храм владимирской иконы божией матери в виноградове расписание богослужений
О Храме Богослужения
Русская Православная Церковь Московский Патриархат
Северо-Восточное Викариатство Сергиевское Благочиние
Храм Владимирской иконы
Божией Матери в Виноградове
О Храме Богослужения
Русская Православная Церковь Московский Патриархат
Северо-Восточное Викариатство Сергиевское Благочиние
Храм Владимирской иконы
Божией Матери в Виноградове
О Храме Богослужения
Русская Православная Церковь Московский Патриархат
Северо-Восточное Викариатство Сергиевское Благочиние
Прямая трансляция
Трансляция Богослужения в группе ВКонтакте
Подать
записки и пожертвовать
на храм
Подать записки и сделать пожертвования он-лайн.
Религиозное просвещение
Методическая поддержка начального богословского образования
Таинства
Церкви
Брак, Елеосвящение, Крещение, Миропомазание, Покаяние, Причащение
Воскресная проповедь
Воскресная проповедь протоиерея Владимира Головкова
Набор детей в православную школу имени Сергия Радонежского
Православная школа расположена в Усадьбе Свиблово, которая является историческим и архитектурным памятником г. Москвы. Цель обучения – дать отличное светское образование и глубокое духовное воспитание.
События и объявления
Набор в православный детский сад
Набор в Воскресную физико-математическую школу
По благословению Священноначалия начинается конкурсный отбора слушателей 10-11 классов в Воскресную физико-математическую школу Центра довузовской подготовки Предуниверситария Национального исследовательского ядерного университета МИФИ.
Богослужение на престольный праздник храма
06 июля 2021 года в праздник Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове литургию в нашем храме возглавил викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, архиепископ Егорьевский Матфей.
Нужны добровольцы для работы в «красной зоне»
Объявляется срочный набор добровольцев для прохождения курсов по работе в «красной зоне». Курсы пройдут в ЦКБ святителя Алексия, митрополита Московского.
Прием абитуриентов в Российский православный университет
Российский православный университет святого Иоанна Богослова приглашает на обучение по следующим направлениям подготовки:
Троицкие гуляния
20 июня 2021 года после праздничной Литургии в приходе Храма Владимирской Иконы Божией в Виноградове прошли традиционные «Троицкие гуляния», посвящённый Дню Святой Троицы.
Как проехать
Адрес: 127204, Москва, Дмитровское ш., д. 170.
Телефоны: +7(985)270-93-80, +7(903)975-47-22
Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове
Русская Православная Церковь Московский Патриархат
Северо-Восточное Викариатство Сергиевское Благочиние
Настоятель и священство
Протоиерей Владимир Головков
Настоятель Храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове.
Родился 15 июля 1972 года.
В 1994 году окончил Московскую духовную семинарию, в 1998 году – Московскую духовную академию.
8 марта 1998 года рукопоположен во диакона, 28 мая того же года – во пресвитера. 2 декабря 2008 года возведен в сан протоиерея.
С августа 1998 года по декабрь 2004 года служил в храме Богоявления Господня (бывшего Богоявленского монастыря).
Назначен настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове в декабре 2004 года. В 2010 году избирался в состав Епархиального совета города Москвы.
Протоиерей Владимир Бондаренко
Родился 16 апреля 1971 года.
В 1995 году окончил Московскую духовную семинарию, до 2006 года обучался в Московской духовной академии.
15 мая 1994 года рукоположен во диакона, 7 февраля 1995 года – во пресвитера. 15 апреля 2014 года возведен в сан протоиерея.
В храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове служит с февраля 1995 года.
Иерей Михаил Мишков
Родился 10 ноября 1967 года.
Кандидат физико-математических наук.
Окончил Московскую духовную семинарию в 2010 году. 26 октября 2005 года рукоположен во диакона, 21 июля 2014 года рукоположен в священнический сан.
В храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове служит с октября 2005 года.
В 2016 году назначен настоятелем храма священномученика Илариона, архиепископа Верейского.
Диакон Дмитрий Гусев
Родился 31 декабря 1970 года.
Тезоименитство 24.02. прп Димитрий Прилуцкий
Хиротония 14.02.2014
Образование МДС 2017г.
В храме служит с 2017г.
Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове
Русская Православная Церковь Московский Патриархат
Северо-Восточное Викариатство Сергиевское Благочиние
Священник Петр Иванов
до 1800 г. (сентябрь).
Священник Василий Никитин Наумов
с 1800 г. по 1831 г.
1773 года рождения.
Священник Федор Стефанов Малиновский
с января 1832 г. по январь 1854 г.
С июля 1840 г. в должности благочинного.
Священник Севириан Михеев Багрецов
Священник Багрецов был священником Спасской церкви села Котова. В Виноградове временно исполнял обязанности священника.
Священник Никанор Дмитриев Соколов
с января 1855 г. по 1915 г.
1832 года рождения.
Родился в семье священника Московской епархии Дмитрия Арсеньева. Никанор Соколов обучался в Московской духовной семинарии богословию, философии, истории, физике и математике, латинскому и греческому языкам. В ноябре 1854 г. рукоположен в сан священника высокопреосвященным Филаретом Московским. С 1916 г. – за штатом по старости и слепоте (84 года).
Протоиерей Николай Федоров Малиновский
с 1915 г. по август 1918 г.
1850 года рождения.
Сын священника Федора Стефанова Малиновского. В 1870 году окончил Спасо-Вифанскую духовную семинарию. С 1871 г. по 1874 г. работал учителем Закона Божия в Земском училище Коломенского уезда, а с 1874 г. по 1876 г. преподавал уже в Москве. В мае 1876 г. рукоположен во диаконы. В своем доме открыл школу грамотности для приходских детей. За преподавание Закона Божьего имел многочисленные награды. С 1909 г. по 1915 г. состоял духовником первого округа Клинского уезда. В марте 1915 года по собственному желанию переведен для служения в храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове.
Священник Виктор Лебедев
с сентября 1918 г. по 1933 г.?
Сын священника, окончил Московскую духовную академию.
Священник Владимир Ключарев
с 1933 г. по 1934 г.?
Протоиерей Константин Сперанский (благочинный)
с декабря 1933 г. по октябрь 1936 г.
Арестован в 1936 году, расстрелян или погиб в лагере.
Схиархимандрит Иларион (в миру Иоаким Хрисанфович Удодов)
с 1936 г. по 1951г.
1862 года рождения.
Будущий схиархимандрит Иларион родился 20 сентября 1862 г. в селе Буйлово Воронежской губернии в крестьянской семье.
В возрасте двадцати лет Иоаким Удодов становится послушником Пантелеимонова русского монастыря на горе Афон. Там он принял постриг и монашество с именем в честь преподобного Илариона Великого. В 1905 году отец Иларион вернулся в Россию. С 1914 года он служил в Московском Сретенском монастыре, где нёс послушание казначея. С 1923 года и до 20 мая 1931 года отец Иларион был духовником сестёр Иоанно-Предтеченского монастыря и служил в монастырском храме преподобного Сергия Радонежского в селе Чернецово. После ареста всех сестер и закрытия храма в отец Иларион тайно поселился в колокольне храма преподобного Сергия и жил там в одиночестве несколько лет. В 1935 году благочинный отец Константин Сперанский пригласил отца Илариона служить в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове. В 1936 году схиархимандрит Иларион назначен настоятелем Владимирского храма.
Протоиерей Петр Хрисанфович Удодов
с 1949 г. по 1968 г.
1876 года рождения.
Родной брат отца Илариона (Удодова).
После рукоположения в 1921 году диакон Петр Удодов служил в различных московских храмах. Сначала в Церкви Фрола и Лавра на Зацепе, а затем в храме Сорока мучеников напротив Новоспасского монастыря. В 1932 году диакон Петр был арестован и препровожден в Бутырскую тюрьму. Пять лет провел в ссылке. Вернулся в Москву в 1937 году и через некоторое время был рукоположен в сан иерея. Поселился в Виноградово и стал служить в храме вместе с братом – отцом Иларионом. После кончины схиархимандрита Илариона отец Петр стал настоятелем храма Владимирской иконы Божией Матери.
Скончался отец Петр в 1968 году и упокоился рядом с братом у алтаря храма.
Протоиерей Владимир Жаворонков
с 1952 г. по 2004 г.
Родился 26 мая 1929 года.
С юных лет Владимир Жаворонков стал постоянным прихожанином храма Владимирской Иконы Божией Матери. Возрастая и духовно укрепляясь под руководством старцев Илариона и Петра, Владимир, по достижении совершеннолетия поступил в Московскую духовную семинарию.
По окончании семинарии в 1952 году Владимир Жаворонков был рукоположен в диаконский сан, а затем и в сан пресвитера. В конце 1952 года по представлению протоиерея Петра переведен в храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове вторым священником. После кончины отца Петра, последовавшей в 1968 году, отец Владимир стал настоятелем храма.
Священник Дмитрий Дудко
с 1980 г. по 1983 г.
Протоиерей Сергий Романов
с 1987 г. по 1990 г.
Родился в 1947 году.
В 1980 г. поступил в Московскую духовную семинарию, после окончания семинарии в 1982 г. поступил в Московскую духовную академию и заочно её окончил. Проходил священническое служение в храмах: Святителя Николя в Кузнецах, в Антиохийском подворье, в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Лыщиковом переулке, в храме Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове (при настоятеле протоиерее Владимире Жаворонкове).
Воскресная проповедь
Набор детей в православную школу имени Сергия Радонежского
Православная школа расположена в Усадьбе Свиблово, которая является историческим и архитектурным памятником г. Москвы. Цель обучения – дать отличное светское образование и глубокое духовное воспитание.
Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове
Русская Православная Церковь Московский Патриархат
Северо-Восточное Викариатство Сергиевское Благочиние
История
Первые сведения в сохранившихся источниках об этих местах относятся к 1623 г., когда писцовая книга зафиксировала д. Виноградово. С 1617 г. – помещичий двор дворянина Гаврилы Григорьевича Пушкина. В 1637 г. деревней владели его дети Григорий и Степан Гавриловичи Пушкины. После раздела имений Виноградово стало собственностью Григория. Соседняя д. Заболотье числилась в поместье за Степаном Гавриловичем Пушкиным. В 1650 г. Григорий Гаврилович построил церковь Владимирской Иконы Божией Матери с пределом Николая Чудотворца, и Виноградово стало числиться селом. После его смерти в 1656 г. Виноградово досталось его вдове, а затем в 1666 г. стало владением его племянников – детей скончавшегося Степана Гавриловича Пушкина – Матвея и Якова Степановичей. Дальний родственник Матвея – Иван Каллиникович Пушкин.
С 1710 г. Виноградовым стал единолично владеть Иван Калинникович Пушкин. В 1729 г. он продал село известному Василию Владимировичу Долгорукову, а уже в следующем, 1730 г., только что купленное имение приобрела княжна Мария Федоровна Вяземская. После смерти княгини новый владелец села (её родной племянник) князь Иван Андреевич Вяземский продал в 1758 г. Александру Ивановичу Глебову Виноградово «и с прудами, с рощами, с лесами, с сенными покосами, с пустотами и лугами, с дворцовым и хоромным строением и со всяким скотом и хлебом». А.И. Глебов был незнатного происхождения. Интриган и казнокрад. Выдвинулся цри Елизавете Петровне. Успех был благодаря женитьбе на тяжело больной вдове (двоюродной сестре императрицы по Матери). Глебов становится обер-прокурором Сената. Жена вскоре умерла. После смерти Петра III Александр Иванович удержался при Екатерине П. Имел воинское звание генерал-аншефа. Последние 13 лет своей жизни проводил в Виноградово. Умер в 1790 г. При Вяземской в имении сложилась типичная для того времени планировка сёл: у верхнего пруда в окружении парка располагалась помещичья усадьба. Крестьянские дома тянулись вдоль пруда.
