храм сан витале в равенне

Базилика Сан Витале в Равенне и её мозаики

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равенне

Базилика Сан Витале в Равенне, один из объектов культурного наследия ЮНЕСКО в Италии, была заложена в 526 году, во времена архиепископа Экклезио, когда город еще находился под властью готов. Построена она была в течение следующих двадцати лет, во времена правления императора Юстиниана, одновременно с церковью Святой Софии в Константинополе, сейчас Стамбуле. Базилика была освящена епископом Максимилианом в 547 году и посвящена святому Виталию, мученику ранних веков христианства. Церковь была задумана как символ византийского имперского величия. Её центральный план и структурные решения явно отличаются от типичных для Италии продольных базилик.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеБазилика Сан-Витале, 526-547. Равенна

Здание

Церковь Сан Витале имеет восьмиугольный план. Его внешний периметр повторяется вторым внутренним восьмиугольником, боковые стороны которого увеличены полукруглыми глубокими нишами с двумя ордерами аркад.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеБазилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. План

Здание выполнено из простого кирпича, а его наружная часть намеренно простая и лишённая всяческих декораций. Высокий купол имеет форму полусферы. Снаружи он скрыт под тибурием, своего рода восьмиугольной архитектурной оболочкой. Геометрическая форма церкви, таким образом, состоит из различных, строго очерченных ячеек — основного корпуса, тибурия, апсиды (полигональной снаружи, полукруглой внутри) и небольшого прямоугольного вестибюля, завершенного двумя боковыми апсидами.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеБазилика Сан-Витале, 526-547. Равенна

Интерьер

В базилике два входа — один — по апсидной оси, другой — смещенный от центра. Концепция пространства этого здания очень отличается от традиционных итальянских моделей. Оно то и дело расширяется, разворачивается и выгибается во все стороны, размножаясь в глубину и высоту.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеБазилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. Интерьер, вид на пресвитерий храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеБазилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. Интерьер, вид на пресвитерий

Пространство базилики Сан Витале невозможно объять взглядом, это постоянная погоня за изгибами, вращение поверхностей. Многочисленные перспективы впечатляют ещё и за счёт эффекта света, проникающего сквозь диафрагмы трехслойных окон под разными углами, подчёркивая ценность полихромного мрамора и великолепие знаменитых мозаик. Византийский вкус и представление о красоте отражаются в Сан-Витале также в резных каменных плитах, украшенных стилизованными растительными мотивами, павлинами и голубями, и в корзиновидных капителях, высеченных, возможно, непосредственно в Константинополе. Капители напоминают богатые вышивки с резными зооморфными фигурами.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеБазилика Сан-Витале, Равенна. Капители

Мозаики

Мозаики церкви — это лишь часть тех, что когда-то украшали всё внутреннее пространство. Сегодня, по сути, мозаичное убранство охватывает только стены пресвитерия, апсиды и её ниши, в то время как, например, купол расписан несообразными фресками XVII века. В некоторых частях пола так же сохранились оригинальные инкрустации. В любом случае, эти мозаики являются одним из самых удачных и, безусловно, наиболее важных свидетельств всего художественного творчества эпохи Юстиниана.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеБазилика Сан-Витале, Равенна. Инкрустированный пол пресвитерия храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеБазилика Сан-Витале, Равенна. Пресвитерий храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеБазилика Сан-Витале, Равенна. Свод пресвитерия

Вход в пресвитерий

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеБазилика Сан-Витале, Равенна. Триумфальная арка, внутренняя часть

В центре крестового свода пресвитерия, прямо над алтарем, на фоне звездного неба изображен ягнёнок, то есть Агнец Божий, в окружении четырёх ангелов, поддерживающих гирлянду. Фантастические изображения птиц, рыб и цветов напоминают о красоте Рая.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеБазилика Сан-Витале, Равенна. Свод пресвитерия храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеАгнец Божий, 532-547, мозаика. Базилика Сан-Витале, Равенна. Свод пресвитерия, фрагмент

На стенах под сводом изображены четыре евангелиста, увенчанные своими символами, а в люнетах внизу — две сцены из Ветхого Завета: гостеприимство Авраама и жертвоприношение Исаака, и жертвоприношения Авеля и Мелхиседека.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеБазилика Сан-Витале, Равенна. Вид на левую сторону пресвитерия храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеБазилика Сан-Витале, Равенна. Вид на правую сторону пресвитерия храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеЖертвоприношение Авеля и Мелхиседека, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, правая стена пресвитерия

Гостеприимство Авраама и жертва Исаака

Люнет с историями Авраама представляет два отдельных эпизода из жизни ветхозаветного патриарха.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеГостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, левая стена пресвитерия

В сцене слева Авраам приветствует трех таинственных паломников, сидящих за столом, накрытым тремя буханками хлеба, и подает им теленка, представленного здесь в уменьшенных пропорциях. За стариком, его жена Сара слушает невероятную весть, которую ей поведали гости несмотря на свой преклонный возраст, она станет матерью. Паломники, одетые в одинаковые белые одежды и идентичные друг другу, являются триединым божественным проявлением, иными словами, прямым проявлением Бога, а их иконография напоминает византийские иконы Святой Троицы.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеГостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547, фрагмент. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеГостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547, фрагмент Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале

Сцена справа показывает кульминационный момент жертвы Исаака, когда Авраам, повинуясь Божьему приказу, готов принести в жертву своего единственного сына. Правой рукой он поднимает свой меч, а левой ласкает голову ребёнка, как бы подтверждая, что его отцовская любовь не уменьшилась. Но в этот момент рука Божья уже выходит из облаков, чтобы остановить его. Вместо Исаака, рядом с алтарем, готов принести себя в жертву барашек.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеГостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547, фрагмент Мозаика. Равенна, базилика Сан Витале

Христос Вседержитель

На внутренней стороне арки апсиды в центре изображены два императорских орла, держащих стилизованную монограмму Христа. На стене выше изображены два ангела, держащие солнечный христианский символ, а по бокам — священные города Вифлеем и Иерусалим.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеБазилика Сан Витале, Равенна, вид на апсиду

Центр мозаичного убранства находится в апсидной круглой нише, где изображён Христос Вседержитель, особый образ Мессии, вдохновленный стихом из Ветхого Завета, гласившим: «Небеса — престол мой, а земля — подножие ног моих «.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеХристос Вседержитель, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, ниша апсиды

Христос изображён сидящим в центре на бирюзовом глобусе, подвешенном на основании скалы. У ног его текут четыре реки Рая, а на золотом фоне виднеются полосы красных и синих облаков. Внизу простирается зеленый луг с цветами и кустарниками. Иисус, согласно древней раннехристианской иконографии, изображён юным, на нём крестообразный нимб, в левой руке он держит свиток Закона Божия, а правой рукой вручает венец мученичества святому Виталию. С другой стороны — епископ Экклесий, инициировавший строительство церкви Сан-Витале, преподносящий Христу проект здания.

Юстиниан и Феодора

Самые известные мозаики, расположенные друг напротив друга на двух стенах снизу, изображают процессию императора Юстиниана и его жены, императрицы Феодоры, которые несут блюдо с хлебом и вином, направляясь к Христу Вседержителю в апсидной нише. Этой данью они выражают уважение Богу, от которого исходит их власть на земле. Несмотря на некую правдоподобность соматических черт (считается, что их лица были скопированы с портретов, присланных из Константинополя), Юстиниан и Феодора изображены фронтально, с головой, окруженной нимбом, и представлены в виде символических и абстрактных образов.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеЮстиниан и его свита, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, левая стена апсиды

На панно рядом с Юстинианом изображены мужские фигуры, стоящие на газоне или, скорее всего, на зеленом ковре. В центре — император в белой тунике с золотой отделкой и пурпурной накидкой, прикреплённой к правому плечу круглой брошью из драгоценных камней и жемчуга. На голове у него диадема из золота, жемчуга и драгоценных камней, с двумя подвесками на каждой стороне.

Слева от него мы узнаем епископа Максимиана, благодаря эпиграфу, написанному у него над головой. Человек с бородой, справа от Юстиниана, вероятно,- Белисарий, завоевавший для него Италию.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеФеодора и её свита, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, правая стена апсиды

Феодора

В отличие от панно Юстиниана, в панно с Феодорой есть некоторые элементы интерьера, которые помещают сцену в более определенную среду: в верхнем правом углу видна трехцветная вуаль, слева дверь, частично закрытая занавеской, небольшой фонтан с рифленой колонной, а на заднем плане, в центре, ниша, украшенная «ракушкой». Поверх белой туники на королеве пурпурная мантия, украшенная внизу изображениями Волхвов. На голове у неё драгоценный головной убор из жемчуга с диадемой, также из жемчуга, золота и драгоценных камней. Две дамы слева от Феодоры — это жена и дочь Белисария.

Византийский стиль

В обеих сценах с Юстинианом и Феодорой все персонажи свиты мало отличаются друг от друга. Они изображены фронтально и выстроены в ряд на переднем плане в неестественном положении. Сцены предназначены для иллюстрации процессии, где свита должна стоять за императором и его женой. Фигуры персонажей лишены натуральности, без веса или массы тела, сплющенные, уложенные друг на друга как в открытой колоде карт. Особенно это заметно по ногам, которые, кажется, наступают одна на другую.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеЮстиниан и его свита, 532-547, фрагмент. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, левая стена апсиды

Те немногие элементы, которые пытаются контекстуализировать сцену, как в панно Феодоры, абсолютно условны. Понятно, что художника совершенно не интересовало правдоподобное воспроизведение действительности. Юстиниан и Феодора — это не просто изображения мужчины и женщины, а символические фигуры, неподвластные времени. Этими фигурами художник хотел выразить саму концепцию власти.

Принципы иконографии

В эпоху Юстиниана техника мозаики достигла уровня совершенства и стала незаменимым инструментом для украшения архитектуры и выражения новых доктринальных программ. Для византийской художественной культуры, по сути, образный цикл мозаики был не только драгоценным украшением для архитектуры, но и выражением философии в художественной форме.

Во всех византийских мозаиках, как и в иконах, фигуры теряют всякую телесную суть, а их окружение лишается пространства, в котором можно двигаться. Иконографические принципы византийского искусства возводят каждую фигуру в символ. Художественные каноны Византийского мира были не менее жесткими, чем моральные устои того времени: позы, одежда, пропорции и выражения фигур были строго установлены. У византийского художника, как и у египетского, не было возможности изобретать что-то новое.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равеннеФеодора и её свита, 532-547, фрагмент, Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, правая стена апсиды

Джулио Карло Арган, один из величайших искусствоведов ХХ века, писал, что на идеологическом уровне «техника мозаики представляется идеально соответствующей мышлению того времени […]: техника мозаики — это метафора искупления — переход материала из матового состояния в прозрачное, светлое, духовное, космическое». В основе такого массового использования мозаики лежит фактически христианское представление о красоте. Глубоко отличаясь от классического идеала, христианская красота проистекает не из возвышения природы, а из преодоления физических границ тусклой и тёмной материи, которая будет приведена в духовное состояние с присущим ему свету и яркости.

Христианское пространство состоит прежде всего из света. Мерцающий золотой фон больших мозаичных поверхностей, символическая интерпретация божественного света, вдохновляет и восхищает верующих. Мозаика является возможностью сублимировать скучную и несовершенную материю. Поэтому византийские художники изначально выбирали такие драгоценные материалы, как золото например, которые лучше поддаются игре света, «преображаясь» сами в свет.

Источник

Базилика Сан-Витале — сокровище Равенны

Равенна — небольшой городок на севере Италии. За свою долгую историю город этот успел побывать столицей Западной Римской империи, остготского королевства, важным провинциальным центром Византийской империи, столицей королевства лангобардов. Императоры, короли, наместники — правители менялись, оставляя после себя дворцы, гробницы, мавзолеи и базилики.

Благодаря тому, что Равенна расположена в стороне от главных магистралей и стратегических объектов, войны, революции, бунты и другие потрясения пощадили город. Многое здесь сохранилось так, как было построено полторы тысячи лет назад. О городе писали великие поэты Байрон, Гессе, Уайльд и Блок. Их вдохновляла суровая атмосфера становления Европы на заре христианства.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равенне

Из длинного перечня всех достопримечательностей Равенны, базилика Сан-Витале заслуженно занимает особое положение. Именно этот храм привлекает сюда основную массу туристов.

Добраться до Равенны можно из близлежащих городов на автобусе или поезде. Регулярные автобусы и поезда ходят из Болоньи (1,5 часа в пути), Римини (1 час), Феррары (50 минут). Стоимость проезда в поезде или автобусе — около 5 евро, в зависимости от уровня комфортности. Из аэропорта Форли до Равенны каждый час ходит специальный автобус.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равенне

Почему же туристы так активно едут в базилику святого Виталия? Что там можно осмотреть? Как дорого стоит входной билет и в какое время доступ в храм открыт для путешественников? На эти и другие вопросы мы и постараемся ответить в этой статье.

История: кто такой святой Виталий и кто построил его церковь?

Варвары сумели разрушить Римскую империю, а вот с построением новых государств поначалу возникли сложности. Быстро сообразив, что именно христианство выступает главным объединителем народов, живущих на новых территориях, варварские короли переняли религию и множество полезных традиций. Вот и остготский король Теодорих решил оставить о себе добрую память в виде многочисленных храмов в своей столице Равенне.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равенне

К V веку Равенна уже имела столичный опыт. Последние императоры имели свои резиденции именно здесь, архитектурных образцов для подражания было предостаточно. Когда возник вопрос о том, в честь кого строить новый храм, появилась идея посвятить его святому из первых христиан, мощи которого хранились неподалеку. Это были мощи святого Виталия Миланского. Так принято считать. Дело в том, что святых с именем Виталий было несколько. Мощи какого из них находятся в базилике Сан-Витале достоверно не известно. Претендента два:

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равенне

Что посмотреть в Сан-Витале?

Внешний вид самой сохранной базилики V века скромен, аскетичен и большинству будет не сильно интересен. Многоязычные гиды взахлеб рассказывают об архитектурных придумках, оригинальных решениях и революционных приёмах. Но рассказы эти изобилуют специальными терминами и понятиями, которые понятны только профессиональным строителям и архитекторам. Снаружи можно не задерживаться надолго — самое красивое и ценное находятся внутри.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равенне

Мозаики

Всякий входящий в базилику Сан-Витале цепенеет от нахлынувшего восхищения при виде мозаичных панно, арок, ниш и купола. Римские мастера хорошо понимали, что именно вогнутые пространства позволяют мозаичным картинам выглядеть наряднее всего. Разноцветные плитки смальты, из которых состоят картины, искрятся и блестят, создавая эффект объёмности изображения.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равенне

Именно мозаики базилики Сан-Витале привлекают сюда туристов со всего мира. Особого внимания достойны:

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равенне

Не мозаики

Все приходят в базилику, чтобы своими глазами увидеть знаменитые мозаичные полотна храма. Но церковь знаменита и другими сокровищами, как духовными, так и художественными:

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равенне

Правила посещения

Многие посетители базилики приходят сюда, чтобы поклониться святым мощам и молиться. При посещении Сан-Витале нужно придерживаться нескольких простых правил:

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равенне

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равенне

Фотографировать можно свободно, но нельзя использовать штатив и вспышку.

Как найти, сколько стоит, часы работы

Базилика святого Виталия находится недалеко от железнодорожного вокзала. Если вы прибыли в Равенну на поезде, вам остается следовать указателю с надписью «Basilica di San Vitale». Пройти придется около километра, но дорога не будет утомительной.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равенне

Отдельный билет для осмотра только базилики не продается. За 9,5 евро, кроме основной церкви, вы сможете дополнительно осмотреть ещё несколько городских достопримечательностей:

Сан-Витале работает без выходных, касса музея находится рядом с храмом, найти русскоязычного гида не проблема, его посоветуют в самой кассе. Стоит это не более 15 евро за 45-минутный тур по церкви.

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равенне

Время работы — с 9 до 17:30 (март и октябрь), с 9:30 до 17:00 (с ноября по февраль), с 9 до 19 часов (с апреля по сентябрь).

Отзывы туристов

Мария, 34 года, Новгород:

«Не ожидала такого от маленького городка. Когда увидела базилику даже расстроилась. Но зайдя внутрь, просто ахнула в голос. Великолепие ослепляет! Задержались здесь с мужем на три дня — есть что посмотреть и кроме базилики, но самые сильные впечатления — здесь!»

храм сан витале в равенне. Смотреть фото храм сан витале в равенне. Смотреть картинку храм сан витале в равенне. Картинка про храм сан витале в равенне. Фото храм сан витале в равенне

Андрей, 26 лет, Петербург:

«В Сан-Витале пришли после обеда, когда жара нас окончательно доконала. А в церкви было прохладно. Это нам позволило всё спокойно осмотреть. Богатство мозаик поражает. Просто не оторваться. Вместе с нами здесь были паломники, красиво пели у саркофагов с мощами. Рекомендую посетить!»

Источник

Церковь Сан-Витале в Равенне — архитектура и символизм

Церковь Сан-Витале, расположенная на северо-западе Равенны, является замечательным примером поздней античной архитектуры. Строительство началось, когда Равенна еще находилась под властью остготов. Здание имеет византийский стиль и похоже на Церковь святых Сергия и Вакха, построенную примерно в то же время. Сначала церковь служила мартириумом Святого Виталия, покровителя Равенны. Затем храм стал частью бенедиктинского монастыря до 1860 года. В настоящее время это один из восьми раннехристианских памятников Равенны, которые были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Храм построили во время правления Юстиниана (527-565), но точная дата неизвестна. Работа над церковью началась при епископе Экклезиусе (521-532) и финансировалась греческим оратором по имени Юлиан Аргентарий. Несмотря на то, что Равенна была толицей остготского королевства, византийское политическое влияние там росло. В конечном итоге управление было завоевано в 540 году. Церковь, однако, была освящена гораздо позже епископом Максимианом в 547 году.

Дизайн и отделка Сан-Витале находились под влиянием последних тенденций в Константинополе. Храм широко украшен мрамором с острова в окрестностях Константинополя, и отражает Константинопольские узоры, найденные у Сергия и Вакха. В Сан-Витале есть капители из расщепленной пальметты. Похожие капители впервые появились в церкви святого Полиевкта в Константинополе.

Сан-Витале был построен как мартириум Святого Виталия, а не как дворцовая часовня. Тем не менее, Карл Великий использовал Сан-Витале для модели часовни для своего дворца в Ахене в 8 веке. После завершения строительства храм стал частью замечательного комплекса зданий.

Архитектура церкви Сан-Витале в Равенне

Сан-Витале, в отличие от других церквей в Равенне, имеет поистине византийский дизайн. Купол имеет диаметр около 40 метров, а его восьмиугольный потолок имеет восемь внутренних опор. Двухэтажные, трехарочные полукруглые экседры между пирсами простираются наружу и окружены на двух уровнях амбулаторией и галереей второго этажа. Колонны на уровне галереи немного короче, чем на уровне земли, что подчеркивает ощущение вертикальности.

На его восьмой стороне находится арка, ведущая к искусно украшенному высокому сводчатому пресвитерию (Бема) и апсиде с круглым интерьером. По бокам апсиды расположены пары небольших комнат и круглые куполообразные часовни. Часовни использовались как мавзолеи и алтари. Часовня к югу от апсиды служила мавзолеем епископам Экклезиусу, Урсицину и Виктору.

Несмотря на сходство в дизайне с Константинополем, в Сан-Витале есть некоторые заметные различия. Все ниши Сан-Витале полукруглые, в то время как ниши Св. Сергий и Вакх имеют чередующийся прямоугольный и полукруглый дизайн. Пропорции Сан-Витале гораздо круче, чем у Сергия и Вакха.

Необычно, что купол храма сделан из полых терракотовых труб, вставленных друг в друга, а не из кирпичной кладки, типичной для Константинополя. Многие элементы Сан-Витале были импортированы из области Константинополя, включая мраморные колонны, капители и панели. Его кирпичная кладка похожа на византийскую кладку, с тонкими кирпичами, а не толстыми кирпичами, распространенными в северной Италии. Тени от декораций создают приятную тень, в то время как многочисленные двери и окна придают пространству ощущение открытости.

Реставрация храма в Равенне

Большая часть первоначального здания сохранилась, за исключением средневековых сводов, которые заменили деревянные потолки. Основные изменения были сделаны в сводах амбулатории и галереи. Крупная реставрация произошла в 16 веке. В 18 веке несколько часовен были пристроены к церкви. В середине 19 века были восстановлены мозаики. В начале 20-го века были проведены раскопки и церковь была реконструирована в ее предполагаемом первоначальном виде.

Дополнительные реставрационные работы включали в себя опускание тротуаров до их первоначального уровня и восстановление притвора. Под первоначальным полом церкви была найдена прямоугольная часовня. Полагают, что это и была оригинальная часовня – начало храма.

Актуальную информацию о билетах можно посмотреть здесь: ravennamosaici.it

Музей могут посетить бесплатно дети до 10 лет, граждане Равенны, инвалиды, священнослужители и солдаты. Журналисты должны заранее запросить бесплатный вход в религиозную оперу написав по адресу info@ravennamosaici.it

Транспорт до храма Сан-Витале

Базилика расположена в зоне контролируемого движения транспорта в центре города. Добраться можно любым транспортом: метро (линия 1), автобусная остановка (Пьяцца Баракка), автостоянка.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *