храм в кургане на площади
Курганская Троицкая церковь
К началу 60-х гг. XVIII в. Курганская слобода (Царево Городище или Царев Курган) представляла собой крупный населенный пункт на левом берегу Тобола в южной части Ялуторовского дистрикта Сибирской губернии. В гражданском отношении слобода являлась административным центром для окружающих ее сел и деревень. Такими же центрами были расположенные по Тоболу слободы Утятская, Иковская, Белозерская и Усть-Суерская. Но в отличие от них Царево Городище уже в 40-е гг. XVIII в. было центром одноименного заказа, или духовного правления, объединявшего церковные приходы обширного округа на юге дистрикта, и состоявшего, в свою очередь, в ведении Тобольской духовной консистории. В этой части Тобольской епархии заказные правления находились также в Ялуторовской слободе, в Далматовском и Рафайловском монастырях и в селе Воскресенском, принадлежащем Тобольскому архиерейскому дому.
Причиной для такого возвышения Царева Городища среди прочих слобод было, вероятно, то обстоятельство, что со времени основания во 2-й половине XVII в. оно являлось важным военно-стратегическим пунктом в составе Ишимской укрепленной линии. В Царевом Городище в первом среди слобод по среднему течению Тобола была выстроена около 1689 г., когда слобода еще находилась на Арбинском яру близ Царева кургана, деревянная церковь во имя покровителя Сибири Великомученика Димитрия Солунского. Вскоре слобода была перенесена в более удобное место на 7 верст ниже по течению, где в начале XVIII в. строится деревянный кремль с башнями, а само поселение окружается укреплениями с бастионами. Отсюда на охрану границы выезжали караулы из числа находящейся в слободе роты драгун.
В 1-й половине XVIII в. в слободе размещались главная квартира войск Ишимской пограничной линии и штаб-квартира Сибирского драгунского полка. В то время гарнизон Курганской слободы был одним из самых крупных в Зауралье. Другие же слободы по Тоболу в военном отношении находились в статусе форпостов Сибирского драгунского полка. После строительства в середине XVIII в. Пресногорьковской оборонительной линии и прекращения набегов кочевников Царево Городище утрачивает значение военной крепости, но остается центром заказа и местом пребывания комиссара, в ведении которого состояли слободы Курганская, Утятская и Иковская. Во 2-й половине XVIII в. Царево-Городищенский заказ неоднократно ликвидировался и объединялся с Ялуторовским (точные границы между ними долгое время не были определены). После образования в 1782 г. в составе Тобольской губернии Курганского уезда и присвоения Курганской слободе статуса города за Царево-Городищенским заказом окончательно закрепляется наименование Курганского духовного правления, которому теперь были подчинены церковные приходы всего уезда.
Троицкая церковь Кургана, начало XX века
Значительных перестроек основных объемов Троицкого храма за всю его историю не было, но некоторые изменения внешнего и внутреннего облика церкви в разные годы производились. Первый известный капитальный ремонт здания был проведен в 1-й половине 1830-х гг. с переустройством кровли, обновлением иконостасов и, очевидно, пристройкой ризницы и сторожки. В 1858 г. епископ Тобольский и Сибирский Феогност ходатайствовал перед Синодом о разрешении расширить теплые приделы храма из-за их крайней тесноты по вновь составленному для этого проекту «с некоторым изменением прежнего плана». Площадь приделов при этом должна была увеличиться за счет уменьшения размеров прилегающих к ним кладовой и сторожки. Кроме того, предполагалось перекрыть на церкви и колокольне купола и крыши новым железом, устроив вместо ветхих новые золоченые главы, возобновить потемневший иконостас окраской и позолотой, устроить новые полы в храме и выстроить новую каменную ограду с чугунными решетками. Проект этот был направлен в Главное управление путей сообщения и публичных зданий, где признан не вполне удовлетворительным, а взамен составлен новый, более подходящий к архитектуре церкви. Очевидно, им предусматривалось объединение помещений трапезы и приделов путем разборки разделяющих их стен. Новый проект был Высочайше утвержден и летом 1859 г. отослан в Тобольскую духовную консисторию для исполнения предположенных работ. По каким-то причинам расширение и ремонт Троицкого храма несколько лет не начинались. Только в 1863 г. архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам при обозрении церквей епархии обратил на это внимание и предписал местному благочинному и церковному причту срочно взяться за дело. Капитальный ремонт был проведен в 1864 г. при материальной поддержке старосты храма курганского купца Дмитрия Ивановича Смолина. В 1891 г. Троицкую церковь «за обветшалостью» снова капитально ремонтировали внутри и снаружи. В 1901-1905 гг., когда старостой был курганский купец Иван Павлович Колпаков, производится очередной ремонт. При этом в 1901 г. по благословению епископа Тобольского и Сибирского Антония в алтарях были сняты престолы для того, чтобы выложить под ними фундаменты. По окончании этих работ состоялось повторное освящение придельных алтарей, а в 1902 г. был подготовлен к освящению и главный престол.
