храм святой фотинии в москве
Храм святой фотинии в москве
Ковчежцы с частицами мощей и других святых предметов находятся в нашем храме справа от центральной солеи.
Эти святыни на протяжении многих лет собирал нынешний настоятель церкви протоиерей Николай Дятлов. В 1997 году отец Николай передал мощевики храму, в котором к тому времени прослужил более 20 лет.
Большой ковчег содержит частицы:
1. Древа Креста Господня
2. Крестителя Господня Иоанна
3. Апостола и евангелиста Луки
4. Апостола Андрея Первозванного
5. Святителя Николая Мирликийского
6. Первомученика архидиакона Стефана
7. Святителя Димитрия Ростовского
8. Святителя Исаии Ростовского
9. Святителя Иоанна Новгородского
10. Святителя Феофана, затворника Вышенского
11. Святителя Иоасафа Белгородского
12. Священномученика Харлампия
13. Великомученика и целителя Пантелеимона
14. Мученика Трифона
15. Священномученика Игнатия Богоносца
16. Священномученика Антипы
17. Святителя Павла, патриарха Цареградского
18. Великомученика и победоносца Георгия
19. Новомученика Димитрия
20. Мученика Маманта
21. Мучеников Виленских Антония, Евстафия и Иоанна
22. Великомученицы Марины
23. Мученицы Любови
24. Новомученика Евфимия
25. Великомученика Феодора Стратилата
26. Благоверного князя Феодора Новгородского
27. Благоверного князя Мстислава Новгородского
28. Благоверного князя Владимира Новгородского
29. Благоверного князя Глеба Новгородского
30. Благоверной княгини Анны Новгородской
31. Преподобного Серафима Саровского
32. Преподобного Иоанна Многострадального
33. Бессребренника и чудотворца Космы
34. Благоверных князей Константина, Михаила, Феодора Муромских
35. Преподобного Назария Печерского
36. Преподобного Саввы Сторожевского
37. Преподобномученика Евфимия Иерусалимского
38. Благоверных князей Давида, Константина, Феодора Ярославских
39. Благоверных князей Петра и Февронии Муромских
40. Преподобного архимандрита Авраамия Ростовского
41. Праведного Симеона Верхотурского
42. Мученицы Фотинии Самарянки
43. Великомученицы Параскевы Пятницы
44. Священномученика Иулиана Египетского
45. Благоверного князя Олега Рязанского, в схиме Иоакима
46. Часть Гроба Господня
47. Часть Гроба Божией Матери
48. Часть Горы Голгофы
49. Часть мантии святителя Мисаила, архиепископа Рязанского
50. Часть поручей святого праведного Иоанна Кронштадтского
51. Часть рясы святого праведного Иоанна Кронштадтского
52. Часть пояса священномученика Иувеналия, архиепископа Рязанского
53. Часть гроба святителя Луки Симферопольского
54. Камень из гробницы прав. Лазаря Четверодневного
55. Камень из Севастийского озера
56. Камень из часовни блаженной Ксении Петербургской
57. Часть от Мамврийского дуба
58. Часть от гроба схиархимандрита Моисея
59. Часть камня преподобного Серафима Саровского
60. Часть мантии преподобного Серафима Саровского
61. Часть мантии преподобного Сергия Радонежского
62. Часть от облачения святителя Феофана, затворника Вышенского
Малый ковчежец содержит частицу мощей блаженной Матроны Московской, части от её гроба, сарафана и чулочка.
Святые преподобные МАРТИНИАН (†422), ЗОЯ и ФОТИНИЯ (†428)
Святой преподобный Мартиниан почитается церковью как избавитель от блудной страсти. Его житие неразрывно связано с житием преподобных Зои и Фотинии (Светланы).
