храм святой софии эрдоган
Собор Святой Софии в Стамбуле официально стал мечетью Его считали главной православной святыней. Судьба легендарных византийских фресок неизвестна
Государственный совет Турции — высший административный суд — единогласно объявил незаконным и отменил решение кабинета министров от 1934 года, присваивающее православной святыне статус музея. По нынешней официальной позиции Анкары, храм был собственностью Султана Мехмеда Фатиха, который затем передал его в вакф — мусульманский фонд, а имуществом этой организации министры не имели права распоряжаться. Более того, под вопрос ставят подлинность подписи основателя турецкого государства Кемаля Ататюрка на документе о музейном статусе.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган уже подписал указ, разрешающий проводить в Святой Софии мусульманские молитвы. Как ожидается, глава государства выступит в прямом эфире с обращением по этому вопросу.
Репортеры турецкого телевидения, присутствовавшие возле храма с самого утра, сообщают, что возле него собрались жители Стамбула. Они пришли поддержать решение государства: на кадрах с места видно, как группа мужчин выкрикивает мусульманские религиозные лозунги.
Турецкий президент отдельно подчеркивал, что Айя-София, наряду с другими историческими мечетями столицы, будет доступна для туристов.
Представитель Эрдогана ранее заверил, что «иконы» храма останутся нетронутыми — имелись в виду православные мозаики и росписи на стенах. Как это будет сочетаться с исламскими богослужениями, не сообщается — вероятно, их скроют специальными ширмами. Предполагается также, что из-за религиозного статуса здания некоторые части бывшего музея все же станут недоступны для посетителей.
Представитель РПЦ Андрей Ткачев сравнил превращение храма в мечеть с пожаром в соборе Парижской Богоматери. Глава отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда назвал решение сугубо политическим и непродуманным. Ранее митрополит Илларион заявил, что подобный ход недопустим, нарушает свободу вероисповедания и оскорбляет чувства верующих.
Вселенский патриарх Варфоломей, формальный глава православных христиан, счел, что решение грозит расколом Запада и Востока. Госсекретарь США Майк Помпео в свою очередь выразил мнение, что исторический собор теперь потеряет свою роль «моста, связывающего разные культуры и религиозные традиции». В соседней с Турцией Греции туркам пригрозили серьезным «эмоциональным разрывом» с христианскими странами.
На критику из других стран турецкие власти отвечали однозначно: это внутреннее дело государства, и судьбу Святой Софии должно решать население — а большинство турок поддерживает решение о превращении ее в мечеть. Особенно популярно оно у сторонников действующего президента.
Смена статуса собора — вопрос, вписывающийся в общую политическую повестку эрдогановской Турции: последние много лет президент держит курс на турецкий национализм и консервативный ислам. Параллельно с исламизацией Эрдоган укрепляет свою личную власть, сдвигая турецкий режим от демократического к авторитарному. Есть здесь и противопоставление Западу: по словам турецкого лидера, сегодняшний маневр — в том числе ответ на действия США в поддержку Израиля.
Критики указывают на то, что противоречивый для международных партнеров шаг — способ главы государства удержать электорат. По результатам соцопроса фирмы Metropoll выяснилось, что 44 процента турецких избирателей считают: решение о смене статуса власти вынесли на повестку дня, чтобы отвлечь их от экономических проблем.
Собор был достроен и освящен в 537 году — более 1,5 тысячи лет назад — и долгое время являлся крупнейшей в мире христианской святыней. После того, как Константинополь в 1453 году взяли войска турецкого султана, он стал мечетью — и одновременно символом гордости турок за завоевания Османской империи. Чтобы проводить в нем богослужения, лица святых на настенных росписях прикрыли — а примерно в XVIII и вовсе замазали.
Кемаль Ататюрк последовательно выстраивал светское государство, стараясь отделять ислам от политики. По его личному указанию собор получил музейный статус. После того, как Святая София стала музеем, в ней обнаружили бесценные памятники культуры — византийские фрески и росписи.