Первоначально вся кровля Троицкого храма и кресты на нем были деревянными, какими они значатся в составленной в 1806 г. описи церковного имущества. К концу 1820-х гг. крыша была уже ветхой, отчего из-за «дождевой течи» даже имелись повреждения в сводах, поэтому в 1833 г. усердием прихожан она была перекрыта железом. Видимо, тогда же или несколько позднее деревянные кресты были заменены железными. По описанию 1884 г. шатровая на четыре ската кровля храма из окрашенного зеленой краской листового железа была исправлена в 1864 г., но и до этого она была такой же. Главный храм завершался сквозным гладким граненым фонарем, устроенным прямо над сводами. На нем покоилась гладкая без всяких украшений круглая шея, стоящая на скатах фонаря. Подобные же завершения, но в меньших размерах, имели колокольня и алтарные апсиды. Церковные главы были утверждены на венцах шеек, несколько напоминающих заостренные сверху шатры. Всего глав было пять: одна над колокольней, одна над главной церковью и три над алтарями. Венцы были покрыты железом и окрашены зеленой краской, каковыми были и до ремонта церкви в 1864 г., а сами главы – позолочены; на них – железные восьмиконечные кресты без всяких украшений. Изначально кресты снабжены были каждый четырьмя цепями, но в 1864 г. цепи были сняты, а сами кресты вызолочены. В 1890 г. купол главного храма был переделан. В 1914 г. главы и кресты на всей церкви заново вызолотил А.Е. Краснов. На колокольне к началу 80-х гг. XIX в. находилось 10 колоколов. Самый большой из них в 158 пудов был отлит в 1845 г. шадринским купцом Григорием Шишкиным и пожертвован храму вольноотпущенным крестьянином Вязниковского уезда Федором Яковлевичем Бухариным. В начале XX в. колоколов значилось уже 11, самый крупный из них весил 303 пуда.
Фото начала XX века
Сведений о внутреннем убранстве Троицкого собора сохранилось немного. Как упоминалось в документах 1778 г. полы в главной церкви и в трех алтарях были первоначально кирпичными. Несколько позже они были покрыты чугунными плитами. В приделах, трапезной части и в остальных помещениях пол всегда был деревянным и неоднократно ремонтировался. Стены храма сначала были просто побелены, росписи сделаны позднее. Из документов церкви видно, что в куполе главного храма в 1857 г. уже имелось изображение Всевидящего Ока Божия в окружении шести херувимов, выполненное туринским мещанином Иваном Тюленевым. В 1864 г. стены Троицкого придела местами были расписаны иконописными священно-историческими изображениями. В 1879 г. стенная живопись здесь поновлялась шадринским мещанином Иваном Васильевичем Прямоносовым. Но более богатые росписи на стенах главного храма и в алтаре выполнены в 1901 г. тобольским губернским секретарем Василием Васильевичем Логиновым, удостоенным звания учителя рисования Императорской Академии художеств. И.В. Прямоносов выполнил орнаментальные работы, а в куполе написал образ Господа Саваофа. Таким образом, Троицкий придел оказался богато украшен живописными ветхозаветными и новозаветными сценами и орнаментом, который, скорее всего, был растительным. По описанию середины 1920-х гг. вся церковь изнутри была выкрашена белой масляной краской, кроме главного храма, расписанного живописью.
