храм святителя николая канаш
Никольский кафедральный собор (Канаш)
Содержание
История [ править ]
Место для храма было отведено в полукилометре от станции. 27 июня 1901 г. был заложен первый камень под фундамент церкви. Благодаря стараниям членов комитета и прихожан храм построили к 20 ноябрю, а 25 ноября (8 декабря по н.ст.) состоялось его освящение. Из здания вокзала была торжественно перенесена Тихвинская икона Божией Матери. Храму Святителя Николая зодчий придал стройный вид, благодаря чему при незначительной высоте он выглядел величественно. Построенный на возвышенном месте, он с пятью главами и колокольней был виден более чем за 15 км.
В 1901 г. при церкви открылась церковно-приходская школа.
В довоенное время в голодные годы храм активно помогал голодающему населению Поволжья, так он выделил 109 золотых государству. Храм был деревянный до 1987 года, впоследствии расширили и выстроили каменный. Храм не закрывался работал и в годы смутного времени. На территории храма в 1989 году был построен еще один храм, в честь ап. Варнавы, где совершаются и служба и требы (венчание, отпевание и крещение).
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 429330, Чувашская Республика, г. Канаш, ул. Филатова, 2
13:17 Из истории церквей Канашского района
Церковь каменная, теплая, длина с колокольней 13,2 саж., наибольшая ширина 3,8 саж., высота до верхнего карниза 2,5 саж. На церкви две небольшие главки. Иконостас главного придела 3-ярусный, длина 3,2 саж., высота 2 саж.; иконостас второго придела 2-ярусный, длина 1,2 саж., высота 1,2 саж. Колокольня 3-ярусная, высота 9 саж.
Церковь каменная, длина с колокольней 13 саж., наибольшая ширина 3,7 саж., высота до карниза 2,3 саж. На церкви две главы. Иконостас 3-ярусный, длина 3,2 саж., высота 2,3 саж. Колокольня 4-ярусная, высота 9,3 саж.
Церковь деревянная, главный храм холодный, придел теплый, длина с колокольней 15 саж., наибольшая ширина 4 саж. 2,5 арш., высота до верхнего карниза 2 саж. На церкви одна глава. Иконостас главного храма: длина 4 саж. 1 арш., высота 3 саж. 1 арш. Колокольня 5-ярусная, высота 7 саж.
Церковь деревянная, теплая, длина с колокольней 16 саж., наибольшая ширина 9 саж., высота до верхнего карниза 8 саж. На церкви пять глав. Колокольня 4-ярусная, высота 9,5 саж.
Приходских поселений 8, штат причта: священник, диакон, псаломщик.
Церковь деревянная, теплая, длина с колокольней 14 саж., наибольшая ширина 5 саж., высота до верхнего карниза 3 саж. На церкви одна глава. Иконостас: длина 4 саж. 2 арш., высота 2 саж. 2 арш. Колокольня 3-ярусная, высота 7 саж. Приходских поселений 4, штат причта: священник и псаломщик.
Часовня при церкви, на месте бывшей церкви, деревянная, время постройки неизвестно, не сохранилась.
Часовня на кладбище, деревянная, время постройки неизвестно, не сохранилась.
Часовня при церкви, каменная, время постройки неизвестно, не сохранилась.
Часовня при церкви, деревянная, время постройки неизвестно, не сохранилась.
Церковь деревянная, главный храм холодный, придел теплый, длина с колокольней 14,5 саж., наибольшая ширина 5 саж., высота до верхнего карниза 2,5 саж. На церкви семь глав. Иконостас главного храма: длина 4 саж. 1 арш., высота 2 саж. 1,5 арш. Колокольня 4-ярусная, высота 7 саж. Приходских поселений 8, штат причта: священник, диакон, псаломщик.
Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святителя Николая Г.Канаш Чувашской Республики Канашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Проверить наличие сведений о банкротстве организации в Едином федеральном ресурсе сведений о банкротстве (ЕФРСБ)
Проверить на сегодня
Информации об участии Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святителя Николая Г.Канаш Чувашской Республики Канашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в тендерах не найдено. Данных об участии организации в арбитражных делах нет.