А.И. Глебов к своему имению прикупил д. Грезново, д. Грибки, д. Горки, д. Афанасово. Затем занялся устройством нового храма. Прежняя церковь обветшала и стала неприглядной для службы. Автором проекта, представляющий собой редкий памятник архитектурного искусства XVIII в., аналога которому не найти в Москве и Подмосковье, искусствоведы предполагают зодчего В.И. Баженова. Издалека храм напоминает горящую к Богу свечу. Удачно расположена напротив долгих прудов. Храм был освящен в 1777 г. московским митрополитом Платоном (Левшиным) во имя Владимирской Иконы Божией Матери и по милости Божией никогда не закрывался.
Вместо традиционного четверика центральная часть храма устроена в виде двухсветного круглого зала. Окружающие нижнюю часть при стройки образуют треугольное с закругленными углами основание, каждая сторона которого подчеркнута классическим четырехугольным портиком. Во втором ярусе круглую ротонду украсили парные колонны. Массивный купол и барабан с небольшой главкой усиливают впечатление устремленности вверх всего здания. Расположенная позади храма колоколенка и служебная постройка вместе с основным зданием образуют еще один большой треугольник. Необычно декоративное оформление с иконостасов главного престола и придела Николая Чудотворца. Второй, из ныне существующих – предел Сергея Радонежского был устроен в 1947 г. и оборудован в традиционном лучшем стиле, отличаясь от интерьера основной части храма. Наружную и внутреннюю покраску выполняли маляры во главе с их подрядчиками – крепостным крестьянином из д. Федоркино (графа Орлова). Роспись интерьера и новых икон для церкви делал крепостной живописец Гаврил Антонов сын Доматырёв – слушатель поручика Ф.П. Тютчева. Заканчивал отделку «золотарь» дворцовой интендантской конторы А.Д. Казанцев. 10 сентября 1777 г. состоялось освещение храма, и тогда же, рядом с церковью была открыта богадельня для престарелых.
В 1787 году Глебов написал завещание, согласно которому большую часть его имущества (а оно было огромным) получала его жена – Дарья Николаевна, бывшая экономка в Виноградово. Такое решение было справедливым – брак оказался счастливым. Как писал Глебов в своей духовной «жена моя во время жизни моей исполняла долг нелицемерной ко мне дружбы, жертвовала для меня не только всем почти имением своим, но и здоровья своего для моего спокойствия нимало не щадила». Но судьба распорядилась иначе. В июне 1790 года Глебов скончался и был похоронен перед алтарем церкви; жена его умерла на шесть дней раньше и была погребена там же. Своих детей у Глебова не было, и наследницей А.И. Глебова стала его любимица – падчерица Елизавета Ивановна, выданная им в 1784 году замуж за подполковника Ивана Ивановича Бенкендорфа – участника суворовских походов. Для Елизаветы Ивановны Бенкендорф село Виноградово стало памятью о матери и об отчиме, который относился к ним с любовью. В 1797–1799 гг. она провела в усадьбе большие работы по ремонту и новому строительству.
Владельцы усадьбы были гостеприимными хозяевами. У них бывали: Анненкова, Веневитинова, Вяземские, Голицыны, Карамзины, Лунины, Татищева, Харасковы. Многолетняя дружба связывала с известным баснописцем И.А. Крыловым, который жил в Виноградово в 1793 г. и 1803–1804 гг.
