храм в форме корабля
Зачем построили единственный в России плавучий храм и что в нём происходило в начале XX века
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Как появился храм-пароход
Поскольку в начале прошлого века на Каспии были сконцентрированы сотни судов и даже плавучих контор, которые контролировали перемещение грузов, возникла необходимость предоставить возможность морякам, рыбакам и служащим посещать храм прямо здесь, в «плавучем городе». Ведь многие из этих людей по несколько месяцев находились на судах и баржах, не имея возможности ездить в Астрахань.
Тогда Епископ Астраханский и Енотаевский Георгий предложил соорудить храм на воде. Эту идею высказывал и уважаемый в городе богатый астраханский мещанин Янков – человек очень набожный. Специальная комиссия, которую сформировал совет Кирилло-Мефодиевского братства Чуркинской пустыни, приняла решение приобрести пароход, чтобы переделать его в плавучий храм.
Было осмотрено несколько десятков судов, в итоге самым подходящим оказался буксирно-пассажирский пароход «Пират», принадлежавший на тот момент астраханскому мещанину Минину. В 1910 году у судовладельца купили этот пароход и приступили к преобразованию его в плавучую в церковь.
К этому времени «Пират» уже «отмотал» более 50 лет на Волге (его построили в 1858 году в Англии по специальному заказу). Кстати, сначала он носил название «Криуши», а «Пиратом» пароход стал уже при Минине.
Судно имело железный корпус и деревянную палубу. Длина его составляла 44,5 метра, а ширина – от 7 до 13 метров. Гребные колеса «Пирата» приводила в движение паровая машина. Обслуживал пароход экипаж из 18 моряков.
Плавучий храм с семью позолоченными главами мог развивать скорость более 20 километров в час.
В нем были даже лазарет и больница
Всего за пару месяцев внешний и внутренний облик парохода кардинально изменился. Большинство деталей машины пришлось заменить, а корпус – сделать длиннее (само по себе помещение храма находилось в носовой части). Кроме того, на бывшем «Пирате» теперь появилась часовня-звонница, которая совмещалась с рулевой рубкой… В ней располагались шесть колоколов, в том числе большой колокол-благовест, весивший почти 254 кг. На судне появилось электричество.
Переделка парохода в храм Николая Чудотворца, конечно же, была делом весьма затратным – она обошлась примерно в 30 тыс. рублей. Однако стоит отметить, что на строительство плавучей церкви жертвовали деньги многие верующие – как отдельные граждане, так и целые организации. А местное врачебное отделение предоставило для церковного лазарета, который также был предусмотрен проектом, лекарства и медицинские инструменты. Мини-больница, кстати, предназначалась для лечения прихожан.
Если не считать алтарь, площадь помещения храма с хорами составляла не менее 40 кв. метров. Иконостас со старинными образами, выполненными московскими иконописцами, был покрыт красивым орнаментом. Стены храма были тоже украшены декором. На них располагались старинные иконы.
Храм был обеспечен всеми необходимыми церковным предметами, в том числе шикарными парчовыми облачениями для священнослужителей. Священник диакон и староста жили здесь же, в оборудованных каютах. На судне имелись и каюты для гостей. В храме даже была трапезная, в которой бесплатно кормили нуждающихся.
Вообще же здесь трудились и певчие, и пономарь, и монастырский повар – в общем, как в обычном большом храме.
Плавучую церковь освятили 11 апреля 1910 года. Это событие собрало большую толпу людей, заполнившую всю пристань. Тут были и рабочие, моряки, и купцы, и представители православной церкви, и просто местные жители. На судне красовалась надпись «Святитель Николай Чудотворец», на ветру колыхался белый флаг с изображенным на нем крестом. Освятил церковь-пароход автор-вдохновитель этой идеи епископ Георгий. Он произнес торжественную речь, отметив, что такой плавучий храм – первый подобный опыт, известный ему в истории.
Содержание храма на воде обходилось недешево, но основную часть денег церковь получала в виде пожертвований от верующих.
Храм ходил по Каспию и Волге, обслуживая не только моряков и рыбаков, но и жителей местных деревень. Кроме того, он способствовал обращению в христианство проживающих в этих краях калмыков – служивший на судне иеромонах Иринарх знал калмыцкий.
