храм во имя введения во храм пресвятой богородицы
Русская Православная Церковь
Официальный сайт Московского Патриархата
Главные новости
В Неделю 20-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту
В Димитриевскую родительскую субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил панихиду в Александро-Невском скиту
Назначена и.о. игумении Свято-Троицкого Корецкого ставропигиального монастыря
Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с заместителем председателя Государственной Думы РФ А.Ю. Кузнецовой
В праздник Казанской иконы Божией Матери Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Храме Христа Спасителя
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах (Москва)
Богоявленское благочиние Московской городской епархии
История
Деревянный храм на этом месте известен с 1476 г. как храм Илии Пророка, «что под Сосенками». В XVI в. здесь формируется Барашевская слобода (бараши — царские слуги, занимавшиеся царскими шатрами), и в середине XVII в. на месте Илиинского храма строится и освящается первая каменная церковь Введения Богородицы в Барашах с приделом в честь пророка Божия Илии.
Существующий ныне храм построен на месте каменного храма середины XVII в. в 1688-1701 гг. на средства Поместного приказа. Главный придел был освящен в честь праздника Введения Божией Матери, также были устроены два придела — в честь Лонгина Сотника и Илии Пророка. Стиль — московское барокко. В 1815 г. храм обновлялся при участии архитектора М.М. Казакова.
Храм был закрыт в 1932 г. Перед закрытием часть икон из иконостаса была передана в Третьяковскую галерею.
Возвращен Церкви в 1993 г. Является Патриаршим подворьем.
Престолы
Действующие приделы освящены в честь Илии Пророка и Лонгина Сотника. Главный придел в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы находится в стадии реставрации.
Святыни
Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Богослужение
По воскресным и праздничным дням Литургия совершается в 9.00, вечернее богослужение — накануне в 17.00.
Страна: Россия Город: Москва Адрес: 105062, г. Москва, Барашевский пер., д. 8/2, стр. 4
Введенская церковь в Барашах (Москва)
Мiръ Россия Москва Введенская церковь в Барашах (Москва)
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы в Барашах — православный храм Богоявленского благочиния Московской городской епархии, представительство Кишинёвско-Молдавской митрополии.
Содержание
История [ править ]
Храм Введения в Барашах расположен на углу Барашевского и Подсосенского переулков рядом с Покровкой. В XV веке эти земли принадлежали Спасо-Андроникову монастырю. В 1476 году они отошли Ивану III, предложившему за них монастырю землю за Яузой. С этого же времени на этом месте известна церковь, освященная во имя Ильи Пророка — Ильи под Сосною. Рядом с ней была расположена царская Ильинская слободка.
В XVI веке здесь формируется Барашевская слобода. «Бараши», от слова «бара» — мягкая рухлядь. Барашами назывались царские слуги, возившие за государем в походах шатры и занимающиеся их установкой. К 1620 году документы отмечают наличие в слободе двух приходских церквей — Воскресенской и Введенской. Доподлинно известно, что в 1660-х годах при Введенской церкви действовала одна из первых московских школ. Её устроил на свои средства местный священник И. Фокин.
Первая каменная церковь Введения в Барашах была освящена в 1647 году, а в 1653 году был освящён придел Пророка Илии. Позднее, в 1668 году был освящён придел Лонгина Сотника, считавшегося покровителем московского царского рода.
Подготовка к строительству нового храма, дошедшего до наших дней, началась в 1688 году с заготовки 100 тысяч кирпичей. В новом Введенском храме первым был освящён северный придел Лонгина Сотника (1698), вслед за ним придел Пророка Ильи (1699). При строительстве нового храма были частично использованы стены и детали предыдущего храма, постройки 1668 года. Строительство было закончено к 1701 году, о чём свидетельствует надпись на антиминсе:
«Освящаем был лета 7155 года, от Рождества Христова 1647 года, месяца октября 11 дня при святейшем патриархе Иоасафе. Возобновляем был лета 7210, от Рождества Христова 1701 года ноября 23 дня Преосвященнейшим Парфением Митрополитом Азовским».
Введенский храм представляет собой прекрасный образец постройки в стиле московского барокко. Он является памятником архитектуры. При взгляде на храм сразу бросается в глаза большое количество украшений во внешней отделке. Здесь и пышные с колонками наличники окон и поставленные ярусами друг на друга группы колонок на углах четверика и венчающие стены кокошники. Поражает большое обилие мелких деталей — карнизов, тяг, архивольтов, а также кронштейнов, поддерживающих снизу наличники окон. Также интересным фактом является то, что согласно исследованиям реставраторов первоначально кровля храма имела комбинированное покрытие, состоящее из белого камня и цветной поливной черепицы. Предположительно это было связано с запретом Петра I на использование железа при устройстве кровель, на момент строительства. Эта кровля просуществовала до 1770 года, когда во время ремонта она была заменена на обычную, из листового железа.
В 1737 году здание храма пострадало от пожара. Очевидно, что во время восстановительных работ была построена сохранившаяся до настоящего времени ярусная колокольня. Своей формой и декором она аналогична колокольне храма Рождества Иоанна Предтечи на Варварке, построенной в 1741 году и некоторым другим постройкам этого периода.
Очередная реконструкция храма проводилась в 1815 году. Для увеличения освещённости в четвериках приделов были прорублены дополнительные полукруглые окна. По проекту П. М. Казакова (сын архитектора М. Ф. Казакова) были сделаны новые иконостасы. Реконструкция продолжилась в 1837 году, когда был значительно расширен придел Лонгина Сотника. В это же время внутри трапезной два тяжёлых четырёхугольных столба были искусно переделаны каждый в четыре круглые колонны с просветом между ними. Также была переложена северная часть западного свода трапезной и проведены некоторые другие работы.
9 февраля 1932 года вышло постановление президиума Мособлисполкома, в котором было указано, что храм Введения в Барашах необходимо закрыть, а затем снести, освободив таким образом место под строительство многоэтажного дома. Перед закрытием храма часть икон его иконостаса была передано в Третьяковскую галерею.
Несмотря на это постановление храм не был снесён. В его здании, после частичной перестройки, было размещено общежитие строительных рабочих, затем завод электроизделий. В 1948 году, во время пробития стены, для нужд завода, в специально устроенных нишах были найдены три скелета. По рассказам рабочих на месте захоронения они также нашли золотые кресты и золотые короны. В 1977 году завод начал переезжать на новое место и к 1979 году переехал полностью, оставив после себя полуразрушенное и сильно перестроенное здание храма.
Первые попытки реставрации храма были предприняты ещё в 1976 году. В результате возобновившихся реставрационных работ к 1983 году было частично завершено восстановление колокольни, на ней был водружён крест, также были установлены и главки приделов, но большая часть храма была по прежнему окружена строительными лесами. Реставрация храма была завершена только к 1990 году. До 1993 года помещения храма занимал цех реставрации металла Всесоюзного производственного научно-реставрационного комбината (ВПНРК).
В 1993 году храм Введения в Барашах был передан Русской Православной Церкви.
1 сентября 2015 года распоряжением Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме было учреждено представительство Кишинёвско-Молдавской митрополии.
Описание [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: 105062, Москва, Барашевский переулок, дом 8/2, строение 4
Храм находится в историческом центре Москвы.
Добраться можно от нескольких станций метро:
Церковь Введения в Барашах
Закладка в нишах
За Покровскими воротами в XVII веке размещались слободы: Барашевская (там жили слуги, возившие за царем и раскладывавшие походный шатер), Садовая (там жили садовники) и Казенная (обслуживала Казенный двор, где хранились царские ценности). Отсюда и названия местных церквей — Воскресения в Барашах и Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Первую каменную церковь Введения в Барашах построили в 1647 году. А в 1688 заготовили 100 тысяч кирпичей для возведения нового здания.
Храм завершили в 1701 году. При строительстве частично использовали стены и детали предыдущего здания. А в 1737 церковь сгорела. При восстановлении к храму Введения в Барашах пристроили колокольню.
Следующая реконструкция храма прошла в 1815 и 1837 годах: в четвериках приделов появились дополнительные полукруглые окна, сделали новые иконостасы по проекту П.М. Казакова.
В 1931 коллектив фабрики «Руссолент» ходатайствовал о закрытии храма, а 9 февраля 1932 года храм решили снести для строительства многоэтажного дома.
До сих пор не известно, что спасло церковь Введения в Барашах от уничтожения. И все же храм закрыли, а его здание перестроили и отдали под общежитие строительных рабочих, а затем завод электроизделий.
В 1979 году завод переехал, оставив полуразрушенное и перестроенное здание храма. В 1993 году в церкви Введения в Барашах возобновили богослужения.
Храм Троицы Живоначальной у Салтыкова моста (Москва)
Мiръ Россия Москва Храм Троицы Живоначальной у Салтыкова моста (Москва)
Храм Троицы Живоначальной у Салтыкова моста построен в 1819 году в стиле ампир и является объектом культурного наследия федерального значения. Вместе с соседним Введенским храмом образует единый храмовый комплекс. Сохранилась церковная ограда XIX века, общая для обеих церквей. В настоящее время является подворьем Сретенского мужского монастыря в Москве.
Содержание
История [ править ]
Первую московскую единоверческую общину составили 250 старообрядцев Рогожского кладбища. 12 ноября 1799 года они подали прошение о принятии их в Православную Церковь митрополиту Московскому Платону. Основой общины явились несколько богатых московских купцов во главе с Григорием Александровым.
Единоверцы сами предпочли избрать место для своей церкви на земле, принадлежавшей некоторым из единоверческих купцов. Оно находилось в Рогожской части Москвы, за Салтыковым мостом через реку Яузу. Место это в XVII веке принадлежало боярам Салтыковым. Во второй половине XVIII века его территория входила в состав большой усадьбы В. А. Репниной и практически не была застроена. В 1800 году участок будущей церкви был приобретён московскими купцами-единоверцами. Вероятно, приобретение ими участка именно в районе Лефортово было связано с тем, что уже в 1780-х годах в примыкавших к реке Яузе слободах – Семёновской, Рогожской и других, обосновались московские беглопоповцы. Сохранилось немало домов, принадлежавших купцам-старообрядцам в этих слободах. Поблизости находилась Покровская слобода, возникшая вокруг известной Монинской молельни, названной по фамилии купца Монина, одновременно с Рогожской и Преображенской слободами.
Избранное единоверцами для церкви место составляло собственность купцов – Григория Александрова, Дмитрия Ямщикова, Филиппа Шелапутина и Осипа Андреева. Для церкви единоверцы определили стоявший там готовый дом, выходивший фасадом на улицу. Они обратились к московскому митрополиту с просьбой освятить домовую церковь в этом столь удобном для них месте. Благодаря покровительству митрополита Платона, церковь была открыта в выбранном доме и торжественно освящена 16 марта 1801 года в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
Вскоре появилась необходимость в создании нового, более обширного храма. В 1807 году состоялся подряд на строительство каменной церкви между прихожанами и подрядчиком-крестьянином села Вершилова Нижегородской губернии Е. А. Блиновым. Подрядчик обязался выстроить каменную церковь и колокольню в течении двух лет. В том же году, по получении разрешения от московского военного генерал-губернатора, церковь была выложена «по плану и фасаду от земли 15 аршин». Построение храма планировалось завершить к 1 сентября 1808 года. Однако он был окончен лишь в 1819 году, причём строился на собственные средства и усердием купцов Александровых. Храм был освящён в честь Святой Живоночальной Троицы при Московском митрополите Серафиме (Глаголевском). Величественный пятикупольный, с пристроенной к нему трехъярусной колокольней, он заметно выделялся среди всех существовавших когда-либо в России единоверческих церквей своим богатым украшением и дивной внутренней росписью, выполненной в греческом стиле. Этот храм был неотапливаемым, поэтому богослужения в нём совершались лишь в летнее время.
В 1821 году владения единоверцев вокруг храма значительно увеличились, и в 1822 году было начато строительство другой, тёплой каменной церкви, которое завершилось в 1825 году. Церковь была освящена в 1826 году в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Первоначальная деревянная церковь была сломана (сгорела) в предыдущем 1825 году. Новый пятиглавый храм в некотором отношении напоминает Троицкий, но он меньше по объёму. Во второй половине XIX века к этому храму был пристроен с западной стороны каменный притвор с крыльцом, который заметно нарушал прежнюю симметричность церкви. Церковь относилась к Троицко-Введенской (Новоблагословенной) единоверческой общине, которая совершала богослужения по дониконовскому чину, но в иерархическом отношении подчинялась РПЦ. Община содержала богадельню и вела широкую издательскую деятельность.
После октябрьской революции 1917 года единоверческая община разделила судьбу большинства православных общин города Москвы. Прихожан, особенно из купеческой среды, стало значительно меньше. Однако службы в обоих храмах продолжались вплоть до начала 30-х годов XX века. Они прекратились в 1931 году, когда единоверческая община была изгнана из храмов, и началось их частичное разрушение. Наиболее ценные иконы из Троицкого храма были изъяты и впоследствии переданы в Государственную Третьяковскую галерею, среди них и икона школы Дионисия (начала XVI века) «Иоанн Богослов на Патмосе, с житием». Здание храма последовательно занимали под жилье, склад, помещения научного института, производственный цех.
Современное состояние [ править ]
Богослужения были возобновлены в 1992 г.
Вокруг территории храмового комплекса сохранилась решётчатая ограда XIX в.
В настоящее время является подворьем Сретенского мужского монастыря в Москве.
Храмы [ править ]
Храм Троицы Живоначальной
Все исследователи сходятся во мнении, что Троицкая церковь была выстроена в 1819 году. Облик имеет аналогичный с церковью Сергия Радонежского в Рогожской слободе. Значительный по размерам центральный объём церкви завершён купольной ротондой с четырьмя большими барабанами. С запада к центральному объёму примыкает небольшая трапезная и трехъярусная колокольня. Интерьер храма поражал своим благолепием. Роспись альфреско была выполнена в греческом иконописном стиле. Иконостас состоял из икон, написанных в древнем стиле, по рисункам Строгановских иконописцев. После закрытия храма в 1931 году у него была сломана главка колокольни с крестом и снята обшивка с куполов, возможно, для добычи позолоты. При приспособлении здания под жильё фасады и интерьер искажены: пробиты новые окна, устроены два межэтажных перекрытия, сделаны дополнительные лестницы. С 1966 года стали вестись реставрационные работы по храму. В 1970 году начались проектно-изыскные работы, выполнили архитектурные обмеры планов здания. К 1984 году были восстановлены луковичные главы и кресты на главном куполе и на двух боковых. Остальное здание церкви пребывало в густых лесах, которые были сняты в начале 90-х годов после восстановления двух других малых куполов церкви и купола колокольни. В настоящее время здание Троицкой церкви принадлежит православной общине, но службы там не ведутся. Единственная Литургия с 1931 года была на день Святой Троицы в 2019 году.
Храм Введения во храм Пресвятой Богородицы
Построена в 1825 году как отапливаемая, зимняя церковь, в стиле ампир. Хороший образец архитектуры позднего московского классицизма. Четверик здания церкви завершён пятиглавием, а с севера и юга входы оформлены картинами тосканского ордера. Храм в некотором отношении напоминает Троицкий, только меньший по объёму. Внутри храм был расписан художественной живописью в греческом стиле и отличался, подобно Троицкой церкви, своим богатством прекрасных старинных икон. Среди них выделялся образ Похвалы Богородицы, с изображением Господа Саваофа, Духа Святого в виде голубя и Богоматери с Богомладенцем, восседающей на троне и окружённой пророками. Икона эта была написана царскими иконописцами во главе с Иваном Владимировым и Фёдором Козловым в 1643 году. Икона Похвалы Пресвятой Богородицы находилась в иконостасе и представляла собой соединение в одной нескольких икон четвёртого яруса – случай, редко встречающийся в иконографии. Кроме этой иконы, в притворе находилась древняя икона Благовещения Пресвятой Богородицы у кладезя. В 1931 году службы в Введенской церкви прекратились, были сломаны главы с барабанами, а интерьер уничтожен. В настоящее время храм восстановлен и принадлежит православной общине, в нём совершаются богослужения.
Крестильный храм святителя Кирилла, архиепископа Александрийского
На цокольном этаже Введенской церкви был обустроен крестильный храм. В 2018 году крестильный храм был освящен епископом Егорьевским Тихоном (ныне митрополит Псковский и Порховский Тихон) во имя святителя Кирилла, архиепископа Александрийского. В храме имеется как купель для младенцев, так и баптистерий для взрослых.
Деятельность прихода [ править ]
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Москва, Самокатная улица, 3/8с16
Проезд: м. Площадь Ильича, м. Римская, м. Бауманская