храм святой дарьи в москве
Храм свв. мчч. Хрисанфа и Дарии Ипатьевского монастыря вновь открыт для богослужения
Кострома, 31 марта 2008 г.
Строительство надвратного храма во имя святых Хрисанфа и Дарии – единственной в России церкви, посвященной этим мученикам – было начато в 1840 году по инициативе императора Николая I, посетившего монастырь в 1834 году. Автором проекта церкви стал знаменитый архитектор, создатель соборного Храма Христа Спасителя в Москве, К.А. Тон.
Посвящение храма святым мученикам Хрисанфу и Дарии было избрано не случайно – день их памяти, 1 апреля, отмечен в истории России двумя знаменательными датами: днем отъезда из Ипатьевского монастыря в Москву, «на царство», Михаила Феодоровича Романова и днем торжественного вступления русских войск в Париж в 1814 году.
Возведение храма во имя мучеников Хрисанфа и Дарии, осуществлявшееся в несколько этапов, было окончено к 1859 году (на одном из этапов строительными работами руководил костромской губернский архитектор Григорьев).освящен епископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским), известным церковным ученым и духовным писателем, управлявшим Костромской епархией с 1857 по 1877 год. В 1867 году своды церкви, ставшей домовым храмом архиерейской резиденции, украсила роспись в византийском стиле.
Богослужения в церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии прекратились в начале 20-х годов ХХ века, вслед за закрытием Ипатьевского монастыря. С 1923 года, после пожара, архиерейский корпус и храм святых мучеников Хрисанфа и Дарьи были переданы городскому профсоюзу текстильщиков и приспособлены под жилье рабочих костромских текстильных фабрик.
После открытия в стенах Ипатьевского монастыря краеведческого музея в церкви во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии была размещена экспозиция, посвященная революционному и советскому периоду истории Костромы.
В конце 2004 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возвращен Костромской епархии. После освобождения храма во имя мучеников Хрисанфа и Дарии от музейных экспозиций в нем начались восстановительные работы.
В настоящее время в храме возобновлена настенная роспись, установлен иконостас. Первую Божественную литургию в церкви со дня ее закрытия, более чем через 80 лет, совершит архиепископ Костромской и Галичский Александр.
Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии (Кострома)
Строительство надвратного храма во имя святых Хрисанфа и Дарии – единственной в России церкви, посвящённой этим мученикам – было начато в 1840 году по инициативе императора Николая I, посетившего монастырь в 1834 году. Автором проекта церкви стал знаменитый архитектор, создатель соборного Храма Христа Спасителя в Москве, К.А. Тон.
Посвящение храма святым мученикам Хрисанфу и Дарии было избрано не случайно – день их памяти, 1 апреля, отмечен в истории России двумя знаменательными датами: днём отъезда из Ипатьевского монастыря в Москву, «на царство», Михаила Фёдоровича Романова и днём торжественного вступления русских войск в Париж в 1814 году.
Возведение храма во имя мучеников Хрисанфа и Дарии, осуществлявшееся в несколько этапов, было окончено к 1859 году (на одном из этапов строительными работами руководил костромской губернский архитектор Григорьев). Освящён епископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским), известным церковным учёным и духовным писателем, управлявшим Костромской епархией с 1857 по 1877 год. В 1867 году своды церкви, ставшей домовым храмом архиерейской резиденции, украсила роспись в византийском стиле.
Богослужения в церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии прекратились в начале 20-х годов ХХ века, вслед за закрытием Ипатьевского монастыря. С 1923 года, после пожара, архиерейский корпус и храм святых мучеников Хрисанфа и Дарьи были переданы городскому профсоюзу текстильщиков и приспособлены под жильё рабочих костромских текстильных фабрик.
После открытия в стенах Ипатьевского монастыря краеведческого музея в церкви во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии была размещена экспозиция, посвящённая революционному и советскому периоду истории Костромы.