Иконостасы главной и придельных церквей Троицкого собора всегда были деревянными. Когда и кем они были изготовлены изначально, неизвестно. Об алтарной преграде Христо-Рождественского придела, устроенной еще в XVIII столетии, сведений не сохранилось. Можно лишь предположить, что по составу икон она была характерна для своего времени и, кроме местного ряда, включала праздничный и пророческий ярусы с Распятием вверху. В 1783 г. причтом Христо-Рождественской церкви был заключен контракт со священником с. Рафайловского Ялуторовского уезда Захарием Ершовым, в котором он в качестве подрядчика обязался поновить иконостас и, между прочим, написать 14 новых икон двунадесятых праздников. Был ли сам Ершов живописцем или только руководителем работ, неизвестно. В начале XIX в. для главного Троицкого алтаря устраивается трехъярусный золоченый иконостас, местами отделанный резьбой с тридцатью резными фигурами ангелов. В царских вратах помещаются иконы Благовещения и четырех Евангелистов, а вверху – Господа Саваофа, над которым расположилось резное «сияние» с предстоящими ангелами. В иконах алтарной преграды звучала тема Праздников и Страстей Господних, завершающихся Воскресением и Распятием. Иконостас для Димитриевского придела был изготовлен также в три яруса, простой работы, без резьбы. В Христо-Рождественском приделе иконостас, видимо, был переделан ранее подрядчиком Ершовым.
Именно эти иконостасы увидел в 1837 г. присутствовавший на богослужении в Троицком соборе Наследник престола Великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II. Он прибыл в Курган в ночь с пятого на шестое июня, накануне Троицына дня. В качестве воспитателя его сопровождал поэт В.А. Жуковский, который был другом живших на поселении в Кургане декабристов. Друзья собрались в доме М.М. Нарышкина, расположенном рядом с Троицким храмом, и проговорили до утра. Декабрист Н.И. Лорер вспоминал: «Стали благовестить к обедне, Жуковский ушел будить Наследника. Только что он ушел, как прибегает к нам опять объявить, что Его Высочество желает, чтобы и мы были в церкви. тут, в храме Божием, мы. в первый раз видели нашего. Наследника. Он стоял на ковре один, скромно и усердно молился. Ему едва минуло 18 лет, и он был прекрасен. ».
В последующие годы в этих иконостасах чистили оклады, промывали и золотили резьбу. Они украшали храм до 1891-1901 гг., когда екатеринбургская мастерская Павла Феоктистовича Короткова по контракту, заключенному в 1890 г., не заменила их тремя новыми алтарными преградами. Скорее всего, они были изготовлены с богатой золоченой резьбой, а иконы выполнены в стиле академической живописи, что характерно для работ этой мастерской. Можно предположить, что иконы местного ряда Коротков использовал из иконостаса Чернобровиных, т.к. они находились под окладами и хорошо сохранились, тем более что в этом же году местные иконы главного иконостаса поновлял В.В. Логинов.
Каменные лавки при Троицком храме впервые упоминаются в 1829 г. в количестве трех. В 1831 г. указом Курганского духовного правления было предписано свечи для всех церквей уезда покупать в специально построенной при Троицкой церкви лавочке. В 1835 г. на южной стороне церковной ограды значатся уже 4 каменные лавки, а в течение XIX столетия число их вырастает до 7. Лавки, обращенные фасадом на внешнюю сторону ограды, сдавались в аренду купцам во время ежегодных Дмитриевской и Рождественской ярмарок. Доход от аренды лавок и устраиваемых рядом балаганов поступал в пользу церкви. К концу 80-х гг. XIX в. лавки эти «по ветхости и малопоместительности» перестали соответствовать своему назначению, поэтому назрел вопрос их коренного переустройства. В конце XIX в. курганский купец 1-й гильдии Иван Иванович Дерягин начал переговоры с причтом церкви о перестройке лавок в магазин. С обоюдного согласия в 1898 г. в Тобольскую духовную консисторию был направлен проект нового магазина, который был утвержден 31 августа 1899 г. Дерягин с сыновьями обязались за свой счет выстроить на церковной земле магазин с условием его последующей аренды. К началу 1900 г. лавки были перестроены и заключен контракт на аренду магазина Дерягиным в течение 40 лет. В 1910 г. принадлежащее церкви торговое помещение описывалось как кирпичное, с выкрашенными снаружи стенами и крытое железом под зеленой краской. Кроме лавок, в церковной ограде имелся построенный к 1893 г. в северо-западном углу каменный одноэтажный дом с пятью помещениями, в которых размещались кладовая, библиотека и церковный архив.