Надёжность
Выявлено 15 фактов об организации:
Связи
Актуальные Исторические Все
Выявлено 5 действующих и 1 ликвидированная связанная организация
Выявлена 1 действующая и 1 ликвидированная связанная организация
Выявлено 5 действующих и 1 ликвидированная связанная организация
Госзакупки
Сведения об участии Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святителя Николая Г.Канаш Чувашской Республики Канашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в госзакупках в качестве поставщика или заказчика по 44-ФЗ, 94-ФЗ и 223-ФЗ отсутствуют.
Судебные дела
Информация об участии организации в судебных делах отсутствует.
Проверки
Данных о проведении в отношении Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святителя Николая Г.Канаш Чувашской Республики Канашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) плановых и внеплановых проверок нет.
Филиалы и представительства
Сведения о филиалах и представительствах Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святителя Николая Г.Канаш Чувашской Республики Канашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) отсутствуют.
Последние изменения
Добавлена бухгалтерская отчетность за 2019 год.
Добавлена бухгалтерская отчетность за 2020 год.
Добавлена бухгалтерская отчетность за 2018 год.
Добавлена бухгалтерская отчетность за 2017 год.
Добавлена бухгалтерская отчетность за 2016 год.
Добавлены сведения об ИНН учредителя Михайлов Александр Михайлович : 212304554944
Добавлена бухгалтерская отчетность за 2015 год.
Адрес организации исключен из реестра ФНС Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами
Похожие организации
Похожие организации подбираются на основе совпадения основного вида деятельности и региона ведения бизнеса:
Учредители
Согласно данным ЕГРЮЛ учредителем Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святителя Николая Г.Канаш Чувашской Республики Канашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) является 1 физическое лицо:
Финансы
Это ваша компания?
Зарегистрируйтесь и получите возможность управлять отображением информации о Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святителя Николая Г.Канаш Чувашской Республики Канашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)
Долги
Информация об исполнительных производствах в отношении Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святителя Николая Г.Канаш Чувашской Республики Канашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) не найдена.
Лицензии
Сведения о лицензиях у организации отсутствуют.
Краткая справка
Основным видом деятельности является «Деятельность религиозных организаций». Организации МЕСТНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОСЛАВНЫЙ ПРИХОД ХРАМА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ Г.КАНАШ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ КАНАШСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ) присвоены ИНН 2123008042, ОГРН 1022100008622, ОКПО 24356210.
Телефон, адрес электронной почты, адрес официального сайта и другие контактные данные Местная Религиозная Организация Православный Приход Храма Святителя Николая Г.Канаш Чувашской Республики Канашской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) отсутствуют в ЕГРЮЛ и могут быть добавлены представителем организации.
Конфликт священников Никольской церкви в Канаше разделил прихожан на 2 лагеря
Примирять участников инцидента пришлось чувашскому митрополиту
Интернет-пользователи Чувашии сегодня активно обсуждали информацию о конфликте, возникшем между священниками и прихожанами Никольской церкви в Канаше. На видеозаписях, появившихся на форуме «На связи» можно увидеть, как между людьми и священниками, находящимися по разные стороны забора, происходила словесная перепалка, едва не переросшая в массовую драку.
По информации в интернете трудно было разобраться в причинах и сути конфликта. Поэтому «Правда ПФО» обратилась за комментариями в Чебоксарскую епархию. «Конфликт тлел постепенно. На воскресной проповеди священник канашской епархии отец Иосиф обвинил публично двух священников Никольской церкви в присвоении приходских денег. Это было болезненно воспринято прихожанами, потому что они хорошо знали этих батюшек. В итоге получилось так, что приход разделился на 2 противоположных лагеря. Конфликт достиг своего пика 24 марта. В этот день люди, поддержавшие обвиненных священников, отказались пускать на территорию церкви епископа Канашской епархии Стефана и его секретаря», — сообщил заведующий канцелярией Чебоксарской епархии протоиерей Сергий Пушков.
