христос альфа и омега икона
Хи-ро. Тайные знаки истории
Знак, изображенный на картинке, называется «хи ро» или «хризма».
С его появлением связана легенда, согласно которой римскому императору – язычнику Флавию Валерию Аврелию Константину однажды…
«…во сне явился Христос, который повелел начертать на щитах и знамёнах своего войска греческие буквы ХР, а на следующий день Константин увидел в небе видение креста и услышал голос, говорящий: «Сим победиши!».
Это явление окончательно утвердило Константина в христианской вере. В истории Флавий Валерий Аврелий Константин остался как Константин I Великий, его стараниями христианство получило статус государственной религии, перестав быть гонимым. На смену языческому Древнему Риму пришел Рим христианский (Восточная Римская империя или Византия).
Так рассказывает о тех давних событиях история официальная, но интересно будет рассмотреть удивительную историю явления Константину I «хризмы» через призму кириллической науки ( http://www.proza.ru/2006/06/05-293 ).
В истории есть свои «константы» — неизменные величины, которые были, есть и будут, пока существует человечество. Такой исторической константой является имя Константин:
Константин – константа (ин/ни, ни=а)
Константа – к Он стан Та – к О стан(ь) Та («Он» – это имя буквы «О» в кириллице) – ОТа – от а – а от – Аз От
«От» – это имя буквы кириллицы, имеющей такой же символ, что и греческая буква «омега» — ;. Буквам кириллицы Аз и От соответствуют буквы греческого алфавита Альфа и Омега. Аз и От = альфа и омега.
Константа – это альфа и омега или, как сказано в Библии: «Я есть Альфа и Омега, Первый и Последний, начало и конец …». На знаке «хи-ро» константа показана в виде букв «альфа» и «омега».
Поскольку история – это временной процесс, есть константы, которые появляются лишь в определенные моменты истории, когда происходит смена эпох и полное изменение устоев общества: «…царства, секты и религии … потерпят столь резкие изменения, что станут своей же противоположностью…».
На хризме эта константа показана буквами «ХР». Она связана не только с именем Христа. Если обратиться к истории письменности и кириллице, появление «ХР» можно обнаружить и в другие исторические периоды.
Когда-то давно для записи слов использовались исключительно согласные буквы, а значение гласных оставлялось на понимание того, кто читал. Например, слово, состоящее из согласных букв «ХР» в зависимости от того какие гласные к ним добавлялись, могло звучать и как ХиРо, и как ХаРо, и как ХеРо, ХиРа, и т.д.
Что из этого следует? Это дает возможность понять, как возникали те или иные слова, а вместе с этим узнать, как создавались культура и история человечества.
ХР — ХаРо – Харон (О=Он, «Он» – это имя буквы «О» в кириллице)
Харон – один из мифических персонажей «Одиссеи», перевозчик душ в царство мертвых через реку Ахерон (аХеРон – аХеРо — ХР)
Точно таким же образом «появился» еще один мифологический персонаж:
ХР – ХиРо – ХиРон (О=Он)
Хирон – мудрый кентавр-врачеватель, воспитатель античных героев Тесея, Ахиллеса, Язона…
Харон и Хирон тоже наделены «функциями» альфы и омеги: Харон выполняет роль «омеги», он перевозит души в мир мертвых, а Хирон – это «альфа» или «начало», воспитатель нового поколения людей.
Константа «ХР» появляется и в эпоху Возрождения: образы Харона и Хирона есть в «Божественной комедии» Данте Алигьери.
В эпоху Возрождения появляется и еще один образ, в основе которого буквы «ХР». Его описывает в своих Центуриях знаменитый Мишель Нострадамус:
ХР – ХиРо – ХиРа (взаимопереход букв о-а) – ХиРен (а=ен/не)
С точки зрения создания слов и Хи-ро, и Харон, и Хирон, и Хирен — это одно и то же. Это константа «ХР», которая в разные эпохи принимает разные образы.
Проследить связь между ними, расшифровать тайные знаки истории и увидеть скрытые исторические процессы невозможно без знания кириллицы, которая является основой культуры предков.
ИКОНОГРАФИЯ
Христограмма. Точка отсчета
Монограмма Христа на Свято-Троицком Соборе в Иерусалиме.
Символ необходим для фиксации реальности духовных небесных процессов. Символика обрядов Божественной литургии — это проекция небесной жизни, её отображение, путём фиксации в том или ином образе, способ познания сокровенных глубин мироздания и его Творца. Мир «иной» приоткрывается нам через символы, образы, поэтому и символическое видение есть свойство человека, который предназначен к бытию в этих двух мирах. Символ плюс постижение разных аспектов таинственной реальности, связанных с представленным образом, и в итоге наш земной ум соединяется с небесной премудростью и происходит домостроительство Божьей благодати.
Греческое название монограммы crisma («помазание, миропомазание») в переводе означает как «печать», а в сопровождении греческих букв альфа и омега, будет символизировать Печать Бога Живаго.
Христограмма, хризма или хрисмон — монограмма имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени (греч. ΧΡΙΣΤΌΣ) —Χ (хи) и Ρ (ро), скрещённых между собой. По краям монограммы часто помещают греческие буквы α и ω. Такое употребление этих букв восходит к тексту Апокалипсиса: «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1:8 ).
В 312 году, перед наступлением сражения у Мильвийского моста, Император Константин Великий увидел на небе знамение Креста с надписью: «Сим победиши!» (славян.), (на греческом: ἐν τούτῳ νίκα, то есть, «С этим знаком победишь!»). Константин размышлял о том, что бы это значило? И тогда ночью во сне ему явился Христос и повелел сделать знамя, подобное виденному на небе и употреблять его для защиты от нападения врагов. Так был создан Лабарум — государственное знамя императорского Рима, хоругвь или иное название штандарт, изображение которого солдаты поместили на своих щитах и на следующий день одержали громкую победу.
Лабарум представлял собой продолговатый крест, с поперечной реи которого спускался вышитый золотом и украшенный драгоценными камнями кусок шелковой ткани с изображением Константина и его сыновей. На вершине креста был прикреплен золотой венок, внутри которого была монограмма Христа.
Под личным руководством императора Константина в Константинополе (ныне Стамбул) был построен символ утверждения христианской веры — Собор Святой Софии Премудрости Божией (с 324 по 337 г.).
Равноапостольные Константин и Елена. Мозаика Исаакиевского собора, Санкт-Петербург.
Монета Константина Великого. IV век.
Монограмма из начальных букв имени Иисуса Христа на реверсе золотой монеты императора Константина. Изображение лабарума. IV век.
По мнению преподобного Исаака Сирина: «Предмет приобретает сакральный смысл в зависимости от посвящения. Если на предмете помещается имя Божие, то является и сила Божия».
Святитель Иоанн Златоуст повествует нам о значении креста в повседневной жизни христиан: «Крест находится везде в славе: на домах, на площади, в уединении, на дорогах, на горах, на холмах, на равнинах, на море, на корабельных мачтах, на островах, на ложах, на одеждах, на оружии, на пиршествах, на сосудах серебряных и золотых, на драгоценных камнях, на стенной живописи…»
Христограмма, Крест, Звездица, образ «Спас в силах» — это разные интерпретации догмата о Пресвятой Троице, изложенные языком символов.
Христограмма — это один из главных символов православной веры. В ней сочетание креста Господня, звездицы — это символ победы, именно поэтому он и был дан Императору Константину I Великому. Система логики, явленная в Звездице, лежит в основе главного символа древних христиан — Христограммы.
Рыба, по-гречески іхѲýς, — как символ Иисуса Христа употреблялся уже в I веке, и не только потому, что рыба часто фигурирует в земной Жизни Иисуса. Не только потому, что Спаситель завещал своим апостолам быть ловцами душ человеческих (дословно: духовными рыбаками), использующими сеть Евангелия. Но ещё и потому, что слово іхѲýς может быть рассмотрено как аббревиатура. Слово состоит из пяти букв греческого алфавита і, х, Ѳ, у, ς. Все они являются первыми буквами слов, которые вместе составляют христианское утверждение: «Иисус Христос — Сын Божий, Спаситель».
Св. апп. Петр и Павел. Христограмма на дне чаши; Византия; IV век;
Поскольку для христианина Иисус — это Жизнь, в качестве обозначения старославянской буквы Ж «живете» была использована монограмма Христа, а в глаголице буква «Аз» записывалась в виде креста — знака, осеняющего начало всякого творения:
Хризма — это точка отсчета, печать Бога Живаго, это догмат о Пресвятой Троице, который есть основа христианства.
Бог показывает человеку процессы, происходящие в Нем, посредством символов, как средство передачи информации, а также для лучшего запоминания и усвоения полученных знаний.
Основа учения православной веры — понимание жизни Бога, Догмат о Пресвятой Троице, который раскрывается через христограмму.
Жизнь Бога можно рассмотреть на примере Звездицы-Богослужебного предмета.
Раскрытая Звездица символизирует рождение Сына и исхождение Святого Духа.
Пункт 1. Бог Отец отдает Свою Сущность и рождается Бог Сын. Бог Отец отдает Свою Жизнь и исходит Бог Святой Дух.
«Бог Отец раскрывает Свою Сущность и Свою Жизнь в подобных Себе двух других Личностях, или Ипостасях». («Православный катехизис», епископ Александр Семенов-Тянь-Шанский).
Пункт 2. Ипостась Сына и Ипостась Святого Духа действуют как и Отец. Ипостась Сына передает Сущность Отца — Ипостаси Святого Духа. Ипостась Святого Духа передает Жизнь Отца — Ипостаси Сына.
Пункт 3. Ипостась Святого Духа возвращает Сущность — Ипостаси Отца. Ипостась Сына возвращает Жизнь — Ипостаси Отца.
Бог Отец отдает свое троичное внутреннее, совершая акт жертвенности, самоотдачи, и принимает от двух других Ипостасей троичное внешнее, и заново «собирается», обновляется, как бы воскресает, получив теперь сущность и жизнь, которые Он снова отдает, и которые уже являются Его внутренним. Это тайна Креста и Воскресения.
(Более подробно о жизни Пресвятой Троицы можно прочитать в статьях православного исследователя Ильи Тырданова).
Христограмма несет в себе то же духовное содержание, что и звездица, то есть, объяснение принципов жизни Пресвятой Троицы.
Монограмма Христа, взятая из мозаик в катакомбах. Выполнена в трех разных форматах, наложенных один на другой.
Наш Творец создает мироздание путем расщепления и преломления лучей троического света, которые происходят из жизни Бога. Это световая проекция.
Православная символика в основе имеет науку о скрещивании троических энергий.
Благодать — это энергия истины, это живая, животворящая энергия Божественного ума, это троический свет. Творец разделяет (преломляет) троический свет на четыре части, и тем самым Творение приводится из небытия в бытие. Мироздание животворится благодатью Божией, оно создается, непосредственно, через жизнь Бога, через изменение состояния жизни Бога. И чтобы положить начало нашему миру, Бог смиряет, препоясывает себя, свою внешнюю жизнь благодатную, укрощает себя и являет точку начала мира, как кроткая овечка, как агнец, закланный для всего мира, то есть, как жертва, поэтому началом мира становится смирение, кротость.
На иконе «Прибавление ума» мы можем видеть четыре свечи в руках ангелов, они обозначают два скрещенных луча троического света, то же самое значение имеют две лампады на трех цепях, это два луча троического света, точка отсчета символьного богомыслия. Каждый луч с внешней стороны это единица, а внутри — тройка, и наоборот: говорим единица, а в уме держим — три, всё, как в жизни Пресвятой Троицы.
Лучи троического света — это световая проекция жизни Бога.
Один луч троического света — это Бог, Целый и Единственный, что в числовом выражении является единицей (1).
1 луч=3, потому что это троический свет. Бог есть Троица, значит в цифровом эквиваленте- это 3: Отец, Сын и Святой Дух.
Каждый из трех лучей обозначается цифрой 3, потому что это Три Ипостаси Пресвятой Троицы, которые не могут рассматриваться отдельно, вне зависимости от других Лиц, потому что «Представление о Лице может быть составлено только через её отношение к другим Лицам. Именно такой подход имеет место и в Священном Писании, где представление о Божественных Лицах основано на существующих между Ними личных отношениях». («Догм. Богословие», прот. О. Давыденков).
«Каждое Лицо Святой Троицы, сохраняя Свою самостоятельность и личное бытие, находится и в двух других и не может быть представлено без Них; все три Лица взаимно проникают друг в друга, живя вечно одно в другом, с другим, для другого» (Св. Иустин Попович).
«Пребывание и утверждение ипостасей одна в другой — ибо они неразлучны и не покидают друг друга, имея взаимное проникновение неслиянно; не так, чтобы они смешивались или сливались, но так, что тесно соединяются между Собою. Ибо Сын есть в Отце и Духе; и Дух — в Отце и Сыне; и Отец — в Сыне и Духе, причем не происходит никакого стирания, или смешения, или слияния». («Точное изложение Православной веры», преп. Иоанн Дамаскин).
Вопрос: Почему лучей троического света два?
Ответ: «Как Бог Отец отдает всего себя целиком и полностью, так и Сын действует в точности так же, как и Отец. В точке предвечного совета решается принести Сына в жертву, Он, как бы закалывается прежде создания мира, Сын смиряет себя полностью, и отдает себя Творению, тем самым, возникает небо и земля. «И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 8:13).
Когда Агнец Божий как бы закалывается, троический свет преломляется и скрещивается, тем самым сила Божия переходит из состояния нетварного предвечного покоя в состояние творческого действия, в состояние животворения, поэтому Пресвятую Троицу называют Животворящей».
Итак, подведем итог:
333 — один луч троического света;
1=3, 3=1, потому что это 1 луч троического света;
333+3=2 луча троического света.
И здесь открывается принцип внутреннего во внешнем, и внешнего во внутреннем, когда Христос, содержащий весь Мир внутри Себя, находился внутри чрева Пресвятой Девы, которая, в свою очередь, опять находится в Боге, то есть, один в другом.
От Пресвятой Троицы сияет предвечный троический свет. Бог ткёт мир из троических энергий, поэтому частицы, вынимаемые из просфор, имеют форму треугольных пирамид.
Всё Творение, состоящее из видимого и невидимого миров, является проекцией живых энергий Божественного Разума, и чины ангельские образуются на перекрестье этих энергий, потому что они являются отображением той или иной стороны жизни Бога, той или иной Его характеристики, и у ангелов тоже есть сущность и жизнь (ангельская).
Цель всякой Иерархии состоит в неуклонном подражании Богу, и деятельность всякой Иерархии делится на священное принятие самими ими, и сообщение другим истинного очищения, Божественного света и совершенствующего звания.
При скрещивании двух лучей троического света, образуется фундаментальная структура устройства Небесного Царства — три триады ангельской иерархии, которая и вырезается на девятичинной просфоре в виде девяти треугольников (символы троического света).
Каждый ангел несет в себе частичку благодати, и в результате получается ангельская иерархия, которая как разноцветный кристалл, переливается различными оттенками благодати, и таким необыкновенным образом существует небесный мир.
Господь сотворил Херувимов, как отображение логической модели догмата о Пресвятой Троице, поэтому Херувимы имеют схожее строение тела с христограммой и со звездицей, так как это всё разные виды отображения жизни Бога.
Наименование же Херувимов означает их силу знать и созерцать Бога, способность принимать высший свет и созерцать Божественное благолепие при самом первом его проявлении, мудрое их искусство преподавать и сообщать обильно другим дарованную им самим мудрость.
Название Херувимов означает «обилие познания», или «излияние мудрости». Они несут созидательную силу, потому что посредством премудрости происходит строительство Горнего Иерусалима, собирание элементов Небесного Града.
Премудрость — это энергия созидания.
«Премудрость построила себе дом, вытесала семь столбов его, заколола жертву, растворила вино свое и приготовила у себя трапезу…» (Притчи 9:1,2)
«Яко возвеличишася дела Твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея» (Пс. 103:24).
«Господь премудростью основал землю, небеса утвердил разумом» (Притч. 3:19).
«Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью Своею и разумом Своим распростер небеса» (Иер. 10:12).
Устройство души человека тождественно устройству Херувимов. У нас есть шесть крыльев. Нижними крыльями мы постоянно струимся из рук Вседержителя, верхними — постоянно возвращаемся в Его руки, поэтому жизнь человека всегда находится в руках Божиих. Средними крыльями мы летим по пространству нашей жизни. Средние крылья — это «рули жизни». Одно крыло — Сила, другое — Премудрость. Ими мы создаём события нашей жизни. События создаются, или по воле Бога, или по воле отца лжи. Средние крылья — это крылья выбора. Человек постоянно выбирает, какими путями ему лететь: путями Господними или путями сатанинскими. И человек постоянно «прилетает туда, куда летел». Состояние внутреннего и окружающего мира человека является отражением нашего выбора.
«Христос — Божия сила и Божия премудрость» (1Кор. 1:24).
Любовь — это скрещенные лучи троического света, действующие в сердце человека таким образом, что получается структура Херувима, поэтому основными символами облачения исихастов являются кресты и Херувимы.
Познавая православную символику, с наполняющим её духовным содержанием, мы приобретаем целостную мудрость, то есть, целомудрие, Божию премудрость, помогающую нам восходить от силы к силе.
Символьное Богословие — это особый сакральный язык, это инструмент духовного мышления и средство общения души человека с Богом.
«Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум» (Притч. 2:6)
«Когда мудрость войдет в сердце твое, и знание будет приятно душе твоей,
Тогда рассудительность будет оберегать тебя, разум будет охранять тебя» (Притч. 2:10-11).
Илья Викторович Тырданов: «Тайна создания неба и земли», «Истина и ложь», «Крылья Любви» и другие публикации.
Домонгол. Портал древней культуры и искусства.
Хризма символ православной церкви что означает
Изображение Хризмы
Самое раннее изображение Хризмы похоже и на языческие символы, которые были знаками ассирийских воинов. Колесико с шестью спицами можно сравнить с колесом Бога Юпитера. На продукте можно наблюдать крест, что свидетельствует о том, что изделие можно использовать как оберег. Учитывая двойственность амулета, можно сказать, что такое украшение подойдет людям, которые нуждаются в защите от агрессии. Шестилучевые звезды под названием Громовник связывают человека с Божеством. Такой знак был талисманом и изображался на воинских щитах.
Примечания
Знамя победы
Перед своим сражением император Константин Великий видел на небе Крест. Он долго думал, чтобы это могло значить. В эту же ночь ему приснился сон, в котором явился Христос. Христос велел ему сделать знамя, которое защищало бы его от врагов. Так и появился Лабарум, представляющий крест, на вершине которого был венок. Внутри венка красовалась монограмма Христа.
Хризма символ православной церкви что означает
Обращали внимание на машины с наклейкой в виде рыбки? Думаете, это заядлые рыбаки? Ничего подобного! Рыба – один из самых древних христианских символов. В наше время, к сожалению, рыбку почти полностью «монополизировали» протестанты самых разных мастей. Но на одной лишь рыбе не заканчиваются христианские символы, многие из которых сейчас незаслуженно забыты.
Для чего первым христианам нужны были эти символы? Первые века истории Церкви – это века гонений, ночных собраний в катакомбах и определенной конспирации. Первым христианам нужно было обозначить своих и чужих, и первые изображения носили символический характер и были понятны только посвященным.
Начнем как раз с уже упомянутой рыбки. «Рыба» по-гречески звучит как «Ίχθύς». Христиане стали использовать это слово как монограмму имени Спасителя.
То есть получается целое небольшое исповедание веры! «Веруем в то, что Иисус Христос является Сыном Божиим и Спасителем» – так можно расшифовать этот древний символ.
Зачастую рыбу изображали и с хлебом, что напоминало о самом главном таинстве Церкви – Евхаристии – и о «хлебе жизни»: «Я есть хлеб жизни» (Ин. 6, 48).
Хризма
Еще одним символом, который известен несколько больше и даже встречается на облачениях, – это хризма. Хризма – это монограмма с буквами Х и Р (то есть Христос), а также греческими буквами альфа и омега. С этими буквами все несколько сложнее. «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть, и был, и грядет, Вседержитель
» (Откр. 1, 8). «
Словами Алфа и Омега означается Христос, как Бог, содержащий всё, безначальный и безконечный: Сый, и прежде сый и конца не имый, соприсносущный Отцу и, потому, имеющий каждому воздать за дела
», – так толкует этот отрывок из Писания святитель Андрей Кесарийский.
Хризма использовалась в военном штандарте императора Константина Великого и в целом более широко известна христианскому миру.
Агнец
Еще одним символом Христа является агнец. Тут вряд ли нужно много пояснять. «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29) – сказано в Евангелии от Иоанна об Иисусе Христе. Вообще раннехристианское искусство очень любило изображения Христа как агнца, и оно было весьма и весьма распространено.
Корабль и якорь
Корабль символизирует Церковь, а якорь – это символическое изображение креста. Тут все понятно: Церковь в бушующем море жизни, а якорь удерживает ее.
Пеликан и петух
А вот это уже гораздо менее известные символы.
Древние легенды утверждали, что пеликан – птица, питающая детей своей плотью. Поэтому ее изображения использовались первыми христианами как символ Христа, который пролил Свою Кровь ради спасения человечества. Вспомните: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов
Образ петуха – это явная аллегория. С одной стороны, это напоминание об отречении Петра: «Иисус сказал ему: истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня
» (Мф. 26, 34). С другой, подобно тому как крик петуха пробуждает от сна, так и христиане должны помнить о грядущем восстании, о воскресении мертвых.
Конечно же, этим не исчерпываются раннехристианские символы, равно как и варианты их толкования. Наклеивать или не наклеивать рыбку на машину – личное дело каждого, но знать эти символы необходимо также каждому православному христианину.
Описание Нагрудный знак — «Хризма» (с позолотой) — арт. ЗС057-1
Предлагаемый нагрудный знак представляет собой один из самых древних, а с Константиновских времен и самый распространенный символ Спасителя — монограмму имени Христова, состоящую из двух греческих букв X (хи) и Р (ро). Она традиционно дополнена греческими буквами ɑ (альфа) и ω (омега) и окружена пальмовым венком. Ее называют христограмма, хризм, хризма или хрисм, хрисма.
Знак этот был известен еще с дохристианских времен. В Греции, где криптографическое письмо было очень популярно, он являлся сокращением слов χρηστος (добрый, хороший) или χρηστου (доброта) и служил как благой знак, отмечающий доброе дело и важный переход. Но уже с апостольских времен этому знаку придается христианский смысл. В надписях, широко встречающихся в катакомбах первых христиан, он обозначает латинское слово РАХ (мир) и Самого Христа.
Широкое распространение хризма получила во времена императора Константина Великого. По преданию, переданному нам историком Церкви Евсевием Памфилом и записанному им со слов самого Константина Великого, императору перед битвой с Максенцием (312) было явлено на небе «составившееся из света и лежащее на солнце знамение Креста с надписью τουτω νικɑ (сим побеждай)», а затем ночью ему «во сне явился Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов». Изготовленное по приказу императора знамя (лабарум) имело форму креста, образованного копьем и поперечной реей, на котором крепился императорский штандарт. Навер- шие копья венчалось монограммой Иисуса Христа, состоящей из двух греческих букв X и Р (начальные в слове Христос), окруженных золотым венком. Такой же знак по приказу императора был начертан на щитах и шлемах воинов.
Так как и до Константина римские знамена имели аналогичную крестообразную конструкцию, только завершающуюся не хризмой, а имперским орлом, логично предположить, что световое знамение Креста, явленное Константину Великому на небе, представляло собой не плоский четырехконечный, а пространственный шестиконечный крест, аналогичный трем осям координат. Подобные кресты можно и сейчас увидеть на куполах некоторых храмов и в их внутреннем пространстве. Естественно, что в плоскости такая геометрическая фигура представляет собой монограмму Христа, оставаясь при этом прикровенным знамением Креста.
Рассмотрим другие символические элементы, дополняющие в нагрудном знаке Божественную монограмму. Венок с древних времен является символом награды и победы. В этом значении он упоминается во многих книгах Нового Завета: «венец правды» — второе послание к Тимофею (2 Тим. 4.8); «венец нетленный» — первое послание к коринфянам (1 Кор. 9.25); «венец славы» — первое послание Петра (1 Пет. 5.4); «венец жизни» — послание Иакова (Иак. 1.20) и Апокалипсис (Откр. 2.10). Пальма также являлась символом победы как у иудеев, так и греков и римлян. Этот же символизм сохранился и у христиан, только значение победы земной было перенесено на духовную победу, рождение в Духе и Воскресение. Слова Апокалипсиса (Откр. 7.9) о праведниках, стоящих перед престолом и Агнцем с пальмовыми ветвями в руках, подтверждают это значение.
Этот знак Господь даровал людям через императора Константина как победный, и сегодня он имеет то же значение, так как победа возможна только во Христе и со Христом.
Самые ранние христианские символы относятся к I – III векам, то есть к временам гонений на христиан в Римской империи. Мы находим их, например, в Римских катакомбах (местах погребения христиан тех времен). Тогда символы употребляли, прежде всего, как тайнопись
, чтобы единоверцы могли узнавать друг друга во враждебном окружении. Эти символы были, подобно дверям в другой мир, прикрытыми для язычников и распахнутыми настежь для христиан.
Стоит сказать, что поскольку первые христиане были в основном выходцами из иудейской среды, за основу многих символов были взяты символы Ветхого Завета
Главные символы естественным образом связаны с самым существенным в жизни Церкви: Спасителем, Его крестной смертью и Причащением —
таинством Богообщения (Евхаристии).
Давайте сначала рассмотрим символы, связанные с Господом Иисусом Христом
Конечно, главным символом христианства считается Крест
. Наверное каждый знает этот символ, который мы всегда носим на своей груди, тем самым, вспоминая, о страданиях распятого Господа Иисуса Христа. Стоит отметить, что видов крестов множество, самыми известными являются:
Крест с Распятием, четырехконечный, шестиконечный, осмиконечный, греческий («корсунчик»), андреевский
и многие другие.
Крест с Распятием «Византийский» Андреевский флаг с андреевским крестом – главный флаг ВМФ |
Подвеска «Христианский символ» Стоит упомянуть еще один символ, связанный с именем Спасителя, — хризму — монограмму имени Христа, которая состоит из двух начальных греческих букв имени По краям монограммы расположены греческие буквы α и Хризма в ПравославииСимволизм христианства – это проявление видения мира. Хризма в Православии выражает вечность и совершенство создателя. Монограмма Христа – символ Солнца, изображающаяся в форме колеса. Именно колесо подчеркивает победный характер такого знака. Символом вечности выступает кольцо. Оно дает нам знать, что бытие вечно. Если разобраться с полным значение такого знака, то здесь можно обнаружить сомнения. Линия, расположенная вертикально, может обозначать Космическое Древо. Есть данные, которые показывает, что христограмма существовала еще до появления христианства. Она использовалась ранее народами как символ солнца. На первый план в каждой христограмме выходит крест. Одной из особенностей является то, что происходит совмещение греческих букв «Р» и «Т». Если вникнуть в обозначение, то можно понять, что «Р»-это небесный царь, а «Т»-крест, на котором он был распят. Перед нами является символ распятия. Хризма — основа христианства. За счет этой вещи Бог показывает нам процессы с помощью символов, которые несут в себе силу и энергию. Понимание, какую жизнь прожил Бог — основа учения православной веры, которая раскрывается через христограмму. Приобретая такое изделие, вы обретаете духовный символ. Наследие народов, память, спокойствие, красоту, равновесие можно получить в одном кулоне из бронзы. Такой кулон обязательно принесет в вашу жизнь добро и здоровье, избавит от горечи и печали. Общее[править]Лаба́рум лат. Labarum Императорская хоругвь Константина Великого; Штандарт Хрисмон Константин Великий Вексиллум Происхождение слова считается неизвестным, основные версии: Читайте также: Церковные православные праздники в сентябре 2021 года Легендарное знамя римского императора Константина I-го Великого (274—337). Исходя из логики возникновения, лабарум первоначально представлял собой вариацию римского вексиллума с заменой языческих символов на христианские символы. Традиционный вексиллум римского легиона Внешний вид и описания лабарума разнятся от источника к источнику: Нередки указания о портретных изображениях на полотнище (обычно, самого Константина). IN HOC SIGNO VINCES То обстоятельство, что в позднейших и весьма друг от друга отличающихся изображениях лабарума монограмма Христа является единственных непременным элементом всех разновидностей, способствовало соотнесению термина «лабарум» в современных западных изданиях более с монограммой, нежели со знаменем. Появление Под таким знаменем он одержал победу над Максенцием. Появление лабарума связано с состоявшейся 27 октября 312 года у моста Милвиана (Мульвийский мост) битвой между Константином и одним из его соправителей Максенцием. Согласно христианской традиции победа в этой битве и предшествовавшие ей видения способствовали обращению Константина и принятию им новой веры. Благодаря принятию в 313 году эдикта о разрешении исповедания христианства междоусобная по своей сути битва стала ассоциироваться у христиан с переломом в противостоянии язычества и христианства, а лабарум стал восприниматься как знамя победы евангельского учения. По свидетельству биографа императора Евсевия Константин увидел знамение по дороге в Рим. Оно явилось ему на небе, на фоне солнца (Факт, объясняющий восприятие Константином Христа как воплощения солнца) в виде христограммы, сопровождаемой надписью «In hoc vinces» — Сим победише. По другой версии во сне перед битвой император услышал голос — In hoc signo vinces, — «Сим знаком (знамением) победише» / «Под этим знаком ты победишь». Нередко видение и голос во сне представляются последовательными событиями. Впрочем, достоверных сведений, что воспринятый символ имел для Константина какое-либо христианское значение, нет. Появлению хрисмона на знаменах его армии находится самое прозаическое объяснение: войска обоих императоров имели практически неотличимые друг от друга воинские инсигнии. Константин просто заменил один символ Юпитера (орла и перуны) на другой — шестичастное колесо (Возможно, с дугой справа от конца верхней ветви, то есть в виде монограммы слова «мир» — Pax). Благодаря этому легионеры получали не столько «защиту Христа», сколько возможность отличить «своих» от «чужих». После утверждения в 325 году единоличной власти Константина лабарум утвердился как боевое знамя императорских войск. Единообразный лабарум постепенно заменил собой индивидуальный символ легиона — вексиллум. Со времени битвы у Мульвийского моста хрисмон становится постоянным символом на штандартах римской армии. После победы на Мильвийском мосту (313), Константин сделал лабарум имперским флагом Западной империи, а с 324 года — всей империи. С этого времени он присутствует на монетах вплоть до Присциния Аттила (409—410) и далее у византийских императоров. Лабарум изображён на монетах Константина 314 года. В словаре Бр-Э Символика Изображение лабарума на монетах служит указанием на христианство. Варианты и параллели Как графема хрисмон обнаруживает сходство с лабрисом, бабочкой, кириллической литерой «Ж — живете». Близость христограммы по графике к букве «живете» делает лабарум также знаком Воскресения и жизни вечной во Христе. Часто дополняется альфой и омегой по сторонам пересечения «хи» и «ро». Производным от лабарума считается Кантабрийский крест (Cantabrian labarum) Иллюстрации[править]Крест увенчанный Хи-Ро монограммой в обрамлении лаврового венка. Латеранский саркофаг. Центральная панель, 4 в., найден на катакомбы Домициллы (Рим), Латеранский музей. Фигуры спящих солдат указывают, что изображение служит символом победоносного Воскресения Христа. Источник: New Catholic Encyclopedia (1967) Vol. IV p. 476. Император Гонорий, держащий лабарум. Пластинка слоновой кости, диптих из собора в Аосте (Aosta), Италия. Источник: New Catholic Encyclopedia (1967) Vol. VIII p. 275, 276. INNOMINE XPI.VINCAS SEMPER
|