храм святителя тихона в люблино сайт
ДУХОВЕНСТВО ХРАМА
1. Дорожная больница им. Семашко | ||
Проводятся молебны, исповедь, причастие, крещение, православные беседы | ||
Ответственный: прот. Виктор Шкабурин | ||
Помощник: иерей Иоанн Коваль |
2. Психиатрическая больница № 13 | ||
Проводятся молебны, исповедь, причастие, крещение, православные беседы | ||
Ответственный: иерей Иоанн Коваль |
3.Пансионат № 17 для ветеранов войны и труда | ||
Проводятся молебны, исповедь, причастие, крещение, православные беседы, показ видеофильмов, концерты | ||
Ответственный: иерей Иоанн Коваль |
Добровольческая группа прихожан храма
При храме работает также добровольческая группа прихожан в составе 8 человек, оказывающая помощь больным и престарелым людям.
Помощь оказывается в следующей форме:
Если вы больны или нуждаетесь в указанных видах помощи и проживаете в районе Люблино, обращайтесь к нам, мы, по возможности, Вам поможем.
Статьи и интервью
Мастер-класс маэстро Курентзиса в Рахманиновском зале Московской консерватории был посвящён особенностям оперно-симфонического дирижирования. Как сказал Теодор во вступительном слове, если у нас и учат дирижированию оркестром, то уж работе с певцами обычно не уделяют должного внимания. Этот-то пробел в течение 4х часов и постарался восполнить маэстро.
Этими словами нашего великого поэта можно передать впечатление от вдохновенного исполнения маэстро Курентзисом и его верными соратниками по musicAeterna произведений П.И.Чайковского, прозвучавших в одноимённом концертном зале 6 февраля сего года.
Чтобы идти правильным путём, не сбиваясь с дороги, нужно ясно представлять цель, к которой мы стремимся. Главная цель обучения в нашей православной гимназии – это не только овладение профессиональными знаниями и навыками регента или певчего, и даже не развитие музыкального вкуса и расширение эстетического кругозора для выбравших иную сферу приложения своих талантов.
В последнюю субботу ушедшего года маэстро Курентзис преподнёс своим слушателям необычный новогодний подарок. Не уверен, что кто-либо из известных исполнителей рискнул бы в предпраздничной суете попытаться собрать полный зал на ночной концерт после трудового дня в рабочую субботу, учитывая проблему ночного перерыва в метро и прочем общественном транспорте.
Передача «Канон» от 22.12.2018 и 29.12.2018
Перефразируя изречение Спасителя, можно сказать, что вечером 24 ноября – в день памяти преп. Феодора Студита (тёзки нашего маэстро) от избытка «доброго сокровища сердца» Теодора на слушателей Большого зала московской консерватории излились прекрасные звуки вокально-симфонической музыки Малера.
Начало первого весеннего месяца порадовало нас необычным концертом в Большом зале московской консерватории. Необычность его была и в том, что программа концерта до самого его начала держалась в секрете, и в том, что Курентзис выступал не со своим прославленным коллективом и не с какими-то именитыми профессионалами, а с консерваторским студенческим оркестром.
10 марта 2018 года исполнилась моя заветная мечта: мне посчастливилось побывать на мастер-классе моего любимого дирижёра – маэстро Курентзиса. По моей интернетской отсталости я, к глубокому моему сожалению, слишком поздно узнаю о проходящих в Москве встречах и репетициях маэстро, да, вероятно, не на все из них смог бы попасть, если б даже и знал о них заранее. А тут выпало удобное время между службами, и сам маэстро накануне любезно предоставил мне пригласительный билет в переполненный Рахманиновский зал.
Откровенно говоря, я не причисляю себя к тонким ценителям и горячим поклонникам современной музыки. И на концерт 8 февраля в БЗК я шел с изрядной долей опасения, что анонсированные московские премьеры вызовут у меня реакцию отторжения или – в лучшем случае – оставят меня совершенно равнодушным.
Уважаемые коллеги, дорогие братья и сестры!
Наконец-то и в Москве мы дождались исполнения Курентзисом 7-ой симфонии Шостаковича. Маэстро не обманул наших ожиданий и открыл в этой, давно уже ставшей хрестоматийной музыке, новую глубину. Его интерпретация выходит далеко за пределы иллюстрирования противостояния фашистского нашествия и стойкости ленинградцев в годы Великой Отечественной Войны. Известно, что композитор еще до её начала начал писать эту симфонию, а уже потом, заканчивая партитуру в блокадном Ленинграде, вложил в нее всем теперь известную программу.
Накануне празднования памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского 25 ноября 2017 года в Большом зале Московской консерватории состоялся ночной концерт оркестра «musicAeterna» под руководством прославленного дирижёра Теодора Курентзиса. Благодаря тому, что концерт этот начинался довольно поздно, после 21 часа, православным ценителям творчества Г.Малера и А.Берга удалось попасть на него по окончании Всенощного бдения. В ушах ещё звучала похвала златоустому проповеднику 4 века, «восприявшему от Небес Божественную благодать и учившему всех покланятися в Троице Единому Богу» (кондак святителя).
Накануне Рождества прсвт. Богородицы мне посчастливилось побывать в храме в честь Её Зачатия на концерте, где всё было необычно. Вместо освещённой сцены – подкупольное пространство готического собора, погружённого в полумрак. Вместо ожидаемой программы (в первой части – старинной, а во второй – современной музыки) – некое единое действо, охватывающее вперемешку шедевры от 12-го до 21-го века. При этом не создавалось впечатления стилистической пестроты, а – наоборот – возникало ощущение, что истинная музыка во все времена говорит об «едином на потребу» (Лк. Х, 42): о вечности, о красоте, о любви!
Должен признаться, что о Курентзисе я узнал совсем недавно – весной этого-2017- года. Конечно, краем уха я и раньше слышал его имя, мелькавшее в СМИ, но, честно говоря, думал, что это какой-то очередной модный литовский режиссер.
И вот, случайно набредя ночью 25 марта на программу Ирины Никитиной «Энигма» (по т/к «Культура»), я услышал его глубокие размышления об искусстве и жизни, а главное – увидел фрагменты его выступлений и репетиций с оркестром musicАеterna.
Богослужебное исполнение кантаты итальянского композитора Д. Перголези «Stabat Mater». В переводе с латинского «Стояла мать скорбящая у Креста, плача», которая посвящена плачу Богородицы над своим божественным Сыном Иисусом Христом.
На текст Якоба Бенедикта 13 век. Стихотворный перевод с латыни прот. Виктора Шкабурина.
19 августа Русская Православная Церковь празднует Преображение Господне – одно из самых таинственных новозаветных событий.
В поисках литературы по сравнительному богословию, которую, к сожалению, нечасто встретишь в наших православных магазинах, мне пришлось заглянуть в обычный – книжный. Среди многочисленных апологетических изданий по буддизму, даосизму, ламаизму, исламу и иудаизму мне хотелось отыскать современное исследование, которое, не отдавая явного предпочтения ни одной из религий, произвело бы сравнительный анализ наиболее распространенных из них.
– Говоря о современных мировых религиях, нам стоит поближе познакомиться, кроме христианства, преобладающего в современном мире, ещё и с буддизмом и с исламом.
– А разве иудаизм, с его Ветхим заветом, ставшим основой для христианства и для ислама, разве он не стоит рассмотрения?
Храм святителя тихона в люблино сайт
НАШ НАСТОЯТЕЛЬ
Интервью с настоятелем нашего храма протоиереем Виктором Шкабуриным
Каждые выходные дни мы приходим в наш храм, двери которого ежедневно гостеприимно открыты для всех. Лик Спасителя ласково смотрит, встречая нас у входа. Атмосфера храма – особая: здесь красиво, уютно, всё продумано, здесь чувствуется любовь и забота. И прежде всего в этом заслуга настоятеля храма – о. Виктора Шкабурина. Когда видишь его идущего навстречу и радушно улыбающегося, подходишь под благословение, встречаешь его ласковый взгляд – хочется возвращаться сюда снова и снова. Не секрет, как сложно пастырское служение, сколько дел и забот на его плечах! Но Господь рядом. Хочется побольше узнать о нашем настоятеле, и вот несколько вопросов, которые прихожане попросили задать батюшке нашу сестру Ирину Рагимову.
Прот. В.:— Прежде всего замечу, что мне не совсем удобно говорить о себе, выставляя себя каким-то образцом или примером для подражания. В православной традиции (в отличие, скажем, от протестантской) не принято иллюстрировать проповедь примерами из собственной жизни. Гораздо этичнее ссылаться на житие и высказывания святых отцов. Иначе не избежать гордости, самодовольства или же другой крайности – показного самоуничижения. Помните стихи Пастернака: «Быть знаменитым некрасиво»?
Прот. В.:— Ну что ж! Видимо, придётся пройти через это «искушение». Пытайте, спрашивайте, что вас интересует.
Прот. В.:— Раннее детство я провёл в южных российских степях. Родился я в селе Левокумском Ставропольского края. Предки мои были хлеборобами и виноделами.
Прот. В.:— Но мои родители были уже сельскими интеллигентами в первом поколении: отец – Иван Никитович – после окончания ставропольского музучилища заведовал местным клубом, а мама – Анна Ивановна – была сельской учительницей. Впоследствии папу отправили открывать музыкальную школу в кубанской станице Баталпашинской (позже переименованной в город Черкесск), где он и проработал до пенсии преподавателем баяна, а мама стала воспитательницей в детском саду.
Прот. В.:— К сожалению, советская интеллигенция (тем более – первого поколения) воспитывалась в духе атеизма. Поэтому никаких разговоров о вере и о Боге у нас в семье не велось, хотя родители не препятствовали бабушке не только молиться, но и крестить своих четверых внуков, которых каждое лето отправляли к бабушке Моте в Левокумку. Помню с детства сладковатый вкус Причастия в праздник Преображения. Ярко запечатлелся знойный летний день и два ряда от ворот до входа в храм, сплошь уставленные яблоками, виноградом, арбузами, которыми все друг друга угощали. Однако и бабушка (видимо по договорённости с родителями) не заводила с нами речи о Боге. Хотя у неё были в красном углу под расшитыми рушниками святые иконы Спасителя и Божией Матери, а под ними на столике лежало старинное Евангелие.
Прот. В.:— Тогда других не было. Помню, что едва научившись разбирать буквы, я пытался читать первые страницы, но «застревал» уже в самом начале евангелия от Матфея на родословии Спасителя.
Прот. В.:— Мой папа, царствие ему небесное, сам прошедший нелёгкий путь от самоучки – первого сельского гармониста – до преподавателя баяна, знал цену хорошему профессиональному образованию и с 4-х лет начал обучать меня игре на скрипке и фортепиано.
Прот. В.:— Нет, кроме баяна он в муз. училище освоил ещё и трубу и до конца своих дней любил «дуть» в неё. Но скрипка была его любимым инструментом. И его заветной мечтой сделать своих сыновей скрипачами.
Прот. В.:— Я – нет. Но мой младший брат Владимир окончил Саратовскую консерваторию, стал лауреатом международного конкурса и заслуженным артистом Кубани и много лет является концертмейстером Краснодарского симфонического оркестра «Премьера», а его жена Людмила – концертмейстер вторых скрипок в том же оркестре. Так что на склоне лет папа, как и мечтал, мог услаждать свой слух скрипичной игрой своих детей.
Прот. В.:— Как ни удивительно! Всем четверым мама с папой дали высшее музыкальное образование. Младший брат – фаготист в том же оркестре, а сестрёнка пошла по моим стопам: преподавала в музыкальной школе, руководила школьным хором, стала заслуженным учителем, а сейчас поёт на клиросе в храме г. Невинномысска.
Прот. В.:— Благодаря старанию родителей, я был принят в Московское хоровое училище и пел в замечательном хоре мальчиков, которым в то время руководил Александр Васильевич Свешников, имя которого сейчас носит это училище. Отличительной особенностью обучения в училище было то, что московский хор мальчиков был не только учебный, но и концертирующий коллектив, выступавший на лучших столичных сценах. Более того, в качестве единственного профессионального детского хора нас привлекали к симфоническим постановкам кантатно-ораториального жанра, где было необходимо участие хора мальчиков. Благодаря этому, мне посчастливилось в составе хора творчески сотрудничать со многими композиторами и дирижёрами, российскими и зарубежными.
Прот. В.:— После окончания консерватории я 4 года отработал по распределению (тогда это было обязательно) в Черкесском музыкальном училище, преподавая дирижирование и сольфеджио. А потом по конкурсу стал зав. кафедрой Теории и истории музыки в Гурьевском пединституте. Оттуда же поступил в аспирантуру Московской консерватории.
Прот. В.:— обучаясь в аспирантуре, я заинтересовался, а потом и по-настоящему увлёкся русской духовной музыкой. Просиживал в Ленинской библиотеке, отыскивая духовные сочинения Бортнянского, Турчанинова, Чеснокова в различных музыкальных фондах.
Прот. В.:— Ну что вы! В то время эта музыка находилась под строжайшим запретом. Даже «Всенощную» Рахманинова и концерты Бортнянского получить в библиотеке было невозможно. Мы правдами и неправдами покупали их ксерокопии, потому что хор Свешникова (взрослый Госхор!) включил их в программу своих зарубежных гастролей. А в учебных программах всякое упоминание о русской духовной музыке тщательно изгонялось. Доходило до того, что в «Детском альбоме» Чайковского первая пьеса «Утренняя молитва» переименовалась в «Утреннее размышление», а заключительная – «В церкви» (построенная на песнопениях 6-го гласа) – носила нейтральное название «Хор». А если и издавались отдельные части концертов М.С.Березовского и Д.С. Бортнянского, то они сопровождались новым текстом, написанным советским поэтом А.Машистовым или концертмейстером Клавдия Борисовича Птицы Кирой Сергеевной Алемасовой. А с подлинным, оригинальным текстом исполнять категорически запрещалось. Да и где было найти эти подлинные тексты?
Так я и попал в храм.
Прот. В.:— Разными путями ведёт Господь: кого – через болезни и скорби, кого – через философские поиски смысла жизни. Меня же, недостойного – через музыку и пение. Именно, стремясь познакомиться с русской духовной музыкой, я сначала переступил порог храма, а потом и напросился на клирос.
Прот. В.:— Я ходил по разным храмам Москвы. Их в то время было не так уж много – чуть больше сорока.
Прот. В.:— Мы и этому были рады. Незакрытые храмы были в то время, как глоток воды живой, как отдушина со свежим воздухом. Один я, быть может, так и не решился бы переступить порог храма, но в то время Господь послал мне приятеля – Алексея Любимова (пианиста и клависиниста), вместе с которым мы стали посещать службы в разных московских церквах. Где-то просто слушали, где-то удавалось и попеть (конечно, в левом хоре). Впечатления были разные.
Так например, известный в церковных кругах хор Н.В.Матвеева, который я застал в храме «Всех скорбящих Радосте» на Ордынке, (правда, уже на излёте славы, в последние годы его жизни), совсем не впечатлил меня, обманув ожидания. Его пение показалось мне слишком «академичным», лишённым всякой «изюминки».
В других храмах пение зачастую было слишком однообразным или крикливым, или затянутым, лишённым всяких красок и нюансов.
Наконец, я нашёл храм, где пение заворожило меня: оно было живое, лишённое академической застылости и невыразительной однообразности, и – вместе с тем – было наполнено церковным духом.
Прот. В.:— Церковь «Знамения Пресвятой Богородицы» у Рижского вокзала. Регентом там был (кстати, так до сих пор и остался) замечательный музыкант, с детства певший в Елоховском соборе ещё под управлением знаменитого регента Виктора Степановича Комарова и перенявший от него традиции московской регентской школы, идущие ещё от синодального хора, Владимир Анатольевич Кондратьев. Это был человек, всей душой преданный церковному пению, у которого я научился тому, чего не могла мне дать консерватория. Он открыл передо мной дверь в этот прекрасный и запретный в то время мир клиросного пения. Он, наконец, дал возможность мне переписать многие духовные произведения, ставшие классикой церковной музыки, без которых не мыслим тот или иной праздник церковного года. В то время это дорогого стоило. Большинство регентов ревниво оберегали свои нотные собрания, боясь конкуренции. Ведь, не имея полного набора годового круга церковных песнопений, было затруднительно стать регентом правого хора, т.к. не в каждом храме были хоть какие-то ноты, разрозненные и растасканные прежними регентами, а вне храма этих нот вообще невозможно было достать. И я бесконечно благодарен Кондратьеву, что он по-дружески опекал меня, делился нотами, знанием устава и особенностей богослужения.
Сейчас я без улыбки не могу вспомнить, какое недоумение и беспомощность вызвал у меня вид партитуры гласовых распевов, не имеющих обозначения размера и тактовых черт. Когда подобные места встречались в классических партитурах (скажем, в «Libera me» из Реквиема Верди), нас учили (как я теперь понимаю – совершенно неправильно) разбивать неметрированную псалмодию на условные такты с несимметричным размером. Получалось неуклюже и механично. А тут мне открылся совсем другой подход: живой, гибкий, естественный, сохранённый для нас многовековой традицией церковного пения. И таких открытий было очень и очень много. Могу даже сказать, что когда я пошёл учиться в Московскую семинарию, то сложные задачи по уставному богослужению, которые зачастую на Литургике ставили в тупик многих сокурсников, не составляли для меня особого труда, т.к. благодаря В.А.Кондратьеву, я изучил большинство из них на практике клиросного пения.