Вмешаться в инцидент пришлось митрополиту чувашскому Варнаве. Сегодня, 25 марта, прошло собрание, на котором были выслушаны обе стороны конфликта. Варнава призвал их к примирению. По словам Сергия Пушкова, обе стороны последовали этому совету. «Сейчас идет Великий пост, и позор нам, православным христианам, если мы будем делить церковь на своих и на чужих. Если мы, вместо того чтобы быть образцом для других людей, будем образцом для склок и ругани. Это в первую очередь ударяет по авторитету церкви. Участники конфликта осознали это. Лично епископ Стефан в присутствии митрополита попросил прощения у тех священников, которых он, возможно, обидел. Затем миряне и духовенство попросили друг у друга прощения. В итоге конфликт был исчерпан», — рассказал «Правде ПФО» отец Сергий. А что касается слухов по поводу снятия со своих постов обвиненных священников, в Чебоксаркой епархии заверили, что обе стороны конфликта продолжают нести службу.
Начальник отдела МВД РФ по городу Канашу Эдуард Николаев от комментариев по поводу произошедшего инцидента отказался, сославшись на то, что сейчас идет проверка.
Канашская епархия
Сообщество созданно по благословению Преосвященнейшего Стефана, епископа Канашского и Янтиковского.
Канашская епархия объединяет приходы и монастыри на территории Чувашской Республики.
Объединяет приходы в административных границах Канашского, Янтиковского, Комсомольского, Яльчикского, Урмарского, Козловского и Красноармейского районов Чувашской Республики.
В структуре Епархиального управления работают отделы и комиссии.
Средства массовой информации епархии включают в себя сайт епархии, газеты, телевизионные и радио программы.
Входит в состав Чувашской митрополии.
Образована решением Священного Синода от 4 октября 2012 г. (журнал № 91) путем выделения из состава Чебоксарской епархии. Включена в состав Чувашской митрополии.
Богослужение в кафедральном храме Святителя Николая города Канаш:
Вечернее Богослужение в 15:00.
Утренее Богослужение в 8:00.
Крещение, отпевание, венчание сразу после утреннего Богослужения, в указанном порядке.
По всем вопросам обращайтесь в сообщения сообщества или в канцелярию епархии по указанному номеру телефона.
Канашская епархия запись закреплена
О времени и месте совершения Божественной литургии.
архиепископ Аверкий (Таушев).
Литургия может быть совершаема во все дни года, кроме среды и пятка сырной седмицы, будничных дней св. Четыредесятницы и Великого пятка. В течение одного дня на одном престоле и одним священнослужителем литургия может быть совершена только однажды.
Показать полностью. По примеру Тайной Вечери, в апостольское время литургия начиналась обыкновенно вечером и продолжалась иногда за полночь (Деян. 20, 7), но со времени указа императора Траяна, запретившего ночные собрания всякого рода, христиане стали собираться для литургии перед рассветом. С 4 века было установлено совершать литургию днем, в предобеденное время, и, за исключением некоторых дней в году, не позже полудня.
Литургию не дозволяется совершать в часовнях, келиях, жилых домах, но она должна быть совершаема непременно в освященном храме (Лаодик. соб. пр. 58), где сооружен постоянный престол и где находится антиминс, освященный архиереем. Только в самых крайних случаях, когда нет освященного храма, и то лишь с особого разрешения архиерея, литургия может быть совершена в каком‑либо ином помещении, но непременно на антиминсе, освященном архиереем. Без антиминса совершение литургии недопустимо.
Канашская епархия запись закреплена
Димитрий (Тупта́ло), митрополит Ростовский и Ярославский, святитель (1651–1709).
Святитель Димитрий Ростовский (имя в Крещении — Даниил) родился в местечке Макарьеве (располагавшемся близ города Киева), в семье ратного сотника Тупталы Саввы Григорьевича, в декабре 1651 года.
Показать полностью.
Родители Даниила отличались твёрдостью веры и благочестием. С ранних лет они прививали сыну уважение к Божьему закону, преданность Церкви и Отечеству.
Ввиду частых отлучек отца, связанных с исполнением воинского долга, главную роль в воспитании Даниила играла мать. Впоследствии он неоднократно вспоминал о ней как о добродетельной дочери Церкви.