С ю ного возраста он возлюбил Бога и стал проводить иноческое житие. Прекрасный собою Мартиниан, 18 лет от роду, оставил город, сродников, отрекся от мирской суеты и пришел в Палестину на гору, называемую «Ковчежное место» для безмолвного и пустынного жития. Пробыв здесь 25 лет он удостоился получить от Бога дар исцелять недуги и болезни. Слава о его добродетельный жизни распространилась далеко за пределы той страны; все, слышавшие о нем, приходили к нему ради пользы душевной. Но враг рода человеческого диавол не мог стерпеть этого и решил изгнать подвижника из его пустыни. Явившись к нему в виде гигантского змия он пригрозил святому: «Я наведу на тебя такое искушение, какого ты не можешь вынести; исторгну я тебя из твоей келлии, брошу тебя, как лист, гонимый ветром…»
По сле сего случилось следующее. Некая жена блудница услышав о добродетельном житии Мартиниана поспорила, что соблазнит его: «Нетрудно быть бесстрастным не видя ни одной женщины. Без огня сено не горит. Но если я пойду к нему, и он не соблазнится красотой моей, тогда он будет велик». Она сняла свою богатую одежду, кольца и серьги, золотые перстни, мониста и всё, что прельщает ум и глаза юношей и вложила в мешок. Затем, взяв его с собою, она надела разорванное рубище, и в бурную, ненастную ночь подошла к келье пустынника, попросив укрыть ее от непогоды и диких зверей. Преподобный сжалился над странницей, принял ее, а сам затворился в другой половине кельи, где обычно всю ночь молился и пел псалмы.
Наутро женщина переоделась в красивую одежду, так что преподобный даже сразу не узнал ее. Она же стала говорить ему о мире и его радостях, убеждая нарушить воздержание. Смутился праведник красотой и речами женщины. Внезапной волной нахлынуло на него искушение… Со словами: «пережди немного, пойду и погляжу, нет ли кого, чтобы нас не увидели. От Бога не можем мы утаить греха нашего; утаим его, по крайней мере, от людей», он вышел из келлии и начал внимательно осматривать дорогу. Но Человеколюбец Бог оказал ему Свою помощь ради его подвигов и злой помысл его пременил на добрый. Святой разжег лежащий на земле хворост и вступил в огонь голыми ногами, говоря себе: « Ну, что Мартиниан, как тебе этот огонь вечный и боль от него? Сможешь ли вытерпеть терзания вечные? Тогда поступи, как говорит эта женщина». Наконец от нестерпимой боли он упал на землю и воскликнул: «Господи, Боже мой, милостив буди мне грешному!».
Живя на этом камне под открытым небом, блаженный терпеливо переносил и дневной жар и ночной холод. Он днем и ночью восхвалял Бога и беспрестанно поучался в Богомыслии. 6 лет здесь прошли для него мирно, и он был свободен от искушений, но на седьмом году покой его уединения был нарушен. Лукавый враг не захотел оставить святого и старался ему всячески досадить.
«Господи Иисусе Христе не дай мне погибнуть. Во имя Твое я ввергнусь в море, ибо лучше мне умереть в волнах, чем разжигаться телесной страстью к женщине». По смотрению Божиему, два дельфина подняли его на свои хребты и понесли его к берегу.
С тех пор блаженный начал переходить из одного места в другое, из одного города в другой и говорил так: «Бегай, Мартиниан, чтобы тебя не постигла напасть». Он проводил свою жизнь, не имея при себе ни жезла, ни мешка, ни хлеба, ни двух одежд, ни денег. Ночевал он там, где застигала его ночь. За два года он посетил сто шестьдесят четыре города и наконец пришел в Афины. Чувствуя приближение своей кончины, святой вошел в церковь, лег на землю и призвал епископа. Со словами «Предай погребению меня, отче, Господа ради!», он испустил дух. При этом лице блаженного озарилось улыбкой. Епископ с великою честью предал погребению его святое тело в той церкви.
Корабельщик исполнил все, как она просила. Спустя два дня, он приехал опять сюда вместе с женою, которая, поцеловав ее и поклонившись до земли, принесла ей из корабля одежду и хлеб. Блаженная Фотиния совлекла с себя женскую одежду, отложив вместе с сим и женскую немощь, и облеклась в мужское одеяние и препоясалась мудростью и мужественной силой.
После сего она с миром отпустила их. На третий же месяц корабельщик вместе с своей женою снова приехали к Фотинии, и привезли ей с собою хлеба. Пребывая на острове, блаженная дева восхваляла Господа за свою жизнь. Ежедневно она возносила 12 молитв Богу, а каждую ночь она усугубляла сие благочестивое дело и двадцать четыре раза молилась Господу. Фунт хлеба служил для нее пищей на два дня. Так, при помощи Божией, она достигла конца своей жизни. Когда она поселилась на сей скале, ей было двадцать пять лет, а на скале она подвизалась 6 лет; посем с миром предала Господу чистую и святую душу свою.
Святая Фотиния (Светлана)
Через 2 месяца после ее смерти, когда в положенный срок прибыли корабельщик вместе с женою, они нашли блаженную Фотинию усопшей; руки ее были крестообразно сложены, лице ее было светло: она имела вид как бы спящей. Поклонившись ее святому телу и взяв его, они положили его в корабль и отплыли к городу Кесарии Палестинской. Здесь корабельщик отправился к епископу Кесарийскому и рассказал ему всё о добродетельный жизни святой Фотинии. Со всем клиром епископ с честью предал погребению ее тело, с пением боговдохновенных псалмов и пений, воздавал честь и славу Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Советы святых, как бороться с соблазнами
Преподобный Мартиниан есть превосходный учитель борьбы с соблазнами. Вот советы, которые можно предложить тем, кои поставлены бывают в необходимость бороться с соблазнами.
Избегай людей порочных , как избегал их ныне прославляемый угодник Божий Мартиниан. «Как тела погибают от заразы испорченного воздуха, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — так точно и душа часто терпит вред от общения с людьми порочными. Также и в притчах много говорится об этом и убедительно внушается всем, что нужно не только уклоняться, но и бежать от людей, советующих злое, и не обращаться с ними, ибо если предметы вещественные часто повреждаются у нас от прикосновения к чему-нибудь худому, то не тем ли более существа свободные?»
«Презри мир этот с прелестью его, и возлюби единого Бога и вечный живот: и будешь жить в мире, как Лот в Содоме, невредим» (Св. Тихон Задонский).
Да послужат нам эти наставления богомудрых святых отцев руководством избегать соблазнов!
Тропарь прп. Мартиниану, глас 8:
Пламень искушений слез теченьми погасил еси блаженне, и морская волнения, и зверей стремления обуздавый, взывал еси: препрославлен еси всесильне, огня и бури спасый мя.
Кондак прп. Мартиниану, глас 2:
Яко подвижников благочестия искусна, и страдальца произволением честнаго, и пустыни жителя и всельника, в песнех достойно восхвалим Мартиниана присночестнаго: той бо змия попра.
Сегодня
Мученица Фотиния (Светлана) Самаряныня
Святая мученица Фотиния (Светлана) была той самой самарянкой, с которой беседовал Спаситель у колодца Иаковлева. Во времена императора Нерона в Риме, в 65 году, проявившего чрезвычайную жестокость в борьбе с христианством, святая Фотиния жила с детьми в Карфагене и там безбоязненно проповедовала Евангелие. Слухи о христианке и ее детях дошли до Нерона, он приказал привести христиан на суд в Рим. Святая Фотиния, извещенная Спасителем о предстоящих страданиях, в сопровождении нескольких христиан отправилась из Карфагена в Рим и присоединилась к исповедникам. В Риме император спросил их, действительно ли они веруют во Христа?
Все исповедники решительно отказались отречься от Спасителя. Тогда Нерон подверг их изощреннейшим пыткам, но никто из мучеников не отрекся от Христа. В бессильной ярости Нерон приказал содрать кожу со святой Фотинии и бросить мученицу в колодец. Остальных император приказал обезглавить. Святую Фотинию же вытащили из колодца и заключили в темницу на двадцать дней. После чего Нерон призвал ее к себе и спросил, покорится ли она теперь и принесет ли жертвы идолам? Святая Фотиния плюнула императору в лицо и, посмеявшись, ответила отказом. Нерон снова велел бросить мученицу в колодец, где она предала дух свой Господу. Вместе с ней пострадали за Христа оба ее сына, сестры и мученица Домнина. Святая исцеляет разные болезни, помогает страдающим лихорадкой.
Святая Фотиния как целительница
Святая мученица Фотиния чтится нашим народом как целительница от лихорадки. Во многих селах и городах нашей родины ей служат молебны за тех, кто страдает этой болезнью. Не редко больные дают обет написать или приобрести икону Святой мученицы Фотинии.
Почему Святая Фотиния является целительницей этой лютой болезни определить очень трудно, но в придании говориться, что Святая Фотиния исцелила воеводу Севастиана от какой-то болезни, во время которой он: «Разжегся лицем и паде на землю от зельния великия и лютыя болезни». Может, это и была лихорадка. Впрочем народ мог придать значение и тому обстоятельству, что Спаситель разговаривал с самарянкой у колодца, и благодаря этому Святая Фотиния могла, по мнению народа, получить от Господа власть и силу над всей водной стихией, в которой, согласно с народными взглядами, и гнездится эта страшная болезнь.
Просвещение светом Христовым
(проповедь Митрополита Антония о самарянке на 5-ю неделю по Пасхе)
Икона преподобной Фотинии Палестинской
Молитвы, обращенные к преподобной Фотинии Палестинской подле ее иконы, излечат вашу душу от скверны, а также помогут вам преодолеть любое горе.
Христианство знает немало людей, которые целиком и полностью посвятили себя вере и до последних минут жизни оставались верны Господу, несмотря на все мучения. Не исключение и Фотиния Палестинская, чья икона обладает чудотворными свойствами и помогает в любом несчастье.
История иконы
Православная Фотиния хорошо известна среди всех христианских народов. Она сыграла огромную роль в становлении христианства и является одной из немногих святых мучениц, которые лично встречались с самим Иисусом.
Преподобная жила в далекой древности и была из рода самарян. В те времена ее народ сильно враждовал с иудеями, но однажды сам Иисус держал свой путь через поселения, где жила Фотиния Палестинская. Он остановился испить воды из колодца, где как раз пребывала и святая мученица. Несмотря на вражду народов, она позволила утолить жажду страннику. Христос рассказал святительнице о себе, о своей вере, указал на ее грехи, и в тот момент Божья угодница прозрела. Она вернулась в свой город и рассказала людям о встрече со Спасителем, и тогда многие из самарян приняли христианство.
С тех пор до конца своей жизни Фотиния проповедовала христианское вероучение, была искренне предана Господу и, несмотря на гонения, не отреклась от своей веры, потерпев за это немало мук и страданий.
В наши дни мученица глубоко почитаема и уважаема православными верующими. Ее иконы наделены настоящей чудотворной силой, способной творить невероятные вещи и исцелять людей.
Где находится чудотворный образ
Во многих святых обителях есть иконы мученицы. Все они обладают чудодейственными свойствами. Наиболее почитаемые и известные из них расположены:
Описание иконы
На святом образе праведница чаще всего изображена по пояс. Одеяние ее простое и неброское, голова покрыта платком. В одной из рук мученицы обычно изображен небольшой кувшин. Он является символом доброты и щедрости, которую Фотиния проявила, позволив испить чужеземцу, Сыну Божьему, воды из колодца.
О чем молятся перед иконой
Верующие обращаются за помощью к преподобной при различных жизненных трудностях. Но чаще всего православные люди молятся перед чудотворной иконой святой:
Праведная Фотиния Палестинская является покровительницей женщин, кто носит имя Светлана, а также всех мучеников и страдальцев.
День празднования
Днем почитания и поклонения перед священной иконой великомученицы считается 26 февраля. В этот день во многих храмах проводится особая служба в честь памяти святой и ее праведных великих деяний.
Молитва перед иконой
«О, великая страдалица Божия! Мы к Тебе возносим молитвы свои. Услышь нас и помоги на горестном пути нашей жизни. Не оставляй нас, придай нам сил, не позволяй сбиться с истинной дороги, ведущей к Господу. Излечи души наши от мучений, надели нас волей и надеждой на лучшее. Стань заступницей нашей и не отрекайся от нас, о праведная Фотиния! Да прославим мы имя Твое! Во веки веков. Аминь».
Великомученица Фотиния Палестинская посвятила свою земную жизнь Господу. Она потерпела немало страданий за свою веру и преданность Небесному Отцу, но все же не отреклась от истинного вероисповедания, чем заслужила любовь и уважение всех христианских народов, которые на протяжении веков молятся перед иконой святительницы о ее помощи и поддержке, которую она всегда оказывает. Мы желаем вам мира в душе. Будьте счастливы
Рукой подать. Часть 2
Продолжаем паломничество по московским храмам, и сегодня нашей целью стали три чудотворные иконы Божией Матери: Владимирская, «Всех скорбящих Радость» и «Споручница грешных».
Владимирская икона Божией Матери
(храм святителя Николая в Толмачах)
– Ты не представляешь, – говорил знакомый батюшка и блистал глазами, – ты не представляешь! Она же, оказывается, в храме! Я и сам не знал; думал, в музее, а она – в храме! И там никого нет! Никого! Хоть целый день перед ней стой! Можно к ней прикладываться, поклоны класть, стоять, сидеть, я не знаю… Лежать! Я там помолился, даже подремал потом на лавочке. Ты понимаешь?! Та самая!
«И весь город вышел ей навстречу, все, от мала до велика, и не было человека, который не плакал бы, и отовсюду слышалось молебное пение: “Не предай же нас, Заступница наша, надежда наша, не предай нас в руки татарам. ” И вняла Матерь Божия воплям русских людей», – писал архиепископ Никон (Рождественский). Необъяснимо для атеистической истории, великий Тамерлан, напуганный видением Богородицы, отвернул от города, куда ему оставалось вот именно что только войти, и ушел терзать враждебную Москве Кипчакскую орду. А икона осталась в Москве.
И сегодня она – не копия, а «та самая», после революции взятая из Успенского собора Кремля и заключенная в музей, – с 1999-го находится в храме святителя Николы в Толмачах, возвращенном Церкви в 1993 году в статусе домового храма Третьяковской галереи.
Ясным февральским днем я направилась туда дымящимися от мороза московскими переулками.
Двери оказались закрыты, стрелочка «Вход там» указывала на, казалось бы, не соединенный с храмом (выяснилось, что соединен – подземным проходом) подъезд, тоже запертый, в котором за бликующим под зимним солнцем стеклом удалось-таки разглядеть тетеньку в погонах, в ответ на мои вопрошающие ужимки махнувшую рукой: да, дескать, правильно понимаете, через вход в галерею.
У ворот – небольшие завихрения ручейка, устремляющегося внутрь: румяные иностранцы в теплых, словно детских, шапочках колокольчиками и куцых пальтишках, румяные столичные школьники, под предводительством классной руководительницы стремящиеся к прекрасному.
Внутри – почтительный гул. Старомосковская дама в гардеробе (буду уходить – она вздохнет, словно огорченная проводами дорогого гостя: «Уже?») степенно забирает полушубок.
Оглядываюсь – указатель зовет налево: «Вход в храм-музей». Наверх по лестнице, вправо, мой внутренний указатель сбивается, но внешние не подводят. На траверсе проплывает давешняя тетенька-милиционер.
Поворот, лестница, еще гардероб, табличка на белой двери: «Братья и сестры, входить в храм в верхней одежде не благословляется» (хорошо, что разделась!), доска с объявлениями (расписание богослужений плюс домашняя просьба к кому-то вернуть книги в библиотеку, будто и не в центре Москвы в храме при Третьяковской галерее, а где-то на тихом милом провинциальном приходе). У свечного ящика (свечи зажигать не благословляется – следует просто ставить на подсвечник, зажгут за службой) минуту подумав, покупаю акафист в чуть шершавой охристой обложке и свечу. По лестнице вверх и…
В пустом храме тихо, и падает на пол охапками солнечный свет. Вправду, почти никого нет – только присматривает за порядком служительница на стуле да у Казанской (храм полон древних икон) экскурсовод нашептывает что-то двум внимательным дамам. Едва раздается некий призвук: музейное оборудование почти неслышно следит за температурным режимом.
Скольжу к царским вратам. Слева, в резном киоте – она.
Достаю из сумки акафист и встаю, чтобы никому не мешать – у правого клироса.
За окном вдруг оглушительно вскрикивают птицы. Это московские воробьи в самые лютые морозы с несомненной ясностью трезвонят о скоро грядущей весне.
Малый Толмачевский пер., 9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от храма);
Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке
Между тем именно первообраз – прославившаяся в 1688 году икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» – все 324 года, последовавшие после ее явления, находится в самом центре Москвы. Или даже чуть больше – точная дата принесения иконы в церковь на Ордынке, сегодня носящую ее имя, а тогда именуемую Преображенская, неизвестно.
Зимнее небо над Ордынкой – как где-нибудь на Синае: синее до густоты. Иногда в самые лютые морозы случаются такие атмосферные фокусы: глядишь вверх – и будто ты не в московском феврале, а совсем в иной точке времени и пространства. Снег люто хрустит под «уггами». Во дворе ослепительно желтой на фоне синего неба Скорбященской церкви никого, да и в храме безлюдно – середина дня, уборка, – только играет пламя от свечей на медной старинной табличке под иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Пачки листочков для записок на темном бюро. В старинном полу – истонченная временем медная плита. «1770 года Сентября 11 дня по полуночи в 9-ом часу преставился раб Божий Генерал-Майор и ордена св. Анны Кавалер Петр Петрович Воейков», – сообщает старинная вязь.
Выстроенную в ее нынешнем виде архитектором Баженовым, в советские времена Скорбященскую церковь закрывали, но как-то ненадолго и особым образом. Разграбленная еще в 1922-м (изъяли 4 пуда 26 фунтов 22 золотника золотых и серебряных изделий и повезли в Европы – продавать), церковь дотянула до 1933-го, когда, несмотря на безнадежно-героическое сопротивление прихода, 5 мая все-таки было вынесено заключение о ее ликвидации. Теперь здесь помещались запасники «Третьяковки», что обещало потери, но все же не столь глобальные, как если бы тут устроили овощную базу. А в 1948 году храм, который все это время, как могли, оберегали сотрудники галереи, вернули Церкви – и приделы заново освящал Святейший Патриарх Алексий (Симанский).
«Каждый воскресный вечер перед образом Божией Матери “Всех скорбящих Радость” – чтимой святыней храма – совершается молебен с чтением акафиста, – писал в 1950-м «Журнал Московской Патриархии». – По окончании молебна настоятель храма неизменно обращается к собравшимся с назидательным словом. Особенно торжественно празднуется день прославления чтимой иконы – 6 ноября н.ст.».
«По преданию, взывая к Богородице о избавлении от болезни, Евфимия однажды во время молитвы услышала голос:
– Евфимия, отчего в страдании твоем не прибегаешь ты к общей Целительнице всех?
– Где же найти мне такую Целительницу? – отвечала Евфимия, изумленная голосом.
– Есть в храме Преображения Сына Моего образ Мой, именуемый “Всех скорбящих Радость”. Стоит он на левой стороне в трапезе, где обыкновенно становятся женщины. Призови к себе из этой церкви священника с этим образом, и, когда он отслужит молебен с водосвятием, ты получишь исцеление.
Не забывай же тогда Моего к тебе милосердия и исповедуй его в прославление имени Моего.
Придя в себя, Евфимия узнала от родных, что, действительно, в храме Преображения на Ордынке есть икона “Всех скорбящих Радость”, попросила принести ее к себе в дом и после молебна пред нею получила исцеление. Это произошло 24 октября, и с того времени, по церковному преданию, эта икона являла множество чудесных исцелений. Эта история известна из “Сказания об иконе”, написанного практически сразу после совершения чуда.
Все это я вычитала в тоненькой книжечке, купленной здесь же, – я, конечно же, забыла дома очки и, водружаясь на темную лавку у чтимого образа святого мученика сотника Лонгина (как войдешь – справа), весьма сетовала на это, пока не обнаружила, что шрифт очень удобен и отлично можно читать и так. Может быть, это из-за моего соседства? – мученику Лонгину молятся при глазных болезнях. Или освещение хорошее?
У входа вдруг обнаруживается группа людей, похожих на иностранную делегацию: девушки на каблуках и в красивых шубах и молодые люди маячат на линии свечного ящика. У некоторых – фотоаппараты.
В храме тем временем начинается движение – раскатывают ковровую дорожку. Входит немолодой живописный священник, похожий на горбоносого сотника Лонгина в древнем восточном головном уборе, и удаляется куда-то вглубь.
– Матушка! А что будет-то сейчас? – тоном заправской бабули интересуюсь на свечном.
– Венчание, – отвечает та.
Раз так, пора и честь знать.
ул. Большая Ордынка, 20;
тел/факс: 7 (495) 951-60-34.
Икона Божией Матери «Споручница грешных»
(храм святителя Николая в Хамовниках)
Это было в самом конце 1990-х. За два года до этого Лиза крестилась, но как-то ей никто не объяснил, что нужно делать после, и хотя в доме откуда-то взялась книга «Вопросы к батюшке» (стояла на полке в кухне между «Московской сагой» и желтеньким «Сатанизмом для интеллигенции» дьякона Андрея Кураева), Лиза как-то ее не читала, ведя духовную жизнь в том смысле, что иногда подолгу беседовала по телефону с подругой о чем-нибудь «православном».
И вот наступила Страстная неделя. Лиза знала, что в Великий пост нужно идти на исповедь, и пошла. Встала в одну из длинных очередей и всю очередь думала, что ей сказать.
Так вышло, что с момента крещения очевидными смертными грехами она не грешила. Оставался невыразимый песок – и тогда она решила начать с главного – того, что, с ее точки зрения, объясняло все остальное. «Я крестилась два года назад, но с тех пор ни разу в церкви не была», – сообщила она священнику. Худенький невысокий батюшка поднял на нее усталые глаза. «Постилась?» – «Да, – радостно и энергично кивнула она, – мяса не ела! Только вот молоко немножко пила и…» «Значит, не постилась, – не дал договорить он, – ладно, а то еще два года не придешь, знаю я вас», – и накрыл ее голову епитрахилью.
Она летела домой, как птица.
И только потом, совсем через время, узнала, что это был один из опытнейших московских духовников, и что то, что он сделал, называется словом «икономия», и что та икона в храме святителя Николая в Хамовниках, что в киоте слева сразу, как войдешь, – чудотворная «Споручница грешных».
То есть ее, Лизина, Споручница. И не иначе как Она поручилась, чтобы Лизе дали вот это причастие – авансом, на грядущие девять лет кромешной, беспробудной, свинской жизни, в которую совсем скоро скатится наша Лиза, но, когда они закончатся, ей будет куда возвращаться: туда, где сиял ей из жгучей темноты немерцающий свет ее первой настоящей Пасхи.
Осталось лишь рассказать, что это за икона. Вкратце это будет так. Происхождение не совсем известно – говорят, что, возможно, вдохновением для иконописца послужили слова из акафиста Пресвятой Богородицы пред иконою «Утоли моя печали»: «Радуйся, руце Твои в поручение о нас Богу приносящая!»
Купчиха просила отслужить молебен перед иконой «Споручница грешных», что и было исполнено, после чего ребеночек ее выздоровел.
Вскоре от иконы, теперь уж внесенной в монастырь, последовали и другие знамения – и она прославилась как чудотворная. Это было в 1844-м.
А в 1847 году список иконы из Одринского монастыря прислали в Москву подполковнику Д. П. Бонческулу, получившему это благословение после того, как он приютил у себя иеромонаха, приезжавшего в столицу за ризами для чудотворной иконы. Этот подполковник вскоре стал замечать нечто необычное: его икона сияла и мироточила, а больные, пользовавшиеся этими благоуханными каплями, исцелялись.
И в мае 1848 года подполковник пожертвовал свою икону «Споручница грешных» в храм святителя Николая в Хамовниках, где необычные явления продолжились: в алтаре по ночам были замечены необычные свечения в виде появлявшихся и исчезавших звезд, и икона продолжала мироточить, прославившись в том числе и исцелением от холеры, свирепствовавшей в том году в Москве.
С тех пор икона эта и находится неотлучно в храме святителя Николая в Хамовниках, где в 2008 году торжественно отпраздновали 160-летний юбилей перенесения и прославления под его сводами чудотворного образа Божией Матери «Споручница грешных».
Храм святителя Николая в Хамовниках:
ул. Льва Толстого, 2;
тел.: 7 (499) 246-72-08, 246-69-52.