храмы зарайска с чудотворными иконами и мощами
Никольский собор (Зарайск)
Никольский собор построен 1528 году вместо обветшавшей старинной церкви XIII века, возведенной в честь принесения из Корсуня чудотворной иконы Святителя Николая. В 1681 году был реконструирован в больший по размеру, пятиглавый.
Содержание
История [ править ]
Самое древнее церковное здание на Зарайской земле. Храм, построенный в конце XVII века, хотя и с утратами, сохранился до наших дней. Первая Никольская церковь была бревенчатой. Ее сложили для иконы Святителя Николая, принесенной из Корсуня (Херсонеса Таврического) в 1225 году. Первые три столетия из своей долгой истории храм, как, впрочем, и другие здания в городе, был деревянным, и, наверное, не раз перестраивался.
В 1528 году начинается новый этап градостроительства в Зарайске – эпоха каменного зодчества. Тогда был возведен каменный Никольский храм, и началось сооружение кремля. Через полтора столетия церковное здание пришло в ветхость, и на смену ему, по Указу Государя Федора Алексеевича, в 1681 году воздвигли каменный пятиглавый Никольский собор.
За правым клиросом, в древнем киоте, в окружении свечей и лампад, стояла главная святыня собора — чудотворная икона Николы Зарайского. К ней стекались верующие для молитвы Великому Угоднику Божию. Среди богомольцев были не только простые люди – крестьяне, ремесленники, купцы, но и представители высшего сословия – родовитые дворяне, Великие князья и даже Государи. Известно, что икону Николы Зарайского чтил преподобный Сергий Радонежский и совершал перед ней молебны. В Зарайск, на богомолье, приезжал царь Иван Грозный со своим сыном…
Хранитель великой православной святыни, Никольский храм благоукрашался на пожертвования верующих. Росписи покрывали стены и своды, изображения святых находились даже на железных кованых дверях. В XVIII столетии в соборе появился великолепный барочный иконостас с мотивами рокайля и круглой скульптурой. Во второй половине XIX века в храме обновили живопись и устроили новую кровлю.
Собор закрыли в 1919 году, и помещение отдали под музейную экспозицию. В то время убранство храма сохранялось в неприкосновенности. Но позже, когда сюда переселился архив, а затем и склад, разломали паперти, из собора исчезли иконы в богатых окладах, церковная утварь, книги, резная скульптура, детали иконостаса.
Последним настоятелем собора перед его закрытием был митрофорный протоиерей Иоанн Смирнов, пострадавший в годы гонений за веру Христову. Он был расстрелян на Бутовском полигоне 9 сентября 1937 года. В 2000 году Архиерейским Собором Русской Православной Церкви о. Иоанн прославлен в лике новомучеников Российских.
Духовное возрождение Зарайского края началось с Никольского собора в 1990-х годах. 7 января 1992 г. в древних стенах впервые после долгих десятилетий звучали молитвы и торжественные песнопения Божественной литургии. Ныне церковный приход Никольского собора – самый многочисленный и активно развивающийся.
Архитектура [ править ]
Собор выстроен в «нарышкинском» стиле, представляет фигуру продолговатого четырехугольника длиной с алтарем в 34, шириной в 20 и высотой в 24 аршина. С пятью главами, на коих кресты восьмиконечные, сквозные с короною вверху и полумесяцем внизу.
Наружный вид собора с расширением окон, которые до того времени были узкие и малые, немного утратил характер древности, но прежней осталась паперть у западной стены собора, имеющая вид шатра, на 14 круглых каменный столбах с капителями и базами.
Точного указания на время устройства внутри собора трехъярусного иконостаса до нас не дошло, но оно может быть отнесено к последним годам прошлого столетия. В 1848 г. иконостас, угрожавший падением, был разобран и вновь переставлен, позолота на нем была прочищена, иконы отреставрированы.
