шестиугольное обучение в начальной школе
Шестиугольное обучение в начальной школе
Шестиугольное обучение как образовательная технология
В течение последних лет в ряде школ Великобритании используется так называемый шестиугольный метод обучения.
Почему шестиугольники? Форма шестиугольных карточек позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности.
Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям.
Есть несколько вариантов использования данной технологии.
1.Вы можете вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их, и предложить ученикам собрать мозаику.
2. Вы можете оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме.
Это тот случай, когда вы можете дать ученикам время для углубленного изучения текста, для погружения в учебную проблему. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.
Это и есть цель «шестиугольного обучения.»
3. Работа в группах.
Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей.
4. Маркированные шестиугольники.
В данном случае цвет определяет определённую квалификацию. То есть учебный материал распределяется по видовым признакам.
Задача учеников соединить шестиугольники, причём может возникнуть много способов, различных связей.
Известный английский учитель истории Рассел Тарр для того, чтобы облегчить распечатку шестиугольников, создал шаблон, которым может воспользоваться каждый учитель. Вы можете распечатать как на обычной, так и на цветной бумаге, в зависимости от тех учебных целей, которые ставите.
Возможно не только использование в шестиугольниках текста, но и изображений.
Таким образом, ученики, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств.
Во всех случаях шестиугольники собираются на клейкой бумаге. Ученики обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче.
Таким образом, ученики, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств.
Возможна организация работы в парах.
Во всех случаях шестиугольники собираются на клейкой бумаге. Ученики обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче.
Шестиугольное обучение — дело для отечественных педагогов пока редкость. Дидактор с удовольствием опубликует на своих страницах опыт использования описанной технологии.
Презентация на тему «Шестиугольное обучение или «Интерактивный гексагон» как один из приемов развития критического мышления»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Шестиугольное обучение или «Интерактивный гексагон» как один из приемов развития критического мышления
Серикпаева Жанар Маратовна
учитель начальных классов
КГУ «СОШ – лицей № 7»
г. Семей
Описание слайда:
Методика шестиугольного обучения
Как за определенное
время обобщить и
систематизировать
материал?
Как устанавливать
связи между понятиями
и событиями, искать
доказательства и
выстраивать
алгоритмы?
Как активизировать
деятельность
учащихся на уроке?
Как управлять
групповым
процессом?
Описание слайда:
Методика шестиугольного обучения
полезное
пространство
(парта)
строительный
материал
(бумага)
труд
учащихся
Описание слайда:
активное использование в школах Великобритании;
ДОСТОИНСТВА МЕТОДИКИ:
возможность уйти от пассивного слушания
к активной форме работы учащихся;
повышение эффективности занятий.
Описание слайда:
Георгий
Аствацатуров
Аствацатуров Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/
кандидат исторических наук, руководителя научно-исследовательского центра внедрения информационно-образовательных технологий при Армавирской государственной педагогической академии
Статья на сайте
«Инфоурок.ру»
https://pedsovet.org/beta/article/sestiugolnoe-obucenie-kak-obrazovatelnaa-tehnologia
Описание слайда:
Все шестиугольники соединяются благодаря определённым связям.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕТОДОМ ШЕСТИУГОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ:
способность выбирать доказательства;
способность классифицировать доказательства;
способность связывать доказательства
Описание слайда:
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ МЕТОДОМ ШЕСТИУГОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ:
способность выбирать доказательства;
способность классифицировать доказательства;
способность связывать доказательства
Описание слайда:
Варианты использования шестиугольного обучения на учебных занятиях :
1. На гексах написан учебный материал. Задача учащихся – соединить гексы между собой и интерпретировать материал.
Описание слайда:
Ситуации:
возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы;
изучение нового материала;
обобщение знаний.
Описание слайда:
3. Гексы могут быть разных цветов (объединение учебного материала по определенному критерию). Задача учащихся – установить взаимосвязи между данными критериями.
Каждый цвет объединяет учебный материал в определенную категорию.
Задание обучающимся:
соединить шестиугольники;
установить между категориями различные связи;
распределить учебный материал по общим признакам.
Описание слайда:
Описание слайда:
4. Эффективна работа с гексами в группах.
Заполнение каждой группой своих шестиугольников;
обмен шестиугольниками между группами;
сбор мозаики из шестиугольников другой группы.
5. Учитель представляет учащимся готовый пазл из шестиугольников и блок новой информации. Задача учащихся – дополнить пазл после (во время) изучения нового материала.
В ходе работы с гексами возникают различные способы соединения и выстраиваются многообразные связи между ними.
Описание слайда:
В процессе работы дети, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, учащиеся сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры. При изучении нового материала учащиеся могут сделать неожиданные, но правильные выводы.
Описание слайда:
Шестиугольное обучение может применяться на различных этапах урока:
мотивационно-целевом;
операционно-познавательном;
контрольно-оценочном;
итогово-рефлексивном.
Гексагональное обучение выделяет несколько уровней или стадий. Изначально учащимся предлагается произвести (выделить) ключевое слово (понятие или признак),идею, после этого – провести анализ и найти связь между словами (понятиями, признаками).
На третьем уровне учащиеся обобщают информацию в единый смысловой блок
Описание слайда:
ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Гекс на тему «Число»
Описание слайда:
ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Гекс на тему «Род имен существительных »
Описание слайда:
Описание слайда:
Гекс на тему «Фразеологизмы »
Описание слайда:
ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Описание слайда:
ПРИМЕНЕНИЕ НА УРОКАХ ПОЗНАНИЯ МИРА
Описание слайда:
Составление гексов в ходе изучения темы
«Экологические группы птиц»
Описание слайда:
ШЕСТИУГОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
анализ учебного материала
получение возможности выбора приоритетов
получение возможности собственной классификации и установки связей
определение доказательств
уход от пассивного слушания к активной форме работы учащихся
ПОВЫШЕНИЕ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО
ИНТЕРЕСА
У ОБУЧАЮЩИХСЯ
Описание слайда:
Методика шестиугольного обучения
многогранна и применима
в процессе проведения не только уроков
или учебных занятий, а также
внеклассных мероприятий.
Описание слайда:
возможность организации работы в группах, парах, индивидуально.
интерактивность, наглядность;
эффективная систематизация материала;
реализация деятельностного и дифференцированного подходов к обучению;
активизация учащихся, достижение включенности каждого ребенка в работу на уроке;
адаптивность к разным возрастным группам;
возможность применения на любом этапе урока.
отведение большого количества времени подготовительному этапу
Описание слайда:
РАСПЕЧАТКА ШЕСТИУГОЛЬНИКОВ:
(Рассел Тарр)
https://www.classtools.net/hexagon/
ЭТАПЫ СОЗДАНИЯ:
1) в первом окошке написать тему;
2) во втором дать подробную инструкцию для обучающихся;
3) в третьем записать ключевые слова
для шестиугольников в одну строчку,
каждая новая строчка – новый шестиугольник.
ВАРИАНТЫ СОХРАНЕНИЯ РАЗРАБОТКИ:
отдельная ссылка;
QR-код;
отдельная веб-страница.
Описание слайда:
РАБОТА С САЙТОМ:
https://www.classtools.net/hexagon/
ПЕДАГОГ:
генерация любой темы;
предложение учащимся заняться обработкой и классификацией предложенного материала.
ОБУЧАЮЩИЕСЯ:
организация шестиугольников по категориям;
представление конкретного результата своей деятельности, доказывая свою точку зрения;
получение время для изучения текста и погружения в учебную проблему;
написание выводов.
Описание слайда:
Аствацатуров Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya
Хлынцева Ю. В. Технология «интерактивный гексагон», или Шестиугольное обучение в школе // Школьная педагогика. — 2019. — №3. — С. 18-20. — URL https://moluch.ru/th/2/archive/136/4387/
Описание слайда:
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Воспитательное мероприятие «Разноцветные мечты»
Викторина «Хочу все знать!»
Статья «Реализация ОПОП СПО по наиболее востребованным и перспективным специальностям на основе регламентов «WordSkills» с учетом требований профессиональных стандартов»
Лекция «Организация безопасной среды для пациента»
Инструкционно-технологическая карта «Борщ украинский».
Инструкционно-технологическая карта «Рассольник ленинградский (петербургский)»
Презентация Память. Виды памяти. Развитие памяти в младенчестве
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5299906 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов
Время чтения: 2 минуты
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Приём «шестиугольное обучение» как один из способов развития критического мышления
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Приём «шестиугольное обучение» как один из способов развития критического мышления
Ключевые слова: технология развития критического мышления, приём «шестиугольное обучение»
Приоритетной задачей современной школы, наряду с формированием у учащихся научных и прочных знаний, умений, навыков, является воспитание думающей, внутренне свободной личности, способной формировать, и аргументировано отстаивать собственную точку зрения, ставить перед собой цели и находить эффективные пути их достижения.
Оптимальным способом решения поставленной задачи является развитие у школьников мышления. Оно предполагает умение видеть проблемы, готовность к нахождению нестандартных решений, умение подвергать рефлексии собственную интеллектуальную деятельность, анализировать свои действия и выявлять допущенные ошибки. Кроме того, ученик с хорошо развитым мышлением обладает готовностью отказаться от своего решения в пользу более эффективного, открыт для новых идей, умеет делать объективные выводы, что обусловливает понимание неоднозначности мира. [1]
Одним из приемов развития мышления является «шестиугольное обучение».
Одна из наибольших загадок природы – пчелиные соты. По словам выдающегося ученого, Ч. Дарвина, этот продукт пчелиного творчества абсолютно идеален в плане соотношения экономии полезного пространства, строительного материала – воска, и труда работниц улья. Геометрия пчелиных сот такова, что каждый элемент имеет правильную форму шестигранника и совершенно одинаковый размер, именно это является причиной такого невероятно прочного сцепления. Опытным путем доказано, что никакая другая геометрическая форма не способна вынести такую же нагрузку, как шестигранные ячейки.
В настоящее время прием шестигранного обучения широко используется только в некоторых школах Великобритании и практически не распространен в России. Хотя он в полной мере соответствует системно-деятельностному подходу, являющемуся краеугольным в современном образовательном процессе, поскольку позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий. Свидетельством последнего может являться тот факт, насколько хорошо учащиеся усвоили материал и могут оперировать прошлыми знаниями при решении новых задач. И работа с шестиугольниками как раз предполагает, с одной стороны, опору на имеющийся у обучающихся уровень предметных компетенций, с другой, создание ситуации «разрыва», которая и будет стимулирующим фактором как к личностному росту, так и к самосовершенствованию в предметном поле.
Суть описываемого приема сводится к следующему. Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определенному аспекту [4]. Это могут быть понятия, даты, причины и последствия каких-то событий. Ученикам дается время для изучения текста, для погружения в учебную проблему. Работа учащихся заключается в том, чтобы, выявив определенные связи, соединить шестигранники, то есть, состыковывая две фигуры, учащиеся должны объяснить, как связаны представленные на них аспекты изучаемой темы. В конце своей работы учащиеся должны предоставить конкретный результат своей деятельности, сформулировать вывод или вариант решения обозначенной в начале занятия проблемы, доказав свою точку зрения.
Метод шестигранного обучения позволяет сэкономить полезное пространство (парта), строительный материал (бумага) и труд учащихся. Шестиугольная карточка называется гексом (hexagon). Каждая из шестиугольных карточек — это некоторым образом формализованные знания по определенному аспекту. Все шестиугольники соединяются благодаря определенным связям.
Для этого следует: в первом окошке написать тему; во втором дать подробную инструкцию для учеников; в третьем записать ключевые слова для шестиугольников. Они пишутся в одну строчку. Каждая новая строчка — это новый шестиугольник.
После этого можно сохранить свою разработку в трех вариантах: отдельной ссылкой; по QR – коду; как отдельную веб страницу.
Можно распечатать гексы как на обычной, так и на цветной бумаге, в зависимости от тех учебных целей, которые ставит учитель.
На этом возможности сайта не исчерпаны. Учитель может сгенерировать любую тему и предложить учащимся прямо на сайте заняться обработкой и классификацией предложенного материала. Ячейки передвигаются с помощью мыши, можно менять их цвет и удалять лишние соты.
Организация работы по развитию критического мышления посредством использования шестиугольного обучения
Изучение приема шестиугольного обучения в совокупности с анализом педагогической деятельности позволяет обозначить несколько вариантов использования данного приема на уроках:
Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать предложения, словосочетания, слова, текст, даты, понятия, определения и т.д. Слова и предложения могут быть и с ошибками, и с пропусками. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка и текст, учащимся надо собрать единое целое.
Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить свое мнение по заданной проблеме. Данный вариант особенно продуктивен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
3. Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж. Такой вариант хорош для изучения исторических событий, связанных с изучением вопросов культуры.
4. Работа с шестиугольниками может быть индивидуальной, парной или групповой.
Учащиеся, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, они сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры. В данном контексте важным является тот факт, что итоговый продукт деятельности заранее не известен, что в полной мере создает условия для проявления учащимися «свободы слова» и «свободы выбора» при решении поставленных задач, делая тем самым процесс персонализированным, или личностно-значимым. Последнее, в нашем понимании, один из ключевых факторов формирования положительной мотивации к изучению предмета.
Достоинства данного приема в том, что его применение позволяет обобщить и систематизировать знания по темам или разделам.
Рассмотрим на примерах.
1. Тема урока: «Части речи», 5 класс
Тема урока: «Виды связи слов в словосочетании», 8 класс
Использовались шестиугольники трех разных цветов. Учащиеся изучают теоретический материал и выстраивают свои логические цепочки. После всей работы разрешается обратиться к соседям, задать вопросы, что-то посоветовать или изменить свои «соты». Далее раздаются шестиугольники четвертого цвета, на которых записаны примеры словосочетаний (Например: рубашка в клетку- клетчатая рубашка). Делается вывод, что словосочетания могут переходить из одного вида связи в другой.
Можно разложить соты в хронологической последовательности; найти ошибку; составить картину и т.д.
Тема урока: Второстепенные члены предложения,5 класс
Для каждого второстепенного члена предложения составляются свои «соты». Далее они объединяются в одну большую.
Одной из основных задач, которые должны быть поставлены перед учителем, является развитие у обучающихся способности думать, рассуждать, собирать и исследовать информацию, а не только передать им знания, заложенные в школьную программу.
Шестиугольное обучение – один из приемов критического мышления, который только начинает развиваться и применять при обучении в нашей стране. Его автор уверяет, что использование этого приема не только будет способствовать развитию критического мышления, но и повысит познавательный интерес всех учащихся, без исключения [4].
Список используемой литературы
Аствацатуров, Г.О. Шестиугольное обучение как образовательная технология. [Электронный ресурс] – Ссылка для доступа: http://didaktor.ru/shestiugolnoe-obuchenie-kak-obrazovatelnaya-texnologiya/
«Шестиугольное обучение как один из приемов развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа № 2 «Образовательный центр» с. Кинель – Черкассы
«Шестиугольное обучение как один из приемов развития функциональной грамотности на уроках в начальной школе»
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с.Кинель-Черкассы
Кинель-Черкассы, 2020 г
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»?
1. Функциональная грамотность – способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
3. Основные признаки функционально грамотной личности: человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Компонентами функциональной грамотности являются:
-знания сведений, правил, принципов;
— усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности; умения адаптироваться к изменяющемуся миру;
-решать конфликты, работать с информацией;
-вести деловую переписку;
-готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира;
-принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов;
-повышать уровень образования на основе осознанного выбора.
Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная грамотность, грамотность в вопросах семейной жизни, грамотность в вопросах здоровья, юридическая грамотность).
Для того чтобы обеспечить формирование функциональной грамотности младших школьников нам учителям необходимо применять специальные активные, развивающие образовательные технологии.
Ученик должен быть вовлечён в процесс обучения, учиться логически мыслить, сопоставлять, классифицировать, обобщать.
Педагог должен составляя урок, подобрать методы и приёмы работы, пробуждающие в учениках исследовательскую, творческую активность, задействовать имеющиеся знания, предоставить условия для осмысления нового материала.
Одним из приемов развития функциональной грамотности младших школьников является шестиугольное обучение, который я использую на своих уроках.
Метод шестигранного (шестиугольного) обучения сегодня активно используется в ряде школ Великобритании и практически не распространен в России. А ведь этот метод позволяет уйти от пассивного слушания к активной форме работы учащихся, что приводит к повышению эффективности занятий. Автором данной методики является англичанин, учитель истории Рассел Тарр.
В основе шестиугольного обучения лежит использование шестиугольных карточек (гексов).
Форма шестиугольника выбрана не случайно: благодаря большому количеству граней учащиеся могут проявить творческие способности при работе с ними. Когда учитель даёт несколько шестиугольников детям, они собирают воедино шестигранники, выполняя при этом определённую задачу. Выбирается какая-либо тема, и составляются карточки, каждая из которых отражает один из аспектов темы урока. [3] Шестиугольники соединяются друг с другом определёнными понятиями или событиями, и учащимся необходимо установить эти связи.
Использование шестиугольников является простым и эффективным способом развития таких навыков как способность выбирать, классифицировать и связывать доказательства.
Для того чтобы облегчить распечатку шестиугольников Тарром Расселом был создал шаблон (https://www.classtools.net/hexagon/), которым может воспользоваться каждый учитель.
