храмы архыза и лик христа
Христианские лики Архыза
Сезон отпусков закончился, и убедиться в правоте ученых, утверждающих, что Архыз – древний центр христианства, теперь можно, только придя на выставку в музей Храма Христа Спасителя.
Придется оговориться, чтобы не вводить в заблуждение будущих посетителей экспозиции. Это скорее выставка фотографий, нежели археологических находок и памятников письменности, хотя и они имеют место быть. Но без сомнения, многие будут до глубины души потрясены красотами Карачаево-Черкесии и поражены гармоничностью, с которой христианские храмы вписываются в величественную панораму горных вершин.
Именно этими шелковыми маршрутами в Аланию из Византии пришло христианство, причем значительно раньше, чем в Киевскую Русь. Cвидетелями тому являются христианские храмы византийской постройки, сохранившиеся в Архызе и его окрестностях. Впрочем, доступными их осталось не так много, всего около десятка. И множество развалин и руин от некогда бывших здесь соборов, храмов и церквушек. Но достаточно взглянуть на выставочные экспонаты, чтобы убедиться, Архыз – христианский центр.
Самыми известными аланскими храмами, их еще называют зеленьчукскими, являются северный, средний и южный.
Северный храм, или Георгиевский кафедральный собор, учеными назван старейшим христианским храмом на территории России. Он был построен задолго до разделения Церквей, старше Софии Киевской (датируется X в.). Храм был богато украшен фресками, написанными византийскими мастерами. Впрочем, сейчас судить об этом можно лишь по архивным зарисовкам фресок. Они были сделаны художником-археологом Д. М. Струковым еще в 80-е годы XIX века, когда он принял участие в одной из аланских экспедиций. С большой степенью вероятности можно утверждать, что храм являлся кафедральным собором Аланской епархии, подведомственной Константинополю, которая уже в XX веке получила статус митрополии.
Аналогичным по типу своей постройки, а именно крестовокупольным, является средний храм, расположенный на северной окраине города. В отличие от кафедрального собора, он, скорее всего, был городским храмом и посещался простым населением Архыза. Храм был восстановлен в 90 гг. XIX века монахами Александро-Афонского монастыря, образованного здесь тогда же (существовал с 1889-го по 1924 г.).
Участие астрономов в археологических исследованиях не только не случайно, скорее даже закономерно. Во-первых, согласно данным специалистов, издревле храмы возводились в строгом соответствии с астрономическими показателями, если быть точнее, при закладке ориентировались на восход солнца. А кто как не астрономы скорее и правильнее сумеют вычислить подобные показатели. Во-вторых, Архыз – городок астрономов. Здесь находиться крупнейшая в стране Астрофизическая обсерватория Академии Наук России. Вот почему посетителям выставки не стоит удивляться фотоснимкам обсерватории. Наконец, именно благодаря творческому тандему астрономов и археологов, удалось приблизиться к ответу на вопрос, что за храмы были построены в архызском городище на рубеже I-II тысячелетий.
Зругский храм и нузальская часовная, стоящие в горной долине реки Ардон, прославились уцелевшими фресками. Фрагменты настенной росписи удалось привести в Москву, хотя в основном зрителю приходиться довольствоваться фотографиями последней в натуральную величину. Впрочем, идея масштабного воспроизведения памятников вполне себя оправдала. Именно благодаря фотомакетам и детальной фотосессии москвичи имеют возможность познакомиться с легендарной наскальной живописью Архыза.
Наскальный образ Господа нашего Иисуса Христа |
Фото первое – гора, густо проросшая кустарником и деревьями с небольшой белеющей лысиной скалы. Она выделена на фотографии желтым квадратным контуром. Фото второе – зритель вместе с фотографом почти вплотную приближается к скальному выступу и замечает маленькое цветовое пятно. Третье фото, крупным планом – лик Спасителя. И, наконец, огромное фотопанно в натуральную величину. Это та самая потаенная икона на склоне хребта Мацешта, о которой в Архызе уже много веков ходят легенды. Местные жители утверждают, что образ был открыт еще до основания Александро-Афонского монастыря, позднее утрачен. Впрочем, как говорят, видели икону и в годы Великой отечественной войны. Но настоящее обретение состоялось накануне 2000-летия рождества Христова, в мае 1999 года. Образ Спаса Нерукотворного практически случайно был обнаружен охотниками, если учесть, что икона написана на отвесной скале, на высоте более 150 метров от земли. Великолепную сохранность лика ученые объясняют скальным козырьком, защищающим образ от ветра и дождя, а также спецификой местного климата.
Написан образ возможно одновременно с постройкой среднего храма, на который икона буквально направлена. Есть вероятность, что написание совпадает с появлением аланской епархии. Согласно другой версии, образ был создан в XIV в., с целью защитить город от эпидемии чумы. Окончательно ученые не сошлись еще во мнении об авторстве и времени создания лика, но в Архызе за эти шесть лет икона стала местночтимой святыней, поклониться которой стекаются многие и многие православные.
Выставка подготовлена Музеем истории Москвы совместно со Ставропольским государственным краеведческим музеем, проходит в музее Храма Христа спасителя и продлиться до октября. Вход свободный.
Путешествуем по России
Сайт для автопутешественников
Боковая колонка
Поиск по сайту
Читайте также
Свежие комментарии
Боковая колонка
Астраханская область
Самарская область
Ставропольский край
Калмыкия
Кабардино-Балкария
Карачаево-Черкесия
Пермский край
Татарстан
Северная Осетия
Башкортостан
Чечня
Ульяновская область
Реклама на сайте
Путешествуем по России
Аланское городище в Нижнем Архызе
Аланское городище находится в горной местности Архыз, на правом берегу реки Большой Зеленчук. Скажу сразу, что Архыз — это ёмкое название. Это и горная местность в Карачаево-Черкесии на Западном Кавказе, это и селение Архыз и горнолыжный курорт Архыз, расположенный на восточных склонах Главного Кавказского Хребта. Это и речка Архыз, приток реки Псыш, впадающей в реку Большой Зеленчук, несущая свои воды по данной местности.
Нерукотворный Образ Лик Христа
Наше путешествие по Архызу мы начали с посещения Нерукотворного Образа Лика Христа, находящегося справа от дороги на склоне горы Мыцешты на высоте свыше ста метров. На входе увидели эти две таблички, прочитав которые, сразу прониклись святостью этого места.
К Нерукотворному Образу ведёт длинная металлическая лестница в 525 ступенек. На подъёме находятся несколько площадок с лавочками для отдыха. Мы поднялись минут за 10-15. Конечно, это был тяжёлый подъём. Но лёгкой дороги к Богу не бывает.
Лик Христа
И вот мы у цели. Увиденное заворожило. У меня по телу пробежали мурашки. Из глубины веков на нас смотрел Христос. Кто изобразил на скале Лик Христа неизвестно. Есть предположение, что это сделали первые монахи, поселившиеся здесь ещё в Х веке. В те времена в здешних местах христианство не особо почиталось. Есть предположение, что в этом месте была одна из первых христианских келий, в которой поселились монахи вдали от селений язычников.
Нашли этот образ два брата Сергей и Валерий Варченко, охотившиеся в этих местах. Они и сообщили об этом археологам спустя некоторое время. Химический анализ Лика показал, что нарисовали его органическими красками трёх цветов:темно-красным, коричневым и белым. При рисовании использовался также цвет самой скалы.
Написан Лик по византийским канонам иконописи IX-XI веков. Долгие годы Лик был недоступен. Находясь в труднодоступном месте, он к тому же был закрыт от взора густой растительностью.
О чудотворности Лика говорит один факт. К Лику Христа обратилась как-то одна женщина, жившая в посёлке Нижний Архыз. Она попросила его исцелить ее от бесплодия, и Бог послал ей дитя. Через месяц она забеременела.
Есть информация, что в этих местах находится и лик Богородицы, написанный подобным образом. Сейчас это место засекречено.
От Лика Христа мы отправились в Аланское городище, расположенное напротив, на другом берегу речки Большой Зеленчук. С противоположного берега видно то место, где располагается Святой Лик.
Вот оно, чуть левее центра фотографии, между деревьями.
Аланское древнее городище
В настоящее время это археологический памятник X—XII веков под открытым небом. Он представляет из себя остатки крупного поселения, расположенные не далеко посёлка Нижний Архыз в Карачаево-Черкесии. По мнению учёных этот древний город был столицей Аланского государства — Магасом или Маасом. Не путайте с нынешней столицей Ингушетии Магасом — это совсем разные города. Древнее селение просуществовало до ХII века, пока сюда не пришли войска татаро-монгольской орды.
В конце XIX века, с целью сохранения оставшихся церквей и возобновления христианства среди местного населения на территории городища был создан Александро-Невский Афонский Зеленчукский монастырь.
Когда мы приехали сюда, то местность городища представляла собой сплошные неровности. Вокруг были небольшие холмики и углубления, заросшие травой. Как нам потом сказали, эти неровности и есть засыпанные временем стены и фундаменты древних строений. Первое впечатление было — не очень. Почему было не раскопать их и оставить на обозревание туристам? Но местные работники сказали, что они так лучше сохранятся для потомков.
Фаллический идол
Этот фаллический идол установлен на территории городища уже в наше время. В каком месте его нашли, мне так и не удалось узнать. С обратной стороны на камне мы увидели изображение лица тюркского воина.
Древний астрономический календарь
Аланское городище имеет внушительные размеры. Вдоль реки Большой Зеленчук он протянулся на 4, 5 километра. Впервые на его развалины обратили внимание ещё в начале ХIХ века. С тех пор здесь проводили раскопки многие экспедиции. Капля за каплей городище открывало свои секреты. Последние масштабные раскопки проводились здесь в советское время с 1961 по 1978 годы.
В результате раскопок были вскрыты целые участки городища: жилые, хозяйственные и производственные помещения, выявлены остатки христианских церквей и часовен, при которых имелись захоронения с вещами X—XII веков. Была здесь найдена и древняя обсерватория, по которой определялось время летнего и зимнего солнцестояния, а также периоды весеннего и осеннего равноденствия.
Было интересно походить по древним развалинам этого круга. Сколько видели эти камни. Находясь здесь, мы чувствовали дыхание истории.
Если присмотреться, то было видно очертания этого круга диаметром 88 метров. Форма идеального круга, по мнению учёных, позволяет предположить связь его с древними культами огня и солнца. Известно, что древняя кавказская традиция поклонения солнцу, выраженная в строительстве круговых каменных строений, уходит корнями в эпоху бронзы.
Учёными был найден центр круга, где установили метку — вот этот столбик, который прозвали «Пуп Земли».
Северный храм
Недалеко от древней обсерватории стоит Северный Храм. Восстановили его относительно недавно — в 50-60-х годах ХХ века. Каким он был до восстановления видно на фотографии ниже.
С трепетом я подходил к этому храму. Ведь это памятник истории Х века — времени крещения алан в 916 году нашей эры. Да, да, из этой поездки я узнал, что аланы, оказывается, крестились на 80 лет раньше Руси.
После реставрации храма, многое не понравилось в нём местным христианам. Они хотели бы видеть храм в его первозданном виде, но этого не случилось. Восстановленная арка над входом выполнена из красного кирпича — не было в те времена красного кирпича.
Крыша покрыта черепицей — не было тогда и черепицы.
Ну что поделать — храм есть и ничего тут не попишешь. Вход в храм открыт и его свободно можно посетить, что мы и сделали.
Заходя в эти двери, я почувствовал, что перемещаюсь в машине времени в прошлое. Как только дверь за мной закрылась, я ощутил себя в Х веке.
Реставрация храма не повлияла на его внутренний дух. А он здесь чувствовался очень сильно. То ли непривычное место алтаря, то ли непривычные окна, то ли негладкая штукатурка на стенах заставляли думать, что ты находишься не в ХХI веке.
Только взглянув на пол, возвращаешься к действительности, ну не было в Х веке такой цементной плитки. Как я понимаю тех христиан, которым не понравилась последняя реставрация храма. Ну что тут поделать, каждое время вносит свою лепту в историю. Лет через 500 эта плитка сама станет историей.
Я один ходил по этому храму и не верил в то, что происходит. С удивлением я смотрел на эти старые стены и мне казалось, что с таким же удивлением они смотрели на меня. 11 веков окружали меня с четырёх сторон.
Здесь Алания приняла христианство
Здесь было найдено несколько древних погребений. По результатам этих раскопок учёные сделали вывод, что храм посещала, в основном, аланская элита, то есть люди власть имущие.
Здесь была раскопана могила аланской принцессы в дорогой одежде и с большим количеством золотых украшений. Посмотреть на неё сегодня можно в историческом музее в Москве.
Раскопав это каменное сооружение в левом углу храма с оттоком для воды, учёные сделали вывод, что это ни что иное, как купель. А для чего нужна купель — для крещения.
Если этот храм посещала аланская знать, значит она здесь и крестилась. А раз крестилась знать, значит крещённым считался и весь народ.
А отсюда вывод, что именно этот храм является колыбелью христианства древней Алании. Вот, оказывается, куда мы попали.
В результате исторических исследований было выяснено, что Северный храм освящён в честь Николая Чудотворца. Церкви храм решили не отдавать, так как он является исторической ценностью. Меж тем служба в храме всё-так ведётся. Раз в году, 6 мая, здесь проводится богослужение памяти Георгия Победоносца.
Средний храм
Относительно недалеко от Северного храма расположен ещё один храм начала Х века. Начало его строительства датируется 920-ми годами нашей эры, то есть после принятия аланами христианства в начале X века.
Храм довольно хорошо сохранился до нашего времени. Учёные выяснили, что строился этот храм, как погребально-поминальный для аланских правителей и церковных иерархов, однако, со временем, эта функция перешла к Северному храму.
Средний храм стал кафедральным собором Аланской митрополии. и использовался в основном простым населением древнего Мааса. Вокруг храма возник большой некрополь.
В ХIХ веке монахи пристроили к храму два помещения, симметрично слева и справа от главного входа. Их хорошо видно на этой фотографии. Приспособленный для служб храм монахи освятили в честь Святой и Живоначальной троицы.
Когда мы вошли внутрь, то увидели, что обстановка здесь несколько иная, чем в Северном храме. Штукатурка почти полностью отсутствовала. Тем не менее храм поражал своим величием.
Ещё находясь под впечатлением от увиденного в Северном храме, в Среднем я вновь погрузился в Х век. Здесь материальные ценности, как бы вновь материализуют и духовные. В голове невольно представляются картины древних богослужений в этом храме, голоса и звуки сопутствующие этому.
Южный храм
Третьим, уцелевшим до наших времён памятником Х века, стал Южный храм. Расположен он на территории Монастыря и самой удивительное — он оказался действующим.
Есть версия, что он принадлежал к усадьбе представителя тогдашней знати. Приватность храма подчёркивается его небольшими размерами. Освящён жрам с честь святителя Николая Чудотворца.
С трепетом я входил в эту старую церковь. Небольшое, тесноватое помещение, но внутри чувствовалась такая намоленность, что по неволе, захотелось прочитать молитву «Отче наш». Я даже не стал спрашивать разрешения у служительницы храма, можно ли его сфотографировать внутри. Духовная близость с Богом здесь чувствовалась особенно сильно. Поставив свечки, купил здесь бутылку церковного вина. Когда выходил из церкви, в глазах пробила слеза — значит проняло. Не зря зашёл.
Мы покидали древнее городище. Осмотреть здесь удалось лишь то, что находится на поверхности, хотя многого мы может быть и не нашли. Аланское городище хранит ещё много тайн. Нам нужно было ехать дальше. Впереди горнолыжный курорт Архыз. Одно могу сказать — впечатления от увиденного здесь сохранятся в памяти на всю жизнь.
Как проехать на машине
Свою поездку в Аланское городище мы начали из Ессентуков. Выйдя на трассу Е157, на ближайшей развязке мы ушли по дороге в сторону станицы Суворовской. Далее мы проехали Черкесск по объездной дороге с левой стороны. Следующим крупным населённым пунктом была Усть-Джегута и далее станица Зеленчукская. В Зеленчукской с главной дороги улицы Гагарина, мы свернули налево, на улицу Леонова и, уже никуда не сворачивая с этой дороги, доехали в начале до Лика Христа и Аланского городища напротив.
До Лика Христа и Аланского городища из Ессентуков можно доехать и по другой дороге, если по трассе Е157 доехать до Кисловодска. На самом въезде в Кисловодск свернуть направо в сторону Карачаевска. Эта дорога более экстремальная. По ней придётся пересечь перевал Гум Баши и за посёлком Верхняя Мара сразу после моста через реку Кубань свернуть направо и далее через череду посёлков Имени Коста Хетагурова, Новый Карачай, Малокурганный, Хумара, в посёлке Саты-Тюз по улице Ленина свернуть налево на станицу Зеленчукскую и далее, как описано выше.
Для получения подробностей просто увеличьте масштаб карты. На мобильных турбо страницах карта не видна. Чтобы увидеть её, в самом конце страницы кликните по ссылке “Перейти на оригинал”. Интересных вам путешествий. Да хранит вас Бог.
Аланы, Магас и Лик Христа: тайны тысячелетних Зеленчукских храмов
Горы Архыза манят туристов со всей России и ближнего зарубежья. И не только горнолыжными трассами, конными прогулками, рафтингом и шашлыками на берегу бурной реки.
Это место называется Нижнеархызским городищем, а три чудом сохранившихся каменных христианских храма — Зеленчукскими.
Заплатив символические 100 рублей с человека вы попадаете на территорию истории. Можно пешком пройти все локации минут за 20-30, а можно и на машине за 10 минут всё объехать.
Как правило, по выходным тут гуляют толпы туристов. Бывает, в храмах устраивают свадебные фотосессии. Тем не менее, официально Нижнеархызское городище — памятник федерального значения с соответствующим охранным статусом.
Давайте же прогуляемся по остаткам древнего аланского города.
В ту пору, когда Русь была еще языческой, здесь, в окруженной кавказскими горами живописной долине располагался древний город Магас, или Маас. Упоминания встречаются в византийских летописях.
Магас был столицей Аланского государства. X век — период наибольшего могущества алан на Северном Кавказе, сумевших на время побороть внутренние противоречия.
Пару веков аланы довольно успешно лавировали между интересами таких игроков на кавказской сцене как иудаистский Хазарский каганат, исламский Арабский халифат и христианская Византийская империя.
Сквозь транзитный город Магас-Маас проходило ответвление Великого Шелкового пути. Через Марухский перевал шли в том числе христианские миссионеры из Византии, а также многочисленные торговцы, которые попадали сюда с территории современной Абхазии.
Но все хорошее рано или поздно заканчивается. Сколько раз подвергались разграблению и поруганию некогда величественные Зеленчукские храмы — установить невозможно. Есть точка зрения, согласно которой Аланское городище прекратило существование в конце XIII века из-за внутреннего упадка усугубленного татаро-монгольским нашествием, а поселок продержался до середины XIV века.
В 1829 году кавказский генерал-губернатор Эммануэль отправил архитектора Бернардацци в Архыз. Итальянец также сделал подробные записи и составил первые план-схемы Зеленчукских храмов.
Эммануэль якобы просил императора Николая I выделить средства на реставрацию древних христианских храмов, но в те времена Кавказская война была в разгаре и просьба была отклонена.
Он обнаружил надпись на греческом языке, которая датируется X веком. Также Струковым создан альбом ценных рисунков с натуры.
Но куда интереснее возможная прямая связь живописца с так называемым Ликом Христа.
Наскальный лик Христа размером 140 на 80 см похож на синайскую икону Христа-Пантократора, списанную с лика, проступившего на Туринской плащанице. Сейчас Лик вкупе с Зеленчукскими храмами можно назвать одной из самых востребованных православных достопримечательностей Северного Кавказа.
По официальной версии обнаружили Лик на крутом склоне горы случайно. Это удалось жителям станицы Зеленчукской Сергею и Анатолию Варченко в 1999 году. Однако есть другая точка зрения, по которой первое упоминание о Лике приходится еще на предвоенное время.
Лик видел житель станицы Зеленчукской Иван Толопа. Есть и более позднее свидетельство Сергея Тоцкого. Ещё в 1970-71 годах во время экспедиции юношеской геологоразведочной партии Черкесска они с одноклассниками Александром Дармиловым, Сергеем Ерофеевым и Олегом Лафишевым фотографировались на фоне образа.
Тем не менее, Митрополит Ставропольский и Владикавказский Гедеон посетил место находки и благословил почитать икону как Нерукотворный Образ Спасителя нашего Иисуса Христа.
Чтобы узреть лик Спасителя паломникам предстоит преодолеть 345-метровую лестницу из 526 ступенек. Лик Христа четко ориентирован на Восток. Взгляд Иисуса устремлен на Средний Зеленчукский храм.
Кто знает, может авторами наскального Образа и были византийские мастера-иконописцы. Впрочем, есть смелая версия, согласно которой Лик Христа мог создать художник Струков.
Но вернемся к главной теме поста. Параллельно с археологами и художниками на территорию Нижнеархызского городища приходят православные монахи.
В 1886 году в Архыз с Афона прибыл иероманах Серафим (Титов) с 11-ю монахами. Они строят общежития, организуют хозяйство. Так был основан Александро-Невский Афонский Зеленчукский монастырь, который большевики закрыли в 1918 году.
Итак, что вас ждет на территории самого городища?
Датируется памятник первой половиной XI века. Вероятно, когда-то в раннем средневековье его построило местное население, он разительно отличается от двух других как по стилю, так и по используемым для строительства материалам.
Сейчас он выглядит как многие другие православные церквушки. Неудивительно, ведь здание перестраивалось, прежде чем принять «псково-печерский» стиль. Но это не отменяет его ценности. Обязательно зайдите сюда, поставьте свечку. Где еще вы прикоснетесь к тысячелетней истории.
Следующий по пути от входа храм — Средний или Троицкий. Длина – 21,5 м, ширина – 13,25 м, высота – 15 м.
Храм отличается размерной пропорциональностью предметов и деталей. Из внутренних деталей в алтарной части отмечались остатки престола.
Считается, что Средний храм отличается особой акустикой. В XIX веке объект был практически разрушен, но его восстановили монахи. До революции использовался в качестве соборного храма монастыря.
А вот так Cредний выглядел в 1930-е годы. Получше, чем сейчас.
Ну и третий храм городища — Северный или Георгиевский. Крестообразный, с единым шатровым куполом. По мнению археолога Владимира Кузнецова, Северный храм был кафедральным собором Аланской епархии и центром духовной жизни Алании в Х-XIII вв. Построен при абхазском царе Георгии II (920–955 годы). Вдумайтесь в эти цифры. Вы можете посетить сооружение, которому 1100 лет!
В храме проводится богослужение только один раз в году, 6 мая – в день памяти Георгия Победоносца.
Посмотрите на фото ниже — это он, Северный храм в середине 1930-х. Тогда никто не следил за состоянием памятника. Фактически здание разрушено. Но позже его восстановили.
А все потому, что в 1940 году экспедиция советских археологов обнаружила под полом в Северном храме клад с драгоценностями. Интерес вернулся.
Нашли элитное женское погребение, включавшее более 100 золотых украшений, серьги, массивные перстни, на одном из них арабскими буквами было вырезано имя царя Ашота.
Сокровища передали в Государственный Исторический музей. Потом археологи вскрывали руины христианских церквей и часовен, погребения, остатки жилых построек, но ничего особо ценного больше не обнаружили.
Исследователи проводят параллели Зеленчукских храмов с архитектурой, характерной для православных церквей на черноморском побережье Кавказа. В частности, Северный храм принято считать аналогом Лыхненского в Абхазии.
Будете ехать в Архыз — загляните на полчасика к Зеленчукским храмам. Постойте под сводами, послушайте ветер, прикоснитесь к камням — почувствуйте связь времен.