христианский храм в дербенте

Христианские храмы Дербента

Положение древнего Дербента как центра христианской церкви Кавказской Албании предполагает, что здесь должен быть и соответствующий подобному статусу христианский храм, а может быть даже несколько. Известно, что арабский полководец Маслама окончательно завоевавший Дербент в 734 году, запретил разрушить христианский храм. Однако на сегодня исследователями не установлена судьба или место расположения этого храма.

христианский храм в дербенте. Смотреть фото христианский храм в дербенте. Смотреть картинку христианский храм в дербенте. Картинка про христианский храм в дербенте. Фото христианский храм в дербенте

Вступившее в город 22 июня 1806 года русское войско под командованием генерал-лейтенанта Глазенапа, из-за отсутствия в городе церкви для отправления христианских обрядов долгое время пользовались гарнизонным походным алтарем.

При посещении города главнокомандующим на Кавказе генералом А.П. Ермоловым в 1823 году гарнизонное офицерство поставило перед ним вопрос о строительстве церкви. Из-за отсутствия подобной возможности, генерал Ермолов, пользуясь своей властью, распорядился «обустроить под церковь» здание старинной мечети на 7 магале (ныне Товба-мечеть) находящейся вблизи от цитадели Нарын-кала, где размещались офицеры гарнизона.

Это здание использовалось под гарнизонную церковь в течение почти 30 лет. Однако необходимость возведения нового большого христианского храма в городе диктовалась политическими соображениями. Строительство христианских храмов на вновь присоединенных к Российской империи территориях, где население имело иные верования, было одним из направлений колониальной политики царизма. Чем, значительнее для российской короны был регион, тем роскошнее возводился храм, чтобы показной богобоязнью и боголюбием завоевать умы и сердца местного населения, вызвать у них благоговейное уважение к православной религии, а значит и отождествляемой с нею Российской империи.

Фундамент храма с большой помпезностью был заложен в 1849 году. На закладку храма с огромной свитой из Тифлиса прибыл сам наместник на Кавказе, светлейший князь, генерал-фельдмаршал М.С. Воронцов. В октябре 1850 года на строительстве храма побывал наследник престола, будущий император Российский Александр II.

Здание было возведено из тесаных блоков ракушечника, которые скреплялись между собой расплавленным свинцом.

Строительство велось под руководством инженер- капитана Гершельмана.

Проект храма был исполнен в псевдо-византийском стиле известным в свое время художником, князем Г. Г. Гагариным, который в то время состоял в должности флигель- адъютанта при наместнике на Кавказе. Кресты, трехъярусное серебряное паникадило (церковная люстра) на 36 свечей и другие подсвечники были изготовлены известными московскими мастерами, иконостас (перегородка с рядами икон и резными дверями, отделяющая алтарную часть храма от основного интерьера) был изготовлен в Тифлисе. Колокол весом 113 пуда и 15 фунтов (1814 кг) был доставлен пароходом из Астрахани. Башенные часы, установленные над входом, были изготовлены в Одессе. Это были первые часы на Кавказе, которые по специальному указу наместника должны были устанавливаться на всех общественных зданиях.

Пол храма, для поглощения шума, был устлан «брусками из орехового дерева в торец. Красивая литая чугунная балюстрада окружала здание снаружи. Центральная зала храма, вмещающая 500 человек, была расписана под руководством Г. Г. Гагарина, а три иконы иконостаса: «Тайная вечерня», «Святой архангел Михаил» и «Святой архангел Гавриил» — были написаны им самим.

Храм был освящен во имя «Святого Георгия Победоносца» в 1852 году.

христианский храм в дербенте. Смотреть фото христианский храм в дербенте. Смотреть картинку христианский храм в дербенте. Картинка про христианский храм в дербенте. Фото христианский храм в дербенте

После постройки новой соборной церкви надобность в маленьком здании бывшей мечети, расположенной в старой, мусульманской части города для христиан отпала, и оно было вновь передано мусульманам.

Здание храма Святого Георгия Победоносца было разобрано в 1937 году, и на его месте была устроена городская площадь «Свободы».

Ныне христианская часть населения города отправляет религиозные обряды в здании построенного в 1900 году церковноприходской школы, которая в 1901 году была освящена под школу-церковь. Ныне — православная Свято — Покровская церковь.

В начале XVIII века в связи с проникновением России на Кавказ начинается приток в город населения из христианских регионов Закавказья — Армении и Грузии. По сообщению русских авторов в 1727 году в Дербенте поселилось «общество грузин», которые устроили в городе церковь.

Эта церковь не сохранилась и конкретное место её возведения не известно. Видимо, сооружение было не значительное соответствующее числу проживавших в городе грузин.

В 1730 году в Дербент были переселены грузины и армяне, составляющие иррегулярное российское войско. А участник Персидского похода Петра I полковник артиллерии И. Гербер, в своих путевых заметках в 1728 году отмечал: «…здесь (в Дербенте) много персидских, грузинских и индийских купцов и художников».

Иррегулярные войска — войска, не имевшие твердой и постоянной организации и отличающиеся от регулярных войск системой комплектования, прохождения службы и т.д. (Казачьи войска, Кавказская милиция и др.)

В 1872 году в городе была построена и освящена во имя Всеспасителя армянская (григорианская) церковь. Строилась церковь на частные пожертвования. В принципе, это здание является полным повторением расположенного рядом здания православного храма св. Георгия Победоносца, только в уменьшенном масштабе, и отличается лишь кровлей — луковичная православного храма была заменена шатровой. Храм был построен без колокольни, которая была пристроена к зданию только в 1888 году, тоже на частные пожертвования.

Здание храма реставрировано в конце 70-х годов XX века и ныне используется под музей.

Источник

Федеральная лезгинская
национально-культурная автономия

Главная лента

Самый древний христианский храм России – в Дербенте, утверждает профессор А.Кудрявцев

христианский храм в дербенте. Смотреть фото христианский храм в дербенте. Смотреть картинку христианский храм в дербенте. Картинка про христианский храм в дербенте. Фото христианский храм в дербентеРаздел: Дайджест

христианский храм в дербенте. Смотреть фото христианский храм в дербенте. Смотреть картинку христианский храм в дербенте. Картинка про христианский храм в дербенте. Фото христианский храм в дербенте

Правда, если по поводу древности дербентской Джума-мечети ни у кого нет сомнений, то о культовом назначении «объекта, похожего на крестово-купольный христианский храм» албанского периода, обнаруженного на территории дербентской цитадели Нарын-кала, у исследователей имеются разногласия. Тем более что в историческую литературу и в соответствующую документацию этот памятник вошел как «подземное водохранилище», относящееся к XVII-XVIII векам.

Однако многолетний исследователь Дербента профессор Александр Кудрявцев не сомневается в том, что на самом деле это сооружение является христианским храмом, построенным в период V-VII вв., а не подземным водохранилищем XVIII века. В пользу своей версии профессор приводит убедительные аргументы.

Согласно данным письменных источников, именно в этот период Дербент был одним из крупнейших христианских центров Восточного Кавказа, куда стремились албанские христианские религиозные деятели. Им ведь нужен был дом Бога
для проведения молитв. В тот период точно такие же крестово-купольные храмы были широко распространены в Закавказье.

христианский храм в дербенте. Смотреть фото христианский храм в дербенте. Смотреть картинку христианский храм в дербенте. Картинка про христианский храм в дербенте. Фото христианский храм в дербенте

По версии А. Кудрявцева, после того как арабы утвердились в Дербенте, начиная с VIII века храм был заброшен и в конце концов в период XVII-начале XVIII вв. приспособлен для использования в качестве цистерны для хранения воды в крепости.

Археолог обращает внимание на крестообразную планировку, строгую ориентацию памятника по сторонам света и на его расположение в центре цитадели, в самой высокой ее точке. Не остается незамеченным и тот факт, что из 6 водохранилищ, известных сегодня в Дербенте, 5 имеют рациональную стандартную квадратную или прямоугольную форму (и все они подземные или полуподземные), а это почему-то крестообразное.

И нигде на Восточном Кавказе больше крестово-купольных водохранилищ нет. Это понятно: ведь при стандартной планировке цистерна вмещает намного больше воды, нежели крестообразная. Сооружение купола – самая трудоемкая работа. Для водохранилища купол не нужен, а для храма он обязателен. Крест является главным символом христианства. Разве могли мусульмане в XVII или XVIII веках построить крестово-купольное водохранилище, в основе архитектуры которого заложен главный идеологический символ другой веры?

Раскопки экспедиции А. Кудрявцева показали, что это сооружение не вырублено в скале. Скала находится на глубине 9 метров, и вокруг стен «водохранилища» культурные слои, только наверху насыпи из привезенного грунта. Все водоводы от цистерны обнаружены только в верхних слоях и относятся, предположительно, к XVIII-XIX вв.; может быть, захватывают конец XVII века. А внизу, у основания, нет ни одного водовода. А как же тогда брали воду? Несомненно, это сооружение не было водохранилищем с самого начала, уверен профессор А. Кудрявцев.

Кроме того, раскопки показали, что на стенах объекта 3 слоя штукатурки. На двух поздних слоях при лабораторных анализах обнаруживаются бактерии, которые образуются в водной среде, а на самом раннем, красивом, розового цвета слое их нет. А зачем вообще нужна была цветная штукатурка в водохранилище?

Это означает, что изначально там не было воды, и перед тем, как заполнить его, стены поверх декоративного слоя были оштукатурены высококачественным раствором. А потому сооружение это не было построено как водохранилище.

В преддверии 2000-летнего юбилея Дербента количество гостей в древний город из российских регионов, официальных делегаций, в том числе и деятелей церкви, постоянно растет. Особый интерес у них вызывает именно крестово-купольное сооружение в цитадели, о котором просят рассказать более подробно.

христианский храм в дербенте. Смотреть фото христианский храм в дербенте. Смотреть картинку христианский храм в дербенте. Картинка про христианский храм в дербенте. Фото христианский храм в дербенте

Радостное удивление вызывает у российских гостей сообщение, что современные дагестанцы являются потомками первых на территории современной России христиан. Их радует то, что дагестанцы в прошлом были причастны к духовным ценностям, исповедуемым сегодня православными россиянами.

А беседы дербентцев и гостей древнего города на религиозную тему завершаются признанием истины: все мы дети Адамовы и поклоняемся Единому Всевышнему, и велено нам жить в дружбе и согласии, помогая друг другу.

Не сомневаюсь, что при раскопках на крестово-купольном сооружении в крепости Нарын-кала ученые разгадают еще одну тайну Дербента, что будут найдены дополнительные доказательства, артефакты, подтверждающие его культовое назначение. И храм к юбилею города станет еще одним объединяющим народы России символом, уникальным древнейшим историческим памятником Дербента.

Источник

Крестово-купольный храм (архитектурный памятник IV века)

Крестово-купольное сооружение (албано-христианский храм) построен в IV веке. Изучение этого памятника неразрывно связано с распространением христианства в Дагестане; свидетельствующего, что здесь, в Дербенте, находился албанский патриарший престол.

В V-VII вв. Дербент выступал как один из главных христианских центров на Восточном Кавказе. Здесь, по сообщению Моисея Каганкатваци, находился глава христианской церкви Албании, престол которого были вынуждены перенести в Партав в связи с усилившейся хазарской экспансией: «Во второй год Хозроя, царя царей, в начале армянского летосчисления, перенесли престол патриарший из города Чога в столицу Партав, по случаю хищнических набегов врагов креста Господня» 552 г. н.э.

христианский храм в дербенте. Смотреть фото христианский храм в дербенте. Смотреть картинку христианский храм в дербенте. Картинка про христианский храм в дербенте. Фото христианский храм в дербенте

Христианство в Дербенте имело большое распространение с древнейших времён и до позднего средневековья, о чём свидетельствуют многочисленные сообщения письменных источников.

В.В. Бартольд в связи с распространением христианства в Дербенте отмечал, что оно одержало победу пограничных областях Персии, и арабы, захватившие эти районы, «упоминают о христианстве как о религии местного населения, а о последователях зороастризма не упоминается».

К этому можно добавить, что персы, а позднее арабы широко привлекали христиан Закавказья для охраны Дербента и, по сообщению раниесредневекового армянского автора Егише, в первой половине V в. армянские князья вместе с персами «охраняли от гуннов северные врата Дербентские», а Гевонд в VIII в. писал, что арабы собрали дружины арабских нахараров «в стране албанской, у ворот Каспийских, у города, называемого Дербентом».

По мнению профессора А.А. Кудрявцева ярким показателем широкого распространения здесь христианства являются два монументальных памятника, связанных с христианскими древностями города. Они свидетельствуют, что возможно Дербент был одним из крупнейших центров, где, вероятно, мог находиться патриарх Кавказской Албании. Но есть и другое мнение. Так М.И.Артамонова, считает, что несмотря на несомненное значение Дербента, как одного из важнейших центров по распространению христианства на Восточном и Северном Кавказе, престол патриарха вряд ли находился здесь. Он полагал, что в городе была епископальная кафедра, возникшая при Ваче II, а данные о существовании в Дербенте престола главы Албанской церкви, объяснял народной молвой, возникшей в связи с обоснованием здесь после 461 г. албанского царя Ваче II и близостью Ватнианского поля, где мученически погиб от рук москутов просветитель Албании Григорис.

Однако при решении вопроса о нахождении в Дербенте резиденции главы христианской церкви Кавказской Албании надо учитывать, что письменные источники в связи с большими строительными работами, проводившимися в городе арабским полководцем Масламой в начале VIII в., сообщают, что он «не разрушил восточного патриаршего дворца, который ещё и до сих пор существует в нём».

В.В. Бартольд даже считал, что патриарх вернулся в Дербент после стабилизации положения при арабах. Распространение христианства в районе Дербента он относит ко временам сасанидского царя Йездигерда I (399-429 гг.) и византийского императора Феодосия (408-450 гг.).

По сведениям армянских раннесредневековых авторов епископ Григориос насаждал христианство в этих районах ещё в первой половине IV века и погиб от рук варваров на Ватнианской равнине недалеко от Дербента, привязанный к хвостам диких лошадей. Армянские средневековые авторы широкое распространение в Дербенте христианства связывают с именем, младшего внука правителя Армении, Григория — основателя христианского храма. М.И. Артамонов отождествляет с этим храмом здание Джума-мечети, приспособленное, по его мнению, арабами под мечеть лишь позднее, в первой половине VIII в.

Ещё один архитектурный памятник связан с распространением христианства в Дербенте. Он расположен в цитадели «Нарын-Кала». Это большое крестообразное сооружение, находящееся в северо-западной части цитадели на расстоянии около 15 м от её стены.

христианский храм в дербенте. Смотреть фото христианский храм в дербенте. Смотреть картинку христианский храм в дербенте. Картинка про христианский храм в дербенте. Фото христианский храм в дербенте

В историческую литературу этот памятник вошёл как «огромная цистерна, вырубленная в скале». И действительно, в позднесредневековое время здесь хранили воду, но первоначальное назначение этого сооружения, по мнению некоторых исследователей, было другое. В плане сооружение представляет собой крест, стороны которого имеют внутристенную ширину 4,7 м. Внутренняя длина трёх сторон креста 4,2 м (без учёта центральной части сооружения), а четвёртая, западная сторона имеет длину 5,6 м. Центральная часть сооружения перекрыта куполом диаметром 5 м, перестроенным, видимо, в позднесредневековый период, высота от пола до верха купола около 10м.

Квадратное пространство в центральной части креста, перекрытое куполом имеет стороны, равные 5 м (т.е. на 1 м больше, чем ширина торцовых сторон креста), и как бы врезано на 0,5 м с каждой стороны внутрь стен сооружения, что придаёт её центральной части усложнённую конфигурацию.

Общая длина памятника с запада на восток 15 м, с севера на юг 13 м, причём следует отметить, что стороны креста ориентированы по сторонам света.

Обследования этой предполагаемой цистерны показали, что она не вырублена в скале, как считалось раньше, а сложена из крупных хорошо отёсанных блоков на известковом растворе. При обследовании многочисленных блоков на поверхности обнаружены фрагменты ранней тонкой штукатурной обмазки без следов биопоражений и засоления, свидетельствующие о том, что какое-то время после нанесения этой обмазки сооружение имело другое значение, нежели как ёмкость для воды. Для нанесения каких-либо красочных изображений поверхность данной обмазки подготовлена недостаточно. Это видно даже по фрагментам. Однако известно, что храмы первых веков христианства не расписывались вовсе или украшались изображениями только на отдельных участках стен или сводов, которые специально подготавливались.

Напротив, нанесённое позже штукатурное покрытие серого цвета на своей поверхности имеет в изобилии водоросли и отложения солей, располагающиеся строго горизонтально ориентированными линиями.

Культурный слой здесь достигает 8-9 м, т.е. в раннесредневековый период почти всё сооружение находилось на поверхности. Грунт вокруг него является насыпным. Это понадобилось при устройстве водохранилища для компенсации давления больших масс воды изнутри на стены. Дополнительная обкладка стен каменными блоками также усиливала конструкцию здания. Впрочем, следует учитывать вероятность того, что завершение конструкции здания могло явиться и поздней его перестройкой.

Позднейшие перестройки и использование этого сооружения в позднесредневековое время в качестве водохранилища оказались решающими при рассмотрении вопроса о назначении памятника, однако из поля зрения исследователей выпали необычная его планировка, строгая ориентация и монументальность. Большую роль здесь, видимо, сыграл и тот факт, что в настоящее время почти всё сооружение находится ниже уровня современной дневной поверхности. Но при исследовании планировки здания сразу бросается в глаза её сходство с раннесредневековыми церквами Кавказа, Италии и ряда других областей. Так, церкви аналогичной планировки известны в V-VII вв. в Армении и Азербайджане.

христианский храм в дербенте. Смотреть фото христианский храм в дербенте. Смотреть картинку христианский храм в дербенте. Картинка про христианский храм в дербенте. Фото христианский храм в дербенте

Полное сходство с планировкой данного крестообразного сооружения имеет мавзолей V в. в Равенне, а также целый ряд других раннехристианских церквей. Крестообразная планировка церквей вообще характерна для раннесредневекового Кавказа и вообще типична для VII в. Это позволяет по-новому взглянуть на назначение «крестообразной цистерны» цитадели. Планировка сооружения, его строгая ориентация, типичная для христианских культовых памятников, нахождение почти всего здания в раннесредневековое время на поверхности позволяет утверждать, что это, вероятно, раннесредневековая церковь Дербента. В пользу подобного мнения говорит и тот факт, что из пяти известных сейчас водохранилищ города ни одно не имеет столь необычной планировки. Не известны водохранилища подобной планировки и в других местах. Любопытно, что это сооружение ещё не отмечено на планах XVIII в., но имеется на плане 1810 г., что позволяет предполагать использование его в качестве водохранилища лишь с XVIII в. М.И.Артамонов в своё время правильно определил это сооружение как древнейшее среди архитектурных памятников цитадели Дербента, хотя и ошибался в его назначении.

Представляется вероятным, что два описанных монументальных памятника, связанных с христианскими древностями Дербента, являются ярким показателем широкого распространения здесь христианства и свидетельством, что Дербент был одним из крупнейших его центров, где мог находиться патриарх Кавказской Албании.

Источник

Христианский храм «Святого Георгия» (1849 года)

После распада Албанского государства во время арабского вторжения в городе Дербенте вплоть до XVIII века не оставалось действующих христианских храмов. До 40-х годов ХIХ века единственной православной церковью, удовлетворявшей потребности военного населения города, являлась церковь при линейном батальоне, временно разместившаяся в старом здании бывшей мечети (ныне Кильса-мечеть).

христианский храм в дербенте. Смотреть фото христианский храм в дербенте. Смотреть картинку христианский храм в дербенте. Картинка про христианский храм в дербенте. Фото христианский храм в дербенте

С ростом русскоязычного населения в начале ХIХ века стал насущным вопрос о возведении нового православного храма в городе Дербенте. Решение возникшей проблемы было возложено на губернского начальника князя А.И.Гагарина. Под руководством инженера капитана В. И. Гершельмана начались строительные работы по проекту флигель-адъютанта полковника Г. Г. Гагарина. Закладка фундамента храма производилась 8 мая 1849г. в 12 часов дня в присутствии князя и княгини Воронцовых. Место для строительства церкви выбрано совсем не случайно. По мнению многих исследователей в IVB. здесь находился албанский христианский храм. Действительно, при рытье фундамента для новой церкви обнаружены руины прежнего храма. Было выявлено много глиняных труб и остатки бассейна, а также почти уцелевшие своды храма из жжённого кирпича с остатками колонн и полов, вымощенных плитами. При ранних христианских храмах строили так называемые баптистерии — здания с бассейнами, где совершалось таинство крещения.

Новый храм, исполненный по проекту флигель — адъютанта полковника князя Гагарина, был рассчитан на 500 человек и представлял собой изящный образец византийской архитектуры. В книге «История города Дербента» Е. И. Козубского даётся следующее его описание: «Храм был построен из гладкотёсанного камня, пол — торцовый из орехового дерева, очень красивый и устранявший гул, в 1859г. было разрешено устроить чугунный пол. Паникадило из накладного серебра о 36 свечах в 3 яруса было сделано в Москве мастером Пецом.

христианский храм в дербенте. Смотреть фото христианский храм в дербенте. Смотреть картинку христианский храм в дербенте. Картинка про христианский храм в дербенте. Фото христианский храм в дербенте

Пароходом из Астрахани был доставлен колокол для церкви весом в 113 пудов 15 фунтов». По ходатайству князя Аргутинского была разрешена «покупка и поставка башерных часов мастера Штерна из Одессы ценою 1684 рублей 12 коп». Внутри церкви обращали на себя внимание три иконы, написанные князем Г. Г. Гагариным — «Тайная вечеря», «Святой архангел Михаил» и «Святой архангел Гавриил».

26 ноября 1853г. было совершено освящение церкви во имя святого Георгия Победоносца. Служба в церкви началась с 15 декабря 1853г.

Первое православное культовое сооружение Дагестана ХIХ века было возведено на площади Ермолова (ныне площадь Свободы). В настоящее время на месте одной из красивейших церквей Кавказа, разрушенной в 1938 году, находится памятник В.И.Ленину.

Источник

Свято-Покровский храм (Дербент)

христианский храм в дербенте. Смотреть фото христианский храм в дербенте. Смотреть картинку христианский храм в дербенте. Картинка про христианский храм в дербенте. Фото христианский храм в дербенте

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы — православная церковь в городе Дербенте в Дагестане. Приход относится к Махачкалинскому благочинию Махачкалинской епархии РПЦ. Единственная сохранившаяся в советское время православная церковь в городе.

Содержание

История [ править ]

В 1901 г. в церковно-приходской школе, располагавшейся по улице Барятинская (ныне Ленина) в Дербенте, построенной силами неравнодушных горожан, был устроен Алтарь, давший начало домовой церкви, которая 1 октября 1901 г. была освящена епископом Владикавказским Владимиром.

Новая церковь, удобным образом расположенная в местах компактного проживания православных горожан, стала главным образом служить нуждам прихода. В 1902 г. во дворе теперь уже бывшей приходской школы было построено новое здание для учебных нужд, которое стало функционировать с 1903 г., а храм продолжил богослужебную деятельность.

В 1939 г. храм был закрыт, но в 1943 г. вновь передан православным верующим.

В новое время при поддержке городской администрации в храме и на прилегающей к нему территории были проведены ремонтные работы: построен церковный дом, улучшена инфраструктура, возведена новая колокольня, а в 2009 г. установлен новый иконостас.

14 октября 2009 г. епископ Бакинский и Прикаспийский Александр (Ищеин) совершил чин великого освящения отреставрированного храма.

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Ленина, 22.

Паломнику [ править ]

Храм открыт ежедневно с 7.00 до 19.00.

Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *