храм святителя тихона в люблино сайт

ДУХОВЕНСТВО ХРАМА

Протоиерей Виктор Иванович Шкабурин, 1951
Настоятель

Светское образование высшее:

Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского 1974 г. и аспирантура при ней 1983 г.
Духовное образование
Московская Духовная семинария, 1998 г.
Хиротонисан
в сан диакона 1 июля 1990 г. епископом Можайским Григорием
в сан священника 7 июля 1990 г. епископом Можайским Григорием
День тезоименитства
29 сентября
Награды
1991
набедренник
1993
камилавка
1994
наперсный крест
2005
сан протоиерея
2010
палица

Иерей Иоанн Владимирович Коваль, 1978
Клирик

Светское образование:
Музыкальная школа при Московской государственной консерватории в городе Москве, 1996 г.
Духовное образование
Московский Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2001 г.
Хиротонисан
в сан диакона 16 апреля 2000 г. епископом Бронницким Тихоном (Емельяновым) в храме Всех Святых на Соколе города Москвы
в сан священника 9 сентября 2004 года архиепископом Орехово-Зуевским Алексием (Фроловым) в Московском храме Пимена Великого в Новых Воротниках
День тезоименитства
28 января
Награды:
набедренник (2006)
камилавка (27 марта 2010, к празднику Святой Пасхи за усердное служение Церкви Божией и пастырское душепопечительство

Иерей Кирилл Анатольевич Прохоров, 1969
Клирик

Светское образование высшее:

Московский государственный институт культуры, 1993 г.
Хиротонисан
в сан диакона 14 февраля 2006 г. архиепископом Орехово-Зуевским Алексием
в сан священника 18 мая 2014 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом
День тезоименитства
27 февраля

Диакон Георгий Владимирович Ланцев, 1986
Клирик

Светское образование высшее:
Московский Государственный Педагогический Университет, 2017 г.
Историко-архивный институт РГГУ (магистратура) 2020 г.

Духовное образование
Муромское духовное училище, 2006 и Сретенская духовная семинария, 2011 г.
Хиротонисан
в сан диакона 30 сентября 2012 г. епископом Воскресенским Саввой
День тезоименитства
06 мая
Награды:
Ношение двойного ораря (2021)

Источник

Храм свт. Тихона патр. Московского и Всея Руси

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

Храм свт. Тихона патр. Московского и Всея Руси запись закреплена

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

Храм свт. Тихона патр. Московского и Всея Руси запись закреплена

Праздник Покрова Божией Матери в Доме ветеранов труда №17

14 октября 2021г. клирик Свято-Тихоновского храма иерей Иоанн Коваль совершил Божественную Литургию в домовом храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Доме ветеранов войны и труда №17 г.Москвы.

По окончании литургии, батюшка произнес проповедь, раскрывающую духовную суть празднования Покрова Пресвятой Богородицы, а также поздравил всех собравшихся с этим радостным Праздником. Вернувшись в свои комнаты постояльцы, все вместе прочитали Благодарственные молитвы
11
Праздник Покрова в Доме..

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

Храм свт. Тихона патр. Московского и Всея Руси запись закреплена

Покров Божией Матери. Праздничное богослужение.

13 и 14 октября 2021 г. в Свято-Тихоновском храме совершены праздничные богослужения в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

История установления праздника Покрова Пресвятой Богородицы связана с чудесным спасением Константинополя во время его осады в начале IX века. Согласно преданию, в дни этой осады блаженный юродивый Андрей увидел в храме Божию Матерь, которая держала покров над городом и молила Бога о спасении города.
Показать полностью.

Это событие приобрело вселенское значение. Образ Богородицы, Которая распростирает Свой омофор над людьми, глубоко вошел в сердце каждого христианина и стал символом заступничества Божией Матери перед Богом за человеческий род.
Пресвятая Богородица как вселюбящая Мать принимает все наши горести, тяготы и переживания, и мы в скорбях и невзгодах прибегаем к Ней и просим Ее ходатайства и заступничества перед Христом Спасителем.

Накануне было совершено Всенощное бдение. В сам день праздника две Божественные литургии. Праздничные богослужения возглавил настоятель храма протоирей Виктор Шкабурин в сослужении клира храма.

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

Храм свт. Тихона патр. Московского и Всея Руси запись закреплена

Архиерейское богослужение в день памяти святителя Тихона, патриарха Московского.

9 октября 2021 г. архиепископ Егорьевский Матфей совершил Божественную литургию в честь малого престольного праздника в храме святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси в Люблино.

Богослужебные песнопения исполнил хор учащихся Православной гимназии «Люблино» под управлением Прохоровой Елизаветы Викторовны. Проповедь по запричастном стихе произнёс иерей Иоанн Коваль
Показать полностью.

По окончании Литургии был совершен крестный ход с крестами и хоругвями, с чтением Евангелия и окропления святой водой богомольцев.

По завершении крестного хода владыка Матфей прочитал молитву святому Патриарху Тихону, в которой просил угодника Божьего не только от бед и скорбей избавления, но и силы, твердости, великодушия и любви, чтобы переносить их, чтобы Господь водворил на Земле Российской тишину, благочестие и любовь нелицемерную, укрепил Святую Церковь Православную, чтобы не оскудела она истинными пастырями и добрыми делателями.

