шатровые храмы 16 века
Шатровое зодчество
Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности).
Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли (как и в пирамиде). Восьмерик на четверике – универсальное число направлений пространства, но это еще и восьмиконечная звезда, символ Богородицы и сакральное число будущего века – «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, место соединения земного с небесным.
Появлялись после запрещения шатровые храмы и в провинции. Однако московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли и в дальнейшем использовали полюбившийся шатер только для завершения колоколен.
Шатровое зодчество XVI–XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства – неповторимый вклад России в мировую культуру.
Шатровое зодчество
Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности).
Шатровые храмы при грандиозной внешней составляющей несли на себе и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию и является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли (как и в пирамиде). Восьмерик на четверике – универсальное число направлений пространства, но это еще и восьмиконечная звезда, символ Богородицы и сакральное число будущего века – «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, место соединения земного с небесным.
Появлялись после запрещения шатровые храмы и в провинции. Однако московские зодчие такой вольности позволить себе уже не могли и в дальнейшем использовали полюбившийся шатер только для завершения колоколен.
Шатровое зодчество XVI–XVII вв., черпающее свое начало в традиционной русской деревянной архитектуре, является уникальным направлением русского зодчества, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Шатровые храмы Московского государства – неповторимый вклад России в мировую культуру.
О датировке русских шатровых храмов 16 в.
1. Ц. Покрова Богородицы (Троикая), Александров. От 1508-1513 до 1570-х
2. Ц. Вознесения в Коломенском – 1532.
3. Воскресенская ц., Городня (Зевалово). 1530-1540-е(до 1550-х). Впервые упомянута в 1578 г.
4. Ц. Николая Чудотворца Покровского монастыря, Балахна, от 1552 до рубежа 16-17 вв.
5. Успенская церковь Брусенского монастыря, Коломна. Датируется по надписи на камне 1552 г. Дата сомнительна, возможно храм построен несколько позднее (М.А. Ильин. Русское шатровое зодчество)
6. Собор Спаса Преображения Воротынского монастыря, Калуга. 1550-е. Обоснования этой датировки я не встречал. По Ильину – 17 в. (?)
7. Церковь Космы и Дамиана, Муром. Освящена в 1564/65 г. Шатер обрушился в 1868 г., ныне восстановлен в искаженном виде. До «реставрации» выглядел вот так:
8. Собор Бориса и Глеба, Старица. 1558-1561. (Надпись на храме). Разрушен в 1802 г.:
9. Церковь Николая Чудотворца «Долгошея». Рязань. Ок. 1566. Впервые упомянута в 1568. Впрочем, возможно была перестроена в 1681 г. Разобрана в 1902 г.:
10. Церковь Никиты Мученика. Елизарово. 1667. Дата – в надписи на храме.
11. Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи на Девичьем Поле. Москва 1570-е либо шире – вторая пол. 16 в. разрушена в 1812 или 1820-х гг.:
12. Церковь Николая Чудотворца (Гостинодворская), Казань. Не имеет точной датировки. (16 в.) Полностью перестроена в 1870-х гг.:
13. Успенская ц., Суздаль. От 1570 до рубежа 16-17 вв. впервые упомянута в 1628 г.
14. Церковь Преображения в селе Остров – от сер. 16 в. (или даже начала) до первой пол. 17 в. Первое упоминание – 1646 г. (?)
15. Введенская ц., Старица. 1570 г. Основания датировки не ясны
16. Ц. Ильи Пророка. Пруссы – до 1578
17. Благовещенская церковь Троице-Лютикова монастыря, Калужская обл., 1570-е, разрушена в 1930-х:
Отдельно следует упомянуть:
Покровский собор на Рву, Москва, 1555-1561 (Если не ошибаюсь, дата строительства приводится в Никоновской летописи, в отрывке, относящемся к 17 в.)
Ц. Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове, Москва, от 1529 до 1570-х (Чаще всего датируется сер. 16 в.). Впервые упомянута в 1631 г. Не является шатровой, но тесно связана с шатровым зодчеством.
С конца 16 в. даты строительства большинства церквей более-менее однозначные, хотя и там можно покопаться.
Как видим, даты постройки большинства храмов весьма туманные. А ведь это не какие-нибудь деревенские церквушки. Почти все они находятся в царских имениях, или имених высшей знати, или, наконец, в крупных городах.
Шатровые храмы
Шатровые каменные храмы на Руси появились на рубеже XV – XVI веков. Возникновение шатровых храмов связано с одной стороны с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию. С другой стороны, к этому виду храмов русское каменное зодчество шло от форм сводов каменных храмов, которые постепенно, с развитием строительства, все больше вытягивались вверх. Долгое время бытовала гипотеза, связывавшая происхождение каменных шатров с деревянными, однако в современной науке такое мнение считается недоказанным и неверным. Первым каменным шатровым храмом считается Вознесенская церковь в Коломенском, построенная в 1532г. Василием III. По другим данным, первым каменным храмом с шатровым завершением был храм Вознесения в Вологодском посаде, построенный в 1493г.
Шатровая форма церквей оказалась наиболее подходящей для строительства храмов-памятников – они должны были быть высокими, видными издалека, а вот небольшая площадь храма роли не играла, так как они создавались не для огромного скопления народа. В XVI-XVII веках на Руси было построено немало шатровых храмов-памятников. Шатровое завершение было придано и центральной части самого известного из них – собору Покрова на Рву (Василия Блаженного) на Красной площади в Москве, построенному в 1552г. в честь взятия Казани.
Основа всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик, служащий опорой для высокого восьмигранного шатра. При этом зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно. Это стало причиной обрушения слишком большого и широкого каменного шатра Воскресенского собора в Ново-Иерусалимском монастыре; после обрушения шатер был заменен на более легкий деревянный, обшитый железом.
В конце XIX века набрал популярность псевдорусский стиль, поэтому на рубеже XIX-XX веков снова стали появляться церкви с шатровым завершением, хотя и заметно отличающиеся от своих предшественниц XVI-XVII веков.
Шатровые храмы 16 века
ШАТРОВОЕ ЗОДЧЕСТВО XVI ВЕКА
Вознесенский храм в Коломенском подобен гигантскому обелиску, поставленному над крутым берегом Москвы-реки. Несмотря на необычайную монументальность, он легко и стремительно возносит вверх свой исполинский шатер, могучий силуэт которого оставляет незабываемое впечатление. Помимо больших технических знаний, художественного дарования и культуры, зодчие обнаружили и проникновенное понимание окружающей храм природы. Опоясывающие храм галереи с раскидистыми, изогнутыми в различных направлениях лестницами-всходами, неразрывно связаны с поверхностью земли. Они кажутся как бы частью ландшафта, получившего лишь соответствующую архитектурную обработку. А над террасой галереи вырастает четкая, кристаллическая масса здания, богатая разнообразием форм, но в то же время удивительно простая по своему общему построению и по скупым деталям. Храм в Коломенском органически слит с природой, с крутым, обрывистым берегом Москвы-реки и ее широкой поймой.
Храм в Коломенском представляет собой квадратный в плане объем (четверик), усложненный незначительно выступающими притворами, которые придают ему вид крещатой в основании
формы. Притворы поднимаются до общей высоты здания, что в известной степени позволяет сравнивать его с позднейшими деревянными храмами, известными под именем «по округлу о двадцати стенах». Однако в Коломенском храме нет ни одной детали, ни одного конструктивного приема, говорящих о прямом воздействии деревянных форм.
Все углы обработаны сильно выступающими пилястрами и ордерными капителями, воспроизводящими профиль классического антаблемента. Сложность построения капителей пилястров находит себе соответствие в системе трехъярусных декоративных кокошников, завершающих основной крещатый столп-храм и служащих переходом к его восьмерику. Кокошники увенчивают притворы старой традиции (наподобие закомар), т.е. поле нижерасположенных стен охвачено их килевидными архивольтами, а не отделено от низа поясом-карнизом. Благодаря подобной системе, кокошники притворов являются органической частью центрального четверика. Восьмерик, опираясь на внутренние части стен четверика, представляет собою как бы гигантский барабан главы храма. В силу такого положения восьмерика он отстоит на равном расстоянии от наружных стен крещатого основания, что придает храму исключительную архитектурную целостность. Ярус кокошников, служащий переходом от одной формы к другой, повторен и вверху, при переходе восьмерика в шатер и последнего в главку.
Высокий полый шатер, залитый, как и весь храм, потоками света из окон, расположенных на его гранях, создает впечатление особой легкости и невесомости, поскольку «диагональные» окна крещатого четверика подчеркивают своими широкими откосами материальность и силу могучих стен храма. Кристаллическая ясность построения отчетливее выступает при сравнении с относительно легкими и не всегда правильными архитектурными линиями аркады гульбища-террасы. Расположение его лестниц-всходов не везде геометрически правильно, так же как и очертание арок далеко от циркульной точности. Все это придает архитектуре храма большое многообразие и живой характер. Высота парапета, украшенного ширинками, и столбы гульбища вводят масштабность, которая усиливает впечатление грандиозности храма.
Основные архитектурные мотивы Вознесенского храма связаны с традиционными приемами русского зодчества, в декоративном же убранстве здания использованы некоторые детали ордерной архитектуры Возрождения. Это сказалось в обработке оригинальных внутренних и наружных пилястров, в профиле их баз, в кронштейнах, в рисунке карнизов и т.д. Здесь мы находим растительные мотивы в виде стилизованных акантов, лавровых и дубовых листьев, а также классические розетки, ложечные выемки, различные волютки и т.д. Такая профилировка ряда декоративных деталей сближает архитектурную обработку храма с декоративным убранством Архангельского собора и в известной степени смягчает крупный рисунок больших деталей, например, килевидных архивольтов кокошников, стрел и т.д.
Сооружение храма, как выдающееся событие, было ознаменовано Московским Великим князем Василием III и митрополитом Даниилом трехдневными торжествами и пирами. Действительно, Московская Русь получила новое замечательное произведение, в котором с большим совершенством были воплощены ведущие художественные идеи эпохи. Архитектурные качества храма были столь высоки, идея здания так действенна, что шатер, получивший здесь как бы свое «освящение» и признание, стал широко применяться в русском церковном зодчестве XVI и первой половины XVII вв.
В основе плана сложной многообъемной формы собора лежит система вписанных квадратов. Введение большой апсиды вызвало сдвиг Покровского храма на запад, вследствие чего западные приделы теснее прильнули к центральному столпу. То же самое произошло и с башнеобразными приделами, поставленными по сторонам света. Сложная плановая расстановка девяти приделов подчеркнута контуром открытой террасы-подклета, охватившей всю группу храмов. Не довольствуясь этим, зодчие еще раз повторили девятичастную композицию в основании главного шатра в виде правильной восьмиконечной звезды венчающего восьмерика, углы которого были украшены маленькими главками. Отказавшись от форм многоглавого крестово-купольного храма, Барма и Посник сохранили, однако, его условную схему. Малые кубические приделы поминают угловые части обычного пятиглавого храма.
Посреди группы храмов Покровского собора возвышается шатер Покрова. По углам теснятся маленькие кубические приделы, завершенные кокошниками вперебежку, что живо напоминает убранство московских посадских храмов. По странам света высятся ярусные башнеобразные церкви, воспроизводящие своим внешним видом башни городских оборонительных укреплений. Аркады подклета могут быть сопоставлены с внутренними аркадами крепостных стен. Идея храма-города как сложного архитектурного целого пронизывает все сооружение. Весь собор, архитектурно как бы представлявший собой «горный Сион», нередко назывался в документах того времени Иерусалимом. Западный башнеобразный придел храма был посвящен празднику Входа Господня в Иерусалим, символически напоминая о триумфальном возвращении в столицу русских войск во главе с царем после Казанского взятия.
Все девять храмов стоят отдельно, окруженные сводчатыми галереями XVII в. и переходами. Внутренние стены церкви Покрова и приделов украшены многочисленными декоративными деталями в виде карнизов, пилястр и т.д. Большинство из них, помимо декоративного, имеют чисто конструктивное значение. Поражает виртуозная кладка сводов некоторых глав в виде звезд, как бы вращающихся по спирали.
Внутреннее пространство почти всех приделов Василия Блаженного мало соответствует его внешнему великолепию. Оно невелико, тесновато и напоминает покои жилого дома. Поэтому архитектурное значение собора заключается в его внешних формах, в его сказочно-богатом наружном убранстве, воплощающих великую поэтическую красоту, которую народ мечтал видеть претворенной в жизнь.
Произведение Посника и Бармы, благодаря своим новым формам, доминировало над постройками Кремля и Китай-города. Посад и слободы, окружающие Москву, также архитектурно подчинились Покровскому собору. Он горделиво возвышался над столицей в излучине Москвы-реки, став его новым архитектурным центром.
Шатровые храмы XVI в. разнообразны по формам. В 1550-1560-х гг. были построены шатровые церкви Лютикова монастыря (1559), сёл: Спас-Воротынское на Угре (сер. XVI в.), Городни под Коломной (1578-1579), Елизарово близ Переславля, Пруссы и Пять Крестов близ Коломны, Беседы под Москвой. Стремление зодчих переосмыслить формы коломенской Вознесенской церкви заметно в церкви Петра Митрополита в Переславле-Залесском (1584). Храм Брусенского монастыря в (1552), выстроенный также в память о Казанском походе, церковь Николы «Долгошея» в Переяславле-Рязанском, церковь Евфимия Кирилло-Белозерского монастыря, построенная уже в
XVII веке, не имеют восьмерика под шатром. Особую группу составляют шатровые трапезные храмы XVI в. в старицком Успенском монастыре (1570), Болдином монастыре под Дорогобжем, Владычном монастыре в Серпухове (1598), трехшатровый трапезный храм Спас-Евфимиева монастыря в Суздале. Из шатровых храмов грозненского времени наиболее оригинальна по замыслу и декоративному убранству церковь Козьмы и Дамиана в Муроме (1565). Шатер храма (ныне утрачен) был ребристым, восьмерик украшали переплетающиеся килевидные арки. В целом здание отличалось суровым и лаконичным обликом. Шатровая колокольня-храм Александровой слободы, схематично повторившая композицию убранства центрального столпа собора Василия Блаженного, играла значительную роль в ансамбле бывшей царской резиденции.
Созданием шатрового типа храмов была полностью преодолена византийская крестово-купольная система. Отныне единое, без столбов, поддерживающих своды, внутреннее пространство храма получило всеобщее признание.