храмы гродно и костелы
Костелы и храмы Гродно.
И вот наконец мы добрались-таки до Гродно. Несколько раз поездка откладывалась по различным причинам, и в конце концов звезды сошлись правильно, поэтому мы навестили второй по красоте город Беларуси (после Минска конечно).
Вас будет ждать несколько тематических постов. Я решила начать с религиозного Гродно.
Буду рассказывать не в порядке важности, а посещения.
Первым перед глазами туристов предстает костел Обретения Святого Креста и монастырь бернардинцев.
Монастырь базилианок (1720-1751).
Синагога была построена в 1870 году и недавно отреставрирована.
Переходим к главному костелу Гродно.
Еще его называют Фарным костелом и костелом Франциска Ксаверия.
Храм был построен в 1600-1700 годах.
Внутри было роскошное убранство, но висела табличка, что фотографировать во время службы нельзя, а как раз шла служба, поэтому я его просто запомнила).
Второе название Церковь святого Иоанна — памятник архитектуры начала XIX века.
А вот столько ступеней нужно преодолеть, чтобы попасть в следующую церковь.
Каложа достаточно невзрачна, но известна тем, что датируется 1100 годом. Половина церкви была разрушена и отстроена в дереве.
Памятный камень возле церкви.
Монумент в близлежащем Каложском парке.
Костел Матери Божьей Ангельской и монастырь францисканцев. Основан в 1635 году.
У костела открывается вид на Нёман и костел Бернандинцев.
Но больше всех мне приглянулся ансамбль монастыря бригиток с костелом Благовещения Пресвятой Девы Марии.
Все это великолепие было построено в 1634-1642 годах.
Вообще пару раз в Гродно накрыло дежавю: будто я в Ватикане, т.к. вокруг много костелов и снуют монахини в католическом облачении туда-сюда.
Отслуживший свое колокол.
В следующий раз прогуляемся вместе по улицам города. Не переключайтесь).
Церкви, Монастыри и Костелы в Гродно
Свято-Борисо-Глебская Коложская церковь
Главная синагога (Большая хоральная)
Кафедральный собор Святого Франциска Ксаверия (Фарный костел)
Лютеранская кирха Святого Иоанна
Бригитский костел Благовещения Пресвятой Девы Марии и монастырь бригиток
Костел Матери Божьей Ангельской и францисканский монастырь
Костел Отыскания (Обретения) Святого Креста и монастырь бернардинцев
Свято-Покровский кафедральный собор
Свято-Рождество-Богородицкий женский монастырь (базилианок)
Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Церковь Собора Всех Белорусских Святых
Храм Святого равноапостольного князя Владимира (Свято-Владимирский)
Храм во имя Святого преподобного Сергия Радонежского
Храм во имя Святой преподобной Марфы
Церкви, монастыри и костелы в Гродно – неотъемлемая часть истории Беларуси. Не удивительно, что интерес к этим достопримечательностям растет с каждым годом. Планируете небольшое путешествие по стране или хотите изучить новое место родного города? Лучшие церкви, монастыри и костелы по отзывам посетителей вы найдете на портале Postim.by.
• Определиться с локацией всего за пару минут. Перед вами – полный список церквей, монастырей и костелов города. Изучайте график работы, уточняйте адрес и отправляйтесь в путь! На странице достопримечательности можно посмотреть красочные фото.
• Получить достоверные сведения. Адреса, телефоны, время работы – все проходит обязательную проверку.
• Узнать мнение других посетителей о церквях, монастырях и костелах.
• Посмотреть, какие локации находятся в нужной вам части города. Просто кликните на «Открыть карту».
• Уточнить, куда можно пойти прямо в данный момент. Для этого нужно воспользоваться опцией «Открыто сейчас».
Гродно: Восточное Христианство на западной границе
Карта города Гродно времен Польско-Литовского государства. XVI век |
Сюда стекаются жаждущие кипучей деятельности выпускники семинарий, здесь на улице звучит польская речь, напротив кафедрального собора стоит лютеранская кирха, настоятель которой — женщина-священнослужитель; православные ездят на экскурсии по дотам на велосипедах, епископ 10 лет живет в здании мединститута, экологический отдел — рядовое подразделение Церкви; семинарского бухгалтера поздравляют с днем Ангела в неделю мытаря и фарисея, епархиальную газету делает математик-программист, а молодоженов запрещено венчать без нескольких бесед со священником.