Прот. В.:— Очень просто. Ведь в аспирантуре нет напряжённого графика занятий. Надо только сдать кандидатский минимум (в наше время это были экзамены по специальности, иностранному языку и марксистско-ленинской философии) и написать кандидатскую диссертацию. Так что свободного времени, которое отдавалось церковному пению, было вполне достаточно.
Прот. В.:— «Интерпретация хоровых произведений композиторов Нидерландской школы XV-XVIвв.»
Прот. В.:— К сожалению, до этого дело не дошло.
Прот. В.:— Я опять подвёл своего дорогого учителя. Напомню, что мой научный руководитель Б.И.Куликов был в то время ректором Московской консерватории, а я был у него тогда единственным аспирантом. И диссертация была уже не только написана, но и отпечатана в пяти экземплярах (тогда это делалось на машинке). И проблем с защитой вроде бы не предвиделось: попробуй в те времена кто-нибудь из научного совета пойти против ректора! Да и тема-то была, действительно, интересная.
Прот. В.:— как раз в то время – накануне защиты – мне представилась редкая возможность стать регентом правого хора в Антиохийском подворье, и я, конечно, не мог упустить такой возможности, о которой мечтал все последние годы.
Но, повторяю, нот в то время неоткуда было достать. И мне в первый год пришлось переписывать множество партитур и хоровых партий. И вот тогда-то у меня совершенно не осталось времени на бюрократическую волокиту с оформлением предзащитной документации. Да, честно говоря, меня это тогда совершенно не волновало: я выбрал путь регентской деятельности, в которой научная степень кандидата искусствоведения ничего не прибавляла и не убавляла. В то время церковная и государственная сферы были настолько резко разделены, что я представить не мог, что эта степень мне смогла бы впоследствии хоть как-то пригодиться.
Конечно, я признался своему учителю, что стабильной научной карьере предпочёл ненадёжную стезю церковного регента. Конечно, я огорчил его этим признанием, но, к своему великому удивлению, вместо ожидаемого гнева и негодования нашёл понимание. Впоследствии Борис Иванович постоянно интересовался моими клиросными делами, а уже в последние годы несколько раз посещал наш Свято-Тихоновский храм в Люблино, молился за богослужением и за душевной беседой помогал мне ценными советами (а так же и нотами) в организации певческой гимназии.
Прот. В.:— Откровенно скажу, что даже и мысли стать священником у меня не возникало. Пределом моих мечтаний было стать регентом. И когда эта мечта сбылась – счастью моему не было границ. Ещё, признаюсь, была такая честолюбивая мысль – стать когда-нибудь со временем регентом патриаршего хора. Но я понимал, что в реальности это вряд ли осуществимо.
А о священстве я и помыслить не мог! Я ведь довольно поздно пришёл к вере и, не имея систематического духовного образования, не мог надеяться на рукоположение.
Прот. В.:— Желание-то возникало, но не было возможности! У меня к тому времени было уже четверо детей. Кто бы их кормил, если бы я на четыре года опять сел на студенческую скамью?
Прот. В.:— Тогда, как и теперь, заочно могли учиться лишь посвящённые в сан диакона или иерея.
Впоследствии, уже после рукоположения, я воспользовался этой возможностью.
Прот. В.:— По милости Божией! Всё случилось естественно, как бы само собой. Признаюсь, я не стремился к сану, как я стремился, скажем, к регентской деятельности, но и не стал уклоняться от него, когда такая возможность открылась.
Прот. В.:— В то время, как я был регентом (после антиохийского подворья уже в храме святителя Николая «в Кузнецах»), я проживал в научном городке Протвино на краю Московской области.
В первые годы перестройки мы с немногими единомышленниками создали там православную общину, а я был избран председателем приходского совета.
До празднования 1000-летия Крещения Руси всё это было сопряжено с неимоверными трудностями и непониманием и даже преткновением со стороны властей. После празднования этого славного юбилея дело пошло на лад. Так что в 1988-89 годах нам удалось построить в этом городе передовой социалистической науки небольшой православный храм в честь Покрова пресвятой Богородицы.
