храм в одоеве тульской области
Одоев. Церковь Троицы Живоначальной.
Троицкая церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ г. ОДОЕВА
Ф. 2104, III кат., 4 ед. хр., 1781-1864 гг., 1 оп. (хронол., рукопись)
Приход этой церкви состоит из городских жителей, казенных крестьян деревни Кокурники, крестьян села Ломиполозова и деревни Заборово, вошедших в состав Троицкого прихода при разделе приходов в Одоеве в 1880 г. Общее число прихожан городских и сельских 459 муж. пола и 494 жен. пола.
История прихода становится известною с 1781 г. В этом году приходский храм стоял в местности, называемой Захлевка, в значительном расстоянии (более версты) от настоящего храма и в совершенно противоположном конце города.
В 1835 г. древний храм совершенно обветшал: вследствие этого, по почину священника Николая Троицкого, прихожане исходатайствовали новый план на построение нового каменного храма во имя Св. Троицы, и в 1837 г. совершена была закладка храма на вновь означенном месте, между городом и Стрелецкою слободою.
Собранной прихожанами и доброхотными дателями по сборной книжке суммы достало только на постройку храма и устройство железной крыши, но окончательная отделка всего храма затянулась. В 1839 г. отделан и освящен только правый придел во имя Божией Матери Всех скорбящих Радости. Придел с левой стороны во имя вмчк. Георгия Победоносца отделан на средства доброхотных жертвователей и освящен только в 1861 г., а настоящая церковь, во имя Св. Троицы отделана и расписана старанием церковного старосты Стефана Холина и других жертвователей, вновь вызолочен иконостас и возобновлена постенная живопись на сумму 6800 руб.
Каменная трехэтажная колокольня при церкви окончательно устроена в 1885 году старанием церковного старосты Холина.
В пользу церкви поступают проценты с капитала 2250 руб. Причт состоит из священника и 2 псаломщиков, в пользу причта поступают проценты с 2090 руб. В пользовании причта земли церковной: полевой 16 десятин 1840 сажень и усадебной 1 десятина 1180 кв. сажень.
П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Одоевский уезд, стр. 580.
Церковь Троицы Живоначальной в Одоеве
Фото и описание
Знаменитый Свято-Троицкий храм находится в небольшом поселке Одоев Тульской области. Важно сказать, что история именно этого населенного пункта буквально неразделима с историей православного вероисповедания. Под конец 19 столетия в селе Одоев действовало шесть церквей, выстроенных из камня. На сегодняшний момент сохранилась только одна из них – Свято-Троицкий храм, а остальные были частично или полностью уничтожены.
Согласно старинному преданию, самые первые городские храмы были выстроены Одоевскими князьями и в них находились ценные иконы, некогда привезенные из далекой Греции. Об истории развития Свято-Троицкой церкви известно только начиная с 1784 года, ведь именно в это время приходская церковь располагалась в местности, которая носила название «Захлевна». Она находится на расстоянии более версты от действующего на сегодняшний момент храма, а именно в противоположной стороне от черты города – это рядом с ранее существующей крепостью «Соборная гора».
Изначально церковь была выстроена из дерева и освящена во имя Святой Троицы. В церкви значились приделы, один из которых был освящен во имя Богоматери «Всех скорбящих Радости», а второй – во имя Святого Преподобного Георгия Победоносца. Есть мнения, что при храме существовал и третий придел, освященный во имя Святой Троицы, но это неподтвержденные данные.
Под конец 1835 года деревянная церковь полностью обветшала. Вскоре священник Николай Троицкий предложил многочисленным прихожанам создать новую, только уже каменную церковь. В 1837 году состоялись первые работы по заложению кирпичного храма во имя Святой Троицы. Месторасположение храма определили между Стрелецкой слободой и непосредственно городом. Храм был выстроен в стиле классицизма.
В 1839 году церковь была отделана, и состоялась церемония освящения правого придела в честь иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радость». Расположенный с левой стороны придел был освящен в честь великомученика Георгия Победоносца, который существует и сегодня. Денежные средства, необходимые для возведения приделов, были собраны с местных прихожан. Освящение новой церкви состоялось только в 1861 году. Спустя четыре года, храм полностью отделали и расписали при наблюдении церковного старосты Алексия Курдюмова.
На сегодняшний день, несмотря на то, что датой возведения Свято-Троицкого храма считается 1839 год, есть мнения, что это не совсем точно. Многие исследователя склоняются к дате между 1837 и 1865 годами.
В настоящее время Свято-Троицкая церковь находится в центральной части поселка Одоев на улице Победы, дом 37. Церковь действующая.
Одоев. Церковь Богоявления Господня.
Сергиевская церковь
Карта и ближайшие объекты
Статьи
С сайта http://www.rusarchives.ru/guide/gatyo/fz8.shtml
В настоящее время церковь находится на территории действующего консервного завода. В городе ходят слухи о возможности её восстановления, но практических действий пока не замечено.
БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ г. ОДОЕВА
Ф. 2099, III кат., 2 ед. хр., 1823-1841 гг., 1 оп. (рукопись).
В приходе: часть г. Одоева и Стрелецкая слобода. Время образования прихода не установлено.
Из истории ее до 1781 г. ничего не известно, а в этом году, как крайне ветхая, она назначена к упразднению, но просуществовала до 1790 г., в котором и была за ветхостью разобрана, а прихожане приписаны к Спасской церкви. Но в 1794 г. по желанию и на средства прихожан, вместо упраздненной церкви, на новом месте, на Хлебной площади начата постройка нового каменного храма во имя Богоявления с приделами во имя Сергия Радонежского Чудотворца и свв. Космы и Дамиана и окончена в 1804 г.
В 1886 г. к церкви приписана каменная часовня, устроенная на торговой площади городским обществом в память мученической кончины Императора Александра II.
В пользу церкви поступает доход от лавок в размере 200 руб. ежегодных и проценты с 500 руб. капитала. Причт состоит из священника и псаломщика, в пользу причта поступают проценты с капитала в 1245 руб.; земли в пользовании причта 191 десятина 696 кв. сажень пашенной и 3 десятины 864 кв. сажени сенокосной.
П. И. Малицкий «Приходы и церкви Тульской епархии» Тула 1895 г. Одоевский уезд, стр. 579.
Исторические развалины Тульской области: что посмотреть на выходных
В Тульской области осталось 305 дворянских усадеб родом из Императорской России. Некоторые из них, например, усадьба Льва Толстого в Ясной Поляне или поместье Бобринских в Богородицке, живы и процветают. Другие худо-бедно содержатся, как дом Хомяковых в Богучарово. Но основная масса усадеб руинирована. О таких местах не напишут в региональных путеводителях, но настоящим ценителям и просто любителям изучать места, пропитанные историей, будет любопытно увидеть, что делает время и человеческое равнодушие с некогда процветающими поместьями и церквями.
Развалины Тульской области: что посмотреть на выходных. Фото: МК в Туле/Анжелика Минаева
Мы сделали для вас подборку руинированных усадеб и церквей, которые можно объехать на машине за два дня с ночевкой и обедом в Туле. Насчет перекуса на районные заведения лучше не рассчитывайте, а если не хочется терять время на обед в областном центре, то рекомендуем запастись бутербродами и термосом с чаем. Пикник на природе с видом на исторические развалины станет особенно проникновенной и философской частью вашего путешествия.
Наш обзор затронул Веневский, Ясногорский, Щекинский, Дубенский и Одоевский районы.
Усадьба Фон Мекк в Хрусловке
Роскошный дворец с парком построила в Хрусловке Веневского района баронесса Надежда фон Мекк для своего младшего сына в конце XIX века. В 2013 году усадьба признана объектом культурного наследия России. Для спасения от разрушения путем инвестирования, усадьбу продали в частные руки, но фокус не удался. Из нового на стенах дома фон Мекков появилась надпись черной краской «частная собственность» и больше ничего. Собственник вкладываться в ремонт не спешил и в 2018 году усадьба вернулась в собственность государства.
Усадьба фон Мекк в Хрусловке Веневского района
Усадьба фон Мекк в Хрусловке Веневского района
Советуем вам поспешить увидеть этот образец дворца в романском стиле, пока он окончательно не развалился. Дом похож на европейский средневековый замок. Ни одна из 24 комнат здания не повторялась в своем убранстве. Были дубовый, ореховый, зеркальный, китайский залы, золотая и серебряные комнаты.
Для комфортного осмотра рекомендуем вам выбрать время поздней осени, когда листва опадет с деревьев, иначе очень сложно пробираться к усадьбе сквозь заросли. Запаситесь также резиновыми сапогами.
Как живут поселки Тульской области: Веневский район
Смотрите фотогалерею по теме
Усадьба Федяшево
Дворянскому дому Гартунгов в деревне Федяшево Ясногорского района повезло немного больше, чем памятнику в Хрусловке. Им заинтересовались общественники и восстанавливают дом и парк, привлекая гранты, деньги жертвователей и волонтерские силы.
Усадьба Гартунгов в Федяшево
Барский пруд в Федяшево
Усадьба в Федяшево принадлежала старинному роду Гартунгов, один из представителей которых – Леонид Николаевич – был зятем Александра Пушкина.
Дочь поэта Мария Александровна ходила среди этих стен, которые теперь, в 2021 году очищают от мусора и зарослей волонтеры из Тулы, Москвы, Калуги и Алексина. Крыша давно обвалилась, но реставраторы надеются сохранить оригинальный карниз здания.
После трагической смерти мужа Мария Александровна продала поместье, которое до революции 1917 года принадлежало соседке из Богучарово. В советские годы в усадьбе размещался детский дом.
Отметим, что обстоятельства гибели Гартунга были пронзительными. Его обвинили в растрате казенных денег, которой он не совершал. Не выдержав унижения, дворянин застрелился.
Как живут деревни Тульской области: Федяшево
Смотрите фотогалерею по теме
Храм и усадьба Мальцевых в селе Воскресенское
Село Воскресенское в Дубенском районе ничем не примечательно, кроме возможности комплексно посмотреть и пощупать камни, наполненные историческими смыслами. Заложите на осмотр пару часов.
Интересен однокупольный храм Воскресения Словущего, построенный в камне в 1825 году. Постреволюционная разруха закончилась для храма в 1999 году, когда объект был возвращен верующим. С тех пор идет медленная реставрация.
Церковь Воскресения Словущего в Воскресенском
Рядом с церковью вы увидите развалины усадьбы Мальцевых. Имение в Воскресенском до Мальцевых принадлежало Урусовым. После эмиграции хозяев дворец заняла сельская управа, потом детский дом, потом школа. После пожара в 2010 году здание окончательно превратилось в руины.
Усадьба Мальцевых в Воскресенском
Как живут в селах Тульской области: Воскресенское
Смотрите фотогалерею по теме
Богоявленский храм в Одоеве
Посмотреть на камни Богоявленского храма в Одоеве тоже надо поторопиться. Судя по тому, что в рабочем поселке отремонтировали два других храма, один из которых – Троицы Живоначальной – действует как религиозное учреждение, а второй – Благовещения Пресвятой Богородицы – стал музеем, то перспективы храма на площади Ленина туманные.
Богоявленский храм в Одоеве
Богоявленский храм внутри
Богоявленский храм начали строить в начале XIX века на деньги прихожан и местного купца Серебренникова. В 1804 году возвели два придела, в 1819 году завершили строительство. В 1847 году построили колокольню. В 1930 году храм был закрыт, его помещения заняли цеха консервного завода.
В 2017 году изготовили реставрационный проект для храма. В 2019 году восстановили стены алтаря. Работы остановили из-за отсутствия финансирования.
В Одоеве можно даже остановиться на ночлег – на автовокзале работает вполне приличная гостиница. Бонусами к осмотру развалин могут стать музеи советской и филимоновской игрушек, прекрасные виды на реку Оку с высоты Соборной горы.
Как живут поселки Тульской области: Одоев
Смотрите фотогалерею по теме
Всесвятская церковь в Крапивне
Перемещаемся в Щекинский район Тульской области.