Это не какая-то экзотическая православная диаспора.
Это белорусская Гродненская епархия.
Икона от колхоза
… Долго стоишь, смотришь во все глаза на эту икону. И. привыкаешь к местному колориту. В деревенском храме, куда мы с фотографом приехали буквально с вокзала, под потолком висит большой, в типичном белорусском сельском стиле написанный образ. «Господь Саваоф» — это надпись сверху. А снизу, крупными аккуратными буквами: «Икона пожертвована колхозом «Октябрь». Председатель такой-то».
Позже нам рассказали, что Белоруссия по плану советских деятелей должна была стать первой абсолютно «безбожной» республикой в Союзе (говорят, что до сих пор памятников Ленина на душу населения в Беларуси больше, чем в любой другой стране СНГ), а по иронии судьбы стала одной из самых активных в Русской Церкви. Соседство активной и пестрой религиозной жизни — православных, католиков, кальвинистов, неопротестантов — и никак не выветривающегося атеистического прошлого — одна из специфических особенностей этих мест.
Фото Ивана Цыркуновича |
Удивительная судьба! За один только XX век город побывал в составе пяти государств: Российской империи, Литвы, Польши, СССР и Беларуси; переходил из рук в руки — год город польский, четыре месяца — литовский, и снова — польский! Жители не успевали привыкнуть к одному названию улицы, как оно менялось на другое: Софийская — Кенигсбергская — Ленинская. Но кафедральный собор Гродно и кабинет епископа Гродненского и Волковысского Артемия находятся на улице «идеологически нейтральной» — в честь польской писательницы Ожешко.
Прямо с вокзала мы едем на архиерейскую службу, чтобы после познакомиться с владыкой Артемием.
Чин «освящения картошки»
Говорят, каков поп, таков и приход. Какой епископ, такая и епархия — не говорят. Наверное, потому что звучит длинновато и нелаконично, но, тем не менее, это именно так и есть.
Наше знакомство с епископом Гродненским Артемием начинается, как знакомство читателя с главным героем «Ревизора», который появляется лишь во втором действии, а в первом — все о нем говорят.
«Очень он хороший, «живой», с юмором. Он с вами шутить будет постоянно», — наставляет коллега из Минска. «С ним легко», — характеризуют нам епископа при заселении в гостиницу. «Владыка очень требователен к духовенству, много работает с молодежью, миссионер, — неожиданно серьезно говорит сопровождающий нас с первых минут в Гродно иерей Вячеслав Гапличник, когда мы едем в деревню на соборную службу. — Один из первых указов владыки в Гродненской епархии предписывал проводить обязательные огласительные беседы перед Таинствами Крещения и Венчания. Некоторые священники опасались, говорили, что это отпугнет людей, но владыка настоял…»
. После Литургии епископ принимает нас тепло и очень как-то просто. «Только чтоб не написали, как иногда пишут: его преосвященство отслужило Литургию, пообедало и спать легло», — шутит и с нами владыка. Но его преосвященство действительно «отслужило Литургию и пообедало» — что поделаешь! Сегодня в деревне Свислочь — архиерейская служба, соборная. Но храм полупуст. «На картошку все пошли», — предполагает настоятель, иерей Николай Войтов. «А что, пора чин освящения картошки ввести? — тут же находится епископ Артемий. — Храмы переполнены будут!»
В Беларуси шутят, что картошка — основная религия страны. А если серьезно, основная конфессия во всю историю Гродненской области менялась чуть ли не с той же частотой, что и политическая власть. Православие, католицизм, униатство, кальвинизм — в разное время власть и местная знать поощряла то одну, то другую веру.
Гродно, Старый замок. Руины нижней церкви XIV–XV веков |
Так что храмы и костелы меняли «хозяев», разрушались и восстанавливались, строились и разбирались. В годы коммунизма ими владело государство, верующие храмы арендовали, а священник фактически не мог быть главой прихода. «У меня где-то в архивах до сих пор лежит договор с прихожанами и председателем: «я сотрудничаю», «я являюсь», — вспоминает владыка Артемий. — Скажешь что-нибудь «не то» в проповеди — заберут регистрацию без объяснения причин или с формулировкой: «Вы приход не устраиваете».