— в первом окошке написать тему;
— во втором дать подробную инструкцию для учеников;
— в третьем записать ключевые слова для шестиугольников. Они пишутся в одну строчку. Каждая новая строчка — это новый шестиугольник.
После этого можно сохранить свою разработку
Можно распечатать гексы как на обычной, так и на цветной бумаге, в зависимости от тех учебных целей, которые ставит учитель.
На этом возможности сайта не исчерпаны. Учитель может сгенерировать любую тему и предложить учащимся прямо на сайте заняться обработкой и классификацией предложенного материала. Ячейки передвигаются с помощью мыши, можно менять их цвет и удалять лишние соты.
Существует множество вариантов использования данного приема:
1. Вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их и предложить ученикам собрать мозаику, т.е. учащиеся получают учебный материал, записанный при помощи гексов, из которых им нужно собрать пазл. Варианты могут быть разнообразны. В шестиугольники можно вписать словосочетания, слова, текст. Учащиеся должны выполнить задание и соединить шестиугольники. Также это может быть картинка или текст, учащимся надо собрать единое целое.
Пример использования данного варианта: Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Решение задач с величинами «цена», «количество», «стоимость»
Этап урока: закрепление изученного материала
-Откройте учебники на стр. 34 №2,прочитайте задачу. Найдите задачу на гексах.
-О каких величинах говорится в задаче?
-Что называют ценой, стоимостью?
-Как находим стоимость?
-Как находим количество?
-Найдите решение задачи.
Найдите следующую задачу: За 3 одинаковые открытки заплатили 15 руб. Сколько стоит одна открытка?
-Какая величина неизвестна? Как найти?
-Найдите решение, ответ?
Разбор 2х других задач по образцу
2. Оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме. В таком случае учебной задачей является прибавление пунктов в каждой из категорий по мере работы над темой. Такой вариант хорошо работает, если есть возможность дать учащимся время для углубленного изучения темы. Данный вариант работы уместен как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний.
Пример использования данного варианта: Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Что интересного я узнал о жизни А. С. Пушкина» 3 класс Литературное чтение, УМК «Школа России»
Работа по теме урока(Чтение текста об А.С. Пушкине)
(Текст на с.84-85 читают хорошо читающие ученики)
-О каком писателе говорится в тексте?
-Когда родился А.С. Пушкин?
-Город, в котором родился поэт?
-Что значит предложение « Пушкин вошел в жизнь празднично»?
-На каком языке говорили в семье Пушкина?
-Когда А.Пушкин начал сочинять стихи?
-Кто учил его писать по-русски?
-Кто ему рассказывал сказки?
3. Работа может быть как индивидуальной, так и групповой. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей. Возможно, вы удивитесь тем соединениям и выводам, которые ученики сделают самостоятельно.
4. Маркированные шестиугольники. Гексы могут быть разного цвета, и тогда каждый цвет будет объединять учебный материал в определенную категорию. Учащиеся получают задание – соединить шестиугольники, устанавливая между этими категориями различные связи. В данном случае цвет отражает определённую квалификацию, то есть учебный материал распределяется по каким-либо общим признакам.
Пример использования данного варианта: Рассмотрим составление гексов в ходе изучения темы «Части речи» Русский язык 3 класс, УМК «Школа России»
Самоопределение к деятельности
-Прочитайте слова: птица, рисует, желтая, огромный, ветер, учила.
-На какие группы их можно разделить?
-Что обозначают слова в первой группе? На какие вопросы отвечают?
-Как называется эта часть речи?
-Что обозначают слова во второй группе?
-На какие вопросы отвечают?
-Как называется эта часть речи?
-Что обозначают слова в третьей группе?
-На какие вопросы отвечают?
-Как называется эта часть речи?
-В какую группу можно отнести слова под, за, у? Почему?
-К какой части речи относятся эти слова?
-Сформулируйте тему урока
5. Гексы могут быть с изображениями, из которых учащиеся складывают коллаж.
6. Составить по гексу рассказ и др. варианты
В процессе работы дети, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и обосновывают свои представления по поставленной учебной задаче. Заполняя шестиугольники, учащиеся сами выбирают, как их соединить. Может получиться «ромашка», линия, соты и другие фигуры. При изучении нового материала учащиеся могут сделать неожиданные, но правильные выводы.
Систематическое применение на практике технологии шестиугольного обучения позволит развить у учащихся такие навыки, как логическое мышление и творческие способности.
Данная методика многогранна и применима в процессе проведения не только уроков или учебных занятий, а также внеклассных мероприятий.