После того как пропели величание святителю Тихону с приветственным словом к Архипастырю обратился настоятель храма протоирей Виктор Шкабурин. Отец настоятель поблагодарил владыку за совершенное архиерейское богослужение и святительские молитвы и преподнес архипастырю сборник богослужебных нот автором которых он сам и является.

Высокопреосвященнейший владыка обратился к верующим с архипастырским словом и поздравил всех собравшихся с праздником.

Завершая свой визит, архиерей преподал всем святительское благословение.

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

Храм свт. Тихона патр. Московского и Всея Руси запись закреплена
Православная певческая гимназия «Люблино»

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

Храм свт. Тихона патр. Московского и Всея Руси запись закреплена

Вниманию лиц состоявших в нетрадиционных религиозных движениях и культах и их родственников!

Прием отпавших и желающих присоединиться к Православной Церкви лиц проводится на территории храма святителя Луки Симферопольского, на пересечении улиц Белореченская и Перерва, в доме причта, по воскресеньям с 13-30 до 14-30, тел. +79859996442.
Комиссия по церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия:
svetfavora-komissiya.ru, интересующиеся смогут найти на сайте полную информацию о чине присоединения к Православию, о местах приема отпавших, о материалах по противосектантской миссии и др.

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

Храм свт. Тихона патр. Московского и Всея Руси запись закреплена

Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня. Праздничное богослужение.

На Великом славословии отец настоятель совершил троекратное каждение престола, на который перед началом службы был возложен святой Крест. С пением трисвятого духовенством храма Крест был изнесен на середину храма. Затем было совершено поклонение Кресту и елеепомазание.
В сам день Праздника в храме была совершена Божественная литургия и славление Честному и Животворящему кресту Господню.

О Празднике :
Полное название праздника — Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день православные христиане вспоминают два события.
Как говорит Священное Предание, Крест был обретен в 326 году в Иерусалиме. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель.
И второе событие — возвращение Животворящего Креста из Персии, где он находился в плену. В VII веке его вернул в Иерусалим греческий император Ираклий.
Оба события объединяло то, что Крест перед народом воздвигали, то есть поднимали. При этом обращали его ко всем сторонам света по очереди, чтобы люди могли поклониться ему и разделить друг с другом радость обретения святыни.

Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое Воскресение Твое славим!

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

Храм свт. Тихона патр. Московского и Всея Руси запись закреплена

Рождество Пресвятой Богородицы. Праздничное богослужение.

21 сентября 2021г. в день празднования Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии в нашем храме совершались торжественные богослужения.

Накануне праздничного дня было совершено всенощное бдение с литией, в сам праздник — две Божественные литургии. По окончании Литургии было совершено славление празднику.
Показать полностью.

Богослужебные песнопения исполнял хор учащихся церковно-приходской гимназии под руководством матушки Елизаветы Викторовны Прохоровой.

Помолиться за торжественным богослужением и разделить радость праздника собралось множество верующих. Многие из них причастились Святых Христовых Таин.

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы празднуется 21 сентября (8 сентября по ст. ст.) и имеет 1 день предпразднства и 4 дня попразднства. Рождество Божией Матери является первым двунадесятым праздником церковного года.

Будущая Богоматерь была долгожданным ребенком в семье святых Иоакима и Анны, который появился на свет спустя 50 лет их супружества. Благую весть о грядущем рождении Анне принес Ангел, и родители пообещали посвятить дитя служению Богу.

В России этот праздник имеет особое историческое значение. Именно в этот праздник 21 сентября русские войска победили в сражении на Куликовом поле. Эта дата положила начало освобождению от татаро-монгольского ига.

Всех прихожан и гостей храма сердечно поздравляем с праздником и искренне желаем духовного возрастания, послушания Богу и любви к ближним!

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

Храм свт. Тихона патр. Московского и Всея Руси запись закреплена
Православная певческая гимназия «Люблино»

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

Храм свт. Тихона патр. Московского и Всея Руси запись закреплена

В Православной гимназии «Люблино» прозвенел первый звонок.

1 сентября 2021 г. во всех школах России прозвенели первые звонки. Православная гимназия «Люблино» так же встретила этот день с большой радостью под звонкий детский смех и в красочном многообразии праздничных букетов. Педагоги со свойственным им радушием встретили своих воспитанников. В отличие от светских школ, в нашей гимназии всякое доброе дело начинается с молитвы.
Показать полностью.

Торжественный молебен на начало учебного года совершил настоятель нашего храма и духовный попечитель гимназии протоиерей Виктор Шкабурин в сослужении клириков храма. Ученики, их родители и учителя молились на молебне, чтобы в новом учебном году Господь даровал всем терпение, взаимную любовь, мудрость, способность к учению, словом, все то, без чего год не будет успешным, и чего сам человек достичь не в силах, а только с благодатной помощью Божией.

По окончании богослужения все чинно, вслед за своими классными руководителями, прошли на площадку возле школы, где состоялась официальная торжественная часть мероприятия – торжественная линейка, на которой царила обстановка радости и праздника. На лицах учащихся была видна радость и желание постигать науки в новом учебном году, ведь воспитанники уже успели соскучиться и по учителям, и друг другу.