Интересно, что за историю своего существования в качестве храма судно неоднократно попадало в шторм, однако каждый раз выходило из него невредимым.
Что было дальше
Увы, плавучий храм Николая Чудотворца просуществовал всего лишь пять лет. Наступили непростые времена, и к 1916 году церковь закрыли. В прессе писали, что судно обветшало и его содержание признано слишком дорогим. Встал вопрос о том, что с ним делать. Местный епископ Филарет решил продать плавучий храм на слом, однако это вызвало волнения среди народа и духовенства. Филарет был отправлен на покой. Тем не менее судно продали.
Постепенно про храм стали забывать. Наступила февральская революция, а затем – изменившие ход истории октябрьские события.
Согласно сохранившимся документам, в 1918-м плавучую церковь снова переделали в обычный пароход. Теперь это уже было спасательное судно в составе Бакинского порта и называлось оно «Нечаянный». Однако на этом судьба судна не закончилась: вскоре его снова переоборудовали – на этот раз в плавучий театр. Сначала он назывался «Иосиф Сталин», а затем – «Моряна».
О дальнейшей судьбе бывшего храма точных данных нет. По одной версии, судно просуществовало до 60-х годов (в это время в нем располагалось общежитие), а по другой, его разобрали на металлолом еще в 1920-х годах.
Кстати, после распада Советского Союза в России тоже стали появляться храмы на судах. Например, есть церковь с тремя куполами на судне «Отец Веренфрид» (во имя иконы Святого князя Владимира), созданная на основе малого десантного корабля. Также в 1998 году был спущен на воду плавучий храм «Святитель Иннокентий Московский. А еще существуют храм-судно «Альбатрос» (в честь Андрея Первозванного) и построенная в 2013 году в районе слияния Иртыша и Оби маяк-часовня.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Церковь
С древнейших времен, согласно «Постановлениям Апостольским», православный храм повелевалось созидать «наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращенным, от обеих стран к востоку притворы имеющим». И действительно, форма храмов в виде корабля получила наибольшее распространение, так что многие наши храмы создают весьма впечатляющий зрительный образ корабля с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами – куполами, устремившегося на восток, к восходу солнца.
Но вместе с тем в форме храма выражались и иные символы, иные богословские истины.
Так, само собой получилось, что храмы стали строить в виде крестов, в виде круга (символ вечности), восьмиконечной звезды и проч.
Храм всегда обращен алтарем на восток, так как восточная сторона с древности считалась местом обитания Бога. На востоке был рай ( Быт. 2, 8 ); Господь Иисус Христос как Солнце Правды ( Мал. 4, 2 ) приходит с востока и Сам именуется Востоком ( Зах. 6, 12 ; Пс. 67, 34 ) или Востоком свыше ( Лк. 1, 78 ).
В настоящем фотоальбоме посмотрим на некоторые древние и старинные храмы.
На фотографии – Георгиевская церковь, которая находится в Старой Ладоге. Храм построен в 1165 году. Он построен в виде куба (форма Вселенной в древних представлениях). Храм венчается изысканной главой в виде древнерусского богатырского шлема. Возможно, что такую форму куполу зодчие придали неслучайно, потому, что храм построен в честь победы над шведами, которые пытались захватить Старую Ладогу, но от русских войск потерпели поражение.
В Новой Москве построен единственный в России храм-корабль
– Идея не нова. В начале христианства в первых веках были не только катакомбные храмы, но и попытки сооружать обители в виде ковчега.Я посчитал, что и сейчас этот образ можно воплотить в жизнь. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Жизнь наша есть море, Православная Церковь наша — корабль, а кормчий — Сам Спаситель». Вот как возникла эта идея. В итоге мы построили такой храм-корабль, и подсветили его так, чтобы он был как будто оторван от земли.
– Нам так и показалось сначала.
– В этом-то и задумка. А на носовой части, если заметили, трубящий ангел. Это как символ России, стремящейся в будущее. Внешняя отделка храма белоснежным мрамором создает образ некой скульптуры. Сейчас идут работы по внутренней отделке. Начали оформлять алтарную часть, специалисты работают над витражами.
О своем детище Виктор Захаров рассказывает с большой любовью. Здесь все продумано до мелочей: полы с подогревом, автономное отопление, окна и двери под лимонное дерево, подоконники из малинового кварцита (его специально привезли из Карелии ), прорезные царские врата. Храм — это дом Божий, а значит, в нем должно быть все самое лучшее.
– На строительство мы потратили примерно 18 миллионов рублей. Это и деньги спонсоров, и мои собственные средства. Надо еще примерно столько же, чтобы закончить работы.
Епископ Воскресенский Савва, викарий Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси:
Шесть часовен Федора Конюхова
и мечты путешественника о храме-корабле
Федор Конюхов известен как путешественник и почти не известен как строитель часовен. А ведь после каждого из шести своих кругосветных путешествий он строил по часовне, причем в самых разных местах — от азовского побережья до Дальнего Востока. Одну из них возвел в маленьком дворике своей московской мастерской. Впереди у Федора Филипповича новые путешествия и новые строительные планы: возведение храма-маяка и храма-корабля. Обращение к морской тематике в храмостроительстве Конюхов объясняет своим «профессиональным интересом».
Прохождение мыса Горн настолько сложно, что считается наиболее трудной и в то же время почетной задачей для яхтсменов |
Федор Конюхов: Несколько лет назад Православная Церковь причислила к лику святых Федора Ушакова — великого адмирала, флотоводца и в то же время человека уникальной праведной жизни. Но храма в его честь в Москве пока нет. Проект уже готов, а место мы пока выбираем. Очень надеемся, что получится построить его в Москве, ведь в столице такой храм особенно нужен: посмотрите, сколько здесь моряков, отставных и действующих, даже клуб адмиралов есть!
А моряки очень любят и уважают Ушакова, он для них пример — правда, к сожалению, ценят они его только как великого полководца, не проигравшего ни одного сражения. Мне же хочется, чтобы храм помог рассказать о других гранях жизни адмирала: о его глубокой вере, о его семье, в которой есть святые монахи-подвижники, о том, что после отставки Ушаков поселился вблизи Санаксарского монастыря и провел там всю оставшуюся жизнь…
Через рассказ об этом я бы хотел протянуть для современных моряков мостик к Православию. Ведь они восхищаются Ушаковым, многие считают его примером для подражания. Мне кажется, что рассказ о пути к вере своего для моряков человека будет миссионерски эффективным. Я убедился в этом на своем опыте. Помню, как приехал первый раз в Санаксарский монастырь, настоятель открыл мне мощи Федора Ушакова, предложил помолиться, а сам ушел. Я встал на колени перед ракой с мощами и оказался лицом к лицу со святым. У меня мурашки по телу: никого рядом нет, а я, старшина первой статьи, сам военный моряк, стою перед адмиралом, да еще каким адмиралом! У меня, конечно, все молитвы вылетели из головы… На меня все это произвело невероятное впечатление: святость проникает в нашу жизнь, становится близка и понятна…
Так родилась идея строительства нашего храма, для которого мы разработали уникальный проект: архитектура будет классической византийской, но весь храмовый комплекс в целом должен будет напоминать своими формами корабль. Все в строгом соответствии с канонами, и в одновременно возникают новые, особые смыслы. Храм памяти адмирала — подобен кораблю в море житейских страстей! Если взглянуть на него сверху, то храмовый комплекс контурами похож на рыбу — еще один морской и в то же время древний христианский символ.
— В Ваших планах и еще одна церковь памяти Федора Ушакова, на этот раз в форме маяка…
— Здесь тоже нет ничего странного: например, в Крыму есть храм в форме маяка, построенный еще в XIX веке. Но там он, правда, имел прикладное значение, а наш проект как маяк использоваться не будет, хотя возвести его мы планируем на украинском берегу Азовского моря. Просто сама форма, символика этого строения кажется мне очень важной.
Проект храма памяти святого адмирала Федора Ушакова сочетает в себе каноническую византийскую архитектуру с морской корабельной символикой |
Я это понял, когда впервые увидел маяк далеко от моря… в Сахаре. Знаете, там еще со времен, когда через пустыню летал Экзюпери, стоит маяк, указывающий направления летчикам. Его расположение посреди пустыни вне привычного морского пейзажа столь неожиданно, что поневоле присматриваешься к сооружению, задумываешься над глубиной его символики.
Ведь любой храм в нашей жизни — это тоже своеобразный маяк…
— Вы не только строите храмы и часовни, но и людям уделяете серьезное внимание. Расскажите, пожалуйста, о Ваших школах путешественников. Что это такое, какова их цель?
— Сначала скажу о причине, по которой я занялся этим проектом. Мне всегда казалась важной мысль о связи духовного и физического развития, особенно часто я думал об это в Юго-Восточной Азии, где такой порядок считают естественным. Но ведь и с православной точки зрения должно быть так же! Если не тренировать дух — все бесполезно, если ты только тело свое хочешь взгромоздить на Эверест — в этом нет никакого смысла. Любое физическое усилие должно служить развитию души. Путешествуя, я всегда радовался возможности увидеть красоту сотворенного Богом мира, побыть наедине с собой, почувствовать присутствие Божие рядом. Только так достигается гармония, и именно этому я хотел научить других.
Попытки воплотить эту теорию в жизнь я начал делать еще в конце 1980-х. Тогда я был тренером по яхтенному спорту, работал с детскими спортивными школами, и мне не нравилось, что в них все сводится к физическим тренировкам, что спорт ставится превыше всего. Поэтому я сразу решил придумать новое название нашему начинанию, чтобы показать, что у нас не просто ДЮСШ. Так появилась «Школа путешественников».
Во дворе своей московской мастерской Федор Конюхов построил часовню Николая Чудотворца |
Всем пришедшим к нам мы сразу говорим о своей направленности и особом уставе нашей школы. Дети не только занимаются, ходят в походы, но и участвуют в молебнах. В библиотеке наряду с книгами об Амундсене, Скотте, Нансене, Седове, Папанине обязательно есть книги духовные: Библия, рассказы о святых и апостолах.
Сейчас у нас три таких школы: две в центральной части страны, в Сергиевом Посаде и на Вологодчине, и одна на Дальнем Востоке — там, где я жил раньше. К сожалению, последняя с тех пор, как я уехал оттуда, все больше дрейфует в сторону обычной спортивной школы… Я приложу все усилия, чтобы в двух остальных школах сохранился баланс между физическим и духовным воспитанием.
— А каковы критерии отбора? Что за дети приходят к вам в школу?
— Мы проводим жесткий отбор. У нас бывают длительные походы, а значит, ребята должны учиться так хорошо, чтобы не отставать после недельного пропуска уроков. Мне иногда говорят чиновники и коллеги: займись трудными подростками, возьми наркоманов. Но я не хочу, ведь это совсем другое дело!
Когда ты берешь наркоманов, то все лучшие ребята уходят — их и родители забирают, и многие дети сами не хотят оставаться. Я сам, честно скажу, забрал бы оттуда своего сына. А главное, потом все равно окажется — наркоман что-то где-то спрятал, потом сорвался, куда-то пропал… Работа с ними — дело особое, и оно не имеет ничего общего с нашим начинанием.
Я не говорю, что с трудными подростками не нужно заниматься, но почему мы обращаем все внимание только на них? А как же духовно и физически здоровые ребята? Как же дети-романтики, мечтающие о далеких путешествиях? Если мы не вырастим их, то на кого равняться всем остальным?
Необходим определенный идеал, эталон, и мне бы хотелось, чтобы ребята из наших школ стали таким идеалом.
— Вы уже не раз говорили о том, что уходите в свои путешествия в том числе и для того, чтобы ближе почувствовать Бога, что путешествие для Вас — неотъемлемая часть духовной жизни. Но ведь отнюдь не для всех это так…
— Да, не все понимают, что бессмысленный риск экстремального спорта — грех. Нельзя же подвергать свою жизнь опасности просто так, из удовольствия — это пустое. Но ведь так делают тысячи людей, и их невозможно остановить! В Москве одних только зарегистрированных альпинистов четыре тысячи. Для них это важная часть жизни, их не остановить, просто подойдя к ним и сказав: «Все, что ты делаешь, — бессмысленно и греховно». Они и самого-то слова «грех» в изначальном его значении не поймут, а только лишний раз обидятся, решив, что их обвиняют в нарушении чуждого для них «церковного закона».
— Что же Вы предлагаете?
— Мне кажется, нужно обязательно быть рядом с ними, потому что эти люди нуждаются в особой молитве, особом заступничестве. Церковь обязана помнить о них, молиться. Почему у нас множество священников, которые окормляют военные подразделения, школы, больницы, но почти нет тех, кто работает с теми же альпинистами, любителями экстремального спорта? Ведь это часть нашего общества с особым образом мыслей.
С людьми, увлеченными экстремальными видами спорта, нужно находить общий язык. И это еще одна моя мечта — хотя бы в Москве создать приход для таких людей. Уверен, что небольшая община обязательно наберется. А она уже станет примером для остальных, поможет человеку задуматься, зачем он идет в горы. Просто так, ради спортивного интереса? Но стоит ли этот интерес риска, затраченных сил и эмоций? Ведь для того, чтобы сделать первый шаг к вере, нужно сначала задуматься об этих проблемах.
— Расскажите, как сами Вы пришли к вере?
— Я был верующим всегда, такая уж у нас семья: мой дед священник и его брат тоже — он даже канонизирован как новомученик. Помню, в школе (а я учился в нашем рыбачьем поселке) я все время спорил с учительницей литературы. Спрашивал ее: «Скажите, Татьяна Семеновна, как же вы говорите, что Бога нет, вот же Пушкин в него верил!»
На стенах часовни расположены мемориальные доски в память о родственниках Федора, священниках, пострадавших в годы гонений на Церковь |
Впрочем, за свою жизнь я убедился: вера в Бога в чем-то похожа на любовь к женщине. Кому-то повезло влюбиться в юности, кто-то всю жизнь шел к своей любви, а кто прожил всю жизнь и никого не полюбил. Последнему кажется, что и не бывает никаких возвышенных чувств и прочего, он смеется над теми, кто говорит обратное.
У меня есть один знакомый ученый, человек совершенно советского воспитания. Всю жизнь он мне говорил, приходя ко мне и видя иконы: зачем тебе это, ты бы лучше науку поддерживал! А вот недавно вернулся он после операции и рассказал, как потом ему показали видео, сделанное во время шунтирования. Вот он лежит на столе без движения целых четыре часа, врач достает его сердце, моет, что-то с ним делает, а потом возвращает обратно. Этот человек сказал мне: «Знаешь, Федя, я посмотрел то видео и встал со стула совершенно другим». Пришел я недавно к нему в кабинет и вижу — там иконы появились.
— Вам, наверное, часто задают вопрос: а где Вы, путешественник, чувствуете себя дома? Есть ли вообще у вас дом?
— На свете есть место, где я владею землей и чувствую себя дома. У меня есть четыре сотки в Сергиевом Посаде, рядом с Лаврой. И мне кажется, что лучше места придумать нельзя.
Помню, в 1990 году я был в Австралии. Советский Союз тогда уже трещал по швам, все с ужасом смотрели в будущее. Среди русских австралийцев, с которыми я тогда общался, был священник отец Алексий. Он сказал мне такие слова: пока мощи преподобного Сергия остаются в России, она не распадется.
Когда разделилось общее государство, моя малая родина оказалась на территории Украины, а места, где я прожил значительную часть детства, — в России, на Дальнем Востоке. Но я все равно чувствую, что духовно мы остаемся едиными, продолжаем жить одной жизнью, но центр ее не в Москве и не в Киеве. Центр — у мощей преподобного Сергия, который уже много веков объединяет нас сильнее, чем что-либо иное.
Федор Филиппович Конюхов
Родился 12 декабря 1951 года на берегу Азовского моря. Первую экспедицию осуществил в 15 лет: пересек Азовское море на рыбацкой весельной лодке. К 50 годам совершил более 40 уникальных экспедиций и восхождений. Первый человек в мире, который достиг пяти полюсов нашей планеты: северный географический (три раза), южный географический, полюс относительной недоступности в Северном Ледовитом океане, Эверест (полюс высоты), мыс Горн (полюс яхтсменов). Первый россиянин, которому удалось выполнить программу «Большой шлем» (Северный полюс, Южный полюс, Эверест). Капитан дальнего плавания, яхтенный капитан. Совершил шесть кругосветных плаваний, пятнадцать раз пересек Атлантику, один раз на весельной лодке. Заслуженный мастер спорта. Занесен в энциклопедию «Хроника человечества». Действительный член Российского географического общества.
Федор Конюхов известен своими одиночными путешествиями. Сам он считает их идеальной возможностью побыть наедине с собой |
Член Союза художников. Лауреат золотой медали Российской академии художеств, почетный академик Российской академии художеств, автор более 3 тысяч картин. Участник российских и международных выставок. Член Союза писателей РФ, автор девяти книг.
Награжден орденом Дружбы народов, премией UNEP “GLOBAL 500” за вклад в защиту окружающей среды. Обладатель приза ЮНЕСКО «За честную игру». Почетный житель города Находка (Приморский край, Россия), города Терни (Италия) и поселка Бергин (Калмыкия, Россия). Награжден орденом Украинской Православной Церкви великомученика Георгия Победоносца I степени за примерные и усердные труды на пользу Святой Божией Православной Церкви.
Женат. Жена Ирина. Сын Оскар, дочь Татьяна, сын Николай. Внук Филипп, внучка Полина, внучка Кейт, внук Итэн, внук Аркадий, внук Блэйк, внучка Екатерина.
Храм-корабль во имя Троицы Живоначальной в посёлке Плесково (Новая Москва)
О святом месте
Известны миссионерские суда с храмами на них. Однако этот корабль — иного рода: он стоит на земле, но, благодаря искусно сделанной подсветке, кажется, что судно парит в воздухе.
В дачном поселке Плесково на территории Новой Москвы есть удивительного вида храм. Выполнен он в форме корабля — но не в привычном архитекторам смысле, когда собственно церковь, её колокольня и трапезная выстроены в одну линию — а самого настоящего судна, бороздящего моря и океаны. Назван он именем Троицы Живоначальной, а своим необычным видом обязан заслуженному архитектору России Виктору Захарову, долгое время жившему здесь же, в Плескове.
Благословение на постройку храма дал известный священник — игумен Сергий (Рыбко). По замыслу жителей дачного посёлка, храм изначально строился как мемориальный — в память о победе над войсками Наполеона в Отечественной войне 1812 года (именно через Плесково проходил путь отступления французского императора, когда его войска покидали Москву). Такое решение было принято на общественных слушаниях; там же обсуждались и вопросы финансирования проекта строительства вскладчину. Нашлись у храма и попечители; часть средств пожертвовал архитектор Виктор Захаров. В общей сложности строительство храма, отделанного белым мрамором, завершившееся в 2015 году, обошлось в восемнадцать миллионов рублей. Носовую часть храма-корабля украсил трубящий ангел.
После начались работы по оформлению интерьера, которые также потребовали немалых вложений. Полы в здании, учитывая суровые подмосковные зимы, были сделаны с подогревом. Окна и двери в выполнены под лимонное дерево, подоконники — из малинового кварцита, специально привезённого из Республики Карелия. Очень украсили храм прорезные Царские врата и искусно выполненные витражи.
К слову, храм-корабль в Плёскове — не единственный проект церкви работы Виктора Захарова. Он же спроектировал храм в честь Собора Московских святых в столичном районе Бибирево, а также принимал участие в возведении кафедрального собора на острове Сахалин. Всего же на счету известного архитектора без малого семь десятков реализованных проектов зданий и комплексов различного назначения.
Службы в храме-корабле во имя Живоначальной Троицы проводит по выходным и праздничным дням специально приезжающий для этого в Плёсково священник. Добраться сюда из «старой» Москвы можно на автобусе 514 от станции метро «Тёплый стан». Конечная точка его маршрута — посёлок Плёсково; добравшись до него, ещё около полутора километров до храма нужно будет пройти пешком.