Желая дать сыну достойное образование, родители определили его в Киевское Братское училище (основанное стараниями митрополита Петра Могилы, это училище славилось по всей округе; впоследствии на его базе была сформирована Духовная академия).
В процессе обучения Даниил проявлял неординарные способности. Благодаря прирождённым способностям, прилежанию, целеустремленности он не раз становился объектом восхищения со стороны преподавателей и администрации. В процессе прохождения образовательного курса он овладел несколькими языками (греческим, латинским, польским, еврейским), усвоил правила риторики и поэтики, проникся учением богоносных отцов.
Наряду с теоретическими дисциплинами Даниил стремился впитать и усвоить практические навыки жизни во Христе. Шумным компаниям и увеселительным прогулкам в кругу сверстников он предпочитал тихое и безмолвное пребывание в храме, чтение назидательной литературы, умную молитву.
Когда в 1665 году польские завоеватели, овладев Киевом, подвергли пожару Братскую обитель и училище, Даниил вынужден был возвратиться в родительский дом. Вернувшись, он не забросил занятия, но с ещё большим душевным порывом предался самообразованию.
В этот период он регулярно участвовал в храмовом богослужении, изучал Книги Писания, внимал наставлениям пастырей. Постепенно, при содействии Божьем, он расположил своё сердце к монашеству.
На восемнадцатом году жизни, окончательно утвердившись в решимости посвятить себя Богу, Даниил испросил родительского благословения и отправился в Киевскую Кирилловскую обитель. Поступив в монастырь и пройдя искус послушанием, в 1668 году он принял постриг и получил новое имя: Димитрий.
Пламенная ревность в сочетании со смирением и уместною скромностью не осталась незамеченной: на следующий год Димитрий был возведен в иеродиакона.
Уподобляясь ангельскому служению и как монах, и как диакон, Димитрий стяжал среди братий ещё большую любовь.
В 1675 году архиепископ Лазарь (Баранович) возвёл его в сан иеромонаха. Разумея личные достоинства и духовные дарования отца Димитрия, архиепископ призвал его к себе и определил проповедовать при своей кафедре.
Пламенность проповедей молодого священника, ясность и доступность увещеваний обнаруживали в нём весьма ревностного и образованного пастыря, чуткого, близкого к людям. Вскоре о нём заговорили и на Украине, и в Литве.
Наставляя ближних в вопросах нравственного совершенствования, отец Димитрий был не менее внимателен и к себе.
В 1667 году он удостоился необычного сновидения, посредством которого Бог напомнил ему о необходимости более строгого исполнения монашеского и священнического долга. Этот сон он запомнил на всю жизнь.
Когда отец Димитрий, желая поклониться чудотворному образу Божьей Матери, посетил, с благословения начальства, Новодворскую обитель (располагавшуюся в Литовских пределах), Белорусский епископ Феодосий предложил ему отправиться в Слуцк и попросил его проповедовать в Братской Преображенской обители.
Отец Димитрий ответил согласием. В Братском монастыре он провёл более года. После кончины епископа Феодосия был вынужден вернуться на Украину.
При вмешательстве гетмана Самойловича поселился в Крутицкой Николаевской обители. Некоторые окрестные монастыри предлагали ему место игумена, но он всячески отстранялся от этого поста: во-первых, по смирению, а во-вторых, его удерживал гетман.
Игуменское служение
В 1681 году иеромонах Димитрий отправился с посланием от гетмана к архиепископу Лазарю Барановичу. Последний, встретив посланца, оказал ему радушный приём. Принимая в соображение личное ходатайство гетмана и учитывая желание братий Максаковского монастыря (Черниговская губерния), архиепископ возвёл иеромонаха Димирия в звание игумена этой обители.
На следующий год, по настоянию гетмана, с благословения владыки Лазаря отец Димитрий оставил Максаковский монастырь и возглавил Батуринскую Крутицкую обитель. Этой обителью он управлял один год и восемь месяцев, но затем, ища молитвенного уединения, отказался от руководства и ушёл на покой.