Это было время, когда неожиданно разрешили восстанавливать разрушенные и строить новые храмы. И священников стало катастрофически не хватать.
Так получилось, что в нашей небольшой общине других кандидатов в священство просто не нашлось: одни не имели необходимых (хотя бы элементарных) знаний о богослужении, другие не хотели расстаться с любимой и стабильной работой.
И тогда обратились ко мне с просьбой, чтобы я ради блага общины пожертвовал своим любимым регентским делом и стал бы готовиться к рукоположению. Долго уговаривать меня не пришлось. Духовник мой дал своё благословение. Старец, к которому он меня направил, также поддержал это доброе намерение. И через какое-то время состоялась моя – сначала диаконская – а потом и иерейская хиротония.
Впрочем, не все были рады этой радикальной перемене в моей жизни.
Один из певчих моего хора высказал своё мнение (которое мне тогда показалось несколько обидным), что наша церковь лишилась выдающегося регента и приобрела посредственного священника.
Прот. В.:— Это было на следующий день после иерейской хиротонии (совершившейся в Рождество Иоанна Предтечи) 8 июля 1990 года в Ильинском храме – тогда единственном в Серпухове. Помню только, что я находился как бы в некой прострации: мне не верилось, что это я совершаю великое Таинство Евхаристии, что я служу Божественную Литургию. О прочих впечатлениях удобнее будет умолчать: не всё можно выразить словами, и не всё может быть воспринято теми, кто этого не пережил.
Прот. В.:— Практически с нуля! Когда я получил указ Святейшего Патриарха о назначении настоятелем строящегося в Люблино храма, то на этом месте одиноко возвышался только крест, обозначавший место будущего строительства. Он и до сих пор стоит перед трапезной.
В течение следующего сезона были возведены стены из деревянного бруса, водружены главы с крестами, а в вербное воскресение 2002 года мы впервые совершили литургию в верхнем храме. Нижний же остался в виде крестильного храма. Для него был изготовлен мраморный баптистерий для крещения взрослых полным погружением. Впоследствии в 2005 году деревянный храм был облицован снаружи фасадной плиткой под «белый камень» и приобрел нынешний вид.
Прот. В.:— Совершенно естественно и понятно желание оградить детей хотя бы нашего прихода от развращающего духа века сего, насаждаемого в современных школах. Ни для кого не является секретом небывалый рост детской преступности, всё большее распространение наркомании в школах, всё меньшее сохранение девственности у старшеклассниц, а уж о курении и матерщине в стенах школы и за её пределами можно уже не говорить. И ситуация с каждым годом только ухудшается потому что нет опоры на духовность ипроисходящую от неё нравственность. Вот такую опору мы и хотим дать нашим детям. Дать возможность учиться и духовно возрастать при храме, в православном окружении, получая качественные знания от православных педагогов, живя не по законам волчьей стаи, но по традициям православной семьи: в любви и послушании.
Прот. В.:— Дело в том, что вероучительные истины лучше всего усваиваются через богослужение. Больше того – через активное участие в богослужениях. Человек, поющий на клиросе, не будет томиться продолжительностью богослужения. Он знает чинопоследование, он понимает его смысл. Для него время богослужения пролетает мгновенно. Вот мы и хотим придти к тому, чтобы наши дети не только эпизодически участвовали в богослужении в качестве чтецов и алтарников, но и составили особый праздничный хор. Для этого и в круг преподаваемых предметов, кроме общеобразовательных дисциплин, мы вводим музыкальный цикл (занятие на инструменте и сольфеджио), а главное – духовный цикл (церковное пение, Закон Божий, церковно-славянский язык и т.д.). Таким образом, дети смогут не только участвовать в богослужебном пении, но и получить начатки профессионального образования, приобрести навыки и знания певчих, а впоследствии и регентов. В перспективе же мечтается создание хора из мальчиков и мужчин. Такой состав был обычен для православных хоров в течение многих столетий до конца XIX века. Лишь потом с легкойруки Архангельского начали вместо мальчиков вводить женские голоса, что конечно же изменило звучание церковных песнопений, придав им несвойственную прежде страстность и плотскость. Мы сейчас уже представить себе не можем, как небесно звучали раньше знакомые нам песнопения, когда архиерейские и приходские хоры состояли из мальчиков и мужчин. Вот такой состав хотелось бы мне возродить в нашем приходе. Пусть пока что мальчиков у нас маловато. На первое время сгодятся и девочки. Все равно – звучание детских голосов в сочетании с мужскими – создаст неповторимый звуковой колорит, соединяющий мощь и силу с прозрачностью и ангельской чистотой.