В своем слове директор гимназии Прохорова Елизавета Викторовна поблагодарила всех за плодотворное участие в жизни гимназии, ее развитии и благих начинаниях, а также призвала всех детей быть старательными не только в учебе, но и в поведении.

В этом году за парты нашей Православной гимназии сели 10 первоклашек. Для них этот момент самый волнительный, и в то же время торжественный. Новых гимназистов неизменно поддерживали родители и учителя. Родители охотно отдают на обучение своих детей, зная о том, что гимназия имеет достаточно высокий уровень обучения и воспитания. Старшие гимназисты под мелодию школьного вальса дружно проводили первоклашек на свой первый урок мира и добра.

Торжественная линейка закончилась, наступил новый учебный год – год новых познаний, новых достижений, новых друзей.

Ученикам, родителям и педагогам желаем Божьей помощи в наступающем учебном году!

Источник

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт

Ответственные за социальную работу

Отец дьякон Геогрий Ланцев

Вячеслав Ивлев 8-926-766-33-06

Государственные социальные учреждения, окормляемые приходом храма

храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть фото храм святителя тихона в люблино сайт. Смотреть картинку храм святителя тихона в люблино сайт. Картинка про храм святителя тихона в люблино сайт. Фото храм святителя тихона в люблино сайт
1. Дорожная больница им. Семашко
Проводятся молебны, исповедь, причастие, крещение, православные беседы
Ответственный: прот. Виктор Шкабурин
Помощник: иерей Иоанн Коваль

2. Психиатрическая больница № 13
Проводятся молебны, исповедь, причастие, крещение, православные беседы
Ответственный: иерей Иоанн Коваль

3.Пансионат № 17 для ветеранов войны и труда
Проводятся молебны, исповедь, причастие, крещение, православные беседы, показ видеофильмов, концерты
Ответственный: иерей Иоанн Коваль

Добровольческая группа прихожан храма

При храме работает также добровольческая группа прихожан в составе 8 человек, оказывающая помощь больным и престарелым людям.

Помощь оказывается в следующей форме:

Если вы больны или нуждаетесь в указанных видах помощи и проживаете в районе Люблино, обращайтесь к нам, мы, по возможности, Вам поможем.

Источник

Статьи и интервью

Мастер-класс маэстро Курентзиса в Рахманиновском зале Московской консерватории был посвящён особенностям оперно-симфонического дирижирования. Как сказал Теодор во вступительном слове, если у нас и учат дирижированию оркестром, то уж работе с певцами обычно не уделяют должного внимания. Этот-то пробел в течение 4х часов и постарался восполнить маэстро.

Этими словами нашего великого поэта можно передать впечатление от вдохновенного исполнения маэстро Курентзисом и его верными соратниками по musicAeterna произведений П.И.Чайковского, прозвучавших в одноимённом концертном зале 6 февраля сего года.

Чтобы идти правильным путём, не сбиваясь с дороги, нужно ясно представлять цель, к которой мы стремимся. Главная цель обучения в нашей православной гимназии – это не только овладение профессиональными знаниями и навыками регента или певчего, и даже не развитие музыкального вкуса и расширение эстетического кругозора для выбравших иную сферу приложения своих талантов.

В последнюю субботу ушедшего года маэстро Курентзис преподнёс своим слушателям необычный новогодний подарок. Не уверен, что кто-либо из известных исполнителей рискнул бы в предпраздничной суете попытаться собрать полный зал на ночной концерт после трудового дня в рабочую субботу, учитывая проблему ночного перерыва в метро и прочем общественном транспорте.

Передача «Канон» от 22.12.2018 и 29.12.2018

Перефразируя изречение Спасителя, можно сказать, что вечером 24 ноября – в день памяти преп. Феодора Студита (тёзки нашего маэстро) от избытка «доброго сокровища сердца» Теодора на слушателей Большого зала московской консерватории излились прекрасные звуки вокально-симфонической музыки Малера.

Начало первого весеннего месяца порадовало нас необычным концертом в Большом зале московской консерватории. Необычность его была и в том, что программа концерта до самого его начала держалась в секрете, и в том, что Курентзис выступал не со своим прославленным коллективом и не с какими-то именитыми профессионалами, а с консерваторским студенческим оркестром.

10 марта 2018 года исполнилась моя заветная мечта: мне посчастливилось побывать на мастер-классе моего любимого дирижёра – маэстро Курентзиса. По моей интернетской отсталости я, к глубокому моему сожалению, слишком поздно узнаю о проходящих в Москве встречах и репетициях маэстро, да, вероятно, не на все из них смог бы попасть, если б даже и знал о них заранее. А тут выпало удобное время между службами, и сам маэстро накануне любезно предоставил мне пригласительный билет в переполненный Рахманиновский зал.

Откровенно говоря, я не причисляю себя к тонким ценителям и горячим поклонникам современной музыки. И на концерт 8 февраля в БЗК я шел с изрядной долей опасения, что анонсированные московские премьеры вызовут у меня реакцию отторжения или – в лучшем случае – оставят меня совершенно равнодушным.

Уважаемые коллеги, дорогие братья и сестры!

