храм троицы живоначальной гусь хрустальный
ГУСЬ-ХРУСТАЛЬНЫЙ ТРОИЦКИЙ ХРАМ
Гусь-Хрустальный. Троицкий храм, 30 июня 2012 года. Фото Чеботаря Александра Мирчевича с сайта temples.ru |
Храм в честь Троицы Живоначальной (бывш. церковь Иоакима и Анны) в г. Гусь-Хрустальный (Владимирская епархия)
Построен в 1810-1816 годах на средства Сергея Якимовича Мальцева. Был освящен во имя святых и праведных Боготоотец Иоакима и Анны.
В 1848-1851 годах на средства И.С. Мальцова к храму была пристроена теплая трапезная: «покрыта железом, деревянные полы отделаны, печки изращатые, резьба (на иконостасе) вызолочена». Придел в трапезной был освящен 28 мая 1851 года во имя Живоначальной Троицы.
В 1856 году впервые упоминается колокольня при храме.
В 1871 году и под холодной частью храма сделана духовая печь.
На рубеже 1871-72 г.г., при посещении города Гусь-Хрустального было отмечено епископом Муромским Иаковом (Кротковым):
В 1895 году при храме была открыта бесплатная церковно-приходская библиотека.
К 1901 году Иоакиманская церковь была обнесена четырехугольной каменной оградой с чугунными решетками. Ограда имела центральные ворота.
К 1922 году властями уже дважды производилось изъятие церковных ценностей.
Гусь-Хрустальный. Троицкий храм, 27 мая 2009 года. Фото Егорова Павла Владимировича с сайта temples.ru |
Храм был закрыт не ранее 1938 года [1].
В 1941 году здание храма было занято под механические мастерские Стекольного техникума.
С 1946 года по 1948 год было занято горторгом под складское помещение.
Затем в нем располагалась пожарная охрана. В связи с этим был перекрыт купольный свод основного объема плоским потолком, отделена дощатой стеной северная треть трапезной и в ней, а также в боковых крыльях основного храма и в палатках колокольни, устроены два этажа жилые помещения, для чего на стенах пробиты дополнительные прямоугольные окна. Пол из метлахской плитки был частично разрушен, в трапезной стояли тяжелые пожарные машины.
Изразцовые печи и иконостас не сохранились, пол из метлахской плитки частично разрушен, в трапезной стояли тяжелые пожарные машины. Главы с крестами на здании были разрушены.
Позднее в храме располагался отдел вневедомственной охраны.
В 1983 году церковь была взята на местную охрану как памятник архитектуры (№ 373 п/9 от 6 мая).
Восстановленный храм освящен в честь Живоначальной Троицы.
Настоятели
Архитектура
Церковь стоит в левобережной части города, на левом берегу р.Гусь, недалеко от Бумагопрядильной фабрики (с юга) и Хрустального завода (с запада), который располагается на самой реке. Церковь является композиционным центром планировочной структуры левобережной части города, которая составляет первоначальную часть его исторической застройки.
После возведения церкви вокруг нее формируется площадь прямоугольной формы из односторонних улиц. Регулярная сетка других улиц строится соответственно этому прямоугольнику.
Церковь сложена из кирпича на известковом растворе.
На фасадах трапезной помещено по три арочных крупных высоко расположенных окна. Вертикальное членение фасадов подчеркнуто и филенчатыми межоконными лопатками, которые соответствуют пилястрам, помещенным изнутри храма на боковых стенах.
По проемам окон пропущены штукатурные тяги. Барабан обит железом. Окна барабана круглые и прямоугольные (заложены). Боковые и западные дверные проемы (первоначальные двери не сохранились) обрамлены декоративным портиком с канеллированнными пилястрами и полуциркулярным завершением.
В интерьере основного объема восемь пар ионических колонн ограничивают по кругу центральное пространство (до крыльев) и несут световой барабан с купольным глухим сводом (ныне перекрыт плоским потолком). Капители колонн и фриз по периметру барабана (из сухариков с розетками) лепные позолоченные. Фон, т.е. сами плоскости стен, покрашены темно-синей краской, колонны оштукатурены и побелены. Ниже фриза, над капителями идет полоса росписи: фриз из стилизованно-растительного орнамента.
Колонны сосредоточены по четыре на углах, а между ними оставлены проемы (на четыре стороны) в прямоугольные крылья, которые перекрыты плоскими балочными потолками. В трапезной посредине просторного высокого, квадратного в плане помещения, в продольном направлении идет два ряда таких же, как в основном объеме ионических колонн спарены (всего по восемь штук в каждом ряду). Напротив колонн, на боковых стенах трапезной, сделаны пилястры с ионическими капителями. Стены в настоящее время оштукатурены и побелены, а балки над колоннами расписаны мотивами модерна. Широкие оконные проемы заглублены, обрамлены штукатурным профилем.
Полы во всех объемах выложены метлахской полихромной плиткой разного орнамента, выполненной в Германии (штамп вытеснен на обратной стороне каждой из плиток).
Перекрытия в трапезной и в боковых крыльях основного объема деревянные балочные, над основным объемом – кирпичный купольный свод. Кровля железная по деревянной обрешетке. Кирпичные стены снаружи покрашены розовой клеевой краской по обмазке, изнутри оштукатурены и побелены.
План церкви, в общем, имеет форму вытянутого с востока на запад прямоугольника, от которого с востока выступает маленький прямоугольник апсиды.
Объемная структура церкви состоит из основного объема с апсидой, из трапезной и колокольни. Основной объем снаружи имеет крестчатую форму, в которой восточное крыло является апсидой. На средокрестии стоит небольшой световой цилиндрический барабан, завершенный высоким куполом (глава была разрушена в советское время). Восточное прямоугольное крыло, ориентированное поперек оси, и боковые крылья такой же формы, ориентированные продольно покрыты двускатными кровлями над треугольными фронтонами. Большой прямоугольник трапезной, вытянутый продольно, расширен до уровня боковых крылец основного объема и имеет такую же, как у них высоту. Покрыт двускатной кровлей.
Трехъярусная колокольня обстроена с боковых сторон прямоугольными палатками. Яруса имеют форму четвериков. Ярус звона прорезан четырьмя арками. Шатровая кровля колокольни со слуховыми окнами и кокошниками в основании относится к более позднему времени (глава была разрушена в советское время).
Фасады собственно храма, палаток колокольни и апсиды решены по двум горизонтальным осям и нескольким вертикальным. Горизонтальные оси, которые опоясывают всё здание, кроме трапезной, дают два яруса окон, нижние из которых прямоугольные крупные, а верхние полуциркулярные. Вертикальных осей, по которым располагаются окна первого и второго света, на фасадах основного объема – одна, на всех трех фасадах апсиды – также по одной, на фасадах палаток колокольни – две.
Использованные материалы
[1] На сайте Свято-Троицкого духовного училища (г. Гусь–Хрустальный, Владимирской области) в статье «История Cвято-Троицкого прихода (церкви свв. Иоакима и Анны) в Гусь-Хрустальном» говорится: «последняя служба перед закрытием храма предположительно состоялась в 1936г.» Однако сохранились документы, согласно которым о. Александр Соколов был назначен в этот храм 28 сентября 1937 г. (резолюция архиерея № 476), а 25 января 1939 года перемещен на другой приход. Послужной список Настоятеля Михаило-Архангельской церкви, г. Торжка Калининской обл. протоиерея Соколова Александра Васильевича 1956 г. ноября 5 дня
История Cвято-Троицкого прихода (церкви свв. Иоакима и Анны)
В 1810 году Сергей Якимович Мальцов подает прошение на имя епископа Владимрского и суздальского Ксенофонта «…о дозволении ему, Мальцову, из состоявших Меленковской округи и в приходе села Селимова, заводов его Гусевского и Вековского построить при первом каменную церковь с переведением к ней священно-и церковно служителей из села Борзино и об упразднении Борзинской ветхой церкви…»
Документ датируется 1847 годом. Это новое прошение Мальцова архиепископу Владимирскому и Суздальскому Парфению связано с его намерением, чтобы «Существующую церковь оставить навсегда холодную, а при оной вновь построить новую теплую каменную во имя Живоночальной Троицы с одним престолом на собственное мое иждивение. Прилагаю при сем план и фасад, составленный Владимирским губернским архитектором, настоящей церкви и вместе с оною и предложенной вновь построить трапезы на приведение моего намерения в надлежащее исполнение сим, Вашего Высокопреосвященства покорнейше прошу архипастырского разрешения. Октябрь 1847 года».
Храмозданную грамоту на постройку церкви и трапезы выдали 29 сентября 1848 года.
К маю (18-ому) 1851 года строительные работы были окончены. В новом прошении благочинного Судогодской округи протоиерея Петра Александровского на имя епископа Иустина читаем: «… имею сим… донести, что в вверенного мне ведомства Меленковской округи Гусевской Хрустальной фабрики ко Иоакиманской церкви пределанная вновь трапеза, согласно храмозданной грамоте и апробированному епархиальным начальством плану и фасаду, приведена в окончание, покрыта железом, полы отделаны деревянные, печки в назначенных местах изращатые, иконостас окрашен, резьба на нем вся вызолочена, образа написаны новые, и в углу правой стороны для освящения храма во имя Живоначальной Троицы все приготовлено».
На рубеже 1871-72 г.г. при обозрении епархии епископом Муромским Яковом сельских и городских церквей вот что было отмечено при посещении Гусь-Хрустального: «Гусевской Хрустальный завод. Церковь замечательна (!) поместительна (!) и хорошо содержится. Левый придел теплой церкви до селе не освящен едва ли не предрассудку, которого держатся строители, опасаясь близкой кончины, если церковь будет совершенно окончена. Я разъяснил господину управляющему заводом сколь не состоятельно это суеверие. Ризница не богата, библиотека очень бедна…».
Интересное, хотя и краткое описание церкви и ее окружения дают клировые ведомости 1872-77 г.г.
Церковь Иоакима и Анны «зданием каменная до купола, а купол деревянный оштукатурен, по оштукатурке обит листовым железом и окрашен белилами на масле. В 1850 году пристроена и освящена теплая трапеза на кошт И.С. Мальцова, в 1871 году и под холодною сделана печь духовая Колокольня каменная.
Престолов в ней два: в настоящей во имя святых и праведных Богоотцев Иоакима и Анны, а в трапезе во имя Живоначальныя Троицы.
Церковь достаточно снабжена ризницей, утварью и святыми иконами. Из святых икон замечательны: 1) Картина, написанная на полотне – «Снятие со Креста Иисуса Христа», занимающая все горнее место в трапезном храме от полу до сводов отличной работы художника Грибкова; 2) Икона вмц. Варвары, уважаемая как явленная…, 3) Из церковных вещей замечательны по отделке и ценности семисвешник и паникадило хрустальныя – произведение местной фабрики».
В 1895 году «… с благословения… архиепископа Владимирского Сергия при … Гусевской Иоакианской церкви» была открыта церковно-приходская бесплатная библиотека. Священник этой церкви Иоанн Казанский писал Ю.С. Нечаеву-Мальцову: «Я нахожусь в полной уверенности, что открываемая библиотека встретит со стороны Вашего Превосходительства благосклонное внимание. Она… может оказать благотворное влияние на дух и поведение народа».
Клировые ведомости 1901 года на ряду с известными уам уже данными за 1872-74 г.г. впервые сообщили о том, что Иоакиманская церковь к этому времени была обнесена четырехугольной каменной оградой с чугунными решетками. Колокольня также каменная, под ней помещается церковная сторожка. Ограда имела центральные ворота, их можно увидеть на фотографии конца XIX века.
Небольшое здание каменной сторожки неподалеку от колокольни, вероятно, было построено в начале XX века
В 1922 году церковь Иоакима и Анны еще находилась в ведении общины верующих.
К этому времени с 1917 года властями уже дважды производилось изъятие церковных ценностей. ГАВО, ф.24, оп.1, д.1729
Последняя служба перед закрытием храма предположительно состоялась в 1936г.
В 1941 году здание храма было занято под механические мастерские Стекольного техникума. Затем здание с 1946 года по 1948 год было занято горторгом под складское помещение. Затем в нем располагалась пожарная охрана, а позднее отдел вневедомственной охраны.
В 1989 году храм был возвращен общине верующих.
Попытки возвратить храм предпринимались верующими и ранее: ГАВО, ф.Р 3789, оп. 1, д. 451
Дело недействующей церкви Иоакима и Анны в городе Гусь-Хрустальный 1948-49 г.г.
Заключение уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР по Владимирской области по ходатайству верующих.
На рассмотрение исполкома облсовета представлен материал по ходатайству верующих об открытии церкви Иоакима и Анны в городе Гусь-Хрустальный.
Здание церкви каменное, большое, построенное в 1816 году, … в 1871 году закончена отопительная система, церковь имела два престола. Церковь закрыта в 1936 году. В 1941 году была занята под механические мастерские стекольного техникума, а в 1946 году здание ее было освобождено ввиду непригодности и согласно акту технического осмотра.
Затем здание с 1946 по 1948 год было занято горторгом под складское помещение. И в акте технического осмотра 1948 года говорится, что без капитального ремонта здание церкви использовано быть не может ни под какие нужды. Из всего выше изложенного видно, что:
Здание церкви Иоакима и Анны сильно разрушено и требует капитального ремонта…., ходатайство об открытии церкви… отклонить.
Это решение подтвердил исполком Владимирского областного совета депутатов трудящихся в своем решении за № 1422 от 7 декабря 1948 года.
В 1949 году было решено передать здание церкви пожарной охране города по просьбе председателя горисполкома Лаврова на имя председателя облсовета Бранта Г.Р.. Решение облисполкома № 198 от 19 марта 1949 года.
В наши дни от площади, на которой стоит Троицкая (Иоакиманская ) церковь, почти ничего не осталось.
Начиная с конца 1920-х годов она начала активно застраиваться. В ее юго-западном углу поставлен памятник комсомольцам. На северо-западном углу – здания 60-х годов. По северной стороне поставлены административные здания 1960-х годов и т.д. Как видим, планировочная структура церкви Иоакима и Анны претерпела ряд существенных изменений. Трудно переоценить то место, которое занимала и занимает Иоакиманская церковь – этот интересный памятник эпохи классицизма, построенный под руководством профессионального архитектора и ориентированный на столичную архитектуру.
Церковь являлась композиционным центром планировочной структуры левобережной части города, которая составляет первоначальную часть исторической застройки Гусь-Хрустального (первая регулярная сетка улиц будет сразу же строиться соответственно церковной площади). Мальцовы были состоятельными и, видимо, достаточно образованными людьми, чтобы построить в общем-то глухом месте Владимирской земли интересное здание в духе своего времени.
На момент передачи храма общине верующих в 1989 году интерьер претерпел большие изменения: полностью утрачены изразцовые печи, иконостасы, частично разрушены полы из метлахской плитки, полностью разрушена система отопления под всеми объемами церкви; требует большого ремонта фундамент, подвалы, купольный свод основного объема, потолочное перекрытие по всему объему храма. Необходима полная замена кровли над всем объемом храма. Практически полностью уничтожена кровля купола. Требует восстановления верхняя часть колокольни. Сильно измененными оказались и оконные проемы.
Хронология основных событий изложенных в справке
1756 год – Основание Гусь-Хрустального
1810-16 годы – построена церковь Иоакима и Анны (основной объем).
1848-51 годы – пристроена теплая трапезная, в правом углу которой освящен престол по имя Пресвятой Троицы. План и фасад составлен Владимирским губернским архитектором Никифоровым.
1855 год – окончены работы по приведению церкви Иоакима и Анны в «лучший вид»
1856 год – впервые упоминается колокольня при церкви Иоакима и Анны.
1871-72 годы – упоминается неосвященный придел теплой церкви.
1871 год – сделана «духовая» печь и под холодною церковью.
1895 год – при церкви открыта бесплатная церковно-приходская библиотека.
1901 год – впервые упоминается четырехугольная каменная ограда с чугунными решетками.
1917, 1922 годы – изъятие церковных ценностей
1936 (1938) год – церковь закрыта
1983 год – церковь Иоакима и Анны взята на местную охрану как памятник архитектуры (№ 373 п/9 от 6 мая)
Свято-Троицкий храм в Гусь-Хрустальном
Свято-Троицкий храм — одна из главных достопримечательностей Гусь-Хрустального и одновременно украшение этого города во Владимирской области. Церковь отсчитывает свою историю с 1816 г., когда в тогдашнем еще селе Гусь рядом с хрустальной фабрикой появилась небольшая обитель. Храм возвели и назвали в честь святых Иоакима и Анны. Спустя три с половиной десятилетия рядом с имеющейся церковью построили теплый храм и освятили его в честь Живоночальной Троицы. Свято-Троицкий храм в Гусь-Хрустальном оставался действующим до 1936 г., после чего он был закрыт по политическим соображениям. При этом церковь несколько раз подвергалась самому настоящему разграблению, которое выражалось в списании и изъятии по приказу властей всех ценностей, имевшихся в обители.
Дальше в судьбе Свято-Троицкого храма в Гусь-Хрустальном настали еще более нелегкие времена. В 1941 г. в залах церкви размещались технические мастерские стекольного техникума. Остается только догадываться, какой урон в те годы нанесло такое производство убранству храма. После войны Свято-Троицкий храм в Гусь-Хрустальном выполнял функции складских помещений. Чего только не хранили в стенах когда-то известной на всю Владимирскую область обители. Но и после этого церковь не стала действующей.
Долгое время в храме размещалась пожарная охрана. Красивых машин с брандспойтами в те годы не было и в помине. Тогда на пожары выезжали на лошадях, а размещали четырехногих помощников, как нетрудно догадаться, прямо внутри церкви. Так, многие помещения главного храма в Гусь-Хрустальном практически были превращены в конюшню. Восстановительные работы в церкви начались только в 1989 г. Практически все в Свято-Троицком храме пришлось реставрировать с нуля, начиная от полов до купола обители и колокольни, которая была почти вся разрушена.
Сегодня церковь с возвышающейся колокольней имеет простой, но аккуратный вид и открыта для всех верующих и туристов. При Свято-Троицком храме в Гусь-Хрустальном работает воскресная школа и духовное училище.
Адрес: Гусь-Хрустальный, ул. Люксембургская, 3.
Гусь-Хрустальный. Церковь Троицы Живоначальной.
бывш. Иоакима и Анны церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Церковь Иоакима и Анны, в которой в советское время размещалась пожарная часть, отреставрирована и вновь освящена как Свято-Троицкий храм. Действующая.
В 1810 г. Сергей Якимович Мальцов подает прошение на имя епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта «…о дозволении ему, Мальцову, из состоявших Меленковской округи и в приходе села Селимова, заводов его Гусевского и Вековского построить при первом каменную церковь с переведением к ней священно- и церковно служителей из села Борзино и об упразднении Борзинской ветхой церкви…»
В 1816 г. церковь во имя святых и праведных Боготоотец Иоакима и Анны была построена и освящена, об этом сообщает нам сын Сергея Акимовича Мальцова, действительный статский советник и кавалер, Иван Сергеевич Мальцов: «В гусевской моей фабрике имеется ныне церковь во имя святых и праведных богоотец Иоакима и Анны каменная, покойным родителем моим в 1816 г. была построена которах холодная и теплая вместе одна. И когда оная была построена, в то время в обозначенной фабрике находилось жителей не более 800 душ обоего пола, ныне же таковых в наличности при оной находится более 2000, отчего и оказалась оная церковь особенно в зимнее время для помещения народа стеснительной». Документ датируется 1847 г. Это новое прошение Мальцова архиепископу Владимирскому и Суздальскому Парфению связано с его намерением, чтобы «Существующую церковь оставить навсегда холодную, а при оной вновь построить новую теплую каменную во имя Живоночальной Троицы с одним престолом на собственное мое иждивение. Прилагаю при сем план и фасад, составленный Владимирским губернским архитектором, настоящей церкви и вместе с оною и предложенной вновь построить трапезы на приведение моего намерения в надлежащее исполнение сим, Вашего Высокопреосвященства покорнейше прошу архипастырского разрешения. Октябрь 1847 г.»
Храмозданную грамоту на постройку церкви и трапезы выдали 29 сентября 1848 г. К маю (18-му) 1851 г. строительные работы были окончены. В новом прошении благочинного Судогодской округи протоиерея Петра Александровского на имя епископа Иустина читаем: «… имею сим… донести, что в вверенного мне ведомства Меленковской округи Гусевской Хрустальной фабрики ко Иоакиманской церкви приделанная вновь трапеза, согласно храмозданной грамоте и апробированному епархиальным начальством плану и фасаду, приведена в окончание, покрыта железом, полы отделаны деревянные, печки в назначенных местах изращатые, иконостас окрашен, резьба на нем вся вызолочена, образа написаны новые, и в углу правой стороны для освящения храма во имя Живоначальной Троицы все приготовлено».
1856 г. – впервые упоминается колокольня при церкви Иоакима и Анны. На рубеже 1871-1872 гг. при обозрении епархии епископом Муромским Яковом сельских и городских церквей вот что было отмечено при посещении Гусь-Хрустального: «Гусевской Хрустальный завод. Церковь замечательна (!) поместительна (!) и хорошо содержится. Левый придел теплой церкви до селе не освящен едва ли не предрассудку, которого держатся строители, опасаясь близкой кончины, если церковь будет совершенно окончена. Я разъяснил господину управляющему заводом сколь не состоятельно это суеверие. Ризница не богата, библиотека очень бедна…»
Интересное, хотя и краткое описание церкви и ее окружения дают клировые ведомости 1872-1877 гг. Церковь Иоакима и Анны «зданием каменная до купола, а купол деревянный оштукатурен, по оштукатурке обит листовым железом и окрашен белилами на масле. В 1850 г. пристроена и освящена теплая трапеза на кошт И.С. Мальцова, в 1871 г. сделана «духовая» печь и под холодною церковью.
Престолов в ней два: в настоящей во имя святых и праведных Богоотцев Иоакима и Анны, а в трапезе во имя Живоначальныя Троицы.
Церковь достаточно снабжена ризницей, утварью и святыми иконами. Из святых икон замечательны: 1) Картина, написанная на полотне – «Снятие со Креста Иисуса Христа», занимающая все горнее место в трапезном храме от полу до сводов отличной работы художника Грибкова; 2) Икона вмц. Варвары, уважаемая как явленная; 3) Из церковных вещей замечательны по отделке и ценности семисвешник и паникадило хрустальныя – произведение местной фабрики».
В 1895 году «… с благословения… архиепископа Владимирского Сергия при … Гусевской Иоакианской церкви» была открыта церковно-приходская бесплатная библиотека. Священник этой церкви Иоанн Казанский писал Ю.С. Нечаеву-Мальцову: «Я нахожусь в полной уверенности, что открываемая библиотека встретит со стороны Вашего Превосходительства благосклонное внимание. Она… может оказать благотворное влияние на дух и поведение народа».
Клировые ведомости 1901 г. наряду с известными нам уже данными за 1872-1874 гг. впервые сообщили о том, что Иоакиманская церковь к этому времени была обнесена четырехугольной каменной оградой с чугунными решетками. Колокольня также каменная, под ней помещается церковная сторожка. Ограда имела центральные ворота, их можно увидеть на фотографии кон. XIX в. Небольшое здание каменной сторожки неподалеку от колокольни, вероятно, было построено в нач. XX в.
В 1922 г. церковь Иоакима и Анны еще находилась в ведении общины верующих. К этому времени с 1917 г. властями уже дважды производилось изъятие церковных ценностей (ГАВО, ф.24, оп.1, д.1729). Последняя служба перед закрытием храма предположительно состоялась в 1936 г.
В 1941 г. здание храма было занято под механические мастерские Стекольного техникума. Затем здание с 1946 г. по 1948 г. было занято горторгом под складское помещение. Затем в нем располагалась пожарная охрана, а позднее отдел вневедомственной охраны.
Дело недействующей церкви Иоакима и Анны в городе Гусь-Хрустальный 1948-1949 гг. Заключение уполномоченного совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров Союза ССР по Владимирской области по ходатайству верующих. На рассмотрение исполкома облсовета представлен материал по ходатайству верующих об открытии церкви Иоакима и Анны в городе Гусь-Хрустальный.
Здание церкви каменное, большое, построенное в 1816 г., в 1871 г. закончена отопительная система, церковь имела два престола. Церковь закрыта в 1936 г. В 1941 г. была занята под механические мастерские стекольного техникума, а в 1946 г. здание ее было освобождено ввиду непригодности и согласно акту технического осмотра. Затем здание с 1946 по 1948 гг. было занято горторгом под складское помещение. И в акте технического осмотра 1948 г. говорится, что без капитального ремонта здание церкви использовано быть не может ни под какие нужды. Из всего выше изложенного видно, что: здание церкви Иоакима и Анны сильно разрушено и требует капитального ремонта…, ходатайство об открытии церкви… отклонить. Это решение подтвердил исполком Владимирского областного совета депутатов трудящихся в своем решении за № 1422 от 7 декабря 1948 г. В 1949 г. было решено передать здание церкви пожарной охране города по просьбе председателя горисполкома Лаврова на имя председателя облсовета Бранта Г.Р. Решение облисполкома № 198 от 19 марта 1949 г.
В наши дни от площади, на которой стоит Троицкая (Иоакиманская) церковь, почти ничего не осталось. Начиная с конца 1920-х гг. она начала активно застраиваться. В ее юго-западном углу поставлен памятник комсомольцам. На северо-западном углу – здания 1960-х гг. По северной стороне поставлены административные здания 1960-х гг. и т.д. Как видим, планировочная структура церкви Иоакима и Анны претерпела ряд существенных изменений. Трудно переоценить то место, которое занимала и занимает Иоакиманская церковь – этот интересный памятник эпохи классицизма, построенный под руководством профессионального архитектора и ориентированный на столичную архитектуру. Церковь являлась композиционным центром планировочной структуры левобережной части города, которая составляет первоначальную часть исторической застройки Гусь-Хрустального (первая регулярная сетка улиц будет сразу же строиться соответственно церковной площади). Мальцовы были состоятельными и, видимо, достаточно образованными людьми, чтобы построить в общем-то глухом месте Владимирской земли интересное здание в духе своего времени.
1983 г. – церковь Иоакима и Анны взята под местную охрану как памятник архитектуры (№ 373 п/9 от 6 мая). В 1989 г. храм был возвращен общине верующих. На момент передачи храма интерьер претерпел большие изменения: полностью утрачены изразцовые печи, иконостасы, частично разрушены полы из метлахской плитки, полностью разрушена система отопления под всеми объемами церкви; требует большого ремонта фундамент, подвалы, купольный свод основного объема, потолочное перекрытие по всему объему храма. Необходима полная замена кровли над всем объемом храма. Практически полностью уничтожена кровля купола. Требует восстановления верхняя часть колокольни. Сильно измененными оказались и оконные проемы.
Гусевская хрустальная фабрика или по фамилии владельца Гусь Мальцевский, на реке Гусе, находится в 75 верстах от уездного города и в 90 от губернского. Гусевский хрустальный завод основан в 1756 г. орловским купцом Якимом Васильевичем Мальцевым на земле, купленной у саранского помещика Симонова. Ранее этого Мальцев имел уже полотняную и парусиновую фабрику близ г. Орла и был депутатом от орловского купечества в законодательной комиссии, созванной императрицей Екатериной II в 1767 г. для составления «Нового Уложения». По «распущении комиссии» Мальцев был награжден императрицей дворянством.
Преемники и наследники Я. В. Мальцева постепенно расширяли деятельность завода, а вместе с тем увеличивалось и население. В 1846 г., кроме производства хрусталя, на заводе была открыта бумаго-прядильня с ткацким отделом. Вследствие такого расширения производства завод уже не мог ограничиться своими крепостными рабочими и стал нанимать вольных рабочих. Последних к 60-м гг. было около 850 человек, а всех жителей на заводе к тому времени считалось до 3000 человек.
Число мастеровых по хрустальному производству к 1896 г. возросло до 600 человек, число рабочих по бумагопрядильной и ткацкой фабриках простирается до 4000. Постоянного населения на заводе насчитывается до 10 000 душ обоего пола. Для населения завода устроена обширная больница с двумя врачами и несколькими фельдшерами. С 1864 г. для детей мастеровых открыта начальная школа, а в 1875 г. она преобразована в двухклассное министерское училище с несколькими отделениями мужскими и женскими.
Церковь на Гусевском заводе существует с 1816 г. До этого население Гусевского завода было приходом к селу Селимову. В 1816 г., с разрешения св. Синода, владельцем завода С.Я. Мальцевым построен был здесь каменный храм с одним престолом в честь св. и прав. Богоотец Иоакима и Анны. С увеличением населения на заводе этот храм оказался тесным, а посему в 1848 г. к нему пристроена теплая трапеза, которая освящена была в 1850 г. во имя Св. Живоначальной Троицы. В 1871 г. весь храм был сделан теплым.
В настоящее время и этот довольно обширный храм стал тесен сравнительно с числом жителей, поэтому на окраине завода в 1892 г. заложен новый храм, рассчитанный на 3000 богомольцев. Храм строится по проекту академика Бенуа. В настоящее время каменные работы окончены и на главы храма подняты кресты. Иконы для иконостаса и живопись на стенах храма будут работы известного художника Васнецова. Таким образом этот фабричный городок, выросший в глухом углу Меленковского уезда, в скором времени украсится таким величественным и художественно отделанным храмом, который сделал бы честь и столице. На построение и украшение храма настоящим владельцем Гусевского (хрустального) завода Ю.Ст. Нечаевым-Мальцевым ассигновано до полумиллиона руб.
И существующий в настоящее время на заводе храм весьма богато украшен, имеет прекрасную утварь и ризницу. В ризнице обращают на себя внимание бархатные ризы, шитые крупным жемчугом, и другие золотой кованной парчи; в утвари замечательны своим изяществом семисвечник и паникадило – хрустальные, местная заводская работа.
Причт при церкви состоит из двух священников, штатного диакона и двух псаломщиков. От владельца завода за исправление треб в конторе и больнице священники получают по 134 руб. в год, диакон 67 руб. и псаломщики по 28 руб. Дома для членов причта устроены владельцем завода. Кроме сего, причт пользуется весьма немалым доходом от служб и треб благодаря большому населению завода. В пользу причта имеется земли церковной 48 дес., таким образом, Гусевский приход один из лучших приходов в епархии.
В. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-литография В.А. Паркова, 1897 г.