повешена табличка, говорящая об этом. Только, вот к реставрационным работам приступили лишь в 1970 году. В ходе реставрационных работ 1970-1985 годов были восстановлены фасадный декор, апсиды, кокошники, кровля, установлены ажурные кресты на лемеховых главках.
Храм восстанавливался по проекту известного реставратора В. В. Кавельмахера специалистами Коломенской реставрационной мастерской. Церковь Николы на Посаде была отреставрирована за счёт государства и, в 1992 году, решением администрации города здание было передано православной старообрядческой общине. Были заменены ажурные кресты на главках на вытянутые, простой формы. Храм ныне является действующим, в нём проводятся службы, но старообрядцы категорически против посещения церкви «посторонними».
Особенно красивы были ажурные «процветшие» кресты, увенчанные коронами, с которыми связана интересная народная легенда. Через недолгое время после постройки церкви в ней происходило венчание. Когда на молодых возложили венцы, вдруг поднялась сильная буря, ветер сорвал с брачующихся короны и водрузил их на церковные кресты. Люди стали искать причину, по которой Господь отказался принять венчание, и оказалось, что юноша и девушка были брат и сестра. Девушку в малолетстве похитили, и, когда дети выросли, они встретились и полюбили друг друга. Но Господь не позволил свершиться беззаконию, и вместо молодых обвенчал кресты.
Никольскую церковь в 1992 году передали Русской православной старообрядческой церкви. Старообрядческая община сделала ремонт в здании и заодно заменила ажурные кованые кресты на главах на простые восьмиконечные. Остаётся ждать очередную серьёзную реставрацию, может быть, тогда и колокольню восстановят, и кресты вернут. Если присмотреться, то храм Николы на Посаде стоит наискосок участка, подсказывая, что старинная улица, ведущая к реке, когда-то шла по-другому. Если провести линию на карте современной городской застройки, то получится, что старинная булыжная мостовая, которая вела к переправе через реку Москву, проходила возле храма и колокольни.
На дочери священника Никольской посадской церкви был женат писатель Борис Пильняк. Молодые жили в доме священника на церковном участке с 1917 по 1924 год (Арбатская ул., 7). Под церковный колокольный звон писатель работал, собирая в свои произведения соседей и местные предания. Теперь мы знаем, что тесть «запирал церковь, как художественный театр, в час богослужения».
Описание Коломны можно найти в романах Пильняка «Голый год», «Волга впадает в Каспийское море», «Машины и волки», «Соляной амбар».
Два Никольских храма в Коломне
В Коломне – городе, расположенном у важных торговых водных путей, издавна почитался покровитель купцов и плавающих святитель Николай Чудотворец. Горожане построили два храма в честь этого святого. Первый храм Николы Гостиного был возведен в XVI столетии внутри крепости на средства купца Василия Ивановича Юрьева. С церковью связаны предания о чудесах Зарайского образа. Второй храм Николы на Посаде был возведен в конце XVII или начале XVIII столетия за стеной коломенского кремля. Этот православный храм, никогда не имевший отношения к расколу, в начале 1990-х годов передали старообрядцам. В Московской области это единственный подобный случай.
Никола на Посаде
Церковь Николы на Посаде оказалась сегодня в оживленном туристическом месте Коломны по соседству с музеем пастилы, домом посадских ремесел, домом самовара… Этот храм стал узнаваемым памятником коломенского посада – исторического района города за стенами кремля, где проживали торговые люди и ремесленники: кузнецы, гончары, кожевники, рогожники, замочники, мыльники, скорняки, хлебники, калачники, подошвенники и другие. Первая деревянная церковь Николая Чудотворца на посаде – Никола Мокрый – существовала еще во второй половине XVI столетия. Сохранившееся каменное здание было построено на пожертвования посадских жителей в стиле московского узорочья в конце XVII или, по другой версии, в 1716 году. Сказалось некоторое отставание в архитектурных вкусах провинциального города от Москвы. Главный престол церкви был освящен в честь Воскресения Христова, но по приделу церковь продолжали называть Никольской.
В советский период церковь Николы на Посаде была закрыта. К празднованию 800-летия Коломны в 1970-е годы городские власти провели реставрацию храма, во время которой были восстановлены многочисленные каменные «кокошники», которые до революции по какой-то причине были заделаны кровлей. В 1986 году в отремонтированном храме поместили склад новой гостиницы «Коломна», но уже через год из-за неправильного содержания помещения в церкви обвалился пол вместе с имуществом гостиницы. В 1992 году администрация Московской области решила передать бывший православный храм религиозной общине РПСЦ – старообрядческому направлению, центр которого находится на Рогожском кладбище в Москве.
О том, как коломенские староверы оказались в нестарообрядческом храме рассказано в книге С.С. Михайлова «История старообрядчества г. Коломна и его окрестностей». Еще в конце XVIII столетия коломенские ревнители старины обосновались в Запрудной слободе. Здесь в 1774 году богатому купцу-староверу Илье Акимовичу Лажечникову (деду известного писателя И.И. Лажечникова) и его товарищам удалось возвести деревянную церковь при кладбище, где негласно служили по старому чину. Когда власти узнали, что храм возведен по причине «раскольнического суеверия», его велели снести, разобрать на бревна. Тем не менее, такой полулегальный старообрядческий храм просуществовал в Запрудне с 1774 по 1790-е годы.
На фото семья Гермогена Вавиловича Здравомыслова – дьякона, служившего в церкви Николы на Посаде до ее передачи старообрядцам. Фото из семейного архива И.С. Вевюрко
С середины XIX века общины старообрядцев в Коломне собирались на молитву при домах богатых купцов. Существовало два центра старообрядцев-поповцев: моленная в доме купцов Морковкиных (на месте зданий пожарного депо) и в усадьбе фабрикантов Рыбаковых. После указа Николая II «Об укреплении начал веротерпимости» старообрядцы получили право возводить полноценные легальные храмы, и в 1910 году рыбаковская община построила недалеко от железнодорожной станции Коломна деревянную церковь в честь Рождества Богородицы. После революции церковь была закрыта. В 1934 году у старообрядческого храма снесли купол и колокольню, и строение стало похоже на обычный деревянный дом. Внутри устроили квартиры для четырех семей. В 1975 году остатки храма и соседние деревянные дома снесли: сейчас на этом месте стоит пятиэтажка.
Наследникам общины этого снесенного храма Рождества Богородицы у станции и передали храм Николы на Посаде в 1992 году. В приходе особенно почитают старообрядческого святого Павла епископа Коломенского – единственного иерарха XVII века, который открыто выступил против церковных реформ Никона. Павел был низложен с коломенской кафедры, сослан в северный Палеостровский монастырь, и, по версии старообрядцев, убит по тайному указу патриарха. Староверы считают его мучеником и «апостолом Коломны».
Никола Гостиный
Второй Никольский храм в Коломне был построен в начале XVI столетия на средства богатого «гостя» (купца) Василия Ивановича Юрьева. Писатель Н.П. Гиляров-Платонов упоминал храм Николы Гостиного как специализированный храм для купцов. Многие коломенские церкви старались привлекать торговых людей и «соревновались» в том, где отслужат обедню раньше, чтобы купцы, завершив молитву с утра, могли скорее отправиться к мирским делам. Гиляров-Платонов писал: «В старые времена, чего я уже не запомню, ранние обедни даже вообще запрещались, и одна из коломенских церквей (Николы в Городе) обязана, сказывали мне, самым сооружением этому правилу: в виде привилегии, специально для этого сооруженному храму дозволены были обедни ранее указанного часа».
Иногда название Николы Гостиного связывали с тем, что в храме «гостил» в старину чудотворный образ святителя Николая Зарайского. В 1514 году из-за угрозы нашествия крымских татар священники города Зарайска перевезли в Коломну главную свою святыню. «В гостях» святителем Николаем были явлены многие чудеса, узнав о которых великий князь Василий III велел построить в Коломне собственный храм Николы Зарайского и сделать список с иконы. В 1517 году зарайские священники отправились обратно в свой город, но им отдали не оригинал чтимой иконы, а список. Через год святитель Николай вновь явил чудо: Зарайская икона сверхъестественным образом возникла на своем исконном месте, а в Коломне обнаружили лишь ее список.
Писатель Н. Д. Иванчин-Писарев считал, что Зарайская икона «гостила» в Коломне и в Смутное время. Князь Дмитрий Михайлович Пожарский приписывал, по словам историка, свое спасение от ножа убийцы иконе Николая Чудотворца. Будучи воеводой в Зарайске и беспокоясь о сохранности святыни во время нашествия литовцев и поляков, князь будто бы велел перевезти икону в Коломну. После ухода мятежников святыня вернулась в Зарайск, а в Коломне написали копию, которую поместили в храме Николы Гостиного. Стоит отметить, что это предание большинство исследователей и историков, например А.Б. Мазуров, считают ошибочным наложением старого сюжета времен Василия III на более позднюю эпоху.
В советские годы храм Николы Гостиного был закрыт и разорен, но святыню XVI века как историческую ценность увезли в Москву. Сегодня оригинальный коломенский список Николы Зарайского хранится в Третьяковской галерее, а в храме Николы Гостиного помещена его цифровая полноцветная копия в натуральную величину. Она была создана к выставке икон в 2008 году, а после ее завершения подарена церкви.