хронология ветхого завета таблица
Библейский календарь
Еврейский месяц начинается в середине месяца нашего календаря. Посев производится в ноябре и декабре, а урожай собирают в марте и апреле.
Счет месяцев | Месяц | Современный календарь | Упоминания в Библии | Праздники Израиля | |
---|---|---|---|---|---|
в священном году | в гражданском году | ||||
I | 7 | 1 Нисан (Авив) | март – апрель | Исх. 13:4; 23:15; 34:18 ; Вт. 16:1 | Пасха ( Лев. 23:5 ), опресноки ( Лев. 23:6 ), первые плоды ( Лев. 23:10 ). |
II | 8 | 2 Ияр (Зиф) | апрель – май | 3Цар. 6:1,37 | Вторая пасха ( Чис. 9:10–11 ). |
III | 9 | 3 Сиван | май – июнь | Есф. 8:9 | Пятидесятница (праздник урожая; Лев. 23:16 ). |
IV | 10 | 4 Таммуз | июнь – июль | ||
V | 11 | 5 Ав | июль – август | ||
VI | 12 | 6 Елул | август – сентябрь | Неем. 6:15 | |
VII | 1 | 7 Тишри (Афаним) | сентябрь – октябрь | 3Цар. 8:2 | Праздник труб ( Лев. 23:24 ; Чис. 29:1 ), день очищения ( Лев. 23:27 ), праздник кущей ( Лев. 23:34 ). |
VIII | 2 | 8 Мархешван (Бул) | октябрь – ноябрь | 3Цар. 6:38 | |
IX | 3 | 9 Кислев | ноябрь – декабрь | Неем. 1:1 | Праздник обновления ( Ин. 10:22 ). |
X | 4 | 10 Тебеф | декабрь – январь | Есф. 2:16 | |
XI | 5 | 11 Шеват | январь – февраль | Зах. 1:7 | Пурим ( Есф. 9:24–32 ). |
XII | 6 | 12 Адар | февраль – март | Есф. 3:7 |
Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх. 23:16, 34:22 ), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.
Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным ( Чис. 10:10, 28:11 ). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13‑й месяц и получался год продолжительностю в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.
В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.
Дни недели, кроме субботы (шабат), особых наименований не имели, если не считать существовавшего в эллинистическую эпоху греческого названия дня перед субботой – параскеви, что значит «приготовление» (к дню покоя – субботе). Неделя завершалась субботой, поэтому «день первый» (после субботы, см. Мф. 28:1 ) соответствует нашему воскресенью, «день второй» – понедельнику и т.д.
День (в смысле суток) начинался с захода солнца, т.е. с позднего вечера. В древности как ночь, так и день делились на три части: ночь на первую, вторую и третью стражи ( Суд. 7:19 ), а день – на утро, полдень и вечер (см. Пс. 54:18 ). Позднее, со времен римского владычества, ночь делилась на четыре стражи ( Лк. 12:38 ; Мф. 14:25 ) и вошло в употребление понятие «час» – двенадцатая часть дня или ночи ( Мф. 20:1–8 ; Деян. 23:23 ).
Пророки Ветхого Завета
Пророк | Время служения (до Р.Х.). Правитель. | Миссия пророка | Духовно-нравственные уроки |
---|---|---|---|
НОЙ | Согласно Септуагинте Ной родился в 1662 от Сотворения мира. | Нечестие между людьми дошло до того, что из всех людей на земле остался верным Богу только один праведный Ной со своим семейством. Тогда Господь определил очистить землю водою от погрязших в грехе народов, а Ноя сохранить на земле, для дальнейшего размножения людей. Прожил 950 лет. | Человеку всегда следует оставаться верным Богу, быть праведным и непорочным, в любых обстоятельствах, даже если он живет в окружении развращенных людей. Проявление непочтения к своему отцу есть тяжкий грех. |
АВРААМ | Ориентировочно период можно ограничить рамками первой половины II тысячелетия до Р.Х.; Авраам жил прим. с 2000 до 1800 г. до Р.Х. | Бог избрал праведного Авраама, чтобы сохранить истинную веру, через его потомство, для всего человечества. Благословение Авраама и завет с ним исполнились в Иисусе Христе. | Вера в Бога есть не только вера в бытие Божие, но и личное доверие Богу: Богу есть до меня дело; Он обращает Свое слово и ко мне лично; я лично призван верить этому слову и полагаться на него. Истинная вера признает Бога Тем, Кто Он есть; Бог знает, что говорит – нелепо полагать, что Всеблагой вводит нас в заблуждение или что Всеведущий чего-то не учел. Все что угодно может оказаться заблуждением, ложью и ошибкой, но слово Божие остается непоколебимой истиной. Когда Господь спасает нас от греха, нужно убегать от него, не оглядываться на него, т. е. не задерживаться и не жалеть о нем. |
ИАКОВ | XVIII-XVII века до Р.Х. | Является родоначальником 12 колен Израилевых. Сподобился видения таинственной лестницы, соединявшей небо с землею, прообразовавшей Божию Матерь. | Если человек стремится к Богу, в конечном счете, он найдет свой путь к Нему. Бедствия следует переносить с непоколебимою верностью Богу, с твердым терпением и преданностью Промыслу Божиему и с неизменным упованием на Него во всех обстоятельствах своей жизни. |
МОИСЕЙ | XVI-ХV века до Р.Х. Рамзес II, Мернептах (египетские фараоны); предводителем еврейского народа являлся сам Моисей. | Возглавил освобождение своего народа. Был человеком, которому Бог открыл тайны бытия: сотворение мира и человека. Принял от Бога Его Десять заповедей. Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские. Повелел Он также устроить скинию. Силой Божией Моисей творил великие знамения и чудеса. | Бог милостив к тем, кто предстоит пред ним в вере и послушании. Человек должен оставаться верным Богу при любых обстоятельствах и не терять упования на Господа. Идолопоклонство и маловерие являются тяжким грехами против Бога. |
ИИСУС НАВИН | ХV век до Р.Х. Моисей; позднее Иисус Навин сам являлся предводителем еврейского народа. | Являлся предводителем и военачальником еврейского народа в период завоевания Ханаана. Через него Господь явил великие чудеса. Во время одного сражения с неприятелем Иисус Навин по повелению Божию продолжил день, остановив солнце до тех пор, пока не поразил врагов. Введя еврейский народ в Землю Обетованную после окончания войны, разделил ее между коленами израильскими. | Господь милостив к тем, кто имеет страх Божий и служит Ему в чистоте и искренности. |
САМУИЛ | XI век до Р.Х. | Стал преемником священника Илия. Помазал на царство первых еврейских царей – Саула, а после – святого Давида. | В случае греховного падения человек (народ) должен принести Богу искреннее покаяние и встать на путь исправления. |
НАФАН | XI век до Р.Х. | Не допустил строительство Давидом храма; возвестил Давиду суд Божий за совершенные им преступления; содействовал помазанию Соломона на царство. | Бог строг к тем, кто совершает греховное падение, но милостив к тем, кто встает на путь покаяния и исправления. |
ДАВИД | XI‑Х века до Р.Х. Саул; позднее сам Давид являлся правителем | Пророчествовал о Христе. Показал пример непоколебимой веры в Бога, показал пример истинного покаяния. Покорил Иерусалим и сделал его столицею царства еврейского. Поставил новую скинию и перенес в нее ковчег завета. | Бог милостив к тем, кто предстоит пред ним в вере, кротости и послушании. Бог прощает даже тяжкий грех при условии искреннего покаяния у грешника. |
СОЛОМОН | Х век до Р.Х. Давид; позднее сам Соломон являлся правителем | Пророчествовал о Мессии. Построил первый иерусалимский храм. Являлся самым мудрым еврейским царем, однако впал в идолопоклонство. | Идолопоклонство есть тяжкий грех против Бога. |
ИЛИЯ | IX век до Р.Х. | Был ревностным поборником чистоты веры, грозным обличителем идолопоклонства и всякого нечестия. Совершил немало чудес, был взят на Небо живым, являлся Христу на горе Фавор, будет предтечею второго пришествия Спасителя на землю. | Господь милостив, Он не только грозный карающий Судия. Человек должен оставаться верным Богу при любых обстоятельствах и не терять упования на Господа. |
ЕЛИСЕЙ | IX век до Р.Х. Ахав, Охозия, Иорам, Ииуй, Иоахаз и Иоас Израильские ( 4Цар.2:1–9:1; 13:10–21 ) | Показывал, как необходимо помогать нуждающимся. Бестрепетно говорил царям правду, обличая их нечестие и наклонность к идолопоклонству. С именем пророка связывается множество чудес. | Богу нужно отводить первое место в жизни. Бог заботится о повседневных нуждах людей. |
АВДИЙ (малый пророк) | IX век до Р.Х. | Пророчествовал о предстоящей гибели Едома; провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля. | Гордость – один из наиболее опасных грехов, потому что она побуждает стремиться к власти над другими. За этот грех человек (народ) не избежит Божиего возмездия. |
ИОНА (малый пророк) | IX-VIII века до Р.Х. Иеровоам II Израильский | Пророчествовал о судьбах израильского народа, «приращение» территории Израиля, страданиях Спасителя, запустении Иерусалима Предупредил Ниневию, столицу Ассирии, о необходимости покаяния. | Бог хочет, чтобы все народы обратились к Нему. Он любит все народы и каждого человека в отдельности. |
ИОИЛЬ (малый пророк) | VIII век до Р.Х. | Предсказал о наступлении всеобщего суда и отдаленных временах Мессии. Предсказал о том, что Дух Святой изольется на всякую плоть без различия пола, возраста и состояния. | Бог судит все народы за их грехи, а вечное спасение получает только тот, кто верит в Него. Никогда не следует падать духом, но нужно уповать на Господа. |
АМОС (малый пророк) | VIII век до Р.Х. Иеровоам II Израильский | Возвещал приближение Суда Господня. Обличал недостатки общества: социальную несправедливость и неравенство, призывал к милосердию в отношении бедных и униженных. Избранничество Израиля понимал как высокую меру ответственности перед Богом. | Вера в Бога – не только личное дело. Бог призывает всех верующих бороться с несправедливостью в обществе и помогать нуждающимся. |
ОСИЯ (малый пророк) | VIII век до Р.Х. Иеровоам II Израильский ( Ос.1:1 ) | Пророчествовал о Христе. Обличая беззакония израильтян, возвещал им великие бедствия от иноплеменников и переселение в плен ассирийский. Предсказал, что прекратится ветхозаветное жертвоприношение и не будет Ааронова священства и что по всей земле распространится истинное Богопознание. | Когда человек грешит, он нарушает отношения с Богом, предает Его. Все ответят перед Богом за свои грехи, но те, кто просит у Него прощения, не будут осуждены. |
МИХЕЙ (малый пророк) | VIII век до Р.Х. Иоафам, Ахаз, Езекия Иудейские ( Мих. 1:1 ) | Предсказывал падение Северного и Южного Царств. Это будет Божье наказание, показывающее, как Бог заботится о Своем народе. Объявил о предстоящем рождении Мессии. | Человек, живущий вдали от Бога, живет во грехе. Только Бог показывает людям путь к вечному миру. Его наказание часто наставляет на путь истинный. |
ИСАИЯ (великий пророк) | VIII-VII века до Р.Х. Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия и Манассия Иудейские ( Ис. 1:1 ) | Пророчествовал о Мессии, Небесном Иерусалиме, еврейском и других народах. Совершил ряд чудес. | Бога невозможно постигнуть разумом. Иногда нам приходится перенести наказание, чтобы мы вернулись к Богу. Каждый народ достоин власти, которая над ним. Судьба человека зависит от него самого и определяется его поступками. Бога нужно чтить сердцем, а не словами. |
НАУМ (малый пророк) | VIII-VII века до Р.Х. | Предсказывал погибель Ниневии, заслужившей такую участь своим идолопоклонством, особенно же развратом и колдовством, чрез которое она порабощала народы. | Тех, кто совершает зло и угнетает других, однажды тоже постигнет плачевная участь. |
СОФОНИЯ (малый пророк) | VII век до Р.Х. | Пророчествовал о разрушении Иудейского царства, призывал к покаянию. | Бог будет судить нас за неповиновение, но, если мы будем верны Ему, Он проявит к нам милость. |
ИЕРЕМИЯ (великий пророк) | VII-VI века до Р.Х. Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония, Седекия Иудейские ( Иер. 1:1–3 ) | Через пророка Иеремию Бог ясно предсказал, что за свое нечестие иудейский народ будет покорен и отведен в плен вавилонянами, и что иудеи будут находиться в плену семьдесят лет. Плакал о нечестии своего народа на развалинах Иерусалима и продолжал учить добру оставшихся жителей. | Скорби могут быть посылаемы человеку (народу) как наказание за его грехи, за отступничество от веры. Единственным способом избавиться от бедствия является покаяние, исправление и молитва к Богу. Покаяние в безнравственном мире просто необходимо. |
АВВАКУМ (малый пророк) | VII-VI века до Р.Х. Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония, Седекия Иудейские | Предрек разрушение Иерусалимского храма, Вавилонское пленение и возвращение пленных на родину. | Вместо того чтобы сомневаться в Божиих путях, мы должны понимать: Он совершенно справедлив, и мы должны верить, что Он руководит всем и однажды зло будет окончательно уничтожено. |
ДАНИИЛ (великий пророк) | VII-VI века до Р.Х. Навуходоносор II, Валтасар, Дарий I, Кир II | Сподобился видения славы Божией. Пророчествовал о воскрешении из мертвых, Мессии, возобновления богослужений в храме. Также предрекал духовно-нравственное падение евреев, разорение других народов. | Бог воспитывает Свой народ, чтобы люди стали ближе к Нему. Господь желает не гибели беззаконников, но их покаяния. |
АГГЕЙ (малый пророк) | VI век до Р.Х. | Призывал народ к покаянию. Обличал народ, заботящийся о своих жилищах, а не о доме Божием. Обличал высокомерие строителей второго Иерусалимского храма, полагавших, что работа на святом месте уже делает их святыми. | На первом месте в жизни человека должен быть Бог. Нечистое, коснувшись чистого, не освящается. |
ЗАХАРИЯ (малый пророк) | VI век до Р.Х. | Подробные пророчества о грядущем Мессии (будущее является ареной нового мессианского века, но народ не должен увлекаться обманчивой надеждой на Мессию, как на политического завоевателя – для этого пророк возвещает о Его страданиях на земле). | День Господень – это не только день гнева, но и день долгожданного освобождения и радости. |
МАЛАХИЯ (малый пророк) * | V век до Р.Х. | Обличал народ за недостаток усердия в жертвах, священников – за уклонение от веры, угрожал им судом Божиим за пороки и богохульство; в то же время провидел славу второго храма и ясно предсказывал пришествие Мессии, явление Предтечи и грядущий Суд Божий. | Служение Богу должно сопровождаться обращением сердца. Жертвы Богу должны совершаться с усердием и благоговением. |
* Одни святые называли последним Пророком Ветхого Завета и первым Пророком Новозаветной Церкви Иоанна Предтечу, но вместе с тем, по мысли других отцов, последний пророк Ветхого Завета — Малахия, поэтому они называли его «Печать Пророков». Ему же принадлежит последняя книга Ветхого Завета. Иоанн Предтеча — это не только пророк, но и свидетель, т.е. не говорящий по слуху уха и по внушению сердца от Бога, но уже видящий Господа и говорящий, что видит: он уже свидетель, от слова «видеть». По сути, он совершает особое избранническое служение, о котором пророчествовал, в свою очередь, пророк Малахия ( Мал.3:1–2 ; 4:5–6). При этом Малахию цитировал Сам Спаситель ( Мф.11:10 ; 17:10–12; Мк.1:2 ; Лк.1:16–17 и др.).
Библейская хронология
Библейская хронология — внутренняя последовательность и датировка событий, описанных в Библии, и наука, исследующая эту последовательность.
Содержание
Общая характеристика источников
Авторитетные источники
Следует отметить, что в библейской хронологии существует значительное различие между версиями Священного Писания.
По Септуагинте строили хронологии всемирной истории Феофил Антиохийский и Климент Александрийский. Предпочтение Септуагинте в своих «Хрониках» также отдавали Юлий Африканский и Евсевий Кесарийский. Хронология Септуагинты (наряду с астрономичекими расчётами) использовалась при определении даты Сотворения мира в Византийской эре — суббота 1 сентября 5509 г. до н. э. по Юлианскому календарю.
Согласно общим подсчётам в «Хронике Евсевия», от Адама до 15 года Тиберия прошло 5228 лет (то есть до рождения Христа — 5198 лет) по Септуагинте. При этом Евсевий отметил, что библейская хронология по версии Септуагинты на 1237 лет дольше еврейского текста (позднее положенного в основу Вульгаты) и на 935 лет дольше самаритянского (тем не менее редакция Септуагинты, использованная Евсевием, не вполне совпадает с современной — см. ниже).
Времена от Адама до потопа по версии Септуагинты на 586 лет дольше еврейского текста и Вульгаты [4] и на 935 лет дольше самаритянского. [5]
Библейские времена (хронология)
По этой теме существует как минимум две точки зрения, христианская и традиционного иудаизма. По многим вопросам библейской хронологии до рождения Иисуса Христа эти точки сходятся, а после рождения Иисуса Христа расходятся.
Библейское повествование охватывает времена:
От начала первого дня Сотворения мира до начала седьмого дня (до Адама)
Эти времена описаны в первой книге Библии — Бытие.
От сотворения человека (Адама) до Авраама
Поколения от Адама до Авраама
Тора и Вульгата | Септуагинта | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Год рождения от Сотворения Адама | Год смерти от Сотворения Адама | Возраст к рождению сына | лет жизни | лет жизни | Возраст к рождению сына | Год рождения от Сотворения Адама | |
Эпоха творения (Быт. 5:1-32) | |||||||
Адам | 0 | 930 | 130 | 930 | 930 | 230 | 0 |
Сиф (Шет) | 130 | 1042 | 105 | 912 | 912 | 205 | 230 |
Енос (Энош) | 235 | 1140 | 90 | 905 | 905 | 190 | 435 |
Каинан (Кенан) | 325 | 1235 | 70 | 910 | 910 | 170 | 625 |
Малелеил (Мехалалель) | 395 | 1290 | 65 | 895 | 895 | 165 | 795 |
Иаред (Яред) | 460 | 1422 | 162 | 962 | 962 | 162 | 960 |
Енох (Ханох) | 622 | 987 | 65 | 365 | 365 | 165 | 1122 |
Мафусаил (Метушелах) | 687 | 1656 | 187 | 969 | 969 | 167 | 1287 |
Ламех | 874 | 1651 | 182 | 777 | 753 | 188 | 1454 |
Ной (Ноах) | 1056 | 2006 | 500 | 950 | 950 | 500 | 1642 |
1656 | Всемирный потоп | 2242 | |||||
Эпоха расселения (Быт. 11:10-26) | |||||||
Сим (Шем) | до 1558 | 2158 | 100 | 600 | 600 | 102 | 2142 |
Арфаксад (Арпахшад) | 1658 | 2096 | 35 | 438 | 565 | 135 | 2244 |
Каинан | — | — | — | — | 460 | 130 | 2379 |
Сала (Шелах) | 1693 | 2126 | 30 | 433 | 460 | 130 | 2509 |
Евер (Эвер) | 1723 | 2187 | 34 | 464 | 504 | 134 | 2639 |
Фалек (Пелег) | 1757 | 1996 | 30 | 239 | 339 | 130 | 2773 |
Рагав (Реу) | 1787 | 2026 | 32 | 239 | 339 | 132 | 2903 |
Серух (Серуг) | 1819 | 2049 | 30 | 230 | 330 | 130 | 3035 |
Нахор | 1849 | 1997 | 29 | 148 | 208 | 79 | 3155 |
Фарра (Терах) | 1878 | 2083 | 70 | 205 | 275 | 70 | 3244 |
Авраам | 1948 | 2123 | 100 | 175 | 175 | 100 | 3314 |
Разночтения и толкования
Между допотопными хронологиями церковно-славянского и современного греческого текстов Септуагинты есть одно разночтение — возраст, в котором Мафусал родил Ламеха: 167 или 187 лет. Из-за этого дата Потопа смещается на 20 лет. Вероятно, это различие связано с разными списками Септуагинты, с которых делался перевод. Например, согласно Ватиканскому кодексу (ок. 350 г.) Септуагинты Всемирный потоп был в 2242 г. от с.м (как в современном греческом тексте Септуагинты), а согласно Александрийскому кодексу Септуагинты (ок. 420 г.) Всемирный потоп был в 2262 г. от с.м. (как в церковно-славянском переводе). В Синайском кодексе эти главы Книги Бытия не сохранились.
Патриархи и пребывание в Египте
Хронология легендарного периода
Событие | Масоретская традиция | Традиция Септуагинты | ||
---|---|---|---|---|
от Сотворения мира | по Григорианскому календарю | от Сотворения мира | по Григорианскому календарю | |
Сотворение мира | 0 | −3760 | 0 | |
Сотворение человека (Адама) | 0 | −3760 | 0 | |
Всемирный потоп | 1656 | −2104 | 2242 | |
Рождение Евера | 1723 | −2037 | 2639 (397 от Потопа) | |
Рождение Авраама | 1948 | −1812 | 3314 (1072 от Потопа) | |
Вавилонская башня | 1996 | −1764 | ||
«Союз рассечённых частей» (Бога с Авраамом) | 2018 | −1742 | ||
Переселение Авраама в Ханаан | 2023 | −1737 | 3389 (1147 от Потопа) | |
Рождение Исаака | 2048 | −1712 | ||
Жертвоприношение Исаака | 2085 | −1675 | ||
Рождение Иакова | 2108 | −1652 | ||
Переселение семьи Иакова в Египет | 2238 | −1522 | ||
Рождение Моисея | 2368 | −1392 | ||
Исход из Египта (Исх.12:40) | 2448 | −1312 |
Датирование Исхода
Согласно еврейскому тексту 3Цар.6:1, Исход из Египта случился за 480 лет до закладки Храма Соломона в Иерусалиме (в тексте Септуагинты здесь указаны 440 лет). Обратив внимание на это противоречие, Евсевий указывает и на другое: что только время правления судей вплоть до Илия дают 450 лет (причём этот срок указан в речи апостола Павла в Деян.13:20), кроме того, 40 лет скитаний по пустыне, 27 лет Иисуса Навина, 40 лет Саула, 40 лет Давида и 4 года Соломона дают 601 год в сумме от Исхода до начала строительства Храма. Произведя сравнительный анализ, он предлагает устранить из общего подсчёта срок в 120 лет как указанный для правления чужеземцев в книге Судей, и принимает в итоге за истинный срок в 480 лет.
Таким образом, Евсевий принимает 2242 + 942 + 505 + 480 = 4169 лет от Адама до начала строительства храма (а его он относит к 1032 году до н. э.). Однако ряд последующих византийских хроник принимали более длинный срок, и в дополнение к времени жизни Каинана одно это давало их цифрам дополнительные 250 лет по сравнению с «Хроникой Евсевия».
Сейчас общепринято относить начало строительство этого Храма к 960-970 гг. до н. э., что дает около 1445 г. до н. э. как дату исторического Исхода. Эта дата, однако, является противоречивой внутри самого религиозного летоисчисления, поскольку воцарению Соломона предшествовала как эпоха Судей, так и царствование его отца — царя Давида. Даже только эти два периода в совокупности лет превосходят упомянутые 480, даже не принимая в расчёт ни годы странствий евреев по пустыне (40 лет), ни время правления самого царя Соломона. Кроме того, если следовать только данным Библии, нужно отнести строительство Храма Соломона в XI век до н. э.
С другой стороны, используя как позднюю, так и раннюю датировку Древне-египетской хронологии, 1445 г. до н. э. приходится на время правления Тутмоса III, который, согласно археологическим данным, был известен своими завоевательными походами в Ханаан, что не могло принести ему столь быстрого владычества над огромным количеством евреев-рабов.
И наконец, указанная дата не удовлетворяет результатам археологических раскопок, относящихся к периоду завоевания евреями Ханаана: раскопки в Хацоре показали смену материальной культуры его жителей от кнаанейской на культуру древних евреев относящуюся к 1250—1150 гг. до н. э.; в Лахише подобный же переход датируется 1150 до н. э.; в Мегиддо — ок. 1145 г. до н. э.;
Помимо религиозной историографии, высказывалась теория, которая относила дату Исхода ко времени изгнания гиксосов из Египта. К таким выводам приходили как древние историки (Манефон, Иосиф Флавий), так и некоторые современные исследователи-египтологи. Следуя этой теории, время прибытия патриарха Иакова в Египет приходится на период правления гиксосов, приблизительно на 1730 до н. э. и, отнимая от этой даты 400 лет египетского плена, мы получаем ок. 1350 до н. э. приблизительным годом Исхода из Египта. Трудно, однако, допустить, что изгнанные из Египта гиксосы и послужили прообразом упоминаемых в Библии евреев уже хотя бы потому, что первые правили Египтом, как минимум, на протяжении двух столетий, тогда как евреи покидали Египет в статусе только что отпущенных рабов.
Те исследователи, которые всё же представляют Исход реальным историческим фактом, часто относят его ко времени правления Рамзеса II, то есть к периоду между 1279 и 1212 гг. до н. э. (или между 1290 и 1224 гг. до н. э. по другой версии древне-египетской хронологии); другая теория связывает его со смутами в конце XIX династии (начало XII века до н. э.). Несмотря на то, что эта датировка мало согласуется с религиозной, многие исследователи утверждают, что для такого значительного события просто не остаётся другого приемлемого времени в ходе современной истории.
Хронология истории древнего Израиля
Событие | Еврейская традиция | Христианская традиция | Историческая хронология | ||
---|---|---|---|---|---|
от Сотворения мира | по Григорианскому календарю | от Сотворения мира | по Григорианскому календарю | по Григорианскому календарю | |
Исход из Египта | 2448 | −1312 | |||
Дарование Торы | 2448 | −1312 | |||
Вторжение в Ханаан | 2488 | −1272 | |||
Период судей | 2560 | −1200 | |||
Начало правления царя Давида | 2884 | −876 | −1007 | ||
Начало правления царя Соломона | 2924 | −836 | −971 | ||
Окончание строительства Храма Соломона | 2935 | −825 | −960 | ||
Разрушение Храма Соломона | 3338 | −422 | −587 | ||
Декларация Кира | 3390 | −370 | −538 | ||
Чудо Пурима | 3405 | −355 | -473 | ||
Окончание строительства Второго Храма | 3412 | −348 | -516 | ||
Завоевание Израиля Александром Македонским | 3442 | −318 | -332 | ||
Окончательное формирование состава Танаха | 3460 | −300 |
Поколения от Авраама до Давида
Событие | Еврейская традиция | Христианская традиция | Историческая хронология | ||
---|---|---|---|---|---|
от Сотворения мира | по Григорианскому календарю | от Сотворения мира | по Григорианскому календарю | по Григорианскому календарю | |
Авраам | 1948 — 2123 | −1813 −1638 | |||
Исаак | 2048 — 2228 | -1712 −1532 | |||
Иаков | 2108 — 2255 | -1652 −1505 | |||
Иуда (Иехуда) | 2195 — 2314 | -1565 −1446 | |||
Фарес (Перец) | |||||
Есром (Хацрон) | |||||
Арам (Рам) | |||||
Аминадав | |||||
Наассон (Нахшон) | |||||
Салмон | |||||
Вооз (Боаз) | ?-2793 | ? −967 | |||
Овид (Овед) | |||||
Иессей (Ишай) | |||||
Давид | 2854-2924 | -906 −836 |
Период царств
Объединённое Израильское царство | |||
---|---|---|---|
Давид | примерно 1005 г. до н. э. — 965 г. до н. э. | ||
Соломон (Шломо) | примерно 968 г. до н. э. — 928 г. до н. э. | ||
Иудейское царство | Израильское царство | ||
Ровоам (Рехав‘ам) | 928—911 | Иеровоам (Иоров‘ам) | 928—907 |
Авия (Авиям) | 911—908 | Надав | 907—906 |
Аса | 908—867 | Вааса (Ба‘ша) | 906—883 |
Эла (Эла) | 883—882 | ||
Замврий (Зимри) | 882 | ||
Амврий (Омри) | 882—871 | ||
Иосафат (Иехошафат) | 870—846 | Ахав | 873—852 |
Охозия (Ахазия) | 853—851 | ||
Иорам (Иехорам) | 851—843* | ||
Охозия (Ахазия) | 843—842 | Иорам (Иехорам) | 851-842 |
Гофолия (Аталия) | 842—836 | Ииуй (Иеху) | 842—814 |
Иоас (Иехоаш) | 836—798 | Иоахаз (Иехоахаз) | 817—800* |
Амасия (Амация) | 798—769 | Иоас (Иехоаш) | 800—784 |
Озия (Уззия) / Азария | 785—733 | Иеровоам II (Иоров‘ам) | 788—747* |
Иоафам (Иотам) | 759—743 | Захария (Зхария) | 747 |
Шаллум | 747 | ||
Ахаз | 743—727 | Манаим (Менахем) | 747—737 |
Факия (Пекахия) | 737—735 | ||
Факей (Пеках) | 735—732 | ||
Езекия (Хизкияху) | 727—698 | Осия (Хошеа) | 732—724 |
Манассия (Менаше) | 698—642 | ||
Амон | 641—640 | ||
Иосия (Иошияху) | 639—609 | ||
Иоахаз (Иехоахаз) | 609 | ||
Иоаким (Иехояким) | 608—598 | ||
Иехония (Иехояхин) | 597 | ||
Седекия (Цидкияху) | 596—586 |
Вавилонский плен и персидское господство
В нижеследующей таблице приведены основные даты и события данного периода. Существует значительное расхождение между традиционной датировкой событий и датировкой, принятой в современной исторической науке. В отношении персидского периода еврейской истории эти расхождения составляют до двухсот лет. Возможны различные пути разрешения этого противоречия.
Еврейская традиция | Историческая хронология | ||
---|---|---|---|
Событие | от Сотворения мира (до н. э.) | до н. э. | Событие |
Навуходоносор II (Невухаднецар) становится царём Вавилонской империи. | 3318 (442) | 605 | Навуходоносор II (Невухаднецар) становится царём Вавилонской империи. |
Навуходоносор побеждает царя Иудеи Иоакима (Иегоакима). | 3319 (441) | 603 | Навуходоносор побеждает царя Иудеи Иоакима (Иегоакима). |
Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию (Йегояхина) вместе со знатью Иудеи. | 3327 (433) | 597 | Навуходоносор уводит в плен царя Иехонию (Йегояхина) вместе со знатью Иудеи. |
Навуходоносор разрушает Иерусалимский храм и изгоняет евреев из Земли Израиля. | 3338 (422) | 586 | Навуходоносор разрушает Иерусалимский храм и изгоняет евреев из Земли Израиля. |
Смерть Навуходоносора. Трон занимает его сын Амал-Мардук (Эвель Меродах). | 3364 (396) | 562 | Смерть Навуходоносора. Трон занимает его сын Амель-Мардук (Эвель Меродах). |
Валтасар (Бальшецар), сын Амель-Мардука становится царём Вавилонской империи. | 3386 (374) | Ок. 550 | Валтасар (Бел-шарр-уцур), сын Навуходоносора и приёмный сын Набонида, становится соправителем Вавилонской империи. |
Валтасар, вёдший отсчёт «70 лет господства Вавилона» от восхождения на трон Навуходоносора, устраивает празднество и погибает. Вавилонская империя была разрушена персами и мидийцами в год её семидесятилетия. | 3389 (371) | 539 | Смерть Валтасара. |
Начало правления Дария I. | 3389 (371) | ||
539 | Кир II Великий (Кореш) становится царём Вавилонской империи. Декларация Кира о восстановлении Иерусалимского храма. Первый караван переселенцев, возглавляемый Зоровавелем (Зрубавель бен Шалтиэль), достиг Земли Израиля. Начато строительство Второго Храма. Однако вскоре работы были приостановлены. | ||
Кир II Великий (Кореш) становится царём Вавилонской империи. Он приказывает евреям восстановить Храм. Первый караван переселенцев, возглавляемый Зоровавелем (Зрубавель бен Шалтиэль), достиг Земли Израиля. В этот год минуло 70 лет с начала изгнания, произошедшего во времена правления Иоакима (Иегоякима). Начато строительство Второго Храма. Однако вскоре работы были приостановлены. | 3390 (370) | ||
522 | Начало правления Дария I. | ||
520 | Продолжение восстановления Второго Храма. | ||
516 | Закончено востановление Второго Храма. | ||
Артаксеркс (Ахашверош) становится царём. Восстановление Иерусалимского храма приостановлено. | 3392 (368) | 486 | Ксеркс I становится царём. |
Ахашверош на третьем году своего правления решает, что назначенные 70 лет уже прошли (со времён изгнания царя Иехонии; хотя, согласно календарю, прошло только 67 лет, Ахашверош, следуя древнему обычаю, считает неполный год царствования за целый год). | 3394 (366) | 483 | |
События Пурима. | 3405 (355) | 473 | |
465 | Артаксеркс I | ||
458 | Переселение большого числа евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Ездрой (Эзрой). | ||
445 | Переселение евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Неемией (Нехемией). | ||
Закончено строительство крепостной стены вокруг Иерусалима | |||
Ахашверош умирает, и ему наследует Дарий II, который в еврейской традиции считается сыном Эсфири. | 3406 (354) | 423 | Дарий II становится царём. |
Дарий приказывает возобновить восстановление Храма. Прошло 70 лет со дня разрушения Иерусалима. Исполнилось пророчество Даниила. | 3408 (352) | 420 | |
Закончено востановление Второго Храма | 3412 (348) | 416 | |
Переселение большого числа евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Ездрой (Эзрой). | 3413 (347) | ||
Переселение евреев Вавилона в Иерусалим во главе с Неемией (Нехемией). | 3426 (334) | ||
Закончено строительство крепостной стены вокруг Иерусалима | 3428 (332) | ||
359 | Артаксеркс III | ||
336 | Дарий III |
Исторические гипотезы о событиях Пурима
Еврейская традиция | Версия I [16] | Версия II [17] | Версия III [18] | Версия IV [19] | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Артаксеркс (Ахашверош) | 368 | Ксеркс I | 486 | Артаксеркс I | 465 | Артаксеркс II | 404 | Артаксеркс III | 359 |
События Пурима | 355 | 473 | 452 | 343 | |||||
Дарий | 354 | Дарий II | 423 | Дарий II | 423 | Дарий III | 336 |
Датирование Сотворения мира (сотворения первого человека Адама)
На основании суммирования всех изложенных выше сведений (а такое суммирование в самой Библии нигде не произведено) начиная с первых веков христианства предпринимались подсчёты, имевшие целью соотнести время сотворения мира с современной автору эпохой.
Проповедник де-Виньоль, живший в XVIII веке, после 40 лет изучения библейских хронологий, в результате проведённых подсчётов насчитал около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама». Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет.
Наибольшее распространение приобрели три так называемые мировые эры: