храм вознесения господня кинешма
Вознесенский храм (Кинешма)
Церковь Вознесения Господня – монументальное сооружение с редкой для последней четверти 18 века приверженностью к древнерусским формам в их лаконичной трактовке. Построена в 1779 году.
Содержание
История [ править ]
Церковь Вознесения Господня была построена в 1779 году. Это монументальное сооружение с редкой для последней четверти 18 века приверженностью к древнерусским формам в их лаконичной трактовке.
К крупному двусветному четверику, слегка вытянутому по продольной оси и завершенному пятиглавием, с востока примыкает трехчастная алтарная апсида с большим выступом центрального выступа. Углы четверика огибают лопатки, стены завершены фризамом из полукруглых перспективных нишек- кокошников и карнизом, крепованным на углах. В первом ярусе храма и в апсиде прямоугольные окна помещены в глубокие арочные ниши. Окна второго света четверика – арочные. Входные порталы, необычно расположенные на восточной оси трехосевых фасадов, имеет перспективные обрамления с упрощенными импостами в пятах арок и дыньками.
Внутри храм с редким для последней четверти 18 века четырехстолпием перекрыт системой коробовых и купольных сводов. Алтарная часть связана с основным объемом тремя широкими проходами, крайние из которых расположены непосредственно у северной и южной стен.
В начале 1930-х годов Вознесенскую церковь приспособили под краеведческий музей. Для этого здание подверглось частичной перепланировке. С западной стороны сделана пристройка с внутренней лестницей на второй этаж, а в храмовой части установлены железобетонные перекрытия и устроен второй этаж с экспозиционными залами. Зимняя церковь первоначально была приспособлена под складские помещения, где сначала располагались склады конторы Заготзерно, позднее – продовольственный склад военного госпиталя, а с начала 1950-х годов помещение было переоборудовано под учебные мастерские Кинешемского химико-технологического техникума. Во время этих перестроек интерьеры в обоих храмах были сильно нарушены, утварь изъята, а настенные росписи частью сбиты, частью закрашены.
Первые реставрационные работы на комплексе, носившие, правда, больше ремонтный характер, проводились в 1948 году. Позднее ремонты осуществлялись регулярно. Наконец, большие работы были проведены в 1988-1989 годах Кинешемским участком Ивановской реставрационной мастерской на средства областного управления культуры, в ходе которых на Вознесенской (летней) церкви было восстановлено пятиглавие, что фактически вернуло памятнику первоначальный облик, а в 1990 году разработан проект восстановления зимнего храма и ограда всего комплекса.
Деятельность прихода [ править ]
На приходе осуществляется социальная и просветительская работа, действует детский центр «Златоуст».
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Россия, Ивановская область, г. Кинешма, ул. Советская, 45; ул. Крупской 10\47
Телефон настоятеля: +7-920-372-01-94 (иерей Роман Посыпкин)
«Местные жители своими ногами не приходят — их приносят: крестить или отпеть», – как живет храм в Кинешме, о котором мало кто знает
Приблизительное время чтения: 5 мин.
Кинешма — старинный купеческий город в Ивановской области, который стоит на берегу Волги. Как и положено месту с такой историей, у него было много древних храмов, часть из которых не пережили годы революции. А те, которые чудом сохранились, переживают тяжелые времена — в провинции с маленьким населением это не удивительно. В последнее время местные даже не приходят — их приносят: крестить или отпеть. Своими ногами, как рассказывают местные священники, доходит мало людей.
Яркая зарисовка первых 10 минут в Кинешме: в двух храмах в центре города стоят гробы с умершими. В третьем, Вознесенском, как раз идет отпевание. «У нас на 900 новорожденных почти 2 000 умерших», рассказывает его староста Владимир. Возле входа в церковь висит табличка, которая говорит о том, что ее до сих пор охраняет министерство культуры РСФСР. Этим сказано все.
Такая табличка висит и на здании рядом. Это храм Иоанна Златоуста – между прочим, памятник федерального значения. Но понять, что это тоже храм удается не сразу — у него нет даже крыльца и вообще он напоминает старый покосившийся склад. Пока что все попытки найти помощь в его восстановлении не приносят успеха. С 1930-х и до 2016 года церковь была клубом, мастерской и складом. Основному храму, Вознесенскому, повезло немного больше — там до 2007 года был краеведческий музей, который после переезда получил отдельное здание.
Храм Вознесения Господня — особенное место для верующих еще и потому, что в нем служил их местночтимый святой — священномученик Василий, епископ Кинешемский, умерший в 1945 году в ссылке. Многим христианам он известен по книге «Беседы на Евангелие от Марка», а историкам — как основатель движения бой-скаутов в дореволюционной России. Владыка даже успел написать о нем две книги.
Настоятельство в храме Вознесения – самый яркий момент церковной жизни 26-летнего иерея Романа Посыпкина, который уже 4 года окормляет этот приход. «Это было как раз на мой День ангела, 14 октября. Я пришел в храм с указам и увидел, что меня ожидает… Конечно, я и раньше бывал здесь но представить себе не мог, что стану настоятелем. Когда я все это осознал, у меня опустились руки. Я позеленел от ужаса и непонимания того, что же мне делать дальше», — вспоминает священник.
Глядя на состояние святыни вполне понимаешь чувства отца Романа. Но он не сдался. Хотя, несколько раз ему действительно хотелось попросить о переводе в другое место. «Был момент, когда нужно было одновременно делать ремонт, платить за отопление и зарплату сотрудникам. Мне уже звонили и говорили, что за неуплату отключат отопление. Мы сидели с бухгалтером и старостой и не знали, что делать. Оставалось только молиться. И тут на счет пришла ровно та сумма, которая была нужна. Одновременно с этим позвонил мой знакомый и сам предложил помощь. Разве можно это назвать совпадением? Для меня это самое настоящее чудо. Вся моя жизнь состоит из череды чудес», — рассказал священник.
За 4 года ему удалось сделать многое: привели в нормальный вид интерьер, на втором этаже организовал библиотеку, комнаты для детского досуга, рабочие кабинеты. Кстати, изначально у храма не было второго этажа — все было единым пространством. Теперь священник хочет восстановить ансамбль храма: «Здесь даже с перекрытием прекрасная акустика. А что будет, если его убрать…», — мечтает отец Роман.
«Я просыпаюсь в полпятого утра. Молитва, зарядка, чтение, проверка соцсетей — ответы на вопросы верующих, завтрак и развоз детей в сад. Потом еду в один из своих храмов, там решаю дела, затем еще одна моя обязанность — секретарь епархиального управления, после этого вечером в другой храм — нужно за день везде побывать. Забираю детей и только потом домой, провести время с семьей», — так выглядит обычный день священника. Это идет вразрез той неспешной провинциальной жизни вокруг. Такой плотный график есть далеко не у каждого столичного жителя, а у отца Романа так выглядят будни.
А еще в Кинешме есть район Сокольники — только вот он совсем не похож на Сокольники московские. Там нет храма, но отец Роман организовал детско-юношеский центр «Пересвет» — футбол, танцы, художества, рукопашный бой и, конечно же, молитва. Кстати, Сокольники – родной район священника.
Да, не на всю Ивановскую область известны храмы Вознесения Господня и Иоанна Златоуста. Скорее всего, даже не на всю Кинешму. Но усилиями прихожан и священников это все обязательно изменится.
Если вы хотите помочь храму к празднику Рождества Христова:
Воспитанники детского центра «Златоуст», дети и пожилые люди прихода храма Вознесения Господня в Кинешме, волонтеры движения «Православный фронт» — все они стали одной большой приходской семьей.
Как во всякой дружной семье здесь отмечают все праздники вместе, готовятся к ним и стремятся порадовать друг друга подарками. Только общий материальный уровень жизни зачастую мешает одарить каждого. И именно поэтому накануне Рождества храм Вознесения Господня традиционно проводит акцию по сбору средств на рождественские подарки.
Кто получит эти подарки?
Многодетные семьи и малообеспеченные семьи прихода — им часто не хватает денежных средств купить необходимое, не говоря уже о сладостях, которые многие видят только на праздники.
Воспитанники центра «Златоуст» — это дети прихода, которые активнее всех готовятся к празднику Рождества.
Волонтеры движения «Православный Фронт» — весь год юноши и девушки помогали ближним. Пусть теперь они почувствуют Рождественскую радость.
Пожилые люди — не секрет, что бабушкам и дедушкам необходимо как можно больше внимания с каждым годом. Рождество не должно стать исключением.
Рождество Христово — один из важнейших христианских праздников. С ним связано множеств прекрасных традиций: Рождественские службы в храмах, елка, веселье и, конечно, благотворительность.
В этом году приходу предстоит подготовить более 300 подарков. Необходимая сумма для сбора — 48 000 рублей, что для прихода неподъемная сумма. Благотворительный фонд «Мои друзья» совместно с журналом «Фома» помогают храму Вознесения Господня в этом сборе. Вы также можете сделать свой вклад и стать частью настоящего рождественского чуда!
300 подарков и 48 000 рублей – это очень много для прихода в Кинешме, но много ли для нас?
Храм вознесения господня кинешма
Во славу Божию! Я хочу помочь!
Другое
Действия
С днем памяти св. великомученика Димитрия Солунского!
С днем памяти св. праведной Тавифы!
Лк., 83 зач., XVI, 19-31.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Притча о богаче и Лазаре – одна из самых ярких притч, рассказанных Христом. Прежде всего надо вспомнить, что несколько ранее евангелист Лука рассказывает, какую реакцию у сребролюбивых фарисеев вызвал призыв Христа «приобретать друзей богатством неправедным» – они в лицо Иисусу рассмеялись. Для них утверждение Иисуса, что любое богатство – всего лишь выданный Богом на короткое время ресурс, который надо использовать не для своих прихотей, но на добрые дела – всё это прозвучало излишне романтично и пафосно. Прекрасно зная цену каждой монете, и благоговея перед деньгами, фарисеи даже не стали скрывать своё презрительно-снисходительное отношение к этим речам Иисуса.
Таким образом, сегодняшняя притча – это тоже ответ Иисуса окружающим на повисший в воздухе вопрос: а где же правда Божия? С одной стороны, евреи привыкли считать, что благословен Богом тот, кто богат, успешен и имеет детей. Но если раздавать другим свои сбережения – к чему и призывает Иисус – разве не будет это оскорблением Бога и вообще, крайним безумием?
Своей притчей Иисус радикальным образом меняет сам ракурс взгляда окружающих на тему суда Божия. Можно сказать ещё жёстче: притча переворачивает привычные представления иудеев о загробной участи.
В притче три главных действующих лица – праотец Авраам, несчастный Лазарь и безымянный богач. Мы ничего не знаем, откуда достаток у богача, и почему Лазарь оказался нищим – здесь это не имеет вообще никакого значения. Важно другое: богач – успешен и вроде бы как даже счастлив, Лазарь – глубоко несчастен и никому не нужен. После смерти всё переворачивается: Лазарь – в раю рядом с Авраамом, богач – на самом дне огненного ада. У богача – шок: такого сценария он никак не ожидал, будучи уверен в прямо противоположном исходе. Он пытается убедить Авраама каким-то образом вразумить оставшихся на земле родных братьев, чтобы их не постигла такая независтная участь – но Авраам спокойно отвечает: всё, что надо для принятия правильных решений, у них уже есть, и если даже кто-то из мертвых воскреснет – они всё равно не поверят – если не поверили пророкам и Писанию.
В чем же заключается этот переворот сознания? Надо вспомнить, что у ветхозаветного еврея основной фокус жизни был обращён вовсе не на загробную участь, а на текущую, здешнюю жизнь. Мессию ждали именно как вполне земного царя, конечно же, особо близкого к Богу – но всё же имеющего совершенно понятное и осязаемое житейское измерение. Именно отсюда и жажда к материальным благам как к своего рода «маркерам» Божьего благоволения.
Своей притчей Иисус показывает совершенно другой горизонт: Бог – не там, где деньги, комфорт, роскошь и власть. Он – там, где открывается боль и нужда. И не потому, что ему сама по себе боль и нужда – нравятся. Нет: это всего лишь призыв, обращённый к другим – призыв учиться любить, невзирая на лица. Бог создаёт непростую ситуацию, помещает в неё человека, даёт ему необходимые ресурсы – и отходит в сторону, внимательно наблюдая, что дальше будет делать человек. Он не бьёт его по рукам, не кричит, не возмущается, когда человек ведёт себя неправильно. Но Он также и не хлопает в ладоши, не устраивает фейерверки, не вывешивает грамоты и не награждает орденами, когда человек ведёт себя правильно. Он терпеливо ждёт, пока не вызреет в душе человека определённый плод, результат множества мелких принятых решений. И когда этот плод уже определён, сформирован – Бог его забирает из этой жизни.
Сегодняшняя притча напоминает нам о двух очень важных вещах. Первое – это ответственность за каждый наш шаг, за каждое действие, которое мы совершаем. Именно они, эти ежеминутные наши поступки, и формируют день за днём тот самый «плод», который мы и понесём однажды на суд Богу.
Второе – это бесконечная важность отношений между людьми. Я не сомневаюсь: если бы богач хотя бы немного отнёсся к Лазарю просто по-человечески, его участь была бы другой.
Помоги же нам, Господи, никогда не забывать: умирая, мы оставим всё нами нажитое другим – а вот отношения, которыми наполнилось наше сердце, уйдут с нами в вечность – и там будут или терзать нас, или, напротив, радовать и вдохновлять!
Вознесенская церковь в Кинешме
Вознесенская церковь в Кинешме Alexander Ryzhkov, Wikicommons
Красивую Вознесенскую церковь можно найти между улицами Советская и Крупской. Когда-то этот район считался заградской слободой. Изначально здесь стоял Вознесенский девичий монастырь, на месте которого в 1760 г. была выстроена зимняя церковь Иоанна Златоуста. Через 20 лет рядом с ней была построена летняя церковь Вознесения (именно её сейчас можно увидеть с Советской улицы). К этому же периоду относилась отдельная барочная колокольня, которая впоследствии была разрушена. Весь комплекс был очень величественен и благодаря колокольне доминировал над городской застройкой верхней части Кишешмы.
После революции в летней Вознесенской церкви был открыт краеведческий музей, который работал до 2011 г. В 1930-х гг. под нужды музея здание перестроили. Зимний храм также не использовался по назначению: сперва здесь были склады, а потом — мастерские техникума. Вследствие этого зимнюю церковь тоже перестраивали, и интерьерам обоих храмов эти перестройки существенно повредили.
Для церкви Вознесения характерны сдержанные древнерусские черты, которые в период её постройки уже отходили в прошлое. Это большой прямоугольник с арочными нишами и окнами, куполами фигурной вытянутой формы и системой купольных сводов внутри. Церковь Иоанна Златоуста отличается смешанным стилем барокко с элементами допетровского русского зодчества. Это прямоугольная постройка с широкими наличниками, восьмиугольными окнами в московском стиле 17 века и декоративными кокошничками.
В конце 20 века началась реставрация храма, и Вознесенской церкви был возвращён первоначальный внешний облик с пятью небольшими изящными главами. Сегодня церковь действует, при ней открыта воскресная школа, хотя реставрационные работы по-прежнему продолжаются. Колокольня, к сожалению, не восстановлена.
В 2011 г. рядом с Вознесенской церковью была установлена небольшая часовня из чёрного гранита, посвящённая исповеднику Василию, Кинешемскому епископу, который долгие годы служил в Вознесенском храме, продолжив работу своих деда и отца.
Практическая информация
Адрес: Советская улица, 45.
Добраться до церкви можно проехав одну остановку на любом городском транспорте от главного вокзала в центр (остановка «Почта»), а затем немного пройдя по ул. Крупской.
Кинешма. Храмовый комплекс. Церкви Вознесения Господня и Иоанна Златоуста.
Летняя и зимняя Вознесенские церкви
Карта и ближайшие объекты
Статьи
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ИОАННА ЗЛАТОУСТА И ВОЗНЕСЕНИЯ, 2-я пол. 18 в. ул. Крупской, 10/17; ул. Советская, 45.
Расположен в квартале между ул. Крупской и Советской, в центре бывш. Заградской слободы. Теплая церковь Иоанна Златоуста с приделом была построена на месте существовавшего здесь ранее Вознесенского девичьего монастыря по заказу И.Н. Таланова в 1760 г. В 1779 г. к северу от нее была сооружена холодная церковь Вознесения (южным? фасадом выходит на Советскую ул.). Одновременно возвели отдельно стоящую столпообразную колокольню в формах барокко: восьмигранную, завершенную главкой и декорированную угловыми рустованными лопатками (утр.). Оба храма выстроены из кирпича и побелены по обмазке. До разрушения колокольни комплекс, в облике которого преобладают мотивы древнерусского зодчества, играл главную роль в организации застройки нагорной части Кинешмы; он и сегодня выделяется среди невысоких зданий бывшей слободы своими крупными объемами.
Беляев, 1863, с. 110-111, № 2; ИАК. 1909, с. 177; Церкви Костромской епархии, 1909, с. 113. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 2», М., Наука, 2000, с. 446-448
В 1760 году по заказу купца Ивана Никифоровича Таланова возводится тёплая церковь святителя Иоанна Златоуста с приделом. В 1779 году к северу от неё сооружается холодная (летняя) церковь Вознесения Господня. Одновременно возвели каменную ограду и отдельно стоящую столпообразную колокольню в формах барокко: восьмигранник, завершённый главкой, декорированный угловыми рустованными лопатками, в 1935 году на её месте построен химико-технологический техникум. Оба храма были выстроены из кирпича оштукатурены и побелены. До разрушения колокольни, храмовый комплекс играл главную роль в организации застройки нагорной части Кинешмы. Вознесенская церковь и сегодня выделяется среди окружающих зданий своими крупными объёмами.
Первые реставрационные работы, носившие, правда, больше ремонтный характер, проводились в 1948 году. Большой ремонт был произведён в 1988-1989 годах Кинешемским участком Ивановской реставрационной мастерской на средства областного управления культуры, в ходе которого на Вознесенской церкви было восстановлено пятиглавие на основании старых фотоснимков, что фактически вернуло памятнику первоначальный облик. Краеведческий музей работал до 2011 года.
В 2011 году рядом с Вознесенским храмом была установлена небольшая часовня из чёрного гранита, посвящённая исповеднику Василию Кинешемскому.
Из книги-путеводителя «Кинешемская сторона. Путешествия в прошлое русской глубинки». Издательство И. Д. «Референт». Иваново, 2016 г.