Некоторое время спустя архимандрит Варлаам, настоятель Киево-Печерской обители, пригласил отца Димитрия в Лавру, с тем, чтобы он осуществил давно задуманное им ответственное дело: составил Жития святых.
В 1684 году отец Димитрий, приняв приглашение, взялся за этот труд.
В 1685 году он удостоился двух Откровений, в рамках которых ему было указано, что святые благоволят к его деланию. Это подкрепило и вдохновило его на дальнейшую работу.
В 1686 году, по благословению митрополита Гедеона, отец Димитрий возглавил Батуринский Николаевский монастырь. Управляя делами обители, он продолжал писать Жития. Вскоре в печать вышла первая часть произведения.
Через какое-то время, дабы не отвлекаться от писательства, он перешёл из настоятельских покоев в скромную келью, а затем, отказавшись от руководства братией, перебрался в Киев.
Здесь его нашёл Черниговский архиепископ Феодосий и ввиду личных соображений воздвиг его в сан архимандрита, поставил руководить Петропавловской обителью (находившейся недалеко от города Глухова).
Вскоре, по распоряжению митрополита Варлаама, отец Димитрий был переведён в Киевскую Троице-Кириллову обитель, но и здесь оставался недолго.
По истечении пяти месяцев его посвятили в архимандрита и назначили настоятелем Елецкого Черниговского монастыря. Кроме того, под его руководство перешёл Глуховский монастырь.
Через два с лишним года последовало новое назначение: в Новгород, в Северскую обитель Всемилостивого Спаса.
В 1700 году царь Петр I обратился к Киевскому митрополиту с пожеланием найти на Сибирскую кафедру человека праведной жизни, способного стать просветителем язычников. После того как выбор пал на архимандрита Димитрия, тот был вызван в Москву, где и встретился с государем.
В 1701-м году, через полтора месяца по приезде, святой Димитрий был посвящен в митрополита Тобольского и Иркутского.
Тут же отправиться на свою кафедру святитель не смог. В результате бесконечных скитаний его здоровье было подорвано. Кроме того, сознавая, что в далёкой Сибири ему едва ли удастся закончить составление Житий, он впал в глубокую скорбь, а затем слёг. Узнав о случившемся, самодержец почтил святого Димитрия посещением и распорядился не отъезжать из Москвы, но ожидать места в одной из более близких епархий.
Пребывание в Москве длилось около года. За это время святитель приобрел уважение ряда влиятельных персон, ознакомился с сутью государственных реформ.
К этому сроку почил Ростовский митрополит Иоасаф, и владыка Димитрий был поставлен на осиротевшую кафедру. Сибирскую же кафедру возглавил владыка Филофей Лещинский.
В марте 1702 года святитель Димитрий прибыл в Ростов и расположился в Яковлевской обители. В монастырском храме он обозначил место для своего будущего погребения.
Знакомясь с положением дел, вскоре он обнаружил, что среди местного духовенства встречается немало безответственных, невежественных священнослужителей. Нормализации этой ситуации святитель посвятил немало времени и сил.
В целях улучшения подготовки будущих иереев, он организовал на собственные средства училище. Это училище располагалось при его покоях. Оно включало в себя три образовательных класса. Владыка зорко следил за тем, как осуществляется учебный процесс. Вместе с тем он следил за нравственным воспитанием учеников: требовал от них регулярного посещения храмовых служб, сам совершал торжественные богослужения, сам наставлял их словом и примером.
Наряду с этим святитель Димитрий трудился над преодолением расколов, боролся с мракобесием и народными суевериями.
Несмотря на загруженность работой по управлению кафедрой, в этот период он закончил писать Жития святых.
В 1705-м году Димитрий Ростовский отбыл по вызову в Москву. В этот период основным видом его деятельности было просветительство, проповедь, борьба с сектантскими движениями.
В 1707 году он возвратился в епархию. К этому времени его здоровье значительно ухудшилось, однако он не отстранился от пастырских обязанностей и продолжал заниматься на поприще литературного творчества.
За три дня до преставления Димитрий Ростовский отслужил службу, посвященную памяти святого Димитрия Солунского, но на проповедь сил уже не хватило. Последующее время он пребывал в состоянии сильного физического измождения.
Пред самой кончиной его посетили певчие и исполнили составленные им духовные песнопения. Затем он их отпустил и закрылся. Наутро, 28 октября 1709 года, его обнаружили стоящим на коленях в молельном положении, но уже бездыханным.
Канашская епархия запись закреплена
Мученик Не́стор Солунский (Фессалоникийский).
Юноша Нестор был учеником святого Димитрия Солунского, приходивший в тюрьму слушать его наставления. По случаю императорского прибытия в Солуни происходили гладиаторские игры. Некий германец Лий, любимый силач императора, одолевал всех и сбрасывал с помоста на острые копья. Нестор, видя, как Лий убивал христиан, решился вступить в борьбу с ним и пошел к Димитрию в темницу просить его молитвы и благословения. Святый осенил его крестным знамением и сказал: «Лия победишь и сам постраждешь за Христа!» Укрепленный всемогущей силой Божией, юноша-христианин, к посрамлению язычников, победил Лия и сбросил его с помоста на копья. Взбешенный император, узнав, что Нестор – христианин и ученик святого Димитрия, повелел немедленно казнить святого, который был тотчас обезглавлен.
Канашская епархия запись закреплена
В день памяти великомученика Димитрия Солунского епископ Стефан совершил Божественную литургию в храме Святой Троицы с. Вторая Высоковка Канашского района.
8 ноября 2021 года, в седмицу 21-ю по Пятидесятнице, в день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, Преосвященнейший Стефан епископ Канашский и Янтиковский совершил Божественную литургию в храме Святой Троицы с. Вторая Высоковка Канашского района.
Показать полностью.
Его Преосвященству сослужили духовник Канашской епархии настоятель храма Архангела Михаила с. Янтиково Янтиковского района протоиерей Георгий Петров, благочинный II округа Янтиковского района настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Канаш протоиерей Александр Ермолаев, настоятель храма протоиерей Александр Алексеев, заведующий канцелярией Канашской епархии иерей Виталий Ушков, духовенство благочинного округа.
На сугубой ектении были возглашены прошения возносимые во время распространения вредоносного поветрия, по сугубой ектении совершена молитва во время распространения вредоносного поветрия чтомая.
Проповедь после запричастного стиха произнес иерей Виталий Ушков.
По отпусте было совершено славление перед образом великомученика Димитрия Солунского.
По окончании богослужения Преосвященнейший владыка Стефан поздравил собравшихся в храме верующих с праздником и обратился к ним со словом проповеди, в которой рассказал о мученическом подвиге святого великомученика Димитрия Солунского.
Накануне вечером Архипастырь молился за уставным богослужением в храме святителя Николая г. Канаш.
Канашская епархия запись закреплена
архиепископ Аверкий (Таушев).
Божественная литургия, на которой совершается Таинство Причащения Тела и Крови Христовых, ведет свое начало от последней Тайной Вечери Господа Иисуса Христа с Его учениками, накануне Его крестных страданий за спасение мира.
Показать полностью. Таинство Причащения было установлено Самим Господом Иисусом Христом, как об этом согласно повествуют все четыре Евангелиста Матфей, Марк, Лука и Иоанн, а также и св. Апостол Павел в своем послании к Коринфянам (1Кор. 11, 23–32). Взяв хлеб, благословив и преломив, и давая его ученикам, Господь сказал: «Приимите, ядите: сие есть тело мое», а потом, подавая чашу с вином, воздав хвалу Богу, сказал: «Пийте от нея вси: сия бо есть кровь моя новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов» (Матф. 26, 26–28; Мк. 14, 22–24 и Лук. 22, 19–20). Св. Евангелист Иоанн, опуская по обычаю то, что рассказано первыми тремя Евангелистами, раскрывает нам подробно учение Самого Господа Иисуса Христа о необходимости причащения Его Тела и Крови для вечной жизни (Иоан. 6, 39–48). А св. апостол Павел в 1 послании к Коринфянам (1Кор. 11, 24) добавляет к этому еще заповедь Господа: «Сие творите в мое воспоминание», и объясняет значение таинства, как постоянное напоминание о спасительной смерти Господа, указывая вместе с тем необходимость благоговейной подготовки для достойного принятия этого великого таинства.