Прот. В.:— Интересной – не то слово! Совсем не то! Храм, приход – это не клуб интересных встреч. Это не развлекательный комплекс, завлекающий народ различными представлениями. Приход – это духовная семья. А семья объединяется любовью. А любовь выражается в заботе друг о друге, в несении определённых семейных обязанностей. Интересно ли мыть полы, вытряхивать коврики, стирать и готовить пищу? Интересно ли вставать ночью к плачущему малышу, менять ему грязные пеленки, интересно ли заставлять детей убираться, выносить мусор, ходить в магазин? А если этого не делать, то вырастает капризный избалованный эгоист, не способный ни к труду, ни к творческим усилиям. Так и на приходе. Вряд ли он станет духовной семьёй, если люди, приходящие в храм, настроены на то, что их будут здесь ублажать – где красивым пением, где – интересной проповедью, где – увлекательными паломническими поездками, где – различными кружками и секциями. Они должны ощущать себя не потребителями, а участниками общего дела (кстати, «литургия» так и переводится с греческого – «общее дело»). И больше всего сближает людей именно труд во славу Божью, труд по благоустройству прихода, по украшению храма к праздникам, ещё больше – участие в строительстве и реставрации храма, в помощи многодетным, немощным и престарелым. В совместном, бескорыстном труде прихожане сближаются, лучше узнают друг друга. Они уже не будут лишь вежливо кивать, приветствуя знакомое лицо, не зная при этом его имени. Они будут горячо принимать к сердцу проблемы друг друга и всеми силами стараться разрешить их,исполняя завет апостола: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». И вот в этом направлении перед нами огромное поле деятельности. Кроме большой работы в самом храме (уборка, мытье полов, чистка подсвечников) и в гимназии, кроме чистки дорожек (осенью – от листьев, зимой – от снега), ухода за клумбами и газонами, нужно много добровольных помощников священника в посещении больниц (психиатрической и дорожной им. Семашко), дома престарелых. Там огромное количество больных и престарелых, нуждающихся в нашей помощи и ожидающих её. А из всей массы наших прихожан только 4-5 человек регулярно посещают с батюшками больницы, а дом престарелых – и того меньше! Это ли не позор? Стыд и срам! К счастью, у нас есть люди, в том числе и среди молодёжи, которые охотно жертвуют своим свободным временем, чтобы в выходные дни потрудиться при храме. Вот они и составляют костяк прихода, несут на своих плечах заботы по его благоустройству. И для них храм становится роднее родного дома. Именно они создают в храме ту уютную семейную атмосферу, которую ощущают впервые приходящие в наш храм и которую так ценят наши прихожане.
Что же касается конкретных планов, то есть желание создать на базе нашего прихода хор духовенства нашего Петро-павловского благочиния, входящего в юго-восточный округ. Уже получено благословение высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Истринского, викария Святейшего Патриарха Алексия II на создание такого хора, состоящего из священников и диаконов, многие из которых с радостью пели до рукоположения в годы учения в семинарии и академии в церковном хоре, а теперь лишены такой возможности в силу загруженности приходской, служебной и социальной деятельностью.
Прот. В.:— Кроме духовных песнопений, мы предполагаем включить в репертуар народные и патриотические песни и, конечно же, лучшие произведения отечественной и мировой хоровой классики.
Прот. В.:— Нам и самим хочется реализовать свой творческий потенциал. Кроме того, ведь это прекрасная возможность неформального общения духовенства разных приходов, позволяющая преодолеть приходскую разобщенность через участие в увлекательном и полезном деле.
Прот. В.:— Зависит и очень многое. Прежде всего, мы должны молиться: «Аще не Господь созиждет храм, всуе трудятся строители». Кроме того, нужно досаждать властям нашими проблемами. «Дитя не плачет – мать не разумеет». От властей зависит привлечение солидного капитала и мощных организаций к строительству храма. Там, где власти заинтересованы, храмы возводятся очень быстро. Выбирая депутатов в местные органы и в высшие эшелоны власти, мы должны постоянно ставить вопрос об их отношении к православной вере, к созданию храмов, к введению в школах «Основ православной культуры».
- храм святителя тихона в люблино расписание богослужений
- храм святителя тихона в московском официальный сайт расписание богослужений