Наконец-то и в Москве мы дождались исполнения Курентзисом 7-ой симфонии Шостаковича. Маэстро не обманул наших ожиданий и открыл в этой, давно уже ставшей хрестоматийной музыке, новую глубину. Его интерпретация выходит далеко за пределы иллюстрирования противостояния фашистского нашествия и стойкости ленинградцев в годы Великой Отечественной Войны. Известно, что композитор еще до её начала начал писать эту симфонию, а уже потом, заканчивая партитуру в блокадном Ленинграде, вложил в нее всем теперь известную программу.

Накануне празднования памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского 25 ноября 2017 года в Большом зале Московской консерватории состоялся ночной концерт оркестра «musicAeterna» под руководством прославленного дирижёра Теодора Курентзиса. Благодаря тому, что концерт этот начинался довольно поздно, после 21 часа, православным ценителям творчества Г.Малера и А.Берга удалось попасть на него по окончании Всенощного бдения. В ушах ещё звучала похвала златоустому проповеднику 4 века, «восприявшему от Небес Божественную благодать и учившему всех покланятися в Троице Единому Богу» (кондак святителя).

Накануне Рождества прсвт. Богородицы мне посчастливилось побывать в храме в честь Её Зачатия на концерте, где всё было необычно. Вместо освещённой сцены – подкупольное пространство готического собора, погружённого в полумрак. Вместо ожидаемой программы (в первой части – старинной, а во второй – современной музыки) – некое единое действо, охватывающее вперемешку шедевры от 12-го до 21-го века. При этом не создавалось впечатления стилистической пестроты, а – наоборот – возникало ощущение, что истинная музыка во все времена говорит об «едином на потребу» (Лк. Х, 42): о вечности, о красоте, о любви!

Должен признаться, что о Курентзисе я узнал совсем недавно – весной этого-2017- года. Конечно, краем уха я и раньше слышал его имя, мелькавшее в СМИ, но, честно говоря, думал, что это какой-то очередной модный литовский режиссер.

И вот, случайно набредя ночью 25 марта на программу Ирины Никитиной «Энигма» (по т/к «Культура»), я услышал его глубокие размышления об искусстве и жизни, а главное – увидел фрагменты его выступлений и репетиций с оркестром musicАеterna.

Богослужебное исполнение кантаты итальянского композитора Д. Перголези «Stabat Mater». В переводе с латинского «Стояла мать скорбящая у Креста, плача», которая посвящена плачу Богородицы над своим божественным Сыном Иисусом Христом.
На текст Якоба Бенедикта 13 век. Стихотворный перевод с латыни прот. Виктора Шкабурина.

19 августа Русская Православная Церковь празднует Преображение Господне – одно из самых таинственных новозаветных событий.

В поисках литературы по сравнительному богословию, которую, к сожалению, нечасто встретишь в наших православных магазинах, мне пришлось заглянуть в обычный – книжный. Среди многочисленных апологетических изданий по буддизму, даосизму, ламаизму, исламу и иудаизму мне хотелось отыскать современное исследование, которое, не отдавая явного предпочтения ни одной из религий, произвело бы сравнительный анализ наиболее распространенных из них.

– Говоря о современных мировых религиях, нам стоит поближе познакомиться, кроме христианства, преобладающего в современном мире, ещё и с буддизмом и с исламом.
– А разве иудаизм, с его Ветхим заветом, ставшим основой для христианства и для ислама, разве он не стоит рассмотрения?

Источник

Храм святителя тихона в люблино сайт

НАШ НАСТОЯТЕЛЬ

Интервью с настоятелем нашего храма протоиереем Виктором Шкабуриным

Каждые выходные дни мы приходим в наш храм, двери которого ежедневно гостеприимно открыты для всех. Лик Спасителя ласково смотрит, встречая нас у входа. Атмосфера храма – особая: здесь красиво, уютно, всё продумано, здесь чувствуется любовь и забота. И прежде всего в этом заслуга настоятеля храма – о. Виктора Шкабурина. Когда видишь его идущего навстречу и радушно улыбающегося, подходишь под благословение, встречаешь его ласковый взгляд – хочется возвращаться сюда снова и снова. Не секрет, как сложно пастырское служение, сколько дел и забот на его плечах! Но Господь рядом. Хочется побольше узнать о нашем настоятеле, и вот несколько вопросов, которые прихожане попросили задать батюшке нашу сестру Ирину Рагимову.

Прот. В.:— Прежде всего замечу, что мне не совсем удобно говорить о себе, выставляя себя каким-то образцом или примером для подражания. В православной традиции (в отличие, скажем, от протестантской) не принято иллюстрировать проповедь примерами из собственной жизни. Гораздо этичнее ссылаться на житие и высказывания святых отцов. Иначе не избежать гордости, самодовольства или же другой крайности – показного самоуничижения. Помните стихи Пастернака: «Быть знаменитым некрасиво»?

Прот. В.:— Ну что ж! Видимо, придётся пройти через это «искушение». Пытайте, спрашивайте, что вас интересует.

Прот. В.:— Раннее детство я провёл в южных российских степях. Родился я в селе Левокумском Ставропольского края. Предки мои были хлеборобами и виноделами.

Прот. В.:— Но мои родители были уже сельскими интеллигентами в первом поколении: отец – Иван Никитович – после окончания ставропольского музучилища заведовал местным клубом, а мама – Анна Ивановна – была сельской учительницей. Впоследствии папу отправили открывать музыкальную школу в кубанской станице Баталпашинской (позже переименованной в город Черкесск), где он и проработал до пенсии преподавателем баяна, а мама стала воспитательницей в детском саду.