Проф. Н. В. Покровский подчеркивает, что «Литургия составляет средоточие всего христианского богослужения: к ней примыкают церковные службы, не только рядовые, но даже и вне-рядовые; первые как вечерня, повечерие, полунощница, утреня и часы составляют как бы приготовление к ней, вторые как таинства и другие службы совершаются или по крайней мере в древности совершались, в связи с литургиею. Крещение в древности сопровождалось причащением новокрещенного на литургии, которая следовала тотчас за совершением крещения; миропомазание соединено было с крещением, следовательно вместе и с литургиею. Покаяние совершалось на литургии, когда читались над кающимся особые молитвы; священство еще доселе совершается на литургии; брак в древности сопровождался причащением и даже некоторое время совершался во время литургии и потому с течением времени удержал в своем составе некоторые элементы литургии (от «Отче наш» до конца); елеосвящение сопровождалось причащением. Такое важное значение литургии в общем составе христианского богослужения объясняется ее высокою важностию по существу и установлением ее непосредственно Самим Спасителем, как это известно из Евангелий и Посланий Апостольских».
Уже первые христиане переживали воспроизведение этой прощальной вечери Господа, как величайшую святыню. Так древний памятник конца I века «Учение 12 Апостолов» заповедует: «Никто да не ест и да не пьет от вашей Евхаристии, кроме крещенных во имя Господне. Ибо относительно сего сказал Господь: не давайте святыни псам». Священномученик Игнатий Богоносец пишет в своих посланиях: к Ефес. гл. 13 «Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога» (Посл. к Ефес. гл. 13). А в посл. к Филадельф. гл. 4, сказано: «Старайтесь иметь одну Евхаристию; ибо одна плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в единении крови Его один жертвенник, как и один епископ с пресвитерством и диаконами, сослужителями моими, дабы все, что делаете, делали вы о Боге». Св. муч. Иустин Философ в середине 2 века пишет: «Пища сия называется у нас Евхаристией, и никому нельзя приобщаться ее, как только тому, кто верит в истинность того, что мы учим, и кто омылся банею водною ради оставления грехов и возрождения, и кто так живет, как Христос заповедал. Ибо мы принимаем сие не как простой хлеб или простое вино. Но подобно тому, как по Слову Божию, Иисус Христос наш плоть бысть и восприял плоть и кровь ради нашего спасения так точно и пища, что становится Евхаристией чрез слово молитвы, которая восходит к Нему, есть плоть и кровь воплотившегося Иисуса, сему нас учили».
Из книги Деяний Апостольских видно, что Апостолы, по сошествии на них Св. Духа, ежедневно собирались с иерусалимскими верующими для совершения таинства св. Причащения, которое она называет «преломлением хлеба» (Деян. 2:42–46). Конечно, в самом начале не было такого строго установленного чина, какова наша современная литургия, но несомненно, что уже в апостольские времена был установлен определенный порядок и форма этого священнодействия. Древнейший дошедший до нас чин литургии ведет свое начало от первого епископа иерусалимского св. Апостола Иакова, брата Господня. Апостолы и первые пастыри Церкви передавали чин литургии своим преемникам устно из предосторожности, чтобы не обнаружить Таин своего богослужения перед язычниками, которые гнали христиан, и чтобы не подвергнуть святое таинство осмеянию ими.
В древности, в разных поместных Церквах, были свои чины литургий. Для того чтобы иметь представление о древних литургиях, для примера приведем краткое описание, приводимое проф. Н. В. Покровским, в его «Лекциях по Литургике» – Литургия Постановлений Апостольских.