Стенная живопись не сохранила своей первоначальной древности и двукратно была возобновлена, как видно из надписи над западными дверьми храма: «1760 г. сия соборная церковь возобновлена стенным писанием при протопопе Иеремии Тимофеевиче с братию тщанием сего города Зарайска купца Николая Михайловича Зайцевского». В 1849 г. возобновилось внутренним и внешним писанием.
Святые [ править ]
Священномученик Иоанн Смирнов (+1937) был настоятелем Никольского собора до самого его закрытия. Несмотря на запреты, о. Иоанн возил икону святителя Николая по окрестным сёлам, служил молебны, призывая не забывать угодника Божия Николая.
Первый раз его арестовали в 1930 году, и он три года пробыл в ссылке в Северном крае. В августе 1937 года был снова арестован. Все обвинения в антисоветской и террористической деятельности он категорически отверг. 9 сентября 1937 года отец Иоанн Смирнов был расстрелян на полигоне Бутово.
На Архиерейском Соборе 2000 г. прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Жизнь прихода [ править ]
При храме действует воскресная школа для детей, ведется широкое социальное служение, развивается сотрудничество с государственными и общественными организациями в сфере образования и культуры. Церковный приход ведет издательскую деятельность.
Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская область, Зарайский район, Зарайск, пл. Пожарского, д. 13, Кремль. Никольский собор.
Зарайск — город трех историй
На самом краю Московской области, в 170 километрах к югу от столицы, расположился небольшой городок Зарайск. Неудобное с практической точки зрения расположение вдали от железной дороги и ближайших Рязанского и Каширского трактов позволило городу сохранить уездный дух: преобладают одно- и двухэтажные дома, многие из которых построены купцами еще в конце XIX века, а высотными ориентирами города, как в старину, являются колокольни и кресты церквей. Сегодняшний Зарайск мало отличается от того города, который видел Достоевский. Есть здесь и памятники и более древних времен. Город свидетель трех разных историй: нашествия Батыя, Смутного времени и детства писателя Ф.М. Достоевского. Для того чтобы познакомится с этими тремя историями Зарайска, вполне хватит и одного дня, если выехать рано утром из Москвы.
Традиционно в Зарайск из Москвы ездили по Рязанскому тракту. Так, например, ездила семья Достоевских в свое имение. Но сегодня удобнее на своей машине ехать по трассе «Дон», где меньше пробок и дорога лучше. От Москвы почти до самой Каширы нужно ехать все время по трассе. Затем свернуть в районе Сайгатово с трассы и, переехав по мосту Оку, через Каширу ехать на Аладьино. После железнодорожного переезда в Топканово нужно двигаться прямо до поворота на Журавну, где стоит одна из старейших церквей района — церковь Спасо-Преображения. За Журавной вскоре будет поворот на Моногарово и Даровое – лучше сначала посетить их, а уже потом ехать в Зарайск.
Добраться до Зарайска из Москвы можно и на автобусе, он ходит от станции метро Котельники до самого центра города. Оттуда до усадьбы Достоевских в Даровом можно доехать на такси или на автобусе (примерно 15 км от города).
Детство Достоевского
В 1831 году отец будущего писателя штабс-лекарь Михаил Андреевич Достоевский покупает небольшую деревню Даровое в Тульской губернии Каширского уезда в 160 верстах к югу от Москвы. Причин для такой покупки у не очень богатого служащего было две. Во-первых, летом, конечно, нужно было вывозить детей из душной Москвы. Надо было чтобы дети, а тогда их уже было шестеро, отдохнули от обстановки больницы для бедных, в помещениях при которой жила семья врача. Вторая причина была важнее. Если бы Михаил Андреевич умер или потерял место, его домочадцы оказалась бы на улице, потому что жили они в служебной квартире.
По пути к деревне находится село Моногарово. Недавно к нему была сделала хорошая асфальтовая дорога, по которой, свернув у плотины, вы подъедете прямо к церкви Сошествия Святого Духа. К приходу этой церкви относилась деревня Достоевских Даровое, и летом мать писателя Мария Федоровна водила его сюда к литургии.
