храм варвары печоры расписание
Храм варвары печоры расписание
17 ОКТЯБРЯ. ВОСКРЕСЕНЬЕ.
НЕДЕЛЯ 17-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
СВЯТЫХ МУЧЕНИЦ ДОМНИНЫ И ДЩЕРЕЙ ЕЕ ВИРИНЕИ (ВЕРОНИКИ)
И ПРОСКУДИИ (ПРОСДОКИ) (304 г.)
8.30 ИСПОВЕДЬ.
9.00 БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
23 ОКТЯБРЯ. СУББОТА.
ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО (1891 г.)
8.00 ИСПОВЕДЬ.
9.00 БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ С АРХИЕРЕЙСКИМ СЛУЖЕНИЕМ
31 ОКТЯБРЯ. ВОСКРЕСЕНЬЕ.
НЕДЕЛЯ 19-Я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ.
АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ (I в.)
8.30 ИСПОВЕДЬ.
9.00 БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ
Поделиться:
Православный календарь
Седмица 21-я по Пятидесятнице (ев. чтения 23-й седмицы). Вмч. Димитрия Солунского (ок. 306). Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывшего в Царьграде (740).
Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах (1482). Мч. Луппа (ок. 306). Прп. Афанасия Мидикийского (ок. 814). Прп. Димитрия Басарбовского, Болгарского (1685).
Утр. –Мф., 36 зач., X, 16–22.Лит. – Трясения:Евр., 331 зач. (от полу’), XII, 6–13, 25–27.Мф., 27 зач., VIII, 23–27.Ряд. (под зачало):Флп., 248 зач., IV, 10–23.Лк., 52 зач., X, 22–24.Вмч.:2_Тим., 292 зач., II, 1–10.Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
Церковь вмц. Варвары (Печоры)
Церковь великомученицы Варвары построена во второй половине XVIII века, в XIX веке расширена за счет притвора. Престольный праздник: 17 декабря, день памяти вмц. Варвары.
Содержание
История [ править ]
Церковь святой великомученицы Варвары построена в 1779 году, находится рядом с храмом Сорока мучеников Севастийских. В 1862 году церковь расширена за счет притвора, уничтожена деревянная колокольня. Все работы произведены на личные средства церковного старосты купца Плешкова.
Службы в церкви совершались с ноября по Великую пятницу.
В соответствии с Тартуским договором, с 1920 года город Печоры входил в состав Эстонии.
Указом Синода Эстонской Апостольской Православной Церкви от 2 апреля 1931 года при церкви открыт эстонский православный приход, утвержден Эстонским правительством под названием «Богородицкий», поскольку первые богослужения совершались в Благовещенской церкви Печерского монастыря.
После церковной реформы 1935 года сетуский приход получил храм святой Варвары.
В 1944 году город перешел к СССР и включен в состав Псковской области.
Современное состояние [ править ]
Церковь действующая. Службы ведутся на русском и эстонском языках.
Как добраться [ править ]
Адрес: Псковская область, Печоры, Соборная пл.
Приход храма Святой Варвары г. Печоры
Приход храма Святой Варвары г. Печоры запись закреплена
Приход храма Святой Варвары г. Печоры запись закреплена
Приход храма Святой Варвары г. Печоры запись закреплена
Приход храма Святой Варвары г. Печоры запись закреплена
«Печорская правда» сообщает о пострадавших при пожаре, которые очень нуждаются в помощи.
Прошу желающих откликнуться, от прихода мы перечислили 4000 руб.
22 октября в нашей группе было сообщение о том, что загорелся дом № 49 на улице Юрьевская в Печорах. Пожар привел к плачевным результатам: две квартиры, находившиеся на втором этаже, сгорели полностью. А две квартиры первого этажа непригодны для жилья, так как у них нет крыши, а через потолок можно смотреть на небо.
Показать полностью.
— В каком состоянии ваше жилье сейчас?
— Моя квартира полностью непригодна для жилья. Восстановить её невозможно: второй этаж сгорел, потолка и крыши, соответственно, нет, а стены распилены при тушении пожара. Все имущество либо сгорело, либо испортилось при тушении. Мы остались на улице совершенно без всего.
— Где вы сейчас живете?
— Я на месяц сняла квартиру с мебелью. Через месяц я должна буду её освободить.
— А где живут семьи из других сгоревших квартир?
