храм в честь владимирской иконы божией матери оптина пустынь
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Двухтысячное лето от Рождества Христова ознаменовалось для Оптиной Пустыни радостным событием. Освященный Юбилейный Архиерейский Собор, рассмотрев свидетельства о чудесах, широком народном почитании в епархиях Русской Православной Церкви преподобных оптинских Старцев, причисленных в 1996 году к лику местночтимых святых,
«единомысленно ОПРЕДЕЛЯЕТ:
Честные их останки считать мощами».
Икона «Собор святых, прославленных в двухтысячное лето от Рождества Христова»
На фоне Успенского собора Московского Кремля с находящейся на нем иконой Божией Матери Владимирской в три ряда изображены святые:
1-й ряд. Слева направо: прп. Алексий Зосимовский, прав. Алексий Московский (Мечев), прпмч. Парфений Кизилташский, митр. Московский Макарий (Невский), прп. Макарий Алтайский (Глухарев), свт. Иннокентий Пензенский, свт. Арсений (Мацеевич) Ростовский, прав. Алексий Бортсурманский, прп. Иов (в схиме Иисус) Анзерский и прп. Серафим Вырицкий.
2-й ряд. Оптинские старцы (слева направо): прп. Никон, прп. Варсанофий, прп. Исаакий I, прп. Моисей, прп. Антоний, прп. Лев, прп. Анатолий старший, прп. Макарий, прп. Иларион, прп. Иосиф, прп. Анатолий младший, прп. Нектарий и Исаакий II.
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Если кто-то, надеясь на свой разум, думает не иметь нужды в руководителе, таковой вскоре заблудит от пути правого. Почему и должны мы со слезами молить Господа Бога, чтобы даровал нам наставника или наставницу незаблудную, ибо по гнилости недугов нужен и врач или лекарка опытная и благоискусная. Потому и должно хворому искать не столько обильную и покойную больницу, сколько врача искусного.
Отцы не тогда только бывают отцы, когда детей по голове гладят и балуют, но и тогда именуются отцы, когда вразумляют и наказуют чад.
Как врачи медицинские, так и врачи духовные не одинаково поступают. Одни больному все позволяют и пить и есть, а другие велят строгую диету наблюдать; так и духовники: одни все прощают и разрешают, а другие за все истязуют и связуют, а цель у всех одна, чтоб исцелить.
Оптинские
праздники
ноябрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
Образ Твой, над Русью вознесённый 6 июля – празднование Владимирской иконе Божией Матери, перенесённой святым благоверным князем Андреем Боголюбским из Вышгорода во Владимир 860 лет назад, в 1159 году, престольный праздник Оптиной пустыни
210 лет назад в обители началось строительство Храма в честь Владимирской иконы Божией Матери
Образ Божией Матери Владимирской – один из самых близких и родных сердцу каждого русского человека. Эта икона, известная ныне всему миру, стала защитницей Москвы, продолжившей дело других русских городов по собиранию великой державы, и России – Дома Пресвятой Богородицы.
Сколько видела эта чудотворная икона! По преданию она написана святым Лукой, который более трёх других евангелистов повествует о земной жизни Богородицы.
В 1131 году икона была прислана на Русь из Константинополя и поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги.
В одном из замечательных памятников древнерусской литературы – «Сказании о чудесах Владимирской иконы Богородицы» – узнаём о перенесении её из Вышгорода во Владимир святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским.
В двенадцати верстах от Владимира, на пригорке, совсем недалеко от того места, где река Нерль впадает в Клязьму, запряженные кони князя Андрея вдруг встали. Коней стали хлестать бичами, но они не двигались с места. Княжеский обоз остановился, раскинули шатер, и князь прилег отдохнуть. Во сне ему явилась Богородица со свитком в руках и сказала:
«Не хочу, чтобы Мой образ несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на этом месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни».
Владимирская икона Божией Матери. Икона не позд. XII в. (ГТГ)
Было это в 1159 году, 860 лет назад. В память об этом явлении святой князь велел написать икону Божией Матери такой, какой Она явилась ему. Эта икона теперь называется Боголюбской.
А та икона, которую принёс святой Андрей Боголюбский с собой из Вышгорода, известна всему миру как Владимирская икона Божией Матери.
В 1480 году Владимирская икона окончательно перенесена в Москву в новый Успенский собор (1475-1479) Кремля. В чине Большого Крестного хода её выносили из собора как главную святыню.
Икона эта видела основание нового русского государства – сначала Владимиро-Суздальского, потом Московского. Нашествия завоевателей в разные века – Тамерлана, Наполеона, Гитлера… Рождение и гибель Дома Романовых. Революции начала прошлого века. Советские годы, когда, несмотря на гонения, народ всё равно продолжал верить…
С 1918 года почти до самого конца XX века Владимирская икона Божией Матери, покинув Успенский собор Московского Кремля, где перед ней венчались на царство русские государи, находилась не в храме, а в музеях – Государственном историческом музее, Государственной Третьяковской галерее.
Вспомним строки из замечательного стихотворения «Владимирская Богоматерь» Максимилиана Волошина, написанном после революции:
В этом стихотворении, как и во всём поэтическом творчестве Максимилиана Александровича Волошина (1877-1932) – поэта, художника-акварелиста, художественного и литературного критика – синтез глубокого осмысления исторических судеб Отечества. Свидетель скорбных лет России, Волошин посвятил его Александру Ивановичу Анисимову (1877-1937), с которым поэта связывали давние дружеские отношения.
А. И. Анисимов – автор книги «Владимирская икона Божьей Матери». После её публикации в Русском научном центре в Праге последовали травля и гонения Александра Ивановича, его арест, ссылка на Соловки в 1930 году и смертный приговор – в 1937-м.
В 1941-м из Москвы были эвакуированы не только заводы, институты и различные учреждения, но в тыл были вывезены и наиболее ценные сокровища русской культуры.
Среди сокровищ Третьяковской галереи в Новосибирск была привезена и Владимирская икона Божией Матери. Разве это был не своеобразный крестный ход со святыней, который вновь помог защитить Москву от врагов!
Новосибирск как столичный город Сибири, где Владимирская икона находилась под спудом, должен быть вписан в «историческое шествие» великой святыни по России: Киев – Владимир – Москва – Новосибирск – Москва.
По возвращении в Москву Владимирская икона вновь была помещена в Третьяковскую галерею, куда иногда даже ради одной этой святыни устремлялись многие наши соотечественники и зарубежные гости.
15 декабря 1999 года чудотворный образ был перенесён в храм святителя Николая в Толмачах – домовую церковь ГТГ, где музейные специалисты наблюдают за её сохранностью, обеспечена безопасность.
Храм открыт ежедневно, кроме понедельника, и посетители Третьяковской галереи, если пожелают, по-прежнему могут видеть великую святыню, но уже не в музейной экспозиции, не в зале древнерусской живописи, а в православном храме – месте молитвы и богослужения.
А теперь, после рассказа о чудотворной иконе Божией Матери «Владимирская», отправимся в паломничество из Москвы в Оптину пустынь. С востока от Введенского собора, на краю монастырского кладбища, стоит храм в честь Владимирской иконы Божией Матери. Это – бывшая больничная церковь, пережившая, как и вся Оптина пустынь, периоды расцвета, разрушения и возрождения.
Трехапсидная одноэтажная церковь построена в лучших традициях классицизма. Это кирпичное, оштукатуренное здание, покрашенное в голубой и белый цвета. Вход в него оформлен изящным крыльцом. Маленькая золоченая главка возвышается над гранёным синим полукуполом, на котором сверкают крупные золотые звёзды.
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери
Внутренние помещения Владимирского храма украшены настенными росписями, выполненными в 2000-е годы мастерами Оптиной пустыни. Возле храма разбиты клумбы с цветниками, растут стройные ели и кипарисы.
Строительство больничной церкви в честь Владимирской иконы Божией Матери у восточной стены обители начато в 1809 году при игумене Авраамии.
Храм освящён в 1811 году преосвященным Евлампием, епископом Калужским и Боровским.
Архивное фото Владимирской церкви
При Владимирском храме было устроено шесть больничных келий, для немощных братий.
В годы настоятельства преподобного Моисея Оптинского Владимирский храм был значительно расширен. В 1854 году с западной стороны сделана пристройка. Средняя часть этой пристройки составляет притвор храма, где круглосуточно читалась «неусыпаемая» Псалтирь, с поминанием усопшей братии и благотворителей обители. В боковых частях устроено ещё по три больничные келии.
В начале XX века здание храма было отремонтировано и надстроено. В это время в одной из келий при храме постоянно жил и принимал богомольцев «народный» старец преподобный Анатолий Младший (Потапов, 1855-1922), которого его духовные чада и паломники ласково называли Анатолием-утешителем.
Вскоре после революции Владимирский храм, как и все храмы обители, был закрыт. Её изуродованные безбожной властью храмы, приспособленные этой властью для различных хозяйственных нужд, пережили даже страшную войну. Однако после Великой Отечественной при Хрущёве Владимирский храм был разобран на кирпич до самого основания.
К 1989 году, когда в обители проводились археологические исследования, продолжавшиеся несколько лет, от Владимирского храма оставались лишь следы каменного фундамента.
Разрушенную церковь начали восстанавливать в 1995 году. Работа была непростой. Реставраторы пользовались старыми фотографиями, описаниями и чертежами.
23 октября 1998 года, в день памяти преподобного Амвросия Оптинского, Святейший Патриарх Алексий II специально приехал в обитель, чтобы освятить возрождённый Владимирский храм, куда крестным ходом были перенесены мощи преподобных старцев оптинских. и отслужить здесь первую службу. Радость торжества разделили с Первосвятителем многочисленные паломники.
Ныне это храм-усыпальница, где покоятся мощи семи из четырнадцати преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Иосифа, Варсонофия и Анатолия (Потапова).
Во Владимирском храме ежедневно совершается таинство исповеди и служится молебен с акафистом преподобным Оптинским Старцам.
Как и в старину, в Оптину словно на остров спасения в бурном житейском море едут паломники, чтобы научиться жить христианской жизнью. И руководством на этом пути могут служить назидания преподобного Амвросия и других оптинских старцев, для которых высшими христианскими добродетелями были смирение, кротость, терпение, христианская любовь к ближним.
«Их наставления, – подчеркнул Святейший Патриарх Алексий II, освящая в 1998 году возрождённый Владимирский храм, – не потеряли значения и в наше непростое время».
Прошли годы. Оптина возродилась. Древняя обитель помогает и духовному возрождению нашего Отечества.
С сердечной благодарностью вспоминаем мудрый завет Святейшего Патриарха Алексия II:
«Становление крепкой России невозможно без духовных основ, залог её будущего – возрождение православных святынь».
[1] Историческое описание Козельской Введенской Оптиной Пустыни. С. 131.
Оптина Пустынь
Толкования
Священного
Писания
Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову – и Он не оставит вас.
Без самоукорения, смирения, терпения и любви спастись неможно; с этими средствами и брани облегчаются, и коварства вражии низлагаются.
Сколько должно пролить поту, употребить трудов и претерпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси! А мы думаем, лежачи на боку, т.е. с мягкой постели, и после роскошной жизни, да и в Царство Небесное!
Оптинские
праздники
ноябрь ← →
пн | вт | ср | чт | пт | сб | вс |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Последний фотоальбом
Видео
Духовные беседы с паломниками
План монастыря и скита
Святые врата
Главный вход в монастырь.
В Святых вратах располагается экскурсионная служба монастыря
Введенский собор
Главный храм обители (построен в 1750–1771 гг.). Освящен в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Престолы: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы; северный — преп. Амвросия старца Оптинского; южный — Святителя Николая Чудотворца.
Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.
Во Введенском храме совершаются ежедневно: полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери
Построен в 1811 г., восстановлен и освящен в 1996 г.
Престолы: центральный — Казанской иконы Божией Матери; северный — свв. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Кресто-воздвиженский.
Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих.
Это самый большой храм в Оптиной Пустыни, в нем ежедневно совершаются поздняя Литургия и вечернее богослужение. В воскресные и праздничные дни — всенощные бдения и поздние Литургии.
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери
Восстановлен на месте полностью разрушенного храма и освящен в 1998 г.
Престол: в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Во Владимирском храме ежедневно совершаются исповедь и молебен с акафистом преподобным Старцам Оптинским.
Храм в честь прп. Марии Египетской
В настоящее время храм восстанавливается и реставрируется.
Храм в честь владимирской иконы божией матери оптина пустынь
В настоящее время в Оптиной Пустыни восемь действующих храмов.
Главные храмы обители: Введенский, Казанский, Владимирский и Преображенский всегда открыты. Всем желающим благословляется свободный вход и доступ к святыням: чтимым иконам и св. мощам преподобных отцев и Старцев Оптинских.
Престолы: главный — Введения во Храм Пресвятой Богородицы; северный — преп. Амвросия старца Оптинского; южный — Святителя Николая Чудотворца.
Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Амвросия и Нектария старцев Оптинских, а также особо почитаемая Казанская икона Божией Матери.
Во Введенском соборе совершаются ежедневно: полунощница, ранняя литургия, панихида, молебен с акафистом преп. Амвросию. В воскресные дни: ранняя литургия, молебен с акафистом преп. Амвросию.
Храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
Построен в 1811 г., восстановлен и освящен в 1996 г.
Престолы: центральный — Казанской иконы Божией Матери; северный — свв. великомучеников Георгия Победоносца и Феодора Стратилата; южный — Крестовоздвиженский.
Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных Оптинских старцев Моисея, Антония и Исаакия I. Мощи покоятся под спудом, сверху устроены мраморные надгробия с мощевиками для поклонения верующих.
Это самый большой храм Оптиной Пустыни, в нем ежедневно совершаются поздняя Литургия и вечернее богослужение. В воскресные и праздничные дни — всенощные бдения и поздние Литургии.
Храм в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Престол: в честь Владимирской иконы Божией Матери.
Святыни: в храме находятся св. мощи преподобных старцев Оптинских: Льва, Макария, Илариона, Анатолия (Зерцалова), Варсонофия, Анатолия (Потапова), Иосифа.
Во Владимирском храме ежедневно совершаются исповедь и молебен с акафистом преподобным Старцам Оптинским.
Храм в честь Преображения Господня
Престол: в честь Преображения Господня.
Святыни: в храме находятся мощи преп. Рафаила (Шейченко), исповедника (1957 г.)
В храме ежедневно совершаются заказные молебны святым с водосвятием. В этом храме можно набрать святой воды.
Храм в честь прп. Илариона Великого
Престол: в честь прп. Илариона Великого
Находится вне стен монастыря, в одном здании с гостиницей и паломнической трапезной
Признанный старец Оптиной пустыни – отец Илий (Ноздрин). Отец Илий – общероссийский известный старец, а так же духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. О прозорливости старца все знают. Поэтому чада его и просто паломники делятся своими переживаниями и опытом встреч со старцем открыто – светильник под спудом не прячут…
Вот одна из них. Рассказывет паломница Ольга: «Хотела я спросить у старца, есть ли воля Божия на моё монашество, но никак не получалось побеседовать с ним. И вот стою после службы, вдруг народ задвигался, хлынул за вышедшим старцем. Кто-то вопрос хочет задать, кто-то попросить молитв, кто-то просто благословиться желает. Ну, думаю, не подойти мне к старцу.
И вдруг народ выталкивает меня прямо в спину к батюшке. Недолго думая, громко спрашиваю: “Батюшка, отец Илий! Буду ли я монахиней?” И батюшка, не оглядываясь, отвечает: “Да, ты будешь монахиней. Обязательно будешь монахиней!” И уходит, сопровождаемый народом. А я остаюсь и чувствую, как охватывает меня недоверие, а за ним уныние. Старец даже не взглянул на меня. С таким же успехом я могла спросить, буду ли я космонавтом.
В унынии плетусь к братской трапезной. Стою и плачу. Рядом ещё паломники стоят. Кто-то своего духовного отца ждёт. Кто-то старца дожидается. Стою без всякой надежды. И вдруг появляется отец Илий. Сразу тянутся к нему руки с записками, народ вопросы наперебой задаёт. Но батюшка подходит прямо ко мне. Внимательно смотрит на меня и спрашивает: “Ну что, ты уже выбрала себе монастырь, где хочешь жить?”»
Утешил батюшка! Хоть и не взглянул при вопросе, но духовным зрением он видит многое.
Шамордино.
Казанская Амвросиевская женская пустынь.
Казанская Амвросиевская женская пустынь расположена близ селения Шамордино, в одном из красивейших уголков Святой Руси, между старинными городами Калугой и Козельском. Основана в 1884 году преподобным Амвросием оптинским по завещанию его духовной дочери монахини Амвросии (Ключаревой, 1818-1881) и на ее средства. Еще при жизни призревая престарелых вдов и сирот-девиц, желающих посвятить себя служению Богу, она завещала устроить женскую общину с богадельней в принадлежавшем ей имении Шамордино.
В настоящее время в обители совершается полный круг богослужения, читается Неусыпаемая Псалтирь, акафисты перед чтимыми иконами Божией Матери и преподобного Амвросия Оптинского. Под водительством настоятельницы матушки игумении Никоны (Перетягиной) сейчас в ней подвизается около 130 сестер. Вновь открыта монастырская богадельня и больница. Для детей из окрестных селений организована воскресная школа. На территории монастыря находятся три святых источника: в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Живоносный источник» и преподобного Амвросия Оптинского.
Здесь так же располагается Храм в честь преподобного Амвросия Оптинского, Троицкий храм,Храм в честь иконы Божия Матери «Утоли моя печали» и святой источник в честь Казанской иконы Матери Божией. Множество паломников, посещающих обитель, набирают святую воду и погружаются в источник, по вере получая исцеления от разных недугов.
Главным деланием Шамординской обители является молитвенное предстояние Богу. Ежедневно ее священнослужителями на Престолах монастырских храмов приносится Бескровная Жертва. В течение многих лет духовнику монастыря помогают иеромонахи Антоний (Плясов) и Иоанн (Липовецкий), ревностно исполняя свое служение. Милостию Божией, богослужебный круг молитвы, начавшийся с первых дней возрождения, не прерывался, никогда не прекращалось и чтение Неусыпаемой Псалтири.
Сестрами возносятся молитвы и за страждующих недугом пьянства и наркомании перед иконой Божией Матери «Неупиваемая чаша». Возобновлено молитвенное поминовение прежде подвизавшихся в обители, мирно почивших и убиенных в годы гонений сестер. Составлены заупокойные синодики. Сестрами проводится изыскательная работа в архивах. Собираются материалы по истории монастыря, отразившей прошлое нашего Отечества и всей Русской Православной Церкви, которая в трудные годы гонений выстояла, сохранила веру.
Клыково.
Мужской монастырь Спаса Нерукотворного пустынь.
Монастырь имеет главный храм в честь Спаса Нерукотворного, храм сщмч. Кукши Киево-Печерского и домовый храм в честь Новомучеников и исповедников Российских.
НЕПРИДУМАННЫЕ ИСТОРИИ.
КОСТЫЛИ ОСТАЛИСЬ НА СКАМЕЕЧКЕ
И матушка Христина (келейница схимонахини Сепфоры) и клыковские монахи помнят, как пару лет тому назад (в 2006 году) приехал в монастырь вместе с паломниками И.Н. Без костылей этот нестарый ещё человек шагу не мог ступить. Да и с костылями передвигался с превеликим трудом, больше надеясь на помощь сострадавших ему людей. Болезнь взяла над ним верх в считанные дни. Ноги отекли и раздулись так, что перед поездкой домашние облачили его не в брюки, а в специально сшитые «чехлы», ступни кое-как поместили в комнатные туфли, разрезанные в нескольких местах.
Приехали в монастырь. Помолились, зашли в матушкину келейку, «постучали» больные ноги палочкой, помазали святым маслицем, а напоследок захотел он, чтобы отвели его к могилке схимонахини Сепфоры, и попросил оставить его там в одиночестве. Когда же хватились, обнаружилось, что на матушкиной скамеечке от болящего только костыли и остались. Обошли весь монастырь. Не знали, что и думать. Затем направились к автобусу совет держать, и глазам своим не поверили. И.Н. сидел в салоне, как ни в чём не бывало. А заслышав, что его зовут, легко спустился по ступеням на землю. Земляки диву давались. Он же взволнованно рассказывал им, как сидел у могилы, мысленно просил у матушки помощи, не особенно надеясь получить её, ведь в больнице же только руками развели. И вдруг явственно почувствовал, что его «деревянные» ноги оживают: вот колени дрогнули, вот уже пальцы шевельнулись, вот захотелось встать на землю и пройтись хотя бы в ограде. Не веря себе, поднялся, сделал шаг, другой, и, напрочь забыв о костылях, изумляясь и радуясь такому скорому, совершенно внезапному исцелению, пошёл к автобусу… Что с ним было, чем заболел вдруг, Бог весть. Но для него это теперь неважно. Важно другое: исцеление, а главное вера, которую он обрёл в монастыре у матушкиной могилы.
Помнится, приходим мы к матушке с сыном Виктором. Он ей в подарок захватил воблу, так уж ему захотелось. Матушка ее взяла, а ему дает маленькую такую рыбку, соленую-пресоленую, а это, мол, тебе. Дочь ее еще ругала: «Что ты даешь, ее и есть нельзя!» А я сразу поняла – солоно ему придется. И точно, вскоре сделали ему операцию. Больно сложная была, с трудом выкарабкался. А матушка сказала, что без молитв за него он бы умер. А еще, помню, перед операцией спрашивает меня: «Тебе какой сын помогает?» Я ей говорю: «Средний, Виктор». А она мне: «И у него денег не будет, и у тебя». Все правильно, так и вышло».
Она умела утешить скорбящего. Обличить могла, назвав человеку грехи, которые тот не смел и выговорить.
Чего бесы боятся.
А вот что написала в монастырь Людмила К.: «В июле 2001 года мы приехали в Клыково. И, конечно, к матушке на могилку зашли. С нами была бесноватая. Когда подъехали к монастырю, у неё отнялись ноги. Пришлось нести на руках. А она всё выкрикивала каким-то не своим голосом: «Ну, Сепфора! Вот это сила! Боюсь палки её и фотографии мироточивой». К фотографии в домике матушки прикладывали её с трудом. Ну, а как дальше будет, наверно, зависит от глубины веры этой женщины.