Эрдоган подписал указ о превращении собора Святой Софии в мечеть
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ, по которому собор Святой Софии, с 1934 года сохранявший статус музея, вновь становится мечетью.
В соответствии с решением президента Турции объект передается в собственность Управления по религиозным делам страны.
Ранее Госсовет Турции отменил решение правительства страны от 1934 года, по которому мечеть в соборе Святой Софии была превращена в музей. «В государственном реестре недвижимости Айа-Софья проходит в качестве мечети, и этот факт не подлежит изменению», — цитирует решение Госсовета агентство Anadolu.
Как передает CNN Turk, пресс-служба президента Турции объявила, что вечером он выступит с обращением к населению в связи с изменением статуса собора Святой Софии.
Собор Святой Софии был возведен в Константинополе в VI веке и долгое время был главным храмом христианской церкви на Востоке и около тысячи лет — самым крупным христианским собором. После захвата Константинополя турками в 1453 году собор был превращен в мечеть, к нему пристроили минареты. После создания Турецкой Республики в 1934 году здание стало музеем с сохранением и христианских, и мусульманских элементов убранства.
Споры о статусе собора вернулись после прихода к власти Эрдогана, хотя в 2018 году суд в Турции назвал недопустимым предложение превратить его в мечеть. В 2016 году в соборе стали читать Коран. 29 мая, в 567-ю годовщину падения Константинополя, в соборе Святой Софии снова прошло чтение Корана. 5 июня Эрдоган официально поручил рассмотреть возможность превращения музея в мечеть.
Решение властей Турции вернуть собору статус мечети уже вызвало негативную реакцию в Греции. Министр культуры страны Лина Мендони назвала его открытой провокацией. «Сегодняшнее решение, результат политической воли президента Эрдогана, является открытой провокацией по отношению ко всему цивилизованному миру, который признает уникальную ценность и духовную значимость этого памятника», — заявила она, передает Reuters.
Российская православная церковь выразила сожаление в связи с решением турецких властей. «Очень жаль, что обеспокоенность Русской православной церкви, других православных церквей не была услышана. Данное решение, увы, не направлено на примирение существующих противоречий, но, напротив, может привести к еще большим разделениям, о чем сказал 6 июля в своем заявлении Патриарх [Московский и всея Руси] Кирилл», — цитирует ТАСС слова председателя Синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата Владимира Легойды.
Реакция на обсуждение возможности смены статуса храма ранее была озвучена и в Кремле. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что Турции следует учесть то, что собор Святой Софии в Стамбуле является объектом всемирного наследия и имеет значение не только как шедевр мировой архитектуры, но и несет «сакральную, духовную ценность».
История Святой Софии — от храма Юстиниана до мечети Эрдогана. Фотогалерея
Собор Святой Софии в Стамбуле станет мечетью. Он находился в статусе музея с 1934 года. Решение турецких властей вызвало негативную реакцию на Западе, обеспокоенность высказали в ЮНЕСКО. История собора — в материале РБК
История собора Святой Софии насчитывает полтора тысячелетия. Строительство началось в VI веке по распоряжению византийского императора Юстиниана I на месте прежнего сгоревшего храма. В работах использовали в том числе готовые античные архитектурные элементы: несколько колонн доставили из Рима и Эфеса (этот город сейчас находится на территории Турции).
Здание неоднократно страдало от землетрясений: к примеру, в X веке пришлось перестраивать купол.
На фото: одна из мозаик в храме изображает императора Юстиниана с моделью собора Святой Софии (слева) и императора Константина с макетом Константинополя (справа)
Именно в этом соборе в 1054 году началась история католической и православной церквей. Кардинал Гумберт вручил константинопольскому патриарху Керулларию грамоту об отлучении. Это стало итогом продолжавшихся разногласий между западной и восточной частями христианской церкви
В XV веке собор перестал быть главным храмом Византийской империи и местом коронации ее правителей. Константинополь захватили османы, храм стал мечетью Айя-София. Внешний облик собора претерпел изменения: к нему пристроили четыре минарета. Считается, что византийские мозаики в интерьере сохранились, потому что при устройстве в здании мечети их замазали штукатуркой
Музеем Айя-София стала в 1934 году во время правления Кемаля Ататюрка (после падения Османской империи и установления Турецкой Республики он провел масштабные реформы, в том числе направленные на придание большей светскости обществу. — РБК). Собор стал музеем, в котором можно было увидеть как христианские, так и мусульманские элементы интерьера.
На фото: американский профессор Томас Уитмор (слева) возглавлял работу по реставрации мозаик собора в 1930-е годы
Спустя почти 90 лет Айя-София перестанет быть нейтральным зданием и снова откроется как мечеть: суд отменил решение правительства Ататюрка, а президент Турции Реджеп Эрдоган подписал соответствующий указ. Он предложил подумать о превращении здания в мечеть еще в прошлом году (Коран там начали читать еще в 2016-м). При этом он заявил, что Айя-София должна остаться открытой для туристов.
В ЮНЕСКО (собор Святой Софии внесен в Список всемирного наследия организации как музей. — РБК) подчеркнули: «Государство должно обеспечить, чтобы никакие изменения не влияли на исключительную универсальную ценность объекта». Против изменения статуса здания высказывались во Франции, США и Греции. В российской Госдуме заявили о необходимости предотвратить возможный ущерб, который может повлечь такое решение.
В прошлом году Айя-София была самым популярным музеем Турции: за 2019-й ее посетили 3,7 млн человек.
Эрдоган отказался считаться с мнением других стран по Святой Софии
Мнение других государств не учитывается при определении конфессиональной принадлежности Святой Софии в Стамбуле, значение имеет только воля турецкого народа. Об этом заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, передает агентство Anadolu.
«Турция приняла решение о смене статуса Айя-Софии с музея на мечеть, основываясь на желании и воле народа. Мнение других стран не может повлиять на наше решение», — сказал он.
Турецкий лидер отметил, что страны, которые критикуют Турцию за использование ее суверенного права, не могут справиться с исламофобией на собственной территории.
«Мы продолжим идти по нашему пути и строить великую и сильную Турцию», — заключил Эрдоган.
Долгое время Святая София была крупнейшим христианским собором и символом этой религии на Востоке. После захвата Константинополя Османской империей в 1453 году храм переделали в мечеть. С 1934 года здание сохраняло нейтральный статус музея.
10 июля Эрдоган подписал указ о возвращении собору роли мечети. Богослужения для мусульман в Айя-Софии начнутся с 24 июля. При этом вход в Софию, ранее стоивший около тысячи рублей, будет бесплатным. Посещать религиозный объект смогут все граждане, в том числе немусульмане.
В ЮНЕСКО, признавшем Святую Софию частью Всемирного наследия, заявили о глубоком сожалении из-за решения Турции, принятом без предварительного обсуждения, Госдеп США также выразил разочарование ситуацией. МИД Греции назвал происходящее провокацией, а глава Министерства культуры Греции Лина Мендони заявила, что действия Эрдогана — это «открытый вызов всему цивилизованному миру».
В России представитель РПЦ, председатель Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) сообщил о «пощечине всему мировому христианству» от руководства Турции. Глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда признал, что вопрос Святой Софии является внутренним делом Турции, однако назвал это формальностью, отметив, что «есть вещи, которые выходят за рамки формальных решений».
Для чего Эрдоган превращает церкви в мечети
Спустя месяц после решения о преобразовании Собора Святой Софии в мечеть последовал указ президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана о передаче в пользование Управлению по делам религии другого христианского храма — Церкви Христа Спасителя в Полях (Монастырь Хора). Это означает открытие его для мусульманского богослужения. Первая молитва в этом храме будет совершена с участием турецкого президента.
Редакции Telegram-каналов «Балканская сплетница» и «Стамбульский волк» разбирались, какое значение имел Монастырь Хора для православного мира, чем турки аргументируют преобразование церквей в мечети, и продолжится ли эта тенденция.
