храмы в богородицке тульской области
Храмы в богородицке тульской области
Главная
Свято-Успенский храм города Богородицка
является одним из памятников архитектуры
первой половины Х I Х века
Храм построен в 1827 году. С 1939 по 1945 год храм был закрыт. С 8 мая 1945 года по настоящее время Свято-Успенский храм продолжает свою Богослужебную деятельность.
Настоятель – протоиерей Алексий (Резухин)
Престол освящен в честь Успения Божией Матери
Предел храма освящен в честь вмч. Победоносца Георгия
На территории храма имеется часовня для отпевания усопших
Богослужения в храме совершаются ежедневно по следующему расписанию:
В будние дни:
В воскресные и праздничные дни:
Свято-Успенский храм сотрудничает с учреждениями образования, культуры, здравоохранения города Богородицка и Богородицкого района.
С 1991 года при храме действует Воскресная школа.
С 1998 года храм сотрудничает с МДОБУ д/с № 5 КВ: в детском саду открыта группа с факультативным курсом «Изучение основ православия».
С 2001 года в детской районной библиотеке МКУК «Богородицкая библиотечная система» действует отдел православной литературы, который постоянно обновляется. Общий фонд православного отдела библиотеки составляет 650 экземпляров.
Храм окормляет 51-й гвардейский парашютно-десантный полк им. Благоверного Князя Димитрия Донского и Центральный Военный госпиталь ВДВ (г. Тула).
Ежедневно на территории храма работает Церковная лавка.
Объявлен набор в воскресную школу
Свято-Успенского храма
Приглашаем детей в возрасте с 7 лет
Занятия в школе проходят с сентября по май
Храмы и святые места Богородицка
Богородицк – это город не только красивых дворцово-парковых видов, но и замечательных храмов. Здесь можно встретить настоящие шедевры русского храмового зодчества: белоснежную Казанскую церковь и необычную по своей архитектуре Успенскую церковь. До революции в этом небольшом городе было еще несколько храмов, которые, к сожалению, были уничтожены.
Какие напоминания об этих церквях сохранились в городе по сей день? Какие культовые достопримечательности были возведены в Богородицке в наши дни? И какова история главных храмов города: Казанской и Успенской церквей? Об этом – в моем новом материале о Богородицке.
Дата фотографий:29 октября 2015 года, 23-24 марта 2018 года.
2. Часовня Покрова Пресвятой Богородицы была построена в наши дни на месте разрушенного большевиками Покровского храма.
А когда-то Покровская церковь выглядела так.
3. Вид на город. До революции на этом ракурсе мы увидели бы два прекрасных храма.
Сейчас мало кто знает о том, что до революции в Богородицке находился еще один прекрасный храм – Троицкая церковь. Он был расположен там, где сейчас располагается городской парк – на противоположном берегу дворцового пруда.
До наших дней от храма сохранилась одна лишь сторожка. К сожалению, она используется не по назначению и никак не напоминает туристам и жителям города об истории и судьбе утраченного храма.
Троицкий храм до революции.
Главным храмом Богородицка бесспорно является величественная Казанская церковь, расположенная на территории дворцово-паркового комплекса Бобринских. на была также спроектирована архитектором Старовым в стиле раннего классицизма. Казанская церковь стала одним из первых крупных проектов юного выпускника Российской академии художеств, которому было суждено обрести всероссийскую славу. Росписью церкви занимался московский художник И. Т. Некрасов, пользовавшийся доверием самого Баженова. Строительство храма проходило в период с 1774 по 1778 годы.
5. Вид на Казанскую церковь.
Долгое время Казанская церковь была единственным храмом в Богородице, поэтому она выполняла функцию и домовой церкви Бобринских и соборного храма, куда приходили молиться прихожане не только из Богородицка, но и из близлежащих населенных пунктов: Болотовки, Вязовки, Юлинки. В праздничные дни Казанский храм посещали около двух тысяч прихожан одновременно. Хозяева усадьбы и их бессменный управляющий Андрей Болотов, всегда следили за порядком в храме и поддерживали его в надлежащем состоянии.
6. Этот белоснежный храм был построен по проекту архитектора Старова.
7. Настоятельно рекомендую вам при во время путешествия в Богородицк осмотреть храм не только снаружи, но и зайти внутрь него. Вас поразит красота его интерьеров!
В советское время на территории усадьбы и храма находился санаторий «Красный шахтер».
9. Могила организатора санатория рядом с храмом.
10. После революции храм был вновь открыт для прихожан лишь в 1995 году.