— Соседка уехала с тремя детьми в Эстонию. Ей от работы выделили жилье. Сосед Дмитрий в этой квартире не жил – он купил её на материнский капитал на будущее для детей, а Андрей живет у матери.
— Какие у вас планы на будущее?
— Я не знаю, что делать… У меня много лет ушло на то, чтобы скопить на маленькую квартирку. Я отказывала себе во всем. А теперь мы с дочкой… Я боюсь…
— Нужна ли вашей семье помощь?
— Очень нужна. Любая.
— Как вам можно оказать помощь? Установлен ли у вас сбербанк онлайн?
— Да. Мне можно перечислить деньги по номеру телефона 89532484778 Татьяна Викторовна Т или связаться со мной в контакте. Моя страничка: Татьяна Тимофеева (Афонина) https://vk.com/id560836694 будем благодарны за любую помощь.
От редакции: на Руси издавна людям, попавшим в беду, помогали всем миром. Давайте будем соблюдать традиции и поможем этой семье. Если 3000 человек перечислит всего по 250 рублей, то у семьи появится шанс встретить зиму в своем жилье. А нас в группе 4600.
Не пройдите мимо чужой беды.
Просим максимальный репост.
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте
Страница ведётся по благословению митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) и при содействии братии обители.
Радуйся, Святая Обитель, во все времена, ибо ты служишь для нас постоянным источником неувядаемой радости.
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте запись закреплена
К 80-летию парада 7 ноября 1941 года
В атаку стальными рядами
Мы поступью твёрдой идём.
Родная столица за нами,
Показать полностью.
Рубеж наш назначен вождём!
Припев:
Мы не дрогнем в бою
За столицу свою,
Нам родная Москва дорога.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага.
Нерушимой стеной,
Обороной стальной
Разгромим, уничтожим врага.
На марше равняются взводы,
Гудит под ногами земля,
За нами родные заводы
И красные звёзды Кремля.
Для счастья своими руками
Мы строили город родной.
За каждый расколотый камень
Отплатим мы страшной ценой.
Не смять богатырскую силу,
Могуч наш заслон огневой,
И враг наш отыщет могилу
В туманных полях под Москвой.
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте запись закреплена
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте запись закреплена
Псково-Печерский монастырь, паломники ВКонтакте запись закреплена
Из «Записок духовной дочери отца Симеона (рабы Божией Антонины, жительницы Печор, 65 лет), стоявшей на краю гибели и возрожденной старцем к новой жизни»
1954 год. Я так устала от того состояния, в котором находилась: сердцем я протестовала, а отказаться не было сил. Каждый день я говорила себе: этот будет последний… И так тянулось время. И вот пришел конец: я решила 8 ноября окончить жизнь самоубийством.
Показать полностью.
План намечен: ночь с 7 на 8 ноября провести без сна. Восьмого, в 4 часа дня, старушка, которая жила у меня, должна уйти к родственникам в гости; я же открою газ и просто лягу спать. День настал – у меня исключительно покойно на душе. Старушка отправилась в гости не в 4 часа, а в 7 часов вечера. Я закрыла входную дверь и вот, вместо того чтобы пойти на кухню и открыть газ, иду к себе в комнату, достаю образ Спасителя, который хранился у меня в комоде, оставленный нищей, похороненной мной в 1939 году. До сих пор не понимаю, как все произошло! Я приставила образ к подушке на кровати, сама опустилась на колени и начала разговаривать с ним, как с живым! Говорила много, все, что у меня наболело, от чего я так устала, и я впервые так плакала. Сколько это продолжалось, я не могу сказать, и что было со мной – тоже не знаю, но только, когда открыла глаза, первое, что почувствовала – страшную боль в ногах. Я все еще стояла на коленях; поднялась, посмотрела на часы – было 8 часов утра. Умылась и пошла на работу, но я уже была другая, хотя что со мной – не понимала.
Придя на работу, я сразу же позвонила своей приятельнице Вере Б. Я знала, что на большие церковные праздники она куда-то уезжала – в какое-то святое место, но куда и зачем – меня тогда не интересовало. Звоню ей и говорю: «Ты должна отвезти меня в монастырь». Отвечает: «Откуда ты взяла, что я могу выполнить твою просьбу? Это первое, а второе – о таких вещах по телефону не говорят». Как пробыла я этот день на работе, не знаю. В 5 часов я была уже на работе у Веры. Такое мое поведение удивило ее. Я же о своем состоянии ей ни слова не сказала, одно только просила, чтобы она поехала со мной. И, наконец, получила согласие.
17 января 1955 года мы вступили в святую обитель. У Лазаревской церкви Вера оставила меня на тропинке обождать, пока она отнесет чемодан на скотный двор к тете Саше, чтобы не тащиться с ним в церковь. Было 5 часов 30 минут утра. И вот, когда я осталась одна, тут-то я вдруг воочию увидела Михайловский собор, который видела во сне еще в 1935 году и который все эти годы искала!
После службы сразу же пошли к отцу Симеону. Тогда паломников было немного, и в тот день, по Промыслу Божию, только мы с ней вдвоем и оказались у него. Входим в келью к батюшке. Вера первая подходит к нему под благословение. Он же ее благословляет, а смотрит на меня и говорит: «Вот и приехала, слава Богу». Подхожу я – благословил, взял за подбородок, поднял вверх мою голову, пристально смотрит в глаза и говорит: «Ну, вот и приехала… Да, смотри-ка, все та же: глаза, лоб, нос – да, все то же, совсем не изменилась!»
Это было уж слишком для меня – резко говорю: «Вы ошиблись, я никогда не была у вас и не знаю вас». Он же, не обращая внимания на мою вспышку, спокойно, с любовью, говорит Вере: «Идите, попейте чайку, а потом сразу же по одной зайдите ко мне». Но мне уже не хотелось заходить к нему, и я говорю Вере: «Ты как хочешь, а я не пойду. Он из ума выжил, с кем-то упорно меня путает». А Вера просит зайти обязательно, говоря, что ей стыдно за мое поведение. Короче говоря, они с матушкой Александрой меня просто втолкнули в келью. Батюшка стоял перед иконами. У порога было два стула; на один из них он предложил мне сесть.
Потом, минуты через три, которые показались мне вечностью, он подошел и сел рядом со мной. Меня терзала мысль: «Как тактичнее уйти?» Не хотелось обижать старца. Сколько длилось наше молчание, сказать трудно; но, наконец, батюшка берет меня за руку и говорит: «Ну что же, доченька, с чего начнем? Отогревать эту рученьку застывшую, или сердце, которое больше заледеневши?» И этого было достаточно. Откуда взялись слезы, но я заплакала и тут же рассказала ему всю свою жизнь…
В заключение нашей беседы он мне говорит: «Хочешь, чтобы я был твоим духовным отцом? Но предупреждаю, что ты должна оставить свою прошлую жизнь. Время шло; я часто приезжала в обитель. Жизнь моя изменилась совершенно. Прошло два года, а может быть, и больше – точно не знаю. Я взяла отпуск на Великий пост и приехала в обитель. Но враг рода человеческого не дремал: приготовил для меня такое искушение, что я и не знала, как дожить до утра, решила сразу же уехать и никогда больше не бывать в святой обители. Как ни старалась утешить меня раба Божия Матрена Арефьевна, она и сейчас посещает монастырь, но я твердо решила уехать.
Утром зашла к батюшке и попросила благословить меня на отъезд. Он мне говорит: «Вот пойдем сейчас в церковь, помолимся, а там, как Господь благословит». Что было со мной в церкви – знает только Господь… Прихожу в келью, прошу прощения и говорю: «Как ездила, так и буду ездить». А он мне на это отвечает: «Глупая ты моя, да отпустил ли бы я тебя? Однажды батюшка сказал: «Ведь два года я тебя ждал». Вот тут-то мне стала ясна та его первая встреча со мной. Но как я его ни просила в последующие годы подробно все рассказать о том, как он узнал обо мне и даже «видел» меня еще до нашей встречи, ничего не получилось. Однажды на мои расспросы он так рассердился на меня, что даже сказал: «Никогда больше об этом не говори; достаточно с тебя того, что ты вынудила меня сказать о том, что я тебя ждал».
Вся моя жизнь постепенно изменилась: я полностью выполняла благую волю батюшки. Правда, было два случая, когда я хотела поступить по своему желанию. Так, однажды хотела ехать через Псков и, конечно, настояла на своем. Батюшка говорит матери Александре: «Свари пяточек яичек, да огурцов и помидоров собери и намажь хлеб маслом». Все это она принесла ему в келью, он завернул в пакет и подает мне. Я, конечно, возмутилась и говорю батюшке: «Зачем все это мне, когда я вечером буду пить чай дома?» Он строго приказал мне взять, сказав при этом: «Может быть, сломит твое упрямство». И что же? В Пскове я просидела двое суток – никак не могла выехать. Кроме того, я очень не хотела переезжать жить в Печоры и всеми силами старалась доказать батюшке мое нежелание, ссылаясь, главным образом, на квартирные условия. Он же мне на это сказал: «Твори свою волю, но знай и мою. Квартиру тебе я сам найду, – по его просьбе Нина Ананьевна искала квартиру для меня, – а ты после моей смерти переедешь!» Так все и получилось.
О том, что батюшка великий молитвенник Божий и имеет дерзновение ко Господу сейчас и помогает нам, расскажу такой случай. Прожила я полтора года после его смерти, и вдруг в сентябре 1961 года во сне приходит батюшка ко мне и говорит: «Доченька, собирайся». Я, как всегда, не задала вопроса – куда, а лишь спросила батюшку: что взять с собой? Он отвечает: «Ничего, только носовые платочки». Я говорю: «Вот, как всегда, шутите», а он отвечает: «Нет, доченька, не шучу. Возьми побольше платочков». И что же? Прошло немного времени, и меня вызывают в прокуратуру по вопросу о детском доме, в котором я работала; и, конечно, мне пришлось много пережить (и слез пролить – вот и платочки!), но кончилось все очень хорошо.
Даже по одной этой исповеди благодарной человеческой души можно судить о том, сколько же терпения и всепрощающей любви было нужно иметь старцу Симеону, чтобы день за днем выдерживать тот напор человеческих страстей, что обрушивали на него приходившие за помощью и советом. Сколько было нужно преодолеть их своеволия, самости, поначалу почти полного духовного невежества. Как много сил нужно было им отдать!
Из книги Ю. Малкова «У пещер Богом зданных»
Евгений Пелешев
Протоиерей Евгений Федорович Пелешев – батюшка знаменитый на всю Печерскую округу, и не только. Когда мы, информационная служба Псковской епархии, приехали на великомученицу Варвару в Варваринский храм в г. Печеры, протоиерею Евгению Пелешеву должно было исполниться 75 лет. Сейчас впереди у батюшки 80-летие. Отца Евгения знает и стар, и млад, он уже более пятидесяти лет в сане: исповедует, причащает, венчает, окормляет, утешает свою многочисленную паству.
А несколько лет назад отец Евгений написал интереснейшую книжку о насельниках Свято–Успенского Псково–Печерского монастыря, рядом с которыми выполнял свои послушания. Получился такой «монастырский бестселлер», книжку нигде не купить – раскупил народ православный. Батюшка внешне похож на генералиссимуса Александра Васильевича Суворова: седой хохолок, небольшая бородка, быстрый и веселый взгляд, шутки-прибаутки, легкая походка почти бегом, но есть твердость и любовь в каждом его шаге по этому бескрайнему полю людской радости и скорби, по этой трудной дороге к спасению. Беседовали мы с отцом Евгением после праздничной литургии в Варваринском храме в Печерах 17 декабря 2006 года. р.Б. Наталия
Отец Евгений:
— Книжку воспоминаний о насельниках Псково-Печерского монастыря наш Наместник Архимандрит Тихон (Секретарев) передал Святейшему Патриарху Алексию. Святейший прочитал и велел ее прочитать по православному радио «Радонеж».
Очень люблю Великомученицу, ведь тридцать лет я служу в ее церкви, Варваринской. А до этого двадцать лет в Залесье. Это, видимо, Промысл Божий, когда умер отец Петр, а он был чистый эстонец, тогда никого не нашлось, кто бы мог служить по-эстонски в церкви свмчц. Варвары. Приход здесь сильный, сету много было.
Наш Архиерей, тогда Владыка Иоанн (Разумов) назначил меня служить по-эстонски, а когда я поехал к уполномоченному оформляться, он кулаком по столу стукнул и говорит: «Так я и знал, хочется мне вас посадить». Один из моих соседей ему доносил, что я хожу по домам и служу, тогда в 1975 году, это было запрещено. Но он меня все равно зарегистрировал, раз Владыка назначил на приход. Итак, Слава Богу, все прошло спокойно. Служили по-эстонски, народ был доволен, по-русски они не очень понимали, да и не хотели. Лет шесть я по-эстонски служил полностью, а потом их становилось все меньше и меньше, стали они теряться, а когда граница закрылась, большинство уехали в Эстонию. А старых сету я всех перехоронил, и мы остались без прихожан.
Приходской храм Св. Великомученицы Варвары
— Незаметно по вашему храму, отец Евгений, храм прекрасный.
— Русские пришли. Меня знали в свое время, как насельника Псково-Печерского монастыря, как печерянина, и я их всех знаю, старинных печерян. Они все для меня родные, и стали приходить и приходить в церковь к Великомученице. Мы все стали свои. И теперь крестины — все к нам, похороны — все к нам, панихиды – к нам.
— Рядом с вашим деревянным стоит каменный храм в честь Сорока мучеников, почему два храма рядом поставлены?
— А вот что: раньше не было эстонского прихода, это был русский православный приход. И Варваринский храм был зимний, а Сорока мучеников – летний, и туда переходили с Пасхи и до Покрова служили. А с Покрова переходили в церковь Великомученицы Варвары. И было два батюшки: русский и эстонский, но приход был один. И так было до 1927 года, а когда эта территория стала принадлежать Эстонии, сету запросили отделиться, чтобы у них был самостоятельный эстонский приход. И разделились поровну: русские ушли в Сорока мучеников, поставили печки и стали круглый год служить. А для сету в Варваринском храме оставили всю утварь, всю принадлежность, иконы разделили. Так появились два прихода: эстонский — в церкви великомученицы Варвары, и русский приход – в церкви Сорока мучеников.
Церковь Сорока мучеников севастийских
— Откуда знаете, батюшка, эстонский язык?
— Я в Эстонии родился, Принаровье, на эстонской стороне Васкнаркская волость, в 1930 году, 13 декабря. И уже в школе начинал учиться по-эстонски, один урок в неделю, хотя деревня у нас была совершенно русская, приход в деревне Ямы (Нарва) был, мы и эстонцев не видели. А когда началась война, нас эвакуировали, я оказался рядом с Пюхтицким монастырем, ходил там в поле, у эстонских хозяев работал и уже по-русски я там ничего не слышал, чисто по-эстонски. Быстро освоил эстонский язык, жил там три года с 12 до 15 лет. А потом ушел в Печеры, в монастырь.
— А почему в монастырь?
— А Божье призвание и больше ничего. В Пюхтицах ходил в храм каждый день и в праздник, и мне там понравилось. Отец был очень верующим, Федор Андреевич, стоял за выручкой, был помощником батюшки в нашем храме в Яме. Бывал на Валааме, очень древний человек, с 1879 года.
А мама у меня рано умерла, оставив пятерых детей, я ее не помню. Жил с мачехой, очень хорошая женщина была, я при ней и в Печеры ушел.
Была в монастыре тогда после войны скудость и бедность, было нас всего 33 человека, иеромонахов всего девять, диаконов три. Я был послушником. Послушания разные нес, закончил автошколу, но, в основном, я был шофером монастыря четыре года.
Никого не осталось из тех, кого я тогда видел. На фото 1946 года приезда Патриарха Алексия I, когда он приезжал в монастырь, я один ныне в живых. Потом ушел в Троице-Сергиеву Лавру, но меня там не прописали, потому что был в оккупации, и таким не давали прописку, не разрешили остаться в монастыре. Тогда Владыка Таллинский Роман предложил мне идти в иподиаконы к нему, в келейники. Я и был у Владыки Романа и келейником, и поваром, и иподиаконом, и шофером. Было мне 22 годика.
Стал меня Владыка подготавливать к семинарии, и я в 1953 году поступаю в Ленинградскую семинарию. У меня уже почти десятилетнее послушание монастырское было, я все знал — службы наизусть, читал. И легко прошел в семинарию, учился с повышенной стипендией. Но и такие поступали, что перекреститься не умели. Отучился только два года, священников не было, приходы пустовали, и отец Василий, благочинный Печерский, и митрополит Иоанн, назначенный к нам в 1954 году, стали меня «вербовать», чтобы я получил сан.
Был приход Залесье, в семи километрах от Печер. Я просил их: «Дайте, миленькие, мне поучиться!», все – таки семинария есть семинария, но не дали мне доучиться, поженился и принял сан. Матушка Татьяна – наша печерская, мы много лет были знакомы. Меня посвятили и назначили в Залесье, а там приход тоже был двуязычный, семь деревень было эстонских. Освоил службу на двух языках и отслужил там двадцать лет, «отбухал» в Залесье, сроднился с ними.
— Никакой тяготы душевной не было, батюшка?
— Да какие там тяготы, хотя самые страшные времена были – хрущевские. Постоянно нас прижимали. А я был молодой, служил, строил, ремонтировал — все сами делали – матушка и я. Мы дом церковный строили десять лет. Родители матушки жили около Изборска, папа ее был самый знаменитый садовод на всю область и не только, Орехов Василий Федорович. У него было пять гектаров сада, яблонь множество, и мы там трудились, этим и жили. Яблоков десятками тонн собирали, с одной яблони до полтонны антоновки, сдавали их машинами. Денег у нас было много, а в Залесье приход был бедный, вот мы сами жили на деньги от яблок и приход с матушкой содержали.
— Как-то все у вас хорошо получается, батюшка.
— Да вот, такая цепочка. И вот двадцать лет, отслуживши я в Залесье, умирает отец Петр из Варваринской церкви настоятель, и никого среди эстонцев не нашлось, кроме меня, знающих эстонский язык Богослужения. И с февраля 1975 года я здесь служу.
— А кто такие сету?
— Маленькая народность, проживающая вокруг Печор, и, по преданию, крещеные в Православную веру преподобным Корнилием Псково-Печерским.
— Почему называют сету полуверцами?
— Это как бы местное прозвище, русские назвали их полуверцами, потому что они не русские и не совсем эстонцы, потому что крещены в Православную веру. Сохранили свою традицию, одежды, украшения, язык. Традиции у сету чуть не языческие, хотя вера Православная в них была посильнее, чем у русских. Они были очень религиозны. У сету образовались свои приходы: Паниковичи, Зачеренье, Залесье, Малы и Печеры.
— А эстонцы как относились к сету?
— У эстонцев и сету язык разный, я почти не понимаю по-сетусски, а по-эстонски говорю свободно, и они меня понимают. Я нашел Евангелие на сету, пробовал читать, но ничего не понимаю.
— У Вас такая, батюшка, получается любовь с обеих сторон: и русских, и эстонцев.
— А я их не разделяю, они все мои прихожане.
— У вас мирный приход?
— Есть некоторые националисты. Ворчат, мол, теперь русские пришли, по-русски служите. А что делать? Если эстонцев всего — навсего сотня, но посещающих храм Божий за службой 5-7 человек, на всенощной иногда и ни одного. С деревень не приходят, а в городе уже нет никого. Если бы с ними остаться — то закрывай храм.
— Вас русские выручили?
— Конечно, ведь надо содержать храм, надо платить всем.
— Вы на средства прихожан содержите храм, или есть жертвователи?
— Нам помогли жертвователи, мы купили аналой, а он стоит 80 тысяч, купель — 24 тысячи, люстру, купили кресты… Всего на 200 тысяч рублей. Там часть денег жертвователей, а часть — наших прихожан. У нас приход сильный.
— Сколько причащается за литургией?
— По 40-50 человек каждое воскресение причащаются. А с ребятишками еще человек двадцать-тридцать младенцев. Мы каждое воскресение причащаем полчаса.
— Венчаете?
— Ой, венчаний много. Почти сорок пар. Представляете, у нас 25 недель в церкви, когда мы можем венчать, и 25 недель постовых, когда не венчаются. Получается в среднем на год две пары в неделю. А однажды по осени — семь венчаний в один день, я чуть не свалился, хорошо, что вдвоем венчали, очередь стояла из молодых. До упаду венчали.
— Откуда силы берутся, батюшка?
— А кто знает. Я в воскресение в семь утра ухожу и в три прихожу. У нас в субботу утром литургия или обедницу служим, всенощная, и в воскресенье литургия. На неделе бывает пять-шесть покойников, мы хороним 150-160 православных в год, посчитайте.
— А требы? Бегаете по народу?
— Это уж на неделе три-четыре раза, но пешком уже не бегаю, не могу, у меня машина. А сколько праздников на неделе бывает…
— У Вас такой огромный опыт священнический, в народе нашем Вам заметны какие-то изменения?
— На нашем приходе, не скажу, что народ стал лучше, а свободно стало. В храм можно идти всем и народ пошел в церковь. Ко мне Великим постом приходит исповедоваться директор школы с мужем, когда они так раньше могли?
— У Вас какой-то особый храм, батюшка, и венчаете, и крестите много.
— А печеряне меня считают своим, понимаете, своим! Родным батюшкой. Они и других не помнят, кроме меня, представляете, кто родился 60 лет назад, помнят меня. Я здесь уже тридцать лет. Пришел ко мне в храм человек, я ему: «Миленький, да давай все сейчас сделаем: и покрестим, и исповедуем, и причастим», и стал он православным человеком.
— У Вас два Ордена, две награды, какие?
— Святого Князя Владимира за усердное многолетнее служение, а к 75-летию и пятьдесят лет служения – Орден Благоверного Даниила Московского.
— Какой степени?
— Третьей. Я не достоин большего.
— У нас в Епархии есть ли еще награжденные?
— Да, отец Александр Михайлов, отец Олег Тэор, отец Лев… У нас ведь священников старинных мало, все молодые, в основном.
— Чего бы хотели сказать, отец Евгений, молодым священникам, от каких ошибок хотите предостеречь молодежь нашу?
— Главное в священнике — благочестие, чтобы не давать повода людям осуждать священника, чтобы люди не искушались. Чтобы священники не были корыстны, а то народ осудит и уйдет. Пойдет такой священник покрестить и цену назовет такую, что денег может и не быть. Не буду хвастаться, но я крещу за 50 рублей, если дома освящаю – вообще зачастую ничего не беру. Сребролюбие губит священство. А когда деньги не любишь, тогда они к тебе идут. И мне посылают со всей России тысячи и тысячи, но на храм, я все на храм и трачу. Мне хватает пенсии и зарплаты, мне мало нужно. А для храма Божьего надо.
— Для молодых время тяжелое, старых священников почти уже нет, к кому пойти питаться? В городе отец Михаил, отец Владимир, отец Олег, в области отец Александр, Вы и отец Лев (+2008). Как здесь быть?
— Ну, есть на то правила церковные, законы, наставления Святых отцов, свт. Иоанна Златоуста прекрасные наставления для священнослужителей, и сами должны стараться быть особенными. Что такое Святой? Особенный человек. Также и священник по отношению к другим людям – особенный, должно быть наше священство светочем. Помните? «Вы — свет миру». А кто «вы» – священники.
— Времена, какие по Вашему разумению, батюшка, сейчас?
— Не стоит об этом думать и говорить: вот конец света. Ведь сказано в Евангелии: «Ангелы не знают того дня». Бог знает, когда этот день придет. А времена были еще и хуже, и 70 лет назад, сколько новомучеников, а они ведь являются нашими предстателями и молитвенниками за всю Россию. Потому сейчас и воспряла Русь. Было четыре храма на Псков, а сейчас почти тридцать. И чтобы пришли в храм молодые люди лет 30-35 днем со огнем тогда не найдешь такого молящегося, старушки одни ходили. А сейчас, посмотрите, наш приход — почти все молодые.
— Скажите слова напутствия нашим людям, нашим читателям, отец Евгений, как старейший священник Епархии.
— Будьте благочестивы и на деле веруйте. Чтобы не были наши дела далеки от веры. Имейте милосердие, любовь, терпение, чтобы не было зависти и ненависти. Прощайте и прощены будете, не осуждайте и не осуждены будете. Здесь и надо-то всего мало, не требуется от нас: не ешь, не пей и только молись с утра до вечера — это не поможет. А если будешь чистый сердцем и милостив, то и Бога узрим и помилованы будем.
И помните, что любовь долго терпит, милосердствует, не возносится, не завидует, не ищет своя – вот что значит одно только Любовь, и если иметь любовь, значит, ты никому не пожелаешь плохого, ни на кого не обидишься и всем простишь. Так что любовь — это основа нашего спасения и мирной, прекрасной жизни среди людей. А нет любви и нет ничего, ты просто кимвал звенящий.
И мы, священники, должны это помнить особенно.