В конце 2004 года Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь был возвращен Костромской епархии. После освобождения храма во имя мучеников Хрисанфа и Дарии от музейных экспозиций в нём начались восстановительные работы.
В настоящее время в храме возобновлена настенная роспись, установлен иконостас. Первую Божественную литургию в церкви со дня её закрытия, более чем через 80 лет, в 2008 году совершил архиепископ Костромской и Галичский Александр.
filaretuos
Реалии нашей жизни
Друзья и враги
Хрисанф и Дария мученики римские. История и исследование их мощей.
Хрисанф был родом из Александрии, вместе с отцом-язычником переселился в Рим, где обучался в философской школе. Во время обучения прочитал Новозаветные книги и решил стать христианином. Он нашёл скрывавшегося от гонений священника Карпофора, который несколько месяцев наставлял Хрисанфа в вере, а затем крестил, и Хрисанф стал открыто проповедовать христианство.
Святые Хрисанф и Дария почитаются всем христианским миром, как Православной, так и католической и Армянской Церквами. А потому особо почитаемык части мощей этих святых мы находим во многих городах мира и конечно там особенно сильно в богослужениях прославляют этих святых мучеников.Но на Западе день их памяти 25 октября.
Действительно, в первые века христианства, вскоре после мученической кончины Хрисанфа и Дарии была очищена пещера, в которой нашли и останки этих святых и священников и мирян, кто погиб в пещере во время службы литургии у мощей. Были найдены евхаристические сосуды это доказывающие.
Но в 9 веке на Рим нападают Готы, они оскверняют это святое место и уносят мощи святых на территорию Германии в город Прюм. Так Рим теряет мощи Хрисанфа и Дарии.
Так же известно, что собором города Прюм, частица мощей в 848 году была подарена немецкому городу Бад-Мюнстерайфель, что недалеко от Кёльна.
О австрийских и двух итальянских городах нет ни каких достоверных фактов, кем и когда были принесены в эти города частицы мощей.
Вверху на фото мы видим северо-итальянский город Редже-нель-Эмилия с возвышающимся собором над городом. Одно из мест Италии, где покоятся кости (целые скелеты) Святых мучеников Хрисанфа и Дарии. И вот там итальянцы не согласны, что мощи сейчас продолжают оставаться в Германии. тем более наука подтверждает факт достоверности мощей в этом городе Италии.
В этот собор они были пожертвованы Королём Италии, Беранжем Вторым в 946 году. До этого времени они временно находились в разных городах и странах Европы, возможно именно сюда они и были принесены из Германии, но сейчас это нельзя подтвердить или опровергнуть.
Если по церковной истории Хрисанф и Дария пострадали в 283 году и были молодыми людьми ещё не вступившими в брак, то исследования полностью подтвердило достоверность мощей святых мучеников в этом итальянском месте.
Учёные впервые, со всеми самыми последними технологиями предложили Церкви исследовать мощи и узнать их достоверность. Да и сама работа по изучению ДНК людей живших в первые века была не из дешовых, эта работа оценивалась в 30.000 евро.к
Католическая Церковь решилась на смелый шаг, позволив изучить мощи учёным и огласить результат, даже если бы он был отрицательным.
Хрисанф был моложе, его возраст определён как юноша переходного возраста в мужчину 17-18 лет. Кости показали, что и он был обсалютно здоров и нет от физического труда ни какой диформации, а значит, что кости относятся к людям высшего сословия.
В костях была обнаружена очень высокая уонцентрация свинца, что указывает на то, что эти люди употребляли в пищу воду из свинцовых труб. В то время в Риме действительно уже был свинцовый водопровод, только в домах очень богатой знати.
ФОТО: собора в Италии.
По бокам от входа статуи Хрисанфа и Дарии
Затрудняет изучение то, что на итальянских мощах совсем не выявлено частиц земли. Если бы были песчинки, то их можно было бы сравнить с песчинками Риских катокомб того времени. Но отсуствие земли может говорить о том, что мощи Хрисонфа и Дарии ни когда не находились в земле, после казни их могли похоронить в гробах, как хоронили богатых людей уже и в то время в Риме. А если даже мощи и были взяты из земли, то до Итальянского места упокоения они проделали многовековой большой путь по городам и страном и в Церкви есть традиция обретённые мощи (кости) тщательно обмывать водой и вином.
Так же есть данные, что до войны частица мощей Святой Дарии находилась в Польском городе Краков в католическом костёле Св.Николая. Люди помнят, что поклонялись этим мощам. Сегодня в Кракове нет достоверно точных данных, когда и откуда были в город принесены мощи Св.Дарии и когда и куда они потом делись. Однако в Польше и особенно в окрестностях Кракова, имя Дария очень популярно.
В 1011 году, граф Анжуйский Фульк Третий отправился в поломничество в Иерусалим и назад возвращаясь со святыней, камнем от Гроба Господня, граф желал заложить этот камень в основании монастыря, который он хотел построить. На обратном пути он обратился за аудиенцией к Папе Римскому Сергию Четвертому и Папа его принял и не только благословил построить во Франции такой монастырь, но и дал части мощей, чтобы в монастыре имелась святыня которая бы привлекала народ и этими мощами оказались сердца Хрисанфа и Дарии. Монастырь был построен и впоследствии самого графа в склепе под этим храмом и похоронили.
Правда, когда речь идёт о мощах Хрисанфа и Дарии, почему-то это место во Франции упоминается реже всего и даже не совсем официально.
Имя Дария исходит от сокращённого греческого имя Дорофея. При этом имя Дария звучит одинаково на всех европейских языках.
В других формах имя может звучать как Дарья, Дарина, Дарьяна, в финнском языке Тарья.
В производных формах имя может звучать: Дарьюшка, Даря, Дара, Дарюха, Дарюша, Дарёна, Дарина, Даруня, Дарёха, Дарёша, Даша, Дашуля, Дашуня, Дашура, Дашута, Дашуха, Даня.
Имя Дария считается древнеперсидским и звучит в Персидской истории как «Дара».
Другие варианты имени — Дари́на, Дарья́на (фиксировались в современный период, после Октябрьской революции). Распространённая краткая форма имени — Да́ша. Мужское парное имя — Да́рий (точнее, изначально имя было мужским, а имя Дарья образовалось как парное к нему).
Имя Дарья входило в число традиционно распространённых женских русских имён. В XVIII веке оно употреблялось во всех сословиях, но было преимущественно именем крестьянства и купечества. Во второй половине XVIII века частотность имени среди крестьянок достигала высоких значений: 48 ‰ в уезде Можайском. В купечестве имя было реже, всего 9% купеческих девочек называли Дарьями.
После Октябрьской революции имя практически вышло из употребления и почти не использовалось при наречении новорожденных в первые десятилетия советской власти: оно прочно ассоциировалось с дореволюционными порядками, косным крестьянским бытом, считалось «пошлым», «мещанским».
Возрождение интереса к имени наметилось в 1970-е годы. Показательно юмористическое стихотворение Виктора Бокова «Дарья», в котором родители и родственники обсуждают неожиданный выбор имени для новорождённой девочки.
Молодой отец сердился,
Целый день ходил не в духе:
— Дарья! Что это такое?
Дарья! Что это за имя! —
Тёща зятя устыжала:
— Полно, чем ты недоволен?
Дарья — это дар природы,
Это лучше, чем Светлана,
Проще, твёрже и сурьёзней…
Имя Хрисанф распространено меньше. Однако известно, что его носили несколько известных людей, среди которых были не только люди в монашестве и архиерействе, но и в миру, например Хажак Гюльназрян (армянский писатель) носит настоящее паспортное имя Хрисанф.
Президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, его имя Кирсан, это калмыкский аналог имени Хрисанф.
Истории известен педагог-археолог Ящуржинский Хрисанф Петрович.
Поэт и художник Лев Зака, подписывался псевдонимим Хрисанф.
Хрисанф Чернокозов — коммунист, чекист, который сражался за русский Кавказ в Октябрьскую революцию, даже такие вот имена носили революционеры.
Само имя греческое «Хрисантос» и пошло от названия «Золотого цветка» Хризантема.
Рукой подать. Часть 2
Продолжаем паломничество по московским храмам, и сегодня нашей целью стали три чудотворные иконы Божией Матери: Владимирская, «Всех скорбящих Радость» и «Споручница грешных».
Владимирская икона Божией Матери
(храм святителя Николая в Толмачах)
– Ты не представляешь, – говорил знакомый батюшка и блистал глазами, – ты не представляешь! Она же, оказывается, в храме! Я и сам не знал; думал, в музее, а она – в храме! И там никого нет! Никого! Хоть целый день перед ней стой! Можно к ней прикладываться, поклоны класть, стоять, сидеть, я не знаю… Лежать! Я там помолился, даже подремал потом на лавочке. Ты понимаешь?! Та самая!
«И весь город вышел ей навстречу, все, от мала до велика, и не было человека, который не плакал бы, и отовсюду слышалось молебное пение: “Не предай же нас, Заступница наша, надежда наша, не предай нас в руки татарам. ” И вняла Матерь Божия воплям русских людей», – писал архиепископ Никон (Рождественский). Необъяснимо для атеистической истории, великий Тамерлан, напуганный видением Богородицы, отвернул от города, куда ему оставалось вот именно что только войти, и ушел терзать враждебную Москве Кипчакскую орду. А икона осталась в Москве.
И сегодня она – не копия, а «та самая», после революции взятая из Успенского собора Кремля и заключенная в музей, – с 1999-го находится в храме святителя Николы в Толмачах, возвращенном Церкви в 1993 году в статусе домового храма Третьяковской галереи.
Ясным февральским днем я направилась туда дымящимися от мороза московскими переулками.
Двери оказались закрыты, стрелочка «Вход там» указывала на, казалось бы, не соединенный с храмом (выяснилось, что соединен – подземным проходом) подъезд, тоже запертый, в котором за бликующим под зимним солнцем стеклом удалось-таки разглядеть тетеньку в погонах, в ответ на мои вопрошающие ужимки махнувшую рукой: да, дескать, правильно понимаете, через вход в галерею.
У ворот – небольшие завихрения ручейка, устремляющегося внутрь: румяные иностранцы в теплых, словно детских, шапочках колокольчиками и куцых пальтишках, румяные столичные школьники, под предводительством классной руководительницы стремящиеся к прекрасному.
Внутри – почтительный гул. Старомосковская дама в гардеробе (буду уходить – она вздохнет, словно огорченная проводами дорогого гостя: «Уже?») степенно забирает полушубок.
Оглядываюсь – указатель зовет налево: «Вход в храм-музей». Наверх по лестнице, вправо, мой внутренний указатель сбивается, но внешние не подводят. На траверсе проплывает давешняя тетенька-милиционер.
Поворот, лестница, еще гардероб, табличка на белой двери: «Братья и сестры, входить в храм в верхней одежде не благословляется» (хорошо, что разделась!), доска с объявлениями (расписание богослужений плюс домашняя просьба к кому-то вернуть книги в библиотеку, будто и не в центре Москвы в храме при Третьяковской галерее, а где-то на тихом милом провинциальном приходе). У свечного ящика (свечи зажигать не благословляется – следует просто ставить на подсвечник, зажгут за службой) минуту подумав, покупаю акафист в чуть шершавой охристой обложке и свечу. По лестнице вверх и…
В пустом храме тихо, и падает на пол охапками солнечный свет. Вправду, почти никого нет – только присматривает за порядком служительница на стуле да у Казанской (храм полон древних икон) экскурсовод нашептывает что-то двум внимательным дамам. Едва раздается некий призвук: музейное оборудование почти неслышно следит за температурным режимом.
Скольжу к царским вратам. Слева, в резном киоте – она.
Достаю из сумки акафист и встаю, чтобы никому не мешать – у правого клироса.
За окном вдруг оглушительно вскрикивают птицы. Это московские воробьи в самые лютые морозы с несомненной ясностью трезвонят о скоро грядущей весне.
Малый Толмачевский пер., 9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от храма);
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
Между тем именно первообраз – прославившаяся в 1688 году икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – все 324 года, последовавшие после ее явления, находится в самом центре Москвы. Или даже чуть больше – точная дата принесения иконы в церковь на Ордынке, сегодня носящую ее имя, а тогда именуемую Преображенская, неизвестно.
Зимнее небо над Ордынкой – как где-нибудь на Синае: синее до густоты. Иногда в самые лютые морозы случаются такие атмосферные фокусы: глядишь вверх – и будто ты не в московском феврале, а совсем в иной точке времени и пространства. Снег люто хрустит под «уггами». Во дворе ослепительно желтой на фоне синего неба Скорбященской церкви никого, да и в храме безлюдно – середина дня, уборка, – только играет пламя от свечей на медной старинной табличке под иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Пачки листочков для записок на темном бюро. В старинном полу – истонченная временем медная плита. «1770 года Сентября 11 дня по полуночи в 9-ом часу преставился раб Божий Генерал-Майор и ордена св. Анны Кавалер Петр Петрович Воейков», – сообщает старинная вязь.
Выстроенную в ее нынешнем виде архитектором Баженовым, в советские времена Скорбященскую церковь закрывали, но как-то ненадолго и особым образом. Разграбленная еще в 1922-м (изъяли 4 пуда 26 фунтов 22 золотника золотых и серебряных изделий и повезли в Европы – продавать), церковь дотянула до 1933-го, когда, несмотря на безнадежно-героическое сопротивление прихода, 5 мая все-таки было вынесено заключение о ее ликвидации. Теперь здесь помещались запасники «Третьяковки», что обещало потери, но все же не столь глобальные, как если бы тут устроили овощную базу. А в 1948 году храм, который все это время, как могли, оберегали сотрудники галереи, вернули Церкви – и приделы заново освящал Святейший Патриарх Алексий (Симанский).
«Каждый воскресный вечер перед образом Божией Матери “Всех скорбящих Радость” – чтимой святыней храма – совершается молебен с чтением акафиста, – писал в 1950-м «Журнал Московской Патриархии». – По окончании молебна настоятель храма неизменно обращается к собравшимся с назидательным словом. Особенно торжественно празднуется день прославления чтимой иконы – 6 ноября н.ст.».
«По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Евфимия однажды во время молитвы услышала голос:
– Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
– Где же найти мне такую Целительницу? – отвечала Евфимия, изумленная голосом.
– Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что, действительно, в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из “Сказания об иконе”, написанного практически сразу после совершения чуда.
Все это я вычитала в тоненькой книжечке, купленной здесь же, – я, конечно же, забыла дома очки и, водружаясь на темную лавку у чтимого образа святого мученика сотника Лонгина (как войдешь – справа), весьма сетовала на это, пока не обнаружила, что шрифт очень удобен и отлично можно читать и так. Может быть, это из-за моего соседства? – мученику Лонгину молятся при глазных болезнях. Или освещение хорошее?
У входа вдруг обнаруживается группа людей, похожих на иностранную делегацию: девушки на каблуках и в красивых шубах и молодые люди маячат на линии свечного ящика. У некоторых – фотоаппараты.
В храме тем временем начинается движение – раскатывают ковровую дорожку. Входит немолодой живописный священник, похожий на горбоносого сотника Лонгина в древнем восточном головном уборе, и удаляется куда-то вглубь.
– Матушка! А что будет-то сейчас? – тоном заправской бабули интересуюсь на свечном.
– Венчание, – отвечает та.
Раз так, пора и честь знать.
ул. Большая Ордынка, 20;
тел/факс: 7 (495) 951-60-34.
Икона Божией Матери «Споручница грешных»
(храм святителя Николая в Хамовниках)
Это было в самом конце 1990-х. За два года до этого Лиза крестилась, но как-то ей никто не объяснил, что нужно делать после, и хотя в доме откуда-то взялась книга «Вопросы к батюшке» (стояла на полке в кухне между «Московской сагой» и желтеньким «Сатанизмом для интеллигенции» дьякона Андрея Кураева), Лиза как-то ее не читала, ведя духовную жизнь в том смысле, что иногда подолгу беседовала по телефону с подругой о чем-нибудь «православном».
И вот наступила Страстная неделя. Лиза знала, что в Великий пост нужно идти на исповедь, и пошла. Встала в одну из длинных очередей и всю очередь думала, что ей сказать.
Так вышло, что с момента крещения очевидными смертными грехами она не грешила. Оставался невыразимый песок – и тогда она решила начать с главного – того, что, с ее точки зрения, объясняло все остальное. «Я крестилась два года назад, но с тех пор ни разу в церкви не была», – сообщила она священнику. Худенький невысокий батюшка поднял на нее усталые глаза. «Постилась?» – «Да, – радостно и энергично кивнула она, – мяса не ела! Только вот молоко немножко пила и…» «Значит, не постилась, – не дал договорить он, – ладно, а то еще два года не придешь, знаю я вас», – и накрыл ее голову епитрахилью.
Она летела домой, как птица.
И только потом, совсем через время, узнала, что это был один из опытнейших московских духовников, и что то, что он сделал, называется словом «икономия», и что та икона в храме святителя Николая в Хамовниках, что в киоте слева сразу, как войдешь, – чудотворная «Споручница грешных».
То есть ее, Лизина, Споручница. И не иначе как Она поручилась, чтобы Лизе дали вот это причастие – авансом, на грядущие девять лет кромешной, беспробудной, свинской жизни, в которую совсем скоро скатится наша Лиза, но, когда они закончатся, ей будет куда возвращаться: туда, где сиял ей из жгучей темноты немерцающий свет ее первой настоящей Пасхи.
Осталось лишь рассказать, что это за икона. Вкратце это будет так. Происхождение не совсем известно – говорят, что, возможно, вдохновением для иконописца послужили слова из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая!»
Купчиха просила отслужить молебен перед иконой «Споручница грешных», что и было исполнено, после чего ребеночек ее выздоровел.
Вскоре от иконы, теперь уж внесенной в монастырь, последовали и другие знамения – и она прославилась как чудотворная. Это было в 1844-м.
А в 1847 году список иконы из Одринского монастыря прислали в Москву подполковнику Д. П. Бонческулу, получившему это благословение после того, как он приютил у себя иеромонаха, приезжавшего в столицу за ризами для чудотворной иконы. Этот подполковник вскоре стал замечать нечто необычное: его икона сияла и мироточила, а больные, пользовавшиеся этими благоуханными каплями, исцелялись.
И в мае 1848 года подполковник пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в храм святителя Николая в Хамовниках, где необычные явления продолжились: в алтаре по ночам были замечены необычные свечения в виде появлявшихся и исчезавших звезд, и икона продолжала мироточить, прославившись в том числе и исцелением от холеры, свирепствовавшей в том году в Москве.
С тех пор икона эта и находится неотлучно в храме святителя Николая в Хамовниках, где в 2008 году торжественно отпраздновали 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».
Храм святителя Николая в Хамовниках:
ул. Льва Толстого, 2;
тел.: 7 (499) 246-72-08, 246-69-52.