храм во имя вознесения господа бога и спаса нашего иисуса христа во владимире
Вознесенская церковь во Владимире
Вознесенская церковь во Владимире Wikicommons, Сержант Пеппер
Именно к этому библейскому эпизоду отсылает название церкви, освященной в двунадесятый праздник Вознесения Господня. Церковь и сама очень подходит к нему — она стоит на холме и возвышается над всем окружающим миром, устремляя сверкающие золотые кресты к небу, к Божьему царству. Но нельзя забывать что Вознесенская церковь также — один из самых древних и ценных духовных памятников Золотого кольца России. Впервые она упоминается в летописях в 1178 г., тогда еще как Вознесенский монастырь, но скорее всего была построена гораздо раньше, еще во времена великого князя Андрея Боголюбского. Второе упоминание о монастыре, тогда еще состоявшем из двух деревянных строений, обнаруживается в 1238 г. — его сожгли воины Золотой Орды. Лишь спустя 5 веков, в 1724 г. церковь возрождается из пепла фениксом — ее отстраивают в камне, в стиле типичной для того времени посадской архитектуры. В 1813 г., к северной стене церкви пристроили дополнительный придел Покрова Богородицы, чуть позже еще один, в честь Благовещения. Примерно в тоже время, в церковном ансамбле появились две колокольни и небольшая трапезная.
В основе здания Вознесенской церкви — характерный для православных храмов бесстолпный четверик — четырехугольное строение не имеет опорных колонн и опирается исключительно на стены. К западной стене примыкает апсида — полукруглый выступ здания. Очень интересное решение приняли архитекторы при постройке свода — у каждой пяты (место упора арки в стену) расположены по три треугольные выемки — распалубки. Сам свод сходится к восьмигранному световому барабану, что придает общей конструкции ощущение воздушности и светлости. Примыкающая с северо-западной стороны белоснежная двухъярусная колокольня увенчана золотым барабаном с главкой. «Теплый» придел примыкает к притвору с южной стороны, а «холодный» северный соединяется с главным зданием арочным проходом.
Несмотря на то, что на долю церкви выпало множество испытаний, в ней все еще кипит жизнь, работает Воскресная школа. Помимо самобытной православной архитектуры есть что посмотреть — в церкви хранятся несколько религиозных реликвий, например, замечательный светлый иконостас, подаренный неизвестным итальянским художником в 1812 г., а также икона с образами родителей преподобного Сергия Радонежского — Кирилла и Марии. Также на своде и стенах сохранилась большая часть росписи 18 века.
Практическая информация
Точный адрес: Владимир, Вознесенская улица, 14А. Церковь трудно не заметить благодаря расположению на холме и колокольням — достаточно пройти вверх по Вознесенской улице. Заходить внутрь можно с 7:00.
Гончары, босоножки и герой 1812 года. При чем тут Вознесенская церковь?
В летних экскурсиях главное — темп не сбавлять. Сезон очень короток. Сегодня программа «Точка на карте» приглашает вас, дорогие читатели, совершить увлекательную прогулку к одному из самых древних храмов нашего города – Вознесенской церкви. Первое упоминания о монастыре на этом месте относится к XII веку.
А история этого архитектурного ансамбля таит немало загадок. Вот лишь несколько. Как трагическая кончина от тяжелого ранения юного героя Отечественной войны 1812 года повлияла на строительство каменного комплекса Вознесенской церкви? Зачем в храм приезжали бывшие немецкие военнопленные и какое отношение к церкви имеют… босоножки и гончары? Обо всем расскажет народный гид Владимир Новиков. Смотрите наше свежее видео!
«Лохань» спасала от пожаров
Мы движемся по границе Гончарной слободы. Да, была во Владимире и такая. Появляется она примерно в начале XVII века за городом, в месте, которое называли «лохань». Это характерное углубление между Студеной горой и Вознесенской горкой. Сейчас тут раскинулся частный сектор и стадион «Торпедо».
Для крайне пожароопасного гончарного производства место просто идеальное. Если бы в слободе начался пожар, то сам город Владимир, скорее всего, уцелел бы. Расчет был, в принципе, верный.
Вид на Вознесенский холм до революции, 1884 год. Фото: sobory.ru
Гончар – это «кирпичник»
Мы привыкли думать, что гончар — это от гончарного круга. Тот, кто делает горшки и посуду. Однако это не совсем так. Важно заметить, что слова «гончар» и «горн» (специальная печь для обжига) восходят к одному корню. И еще в XVII веке гончарами могли называть тех, кто работает с печью для обжига. Они, конечно, могли делать посуду, но это было не самое главное в их ремесле.
Основным продуктом владимирских гончаров был кирпич для «государева казенного строения»: военных крепостей, казенных зданий, позже посадских церквей. То есть гончары, по сути, были госслужащими. Гончары государю давали кирпич, а государь гончарам — определенные льготы, или свободы. Отсюда и слово «слобода». Жалование гончарам не полагалось, зато за ними закреплялись огороды, пашни. Мастера освобождались от большинства налогов и могли беспошлинно торговать тем, что производят.
Владимирские кирпичники приняли участие в строительстве Смоленска, Можайска, Звенигорода и Москвы. Есть владимирский кирпич и в Спасо-Ефимиевом монастыре в Суздале.
До наших дней от Гончарной слободы сохранились только названия улиц: Ново-Гончарная и Старо-Гончарная. Ну и, конечно, кирпичная церковь Вознесения Христова, которую ремесленники построили для своих нужд в 1724 году.
Гостевой монастырь
Однако история храма начинается гораздо раньше появления слободы. Монастырь на этой возвышенности мог предположительно появиться еще при Андрее Боголюбском. Однако первое письменное упоминание относится ко времени Всеволода Большое Гнездо. В 1187 году во Владимир прибыл епископ Черниговский и остановился в Вознесенском монастыре. Еще через несколько лет, уже при сыне Всеволода — Константине Всеволодовиче Мудром, во Владимир прибывает церковная делегация с дарами из самого Царьграда, то есть Константинополя. В числе даров — частицы мощей (две руки) Лонгина сотника, который пронзил копьем распятого Христа, а также мощи жены-мироносицы Марии Магдалины.
Мученик Лонгин сотник. Фото: pravoslavnaya-biblioteka.ru
Князь Константин разместил дары в Вознесенском монастыре перед Золотыми воротами. Чуть позже святыни перенесут в Дмитриевский собор. То есть в XII-XIII веке монастырь мог вполне себе быть местом, где останавливались приезжие гости как уровня епископа, так и обычные купцы-путешественники. Ведь монастырь стоял рядом с прибрежным торгом.
Разорение и возрождение
Во время Батыева нашествия монастырь подвергся разорению одним из первых, так как стоял как раз в том месте, где ордынцы расположились станом. Позже обитель была восстановлена, но до нового времени не дожила. В середине XVII века здесь упоминается деревянная церковь Вознесения и рядом церковь Покрова, тоже деревянная. И вот как раз вместо этих двух обветшавших церквей в 1724 году жители Гончарной слободы и возводят себе одну каменную церковь. Благо, кирпича для этого у них было в избытке.
Почему же строили 150 лет?
И вот тут сразу интересный момент, который требует пояснения. Бывает так, что посадский храм строится сразу, по единому плану, одним архитектором. Но очень часто, как в нашем случае, бывает иначе. В 1724 году была построена только летняя часть. Через 100 лет появилась колокольня с одним приделом. А еще через 50 лет был возведен Благовещенский придел.
Колокольня в стиле провинциального классицизма
Таким образом, под одной крышей можно увидеть архитектурные элементы разных эпох. Наличники и декор летней части – это раннее провинциальное барокко и умирающая московская школа.
А вот колокольня и крыльцо придела — это уже провинциальный классицизм.
Храм помогла достроить трагедия
Почему же так получилось? Вот уж поистине пути истории неисповедимы. Закончить архитектурный ансамбль «помогла» трагедия в известной аристократической семье Голицыных. В 1812 году, после Бородинского сражения и оставления Москвы, на восток хлынула волна эвакуированных, в том числе и раненых. В их числе оказался 25-летний князь, майор гусарского полка Дмитрий Николаевич Голицын, тяжело раненный на Бородинском поле.
Портрет князя Дмитрия Голицына, написанный живописцем Александром Молинари
Родители везли сына в Нижний Новгород, но вынуждены были остановиться во Владимире, недалеко от Вознесенской церкви. Здесь молодой князь скончался и был похоронен на кладбище при храме.
Где-то здесь была могила молодого князя. Позже на месте кладбища был возведен еще один придел
Родители поставили сыну объёмное гранитное надгробие с фамильным гербом. Более того, в память о своем ребенке в 1813 году они строят колокольню, придел и заказывают иконостас с иконами, написанными в итальянском стиле.
Так выглядел иконостас, он не сохранился. Фото: sobory.ru
К сожалению, до наших дней ни надгробие, ни иконостас не сохранились. Единственное, что сохранилось от старинного убранства в храме – это многоступенчатый (перспективный) портал, оформленный в духе старой московской школы. В отличие от подобного в Николо-Галейской церкви этот элемент внутреннего убранства Вознесенского храма не расписан.
Портал в Вознесенской церкви
Расписанный портал в Николо-Галейской церкви
И еще один интересный момент: уже в XXI веке во время работ в алтарной части придела были обнаружены принадлежавшие юному князю Голицыну эполеты и оклад небольшой именной иконы Дмитрия Ростовского. С 2013 года это музейные экспонаты. Это все, что сегодня напоминает о семейной драме, разыгравшейся здесь в начала XIX века.
Найденные эполеты хранятся в коллекции владимирского музея. Фото Владимира Новикова
Пленные немцы и босоножки
Храм был закрыт в 1934 году. В военное и послевоенное время здесь, на территории бывшего «гостевого» монастыря, располагался лагерь немецких военнопленных. Они работали на стройках в послевоенном Владимире, восстанавливая разрушенную инфраструктуру. Интересно, что некоторые из них потом неоднократно приезжали в наш город на 9 Мая. Настоятель Вознесенской церкви отец Владимир рассказал нам, что дольше всех ездили бывшие военнопленные, которых звали Вилли и Филипп. Они непременно заходили в церковь, где их содержали после войны. Но об этом времени они вспоминали хорошо. Они даже приглашали отца Владимира с ответным визитом в Германию. Но не сложилось. А в 1949 году в помещении церкви расположилась босоножечная фабрика, причем работала вплоть до передачи храма церкви.
Вот здесь стояли станки для производства босоножек
Это случилось 24 мая 1990 года. Настоятель вспоминает, что ансамбль достался ему в ужасном состоянии. Под полом бегали полчища крыс, которых он собственноручно вылавливал, в большом алтаре находилась кузница, а в малом – ножницы для раскройки обуви. За 30 лет стараниями отца Владимира и прихода удалось привести храм в прекрасное состояние. Территория древнего ансамбля утопает в цветах, у входа в церковь – небольшое тихое кладбище для священнослужителей.
Интересно, что свое упокоение здесь нашли представители семьи Нецветаевых. Это один самых древних священнических родов на Владимирской земле. Он ведет свою историю со времен Ивана Грозного и насчитывает 14 поколений священнослужителей.
Подготовили Владимир Новиков и Дарья Ермолина
Храм во имя вознесения господа бога и спаса нашего иисуса христа во владимире
Храм Вознесения Господня
Вознесенский монастырь был сожжен татаро-монголами во время нашествия в 1238 г. После разорения иноческая обитель была восстановлена.
Вновь в письменных источниках монастырь упоминается в списке владимирских храмов, что приводятся в Патриарших книгах под 1628 г.: «Церковь Вознесения Христова на Вознесенской горе».
Еще в сер. XVII в. церковь не являлась приходской. Так в делах патриаршего казенного приказа храм именуется ружным (т.е. безприходным).
В 1718 г. священник Андрей Григорьев пишет прошение о разрешении на сбор денег для строительства каменного храма вместо двух обветшавших деревянных церквей. С 1718 по 1724 года удалось собрать нужную сумму, чтобы построить каменную церковь.
По данным «Топографического описания провинциального города Владимира 1771 года» храм, сохранившийся до настоящего времени был построен в 1724 г.
В 1812 году в день Покрова Пресвятой Богородицы из Кафедрального Успенского Собора учинен первый крестный ход в Вознесенскую церковь, где встретил его сам Преосвященный Ксенофонт, и отслужил Литургию с избранным духовенством, при многочисленнейшем стечении граждан, вспоминавших с глубоким чувством радости, что в прошедшем году в этот день здесь же служил Архипастырь и получена первая радостная весть о стеснении сильного врага, пленившего – было нашу древнюю Столицу. См. Рассказ очевидца, участвовавшего в церковных молебствиях 1812 года во Владимире.
Церковь Вознесения Господня славилась своим иконостасом 1812 г. с иконами, написанными в итальянском стиле.
В 1813 г. в честь победы над Наполеоном с северной стороны были пристроены придел Покрова Божией Матери и колокольня.
Дмитрий Николаевич Голицын
Евгений Михайлович Воскресенский
Слово при погребении протоиерея Вознесенской г. Владимира церкви, Евгения Михайловича Воскресенского
Улица Вознесенская, д. 18. Дом Богородских «Дьяков дом». Потом в доме жили Соколовы.
Константин Константинович, Надежда Яковлевна Богородские и их внучка Евгения Александровна Волкова на фоне храма Флора и Лавра в селе Суворотском.
Умер отец Константин в 1951 году. Его похоронили во Владимире на старом (Князь-Владимирском) кладбище на почетном месте — у северной стены Князь-Владимирского храма.
Иоанн Быстровзоров
Отец Иоанн и Елизавета Дмитриевна Быстровзоровы. 1905 год.
Быстровзоровы с детьми. 1913 год. Фото с сайта Воскресной школы храма Вознесения Господня
За труды по разбору старых Консисторских дел и составлению описи преподано Божие Благословение Высокопреосвященнейшим Сергием 1-го сентября 1902-го года. За труды по сбору пожертвований на женское Епархиальное Училище 10-го октября 1902-го года преподано Архипастырское благословение. 19 января 1904 года награжден набедренником. 28 марта 1907 года награжден скуфьею. 6-го мая 1913-го года награжден камилавкою.
Улица Вознесенская, д. 16. Дом Быстровзоровых до 1918 г. «Церковный дом».
За храмом стоит каменный двухэтажный дом (№ 16), его на улице называли «церковный дом», «белый дом». Это был дом семьи Быстровзоровых. Там, на приусадебном участке, у них был сад и пчелиные ульи на склоне Вознесенской горы. Отец Иоанн успел построить для своей семьи и второй дом напротив, через дорогу — дом № 19.
Улица Вознесенская, д. 19. Дом Быстровзоровых.
В 1960 г. здание Вознесенской церкви, согласно постановлению Совета министров РСФСР, было взято под государственную охрану как памятник республиканского значения.
Вознесенский храм после передачи его Церкви
Непосредственно перед открытием храма в 1990 году, помещения его по-прежнему использовались под цеха обувной фабрики.
24 мая 1990 г., в день празднования престольного праздника Вознесения Господня, храм освятил архиепископ Владимирский и Суздальский Валентин. Здесь впервые, спустя 56 лет после запустения, вновь была отслужена Божественная литургия.
В начальный период своей новой истории на территории Вознесенского храма планировалось создание духовно-административного центра Владимирской епархии, однако Епархиальное управление вскоре решили разместить вновь в стенах Рождественского монастыря. Так Вознесенский храм окончательно стал приходским.
Воскресная школа храма Вознесения Господня в г. Владимире
При нем с первых лет существования и поныне успешно действует Воскресная школа (сайт Воскресной школы). Ее бытие начиналось при Успенском кафедральном соборе в 1989 г., но в связи с тем, что в 1990 г. Вознесенский храм планировалось использовать в качестве общеепархиального центра, воскресную школу решили перевести из Успенского Собора на Вознесенскую горку. Сегодня школа состоит из трех групп: младшей, средней и старшей.
Колокольня церкви Вознесения Господня
Западный вход в храм.
Церковь Вознесения Господня. Улица Вознесенская, д. 14а
Иконостас Вознесенской церкви
Крестный ход из Успенского собора в Вознесенскую приходскую церковь
Празднованием в честь Покрова Пресвятой Богородицы ознаменовано первое число октября месяца, и праздник сей, мало известный на Востоке, особенно близок сердцу Русскому, притекающему к покровительству Пречистой Девы, по самому наименованию сего радостного дня. Как начало церковного лета, в первый день сентября, посвящено «Содетелю всея твари, положившему времена и лета в своей власти, дабы благословил венец лета благости Своей»,— так равно и начало октября с благоговейною мыслью посвящено особенному покровительству Пречистой Матери нашего Господа и Спаса, и мы с утешением возносим молитвы наши Пресвятой Деве, невидимо предстоящей, с ликами Святых, в Церкви и за нас молящейся превечному Богу. В православном отечестве нашем день сей, Покров Богородицы, совпадает с радостным событием завоевания первого магометанского царства и водворения через то христианства в непросвещенной дотоле Казани (1552), посему и празднует столь светло Россия сие отечественное и вместе церковное торжество. У нас же, жителей гор. Владимира, этот день ознаменовывается особым крестным ходом: из Успенского собора в Вознесенскую приходскую церковь этот ход, по рассказам старожилов-очевидцев, учрежден по следующему обстоятельству: «в 1812 году», так начинается рассказ очевидца участвовавшего в церковных молебствиях 1812 г. во Владимире, достопамятном для всякого русского, «неусыпный молитвенник богоспасаемого города Владимира Преосвященный Ксенофонт, служивший все лето по всем церквам города в каждый праздничный день, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы изволил служить в Вознесенской церкви. К Божественной Литургии собралось богомольцев очень много. К концу оной прибывший кто-то из гор. Покрова объявил, что туда пришло верное известие, что французы сильно стеснены в сожженной Москве и собираются бежать из нее. Это довели до сведения Владыки во время причастна, и он, кончивши Литургию, распорядился отслужить молебен Покрову Пресвятой Богородицы. Все молились с особенно глубоким чувством и обильным потоком слез о спасении любезного отечества. Спустя недели две, получено официальное уведомление, что вытеснены французы из Москвы и пытаются прорваться в хлебородныя южныя губернии; но там Кутузов сильно укрепился и был готов, при помощи Божией, сделать им решительный отпор. При отрадной сей вести, начали мы еще усерднее молиться Царю царствующих и Пречистой Деве Богородице — о даровании нашему Царю, Императору Александру Павловичу решительной победы над злочестивым врагом, вспомнив притом, что предварительное известие о стеснении Наполеона в Москве нами получено было, когда молились мы в Вознесенской церкви в день Покрова Пресвятой Богородицы. Чтобы увековечить эту радостную весть, Архипастырь наш постановил учредить в день Покрова Пресвятой Богородицы крестный ход в Вознесенскую церковь, в коей в то же время возымел усердие устроить придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы, церковный староста, Владимирский уездный казначей Н.А. Адоев, и совершил оный в один год. В следующем 1813 году, в день Покрова Пресвятой Богородицы, из Кафедрального Успенского собора учинен первый крестный ход в Вознесенскую церковь, где встретил его сам Преосвященный Ксенофонт, и отслужил Литургию с избранным духовенством, при многочисленнейшем стечении граждан, вспоминавших с глубоким чувством радости, что в прошедшем году в этот день здесь же служил Архипастырь и получена была первая радостная весть о стеснении сильного врага, пленившего, было, нашу древнюю столицу. Много пролито горячих слез, много вознесено благодарственных молений к Всемилостивому Царю Небесному, пособившему Царю нашему Александру I не только со славою изгнать гордого Наполеона из пределов России, но и освободить от его постыдного ига западные державы. Сей крестный ход, пробуждающий радостное воспоминание в сердце каждого верного сына России, доселе совершается каждогодно в означенный праздник,— и мы, новое поколение, с особым чувством благоговения и благодарения молимся Всемощной Заступнице нашей Пресвятой Деве Богородице, покрывшей честным Своим омофором наши Владимирские области от нападения вражия, ибо в то время, в сентябре и октябре 1812 г.,— честные и чудотворные иконы Ея,— московские,— находились в здешних пределах». К этому рассказу считаем не лишним присовокупить и то, что когда Наполеон после Бородинской битвы приближался к Москве и когда вследствие сего, по Высочайшему повелению Императора Александра I — вывезти из Москвы все драгоценности, церковные и государственные, Московский викарий Епископ Августин в ночи на роковое для Москвы 2-е сентября, взявши с собою чудотворные иконы Богоматери Владимирскую и Иверскую, отправился во Владимир, куда прибыл 5-го сентября к неимоверной радости граждан гор. Владимира и здесь оставался со св. иконами до 8-го сентября, когда отправился в гор. Муром, куда прибыл 10-го сентября. Вскоре после того (1-го октября) была получена весть об освобождении Москвы от французов. Так заступлением Царицы Небесной Господь сохранил город Владимир от «нашествия врага». С тех пор, в день празднования Покрову Пресвятой Богородицы, в гор. Владимире положено совершать из Успенского собора крестный ход в Вознесенскую,— приходскую, прежде монастырскую церковь, чтобы через то живее напечатлеть в сердцах первоначальное получение известия о чудесном спасении нашего отечества заступлением Богоматери.