Прот. В.:— К сожалению, советская интеллигенция (тем более – первого поколения) воспитывалась в духе атеизма. Поэтому никаких разговоров о вере и о Боге у нас в семье не велось, хотя родители не препятствовали бабушке не только молиться, но и крестить своих четверых внуков, которых каждое лето отправляли к бабушке Моте в Левокумку. Помню с детства сладковатый вкус Причастия в праздник Преображения. Ярко запечатлелся знойный летний день и два ряда от ворот до входа в храм, сплошь уставленные яблоками, виноградом, арбузами, которыми все друг друга угощали. Однако и бабушка (видимо по договорённости с родителями) не заводила с нами речи о Боге. Хотя у неё были в красном углу под расшитыми рушниками святые иконы Спасителя и Божией Матери, а под ними на столике лежало старинное Евангелие.

Прот. В.:— Тогда других не было. Помню, что едва научившись разбирать буквы, я пытался читать первые страницы, но «застревал» уже в самом начале евангелия от Матфея на родословии Спасителя.

Прот. В.:— Мой папа, царствие ему небесное, сам прошедший нелёгкий путь от самоучки – первого сельского гармониста – до преподавателя баяна, знал цену хорошему профессиональному образованию и с 4-х лет начал обучать меня игре на скрипке и фортепиано.

Прот. В.:— Нет, кроме баяна он в муз. училище освоил ещё и трубу и до конца своих дней любил «дуть» в неё. Но скрипка была его любимым инструментом. И его заветной мечтой сделать своих сыновей скрипачами.

Прот. В.:— Я – нет. Но мой младший брат Владимир окончил Саратовскую консерваторию, стал лауреатом международного конкурса и заслуженным артистом Кубани и много лет является концертмейстером Краснодарского симфонического оркестра «Премьера», а его жена Людмила – концертмейстер вторых скрипок в том же оркестре. Так что на склоне лет папа, как и мечтал, мог услаждать свой слух скрипичной игрой своих детей.

Прот. В.:— Как ни удивительно! Всем четверым мама с папой дали высшее музыкальное образование. Младший брат – фаготист в том же оркестре, а сестрёнка пошла по моим стопам: преподавала в музыкальной школе, руководила школьным хором, стала заслуженным учителем, а сейчас поёт на клиросе в храме г. Невинномысска.

Прот. В.:— Благодаря старанию родителей, я был принят в Московское хоровое училище и пел в замечательном хоре мальчиков, которым в то время руководил Александр Васильевич Свешников, имя которого сейчас носит это училище. Отличительной особенностью обучения в училище было то, что московский хор мальчиков был не только учебный, но и концертирующий коллектив, выступавший на лучших столичных сценах. Более того, в качестве единственного профессионального детского хора нас привлекали к симфоническим постановкам кантатно-ораториального жанра, где было необходимо участие хора мальчиков. Благодаря этому, мне посчастливилось в составе хора творчески сотрудничать со многими композиторами и дирижёрами, российскими и зарубежными.

Прот. В.:— После окончания консерватории я 4 года отработал по распределению (тогда это было обязательно) в Черкесском музыкальном училище, преподавая дирижирование и сольфеджио. А потом по конкурсу стал зав. кафедрой Теории и истории музыки в Гурьевском пединституте. Оттуда же поступил в аспирантуру Московской консерватории.

Прот. В.:— обучаясь в аспирантуре, я заинтересовался, а потом и по-настоящему увлёкся русской духовной музыкой. Просиживал в Ленинской библиотеке, отыскивая духовные сочинения Бортнянского, Турчанинова, Чеснокова в различных музыкальных фондах.

Прот. В.:— Ну что вы! В то время эта музыка находилась под строжайшим запретом. Даже «Всенощную» Рахманинова и концерты Бортнянского получить в библиотеке было невозможно. Мы правдами и неправдами покупали их ксерокопии, потому что хор Свешникова (взрослый Госхор!) включил их в программу своих зарубежных гастролей. А в учебных программах всякое упоминание о русской духовной музыке тщательно изгонялось. Доходило до того, что в «Детском альбоме» Чайковского первая пьеса «Утренняя молитва» переименовалась в «Утреннее размышление», а заключительная – «В церкви» (построенная на песнопениях 6-го гласа) – носила нейтральное название «Хор». А если и издавались отдельные части концертов М.С.Березовского и Д.С. Бортнянского, то они сопровождались новым текстом, написанным советским поэтом А.Машистовым или концертмейстером Клавдия Борисовича Птицы Кирой Сергеевной Алемасовой. А с подлинным, оригинальным текстом исполнять категорически запрещалось. Да и где было найти эти подлинные тексты?

Так я и попал в храм.

Прот. В.:— Разными путями ведёт Господь: кого – через болезни и скорби, кого – через философские поиски смысла жизни. Меня же, недостойного – через музыку и пение. Именно, стремясь познакомиться с русской духовной музыкой, я сначала переступил порог храма, а потом и напросился на клирос.

Прот. В.:— Я ходил по разным храмам Москвы. Их в то время было не так уж много – чуть больше сорока.

