храм сан витале в равенне
Базилика Сан Витале в Равенне и её мозаики
Базилика Сан Витале в Равенне, один из объектов культурного наследия ЮНЕСКО в Италии, была заложена в 526 году, во времена архиепископа Экклезио, когда город еще находился под властью готов. Построена она была в течение следующих двадцати лет, во времена правления императора Юстиниана, одновременно с церковью Святой Софии в Константинополе, сейчас Стамбуле. Базилика была освящена епископом Максимилианом в 547 году и посвящена святому Виталию, мученику ранних веков христианства. Церковь была задумана как символ византийского имперского величия. Её центральный план и структурные решения явно отличаются от типичных для Италии продольных базилик.
Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна
Здание
Церковь Сан Витале имеет восьмиугольный план. Его внешний периметр повторяется вторым внутренним восьмиугольником, боковые стороны которого увеличены полукруглыми глубокими нишами с двумя ордерами аркад.
Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. План
Здание выполнено из простого кирпича, а его наружная часть намеренно простая и лишённая всяческих декораций. Высокий купол имеет форму полусферы. Снаружи он скрыт под тибурием, своего рода восьмиугольной архитектурной оболочкой. Геометрическая форма церкви, таким образом, состоит из различных, строго очерченных ячеек — основного корпуса, тибурия, апсиды (полигональной снаружи, полукруглой внутри) и небольшого прямоугольного вестибюля, завершенного двумя боковыми апсидами.
Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна
Интерьер
В базилике два входа — один — по апсидной оси, другой — смещенный от центра. Концепция пространства этого здания очень отличается от традиционных итальянских моделей. Оно то и дело расширяется, разворачивается и выгибается во все стороны, размножаясь в глубину и высоту.
Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. Интерьер, вид на пресвитерий
Базилика Сан-Витале, 526-547. Равенна. Интерьер, вид на пресвитерий
Пространство базилики Сан Витале невозможно объять взглядом, это постоянная погоня за изгибами, вращение поверхностей. Многочисленные перспективы впечатляют ещё и за счёт эффекта света, проникающего сквозь диафрагмы трехслойных окон под разными углами, подчёркивая ценность полихромного мрамора и великолепие знаменитых мозаик. Византийский вкус и представление о красоте отражаются в Сан-Витале также в резных каменных плитах, украшенных стилизованными растительными мотивами, павлинами и голубями, и в корзиновидных капителях, высеченных, возможно, непосредственно в Константинополе. Капители напоминают богатые вышивки с резными зооморфными фигурами.
Базилика Сан-Витале, Равенна. Капители
Мозаики
Мозаики церкви — это лишь часть тех, что когда-то украшали всё внутреннее пространство. Сегодня, по сути, мозаичное убранство охватывает только стены пресвитерия, апсиды и её ниши, в то время как, например, купол расписан несообразными фресками XVII века. В некоторых частях пола так же сохранились оригинальные инкрустации. В любом случае, эти мозаики являются одним из самых удачных и, безусловно, наиболее важных свидетельств всего художественного творчества эпохи Юстиниана.
Базилика Сан-Витале, Равенна. Инкрустированный пол пресвитерия
Базилика Сан-Витале, Равенна. Пресвитерий
Базилика Сан-Витале, Равенна. Свод пресвитерия
Вход в пресвитерий
Базилика Сан-Витале, Равенна. Триумфальная арка, внутренняя часть
В центре крестового свода пресвитерия, прямо над алтарем, на фоне звездного неба изображен ягнёнок, то есть Агнец Божий, в окружении четырёх ангелов, поддерживающих гирлянду. Фантастические изображения птиц, рыб и цветов напоминают о красоте Рая.
Базилика Сан-Витале, Равенна. Свод пресвитерия
Агнец Божий, 532-547, мозаика. Базилика Сан-Витале, Равенна. Свод пресвитерия, фрагмент
На стенах под сводом изображены четыре евангелиста, увенчанные своими символами, а в люнетах внизу — две сцены из Ветхого Завета: гостеприимство Авраама и жертвоприношение Исаака, и жертвоприношения Авеля и Мелхиседека.
Базилика Сан-Витале, Равенна. Вид на левую сторону пресвитерия
Базилика Сан-Витале, Равенна. Вид на правую сторону пресвитерия
Жертвоприношение Авеля и Мелхиседека, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, правая стена пресвитерия
Гостеприимство Авраама и жертва Исаака
Люнет с историями Авраама представляет два отдельных эпизода из жизни ветхозаветного патриарха.
Гостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, левая стена пресвитерия
В сцене слева Авраам приветствует трех таинственных паломников, сидящих за столом, накрытым тремя буханками хлеба, и подает им теленка, представленного здесь в уменьшенных пропорциях. За стариком, его жена Сара слушает невероятную весть, которую ей поведали гости несмотря на свой преклонный возраст, она станет матерью. Паломники, одетые в одинаковые белые одежды и идентичные друг другу, являются триединым божественным проявлением, иными словами, прямым проявлением Бога, а их иконография напоминает византийские иконы Святой Троицы.
Гостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547, фрагмент. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале
Гостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547, фрагмент Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале
Сцена справа показывает кульминационный момент жертвы Исаака, когда Авраам, повинуясь Божьему приказу, готов принести в жертву своего единственного сына. Правой рукой он поднимает свой меч, а левой ласкает голову ребёнка, как бы подтверждая, что его отцовская любовь не уменьшилась. Но в этот момент рука Божья уже выходит из облаков, чтобы остановить его. Вместо Исаака, рядом с алтарем, готов принести себя в жертву барашек.
Гостеприимство Авраама и жертва Исаака, 532-547, фрагмент Мозаика. Равенна, базилика Сан Витале
Христос Вседержитель
На внутренней стороне арки апсиды в центре изображены два императорских орла, держащих стилизованную монограмму Христа. На стене выше изображены два ангела, держащие солнечный христианский символ, а по бокам — священные города Вифлеем и Иерусалим.
Базилика Сан Витале, Равенна, вид на апсиду
Центр мозаичного убранства находится в апсидной круглой нише, где изображён Христос Вседержитель, особый образ Мессии, вдохновленный стихом из Ветхого Завета, гласившим: «Небеса — престол мой, а земля — подножие ног моих «.
Христос Вседержитель, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, ниша апсиды
Христос изображён сидящим в центре на бирюзовом глобусе, подвешенном на основании скалы. У ног его текут четыре реки Рая, а на золотом фоне виднеются полосы красных и синих облаков. Внизу простирается зеленый луг с цветами и кустарниками. Иисус, согласно древней раннехристианской иконографии, изображён юным, на нём крестообразный нимб, в левой руке он держит свиток Закона Божия, а правой рукой вручает венец мученичества святому Виталию. С другой стороны — епископ Экклесий, инициировавший строительство церкви Сан-Витале, преподносящий Христу проект здания.
Юстиниан и Феодора
Самые известные мозаики, расположенные друг напротив друга на двух стенах снизу, изображают процессию императора Юстиниана и его жены, императрицы Феодоры, которые несут блюдо с хлебом и вином, направляясь к Христу Вседержителю в апсидной нише. Этой данью они выражают уважение Богу, от которого исходит их власть на земле. Несмотря на некую правдоподобность соматических черт (считается, что их лица были скопированы с портретов, присланных из Константинополя), Юстиниан и Феодора изображены фронтально, с головой, окруженной нимбом, и представлены в виде символических и абстрактных образов.
Юстиниан и его свита, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, левая стена апсиды
На панно рядом с Юстинианом изображены мужские фигуры, стоящие на газоне или, скорее всего, на зеленом ковре. В центре — император в белой тунике с золотой отделкой и пурпурной накидкой, прикреплённой к правому плечу круглой брошью из драгоценных камней и жемчуга. На голове у него диадема из золота, жемчуга и драгоценных камней, с двумя подвесками на каждой стороне.
Слева от него мы узнаем епископа Максимиана, благодаря эпиграфу, написанному у него над головой. Человек с бородой, справа от Юстиниана, вероятно,- Белисарий, завоевавший для него Италию.
Феодора и её свита, 532-547. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, правая стена апсиды
Феодора
В отличие от панно Юстиниана, в панно с Феодорой есть некоторые элементы интерьера, которые помещают сцену в более определенную среду: в верхнем правом углу видна трехцветная вуаль, слева дверь, частично закрытая занавеской, небольшой фонтан с рифленой колонной, а на заднем плане, в центре, ниша, украшенная «ракушкой». Поверх белой туники на королеве пурпурная мантия, украшенная внизу изображениями Волхвов. На голове у неё драгоценный головной убор из жемчуга с диадемой, также из жемчуга, золота и драгоценных камней. Две дамы слева от Феодоры — это жена и дочь Белисария.
Византийский стиль
В обеих сценах с Юстинианом и Феодорой все персонажи свиты мало отличаются друг от друга. Они изображены фронтально и выстроены в ряд на переднем плане в неестественном положении. Сцены предназначены для иллюстрации процессии, где свита должна стоять за императором и его женой. Фигуры персонажей лишены натуральности, без веса или массы тела, сплющенные, уложенные друг на друга как в открытой колоде карт. Особенно это заметно по ногам, которые, кажется, наступают одна на другую.
Юстиниан и его свита, 532-547, фрагмент. Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, левая стена апсиды
Те немногие элементы, которые пытаются контекстуализировать сцену, как в панно Феодоры, абсолютно условны. Понятно, что художника совершенно не интересовало правдоподобное воспроизведение действительности. Юстиниан и Феодора — это не просто изображения мужчины и женщины, а символические фигуры, неподвластные времени. Этими фигурами художник хотел выразить саму концепцию власти.
Принципы иконографии
В эпоху Юстиниана техника мозаики достигла уровня совершенства и стала незаменимым инструментом для украшения архитектуры и выражения новых доктринальных программ. Для византийской художественной культуры, по сути, образный цикл мозаики был не только драгоценным украшением для архитектуры, но и выражением философии в художественной форме.
Во всех византийских мозаиках, как и в иконах, фигуры теряют всякую телесную суть, а их окружение лишается пространства, в котором можно двигаться. Иконографические принципы византийского искусства возводят каждую фигуру в символ. Художественные каноны Византийского мира были не менее жесткими, чем моральные устои того времени: позы, одежда, пропорции и выражения фигур были строго установлены. У византийского художника, как и у египетского, не было возможности изобретать что-то новое.
Феодора и её свита, 532-547, фрагмент, Мозаика. Равенна, базилика Сан-Витале, правая стена апсиды
Джулио Карло Арган, один из величайших искусствоведов ХХ века, писал, что на идеологическом уровне «техника мозаики представляется идеально соответствующей мышлению того времени […]: техника мозаики — это метафора искупления — переход материала из матового состояния в прозрачное, светлое, духовное, космическое». В основе такого массового использования мозаики лежит фактически христианское представление о красоте. Глубоко отличаясь от классического идеала, христианская красота проистекает не из возвышения природы, а из преодоления физических границ тусклой и тёмной материи, которая будет приведена в духовное состояние с присущим ему свету и яркости.
Христианское пространство состоит прежде всего из света. Мерцающий золотой фон больших мозаичных поверхностей, символическая интерпретация божественного света, вдохновляет и восхищает верующих. Мозаика является возможностью сублимировать скучную и несовершенную материю. Поэтому византийские художники изначально выбирали такие драгоценные материалы, как золото например, которые лучше поддаются игре света, «преображаясь» сами в свет.
Базилика Сан-Витале — сокровище Равенны
Равенна — небольшой городок на севере Италии. За свою долгую историю город этот успел побывать столицей Западной Римской империи, остготского королевства, важным провинциальным центром Византийской империи, столицей королевства лангобардов. Императоры, короли, наместники — правители менялись, оставляя после себя дворцы, гробницы, мавзолеи и базилики.
Благодаря тому, что Равенна расположена в стороне от главных магистралей и стратегических объектов, войны, революции, бунты и другие потрясения пощадили город. Многое здесь сохранилось так, как было построено полторы тысячи лет назад. О городе писали великие поэты Байрон, Гессе, Уайльд и Блок. Их вдохновляла суровая атмосфера становления Европы на заре христианства.
Из длинного перечня всех достопримечательностей Равенны, базилика Сан-Витале заслуженно занимает особое положение. Именно этот храм привлекает сюда основную массу туристов.
Добраться до Равенны можно из близлежащих городов на автобусе или поезде. Регулярные автобусы и поезда ходят из Болоньи (1,5 часа в пути), Римини (1 час), Феррары (50 минут). Стоимость проезда в поезде или автобусе — около 5 евро, в зависимости от уровня комфортности. Из аэропорта Форли до Равенны каждый час ходит специальный автобус.
Почему же туристы так активно едут в базилику святого Виталия? Что там можно осмотреть? Как дорого стоит входной билет и в какое время доступ в храм открыт для путешественников? На эти и другие вопросы мы и постараемся ответить в этой статье.
История: кто такой святой Виталий и кто построил его церковь?
Варвары сумели разрушить Римскую империю, а вот с построением новых государств поначалу возникли сложности. Быстро сообразив, что именно христианство выступает главным объединителем народов, живущих на новых территориях, варварские короли переняли религию и множество полезных традиций. Вот и остготский король Теодорих решил оставить о себе добрую память в виде многочисленных храмов в своей столице Равенне.
К V веку Равенна уже имела столичный опыт. Последние императоры имели свои резиденции именно здесь, архитектурных образцов для подражания было предостаточно. Когда возник вопрос о том, в честь кого строить новый храм, появилась идея посвятить его святому из первых христиан, мощи которого хранились неподалеку. Это были мощи святого Виталия Миланского. Так принято считать. Дело в том, что святых с именем Виталий было несколько. Мощи какого из них находятся в базилике Сан-Витале достоверно не известно. Претендента два:
Что посмотреть в Сан-Витале?
Внешний вид самой сохранной базилики V века скромен, аскетичен и большинству будет не сильно интересен. Многоязычные гиды взахлеб рассказывают об архитектурных придумках, оригинальных решениях и революционных приёмах. Но рассказы эти изобилуют специальными терминами и понятиями, которые понятны только профессиональным строителям и архитекторам. Снаружи можно не задерживаться надолго — самое красивое и ценное находятся внутри.
Мозаики
Всякий входящий в базилику Сан-Витале цепенеет от нахлынувшего восхищения при виде мозаичных панно, арок, ниш и купола. Римские мастера хорошо понимали, что именно вогнутые пространства позволяют мозаичным картинам выглядеть наряднее всего. Разноцветные плитки смальты, из которых состоят картины, искрятся и блестят, создавая эффект объёмности изображения.
Именно мозаики базилики Сан-Витале привлекают сюда туристов со всего мира. Особого внимания достойны:
Не мозаики
Все приходят в базилику, чтобы своими глазами увидеть знаменитые мозаичные полотна храма. Но церковь знаменита и другими сокровищами, как духовными, так и художественными:
Правила посещения
Многие посетители базилики приходят сюда, чтобы поклониться святым мощам и молиться. При посещении Сан-Витале нужно придерживаться нескольких простых правил:
Фотографировать можно свободно, но нельзя использовать штатив и вспышку.
Как найти, сколько стоит, часы работы
Базилика святого Виталия находится недалеко от железнодорожного вокзала. Если вы прибыли в Равенну на поезде, вам остается следовать указателю с надписью «Basilica di San Vitale». Пройти придется около километра, но дорога не будет утомительной.
Отдельный билет для осмотра только базилики не продается. За 9,5 евро, кроме основной церкви, вы сможете дополнительно осмотреть ещё несколько городских достопримечательностей:
Сан-Витале работает без выходных, касса музея находится рядом с храмом, найти русскоязычного гида не проблема, его посоветуют в самой кассе. Стоит это не более 15 евро за 45-минутный тур по церкви.
Время работы — с 9 до 17:30 (март и октябрь), с 9:30 до 17:00 (с ноября по февраль), с 9 до 19 часов (с апреля по сентябрь).
Отзывы туристов
Мария, 34 года, Новгород:
«Не ожидала такого от маленького городка. Когда увидела базилику даже расстроилась. Но зайдя внутрь, просто ахнула в голос. Великолепие ослепляет! Задержались здесь с мужем на три дня — есть что посмотреть и кроме базилики, но самые сильные впечатления — здесь!»
Андрей, 26 лет, Петербург:
«В Сан-Витале пришли после обеда, когда жара нас окончательно доконала. А в церкви было прохладно. Это нам позволило всё спокойно осмотреть. Богатство мозаик поражает. Просто не оторваться. Вместе с нами здесь были паломники, красиво пели у саркофагов с мощами. Рекомендую посетить!»
Церковь Сан-Витале в Равенне — архитектура и символизм
Церковь Сан-Витале, расположенная на северо-западе Равенны, является замечательным примером поздней античной архитектуры. Строительство началось, когда Равенна еще находилась под властью остготов. Здание имеет византийский стиль и похоже на Церковь святых Сергия и Вакха, построенную примерно в то же время. Сначала церковь служила мартириумом Святого Виталия, покровителя Равенны. Затем храм стал частью бенедиктинского монастыря до 1860 года. В настоящее время это один из восьми раннехристианских памятников Равенны, которые были включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Храм построили во время правления Юстиниана (527-565), но точная дата неизвестна. Работа над церковью началась при епископе Экклезиусе (521-532) и финансировалась греческим оратором по имени Юлиан Аргентарий. Несмотря на то, что Равенна была толицей остготского королевства, византийское политическое влияние там росло. В конечном итоге управление было завоевано в 540 году. Церковь, однако, была освящена гораздо позже епископом Максимианом в 547 году.
Дизайн и отделка Сан-Витале находились под влиянием последних тенденций в Константинополе. Храм широко украшен мрамором с острова в окрестностях Константинополя, и отражает Константинопольские узоры, найденные у Сергия и Вакха. В Сан-Витале есть капители из расщепленной пальметты. Похожие капители впервые появились в церкви святого Полиевкта в Константинополе.
Сан-Витале был построен как мартириум Святого Виталия, а не как дворцовая часовня. Тем не менее, Карл Великий использовал Сан-Витале для модели часовни для своего дворца в Ахене в 8 веке. После завершения строительства храм стал частью замечательного комплекса зданий.
Архитектура церкви Сан-Витале в Равенне
Сан-Витале, в отличие от других церквей в Равенне, имеет поистине византийский дизайн. Купол имеет диаметр около 40 метров, а его восьмиугольный потолок имеет восемь внутренних опор. Двухэтажные, трехарочные полукруглые экседры между пирсами простираются наружу и окружены на двух уровнях амбулаторией и галереей второго этажа. Колонны на уровне галереи немного короче, чем на уровне земли, что подчеркивает ощущение вертикальности.
На его восьмой стороне находится арка, ведущая к искусно украшенному высокому сводчатому пресвитерию (Бема) и апсиде с круглым интерьером. По бокам апсиды расположены пары небольших комнат и круглые куполообразные часовни. Часовни использовались как мавзолеи и алтари. Часовня к югу от апсиды служила мавзолеем епископам Экклезиусу, Урсицину и Виктору.
Несмотря на сходство в дизайне с Константинополем, в Сан-Витале есть некоторые заметные различия. Все ниши Сан-Витале полукруглые, в то время как ниши Св. Сергий и Вакх имеют чередующийся прямоугольный и полукруглый дизайн. Пропорции Сан-Витале гораздо круче, чем у Сергия и Вакха.
Необычно, что купол храма сделан из полых терракотовых труб, вставленных друг в друга, а не из кирпичной кладки, типичной для Константинополя. Многие элементы Сан-Витале были импортированы из области Константинополя, включая мраморные колонны, капители и панели. Его кирпичная кладка похожа на византийскую кладку, с тонкими кирпичами, а не толстыми кирпичами, распространенными в северной Италии. Тени от декораций создают приятную тень, в то время как многочисленные двери и окна придают пространству ощущение открытости.
Реставрация храма в Равенне
Большая часть первоначального здания сохранилась, за исключением средневековых сводов, которые заменили деревянные потолки. Основные изменения были сделаны в сводах амбулатории и галереи. Крупная реставрация произошла в 16 веке. В 18 веке несколько часовен были пристроены к церкви. В середине 19 века были восстановлены мозаики. В начале 20-го века были проведены раскопки и церковь была реконструирована в ее предполагаемом первоначальном виде.
Дополнительные реставрационные работы включали в себя опускание тротуаров до их первоначального уровня и восстановление притвора. Под первоначальным полом церкви была найдена прямоугольная часовня. Полагают, что это и была оригинальная часовня – начало храма.
Актуальную информацию о билетах можно посмотреть здесь: ravennamosaici.it
Музей могут посетить бесплатно дети до 10 лет, граждане Равенны, инвалиды, священнослужители и солдаты. Журналисты должны заранее запросить бесплатный вход в религиозную оперу написав по адресу info@ravennamosaici.it
Транспорт до храма Сан-Витале
Базилика расположена в зоне контролируемого движения транспорта в центре города. Добраться можно любым транспортом: метро (линия 1), автобусная остановка (Пьяцца Баракка), автостоянка.