11. Богородчане очень любят свой прекрасный Казанский храм! Я тоже с особям трепетом отношусь к этому прекрасному произведению Старова. В церкви царит очень светлая атмосфера.
Величественная Свято-Успенская церковь является одной из главных достопримечательностей Богородицка и важнейшим приходским центром города. Она была построена в 1827 году а стиле ампир. Изначально этот храм был кладбищенским. В 1827 году построили сначала церковь под колокольней, а потом, в 1831 году и вторую церковь во имя Успения Божьей Матери.
12. Успенская церковь.
Успенская церковь до революции.
Храм находится рядом со станцией Жданка.
13. Долгое время Успенский храм был кладбищенским и не имел собственного прихода.
Этот храм был возведен на месте сгоревшего ранее деревянного Троицкого храма, который можно увидеть на одной из акварелей ученого, паркостроителя и бессменного управляющего Богородицкого имения Андрея Тимофеевича Болотова.
На одном из рисунков Андрея Тимофеевича Болотова хорошо виден храм, который был «предшественником» Успенской церкви.
14. У храма необычная колокольня.
В строительстве храма активное участие принимали местные купцы и меценаты. Огромный вклад в строительство храма осуществил купец Николай Ксенафонтович Селичев, который нажил значительное состояние благодаря торговле и производству. Вплоть до начала XX века этот храм был кладбищенским и не имел собственного прихода. Именно поэтому за ним долгое время был закреплен единственный священнослужитель.
После революции Свято-Успенская церковь долго сопротивлялась богоборцам. Храм закрыли лишь в 1939 году. А после войны, благодаря совместному подвигу священников и прихожан, в церкви вновь начали проводиться службы.
16. Детали.
Успенский храм и некрополь при нем являются единым целым объектом историко-культурного наследия и обладают большим потенциалом для исследовательской деятельности. В настоящее время Успенский храм продолжает свою Богослужебную деятельность.
17. Кладбищенская часовня.
В церкви овершаются ежедневные утренние и вечерние службы, требы, работает воскресная школа. Храм сотрудничает с учреждениями культуры, образования, здравоохранения города Богородицка и Богородицкого района, окормляет 51 гвардейский парашютно-десантный полк им. Благоверного князя Димитрия Донского города Тулы.
18. В наши дни храм является приходским. Его посещают жители нескольких крупных районов Богородицка. Сегодня Успенская церковь является выполняет роль не только духовного центра города. Храм активно сотрудничает с образовательными и культурными учреждениями, принимает участие в важных социальных и благотворительных проектах. При церкви работает воскресная школа.
Храмы в богородицке тульской области
Если созерцать окрестности города со смотровой площадки Богородицкого дворца, то Успенский храм будет почти на линии горизонта. Он как бы завершает панораму города. Его трудовой стаж недавно перешагнул стовосьмидесятилетний рубеж, и храм занимает достойное место среди памятников архитектуры первой половины ХIХ века.
Копии с акварелей А.Т.Болотова. 1786 год.
В память о некогда стоявшем на этом месте деревянном храме поставят каменный столб с иконою Святой Троицы. Сейчас он отсутствует, но по клировым документам столб в 1916 году все еще напоминал прихожанам об истории старого прихода – прихода стрельцов города-крепости.
Проект по распространению теплого храма при клабищенской церкви. 1885 год.
За прошедшие годы церковь подверглась некоторым изменениям, но как прежде к колоколам ведет узкая винтовая лестница, и открывается вид на город. Благодаря старым открыткам, полученным при фотосъемке с колокольни, мы имеем представление о том, как проходили ярмарки в Богородицке.
Фото с колокольни Успенского храма. Начало ХХ века.
В единое целое два эти храма объединились только в двадцатом столетии.
Кроме храма, памятником кладбищенской архитектуры являются так называемые Печальные ворота. Они представляют собой трехчастную арочную конструкцию кирпичной кладки, композиционно связанную с храмом, но по стилю она ближе к двадцатому веку. И если церковь с колокольней выполнены в классическом стиле, то ворота больше тяготеют к стилю «модерн». Вполне вероятно, что возведены они позднее здания храма.
Успенский храм. С открытки начала ХХ века.
Успенский храм строился как усыпальница. Там некоторое время должны были находиться тела умерших, погребение которых отсрочивалось долее трех дней. Вообще потребность в храме-усыпальнице объясняется давним обычаем не производить захоронения в зимний период. Эта традиция была повсеместная вплоть до начала ХХ века.
Самостоятельный причт в лице священника и псаломщика Успенский храм получил только в 1853 году. До этого он числился за Троицким Собором. Одним из первых священников стал Павел Анемподистович Ивановский, а старостой – купец 2-й гильдии И.П. Бибиков.
Очень много для храма сделал и староста Аполлон Карнеев, который построил дома для священников «крытые железом» и надворные постройки «крытые тесом». Кстати, за храмом помимо упомянутых строений, числились каменная кладовая, дровяной сарай и баня.
Успенский храм до 20-х гг. прошлого столетия не имел своего прихода. Именно поэтому за ним всегда числился только один священник и один псаломщик. До 1917 года старостой был Тихон Александрович Кобяков. Средний доход, приносимый храмом, составлял на то время 20 рублей. Жалованье причту полагалось 200 рублей, а кружечные доходы составляли 500 рублей. Это средние показатели для того времени.
До революционных событий и в последующее тяжелое для храма время причт возглавлял Евгений Иванович Рождественский. В 1919 году храм в лице отца Евгения и псаломщика Михаила Елагина, а также еще 54 человек (именно в это нелегкое время появляется у храма приход) подписали договор с Богородицким уездным комитетом Совета Рабочих, красноармейских и крестьянских депутатов на право бесплатного пользования храмом и богослужебными предметами. Также в это время была проведена оценка Успенской церкви – 2 млн.485 тыс. рублей (для сравнения: Покровскую церковь оценили в два раза дороже). Нотариальным отделом были изъяты описи церковного имущества. Так вступил в силу Декрет об отделении церкви от государства.
Кстати, метрических книг и исповедальных росписей Успенская церковь до 1917 года не вела. Прямым назначением церкви было лишь отпевание усопших, но с этим справлялись и другие храмы, они же вели метрические книги, помечая, что захоронения производятся на «градском кладбище», то есть на городском. А в Богородицке было единственное кладбище – Успенское. Точную дату его возникновения установить невозможно, но, судя по всему, появилось оно после эпидемии чумы 1771 года, согласно указу правительствующего Сената Тульской провинциальной канцелярии.
В конце 20-х гг. XX века в Богородицком уезде начинается процесс закрытия храмов. А начало 30- х гг. знаменуется массовыми арестами священников. Успенскому храму «повезло»: его закрыли самым последним в городе в 1939 году, но почти все его священники были осуждены и отправлены на поселения.
Крестный ход на Пасху. Фото 1947 года.
Первым настоятелем храма после его открытия был протоиерей Федор Чемагин, прослуживший здесь до 1957 года.
Протоиерей Феодор (Чемагин)
Протоиерей Алексий (Резухин)
После его ухода за штат один за другими настоятелями станут его сыновья о. Сергий и о. Алексий. Последний является таковым и поныне.
Старостой при открытии храма был Булгаков Петр Геннадиевич, а потом Селиванова Елизавета Николаевна, Коблов Семен Артемонович, а так же Поляков Тихон Николаевич. Успенский храм всегда отличался своим хором. Более двадцати лет регентом правого хора была Н.М. Некрасова (на фото – пятая слева во втором ряду).
Клирос Успенского храма. Фото 1948 года.
Архитектура храма
Успенский храм классического стиля, одноглавый кирпичной кладки, оштукатуренный. Снаружи по бокам храм украшен колоннами, четыре – с южной стороны, и четыре – с северной. Колокольня венчается фронтоном и полукуполом со шпилем и крестом. Колокольня с колоннадой, состоящей из 4-х групп, в каждой из которых 5 колонн.
Фото 1947 года.
Храм имеет площадь 280 кв.м., алтарь 35 кв.м. и крестильное помещение 45 кв.м.
В храме помещается 800 человек, а вплотную до 1000 человек и более.
Внутренний вид Успенского храма на Пасху 1946 года.
Интерьер храма состоит из четырех арочных помещений, украшенных живописью. Художественные работы производились в 1955-1956 году московскими художниками П.А. Гладковым и В.М. Голубевым. Обновил иконостас и заново сделал «царские врата» московский резчик П.Ф. Чуваловым. В 1974 году сделаны наружные росписи с южной и северной сторон.
Внутренний вид Успенского храма. 1950-е годы.
В 1955 году храм удлинили за счет помещения под колокольней. Алтарь сделан со служебной пристройкой. Из северной пристройки есть выход на улицу. Сначала было проведено водяное отопление, а с ноября 1986г. храм отапливается природным газом.
Престол в храме один – Успения Божьей матери. К западной части пристроено крестильное помещение с алтарем, освященным в честь вмч. Георгия Победоносца. Около храма имеются помещения, принадлежащие Успенской церкви, в том числе каменная часовня, построенная на месте деревянной в 2001г.
Часовня. Фото 2005 года.
Успенский храм и некрополь при нем являются единым целым объектом историко-культурного наследия и обладают большим потенциалом для исследовательской деятельности. В настоящее время Успенский храм продолжает свою Богослужебную деятельность. Совершаются ежедневные утренние и вечерние службы, требы, работает воскресная школа. Храм сотрудничает с учреждениями культуры, образования, здравоохранения города Богородицка и Богородицкого района, окормляет 51 гвардейский парашютно-десантный полк им. Благоверного князя Димитрия Донского города Тулы.
Свято-Успенский храм города Богородицка
Престол освящен в честь Успения Божией Матери. Предел храма освящен в честь вмч. Победоносца Георгия.
На территории храма имеется часовня для отпевания усопших.
Настоятель – протоиерей Алексий Резухин
Показать полностью.
Адрес: г. Богородицк, ул. Октябрьская, д. 32
Телефон: + 7 (48761) 2-15-61
Богослужения совершаются ежедневно.
Божественная литургия – 8:00
Вечернее богослужение – 16:30
Свято-Успенский храм города Богородицка запись закреплена
Димитриевская суббота установлена великим князем Димитрием Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем 8 (21) сентября 1380 года Димитрий Иоаннович по возвращении с поля брани посетил Троице-Сергиеву обитель.
В Троицкой обители совершили поминовение православных воинов, павших в Куликовской битве, заупокойным богослужением и общей трапезой. Со временем сложилась традиция совершать такое поминовение ежегодно. С Куликова поля не вернулись более 250 тысяч воинов, сражавшихся за Отечество. В их семьи пришла вместе с радостью победы и горечь утрат, и этот частный родительский день стал на Руси по сути вселенским днем поминовения.
С тех пор в субботу перед днем памяти святого Димитрия Солунского (день тезоименитства самого Димитрия Донского) – на Руси повсеместно совершали заупокойные богослужения. Впоследствии в этот день стали совершать поминовение не только воинов, за веру и Отечество жизнь свою на поле брани положивших, но и всех усопших православных христиан.
Свято-Успенский храм города Богородицка запись закреплена
Празднование Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой «Казанская», установлено в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году. Конец ХVI и начало ХVII столетия известны в истории России как Смутное время.
Показать полностью. Страна подверглась нападению польских войск, которые глумились над православной верой, грабили и жгли храмы, города и села. Обманным путем им удалось овладеть Москвой. По призыву святейшего патриарха Ермогена русский народ встал на защиту родины. В ополчение, которое возглавлял князь Димитрий Михайлович Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы.
Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. Молитва была услышана. От находившегося в плену у поляков святителя Арсения (впоследствии епископа Суздальского) пришла весть, что ему в видении было открыто о перемене суда Божия на милость, по заступничеству Пресвятой Девы. Воодушевленные известием русские войска 22 октября 1612 года освободили Москву от польских захватчиков.
Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы установлено в 1649 году.
Свято-Успенский храм города Богородицка запись закреплена
Свято-Успенский храм города Богородицка запись закреплена
Это чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.
Показать полностью.
В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый, в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых. Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь». Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там».
Свято-Успенский храм города Богородицка запись закреплена
Свято-Успенский храм города Богородицка запись закреплена
Празднование соборной памяти всех святых, в земле Тульской просиявших, было установлено 3 июня 1987 года по инициативе архиепископа Тульского и Белевского Максима (Крохи). День празднования был приурочен ко дню памяти преподобного Макария Жабынского и Белевского.
Показать полностью.
Тульский Собор – один из самых многочисленных в Русской Православной Церкви: в него входят более 30 русских святителей, более 20 святых благоверных князей и княгинь, более 30 преподобных, несколько Христа ради юродивых. Поскольку Куликово поле находится в пределах Тульской епархии, то при установлении празднования имена подвижников и мучеников, связанных с Куликовской битвой, были также включены в соборную память.
Чтобы установить имена всех подвижников, имевших прямое отношение к тульской земле, под руководством архиепископа Тульского и Белевского Максима была проделана большая исследовательская работа. Архиепископ Максим составил службу Собору Тульских святых, ко дню празднования написана специальная икона. Вверху ее – Казанская икона Божией Матери – святыня города Тулы, поддерживаемый Ангелом, справа и слева – святитель Николай Чудотворец и преподобный Макарий Жабынский. Ниже – Всехсвятский кафедральный собор, который окружают изображения святых земли тульской.
Свято-Успенский храм города Богородицка запись закреплена
Поздравляем всех педагогов, ветеранов образования с профессиональным праздником! Желаем здоровья, семейного благополучия и Божией помощи во всех начинаниях! Многая и благая лета!