Прот. В.:— Мы и этому были рады. Незакрытые храмы были в то время, как глоток воды живой, как отдушина со свежим воздухом. Один я, быть может, так и не решился бы переступить порог храма, но в то время Господь послал мне приятеля – Алексея Любимова (пианиста и клависиниста), вместе с которым мы стали посещать службы в разных московских церквах. Где-то просто слушали, где-то удавалось и попеть (конечно, в левом хоре). Впечатления были разные.

Так например, известный в церковных кругах хор Н.В.Матвеева, который я застал в храме «Всех скорбящих Радосте» на Ордынке, (правда, уже на излёте славы, в последние годы его жизни), совсем не впечатлил меня, обманув ожидания. Его пение показалось мне слишком «академичным», лишённым всякой «изюминки».

В других храмах пение зачастую было слишком однообразным или крикливым, или затянутым, лишённым всяких красок и нюансов.

Наконец, я нашёл храм, где пение заворожило меня: оно было живое, лишённое академической застылости и невыразительной однообразности, и – вместе с тем – было наполнено церковным духом.

Прот. В.:— Церковь «Знамения Пресвятой Богородицы» у Рижского вокзала. Регентом там был (кстати, так до сих пор и остался) замечательный музыкант, с детства певший в Елоховском соборе ещё под управлением знаменитого регента Виктора Степановича Комарова и перенявший от него традиции московской регентской школы, идущие ещё от синодального хора, Владимир Анатольевич Кондратьев. Это был человек, всей душой преданный церковному пению, у которого я научился тому, чего не могла мне дать консерватория. Он открыл передо мной дверь в этот прекрасный и запретный в то время мир клиросного пения. Он, наконец, дал возможность мне переписать многие духовные произведения, ставшие классикой церковной музыки, без которых не мыслим тот или иной праздник церковного года. В то время это дорогого стоило. Большинство регентов ревниво оберегали свои нотные собрания, боясь конкуренции. Ведь, не имея полного набора годового круга церковных песнопений, было затруднительно стать регентом правого хора, т.к. не в каждом храме были хоть какие-то ноты, разрозненные и растасканные прежними регентами, а вне храма этих нот вообще невозможно было достать. И я бесконечно благодарен Кондратьеву, что он по-дружески опекал меня, делился нотами, знанием устава и особенностей богослужения.

Сейчас я без улыбки не могу вспомнить, какое недоумение и беспомощность вызвал у меня вид партитуры гласовых распевов, не имеющих обозначения размера и тактовых черт. Когда подобные места встречались в классических партитурах (скажем, в «Libera me» из Реквиема Верди), нас учили (как я теперь понимаю – совершенно неправильно) разбивать неметрированную псалмодию на условные такты с несимметричным размером. Получалось неуклюже и механично. А тут мне открылся совсем другой подход: живой, гибкий, естественный, сохранённый для нас многовековой традицией церковного пения. И таких открытий было очень и очень много. Могу даже сказать, что когда я пошёл учиться в Московскую семинарию, то сложные задачи по уставному богослужению, которые зачастую на Литургике ставили в тупик многих сокурсников, не составляли для меня особого труда, т.к. благодаря В.А.Кондратьеву, я изучил большинство из них на практике клиросного пения.

Прот. В.:— Очень просто. Ведь в аспирантуре нет напряжённого графика занятий. Надо только сдать кандидатский минимум (в наше время это были экзамены по специальности, иностранному языку и марксистско-ленинской философии) и написать кандидатскую диссертацию. Так что свободного времени, которое отдавалось церковному пению, было вполне достаточно.

Прот. В.:— «Интерпретация хоровых произведений композиторов Нидерландской школы XV-XVIвв.»

Прот. В.:— К сожалению, до этого дело не дошло.

Прот. В.:— Я опять подвёл своего дорогого учителя. Напомню, что мой научный руководитель Б.И.Куликов был в то время ректором Московской консерватории, а я был у него тогда единственным аспирантом. И диссертация была уже не только написана, но и отпечатана в пяти экземплярах (тогда это делалось на машинке). И проблем с защитой вроде бы не предвиделось: попробуй в те времена кто-нибудь из научного совета пойти против ректора! Да и тема-то была, действительно, интересная.

Прот. В.:— как раз в то время – накануне защиты – мне представилась редкая возможность стать регентом правого хора в Антиохийском подворье, и я, конечно, не мог упустить такой возможности, о которой мечтал все последние годы.

Но, повторяю, нот в то время неоткуда было достать. И мне в первый год пришлось переписывать множество партитур и хоровых партий. И вот тогда-то у меня совершенно не осталось времени на бюрократическую волокиту с оформлением предзащитной документации. Да, честно говоря, меня это тогда совершенно не волновало: я выбрал путь регентской деятельности, в которой научная степень кандидата искусствоведения ничего не прибавляла и не убавляла. В то время церковная и государственная сферы были настолько резко разделены, что я представить не мог, что эта степень мне смогла бы впоследствии хоть как-то пригодиться.

Конечно, я признался своему учителю, что стабильной научной карьере предпочёл ненадёжную стезю церковного регента. Конечно, я огорчил его этим признанием, но, к своему великому удивлению, вместо ожидаемого гнева и негодования нашёл понимание. Впоследствии Борис Иванович постоянно интересовался моими клиросными делами, а уже в последние годы несколько раз посещал наш Свято-Тихоновский храм в Люблино, молился за богослужением и за душевной беседой помогал мне ценными советами (а так же и нотами) в организации певческой гимназии.