Самое известное поселение здесь – Крапивна – во времена Российской Империи – большой уездный город с развитой купеческой торговлей, мануфактурным производством и промыслами. Сегодня – это поселок, который областные власти приводят в порядок в надежде на развитие туристического потенциала.
В Крапивну стоит приехать, чтобы посмотреть на результаты усилий реставраторов, погулять по старым улочкам уездного города, потому что, несмотря на все современные преобразования, вокруг можно увидеть каменные следы древнего города.
На въезде в Крапивну вас встретят руины Всехсвятской церкви, не тронутой реставрацией.
Всехсвятский храм в Крапивне
Здание храма построено в стиле классицизма в 1808-1833 годах на деньги мощного крапивенского клана купцов Юдиных.
Церковь окружает старинное кладбище. Стены храма используются для хранения старых могильных крестов и венков. Штукатурка со стен выскоблена до кирпича.
Другим храмам в Крапивне «повезло» не больше, чем Всехсвятскому. Космодемьянская церковь также находится в запустении, пережив период бытности пожарной частью. Для хозяйственных нужд используется здание Троицкой церкви.
Удача улыбнулась только Свято – Никольскому храму в центре Крапивны. Его отреставрировали.
Как живут поселки Тульской области: Крапивна
Смотрите фотогалерею по теме
Воскресенская церковь и училище в Головеньках
По дороге на Крапивну вы встретите неприметную деревню Головеньки. Поселение заметно с дороги благодаря красному кирпичу Воскресенской церкви, которая больше напоминает сельский дом культуры, чем религиозное сооружение. Здание украшают портик и колонны. Храм был построен в 1856-1866 годах. Несмотря на разрушения, он используется по назначению – на стенах стоят несколько икон православных святых.
Воскресенская церковь в Головеньках
Рядом с храмом разрушается здание волостного училища для «детей крестьян», которое было открыто в 1861 году при участии графа Льва Толстого, проживавшего по соседству.
Волостная школа в Головеньках
Как живут поселки Тульской области: Головеньки
Смотрите фотогалерею по теме
Церковь на берегу пруда в Пришне
Церковь Георгия Победоносца была построена в Пришне в XIX веке. Пришня – это маленькое село, расположенное по дороге на Селиваново, куда мы также рекомендуем отправиться, но об этом позже.
С дороги вы заметите село по скоплению зданий голубого цвета – это бывшие дом культуры, бассейн и административные помещения, которые ныне продаются.
Церковь Георгия Победоносца тоже доживает последние дни. Сегодня сохранилась только трапезная и колокольня.
Церковь Георгия Победоносца в Пришне
Церковь Георгия Победоносца в Пришне
Церкви и усадьба Волынских в селе Селиваново
В селе Селиваново действует Крапивенский лесхозтехникум с уникальным дендрарием, в котором можно погулять и почитать таблички с названиями растений.
На въезде в поселок вас встретит Успенская церковь 1730-1743 годов постройки, которая до наших дней не сохранилась. Осталась только полуразрушенная колокольня и фрагменты ленточного фундамента.
Успенская церковь в Селиваново
Внутри колокольни Успенской церкви в Селиваново
Другая Успенская церковь в расположенных рядом Переволоках-Возвратных также полуразрушена, но колокольня, которая сохранилась единственной, была выше селивановской.
Успенская церковь в Переволоках
Классическая дворянская усадьба Волынских отчасти используется Крапивенским техникумом. Сохранена оригинальная планировка парковых аллей, барский пруд (хотя его не чистят). Въездные колонны разрушены – из земли торчат только их каменные остовы, дорога к барскому дому перекрыта мемориалом Великой отечественной Войны. Сам барский дом в настоящее время не используется.
Как живут поселки Тульской области: Селиваново
Смотрите фотогалерею по теме
Желаем вам приятных путешествий по Тульской области. Конечно, в обзор вошли далеко не все достойные вашего внимания объекты. В следующих материалах мы обязательно расширим список.
Возвращение святыни
Ещё совсем недавно Богородице-Рождественский Анастасов монастырь был в полном запустении, умирал. Сегодня древняя православная святыня буквально на глазах обретает свой прежний облик.