Трудности
Трудности не помешали будущему архиерею ходить в храм с седьмого-восьмого класса — хотя в первый такой поход «бабка из церкви выгнала». После учебы в техническом вузе и службы в армии он уехал в Псково-Печерский монастырь послушником, потом — семинария, духовная академия. «Все годы обучения в академии этот факт удавалось держать в тайне от родителей — говорил, что работаю в библиотеке. А уж потом пришел: пожалуйста, извините меня, но я теперь дьякон, если хотите — принимайте меня таким». Приняли. Хотя, узнав об этом, начальство досрочно отправило мать будущего епископа на пенсию. Такие были времена.
Трудности временами перестройки не ограничились, просто, наверное, приняли другой характер. Когда владыка Артемий, только что назначенный епископом, приехал в Гродно в 1996 году (как говорит, «с подрясником и рясой — вот и вся моя «команда») — «резиденцией» архиерея были 3 комнатки и пожарная лестница в здании Мединститута (ранее принадлежавшем Церкви). По соседству с моргом, операционной и виварием для собак, крыс, кроликов. «Вроде Ноева ковчега, — шутит епископ. — Только с характерным запахом формалина».
Сейчас — потихоньку, с трудом все восстанавливается. Люди вспоминают свою полузабытую веру, храмы и церковные здания возвращают свое первоначальное назначение, улицы — былые названия. Деревенский храмик, например, стоит на Крестовоздвиженской.
. Старенькие прихожанки после Литургии сидят за одним столом с епископом, священниками, едят одну и ту же «бульбу». Нас тоже приглашают за трапезу. «Кто у нас бригадир? Кто старшая? Кирилловна?» — к смущению скромных старушек спрашивает посреди трапезы владыка. «Кирилловне» 87 лет. Она уже отвыкла быть в центре внимания. «Вы можете не бояться, — подбадривает ее епископ. — Вы пирог архиерею дали — он ругаться не будет». Общий смех. «Вы ведь шум подымали, что церковь надо открыть?» — снова подбадривает бабушку владыка, и виновница этих слов расцветает, осмелев, говорит тост. «Старушки, милые, спасибо вам. Благодаря вам открываются приходы», — как не расцвести от таких слов?
Когда каждый — при своем деле
Из деревни владыка Артемий отправляется по делам — мы прощаемся с ним до вечера и едем с отцом Вячеславом в город Гродно. Город маленький, и поэтому впечатление такое, что половина жителей — молодые люди в рясах. Гродненская епархия считается самой молодой в Беларуси — если считать по возрасту священников. И одной из самых деятельных.
Вот мы и в Гродно, у Кафедрального Покровского собора — бывшей гарнизонной церкви, построенной в память о погибших в русско-японской войне 1904—1905 г.г.
Свято-Покровский кафедральный собор |
…Мимо нас проезжает молодой человек лет 30 — на горном велосипеде, в черной бандане и в «беспалых» черных перчатках. Улыбается и притормаживает, подъезжая к нам. «Познакомьтесь, это редактор епархиальной газеты и сайта, Александр Шурский», — представляет его отец Вячеслав. Александр по образованию программист, выпускник математического факультета, но уже 7 лет один отвечает за интернет-сайт и газету. «Я не журналист, хотя с детства любил писать дневники. И однажды решил послать свою статью на сайт епархии. Через какое-то время меня пригласили работать — временно…». Еще Александр ведет «ветку» о православии на светском форуме, учится заочно в семинарии и. пишет стихи — правда, об этом сам не рассказывает, узнаем случайно из интернета. Вот вам и технический склад ума!
Как сказал владыка Артемий, люди зачастую приходят в церковь как в государственное учреждение: пришли, отстояли, ушли. «Не чувствуют себя дома, в доме нашего Бога». Поэтому у себя старается всеми силами объединить людей, ввести их в «семью», никого не оставить не у дел, так что поддерживает практически любые начинания — у человека «глаза горят», когда он при своем деле.
«Здесь надо ограду поставить, вокруг плащаницы», — делится своими планами неутомимая Мария Андреевна Ефимова, староста Кафедрального собора. Эта приятная женщина лет шестидесяти встречает нас каждый раз по возвращении в паломнический центр. Она офицер, военный строитель, окончила инженерно-строительный институт в Москве. В ее взгляде, манере держаться сразу видны и хватка, и воля… и радушие. 15 лет назад ее попросили помочь в строительстве храма, так Мария Андреевна и осталась в Кафедральном соборе, главным специалистом по строительству: возглавляет паломнический центр, консультирует по поводу строительства, реконструкции, заботится об убранстве главного городского храма.
Угощая нас, разумеется, бесподобной картошкой, Мария Андреевна рассказывает, как строили больничный храм. Однажды начавшись, в какой-то момент работа была приостановлена, ничего не двигалось с места. Тогда она попросила разрешение вмешаться. Пришла на стройплощадку, собрала рабочих, прораба:
— Вы знаете, что строите?
— Да, конечно — храм строим.
— Вот именно — не что-нибудь, а храм. Так давайте обсудим, как нам организовать нашу работу в соответствии с этой целью.
И дело пошло!
Больничный храм — тоже гордость епархии и отдельный разговор. Сестра владыки Артемия лечилась в гродненской больнице, и он вспоминает об этом с горечью: «Придет иной священник, прочитает молитвы и уйдет — ни беседы, ни поддержки. А когда в больнице есть храм, это, безусловно, гораздо лучше». Удивительный по красоте храм, и типично белорусский — по скромности. Тут служит протоиерей Александр Хомбак, по второму образованию он психолог. По призванию — наверное, миссионер: он возглавляет миссионерский отдел епархии.
Соборы, костелы и кирха
Протестанты и католики в Гродно — на особенном положении: ведь разные конфессии уживаются тут еще со средних веков. «Практическое богословие можно и у баптистов «подсмотреть», — говорит отец Вячеслав. Не заметно здесь никакой воинствующей враждебности по отношению к инославным. Отношение спокойное.
«Ох, и потанцуют на мне!»
Кстати говоря, в Гродно мы оказались в день памяти Иоанна Кормянского. это белорусский святой XX века. Он тихо жил, тихо умер, еще до революции. «Ох, и потанцуют на мне», — говаривал в конце жизни святой, и никто не понимал, к чему ж это он. Поняли после, когда пришла советская власть: могилу отца Иоанна залили асфальтом и на ней устроили… танцплощадку. За пределами Беларуси святой совсем почти не известен.
Тем не менее, в главном соборе Гродно, куда мы отправляемся вместе с отцом Вячеславом, первое, что бросается в глаза — это иконы новомучеников, большинство из них — белорусские святые. Об этих иконах отзываются по-разному, но ясно одно: идея понравилась не всем. Потому что — как же! — на иконах всё так, как было: вот красноармейцы расстреливают крестный ход в Астрахани; вот сжигают священномученика Иоанна, архиепископа Рижского, живьем, заперев на его собственной даче; вот расстреливают Иоанна Мозырского, уводят под конвоем Петра Крутицкого, смотрителя Жировичского монастыря…
Как же, везде, выходит, красноармейцы — злодеи?! Это не всем по духу. Но владыка иконы убирать не собирается — есть вещи, в которых он остается тверд и даже жёсток. «Он — независимый и может высказать в лицо, прямо, что думает. Некоторые священники считают, что владыка уже слишком иногда резко поступает. Большинство поддерживает своего архиерея: не нужно бояться отстаивать свободу веры и интересы Церкви», — говорит отец Вячеслав.
«Нужно уметь заставить себя уважать, — вспоминаются слова владыки Артемия. — И если хочешь поработать, а не устроиться поудобнее — жди трудностей».
«Один гродненский священник, например, — рассказывает нам отец Вячеслав, — пока в 90-е годы собирали деньги на храм, служил. в специально оборудованном железнодорожном вагоне, отданном под временный храм. «Скиния завета». «И, по-моему, теплее этой «скинии» ничего не было, правда?», — говорил владыка Артемий. Епископ уверен, это был самый свободный приход. Потому что он ни от кого не зависел и ни у кого не просил «панской милости».
Так и надо — считает владыка. И учит этому молодежь — своих любимых воспитанников.
«Не надо стесняться быть христианином»
С какого возраста начинается молодежь и в каком возрасте она уже «не молодежь» — сказать трудно. Со «старшей» молодежью Гродно познакомимся вечером, а пока знакомимся. с «храмом для детей». Недавно его освятили при воскресной школе, теперь тут регулярно служится «детская литургия». Она короче, чем обычная, «взрослая». И храмик получился таким детским: маленькие аналойчики, низенький иконостас и словно детские такие иконочки. Алтарничает, конечно, тоже малышня. Храм освящен в честь равноапостольной княгини Ольги, но покровительствует детям еще один святой — их ровесник, мученик Гавриил Белостокский. В XVI веке его выкрали у родителей и жестоко убили сектанты.
Для «старшей» молодежи — службы без поблажек. И каждый месяц — встреча с епископом: вот на нее мы и идем.
Это не то чтобы какой-то обязательно-принудительный «съезд». Встречи «камерные»: небольшой класс, человек 30 молодых людей. После знакомства с владыкой Артемием мне ясно, что тут ни пафоса, ни общих слов в стиле «дорогу — молодым» не будет. Была даже жесткость:
— Не надо стесняться: «Извините, я христианин». Но не нужно и демонстраций устраивать из своей «святости», — говорит владыка Артемий.
Он пересказывает молодежи историю монахинь, чьим послушанием в 20-30-е годы было шить теплые вещи и, с риском для жизни, передавать их на ж/д платформе политзаключенным, которых отправляли по этапу в Сибирь; и еще ночами стоять в очередях за новостями о судьбах арестованных — на Лубянке, у тюрем — чтобы могли отдохнуть, поспать родственники заключенных, стоявшие в этих очередях помногу дней.
— Каждый человек несет ответственность за все, что происходит вокруг него. А мы боимся, как бы чего не вышло…
В епархии существует множество молодежных братств. Есть несколько сестричеств — названия условные: и там, и там состав смешанный. Кстати, одно из сестричеств курирует протоиерей Георгий Суботковский, возглавляющий. экологический отдел епархии — есть и такое! Воспитание бережного отношения к природе, даже устройство церковных помещений по энергосберегающим технологиям, (в т. ч. с использованием энергии солнца или ветра, из экоматериалов) западные христиане уже взяли на вооружение, рассказывал отец Георгий, восточные — пока учатся.
У соседей-поляков в определенной степени призывает учиться и владыка Артемий. Вот в Польше ежегодно вся верующая молодежь выходит на крестный ход — тысячи и тысячи.
Регент — протоиерей Андрей Бондаренко, композитор, лауреат государственной премий за оперу «Князь Наваградскi» (1994). До рукоположения в диаконы в 1995 году преподавал композицию, руководил Гродненской капеллой |
— А у нас кто на даче «спасается» — в «скиту», кто, по примеру апостолов, пошел рыбу ловить на спиннинг — не идут на крестный ход в день всех белорусских святых!
«Обратная связь» на встрече тоже работает.
— Как к православным дискотекам отношусь? Ни разу не был, — ко всеобщему смеху отвечает на чей-то вопрос архиерей. — Не знаю, что они там делают. Может, на коленях стоят….
Говорит, когда был молодым, бабушки ужасались: танцы?! — упаси Боже — не спасешься! А сейчас?
— Все можно, но не все полезно. Каждый человек должен нормально развиваться, я за «живых» людей. Но все нужно в меру. Пока можете владеть собой, воспитывайте себя нормальным человеком.
…Следующая записка уже шуршит по столу: «Что делать, чтоб не быть теплохладным?». «Переливание крови», — быстро реагирует владыка. И уже серьезно:
— Сам теплохладный, сам ленивый — не могу здесь советовать особенно. Стучите и отворят вам. Не дожидайтесь инфаркта. Все начинается с молитвы, но в одночасье ничего не происходит — чтобы мы поняли, что невозможно спастись без Христа.
Репетиция хора духовенства Гродненской области |
Позади множество встреч, бесед и историй — день пролетает моментально, а сам город, сердцевину епархии, мы почти не видели. На следующее утро нашим временным экскурсоводом по Гродно станет протоиерей Александр Велисейчик, молодой благочинный Гродненского округа, большой любитель и знаток истории.
Коложа: мировое наследие ЮНЕСКО
«Здравствуйте!», — кричат дети отцу Александру. «Четыре», — мысленно считаю я, сколько раз люди на улице здороваются с нашим новым провожатым. Снова ощущение, что все друг друга здесь знают.
Борисо-Глебская Коложская церковь, г. Гродно |
Отец Александр — из священнической семьи: отец и брат — священники. Из его кабинета, уставленного кубками за баскетбольные турниры православной молодежи, отправляемся в центр города.
В любом городе есть своя «Красная площадь», своя «изюминка», особенная гордость. Для Гродно это, прежде всего, Борисо-Глебская Коложская церковь, Коложа, — потрясающей красоты храм XII века на берегу Немана. Больше нигде в мире вы не увидите такой церкви. На Гродненщине в средние века было принято украшать храмы очень своеобразным способом: в стены с внешней стороны помещались огромные обтесанные камни — в нижний ярус, а выше — из полудрагоценных камней выкладывались мозаикой кресты. Эти кресты на солнце переливались разными цветами. Девять веков спустя они, конечно, потускнели, да и комсомольцы в свое время сделали из них мишени для стрельбы. Часть храма в конце XIX века обрушилась в Неман — дожди подмыли склон. Но своеобразия своего храм не утратил: он прямо дышит средневековьем! В стены встроены «голосняки» — полые кувшины, создающие внутри храма замечательную акустику. Но дело, конечно, не только в акустике. «Необычайное впечатление — здесь служить, необычайное благоговение испытываешь», — рассказывает нынешний настоятель Коложи, иерей Владимир Борисевич. Свой приход он в шутку именует подвижническим: ну кто еще согласится и летом, и зимой стоять всю службу на холодном каменном полу?! Отопления здесь, как и в средние века, нет, но подогрев пола все же планируют сделать, и восстановить его прежний, первоначальный вид. В особенные дни «подвижничают» здесь новобрачные — отец Владимир вспоминает, как в один из дней, на некую круглую дату, кажется, 07.07.2007, венчал. 28 пар!
Сейчас Коложская церковь не просто действует, при ней — вокресная школа, в храме выпускается детский листок — «Сретение», прихожане окормляют городскую больницу, дом инвалидов, тут же молодежное борисоглебское братство…
Местная святыня — Коложская икона Божьей Матери. Говорят, что во время первой мировой войны ее обносили вокруг фортов города, служили молебен. И Вильгем, немецкий кайзер, по необъяснимым причинам развернул свои войска и вместо Восточной Польши пошел на Францию…
Хочется напоследок как бы захватить из этих мест побольше ощущений. Действительно, необыкновенное чувство — быть внутри храма, в котором молились в 1410 году, уходя на Грюнвальдскую битву — решающее сражение против Тевтонского ордена, в котором участвовало чуть не пол-Европы.
Стоишь и завороженно смотришь: тут все так, как должно быть в церкви. Напоследок мы заезжаем к владыке Артемию — попрощаться. И заходим в кафедральный собор. Внимательно всматриваешься в свеженаписанные иконы новомучеников. И воедино связывается нить — между древней Коложей и отреставрированным новеньким Покровским собором.
И так странно вглядываться в облик новомучеников, таким смутным предупреждением отзывается их жизнь — когда знаешь, что храмы открыты и исповедание веры ничем не грозит. Мирное время сейчас. и эти лики — видевшие гонения, личико мальчика Гавриила, распятого сектантами, лик Богоматери, молитвы которой спасали от кайзеровских войск; и те камни и стены Коложи, провожавшие на Грюнвальд литовцев, свидетели бесконечных разорений города крестоносцами, зверств фашистов, холода комсомольских насмешек. И всё это едино: и древние мученики, и новые исповедники, и бабушки-«белые платочки», и молодые, полные сил прихожане и священники. И над всеми этими лицами и ликами — лик Христа: «Бодрствуйте и молитесь, доколе приду».
Артемий, епископ Гродненский и Волковысский
Разбудить человеческое сердце