К началу 20-х гг. XX в. в среде духовенства Тобольской епархии наметился раскол, вызванный стремлением тяготеющей к обновленчеству части причтов отдельных уездов отделиться от прежнего епархиального центра и образовать собственные епархии. 24-25 июля 1922 г. в Курганской Троицкой церкви прошел уездный съезд духовенства и мирян, на котором было принято решение прекратить всякое общение с Тобольским епархиальным начальством, оставшимся в ведении патриарха Тихона, и образовать самостоятельную обновленческую Курганскую епархию, перешедшую вскоре под управление Уральской митрополии. Местом пребывания нового епархиального управления на долгие годы стал городской Богородице-Рождественский собор. Община же Троицкой церкви, формально состоявшая с 1922 г. в ведении Курганской епархии, в 1925 г. порывает с обновленчеством и переходит в подчинение «тихоновского» Ялуторовского епископа Серафима (Коровина). С этого времени Троицкий храм становится объединяющим центром для «тихоновцев» Кургана и его округи. В декабре 1926 г. по предложению Заместителя Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) была открыта Курганская «тихоновская» кафедра, а в январе 1927 г. в город прибыл епископ Курганский Алексий (Орлов), викарий Тобольской епархии, местом пребывания которого стала Троицкая церковь. В сентябре 1927 г. его сменил епископ Георгий (Анисимов). В январе 1928 г. большая часть прихожан перешла в его ведение, зарегистрировав Троицкое общество «сергиевского» течения. Но уже в феврале 1928 г. договор с этой общиной на пользование храмом Курганским горсоветом был расторгнут. Под давлением Уральского облисполкома Троицкая церковь и все имущество передавались общине, находящейся под управлением поддерживаемого властями и ОГПУ митрополита Свердловского Григория (Яцковского), основателя «григорианского» раскола. Троицкая община «тихоно-сергиевской» ориентации была вынуждена проводить богослужения в частных домах. К середине 1930-х гг. эти общины, вероятно, постепенно слились и все прихожане Троицкой церкви стали относиться к «сергиевскому» течению, будучи формально зарегистрированными как «григорианцы». С закрытием в январе 1935 г. Богородице-Рождественского собора руководство Курганской обновленческой епархии обратилось к городским властям с ходатайством о совместном с «тихоновцами» пользовании Троицкой церковью. В феврале того же года горсовет удовлетворил ходатайство, храм был разделен на две самостоятельные единицы – летнюю и зимнюю церкви. Обновленческая община получила в свое распоряжение главный Троицкий придел, а «тихоновская» – более обширное помещение трапезной с теплыми приделами. Обновленцы ходатайствовали о передаче им всего здания. В апреле 1935 г. горсовет постановил ликвидировать «тихоно-сергиевскую» Троицкую общину, как не состоящую на регистрации, а занимаемое ей помещение передать в распоряжение горкомхоза. Решение это должно было быть утверждено Челябинским облисполкомом, но сведений о том, как разрешилось дело, не имеется.
В 1920-е – 1930-е гг. серьезных изменений внутреннего и внешнего облика Троицкой церкви не происходило, но храм постепенно утрачивал принадлежавшее ему имущество. В 1922 г. комиссией по изъятию церковных ценностей, вместе с драгоценной утварью были конфискованы серебряные ризы с икон во всех приделах. После прошедшей в начале 1930-х гг. компании по сдаче колокольной меди на нужды государства в распоряжении прихожан остались только 3 колокола, звон которых был запрещен властями в 1934 г. К 1926 г. в ведение горкомхоза было изъято помещение магазина, а в 1927 г. – дом на углу церковной ограды. В том же году дом этот был предоставлен горсоветом Троицкой общине под квартиру «тихоновского» епископа. В 1935 г. обновленческая община города ходатайствовала о предоставлении этого помещения под епархиальное управление. В 1936 г. прихожанами в храме был проведен ремонт, но в январе 1937 г. комиссия горсовета, произведя осмотр здания, дала заключение о его непригодности для продолжения богослужений из-за наличия большого количества трещин в стенах и сводах, появившихся от неравномерной осадки фундамента и конденсации водяных паров «по причине отсутствия вентиляции».