Прот. В.:— Откровенно скажу, что даже и мысли стать священником у меня не возникало. Пределом моих мечтаний было стать регентом. И когда эта мечта сбылась – счастью моему не было границ. Ещё, признаюсь, была такая честолюбивая мысль – стать когда-нибудь со временем регентом патриаршего хора. Но я понимал, что в реальности это вряд ли осуществимо.

А о священстве я и помыслить не мог! Я ведь довольно поздно пришёл к вере и, не имея систематического духовного образования, не мог надеяться на рукоположение.

Прот. В.:— Желание-то возникало, но не было возможности! У меня к тому времени было уже четверо детей. Кто бы их кормил, если бы я на четыре года опять сел на студенческую скамью?

Прот. В.:— Тогда, как и теперь, заочно могли учиться лишь посвящённые в сан диакона или иерея.

Впоследствии, уже после рукоположения, я воспользовался этой возможностью.

Прот. В.:— По милости Божией! Всё случилось естественно, как бы само собой. Признаюсь, я не стремился к сану, как я стремился, скажем, к регентской деятельности, но и не стал уклоняться от него, когда такая возможность открылась.

Прот. В.:— В то время, как я был регентом (после антиохийского подворья уже в храме святителя Николая «в Кузнецах»), я проживал в научном городке Протвино на краю Московской области.

В первые годы перестройки мы с немногими единомышленниками создали там православную общину, а я был избран председателем приходского совета.

До празднования 1000-летия Крещения Руси всё это было сопряжено с неимоверными трудностями и непониманием и даже преткновением со стороны властей. После празднования этого славного юбилея дело пошло на лад. Так что в 1988-89 годах нам удалось построить в этом городе передовой социалистической науки небольшой православный храм в честь Покрова пресвятой Богородицы.

Это было время, когда неожиданно разрешили восстанавливать разрушенные и строить новые храмы. И священников стало катастрофически не хватать.

Так получилось, что в нашей небольшой общине других кандидатов в священство просто не нашлось: одни не имели необходимых (хотя бы элементарных) знаний о богослужении, другие не хотели расстаться с любимой и стабильной работой.

И тогда обратились ко мне с просьбой, чтобы я ради блага общины пожертвовал своим любимым регентским делом и стал бы готовиться к рукоположению. Долго уговаривать меня не пришлось. Духовник мой дал своё благословение. Старец, к которому он меня направил, также поддержал это доброе намерение. И через какое-то время состоялась моя – сначала диаконская – а потом и иерейская хиротония.

Впрочем, не все были рады этой радикальной перемене в моей жизни.

Один из певчих моего хора высказал своё мнение (которое мне тогда показалось несколько обидным), что наша церковь лишилась выдающегося регента и приобрела посредственного священника.

Прот. В.:— Это было на следующий день после иерейской хиротонии (совершившейся в Рождество Иоанна Предтечи) 8 июля 1990 года в Ильинском храме – тогда единственном в Серпухове. Помню только, что я находился как бы в некой прострации: мне не верилось, что это я совершаю великое Таинство Евхаристии, что я служу Божественную Литургию. О прочих впечатлениях удобнее будет умолчать: не всё можно выразить словами, и не всё может быть воспринято теми, кто этого не пережил.

Прот. В.:— Практически с нуля! Когда я получил указ Святейшего Патриарха о назначении настоятелем строящегося в Люблино храма, то на этом месте одиноко возвышался только крест, обозначавший место будущего строительства. Он и до сих пор стоит перед трапезной.

В течение следующего сезона были возведены стены из деревянного бруса, водружены главы с крестами, а в вербное воскресение 2002 года мы впервые совершили литургию в верхнем храме. Нижний же остался в виде крестильного храма. Для него был изготовлен мраморный баптистерий для крещения взрослых полным погружением. Впоследствии в 2005 году деревянный храм был облицован снаружи фасадной плиткой под «белый камень» и приобрел нынешний вид.

Прот. В.:— Совершенно естественно и понятно желание оградить детей хотя бы нашего прихода от развращающего духа века сего, насаждаемого в современных школах. Ни для кого не является секретом небывалый рост детской преступности, всё большее распространение наркомании в школах, всё меньшее сохранение девственности у старшеклассниц, а уж о курении и матерщине в стенах школы и за её пределами можно уже не говорить. И ситуация с каждым годом только ухудшается потому что нет опоры на духовность ипроисходящую от неё нравственность. Вот такую опору мы и хотим дать нашим детям. Дать возможность учиться и духовно возрастать при храме, в православном окружении, получая качественные знания от православных педагогов, живя не по законам волчьей стаи, но по традициям православной семьи: в любви и послушании.