Монастырь Хора
Церковь Христа Спасителя в Полях (ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ), которую Эрдоган вслед за Собором Святой Софии переделал в действующую мечеть, была наиболее сохранившим свой первозданный вид византийским храмом. Православная святыня входит в перечень стамбульских памятников Всемирного наследия UNESCO.
Уникальные мозаики и фрески были заказаны византийским премьер-министром, гуманистом и поэтом Теодором Метохиитом в период с 1315 по 1321 год. Через полвека после осады Константинополя, в 1453 году, турки заштукатурили все изображения византийского периода и обратили церковь в мечеть «Карие-джами». С 1948 года она функционировала как музей. Хора — не просто самый полный ансамбль поздневизантийского зодчества, сохранившийся в Стамбуле — это одно из наиболее выдающихся художественных произведений Византии во всем Средиземноморье.
Решение о преобразовании Хоры в мечеть Эрдоган принял спустя всего пару месяцев после того, как аналогичный указ лишил статуса музея другую православную святыню — Собор Святой Софии. Несколько лет назад подобным образом исламской общине были переданы храмы Святой Софии, расположенные в городах Изник и Трабзон. Патриарх Варфоломей тогда лично попытался отстоять христианскую святыню у руководства города, но потерпел поражение.
Бесплатное посещение
Турецкие власти обещают, что посетители будут иметь доступ к византийскому наследию в перерывах между намазами. Однако обеспокоенность сложившейся тенденцией выражают во всем православном мире. Главным критиком действий Эрдогана вновь стала Греция, которая очень трепетно относится к объектам православного культурного наследия.
«Это еще один вызов мировому сообществу. Несмотря на периодические заявления об уважении прав меньшинств и многоконфессиональный характер своего общества, Турция нарушает международные обязательства в отношении объектов всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенных на ее территории. Мы призываем Анкару вернуться в XXI век — век взаимного уважения, диалога и понимания между представителями разных культур», — говорится в официальном заявлении МИД Греции.
Изменение статуса церкви ведомство рассматривает как провокацию не только против православных всего мира, но и против международного сообщества, «уважающего памятники человеческой цивилизации».
Реакция православного мира
Пресс-секретарь по иностранным делам и политике безопасности ЕС Набила Массрали также прокомментировал преобразование.
«Мы фиксируем решение преобразовать церковь Хора, которая функционировала как музей, в мечеть и открыть ее для поклонения. Как и Айя-София, Хора является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО. Будучи членом Альянса культур, Турция должна быть привержена межконфессиональному и межкультурному диалогу и поощрению терпимости и сосуществования», — сказала она.
Греческие общины Стамбула уверены, что на карту поставлено гораздо больше, чем два культурных памятника. В настоящее время Константинопольская церковь насчитывает в Стамбуле около 2000 прихожан. Тем не менее, они продолжают сохранять византийское наследие, а Собор Святой Софии и Церковь Христа Спасителя в Полях всегда были особо почитаемыми христианскими святынями. Как и многие другие стамбульцы, греки опасаются, что превращение византийских церквей в мечети лишит город космополитичной идентичности. Глава Ассоциации поддержки фондов греческих общин (RUMVADER) Лаки Вингас сожалеет о решении турецкого президента:
«Не должно быть никакой конкуренции между цивилизациями, особенно в таком богатом культурном городе, как Стамбул, история которого насчитывает более 1500 лет».
По его словам, бескомпромиссная позиция Анкары приведет к дальнейшей маргинализации национальных и религиозных меньшинств.
«За последние 15 лет в Стамбул переехало много греков. Они успешно интегрировались и вносят свой вклад в жизнь общества. То, что сейчас многие размышляют над тем, чтобы вернуться в Грецию, вызывает у меня беспокойство», — признался Вингас.
Патриарх Варфоломей также сильно огорчен изменением статуса музейного комплекса Хора.
«Превращение Святой Софии, а теперь и монастыря Хора в мусульманские мечети причинило нам боль. Эти два уникальных памятника Стамбула были построены как христианские храмы, показывали истинность воплощения слова Божьего, красоту Спасителя мира. Они выражают универсальный дух нашей веры, любовь и надежду на вечность. Их мозаики и другие иконы — райская пища для души и неиссякаемая радость», — отметил он.
Озабоченность выразила и Русская православная церковь.
«Если в храме Святой Софии сохранившиеся мозаики занимают относительно небольшую площадь, то сохранность мозаик и фресок монастыря Хора гораздо лучше — практически все стены этого храма украшены мозаиками и фресками. И вот превращение этого храма в мечеть будет, конечно, означать, что все его стены и все эти уникальные образцы византийского искусства будут полностью скрыты от глаз людей: их либо завесят шторами, либо замажут штукатуркой, либо их собьют молотками, как это делалось неоднократно в прошлом», — заявил Председатель Синодального отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион.
Его заместитель протоиерей Николай Балашов считает, что свободного доступа к христианским объектам на практике не будет:
«Бесценные мозаики остаются закрытыми для обзора в течение всего дня. Женщины имеют ограниченный доступ в помещение храма, обращенного в мечеть, и из доступных им мест увидеть главные культурные достопримечательности древнего собора просто невозможно. Хоры с ценнейшими мозаичными изображениями закрыты для прохода».
Собор Святой Софии как политический козырь
История с требованием преобразовать собор Святой Софии в мечеть длилась многие годы. Однако наиболее активная фаза пришлась на правление нынешнего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. В 2019 году в преддверии выборов мэра Стамбула он дважды менял свое решение по этому вопросу, а за две недели до выборов категорически отверг подобные предложения, назвав их провокацией.
«Вначале нужно заполнить мечеть Султан Ахмет (находится напротив Святой Софии — ред.), а потом мы уже поговорим о Святой Софии. Все это провокации, не поддавайтесь им», — сказал Эрдоган.
Во второй раз, уже за несколько дней до местных выборов, он сказал, что власти намерены предпринять некоторые шаги в направлении возвращения статуса мечети Святой Софии.
«Республиканская народная партия изменила статус Святой Софии. Таков их менталитет. А мы вернем Софии статус мечети», — сказал турецкий президент.
Однако эти два противоречащих друг другу заявления не помогли кандидату Эрдогана победить на выборах, и мэрия Стамбула впервые с середины 90-х перешла к оппозиции — Республиканской народной партии, чей менталитет критиковал турецкий президент.
Отсюда можно сделать вывод, что тема собора Святой Софии придерживалась в рукаве, как один из крупнейших козырей турецкого руководства. Оно решило использовать его летом этого года, однако преобразование христианского храма в мечеть не добавило политических очков турецкому президенту — об этом свидетельствуют данные опросов.
С другой стороны, этот шаг турецкого президента можно оценить как часть комплексных действий по постепенному уничтожению наследия основателя Турецкой Республики Ататюрка и вызов западным ценностям. Об этом в июле, после решения Госсовета о смене статуса музея Святой Софии, заявил нобелевский лауреат по литературе, турецкий писатель Орхан Памук:
«Превратить Собор Святой Софии в мечеть означает, что «мы больше не уважаем светский образ, секуляризм Кемаля Ататюрка». Турецкие власти хотят быть популистами. Своими действиями они говорят всему миру, что им не нравится Запад», — заявил он.
Прецедент Святой Софии
Ассоциация фондов по обслуживанию исторических памятников в 2005 году подала иск в Государственный Совет с требованием отменить решение Совета Министров, в результате которого Собору Святой Софии был присвоен статус музея в 1934 году — до этого с 1453 года храм использовался османами как мечеть. Адвокаты ассоциации утверждали, что министры не имели права распоряжаться имуществом фондов, а потому их решение должно считаться недействительным. Но Госсовет отклонил иск, после чего истец обратился в Конституционный суд, где ему было также отказано. Спустя 11 лет, в 2016 году, ассоциация вновь обратилась в Госсовет. Высшая судебная инстанция Турции не принимала решение по этому вопросу до тех пор, пока тема неожиданно не стала ключевой спустя четыре года. Госсовет отменил решение Совета министров от 1934 года о присвоении статуса музея и вернул Святой Софии статус мечети.
Аргументы турецкой стороны
Если в вопросе Святой Софии главным аргументом турецкой стороны было то, что храм являлся символом завоевания Константинополя, то в отношении других церквей-музеев решение по Святой Софии стало прецедентом, и отказывать на дальнейшие обращения истцов с теми же требованиями суды просто-напросто не смогут. Тут стоит отметить, что собор Святой Софии стал прецедентом для того, чтобы музей открыли для мусульманского богослужения. Однако для того, чтобы отменить решение Кабинета министров о присвоении статуса музея с формулировкой «власти не имеют права распоряжаться собственностью фонда» стало именно решение Госсовета в ноябре 2019 года по музею Церкви Христа Спасителя в Полях (монастырь Хора). Тогда-то мусульманская общественность стала требовать открытия Святой Софии, потому что ранее власти все время ссылались на решение Госсовета.
В турецких СМИ для аргументации решения по преобразованию христианских святынь в мечети пользуются одобрением экспертного сообщества. Так турецкое агентство Anadolu в поддержку решения руководителя страны изменить статус православного собора Святой Софии в мечеть опубликовала статью, в которой рассказывалось о том, что в европейских странах более 300 объектов османских турок были преобразованы в христианские церкви.
В статье рассказывается о турецком ученом Эмине Йылмазе, который в течение 10 лет занимался сбором информации по бывшим владениям Османском Империи и обнаружил, что в 18 странах бывшей империи 239 объектов были переделаны из мечетей в христианские храмы. Статья была перепечатана десятками турецких новостных изданий.
Впрочем, самый популярный пример, который в Турции приводят в свое оправдание, — это римско-католический собор Мескита, расположенный в андалусском городе Кордова. В Средневековье это сооружение было второй по величине мечетью в мире.
После решения турецкого суда о том, что Святой Софии будет возвращен статус мечети, на эту тему высказался Папа Римский Франциск, заявив, что он «думает о Святой Софии и ему больно».
Турецкая газета Hurriyet опубликовала статью с заголовком «Не больно ли Папе Римскому за Кордову», в которой профессор теологии Али Косе напомнил, что до турок в 13 веке сами католики насильно преобразовали православную церковь Святой Софии в католическую. Другой ученый, историк Эрсин Адыгюзель, в том же интервью рассказал о том, что испанские католики после отвоевания Пиренейского полуострова от маврских эмиратов переделали Кордовскую соборную мечеть, построенную в 8 веке, в церковь. Именно этот эпизод и это строение часто преподносится турецкими специалистами и СМИ в качестве примера аналогичной практики в европейских странах.
Реакция турок на решение о смене статуса Монастыря Хора
Был ли Монастырь Хора таким популярным, и почему именно с него началась эпопея преобразования музеев в мечети? Судя по реакции сторонников Эрдогана, создается впечатление, что это действительно было важно. Однако, часть общества выразила недовольство.
«Слава Богу вместе с Святой Софией цепи разбиваются и для других мечетей. Мечеть Карие избавлена от того, чтобы быть музеем», — пишет Эрдоган Ток, член правящей Партии справедливости и развития.
#AyasofyaiKebirCamiiSerifi ile birlikte zincirler birbir kırılıyor Elhamdülillah
İstanbul Fatih ilçesinde bulunan #KariyeCamii müze deposu olmaktan kurtuldu, aslına rücu etti.
Известный историк Мустафа Армаган обвинил кемалистскую партию в том, что она стала причиной преобразования мечетей в музеи и заявил, что мечеть Карие была спасена.
«Есть много других исторических объектов, которые ожидают спасения, но мы пока не осмеливаемся это сделать», — написал он.
Tek Parti devri
1950 senesinde bitti zannedin siz
Hala bu millete kök söktürüyor
Geçen ay #AyasofyaiKebirCamiiSerifi ni kurtardık paslı pençelerinden
Dün de #KariyeCamii ni
Daha kurtarılacak koskoca bir TARİHimiz var ki ona henüz cesaret edemiyoruz pic.twitter.com/3Z6OSdE54M
Мэр Шанлыурфа Зейнал Абидин Бейзагюль уверен, что все позитивные изменения в Турции начались после преобразования Святой Софии в мечеть.
«И теперь мы наблюдаем как открывается мечеть Карие. Что нас ждет дальше. Нам еще много есть что сказать миру», — заявил он.
Ayasofya Camii’nin müjdesiyle başladı her şey. Minarelerinden okunan ezanlar titretti kalbimizi. Tarihi Kariye Camii açtı kapılarını hemen sonra. Şimdi sırada ne mi var? Dünya’ya söyleyecek yeni sözlerimiz var!
Если в случае Святой Софии мало кто открыто высказывался негативно, то к изменению статуса монастыря в мечеть Карие не все отнеслись однозначно.
Никчемные амбиции во вред искусству
К примеру, известная телеведущая Бану Гювен, комментируя решение властей, уверяет, что мало кто из тех, кто рад новой мечети, знает, где она находится.
«Спросите тех, кто так радуется тому, что Карие становится мечетью, где она, сколькие из них смогут ответить? Сколькие из них побывали там? Мозаика и фрески этой маленькой церкви, название которой Монастырь Хора, посвященный Иисусу, очень ценны как с точки зрения истории религий, так и с точки зрения уникальности красивых и редких произведений искусства», — пишет она.
Kariye «Camii» nerede diye sor, Twitter’da bayram yapan kaç kişi cevap verebilir? Kaç kişi orayı ziyaret etmiştir? Adı Chora manastırından gelen, İsa’ya adanmış bu küçük kilisenin mozaik ve freskleri hem dinler tarihi açısından çok önemlidir, hem de çok güzel, nadir eserlerdir. pic.twitter.com/X7HjUZuw1G
А студентка исторического факультета турецкого университета Мармара Бейза Ирмак посетовала на то, что решение было принято в политических целях.
«Печально осознавать, что из-за никчемных амбиций, мы станем свидетелями медленного исчезновения этого исторического здания, которое пережило много испытаний, и которое с большей вероятностью сохранилось бы лучше в условиях музея», — написала Ирмак.
Birçok badireler atlatmış bir yapının gereksiz bir hırsa dönüşüp, müzeyken korunması daha muhtemel olmasına karşın yavaş yavaş yok oluşuna tanık olma gerçekliği çok üzücü olacaktır.. #Kariye pic.twitter.com/zafjiAOZdN
Что дальше?
30 октября мечеть Хора впервые за 75 лет откроет свои двери для мусульман. В торжественном намазе примет участие лично президент Турции. В день, когда мусульмане впервые за 86 лет молились в Святой Софии, по всей Греции был слышен траурный звон церковных колоколов, а флаги были подняты на полмачты в знак протеста. Это «день траура по всему христианству», сказал архиепископ Иеронимос.
Сотни людей тогда собрались на площади Колокотрони в Афинах с плакатами «Нет неоосманизму» и «Это второй захват Константинополя». Еще один митинг с участием около 150 человек был организован в Салониках, втором по величине городе Греции.
Пока рано судить о том, как потеря музейного статуса повлияет на будущее религиозных и культурных памятников в долгосрочной перспективе. Хочется верить, что уважение к истории и верованиям других людей, а также универсальная ценность культурного наследия будут преобладать независимо от новой религиозной функции зданий.
Оправдает ли себя обращение к религиозному национализму с целью возрождения популярности среди электората — покажет время. Однако решение Реджепа Тайипа Эрдогана и его показательные молитвы в некогда православных святынях, скорее всего, повлекут за собой новый виток напряженности в отношениях не только с соседней Грецией, но и со всем православным миром.