храмы построенные андреем боголюбским
Строительные объекты в период правления Андрея Боголюбского
Князь Андрей Боголюбский ещё при жизни отца, пока тот находился в Киеве, принимал активное участие в его строительных проектах — укреплялись города и крепости Москва (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154).
В тесной связи с планами по политическому и церковному возвышению Владимиро-Суздальского княжества Боголюбским было организовано интенсивное каменное строительство, которым отмечено 1-е десятилетие самостоятельного правления князя.
Развитие Владимира и окресностей
Став «самовластцем всей Суздальской земли», Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир-на-Клязьме. С этого момента город и окресности начинают активно застраиваться. В 1158—1164 годах Андрей Боголюбский пристроил к Владимирскому кремлю так называемый Новый город — земляную крепость с двумя воротными башнями из белого камня.
Вид древнего Владимира, макет-реконструкция на основе версии Н.Н.Воронина. Музей г. Владимира
Золотые ворота
До наших дней из пяти внешних ворот крепости Нового города уцелели одни — Золотые Ворота, которые были окованы золочёной медью. Золотые ворота использовались как оборонительное сооружение и как триумфальная арка. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.
Успенский собор
Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Некоторые источники указывают 8 апреля 1158 года, как дату когда князь Андрей Боголюбский на высокой горе над рекой заложил основание здания. Главным мотивом постройки такого крупного храма было политическое положение Владимирского княжества, поэтому князь выделил на него десятую часть своих личных доходов. По этой причине высота Владимирского Успенского собора равнялась высоте Софийского собора в Киеве.
Уже в 1161 году собор был расписан. Согласно сообщению В. Татищева для строительства и росписи привлекались немецкие мастера, которые были присланы по просьбе Андрея императором Фридериком Барбароссой.
Княжеский замок-резиденция «Боголюбово» и церковь Покрова на Нерли.
Древнее Боголюбово (реконструкция), музей г. Боголюбово, фото жж — maximus101.livejournal.com
Боголюбово (под первоначальным именем Боголюбый) было основано в 1158 году по распоряжению князя Андрея в этом месте, так как Нерль связывала бассейн Оки с бассейном верхней Волги. Основание Боголюбова связывалось духовенством с легендой о явлении Богоматери князю Андрею: когда князь Андрей вёз икону Божией Матери из Владимира в Ростов, в 10 км до Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. На этом месте и заночевали. В ту ночь и произошло явление Божией Матери[3], а на этом самом месте были основаны Боголюбово и Боголюбский монастырь.
Согласно исследованиям Сергея Заграевского [1] Заграевский С. В. Историческая топография домонгольского
Боголюбова // Электронная науч. биб-ка по истории
древнерус. архитектуры «РусАрх», 2017. в домонгольское время город был окружён двумя контурами укреплений. Внутренний контур — полностью или частично белокаменные укрепления периметром около 1,5 км. Внешний контур — дерево-земляные укрепления периметром около 2,9 км. Внутри белокаменных городских укреплений располагался белокаменный дворцово-храмовый комплекс («замок») князя Андрея Боголюбского.
Церковь Покрова на Нерли была построена как памятник удачного похода Андрея Боголюбского на болгар в 1164. В то же время она была памятником сыну князя Андрея Изяславу, погибшему в этом походе. Посвящение храма Покрову Богородицы было, возможно, первым для русских земель, т.к. этот праздник был установлен Андреем Боголюбским без согласия Киевского митрополита.
Чтобы оценить размеры Боголюбова при Андрее, можно сопоставить их с размерами других древнерусских городов: Киев (город Ярослава) — периметр укреплений около 3,5 км, Смоленск (город Ростислава) — примерно столько же. Переславль-Залесский — 2,5 км, Владимир (Мономахов, или Печерний, город) — тоже около 2,5 км, Юрьев-Польский — 2 км, Суздаль — 1,4 км. В Дмитрове, Ярославле (Рубленый город) и Перемышле Московском — около 1 км, в Звенигороде и Москве (крепость 1156 года) — около 800 м. Таким образом, Боголюбово было одним из крупнейших городов не только в Северо-Восточной Руси, но и по общерусским меркам.
Начатое Андреем Боголюбским активное и монументальное строительство во Владимире должно было отражать силу и политическое значение его княжества и это также относилось к его новооснованной загородной резиденции. В своём дворце великий князь прожил весь остаток жизни, здесь же он и был убит в результате боярского заговора в 1174 году. Рост Боголюбова прекратился после смерти Андрея Боголюбского. Находящийся сегодня на территории Боголюбского монастыря дворец является единственным гражданским зданием домонгольской Руси, дошедшим до нашего времени хотя бы частично. Сохранившийся фрагмент Боголюбского замка
Храм Покрова на Нерли: что мы не знаем о нем?
Приблизительное время чтения: 8 мин.
Белый, легкий, устремленный ввысь, посреди бескрайнего луга, с отражением в реке… «Поэма в камне» — так называют храм Покрова на Нерли. Этот храм всемирно известен, но история его создания до сих пор рождает вопросы. Автор «Фомы» и участник Суздальской археологической экспедиции Алексей Пичугин ответил на некоторые из них.
Каменных дел мастера: кто построил?
Уверенно можно говорить лишь о том, что построили её при Андрее Боголюбском, и построили, скорее всего, зарубежные мастера.
Так или иначе, но европейские мастера действительно приходят во Владимирские земли, потому что все домонгольские белокаменные храмы Северо-Восточной Руси построены в романском стиле, который господствовал тогда в Европе от Португалии до Залесской Руси. Некоторые исследователи предполагают, что строительных артелей в Европе было не так много и они перемещались по разным государствам, выполняя заказы. Сохранившиеся до наших дней белокаменные постройки Юрия Долгорукого — отца Андрея Боголюбского, по всей видимости, тоже строили зарубежные мастера, возможно, присланные Юрию галицким князем Владимиром. В его владениях к тому времени белокаменные здания строились довольно долго.
Строительство за год: когда построили?
Ещё одна загадка храма Покрова на Нерли — дата строительства. Летописные данные говорят нам о том, что построена церковь удивительно быстро — всего за год ( а не за два — четыре, как строили обычно) и в память о погибшем в походе на половцев сыне Андрея Боголюбского Изяславе в 1165 году. Эту точку зрения, основываясь на житии князя Андрея (а он канонизирован Православной Церковью), ввел в научный оборот авторитетнейший историк церковной архитектуры и археолог Николай Воронин — единственный, кто детально изучил храм Покрова, проведя серьезные археологические исследования. Однако не так давно, изучив другие летописные данные, владимирский историк и краевед Татьяна Тимофеева (а с ней соглашаются и некоторые другие исследователи) переместила дату возведения церкви на 1158 год. Летопись говорит, что Андрей, придя в эти земли, поставил две церкви в честь Богородицы — Рождественскую и Покровскую. Рождественская, сильно перестроенная в XVIII веке, сейчас находится на территории Боголюбского монастыря в одном комплексе с остатками княжеского дворца. Известно, что править во Владимире Андрей начал в 1157 году. Строительство храма за год объясняется тоже довольно просто: храм Покрова относительно небольшой в сравнении с тем же Успенским собором, построить его за год было вполне возможно.
Почему в честь праздника Покрова Божией Матери?
Это первый известный в мире храм, посвященный этому празднику. Мы не можем утверждать, что прежде Покровских храмов не было, но науке о них ничего не известно.
Напомним, что праздник Покрова Божией Матери установлен в память о явлении Богородицы юродивому Андрею во Влахернской церкви Константинополя во время всенощного бдения. Причем считается, что в этот момент город находился на осадном положении, а после чудесного явления враги отступили. Было это в Х веке. Почему праздник возник только спустя 200 лет — загадка. Хотя считается, что возникнуть он мог и раньше — в Византии, но не был так популярен среди прочих Богородичных праздников. Из Византии он перекочевал в Киев, а уже оттуда попал во Владимирские земли.
Андрей Боголюбский трепетно относился к почитанию Богородицы, и почти все храмы из построенных им и ныне известных посвящены именно Пресвятой Владычице. Было ли это действительно чем-то личным для князя, или сыграло роль особое почитания Матери Божией в Константинополе — сейчас сказать сложно. Но храм, возведенный при Андрее Боголюбском, оказался не только первым, посвященным Покрову, но и единственным на последующие 200 лет. Массово Покровские храмы стали появляться только с XIV века.
Совпадают ли нынешний и первоначальный облик храма?
Мы ничего не знаем и о первоначальном облике храма Покрова на Нерли. Существует несколько вариантов реконструкции. В целом можно смело утверждать, что он во многом сохранил свой первоначальный облик. Еще в XIX веке археолог и исследователь архитектуры Николай Артлебен проводил осмотр храма и небольшие раскопки подле него. На расстоянии 2,5 метров от стен в земле были найдены остатки белокаменных конструкций. Артлебен предположил, что это могли быть фрагменты не сохранившихся построек. Спустя почти 100 лет Николай Воронин провел довольно масштабные археологические исследования окрестностей церкви и тоже нашел белокаменные конструкции и фундаменты. По его мысли, это могли быть остатки белокаменных галерей, которые примыкали к храму с трех сторон — южной, северной и западной. На основании своих данных он сделал научную реконструкцию предполагаемого первоначального облика церкви с открытыми галереями. Существуют иные варианты реконструкций, некоторые ученые считают, что галереи могли быть построены позже, например, в годы правления князя Всеволода Большое Гнездо, развившего традиции белокаменного зодчества.
Царь Давид и звери: кто и почему изображен на стенах храма?
Из храмов времен Андрея Боголюбского именно Покровский сохранил практически в первоначальном виде свой фасадный декор. Он довольно прост, особенно в сравнении с декором более поздних храмов периода расцвета белокаменного зодчества при Всеволоде Большое Гнездо. Но в этой простоте можно усмотреть немалый символизм. Главная его составляющая — это барельефы.
Царь Давид
Лев
Лев — тоже один из самых распространенных символов, повсеместно встречающийся на Западе не только в постройках романского стиля, но и практически во все века архитектурного развития. Во Владимиро-Суздальских землях изображение льва обретает еще один смысл — он становится персональным символом местных князей, начиная с Андрея Боголюбского, и до сих пор остается на гербе Владимира. Поэтому неудивительно, что изображение льва встречается на стенах храма Покрова на Нерли многократно и в разных видах. Можно найти даже смеющегося царя всех зверей.
Голубь
По обе стороны от царя Давида расположены голуби. С ними всё гораздо понятней. Голубь — символ Святого Духа и кротости. В паре со львом они образуют очень мощную смысловую связку. Более того, царя Давида очень часто изображали в окружении зверей и птиц. Храм опоясывают изображения женских голов. Это тоже очень распространенный в романской архитектуре художественный элемент. Почему их так много на стенах Покровского храма, сказать сложно. Возможно, речь идет об архитектурной традиции. Эти изображения — неотъемлемая часть большинства романских построек того времени. Возможно, в данном случае женские головы символизируют Богородицу, которой и посвящен этот храм, а также, напомню, большинство других храмов, построенных Андреем Боголюбским.
Грифон, несущий лань
Разливы: почему именно в этом месте?
Первая мысль, которая возникает, когда выходишь на плиточную тропинку, что ведет к церкви от железной дороги, — что побудило князя Андрея Боголюбского поставить храм именно в этом месте? Всего в паре километров отсюда находилась его собственная резиденция Боголюбово, где он жил со своими дружинниками. Но до сих пор практически весь луг в весеннее половодье покрывается водой разлившихся Нерли и Клязьмы, вода подступает практически к самому храму, не касаясь его только из-за возвышения, на котором тот стоит. Холм этот тоже искусственный — его насыпали при строительстве храма.
Первая версия — это был так называемый парадный княжеский храм, который построен при входе в пределы Владимирского княжества водным путем по рекам Нерли и Клязьме.
Житие благоверного князя (позднее — XVIII века) говорит нам, что при Покровской церкви Андрей Боголюбский основал монашескую обитель. Монастырь здесь действительно известен, но как действующий — только с XVI века, хотя основан был, видимо, намного раньше. Поэтому многие исследователи проигнорировали позднее сообщение из «Жития» и определили Покровскую церковь не как монастырскую, а именно как парадный княжеский храм.
Такие храмы хорошо известны. Это и церковь в комплексе дворца Андрея Боголюбского, и храм в Кидекше, который построил его отец. Таким мог быть и храм Покрова на Нерли. Княжеские церкви всегда имели хоры, но не для размещения там церковного хора — это было место пребывания князя и членов его семьи. Туда же, наверх, по мнению некоторых исследователей, князю носили Причастие.
Часть исследователей опровергает первую версию, считая, что в 1158 году Андрею Боголюбскому было не до парадных храмов. С той стороны, где была построена церковь, находилась враждебная Волжская Булгария — пусть и не угрожающе близко, но в случае чего напала бы именно с этой стороны, и тогда парадный храм пострадал бы первым. Парадные храмы можно ставить на важных для Владимира торговых путях в сторону Новгорода и Киева, но никак не в этом месте.
Вторая версия — храм был монастырским. При этом существует мнение, что это был не просто монастырь, а целая крепость, которая охраняла границы Владимирского княжества. Так это или нет, сейчас ответить нельзя. Никаких остатков стен пока археологи не нашли, монастырь был упразднен вместе со множеством других в годы правления Екатерины II.
Фото Алексея Пичугина
Теперь о шлемовидной главе. Долгое время в научной среде бытовало мнение, которое считалось неоспоримым, что завершения древнерусских церквей были шлемовидными, а луковичные главки появились только после XVI века. На основании этого, любой экскурсовод, который готовился к экскурсии по советской методичке, скорее всего, проигнорирует новые данные науки и сравнит главы Покровского и Дмитровского храмов. Что касается завершения храма Покрова на Нерли, впервые с научной т.з. его исследовал в 1948 году А.И. Власюк. По его наблюдению, под ныне существующей луковичной главкой сохранился первоначальный купол. Он является сводчатым завершением барабана, но мог также служить основанием для деревянной конструкции другого завершения. Когда была установлена нынешняя луковичная главка, мы не знаем. Современный исследователь древнерусской архитектуры С.В. Заграевский несколько лет назад опубликовал целое исследование, посвящённое формам глав церквей Древней Руси. Но, и до него исследователи домонгольской истории, а среди них такие известные как Б. Рыбаков, Н.Воронин, А. Арциховский приходили к выводу, что луковичные главы появились в деревянном зодчестве к концу XIII века. Уже в наше время несколько исследователей изучили общую тенденцию в мировом храмоздательстве XI-XV вв, а также иконописные изображения храмов, пришли к выводу, что нельзя доказать применение в XII веке шлемовидных глав. Более того, Дмитровский собор, который Вы, Лариса, приводите в качестве примера, до начала XIX века имел луковичную главку, что видно, например, на чертеже городского плана 1715 года. Невозможно сказать, как выглядело завершение храма Покрова на Нерли. Это могла быть луковичная глава, конечно, не точно такая, как сейчас, но скорее всего завершения толком не было, вместо него был позолоченный снаружи, или обшитый медью сохранившийся до наших дней свод. Шлемовидные завершения — позднейшая стилизация под старину, причём придуманная за пару веков до возникновения научной реставрации, которая дала ответы на многие вопросы.
И при описании ничего о том, что купол не этого храма и он из другого века и велик. купол должен быть как на Дмитриевском.
«да и сам храм чуть было не разобрали из-за его ветхости. Спасло церковь только то, что игумен Боголюбского монастыря не смог договориться с подрядчиком о цене»
и
«В 1784 году из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбова монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы» — https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8E%D0%B1%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C
информация одна и та же, но воспринимается по-другому
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Андрей Боголюбский: Трудный путь к единству
Приблизительное время чтения: 4 мин.
В историю России благоверный князь Андрей Юрьевич Боголюбский (1110/11–1174) вошел как один из первых, кто попытался создать единое Русское государство. Князь вписал свою страницу и в историю Русской Православной Церкви.
Князь-политик
Будущий князь был сыном основателя Москвы Юрия Долгорукого и половецкой княжны, принявшей в крещении имя Мария. Его дедом был не менее известный князь Владимир Мономах. Считается, что именно от него князь Андрей унаследовал любовь к чтению Священного Писания, особую духовную сосредоточенность и усердие в молитве.
О ранних годах жизни князя Андрея известно немного, но само то время было непростое – Русь раздирали междоусобные войны, фактически страна разделилась на множество враждующих лагерей. Во многом происходящее напоминало гражданскую войну.
В 1149 году, после того как его отец занял Киев, Андрей получил во владение Вышгород. После этого он принял участие в военном походе на Волынь против князя Изяслава Мстиславича. Затем некоторое время он владел Дорогобужем.
В 1153 году Андрей Боголюбский был посажен на княжение в Рязани, но скоро был изгнан оттуда князем Ростиславом Ярославичем, вступившим в союз с половцами. После 1154 года он вновь был направлен в Вышгород, но уже через год, вопреки воле своего отца, уехал во Владимир-на-Клязьме. По дороге в Суздальскую землю как раз и произошло событие, ставшее причиной написания Боголюбской иконы…
Князь предпринимал попытки централизации власти, что было гораздо полезнее для Руси, чем постоянные междоусобные конфликты. Так, например, он боролся с практикой вечевых сходок, изгнал из Ростовской земли многих бояр. Опорой его была княжеская дружина, в том числе младшие дружинники («милостники»), а также простые горожане Владимира. Можно сказать, что именно князь Андрей Боголюбский создал прообраз будущего дворянства России.
Конечно, во многом, князь Андрей был сыном своего жестокого времени, но, несмотря на внешние обстоятельства, он стремился действовать исходя из голоса христианской совести. Летописцы отмечали миролюбивый характер князя. Он не любил ссор, а если что-то и происходило, то старался быстро примириться со своим противником.
Вот как писал о нем историк Ключевский: «Андрей любил забываться в разгаре сечи, заноситься в самую опасную свалку, не замечал, как с него сбивали шлем. Всё это было очень обычно на юге, где постоянные внешние опасности и усобицы развивали удальство в князьях, но совсем не было обычно умение Андрея быстро отрезвляться от воинственного опьянения. Тотчас после горячего боя он становился осторожным, благоразумным политиком, осмотрительным распорядителем. У Андрея всегда всё было в порядке и наготове; его нельзя было захватить врасплох; он умел не терять головы среди общего переполоха. Привычкой ежеминутно быть настороже и всюду вносить порядок он напоминал своего деда Владимира Мономаха. Несмотря на свою боевую удаль, Андрей не любил войны и после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом».
Князь-строитель
В 1157 году, после смерти отца, князь Андрей стал правителем Владимира, Ростова и Суздаля. Столицу он перенес во Владимир. В эти годы он активно занимался строительством. Так, в 1158–1164 годах им была построена земляная крепость с двумя каменными башнями и знаменитыми Золотыми воротами. Также во Владимире был возведен Успенский собор, многие другие церкви и монастыри. В своей резиденции в Боголюбове князь построил ук-репленный замок. В годы его правления также была возведена церковь Покрова на Нерли – шедевр не только русской, но и мировой церковной архитектуры. В целом князем Андреем было построено тридцать храмов.
Церковь Покрова на Нерли
Помимо политики и строительства князь Андрей уделял внимание и церковной жизни. Предполагают, что именно по его инициативе в Русской Православной Церкви были учреждены праздники – Всемилостивого Спаса (третий, Хлебный Спас) и Покрова Пресвятой Богородицы.
Князь внес свой вклад и в литературу своего времени. Он участвовал в создании службы празднику Покрова, проложного сказания об установлении праздника Покрова, «Слова на Покров». Им также было написано «Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году». Исследователи отмечают участие Андрея Боголюбского и в составлении Владимирского летописного свода 1177 года.
Опередивший свое время
Боголюбово монастырь и Храм Покрова на Нерли.
Боголюбово бывшая резиденция князя Андрея Боголюбского (правил с 1157 по 1174). Боголюбово было основано в 1158 по распоряжению князя Андрея в этом месте, так как Нерль связывала бассейн Оки с бассейном верхней Волги. Поселок Боголюбово расположен в Суздальском районе Владимирской области, по федеральной трассе М7 (Волга) в сторону Нижнего Новгорода, в 14 км. от Владимира.
Боголюбово впервые упоминается в летописях в 1158 г. Основал поселок для своей резиденции Андрей Боголюбский. Существует легенда, по которой именно в этом месте князю было явление Богородицы, которая приказала основать монастырь и город. За сравнительно небольшой период (с 1158 по 1165 гг.) на правобережье реки Нерли было осуществлено масштабное строительство. На холме появился дворец, собор и различные укрепления. Была возведена и церковь Покрова на Нерли. Спустя короткое время вокруг княжеского дворца был отстроен город, который получил название Боголюбов.
К сожалению, расцвет этого населенного пункта был весьма недолгим. В упадок город стал приходить уже после кончины Андрея Боголюбского. В 1177 г. он подвергся разрушению со стороны рязанского князя Глеба, а в 1238 г. войска Батыя сровняли с землей все городские укрепления. С тех пор Боголюбово стало небольшим селом при действующем монастыре, который был основан на месте дворца князя. В таком виде данный населенный пункт существует и в настоящее время.
Достопримечательности.
Свято-Боголюбский женский монастырь
Свято-Боголюбский женский монастырь основан в конце XII века. Однако до наших дней дошли только постройки, возведенные в XVIII-XIX вв. Монастырь построен в псевдорусском стиле. Согласно легенде, монастырь, вокруг которого в дальнейшем и выросло поселение, был основан Андреем Боголюбским когда князь вез икону Божией Матери из Владимира в Ростов. В 10 км от Владимира лошади встали, и никакими способами не получалось заставить их идти дальше. На этом месте и заночевали. В ту ночь и произошло явление Божией Матери, а на этом самом месте был основан монастырь.
Монастырь многое пережил, тем не менее, до нашего времени частично сохранились земляные валы, рвы и нижние части стен и столбов белокаменных укреплений. Сохранились остатки замка: переход на полуциркульных арках и квадратная в плане белокаменная башня с винтовой лестницей, а также цокольная часть храма Рождества Богородицы (1158—65), на которой в 1751 году возведена ярусная церковь в стиле барокко. Также сохранилась Надвратная Успенская церковь-колокольня и кельи, которые были построены в XIX в., а также Боголюбский собор, выстроенный в византийско-русском стиле, по проекту архитектора К. А. Тона в 1866.
Церковь Покрова на Нерли.
В 1,5 км. от Боголюбово находится известная многим по фотографиям в школьных учебниках достопримечательность – Церковь Покрова на Нерли. Данная белокаменная церковь выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы. Датировка храма 1165 год, основанная на сообщении Жития Андрея Боголюбского, что церковь Покрова была построена в память о погибшем сыне великого князя Изяславе Андреевиче.
Архитектурная конструкция храма представляет собой одноглавое четырехстолпное трехапсидное сооружение крестово-купольного типа. Многие специалисты отмечают, что церковь Покрова на Нерли имеет общую гармоничность, а также изысканность пропорций. Благодаря этому создается иллюзия ее невесомости. Храм будто парит в воздухе. Особенно потрясающая картина наблюдается весной. Храм в этот период похож на горящую свечу, которая обращена к небу. Ощущение полета и подвижности церкви придают стены, которые немного наклонены внутрь, а также созданные высокими узкими окнами и удлиненными колонками аркатурного пояса вертикальные линии. Благодаря этим приемам здание зрительно увеличивается.
Украшением церковных стен служат резные рельефы. Центральной композицией трех фасадов храма является царь Давид, восседающий на троне. В левой руке он держит псалтырь, а правой производит двуперстное благословение. В оформлении стен присутствуют также изображения львов, птиц и женских масок. Место расположения храма уникально: Покровская церковь выстроена в низине, на небольшом холме, расположенном на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Тем не менее, сохранился небольшой водоем, в непосредственной близости от церкви. В 1992 г. церковь Покрова на Нерли внесли в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Церковь Покрова на Нерли как добраться.
Для того чтобы увидеть Церковь Покрова на Нерли, Вам потребуется немного прогуляться, так как дорожного сообщения с церковью нет. Для этого, обходим стены Свято-Боголюбского монастыря, переходим железнодорожные пути по мосту, и продолжаем движение по тропинке, примерно 1,5 км и Вы на месте. Можете не переживать, церковь Вы заметите очень быстро, она выделяется над полем и по мере приближения, Вы сможете по достоинству оценить красоту этого восхитительного места.
Как добраться в Боголюбово.
Удобнее всего отправиться в Боголюбово из Владимира. Отличное качество дорожного покрытия, несколько полос для движения и прекрасный вид из окна, вот что ожидает Вас в пути. Удобнее всего добираться до п. Боголюбово на городском автобусе. Из Владимира сюда ходят маршруты № 103, а также 152. Их остановочные пункты находятся у Соборной площади и у Золотых ворот. Село Боголюбово заметно уже издали. Ориентиром служит большой монастырь, который находится с правой стороны от дороги. Здесь и расположена остановка под названием Боголюбово-Центр. Несложно в этом месте найти и железнодорожную станцию. До нее можно доехать по дороге, идущей направо за монастырем. Тем, кто предпочитает путешествовать на автомобиле, надо ехать от Владимира в сторону Нижнего Новгорода по трассе М7 (Волга). Боголюбово является первым населенным пунктом после Владимира. Стоит иметь в виду, что в поселке дорога очень узкая, так что мест для стоянки можно выбрать немного. У самого входа в монастырь расположена бесплатная парковка, но количество мест ограничено.