храмы москвы не закрывавшиеся в советское время
Москва: от креста ко кресту
Многие верующие люди ждут отпуска, чтобы совершить паломничество. Это действительно очень важно: да, святые слышат нас везде, но зачастую именно после паломничества к тому или иному святому у вас складываются с ним глубоко личные отношения. Это удивительно и радостно: соприкосновение со святыней укрепляет веру, словно оживляет, согревает сердце.
С давних пор одним из самых любимых мест паломничества для меня является Москва. Причем паломничества, как правило, кратковременного и незапланированного — когда удается выкроить пару часов в деловых поездках. Это постепенное открытие города «сорока сороков» — и ему пока что не видно конца. В древней русской столице сосредоточено совершенно исключительное количество святынь. Казалось бы — очевидность… Но когда я говорю о том, что люблю паломничать по Москве, у моих собеседников это зачастую вызывает недоумение.
Как-то так получилось, что у Саратова с Москвой сложились отношения прагматичные, чисто деловые. И почти никто из моих знакомых саратовцев — даже из тех, кто часто бывает в столице, скажем, в командировках, или проездом, или навещает друзей и родных, — не рассматривает Москву как место паломничества. Люди говорят, что не знают города, им трудно ориентироваться или что их просто сбивает с ног московская суета, шум и многолюдство — как здесь думать о душе?
Поэтому, начиная свой рассказ, я просто выполняю обещание, данное моим друзьям. Я хочу от души, чтобы малоприятные стороны современной столичной действительности — те, что на поверхности, — отступили, и открылись глубина и тишина святых мест столицы. И если это случится, вы уже не сможете смотреть на Москву по-старому.
В шаге от метро
Парадокс в том, что в Москве паломничество к кому-то из великих святых не займет много времени. Будь вы там просто проездом, и у вас есть лишний час — этого вполне достаточно. Например — центр, метро Китай-город, и прямо у станции (выход к улице Маросейка) — храм святителя Николая в Кленниках. Он известен тем, что здесь служил святой праведный Алексий (Мечев). Обычный приходской священник, в 1893 году он был назначен на бедный московский приход и восемь лет ежедневно служил Литургию в пустом храме. Однако через некоторое время в этой церкви яблоку негде было упасть: люди буквально прикипали душой к храму на Маросейке, потому что ощущали здесь ни с чем не сравнимое напряжение молитвы и безграничную любовь батюшки. Среди духовных чад «старца в миру», как его называли, были известные, образованные люди — врачи, ученые, художники — и вместе с тем самый простой народ. В 1920–1930‑е годы многие члены общины были арестованы, высланы, отправлены в лагеря и тюрьмы. Однако удивительно — были и те, кто дождался возрождения Никольского храма (он был разорен и использовался как подсобное помещение с 1932 по 1990 год) и встретил в нем дорогого батюшку. Мощи святого праведного Алексия были перенесены в храм на Маросейке в 2001 году. И сегодня люди приходят к святому в горе и в радости. Заходя в этот тихий храм с кипящей улицы, оказываешься словно вне времени и пространства…
И таких замечательных святынь, которые находятся буквально в шаге от метро, в столице не счесть. Обычно люди начинают знакомство с церковной Москвой с Храма Христа Спасителя. Конечно, это храм-символ, здесь всегда многолюдно, но очень обидно, что в основном посетители ограничиваются осмотром пышного убранства воссозданной святыни. Душа верующего человека стремится здесь прежде всего к раке святителя Филарета Московского. При жизни его называли Филаретом мудрым — и действительно, он оказал огромное влияние на жизнь Русской Церкви. Мы до сих пор пользуемся его переводом Священного Писания и катехизисом. Аскет, молитвенник и в то же время — человек огромного сердца. И несмотря на то, что к его раке приходит в течение дня не так много людей (печальная особенность сегодняшнего почитания святых!), люди рассказывают, что святой удивительно участлив к тем, кто молитвенно просит его помощи.