В феврале 1937 г. горсовет «ввиду серьезной угрозы обрушения сводов здания, во избежание могущих в связи с этим быть человеческих жертв» просил Курганский райисполком возбудить перед Челябинским облисполкомом вопрос о закрытии церкви. Вопрос был решен положительно и в мае 1937 г. Троицкая церковь была закрыта, а в июне началось изъятие церковного имущества. Часть утвари была распродана с торгов, часть передана в музей, часть просто разобрана по домам. До апреля 1940 г. здание занимал склад конторы «Заготзерно» и оно было засыпано хлебом. Потом храм был передан Курганскому районному музею, но сведений о его пребывании в церкви не имеется.
В годы Великой Отечественной войны в храме размещалось Сталинградское танковое училище, после войны – магазины, склады и столовая, а в угловом доме – горком комсомола. Послевоенным генпланом города на прилегающей к Троицкому храму территории было предусмотрено устройство предмостной площади. При этом здание бывшей церкви, как «не имеющее архитектурной ценности», предполагалось снести, за исключением притвора под колокольней, который намечалось реконструировать под трибуну. Но план этот не был осуществлен, и к концу 1940-х гг. в церкви продолжали работать магазины: промтоварный, хлебный, «Динамо» и «Союзохота». Размещение различных учреждений потребовало неоднократной перепланировки всего здания, внутренняя отделка которого была при этом уничтожена. К этому времени кресты с куполов были сняты, церковная ограда полностью разобрана. В первоначальном виде сохранялся только угловой дом, используемый под жилые квартиры.
Троицкая церковь Кургана, 1956 г.
В середине 1950-х гг. здание продолжало использоваться для городских нужд, в нем находились промтоварные магазины и база кинопроката. Между тем, с 1944 г. верующие города активно начинают добиваться передачи им храма и возобновления богослужений. В октябре 1956 г. Совет Министров РСФСР разрешил открыть Троицкую церковь, но областные и городские власти приняли решение о разборке здания «в связи с его аварийным состоянием».
Храм Всецарицы г. Курган
Дорогие братья и сестры, в нашем православном сообществе вы сможете узнать много интересной и полезной информации о православной вере, ее праздниках и традициях. Так же увидеть расписание Богослужений на каждую неделю в храме Всецарицы г.
Показать полностью. Курган, ул. Карбышева, 33. и в храме св. Луки г. Курган, ул. Перова, 59. (госпиталь). В сообществе размещается информация о мероприятиях, проходящих в этих храмах, фото и видео с этих мероприятий. Так же размещена информация о требах: Крещение, Венчание, Отпевание, Освящение, Исповедь и Причастие болящих на дому. Вы можете узнать, задавая вопросы на странице сообщества, о том что нужно для того или иного таинства или требы. Так же есть тел. горячей линии где вы можете записаться на требу. И тел. Отца Сергия настоятеля храмов.
Храм Всецарицы г. Курган запись закреплена
Храм Всецарицы г. Курган запись закреплена
Храм Всецарицы г. Курган запись закреплена
С Праздником, братья и сестры!
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА, спаси нас, грешных! На Тебя уповаем!
Тропарь Покрова Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь, благовернии людие, светло празднуем, осеняеми Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным Твоим Покровом и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.
Показать полностью.
Кондак Покрова Пресвятой Богородицы, глас 3
Дева днесь предстоит в церкви и с лики святых невидимо за ны молится Богу, Ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога.
Чудесное событие, прославляемое Церковью, произошло 1/14 октября 910 года, во Влахернском храме во время богослужения, когда город Константинополь был окружен многочисленным неприятелем. Все находившиеся в церкви, а среди них и император Лев, и императрица, горячо молились об избавлении от врага. Свою молитву возносили и святой Андрей, принявший на себя подвиг юродства Христа ради, и его ученик блаженный Епифаний. Вдруг они увидели в воздухе чудное явление Пресвятой Богородицы. Пречистая Дева была окружена пророками, апостолами и Ангелами. Она молилась о грешном мире и распростерла над христианами, стоящими в церкви, свой омофор (покрывало). Покров в руках Ее сиял «паче лучей солнечных».
Сподобившийся этого видения Андрей спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брате, Царицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире?». «Вижу, святой отче, и ужасаюся», – отвечал ему Епифаний. Жители города, услышав об этом утешительном знамении, исполнились радости и надежды, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от бед, нанесенных вторжением сарацин. Действительно, вскоре после видения враги Церкви были побеждены и прогнаны.