«В Постановлениях Апостольских чин древней литургии изложен два раза во 2 и 7 книгах: в первой из них излагается лишь порядок или схема, во второй самое чинопоследование с подробным текстом молитв. Так как Постановления Апостольские представляют собою сборник, хотя имеющий очень древнюю основу, но составленный не вдруг в своем окончательном виде, то весьма возможно, что названные два чина литургии вошли в состав их из двух различных источников: в одном списке, бывшем под руками составителя, находилось краткое изложение литургии в связи с изложением прав и обязанностей епископов, пресвитеров и диаконов, в другом пространное, в ином уже контексте. Общий строй литургии там и здесь одинаков и напоминает собою литургии древнейшего типа, но не западные, а восточные… но (они) выражают собою характер литургий антиохийских… В 67-ой главе 2 книги после общего описания… неизвестный автор говорит о чтении Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Чтения из Ветхого Завета сопровождаются пением псалмов Давида с подпеванием народа. После чтений из Нового Завета начинаются проповеди пресвитеров и епископа; между тем, как диакона, привратники и диаконисы строго наблюдают за порядком в церкви. После проповедей, которые слушались сидя, все встают и, обратившись к востоку, по выходе оглашенных и кающихся, молятся Богу. Потом одни из диаконов приготовляют евхаристические дары; один же диакон, стоя подле архиерея, говорит народу: да никто против кого‑либо, да никто в лицемерии; засим следует братское лобзание мужчин с мужчинами, женщин с женщинами, молитва диакона о церкви, всем мире и начальствующих; благословение епископа, возношение евхаристии и наконец причащение. Общие составные элементы литургии здесь те же самые, что и в других литургиях, и в частности напоминают во многом древний порядок литургии, изложенный в первой апологии Иустина Мученика. Элементы эти суть: чтение Св. Писания Ветхого и Нового Завета, антифонное пение псалмов, проповедь, братское лобзание, молитвы, возношение даров и причащение…».
Итак, только в IV веке, когда Христианство в Римской империи восторжествовало над язычеством, чин апостольской литургии, хранившийся дотоле в устном предании, был заключен в письмена. Как замечает архимандрит Гавриил, «что св. Прокл в его трактате о литургии пишет, что апостолы и их преемники совершали божественную службу весьма пространно, желая выразить в Евхаристии все дело нашего искупления и спасения. Им хотелось вспомянуть при Евхаристии о всем и ничего не опустить из благодеяний Божиих или из нужд христиан. Отсюда в литургии явилось множество молитв, и очень длинных: но в последующие времена христиане, охладев в благочестии, не стали приходить к слушанию литургии по причине долговременного ее продолжения. Св. Василий Великий, снисходя сей слабости человеческой, сократил оную, а св. Иоанн Златоуст в свое время и по той же причине еще более сократил ее. Кроме этого побуждения, заставившего св. Василия Великого и св. Иоанна Златоустого сократить литургические формы богослужения и предать их образ совершения письменно, было то обстоятельство, что неблагонамеренность и ложные начала лжеучителей могли искажать самое содержание молитв и запутывать состав и порядок отправления литургии, вследствие свободы в деле образования богослужения. Далее, при передаче образа совершения литургии из уст в уста, из века в век могли невольно произойти многие разности в форме молитв и обрядов, хотя несущественные, могли явиться в каждой церкви прибавления и убавления в порядке совершения литургии, по усмотрению предстоятелей ее» (эту мысль высказал св. Киприан Карфагенский на Соборе в 258 г.)25.
Таким образом, это было сделано для упорядочения богослужения и для единообразия совершения литургии. Сделал это сначала св. Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, который несколько упростил и сократил палестинско-сирийскую литургию, носившую имя св. апостола Иакова, а затем немного позднее вторично переработал чин литургии св. Иоанн Златоуст, в бытность свою архиепископом Константинопольским. Авторитет великих вселенских учителей и святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого содействовал распространению этих двух литургий по всему миру среди христиан, принявших веру Христову от греков. За этими литургиями, которые, выражаясь по-современному, были редактированы сими святителями, сохранились их имена. Сама иерусалимская Церковь приняла в свое постоянное употребление обе эти литургии еще в VII веке. Они дошли и до нашего времени и совершаются и поныне на всем православном Востоке, лишь с очень немногими изменениями и добавлениями.