Упомяну о том, о чем сама узнала недавно. В Храме Христа Спасителя хранится частица Ризы Господней. В 1625 году она была передана персидским шахом Аббасом II в дар царю Михаилу Федоровичу и торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. В честь этого события был установлен ежегодный праздник Положения Ризы Господней в Москве (10/23 июля). В советское время Риза хранилась в запасниках музеев Московского Кремля и только в 2007 году была возвращена Русской Православной Церкви. Сейчас изнесение частицы Ризы из алтаря и поклонение ей совершаются в каждый последний воскресный день месяца.
Еще очень интересный факт: в ноябре 2015 года в галерее нижней, Преображенской церкви кафедрального соборного Храма Христа Спасителя открылся Патриарший музей церковного искусства. В состав его экспозиции входят памятники V–ХХ веков! Древнейший экспонат — египетский фаюмский портрет. Здесь же развернута очень интересная выставка, посвященная истории самого Храма Христа Спасителя. Музей открыт ежедневно с 10 до 17 часов, вход в него бесплатный.
«Милости источниче»
Помню, много лет назад меня поразило в Москве вот что: стоишь где-нибудь в центре — и видишь сразу несколько куполов храмов, очень красивых, старинных. Подобное можно было увидеть в каждом русском городе до революции. Но в Саратове, где я росла, было две действующих церкви почти на миллион жителей… Поэтому, когда я бывала в Москве и у меня было время, я просто двигалась наугад — от креста ко кресту. Так, от Храма Христа Спасителя можно свернуть в Обыденский переулок к древнему Ильинскому храму (1702 год), а оттуда хорошо виден Зачатьевский монастырь, куда я както направилась зимним вечером.
Уже стемнело, монастырь еще не был полностью восстановлен. И я замешкалась: куда идти, в какой церкви служба и где в нее вход? Вдруг меня обогнала девушка, она почти бежала к храму. «Наверное, торопится на службу», — подумала я и последовала за ней. Войдя в храм, она буквально припала к какой-то иконе, как ребенок к матери. Так я узнала о существовании чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Милостивая».
Первое упоминание о ней встречается в монастырской описи XVIII века. К началу ХХ века «Милостивая» была одной из самых почитаемых святынь монастыря. Когда в 1923 году властями было объявлено о закрытии обители, чудотворный образ был перенесен сестрами в храм Илии Обыденного. Многие насельницы были репрессированы. Небольшая община сестер тайно продолжала монашескую жизнь в миру. Многие годы они молились неотступно в Ильинском храме у своей Заступницы. В 1991 году было образовано сестричество в честь иконы Божией Матери «Милостивая» — это стало началом возрождения Зачатьевской обители. В 1999 году чудотворный образ вернулся в монастырь. Сестры собирают свидетельства о благодатной помощи Матери Божией, их множество: как и прежде, Она исцеляет и вразумляет, возжигает веру и не оставляет в самых безысходных житейских обстоятельствах. Такая вот история…
В память Воскресения
До 1917 года в Москве было около 900 храмов, к 1980‑м годам их осталось 353. Действовали из них 67, остальные были перестроены и отданы под разные учреждения. Снос церквей в Москве продолжался вплоть до 1984 года… Неудивительно, что москвичи особенно любят храмы, которые не закрывались в советское время. В них передавали на сохранение святыни из тех церквей, которым грозило разорение (об одном примере я рассказала только что). Здесь особенно чувствуется живая связь времен.
Этот старинный уютный храм расположен в квартале, где традиционно проживала творческая интеллигенция. Поэтому его прихожанами всегда, в том числе в советское время, были люди искусства и науки. Здесь пели на клиросе Иван Козловский, Антонина Нежданова. И поскольку среди прихожан были люди всемирно известные, это не раз спасало храм от закрытия. Рассказывают, что в советские годы в Пасхальную ночь все примыкающие к церкви улицы заполнялись народом, стоявшим с зажженными свечами, а в самом небольшом храме каким-то образом умещались более двух тысяч человек!