Внимательному взору открывается сокровенная связь между установлением этого праздника на Руси и посвящением земли Русской Царице Небесной. Не случайно искони зовется Русь «домом Пресвятой Богородицы», не случайно русская иконография Приснодевы Марии — самая богатая в христианском мире: она насчитывает более 600 икон, в которых отражается преображенная во Христе душа нашего народа.
Чувством радости и благодарности пронизаны все песнопения этого праздника. В праздничном богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя.
Пресвятая Богородица — наша заступница перед Богом, благодатный покров ее молитвы защищает нас от зла и напастей. И в этот праздник мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».
Храм Всецарицы г. Курган запись закреплена
Храм Всецарицы г. Курган запись закреплена
Храм Всецарицы г. Курган запись закреплена
Почему у православных храмов разное количество куполов?
Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены:
Одноглавый храм: купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.
Показать полностью.
Двуглавый храм: два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).
Трехглавый храм: три купола символизируют Пресвятую Троицу.
Четырехглавый храм: четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.
Пятиглавый храм: пять куполов, один из которых возвышается над другими, символизируют Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Семиглавый храм: семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.
Девятиглавый храм: девять куполов символизируют девять чинов ангельских.
Тринадцатиглавый храм: тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.
Храм Всецарицы г. Курган запись закреплена
Всех православных христиан поздравляем с Праздником!
27 СЕНТЯБРЯ — ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ.
После разрушения Иерусалима в 70 году римскими войсками крест был утерян. Его нашли под языческим святилищем Афродиты, устроенным на месте Гроба Господня. По преданию, когда святая Елена обнаружила рядом три креста, внешне не отличимые друг от друга (вместе со Христом были распяты еще два разбойника), крест Иисуса удалось определить по тому, что от прикосновения к нему исцелился тяжелобольной человек и ожил умерший, которого в этот момент несли мимо на погребение.
Чтобы множество людей, собравшихся к месту обретения святыни, смогли увидеть крест, патриарх Иерусалимский Макарий стал высоко поднимать его. Название праздника как раз и указывает на торжественное поднятие креста вверх («воздвижение») после его обнаружения в земле. После торжественного события императрица одну часть креста передала храму Гроба Господня в Иерусалиме, а другую направила в Константинополь.
Храм Всецарицы г. Курган запись закреплена
22 сентября Церковь празднует память святых праведных Богоотец Иоакима и Анны.
На следующий день после праздника Рождества Пресвятой Богородицы Православная Церковь отмечает память родителей Девы Марии — святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. Наименование «Богоотцы» они получили, потому что являются прямыми предками Господа Иисуса Христа.
Показать полностью.
Согласно Преданию, Иоаким и Анна были благочестивой четой царского рода, жили в Иерусалиме (по другой версии: в Назарете), но до преклонного возраста не имели детей. После того, как священник Иерусалимского Храма отказался принять у Иоакима жертву, супруги стали усиленно молиться о даровании чада. Господь откликнулся на их молитвы, и вскоре у Анны родилась дочь Мария. В трехлетнем возрасте Она была приведена в Храм, где воспитывалась до 12 лет.
Иоаким преставился через несколько лет после Введения Богородицы во Храм, в возрасте 80 лет, а Анна — еще через два года, которые она также провела при Храме, в возрасте 70 лет.
Святые праведные Богоотцы Иоаким и Анна поминаются на отпусте каждой церковной службы.
Святым Иоакиму и Анне традиционно молятся о даровании детей, о здравии, о единстве и мире с супругом.
МОЛИТВЫ святым Иоакиму и Анне
О, приснославнии Христовы праведницы, святии богоотцы Иоакиме и Анно, предстоящии Небесному Престолу Великого Царя и велие дерзновение к Нему имущии, яко от Преблагословенныя Дщере вашея, Пречистыя Богородицы и Приснодевы Марии, воплотитися изволившему!
К вам, яко многомощным предстателем и усердным о нас молитвенником, прибегаем мы, грешнии и недостойнии. Молите благость Его, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас.
Также молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующи, от всяких напастей и бед и внезапные смерти предстательством вашим нас избавляюще, и от всех враг видимых и невидимых защищающе, яко да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, и такое в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.
Молитва вторая праведным Иоакиму и Анне, родителям Пресвятой Богородицы
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже, со Отцем и Пресвятым Духом, подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.
Молитва праведной Анне
О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосердаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния, и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните, и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прешедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.