Прот. В.:— Дело в том, что вероучительные истины лучше всего усваиваются через богослужение. Больше того – через активное участие в богослужениях. Человек, поющий на клиросе, не будет томиться продолжительностью богослужения. Он знает чинопоследование, он понимает его смысл. Для него время богослужения пролетает мгновенно. Вот мы и хотим придти к тому, чтобы наши дети не только эпизодически участвовали в богослужении в качестве чтецов и алтарников, но и составили особый праздничный хор. Для этого и в круг преподаваемых предметов, кроме общеобразовательных дисциплин, мы вводим музыкальный цикл (занятие на инструменте и сольфеджио), а главное – духовный цикл (церковное пение, Закон Божий, церковно-славянский язык и т.д.). Таким образом, дети смогут не только участвовать в богослужебном пении, но и получить начатки профессионального образования, приобрести навыки и знания певчих, а впоследствии и регентов. В перспективе же мечтается создание хора из мальчиков и мужчин. Такой состав был обычен для православных хоров в течение многих столетий до конца XIX века. Лишь потом с легкойруки Архангельского начали вместо мальчиков вводить женские голоса, что конечно же изменило звучание церковных песнопений, придав им несвойственную прежде страстность и плотскость. Мы сейчас уже представить себе не можем, как небесно звучали раньше знакомые нам песнопения, когда архиерейские и приходские хоры состояли из мальчиков и мужчин. Вот такой состав хотелось бы мне возродить в нашем приходе. Пусть пока что мальчиков у нас маловато. На первое время сгодятся и девочки. Все равно – звучание детских голосов в сочетании с мужскими – создаст неповторимый звуковой колорит, соединяющий мощь и силу с прозрачностью и ангельской чистотой.

Прот. В.:— Интересной – не то слово! Совсем не то! Храм, приход – это не клуб интересных встреч. Это не развлекательный комплекс, завлекающий народ различными представлениями. Приход – это духовная семья. А семья объединяется любовью. А любовь выражается в заботе друг о друге, в несении определённых семейных обязанностей. Интересно ли мыть полы, вытряхивать коврики, стирать и готовить пищу? Интересно ли вставать ночью к плачущему малышу, менять ему грязные пеленки, интересно ли заставлять детей убираться, выносить мусор, ходить в магазин? А если этого не делать, то вырастает капризный избалованный эгоист, не способный ни к труду, ни к творческим усилиям. Так и на приходе. Вряд ли он станет духовной семьёй, если люди, приходящие в храм, настроены на то, что их будут здесь ублажать – где красивым пением, где – интересной проповедью, где – увлекательными паломническими поездками, где – различными кружками и секциями. Они должны ощущать себя не потребителями, а участниками общего дела (кстати, «литургия» так и переводится с греческого – «общее дело»). И больше всего сближает людей именно труд во славу Божью, труд по благоустройству прихода, по украшению храма к праздникам, ещё больше – участие в строительстве и реставрации храма, в помощи многодетным, немощным и престарелым. В совместном, бескорыстном труде прихожане сближаются, лучше узнают друг друга. Они уже не будут лишь вежливо кивать, приветствуя знакомое лицо, не зная при этом его имени. Они будут горячо принимать к сердцу проблемы друг друга и всеми силами стараться разрешить их,исполняя завет апостола: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». И вот в этом направлении перед нами огромное поле деятельности. Кроме большой работы в самом храме (уборка, мытье полов, чистка подсвечников) и в гимназии, кроме чистки дорожек (осенью – от листьев, зимой – от снега), ухода за клумбами и газонами, нужно много добровольных помощников священника в посещении больниц (психиатрической и дорожной им. Семашко), дома престарелых. Там огромное количество больных и престарелых, нуждающихся в нашей помощи и ожидающих её. А из всей массы наших прихожан только 4-5 человек регулярно посещают с батюшками больницы, а дом престарелых – и того меньше! Это ли не позор? Стыд и срам! К счастью, у нас есть люди, в том числе и среди молодёжи, которые охотно жертвуют своим свободным временем, чтобы в выходные дни потрудиться при храме. Вот они и составляют костяк прихода, несут на своих плечах заботы по его благоустройству. И для них храм становится роднее родного дома. Именно они создают в храме ту уютную семейную атмосферу, которую ощущают впервые приходящие в наш храм и которую так ценят наши прихожане.

Что же касается конкретных планов, то есть желание создать на базе нашего прихода хор духовенства нашего Петро-павловского благочиния, входящего в юго-восточный округ. Уже получено благословение высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Истринского, викария Святейшего Патриарха Алексия II на создание такого хора, состоящего из священников и диаконов, многие из которых с радостью пели до рукоположения в годы учения в семинарии и академии в церковном хоре, а теперь лишены такой возможности в силу загруженности приходской, служебной и социальной деятельностью.

Прот. В.:— Кроме духовных песнопений, мы предполагаем включить в репертуар народные и патриотические песни и, конечно же, лучшие произведения отечественной и мировой хоровой классики.

Прот. В.:— Нам и самим хочется реализовать свой творческий потенциал. Кроме того, ведь это прекрасная возможность неформального общения духовенства разных приходов, позволяющая преодолеть приходскую разобщенность через участие в увлекательном и полезном деле.

Прот. В.:— Зависит и очень многое. Прежде всего, мы должны молиться: «Аще не Господь созиждет храм, всуе трудятся строители». Кроме того, нужно досаждать властям нашими проблемами. «Дитя не плачет – мать не разумеет». От властей зависит привлечение солидного капитала и мощных организаций к строительству храма. Там, где власти заинтересованы, храмы возводятся очень быстро. Выбирая депутатов в местные органы и в высшие эшелоны власти, мы должны постоянно ставить вопрос об их отношении к православной вере, к созданию храмов, к введению в школах «Основ православной культуры».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *