храм спас нерукотворный в москве
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово запись закреплена
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово запись закреплена
Помощница настоятеля Елена Александровна Гусарова 22 октября октября отметила день рождения. На воскресной Литургии отец Андрей поздравил именинницу с праздником, преподнеся икону Небесной Покровительницы.
Разумеешь ли, что читаешь? Как могу разуметь, если кто не наставит меня?
(Деян. 8, 30–31)
О необходимости обучения вере перед Крещением говорит правило 78 Шестого Вселенского Собора: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитерам»[Каноны, или Книга Правил. — СПб.: Изд. Общества святителя Василия Великого, 2000. С. 93]. Как видим, здесь требуется не просто обучение, но и своего рода сдача экзамена на знание веры.
Показать полностью.
Умирающего от болезни человека разрешалось крестить и без обучения, но после выздоровления требовалось изучение веры: «В болезни принявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучать веру и познавать, что Божественного дара сподобились»[ Каноны, или Книга Правил. — СПб.: Изд. Общества святителя Василия Великого, 2000. Правило 47 Лаодикийского Собора. С. 146.]
Принявшие Святое Крещение обязаны были продолжать научаться правильной христианской жизни, бороться со страстями и развивать добродетели: «Во Христа Крещением облекшиеся дали обет подражать во плоти житию Его… да, оставив прелесть и суету… к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, насколько возможно, к Богу приближаются, и внутреннего более, нежели внешнего, человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами; и да не носят в себе никакого остатка порочности, происшедшей от сопротивника. Если же кто вопреки сему правилу поступит, да будет отлучен»[ Каноны, или Книга Правил. — СПб.: Изд. Общества святителя Василия Великого, 2000. Правило 96 Шестого Вселенского Собора. С. 99.]
Как современному христианину изучать Евангелие и творения святых отцов. С.М.Масленников.
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово запись закреплена
Милостию Божией завершен проект по благоустройству иконостаса храма-часовни во имя Феодоровской иконы Божией Матери. В иконостас были помещены последние две рукописные иконы: Божией Матери Феодоровская и необычная икона Царственных Страстотерпцев.
https://spasperovo.ru/news/v-ikonostas-hrama-chasovni..
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово запись закреплена
Грехи, совершаемые после [Крещения], делаются вдвое и вчетверо тяжелее. Почему? Потому что, сподобившись чести, мы являемся неблагодарными и злыми. Поэтому-то купель [Крещения] нисколько не облегчает для нас наказания. Заметь: имел ли кто тяжкие грехи (до Крещения), совершил ли, например, убийство, или прелюбодеяние, или сделал что-нибудь другое, еще более тяжкое, – все это отпускается чрез купель Крещения.
Показать полностью. В самом деле, нет, подлинно нет никакого греха и нечестия, которое бы не уступило этому дару и не было его ниже, потому что это – божественная благодать. Но, если кто опять впал в прелюбодеяние и совершил убийство, то, хотя прежнее прелюбодеяние разрешено и то убийство отпущено и уже не воспоминается, так как «дары и призвание Божие непреложны» (Рим. 11:29), – тем не менее за эти грехи, совершенные после Крещения, мы подвергаемся такому же наказанию, как если бы и прежние были приняты во внимание, и даже гораздо большему. Это уже не просто грех, но грех двойной и тройной. А что за эти грехи (ожидает) большее осуждение – послушай, что говорит Павел: «Если отвергшийся закона Моисеева, при двух или трех свидетелях, без милосердия наказывается смертью, то сколь тягчайшему, думаете, наказанию повинен будет тот, кто попирает Сына Божия и не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен, и Духа благодати оскорбляет?» (Евр. 10:28, 29)
Итак, не дай Бог, чтобы мы подверглись столь великому несчастию – грешить после купели. Но, если бы и случилось что-нибудь подобное, то и при таких обстоятельствах не будем отчаиваться. Бог человеколюбив и предоставил нам много путей к получению прощения и после [крещения]. И как те, которые грешат после купели, по этой самой причине наказываются больше оглашенных, так и те, которые знают, что есть врачество покаяния и не хотят им воспользоваться, подвергнутся тягчайшему наказанию, потому что чем больше умножается человеколюбие Божие, тем больше усиливается и наказание, если мы должным образом не воспользуемся им/
Святитель Иоанн Златоуст Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста. Крещение
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово запись закреплена
Дорогие друзья, приглашаем 24 октября в паломническую поездку храм Святых Новомученников и Исповедников российских, памятник истории «Спецобъект Коммунарка».
В храме Святых Новомученников и Исповедников российских можно будет помолиться на молебне. Затем запланированы экскурсия по храму и музею «Спецобъект Коммунарка», просмотр фильма.
Показать полностью.
Запись на паломническую поездку у организатора Елены Ершовой. Телефон: 8-906-790-90-95.
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово запись закреплена
Друзья, давайте вместе сделаем доброе дело. Наши волонтеры вновь начали ездить по субботам на вокзалы, чтобы кормить, лечить, помогать. Но очень нужна помощь: делом, финансами, молитвой. Все подробности в материале.
https://spasperovo.ru/news/s-novymi-silami-nashi-volo..
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово запись закреплена
«Пресвятая Богородица продолжает любить нас, потому что Любовь Божией Матери бесконечна. Она является Матерью Бога, а Любовь – это имя Бога, мы знаем, что Любовь бесконечна».
Из проповеди иерея Андрея Бойчуна в праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
Папа где был?
– Папа ушел, не сошлись характерами.
Дедушка где был?
– У бабушки тоже дедушки не было, она решила, чем под властью мужа жить, лучше одна буду.
Вот она гордость в несколько поколений! И не могла эта гордость смиряться даже перед второй половиной мужского рода…
Показать полностью.
ПРЕЖДЕ СОЗДАН АДАМ, А ПОТОМ ЕВА
1Тим. 2, 13
«Предпочитает Апостол мужа жене, потому что тот первым создан: чтоб жена была ниже мужа, потому что она создана после мужа и из мужа» (Амвросиаст). «Он говорит как бы: мужеский пол наделен большим преимуществом, как прежде созданный. А в другом месте он ставит его еще выше, когда говорит: не создан бысть муж жены ради, но жена мужа ради (1 Кор. 11:9)» (святой Златоуст).
Святитель Феофан Затворник. Толкование на Апостольские послания.
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово запись закреплена
Священное Писание повсюду называет адские муки вечными: это учение постоянно проповедовалось и проповедуется святою Церковью. Господь наш Иисус Христос несколько раз в святом Евангелии подтвердил грозную истину. Предвозвещая отверженным грешникам общую участь с падшими ангелами, Он объявил, что скажет им на страшном суде Своем: «идите от Мене, проклятии, во огнь вечный, уготованный диаволу и ангелом его» (Мф. 25:41).
Показать полностью. По изречении окончательного определения на род человеческий, погибшие отойдут «в муку вечную» (Мф. 25:46).
Спаситель мира, предвозвещая ученикам Своим поприще мученичества, заповедал: «глаголю вам другом Своим: не убойтеся от убивающих тело и потом не могущих лишше что сотворити. Сказую же вам, кого убойтеся: убойтеся имущаго власть по убиении воврещи в дебрь огненную: ей, глаголю вам, Того убойтеся» (Лк. 12:4–5).
Только потому мы побеждаемся страстями нашими, что забываем о казнях, последующих за ними; только потому считаем тяжкими земные скорби, что не изучили мучений адских. Некоторый инок, подвижнической жизни, сказал святому старцу: «Душа моя желает смерти». Старец отвечал: «Ты так говоришь потому, что желаешь избежать скорбей, а не знаешь, что будущая скорбь несравненно жесточе здешней». Другой брат вопросил Старца: «Отчего я, живя в келлии моей, пребываю в небрежении?» Старец отвечал: «Потому, чтобы не узнал ни ожидаемого покоя, ни будущей муки. Если б ты знал их как должно, то терпел бы и не ослабевал и тогда, когда бы келлия твоя была полна червей и ты стоял в них по шею».
Святитель Игнатий (Брянчанинов) Слово о смерти
Ты все пишешь о своих скорбях – настоящих и грядущих. Что тебе сказать на это? Ответ дает Евангелие. Богочеловек свою скорбную жизнь окончил на Кресте после всяких издевательств и избиения. Разбойник благоразумный (образ грешащих и кающихся) окончил после тюрьмы жизнь на кресте. Разбойник погибший перешел в вечную муку тоже через мучения на кресте. Это образ всего человечества.
Показать полностью.
Есть свои духовные законы в мире нравственном, как и в видимом мире. Основной закон: Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Слышишь? Кто хочет вслед за Христом достичь Царствия Божия, должен с большим и длительным мучительством подавлять в себе все дурные проявления нашего ветхого человека и терпеть всякие скорби и болезни. Бесконечная премудрость Божия каждому человеку для его исцеления, и очищения, и спасения посылает свой крест в соответствии с его характером, и свойствами, и силами. Если мы без ропота несем свой крест, каемся в своих грехах, не оправдываем себя, то, подобно благоразумному разбойнику, войдем в Царствие Божие.
Если будем роптать, хулить людей и Бога – погибнем еще в больших мучениях, как злой разбойник, без надежды спасения, облегчающей скорби. Выбор в наших руках. Надо быть и нам благоразумными. Крест неизбежен для всех. Облегчим же его верой в Господа, борьбой с грехом, покаянием и прощением всем ближним, безропотным несением скорбей и молитвой ко Господу. Любовь Божия хочет спасения нашего и не допускает скорбей сверх наших сил и без крайней нужды. Скорби необходимы, но видеть их необходимость человек может только после значительного очищения себя покаянием и воздержанием от грехов и чтением Слова Божия.
Игумен Никон (Воробьев) Болезни и скорби. Из писем игумена Никона.
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово запись закреплена
Вместе с владыкой Пантелеимоном и нашими клириками Литургию в престольный праздник совершал протопресвитер Владимир Диваков. Он служит у престола Божия без малого шесть десятков лет, но при этом каждый раз, заходя в алтарь, он испытывает все те же чувства, что и много лет назад.
Святитель Игнатий (Брянчанинов). Понятие о ереси и расколе
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Перово запись закреплена
РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
Божия Матерь родилась от святых и праведных родителей, Иоакима и Анны, была единственным плодом их супружества, испрошена многими молитвами и слезами; родилась после продолжительного неплодства родителей, родилась, будучи предвозвещена родителям Ангелом, родилась, когда родители были уже в весьма преклонных летах.
Показать полностью.
Обстоятельства рождения Богоматери очень сходны с обстоятельствами рождения святого Иоанна Предтечи, описанными в первой главе Евангелия от Луки. Рождение Иоанна святая Православная Церковь воспевает так: «Восхвалим ныне Господня Предтечу, егоже священнику Елисавет роди, из ложесн неплодных, но не без семене. Христос бо един вместилище пройде непроходимо без семене. Иоанна неплоды роди, без мужа же сего не роди. Иисуса же, осенением Отца и Духа Божия, Дева роди чистая. Но бессеменномуявися от неплодове пророк и проповедник, вкупе и Предтеча» [Икос канона Предтечи]. Подобное этому Святая Церковь умствует и исповедует о Божией Матери. Неплодная и состарившаяся Анна родила Иоакиму дщерь, а Богу — Матерь, но родила не без семени: семя во утробу свою заимствовала от мужа, праведника и старца Иоакима.
Рожденная от святых супругов, Дева соделалась Богоизбранным и Богоосвященным сосудом, в который вселился Бог-Слово, в котором это Слово — Творец всего видимого и невидимого — благоволением Отца, при содействии Духа, послужило семенем при посредстве творческой силы Своей, вочеловечилось. Родившийся от Марии Богочеловек соделал Деву Матерью, а Матерь сохранил Девою. Бог и Творец Девы соделался Ее Сыном, пребывая Ее Богом и Творцом; соделавшись Ее Сыном, Он соделался Ее Искупителем и Спасителем.
Первый Адам без участия жены произвел жену; Приснодева без участия мужа зачала и родила Нового Адама.
При всем величии Божией Матери, Ее зачатие и рождение совершились по общему закону человечества; следовательно, общее исповедание рода человеческого о зачатии в беззакониях и рождении во грехе принадлежит и Богоматери. Произнесла смиренная и благодатная Мария это исповедание во услышание вселенной! Ощущая присутствие вожделенного Спасителя во утробе Своей, Она от действия духовной, благодатной радости произнесла исповедание в следующих чудных и достопримечательных словах: величит душа моя Господа и возрадовася дух мой о Бозе Спасе Моем: яко призре на смирение рабы Своея: се бо, от ныне ублажат Мявcu роди […величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды (Лк.1. 46.48.)].
Богоматерь исповедует пред всем человечеством в Евангелии, читаемом всеми человеками, что рожденный Ею Бог есть вместе и Ее Спаситель. Если же Бог есть Ее Спаситель, то Она зачата и рождена во грехе по общему закону падшего человечества. Бог — Творец и Ангелов и человеков: но Он — Спаситель одних человеков; относительно Ангелов, не подвергшихся падению, Он — Господь их, но не Искупитель и не Спаситель. Признание Бога разумною тварью Спасителем есть вместе признание этою тварью своей собственной погибели. Зачалась и родилась Дева Мария в погибели, в падении, в узах вечной смерти и греха, родилась в состоянии, общем всему человеческому роду. Рождение Ею Бога, Спасителя Ее и всех человеков, доставило Ей величие, превысшее величия безгрешных Ангелов, не вкусивших душевной смерти и не нуждавшихся в Спасителе.
Чистота и смирение были главнейшими Ее добродетелями. – Она занималась непрестанно богомыслием, молитвою, чтением и изучением Священного Писания. Она не только была непричастною всех смертных грехов, но и всякого дела и слова, явно противного Закону Божию, в котором Она воспитана, который Она изучила и постоянно изучала.
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве (Москва)
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Гирееве — православный храм Рождественского благочиния Московской городской епархии. Храм расположен в районе Новогиреево, Восточного административного округа города Москвы.
Содержание
История [ править ]
Гиреево известно с первой четверти XIV века. Усадебный каменный храм построен владелицей Гиреева княгиней А. П. Голицыной в 1714—1718 гг. Это довольно точное повторение Успенского храма, который был построен примерно за 30 лет до этого в вотчине её отца, селе Дурневе.
Храм был освящен патриаршим местоблюстителем митрополитом Стефаном (Яворским). Первыми церковнослужителями храма были священник Тимофей Аввакумов, диакон Стахий Трофимов и дьячок Алексей Григорьев, прослужившие до 1726 года.
С 1809 года храм становится приписным к церкви Рождества Иоанна Предтечи села Ивановского.
В начале XX века по просьбе жителей Новогиреева и благословению сщмч. Владимира Киевского — бывшего митрополитом Московским и Коломенским — получил статус приходского храма.
В мае 1922 года в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в гиреевский Спасский храм прибыла уездная комиссия, конфисковавшая небогатое церковное имущество: дарохранительницу, лампаду, блюдечко, ризы и обложки с Евангелий.
Весной 1941 года храм был закрыт. Престол был перенесен в Храм Рождества Иоанна Предтечи в селе Ивановское. С 1949 года здание находилось на балансе военной школы собаководства.
Спасский храм в Гиреево возвращён Русской Православной Церкви в 1989 году по личному приказу министра обороны СССР Д. Т. Язова. Настоятелем храма 17 ноября 1989 года Указом Святейшего Патриарха Пимена был назначен протоиерей Александр Дасаев. Богослужения в храме возобновлены 18 мая 1991 года.
Современное состояние [ править ]
При храме Спаса Нерукотворного Образа в Перово три года действует молодежная организация «Лик». В данной организации юноши и девушки от 16 лет собираются не только для общении между собой, но и для общения со священником, для помощи больным пациентам в клинической больнице № 70, инвалидам и детям сиротам. Помимо этого, в этой молодежной группе работает театральный и английский кружки, организовываются просветительские поездки не только по городу Москве и Московской области, но и по всей России.
На приходе с 2015 года ведется приходское консультирование. Каждую субботу и воскресенье, а также великие и двунадесятые праздники вы можете получить в нашем храме листовку с разъяснением Евангелия и апостольского чтения. В листовках рассказывается о содержании праздника, о святой воде, об исповеди, причащении, о поминовении усопших и других вопросах веры и христианской жизни. Приходской консультант с радостью готов обсудить с вами волнующие вас вопросы.
При храме открываются курсы повышения квалификации по программе «История православной культуры».
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 111558, г. Москва, Свободный проспект, дом 4-а, стр. 1
Храм спас нерукотворный в москве
Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм.
Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря.
Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.
Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.
Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.
Интерьер Спасского собора
Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище».
Андрей Рублев расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.
Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавляют притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.
Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие. В 1763–1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна. В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня.
Во время французского нашествия в 1812 году Спасский собор вновь пострадал – полностью обрушился верх. В том же году его начали восстанавливать, в 1813 году работы продолжились, было сделано новое завершение.
В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848–1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.
В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря – рака с мощами первых игуменов обители – преподобных Андроника и Саввы. В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы – неизвестно.
В середине ХХ столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов. Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д. Циперович) под руководством Л.А. Давида в 1959–1961 годах.
В начале 1990-х годов, после того как в Спасском соборе стали регулярно проводить богослужения, в нем сделали солею, иконостас, отопление, а главное – престол. В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью – образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В. Гусев, а живописные работы – О.Б. Павлов и А. Ремнев.
В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи. Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов. Возможно, в конце XIV – начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами.
При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором. Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части. В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас «с резьбою разнофигурною», о чем свидетельствовала «Главная опись Спасо-Андроникова монастыря».
После закрытия монастыря иконостас был разорен, большинство икон пропало. Когда в Спасском соборе возобновились богослужения, был установлен небольшой временный деревянный иконостас, без каких-либо украшений. Справа от Царских врат традиционно помещена храмовая икона – «Нерукотворный образ Спасителя», а также «Святая Троица» (выполнены настоятелем собора протоиереем Вячеславом Савиных). В левой части иконостаса находятся большие ростовые иконы русских святых – «Равноапостольная княгиня Ольга и князь Владимир», «Иноки-иконописцы преподобные Андрей Рублев и Даниил» (работа Владимира Сидельникова).