Во время войны 1812 г. Когда враг подходил к Москве, владелица Е.И. Бенкендорф уехала, опечатав свои дома. Все, что осталось в Виноградово и окрестных деревнях, было разграблено французами. К счастью владельцев их дом не был сожжен, как это было во многих других местах, и вернувшись в Виноградово, Елизавета Ивановна стала спешно приводить его в порядок (работали даже по вечерам со свечами). Прожив счастливо друг с другом более полувека, Иван Иванович и Елизавета Ивановна скончались с разницей всего лишь в пять месяцев и были похоронены в Виноградове рядом с любимой дочерью. Село досталось сыну – поручику Александру Ивановичу Бенкендорфу. Для его большой семьи Виноградово служило местом летнего пребывания. В старом господском доме и парке было людно, звенели голоса детей. Жили дружно и даже издавали свой собственный Виноградовский журнал.
Но молодое поколение подросло и разлетелось из родительского дома. Усадьба стала пустеть, особенно после смерти Александра Ивановича в 1873 году. В 1885 году она была продана М.Я. Бучумову. При оформлении продажи прежние владельцы не оговорили судьбу вещей, находившихся в имении, полагая, что они продают только недвижимость. Но вышло иначе. В собственности Бучумова оказались документы, портреты предков, семейные реликвии и многое другое. Нового хозяина они не интересовали и поэтому скоро исчезли из старого имения.
Новый хозяин настроил в парке дачи для москвичей, а леса, поля и луга сдавал в аренду крестьянам. Отношения крестьян к Бучумову были плохие, и в 1905 г. его усадебный дом сгорел. После прокладки Савёловской железной дороги имение превратилось в дачный поселок – Долгие пруды.
В марте 1911 года имение было продано Эмме Максимовне Банзе, владевшей усадьбой три года; за этот небольшой срок были сооружены въездные ворота с мостом перед ними и несуществующим теперь зданием кордегардии. На месте сгоревшего дома был построен новый. В стороне был выстроен еще один дом – деревянный, но оштукатуренный. Центральное здание крытыми переходами соединялось с двумя боковыми строениями. Тогда же появились новые строения скотного и конного двора. Был даже построен клуб-кинематограф для наемных рабочих. В итоге был создан хозяйственный комплекс, который должен был приносить доход. В 1914 году в Виноградове новый владелец – Р.В. Герман.
После революции имение было национализировано и передано Мособлздравотделу. В господских домах разместились детский санаторий и дом отдыха. Позднее в Виноградове и в д. Горки был организован колхоз.
То, что храм уцелел в самые страшные годы гонений, стало возможно благодаря многим трудам, духовному подвигу и мудрости настоятелей храма – арх. Илариона и прт. Петра Удодовых.
Храм Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове
Русская Православная Церковь Московский Патриархат
Северо-Восточное Викариатство Сергиевское Благочиние
Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз и испрашивается благодать Божия для взаимной помощи и благословенного рождения и христианского воспитания детей.
Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы он благословил их и сказал: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею” (Быт. 1, 28). Иисус Христос освятил Таинство своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление: “Сотворивший в начале мужчину и женщину… сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” (Мф. 19, 4-6).
“Мужья, – говорит ап. Павел, – любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела” (Ефес. 5, 22-23, 25). Таинство брака необязательно для всех, но остающиеся безбрачными обязаны проводить девственную жизнь, которая, по учению Христову, выше брачной – один из величайших подвигов.
Что еще нужно знать желающим венчаться в Церкви?
Что Таинство брака не совершается во время постов: Великого (48 дней перед Пасхой), Успенского (14-28 августа), Рождественского (28 ноября – 7 января), Петровского (от воскресенья после Троицы, до 12 июля), на Святках (между Рождеством Христовым и Крещением – от 7 до 19 января) и на Светлой (Пасхальной) седмице, а также во вторник, четверг и субботу и еще в некоторые дни года.
Что браковенчание – великое Таинство, а не только красивый обряд, потому и относиться к нему следует со страхом Божиим, дабы разводом не поругать святыню. Что в нашем государстве главным признается гражданский брак, почему для совершения церковного Таинства желательно брачное свидетельство, выданное ЗАГСом. Что одна из частей Таинства – обручение жениха и невесты, для чего у них обязательно должны быть обручальные кольца.
Брак. Из книги Митрополита Иллариона (Алфеева). «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие»
Любовь между мужчиной и женщиной является одной из важных тем библейского благовестия. Как говорит Сам Бог в Книге Бытия, «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). Важно отметить, что брак установлен Богом в раю, то есть он не является последствием грехопадения. Библия повествует о супружеских парах, на которых было особое благословение Божье, выразившееся в умножении их потомства: Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Рахиль. Любовь воспевается в Песне Песней Соломона — книге, которая, несмотря на все аллегорические и мистические интерпретации Святых Отцов, не утрачивает своего буквального смысла.
Первым чудом Христа было претворение воды в вино на браке в Кане Галилейской, что понимается святоотеческой традицией как благословение брачного союза: «Мы утверждаем, — говорит святитель Кирилл Александрийский, — что Он (Христос) благословил брак в соответствии с домостроительством, по которому Он стал человеком и пошел… на брачный пир в Кане Галилейской (Ин. 2:1-11)» [ ].
Истории известны секты (монтанизм, манихейство и др.), отвергавшие брак как якобы противоречащий аскетическим идеалам христианства. Даже в наше время приходится иногда услышать мнение, будто христианство гнушается браком и «допускает» брачный союз мужчины и женщины только из «снисхождения к немощам плоти». Насколько это неверно, можно судить хотя бы по следующим высказываниям священномученика Мефодия Патарского (IV в.), который в своем трактате, посвященном девству, дает богословское обоснование деторождения как следствия брака и вообще полового акта между мужчиной и женщиной: «…Необходимо, чтобы человек… действовал по образу Божию… ибо сказано: «Плодитесь и размножайтесь» (Быт. 1:28). И не следует гнушаться определением Творца, вследствие которого мы и сами стали существовать. Началом рождения людей служит ввержение семени в недра женской утробы, чтобы кость от костей и плоть от плоти, быв восприняты невидимою силою, снова были образованы в другого человека тем же Художником… На это, может быть, указывает и сонное исступление, наведенное на первозданного (ср. Быт. 2:21), предызображая наслаждение мужа при сообщении (с женой), когда он в жажде деторождения приходит в исступление (ekstasis — «экстаз»), расслабляясь снотворными удовольствиями деторождения, чтобы нечто, отторгшееся от костей и плоти его, снова образовалось… в другого человека… Поэтому справедливо сказано, что человек оставляет отца и матерь, как забывающий внезапно обо всем в то время, когда он, соединившись с женою объятиями любви, делается участником плодотворения, предоставляя Божественному Создателю взять у него ребро, чтобы из сына сделаться самому отцом. Итак, если и теперь Бог образует человека, то не дерзко ли отвращаться деторождения, которое не стыдится совершать сам Вседержитель Своими чистыми руками?» Как утверждает далее святой Мефодий, когда мужчины «ввергают семя в естественные женские проходы», оно делается «причастным божественной творческой силе» [ ].
Таким образом, супружеское общение рассматривается как богоустановленное творческое действие, совершаемое «по образу Божию». Более того, половой акт является путем, которым творит Бог-Художник [ ]. Хотя такие мысли встречаются редко у Отцов Церкви (которые почти все были монахами и потому мало интересовались подобной тематикой), их нельзя обойти молчанием при изложении христианского понимания брака. Осуждая «плотскую похоть», гедонизм, ведущие к половой распущенности и противоестественным порокам (ср. Рим. 1:26-27; 1 Кор. 6:9 и др.), христианство благословляет половое общение между мужчиной и женщиной в рамках брачного союза.
В браке происходит преображение человека, преодоление одиночества и замкнутости, расширение, восполнение и завершение его личности. Протоиерей Иоанн Мейендорф так определяет сущность христианского брака: «Христианин призван — уже в этом мире — иметь опыт новой жизни, стать гражданином Царства; и это возможно для него в браке. Таким образом брак перестает быть только лишь удовлетворением временных естественных побуждений… Брак — это уникальный союз двух существ в любви, двух существ, которые могут превзойти свою собственную человеческую природу и быть соединенными не только «друг с другом», но и «во Христе»» [ ].
Другой выдающийся русский пастырь, священник Александр Ельчанинов говорит о браке как о «посвящении», «мистерии», в которой происходит «полное изменение человека, расширение его личности, новые глаза, новое ощущение жизни, рождение через него в мир в новой полноте». В союзе любви двух людей происходит как раскрытие личности каждого из них, так и возникновение плода любви — ребенка, превращающего двоицу в троицу: «…В браке возможно полное познание человека — чудо ощущения, осязания, видения чужой личности… До брака человек скользит над жизнью, наблюдает ее со стороны, и только в браке погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это наслаждение настоящим познанием и настоящей жизнью дает то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее. И эта полнота еще углубляется с возникновением из нас, слитых и примиренных — третьего, нашего ребенка» [ ].
Придавая такое исключительно высокое значение браку, Церковь отрицательно относится к разводу, а также второму или третьему браку, если последние не вызваны особыми обстоятельствами, как, например, нарушением супружеской верности той или другой стороной. Такое отношение основано на учении Христа, Который не признавал ветхозаветных установлений касательно развода (ср. Мф. 19:7-9; Мк. 10:11-12; Лк. 16:18), за одним исключением — развода по «вине любодеяния» (Мф. 5:32). В последнем случае, а также в случае смерти одного из супругов или в других исключительных случаях Церковь благословляет второй и третий брак.
В раннехристианской Церкви не существовало особого чина венчания: муж и жена приходили к епископу и получали его благословение, после чего вдвоем причащались за Литургией Святых Христовых Таин. Эта связь с Евхаристией прослеживается и в современном чинопоследовании таинства Брака, начинающегося литургическим возгласом «Благословенно Царство» и включающего в себя многие молитвы из чина Литургии, чтение Апостола и Евангелия, символическую общую чашу вина.
Венчание предваряется обручением, во время которого жених и невеста должны засвидетельствовать добровольный характер своего вступления в брак и обменяться кольцами.
Само венчание происходит в церкви, как правило, после Литургии. На брачующихся во время таинства возлагаются венцы, которые являются символом царства: каждая семья есть малая церковь. Но венец также и символ мученичества, потому что брак — не только радость первых месяцев после свадьбы, но и совместное несение всех последующих скорбей и страданий — того ежедневного креста, тяжесть которого в браке ложится на двоих. В век, когда распад семьи стал обычным явлением и при первых же трудностях и испытаниях супруги готовы предать друг друга и разорвать свой союз, это возложение мученических венцов служит напоминанием о том, что брак только тогда будет прочным, когда он основан не на сиюминутной и скоропреходящей страсти, а на готовности отдать жизнь за другого. И семья бывает домом, построенным на твердом основании, а не на песке, только в том случае, если ее краеугольным камнем становится Сам Христос. О страдании и кресте напоминает также тропарь «Святии мученицы», который поется во время троекратного обхождения жениха и невесты вокруг аналоя.
Во время венчания читается евангельский рассказ о браке в Кане Галилейской. Этим чтением подчеркивается незримое присутствие Христа на всяком христианском браке и благословение самим Богом брачного союза. В браке должно совершиться чудо преложения «воды», т. е. будней земной жизни, в «вино» — непрестанный и ежедневный праздник, пир любви одного человека к другому.