В храме Воскресения Словущего тоже находится ряд особо почитаемых московских святынь. Среди них очень интересный образ святителя Спиридона Тримифунтского с частицей его мощей и чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Редкий случай: Божия Матерь изображена на ней с непокрытой главой — это символ того, что Она отдала Свой покров людям ради спасения грешников.
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 19 (567)
Что делали в уцелевших церквях в СССР
В рамках антирелигиозной кампании большевики закрыли, разрушили и разобрали на кирпичи десятки тысяч храмов. Если до революции в России насчитывалось 54 тысячи действующих храма и больше тысячи монастырей, то к началу Перестройки их число сократилось до 6893 и 15 соответственно.
Уцелевшие храмы были закрыты и использовались совсем для других целей: многие были перестроены под дома культуры, кружки для пионеров, в некоторых монастырях и вовсе размещали тюрьмы и отделения ГУЛАГа.
Склад
Большинство храмов, которые не были разрушены, были приспособлены именно под хозяйственные нужды: использовались как складские помещения для различных фабрик, где хранили зерно, муку, сахар.
Ленинградцы знали, что во время блокады немецкая авиация использовала высокий Исаакиевский Собор как ориентир и не бомбила его. Поэтому в храм свезли ценные экспонаты из других музеев. А вот еще до войны, в 1930-х, в храме был запущен маятник Фуко.
Церковь Спаса на Кров
Под книгохранилище Библиотеки имени Ленина в 1943 году была отдана Церковь Папы Римского Климента в Москве. Кстати, книги были вывезены отсюда лишь в 2008 году!
Церковь Папы Римского Климента
Открытый доступ; А.Савин/Википедия
Казарма
В крымском Храме Воскресения Христова в Форосе в годы Второй мировой войны базировался отряд советской армии. Здание серьезно пострадало от фашистских налетов. После войны его хотели снести совсем, но он чудом уцелел и после Перестройки был отдан РПЦ и вновь стал действующим.
Храм Воскресения Христова
Сергей Амзаыев/Global Look Press
Пожарное депо и автовокзал
Церковь Воскресения Христова и Михаила Архангела в городе Касимов
Фабрика
Некоторые церкви были переданы фабрикам, но не только как складские помещения: в них было организовано производство. Например, Церковь Петра и Павла в Суздале была использована под хлебопекарню.
Церковь Петра и Павла в Суздале
Похожая судьба была у Благовещенской церкви в Костроме – ее отдали под хлебозавод, а вернули Православной церкви лишь в 2000-ые.
Благовещенская церковь в Костроме
Московская Церковь Бориса и Глеба в Дегунине в 1941 году была переоборудована в амбулаторию. В 1960-х в храме расположились цеха трикотажной фабрики, а во время перестройки здание арендовал под гараж научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза». Сейчас здание возвращено Православной церкви, в нем ведется служба.
Церковь Бориса и Глеба в Дегунине
Церковь Рождества Христова в Черкизове
А вот помещения Воскресенского монастыря в Торжке до сих пор занимает швейная фабрика.
Воскресенский монастырь Торжок
Планетарий
Пожалуй, один из самых необычных функций досталась Николо-Кремлёвская церковь во Владимире. В 1962 году здесь был открыт планетарий, для которого специально изготовили пластиковый купол. Несмотря на планы местных властей перенести планетарий в новое здание, он до сих пор действует именно в церкви. Причем считается важным образовательным учреждением: здесь проходят занятия по астрономии, лекции и викторины.
Николо-Кремлёвская церковь во Владимире
Музей
Многие коммунисты все же понимали культурно-историческую значимость самых известных храмов. Их сохраняли и устраивали там музеи. Государство брало здания под охрану, реставрировало их, поэтому такие церкви дошли до наших дней в хорошем состоянии и часто даже лучше сохранились, чем те, что были все эти годы в ведении РПЦ.
Храм Василия Блаженного
Тюрьма
Кроме Соловецкого под лагерь был приспособлен, например, Новоспасский монастырь (позже здесь базировалось хозяйственное управление НКВД и женский исправительный дом) и Спасо-Андроников монастырь (потом здесь расположилась колония для беспризорников и отделения наркомата обороны).
Малознакомая Москва православная. Сакральный Трифоновский треугольник
Годы советской власти сделали наш народ и мало- и слабо-верным. Да и без этого то русский мужик был характерен тем, что пока гром не грянет, он не перекреститься.
Но иногда Жизнь так загоняет в угол, то вольно-невольно капитулируешь и обращаешься к Некой Высшей Силе! Вот в такие минуты, когда, как воздух, необходима хорошая работа, когда возникли проблемы в семье, когда вдруг случилось нашествие тараканов на квартиру или мышей на дачу, а то и просто какие-то насекомые взялись методично уничтожать рассаду и урожай на даче – самое время вспомнить о Сакральном Треугольнике св. мч. Трифона в Москве.
То, что два из трех храмов не закрывались в годы советского безбожия, тоже говорит в пользу заступника Трифона, как и в разы увеличивает силу Трифоновского сакрального треугольника!
Он состоит из трех храмов:
1. БМ «Знамение» на М. Рижская
2. Храма в Напрудном
3. Иконы БМ «Нечаянная Радость» в Марьиной Роще
Все эти три храма расположены недалеко друг от друга, образуя невидимый сакральный треугольник, о котором, к сожалению, знают даже далеко не многие православные.
Меж тем, как святые не выбирают людей своей конфессии, а помогают всем, кто обращается к ним с верой в помощи и открытым сердцем!
Мое знакомство с Трифоновским треугольником состоялось порядка 20-ти лет назад, когда приехала в Москву, и началось моё служение на ниве психологической помощи населению!
Люди обращались по самым разным поводам. И всегда находилось решение. Но когда однажды, началась полоса обращения мужчин по поводу проблем с женами, которые то запили, то загуляли…
И неважно в какой ипостаси находилась женщина – сестра, мать, дочь или жена, но если её понесло по всем тяжким… Тут спасения так просто не жди и не ищи. Если на мужчин в таких ситуациях хоть какая-то управа находилась, то с женщинами приходилось ОООчень туго… Вот тут то и пришлось искать какую-то Высшую помошь! А кто ищет – тот всегда найдет.
Житие св. муч Трифона см. здесь: http://www.pravmir.ru/den-svyatogo-trifona/
Поэтому я стала рекомендовать людям в разных случаях обращаться за помощью и молитвенной поддержкой к св. муч. Трифону. И с тех пор огромное количество судеб спасло Его святое заступничество.
Обращаясь к св. Муч Трифону по какому то одному вопросу, люди стали замечать, что он так же ещё скорый заступник и помощник и в других делах. Так накопился целый перечень, когда очевидна стала благодать Высшего Милосердия через св. муч. Трифона:
— помощь в нахождение хорошей работы;
— решение жилищных вопросов;
— обретение пропажи или потерянного;
— об исцелении от телесных недугов;
— в болезненном состоянии;
— в изгнании бесов и исцелении бесноватых:
— в случаях порчи плодов и во время голода;
Мы на своем опыте убедились, как сильна молитва св. муч. Трифона, когда вдруг ни с того, ни с сего на ровном месте на нашу квартиру в многоэтажке случилось одновременное нашествие тараканов и мышей! Кто бы мог подумать, что достаточно было заказать уникальную для православия службу, чтобы и те и другие, так же неожиданно как появились, так и исчезли…
Свидетельства о чудесах по молитвам св. мч. Трифона здесь: http://www.pravmir.ru/chudesa-po-molitvam-k-mucheniku-trifonu/
В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в кафедральном соборе святого Трифона.
В Болгарии существует особые иконография и почитание св. мч. Трифона: http://hram-sokol.livejournal.com/588216.html
Многие предлагали мне написать книгу, в которой собрать все чудеса, которые творил св. мч. Трифон. Но я искренне считаю, что вера в заступничество св. муч. Трифона всех этих людей творила с ними чудеса!
Но если бы я тогда знала, что буду писать материал на Туристере на эту тему, я бы уже тогда хотя бы статистику вела все это время.
Историю храмов брала из интернета с разных сайтов. На наиболее интересные и полные по информативности даю ссылки.
Именно с него удобнее начинать маршрут по Трифоновскому треугольнику
У названия этого храма много вариантов. Как то: Знаменский храм на Рижской, Трифоновский храм, Иоаннопредтеченская церковь, Предтеченская церковь, Ивановская церковь.
Каждое из этих названий имеет свое объяснение в многолетней истории храма
В XVII веке на месте современного храма была деревянная церковь, освященная в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (потезоименитству царя Иоанна Грозного). В Писцовых книгах она называлась так: «Церковь Иоанна Предтечи Усекновения честныя главы, по Переславской дороге, за Устретенскими вороты, в Гонной слободе»
В 1712 году церковь сгорела и была отстроена заново на деньги благотворителей и прихожан в 1713 году. При этом главный престол был освящен уже в честь образа БМ «Знамение».
Каменный храм начал строиться в 1757 году по прошению ямщиков Переяславской слободы и был освящен в 1766 году
В 1888 году по проекту епархиального архитектора С. В. Крыгина храм был расширен: боковые приделы вынесли вперед, в линию с главным, по бокам колокольни были сооружены две пристройки, построен переход, соединяющий второй ярус колокольни с хорами. Об этом событии напоминает мраморная доска на южной стене трапезной (около свечного ящика). В то же время по проекту Крыгина возведена церковная ограда.
В начале XX века при храме работали богодельня и церковно-приходская школа
В 1979 году прошёл внешний ремонт здания. В начале 1980-х был выстроен новый церковный дом. В ноябре 1980 году был освящен приставной престол во имя мученика Трифона.
Новый престол изготовлен из 250-летнего дуба, работы краснодеревщика В. И. Кудинова, прихожанина храма.
В декабре 1997 освящен каменный крестильный храм во имя священномученика Александра Хотовицкого
Знаменская церковь чуть было не исчезла при строительстве Рижской эстакады
Архитектура храма: одноглавый, квадратный, с верхним ярусом, куполом. В восточной части трапезной (на втором этаже) расположены хоры.
Колокольня — четырёхугольная, трехъярусная
Престолы Знаменского храма освящены в честь:
Это один из немногих храмов столицы, который не закрывался в годы мракобесия и религиозного бесчинства советского периода в истории России.
Поэтому, входя в храм, сразу же ощущаешь удивительную намоленность пространства!
Этому способствует, во-первых, сама чудотворная икона БМ «Знамение».
А во вторых, в него были переданы старинные и не менее намоленные иконы, закрытых храмов
Образа икон можно посмотреть на сайте храма: http://www.znamene.ru/
И в третьих, икона мученика Трифона с частицей его святых мощей (из закрытого храма мученика Трифона в Напрудном) вносит свою серьезную лепту в создание чистой и одухотворенной ауры храма иконы БМ «Знамение».
Вторым храмом в сакральном треугольнике св. мч. Трифона является собственно Трифоновский храм в Напрудном, который и положил начало образованию этого уникального места Москвы
Сегодня есть все основания предполагать, что это древнейший храм столицы! Сюда издревле притекают православные для поклонения святому мученику Трифону и для тихой молитвы в маленьком древнем великокняжеском храме.
Св. муч. Трифону, как покровителю семьи молятся о счастии в браке, не зря день его почитания 14 февраля более известный в светской хронике, как день влюбленных или Валентинов день.
Мученику Трифону особо молятся об исцелении от телесных недугов, в болезненном состоянии, в случаях порчи плодов, во время голода.
В древности, церковь была, разумеется, деревянной. Она была построена как обычный приходской храм на селе. По очень убедительной версии деревянная церковь точно существовала здесь уже при Иване Калите, поскольку местность Напрудное в его документах называется селом — значит, церковь уже была.
И еще известно, что в дворцовом Напрудном любили охотиться московские государи. В окрестностях села было много дичи, а огромный пруд давал возможность охотиться здесь на «мокрую» птицу. Здесь вполне могла случиться и потеря царского сокола, а в благодарность за успех в его поисках древняя церковь могла быть перестроена или обновлена теми же сокольничьими
Существует знаменитое московское предание, что св. Трифон помог сокольничему Грозного, князю Трифону Патрикееву найти любимого царского кречета, упущенного им во время охоты. Этот проступок мог стоить князю жизни, и он горячо молился о помощи, пока не заснул от изнеможения. И во сне ему явился св. Трифон и указал место, где находится потерянный сокол. Князь, пробудившись, немедленно поехал туда и действительно увидел птицу, мирно сидевшую на ветке дерева. В благодарность за чудесное спасение он построил на том месте, где спустя столетия появилась знаменитая Марьина Роща, часовню св. Трифона, а потом устроил из нее Трифоновскую церковь.
Эта легенда попала на страницы романа А. К. Толстого «Князь Серебряный». Каково же удивление тех, кто, увидев церковь своими глазами, прочитал на ее стене надпись «1492 год». Значит, храм был построен, по меньшей мере, за полвека до Иоанна Грозного!
Эта мемориальная табличка появилась в советское время, когда при реставрации Трифоновской церкви обнаружили старинную надпись на надгробной плите, позволившей так датировать этот храм, и провели изучение белого камня, из которого была построена церковь, подтвердившего датировку
А с XVII века здесь разместилась Дворцовая Напрудная слобода, где стоял государев Воловий двор, переведенный в Измайлово только при Петре.
Земли же Напрудной слободы со второй половины XVII столетия выделяли для переселенцев из западных русских городов под новую, Мещанскую слободу.
Каменная Трифоновская церковь, дожившая до наших дней, была выстроена в Напрудном вместо деревянной во второй половине княжения Василия III, то есть около 1520 года
Другая версия гласит, что Трифоновская церковь была выстроена каменной в дворцовом селе Напрудном при Иване III, а при его преемнике Василии Иоанновиче была перестроена. И она подтвердилась археологическими находками. Ведь первые письменные свидетельства непосредственно о каменном Трифоновском храме в Напрудном относятся только к первой четверти XVII века.
А после эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода, так, что ее даже собирались за ветхостью снести. Но одумались и не тронули этот очень древний храм
А вскоре в нем появилась бесценная святыня — частицы от св. мощей Трифона, которые почивали в Черногорском городе Бака Котарская. Произошло это так.
В 1800 году в Москву приехал архимандрит Черногорского владыки Стефан Вукович, и в первопрестольной готовились к его торжественной встрече. Московский мастер-серебряник Трифон Добряков изготовил в дар для св. мощей своего небесного хранителя серебряную раку и преподнес ее почетному гостю. В ответ он получил от Черногорского митрополита частицы св. мощей и в 1812 году велением сердца подарил святыню императору Александру I. Через семь лет государь, в свою очередь, передал ее Трифоновской церкви, где св. мощи были в трех особых дорогих ковчежцах вделаны в храмовую икону св. Трифона
После революции икону передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе близ Крестовской заставы, где только в 1980 годах был устроен придел во имя св. Трифона — освящен приставной престол.
В XIX в. приход Трифоновской церкви увеличился, и храм был значительно расширен. В нем был устроен южный придел во имя св. Николая Чудотворца, в 1861 году — северный придел св. Филарета Милостивого. В самом конце XIX столетия появилась и высокая красивая колокольня по проекту архитектора П. П. Зыкова, а в обширной трапезной, сооруженной по его же проекту, был освящен и придел во имя св. Филиппа, Митрополита Московского