О преображении обители, чем живёт она сейчас и о планах на будущее корреспондентам рассказал настоятель монастыря игумен Парфений.
Игумен Парфений: «Человек состоит из души и тела. И обе эти части должны трудиться в равной степени. Молитва – работа души, физический труд – работа тела. Перекос в одну из сторон – нарушение гармонии. Монах много работает и молится, значит, он личность гармоничная».
– Сам я родился в обычной московской семье. Был как все: учился в школе, занимался спортом – тяжёлой атлетикой. Отслужил два года в армии. Поступил в институт историко-архивный, но довольно скоро понял, изучая материалы разных партийных съездов, конференций и пленумов, что «грызу гранит» не той науки, и оставил учёбу. В начале 80-х познакомился с очень интересными, высокообразованными людьми. Некоторые имели хорошие библиотеки, и в числе прочих книг (мы тогда голодные до чтения были!) брал я у них почитать и духовную литературу. Чем больше я читал, тем яснее понимал, что строителем коммунизма быть не хочу. И что привлекает меня иная стезя – та, что ведёт к Богу.
Дорога к храму
Когда узнал, что начали восстанавливать Даниловский монастырь, пошёл туда подсобным рабочим – раствор месил, кирпичи подавал и пр. и пр. Интересные ребята в бригаде подобрались, все верующие. Большинство из них, как и я, подвизались потом по духовной линии. Год был послушником в Даниловском, потом ушёл в Оптину пустынь, принял постриг от тогдашнего наместника, архимандрита Евлогия, и остался служить на целых 14 лет.
Однажды приехал к нам знакомый мужичок из Тулы: «Был в Одоеве, где когда-то монастырь стоял. Места красивейшие! И храм Рождества Богородицы сохранился древний!» Духовник мой, схиархимандрит Илий (теперешний духовник Патриарха. – Прим. автора) и говорит: «Вот и дело тебе, займись восстановлением обители!» Позвонил тогдашнему епископу Тульскому и Белевскому Кириллу, поделился идеей, и она нашла поддержку.
В 2002 году по благословению Патриарха всея Руси Алексия II Анастасов Богородице-Рождественский монастырь было решено восстанавливать, меня назначили его настоятелем.
Начало
В феврале 2002-го приехали мы, трое оптинских монахов, на место, увидели действительно красивейшие места и… руины когда-то прекрасного храма. Зашли: сосульки сверху огромные из пролома в крыше свисают, окон и дверей нет. У нас икона с собой была, Рождества Богородицы. Отслужили молебен. А дальше что делать – не знаем, переночевать и то негде. К вечеру, правда, знакомая нашла в Одоеве маленький домишко под съём. Целыми днями занимались подготовкой к работе – документы нужные собирали, то да сё. Вечером печку затопим и возле неё спать ложимся. Потом в деревне Анастасово купили три домика-развалюшки, местные помогли их отремонтировать.
Потихонечку стала братия собираться. Из Оптиной двое иеромонахов пришли – Корнилий и Даниил. В престольный праздник Рождества Богородицы, 21 сентября, отслужили первую службу в Екатерининском приделе храма, который сами привели в относительный порядок. Рабочих-то поначалу и нанимать было не на что. Когда появились кое-какие средства, взяли строителей из Молдавии, но они оказались халтурщиками. Пришлось расстаться. Что делать, неясно. И тут, после 12 лет работы в Оптиной пустыни, освобождается бригада – каменщики прекрасные, отделочники. Пригласили их, и с тех пор они здесь и трудятся.
С Божьей помощью
Бог нас не оставляет своей помощью. Пару случаев приведу для примера. Надо было делать кровлю. Дело это непростое, мастеров немного, и к ним очередь загодя выстраивается. Нашли мы хорошего кровельщика, но он выставил очень серьёзную цену! У нас даже десятой части её не было. Тут я вспомнил архимандрита Моисея, одного из первых настоятелей и строителей Оптиной пустыни. Рассказывали, что строительные работы часто он начинал без денег, с надеждой на Божью помощь, и Господь всегда помогал – посылал в нужное время щедрых жертвователей. Помолился я ему усердно и наутро сказал кровельщику: «Начинай работу!» Буквально через неделю встречаю в Москве одноклассника, разговорились, и оказалось, что он металлом занимается. Когда узнал, что нам медь нужна, пожертвовал две тонны! Без денег, без документов, от души просто.
Проходит какое-то время, звонит мне другой человек: хочу вашему монастырю помочь. А мы до этого виделись-то один раз всего, он приезжал в самом начале восстановительных работ. Ходил долго, смотрел, в каких условиях живём, как трудимся, вздыхал, головой качал. Я отцу Пахомию, эконому, говорю – съезди, забери, что дадут. Он поехал, перезванивает: «Мне конверт дали, а в нём столько денег!» Привёз конверт – а там пачка долларов. Хватило и кровельщику заплатить, и ещё на многое.
Нынче храм почти полностью восстановлен, осталось поставить иконостас в приделе Варлаама Хутынского. Возведены братские корпуса, хозяйственные постройки, начато строительство монастырской трапезной. Обустроили источник, который назывался в народе Гремячим. Храм над ним возвели, иконостас установили, часовню с купелью. Если архиерей благословит, летом освятим в честь чуда святого Архистратига Михаила в Хонех.
Ещё гостиничку при обители хотим маленькую построить для паломников… Планов много, успеть бы их все выполнить.
Жизнь по уставу
Сейчас в монастыре 22 монаха и послушника (это те, кто собирается принять монашество). Несколько человек учатся заочно в Тульской духовной семинарии, летом, может, ещё кого-нибудь туда пошлём. Я считаю, что духовное образование выстраивает у человека правильное представление о вере, о Боге, о спасении души…
День наш в обители начинается и заканчивается молитвой. Сердце монастыря – храм, где проходят богослужения. Первая служба – в 7 утра, заканчивается в начале 11-го. В полдень обед. Потом – выполнение послушаний. С 18.00 до половины восьмого – вечерняя служба. После ужина – келейное время, когда каждый волен заниматься своими делами. Помолившись, ложимся спать.
В новой пекарне монах Архипп осваивает выпечку особого монастырского хлеба – бездрожжевого, на живой закваске.
Что касается послушаний, то они разные. Четверо человек, например, обслуживают трапезную: еду готовят, посуду моют, накрывают на стол. Другие трудятся в курятнике, в прачечной, в просфорне, убирают храм. В скиту, около источника, имеется у нас небольшая пасека, с весны до осени там дел хватает. Недавно построили хлебопекарню, хлеб печём полезный, бездрожжевой. В сезон на огороде растим овощи, зелень, делаем заготовки на зиму.
Но главная общая забота – заготовка дров, так как газ к деревне Анастасово
не подведён.
Хоть народ у нас физически довольно крепкий, но возраст большинство имеет далеко не юношеский. А дров требуется монастырю на сезон не менее 300 кубов! Молодёжь редко приходит теперь, в основном те, кто получил воспитание в советские времена. Хорошее было воспитание. И образование тоже. Нынешние – слабенькие, не привыкли к трудностям…
О Великом
Сейчас идёт Великий пост, самый долгий – 48 дней. Монахи обязаны соблюдать его очень строго. От мирян такового не требуется. Да, им предписаны некоторые ограничения, но все они связаны более с работой души, а не с угнетением желудка. Господу важнее, когда верующий сумеет воспитать в себе покаяние, осветить душу любовью к ближнему, задержаться, в конце концов, в нарастающей «гонке потребления». Ведь счастье, как с возрастом выясняет почти каждый, не зависит от богатств материальных. Понять это, осознать сердцем и есть цель Великого поста.
Богородице-Рождественский Анастасов монастырь основан в XVI веке князем Иваном Михайловичем Воротынским и назван по имени первого настоятеля, игумена Анастасия. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. был воздвигнут дошедший до наших времён каменный храм. Был закрыт в 1931 году, использовался в качестве зернохранилища. Анастасов монастырь является архитектурным памятником государственного значения с 1960 г.