«Помню еще около дома огромные деревья, липы кажется, потом иногда сильный свет солнца в отворенных окнах, палисадник с цветами, дорожку, а вас, мама, помню ясно только в одном мгновении, когда меня в тамошней церкви раз причащали и вы приподняли меня принять дары и поцеловать чашу; это летом было, и голубь пролетел насквозь через купол, из окна в окно…» В этих словах героя романа «Подросток» заключены воспоминания Достоевского о моногаровской церкви, расположенной неподалеку от их дома, окруженного огромными липами и сегодня. К сожалению, сегодня храм XVIII века, куда ходил маленький Федор, находится в плачевном состоянии и требует основательного ремонта. В советские годы церковь и кладбище при ней были разорены и заброшены. В настоящее время идет медленный процесс восстановления. На прихрамовой территории можно увидеть остатки дома священника, дореволюционные надгробия с могил соседних помещиков и памятный крест на могиле отца писателя Михаила Андреевича.
Могилу матери писателя в Моногарово вы не найдете. Ее останки в советские годы хранились в запасниках музея антропологии, теперь ее гроб стоит в зарайском соборе Иоанна Предтечи, но в ближайшее время будет перезахоронен на моногаровском погосте возле могилы супруга.
Вернувшись от церкви к дороге и проехав мимо «Маменькиного пруда», созданного по просьбе матери писателя, вы попадете в Даровое. В самом конце поселка, среди домов дачников, не сразу можно различить скромный дом зеленого цвета. Именно этот дом строит Михаил Андреевич для своей семьи в 1832 году.
Дом хорошо сохранился. После смерти отца там жила сестра Достоевского, а в послереволюционные годы – его племянница. У входа на территорию усадьбы вас встретит памятник Достоевскому и старинные липы. Этим липам более 200 лет, они живые свидетели детских игр писателя, а сама эта аллея называется «Фединой рощей». На территории усадьбы все скромно и по-домашнему. Как правило, никого вокруг нет, никаких музейных сотрудников тоже не бывает. Можно самому зайти на участок, посидеть за столиком у крыльца.
Правда, внутрь дома зайти можно лишь с экскурсионной группой, оформив билет в Зарайске. Однако стоит отметить, что ценные предметы обстановки в свое время были вывезены в музей Достоевского в Москве, так что много вы не потеряете, если не попадете внутрь флигеля.
Теперь же стоит отправиться в Зарайск, город, который Достоевский в своих письмах ставил выше швейцарского Вевея! Из Зарайска родом, согласно роману, были красильщики в «Преступлении и наказании». Один из них, Миколка, неожиданно сознался в убийстве старухи-процентщицы, чем сбил с толку следователя Порфирия, да и настоящего убийцу Раскольникова.
Смутное время и князь Пожарский
Еще на подъезде к Зарайску со стороны Дарового и Моногарова открывается красивый вид на город, стоящий на реке Осетр. И уже издалека видны кирпичные башни с деревянными шатрами — знаменитый Зарайский кремль.
Зарайский кремль — это одна из главных достопримечательностей города. Он построен в XVI веке для обороны от набегов крымских татар и был важным южным защитным рубежом наряду с Тулой и ее кремлем. Зарайская крепость является единственной в Подмосковье, которая сохранилась полностью. Кроме того, это самый маленький в России кремль. В крепости всего семь башен-стрельниц. Крымские татары около двадцати раз осаждали эти стены, но ни разу не взяли.
В начале XVII века у Зарайского кремля появляются новые враги, страну охватывает смута. Всюду разгуливают шайки разбойников, литовские и польские гарнизоны, самозванцы. Лжедмитрию Второму, известному как «Тушинский вор», присягают многие южные города и царские воеводы. Мятежники входят в соседнюю Каширу и Коломну. Жители Зарайска также готовы целовать крест новому самозванцу, однако воеводой здесь в это время служит будущий герой Дмитрий Михайлович Пожарский. Здесь в 1609 году он впервые проявляет себя как противник смуты. Вместе с гарнизоном князь запирается в зарайском кремле и заявляет горожанам и сторонникам Лжедмитрия, что останется верен законному царю Василию Шуйскому. Кремль оказывается неприступным для смутьянов, и Пожарский побеждает. Горожане не присягают вору, а остаются верными царю. В память о воеводстве в Зарайске Пожарского на Никольской башне кремля вывешена мемориальная доска, а на площади Пожарского установлен бюст герою.
Подняться на галереи кремля можно лишь с экскурсоводом, вход платный. Среди семи башен главной считалась Никольская с двумя шатрами. Есть у Зарайского кремля и своя Спасская башня, ее венчает двуглавый орел. Также увенчана орлом Егорьевская западная башня. Тайнинская башня зарайского кремля названа так по тайному ходу, находившемся в ней. Одноименные башни есть и в московском и в тульском кремлях, где тоже был когда-то тайный ход.
Другой памятник событиям Смутного времени – «курган Лисовского» у церкви Благовещения Пресвятой Богородицы.
Благовещенский храм находится по адресу улица Комсомольская 28. Чтобы добраться от кремля до церкви и кургана, нужно выехать от кремля к улице Советской и ехать по ней прямо до кругового движения, а потом свернуть вправо.
Незадолго до воеводства в городе Пожарского поляк Лисовский единственный раз в истории берет с боем зарайский кремль. Триста защитников города арзамасцев и зарайцев были убиты интервентами, а их тела были погребены в одной большой могиле. Над поверженными Лисовский насыпал курган в знак своей славы и победы. После же его изгнания из Зарайска курган сохранили, но уже как памятник павшим героям-защитникам, установив над ним крест. Рядом построили деревянную церковь Благовещения. Нынешнее здание церкви, с голубым куполом, построено в конце XVIII века.
Интересна церковь и тем, что среди семи сохранившихся храмов Зарайска она была единственной действующей в городе в советские годы и сохранила свое внутреннее убранство. В церкви Благовещения бережно хранят хоругвь, подаренную более ста лет назад арзамасцами зарайцам в память о сражении с интервентами.
Образ Николы Зарайского и нашествие Батыя
Старинный Зарайск позволяет перенестись еще дальше в прошлое, в XII и XIII века. От этой древнейшей истории города также сохранились памятники.
Сам город, согласно летописи, был основан еще до нашествия Батыя. Его основание связано с чудесным событием, описанным в древней летописи. Из далекой Корсуни в пределы Рязанские на реку Осетр приходит греческий священник с иконой святителя Николая в руках. Местному князю, который встретил его, он рассказывает, что видел во сне самого святого Николая, который повелел ему идти с иконой сотни верст в чужую страну и отдать в земле Рязанской образ князю. В честь этой необычной встречи князь повелевает строить деревянную церковь святителя Николая, куда помещает и греческий образ, принесенный из Корсуни.
Нынешнее здание Никольской церкви в Кремле построено в конце XVII века на том самом месте, где стояла первая деревянная. А та самая древняя икона Николая Чудотворца ныне хранится здесь же в Кремле в соседнем Иоанновском соборе у правого придела. Из-за своей древности в советские годы она была вывезена из Зарайска в Москву, в музей иконы им. Андрея Рублева. Там она пребывала до 2012 года, и совсем недавно святыня вернулась в Зарайск. Древняя икона находится в киоте со специальным микроклиматом, так что ей не угрожает разрушение. В соборе у левого придела есть и современный список той же иконы. Он почитался в Зарайске до того, как изначальный образ вернули на свое историческое место.
На месте, где встретились рязанский князь и священник из Корсуни по преданию забил целебный источник. Этот источник бьет в Зарайске до сих пор. Сейчас источник хорошо оборудован. Сделана лестница, спускающаяся к целебному ключу, построена новая хорошая купальня. Ключ ручейком стекает в реку Осетр, которая протекает внизу неподалеку.
Чтобы попасть к источнику, который местные называют «Белый колодец», нужно ехать от кремля на север все время прямо, мимо парка Кирова, и затем свернуть налево по указателю к бензоколонке. Проехав заправку дальше ехать все время прямо до тупика, где будет парковка и небольшой церковный магазин.
К тем же древним временам относится и другая, на этот раз трагическая история. В самом центре кремля, у алтарей Иоанновской церкви, вы увидите сень, под которой установлены три креста. Это место древнего погребения XIII века. Здесь покоятся местночтимые благоверные князья Феодор, его супруга Евпраксия и их сын Иоанн.
Полезная информация
Зарайский краеведческий музей располагается прямо в кремле, в зданиях присутственных мест, где можно заказать экскурсии по кремлю, по музею и в усадьбу Достоевского Даровое.
Припарковать автомобиль можно с северной стороны кремля.
Хорошие туалеты есть в кафе или на автобусной станции, что находится у торговых рядов, с восточной стороны кремля.
Перекусить в Зарайске можно в кафе «Любава», расположенном недалеко от кремля у Никольских ворот.
На территории кремля устроена хорошая детская площадка, где могут поиграть дети. В Зарайске есть городской пляж на реке Осетр.
В городе также есть музей-квартира известного скульптора Анны Голубкиной, недалеко от городской администрации (ул. Дзержинского 38).
В Зарайск вернули древнюю чудотворную икону
Знаменитую икону Николы Зарайского в Иоанно-Предтеченский монастырь помог вернуть в храм врио губернатора Подмосковья Андрей Воробьев.
Святой Никола Зарайский вернулся на родную землю. 11 августа шедевр древнерусской иконописи, стоимость которого, по оценкам экспертов, достигает 1 миллиона долларов, доставили из московского музея имени Андрея Рублева в Иоанно-Предтеченский собор Зарайского кремля.
Встречали Николу несколько сотен верующих, которые прошли крестным ходом к Зарайскому кремлю от источника Белый колодец, где, согласно летописи, прихожане встречали икону в XIII веке.
После этого в соборе прошла литургия, на которой присутствовал временно исполняющий обязанности губернатора Подмосковья Андрей Воробьев. В свое время он пообещал жителям Зарайска, что сделает все возможное для возвращения иконы.
Образ Николы Зарайского датируется XVI веком, это список с иконы XIII века, по преданию, принесенной в пределы Рязанского княжества из Корсуни и со временем ставшей главной святыней Зарайска.
Сегодня икону поместили в специальную климатическую капсулу, датчики которой будут вести постоянный мониторинг ее состояния. За этим будут следить сотрудники музея «Зарайский кремль» и специалисты из ГосНИИ реставрации, которые раз в месяц будут приезжать с инспекцией.
Храмы зарайска с чудотворными иконами и мощами
По преданию, чудотворная икона Святителя Николая была принесена в город Красный (ныне Зарайск) в 1225 г. История появления в наших краях святого образа полна чудес и знаков неизреченной милости Божией; она передается в древней летописи – «Повести о Николе Заразском».
С давних пор икона находилась в Херсонесе (Корсуни Таврическом), и образ назывался Николой Корсунским. Стояла икона в храме апостола Иакова, в котором когда-то принял Святое Крещение Великий князь Владимир. Священнику этого храма пресвитеру Евстафию трижды во сне являлся Святитель Николай с настойчивой просьбой: «Возьми мой образ чудотворный Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и гряди в землю Рязанскую. Тамо хощу быти и чудеса творити, и место то прославити». Но священник медлил, не решаясь оставить родные места и пуститься в неведомый край. За свое непослушание Евстафий был наказан внезапною слепотой. И когда осознал свой грех, взмолился Чудотворцу Николю и получил прощение. Исцелившись от недуга,вместе с семьей он отправился в далекое путешествие.
Много трудностей и скорбей пришлось пережить путникам во время странствования, но они стали и свидетелями преславных чудес от чудотворного образа. Лишь через год они достигли пределов Рязанской земли.
В это время Святитель Николай явился во сне удельному князю Феодору Юрьевичу, княжившему в Красном, и возвестил о прибытии своей чудотворной иконы: «Княже, гряди во сретение чудотворного образа моего Корсунского. Ибо хощу здесь быти и чудеса творити, и место сие прославити. И умолю Человеколюбивого Владыку Христа, Сына Божия – да дарует тебе, жене твоей и сыну твоему венцы Царствия Небесного». И хотя недоумевал князь, поскольку семьи еще не имел, но повиновался воле Святителя,вышел из города со всем священным собором навстречу чудотворному образу. Еще издалека увидел он святыню, от которой исходило сияние. С великим благоговением и радостью принял Феодор от Евстафия икону. Это произошло 29 июля(11 августа по н.ст.) 1225 года.
Вторая часть старинных Повестей описывает судьбу благоверных зарайских князей во время нашествия полчищ татаро-монголов на Русь в 1237 году. Хан Батый требовал от русских десятой доли во всем: «в князьях, во всяких людях и в остальном». Удельный князь Феодор отправился в ставку Батыя с великими дарами, чтобы «уговорить хана не ходить войной на Рязанскую землю». Хан принял дары и лживо обещал «не воевать Рязанской земли» и стал «у князей рязанских дочерей и сестер к себе на ложе просить». Услышав от одного и изменника, рязанского вельможи, что у князя молодая и красивая жена, Батый обратился к нему со словами: «Позволь мне, князь, насладиться красотою жены твоей». Феодор ответил надменному завоевателю с презрительным смехом: «Не годится нам, христианам,водить к тебе, нечестивому и безбожному царю жен своих на блуд. Когда нас одолеешь, тогда и нами, и женами нашими владеть будешь».
От этого события икона Николы Корсунского стала именоваться Заразской, потому что блаженная княгиня Евпраксия с сыном князем Иоанном сама себя «заразила». Со временем и место,где произошла трагедия, стало называться Зараз, Заразск, а потом и Зарайск – такова одна из версий возникновения названия нашего города.
Слава о чудесах от иконы быстро перешагнула границы Рязанского княжества и обошла всю Православную Русь. На протяжении многих веков день принесения иконы в Зарайск почитался как общегородской праздник. Накануне, 28 июля (ст.ст.) служился молебен Николаю Чудотворцу,затем лития по усопшим князьям у памятника-надгробия с тремя крестами; на всенощном бдении читались «Повести о Николе Заразском». В самый день праздника, 29 июля, в Никольском храме всем зарайским духовенством совершалась Божественная Литургия,после которой жители города и его гости крестным ходом вместе с чудотворной иконой направлялись к Белому Колодцу. Так называется источник, возникший,по преданию, на месте встречи иконы князем Феодором. Здесь служился водосвятный молебен и освящалась вода родника,затем крестный ход возвращался в кремль.
В советское время храмы кремля закрыли и разграбили. Чудотворный образ Николы Зарайского сначала оказался в местном краеведческом музее, а позднее, в 1966 году, был вывезен для реставрации в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.
С возобновлением церковной жизни кремлевских соборов начались и хлопоты верующих о возвращении святыни. Однако долгое время на ходатайства и письменные обращения зарайцев руководство Музея отвечало отказом, мотивируя его отсутствием в храмах Зарайского кремля необходимых условий для сохранности древнего образа. Полтора десятка лет усилиями прихожан проводились работы по ремонту и реставрации Иоанно-Предтеченского собора. В 1997 году был написан список (точная копия) с иконы Николы Зарайского, который был помещен в резную сень и установлен слева от центрального алтаря. Ныне верующими почитается еще один список с чудотворной иконы – образ Николы Корсунского-Зарайского. С этой иконой зарайские священники совершали паломничества по святым местам России, Украины, Беларуси; новый образ был также освящен на великих святынях Греции, Святой Горы Афон, на мощах Николая Чудотворца в Бари. В последнее время именно с иконой Николы Корсунского-Зарайского совершаются ежегодные крестные шествия по городу Зарайску (22 мая) и на святой источник Белый Колодец (11 августа).