школа иконописи при храме
Иконописная школа храма Свт.Митрофана Воронежского г.Москва
С самого основания школы Батюшка является ее вдохновителем, руководителем, главным консультантом и экспертом, внимательно отслеживает учебный процесс и участвует в становлении начинающих иконописцев. Дважды в год, начиная с 1995 года, после каждого семестра, перед Батюшкой проводится просмотр курсовых работ учащихся.
С 2009 года иконописный класс становится автономным подразделением прихода и оформляется как иконописная школа храма свт.Митрофана Воронежского и Н.П.Маслова становится ее руководителем..
Преподаватель иконописной школы
Наталия Петровна Маслова пришла в храм Свт.Митрофана Воронежского в 1990 году и несколько лет трудилась на разных послушаниях.
В эти же годы отец настоятель храма протоиерей Димитрий Смирнов благословляет ее на обучение иконописи в мастерскую Ирины Васильевны Ватагиной (1924-2007гг), профессора православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, иконописца храма Святителя Николая в Клениках, ближайшей учиницы монахини Иуалиании(Марии Николаевны Соколовой, 1899-1981гг), сохранившей и передавшей своим преемником и последователям технику древнерусской иконописи яичной темперой по деревянной доске, загрунтованной меловым левкасом.
С 1995 года, Наталия Петровна Маслова благословляется на должность иконописца Храма и преподавателя в иконописном классе Воскресной школы.
Условия приёма и обучения в иконописной школе
В иконописную приходскую школу принимаются лица от 18 лет знакомые с начальным курсом академического рисунка.
При поступлении предоставляются на просмотр работы по академическому рисунку.
Срок обучения иконописи от 2 до 5 лет.
Обучение платное, доступное.
г.Москва, метро «Петровский парк», «Динамо» или «Дмитровская» схема проезда
Дипломные работы выпускников иконописной школы
Курсовые работы учащихся иконописной школы
Факультативы для учащихся школы
Лекции по иконографии
Занятия по курсу «Иконография» проводит искусствовед-иконописец Татьяна Алексеевна Ленева. Подробнее
Факультатив по изучению церковнославянских шрифтов проводит художник-иконописец Нина Степановна Ромадина. Подробнее
Ознакомление с курсом «Литургика» преподает регент нашего храма Нина Петровна Костюкова. Подробнее
Лекции по иконографии
Занятия по курсу «Иконография» проводит искусствовед-иконописец Татьяна Алексеевна Ленева. Подробнее
Факультатив по изучению церковнославянских шрифтов проводит художник-иконописец Нина Степановна Ромадина. Подробнее
Ознакомление с курсом «Литургика» преподает регент нашего храма Нина Петровна Костюкова. Подробнее
Подготовительное обучение в студии академического рисунка
Если у вас нет базового курса по академическому рисунку, но вы хотите пройти обучение в нашей приходской школе при храме Святителя Митрофана Воронежского, то вы можете пройти предварительное обучение
Изучение академического рисунка под руководством опытного педагога повышают уровень видения, понимания, техники и владения графическим материалом, что необходимо как начинающим художникам, так и иконописцам, не прошедшим эту школу в художественных училищах и ВУЗах.
На наших занятиях мы шаг за шагом проходим азы академического рисунка от простейших геометрических фигур до черепа, обрубовки, гипсовых голов и рисования человека.
Много времени уделяем наброскам, как необходимой технике отображения первого впечатления от натуры на листе бумаги.
По желанию учащихся изучаем технику владения различными графическими и живописными материалами.
Школа иконописи
По благословению Секретаря Патриаршего Совета по культуре
Высокопреосвященного Тихона,
митрополита Псковского и Порховского
Дорогие братья и сестры!
При Приходе Успения Пресвятой Богородицы в Матвеевском в рамках работы Духовно-просветительского центра «Дионисий» осуществляется набор учащихся в школу иконописи.
Форма обучения: очная. Занятия проходят по понедельникам, средам и пятницам с 10:30 до 20:00.
На обучение принимаются: лица, имеющие высшее, среднее или начальное художественное образование (художественная школа).
Прием на обучение: по итогам просмотра художественных работ и результатам собеседования.
В программе обучения: практические занятия по Академическому рисунку, живописи, наброску, иконописанию.
Преподаватели: Иконописи – Савенкова Ирина Александровна, Корчукова Анна Евгеньевна. Академического рисунка и живописи – Торопыгин Олег Аркадьевич.
Подробнее о преподавателях – в разделе сайта наши педагоги. Итоговые просмотры работ, педагогический совет школы, возглавляет Помощник Заведующего иконописной школы МПДА – иерей Сергий Чураков.
Вступительное собеседование и просмотр работ при наборе курса в конце сентября. Начало занятий – с октября.
ПРОДОЛЖАЮТ ПРИНИМАТЬСЯ ЗАЯВЛЕНИЯ НА ПРИЕМ! Зачисление на курс в течении учебного года осуществляется в индивидуальном порядке по результатам собеседования и просмотра художественных работ абитуриента.
На Московском подворье Валаамского монастыря теперь можно научиться иконописи
Данилова Елена – иконописец с многолетних опытом, в свое время она сама окончила ряд иконописных школ, где обучалась технике иконописания с нуля. Полученными знаниями Елена Геннадьевна теперь готова поделиться со всеми желающими.
«Многие люди хотят научиться иконописи, но часто думают, что это невозможно, — рассказывает Елена Данилова. – Не держав в руках карандаш, они уверены – это не для них. Я сама начинала с азов. На самом деле гораздо проще научить человека писать иконы, если он вообще не умеет рисовать. А вот художникам со стажем сложнее, ведь им приходится делать переход от академического рисунка к иконописному, а это не всем удается».
Четырехгодичное обучение в школе предполагает не только практическое изучение основ иконографии и колористики, но и теорию – основы православия и Литургики.
Елена Геннадьевна считает это необходимостью.«Наши курсы предполагают именно практическое обучение, но без основной теоретической базы оно невозможно. Поэтому на занятиях мы будем изучать основы православия, а вот глубже изучить теорию ученик должен самостоятельно. Ведь учиться иконописи можно бесконечно!». Иконописная школа при подворье названа в честь святого Никифора, Патриарха Цареградского: святой Никифор был участником VII Вселенского Собора и строго осуждал иконоборцев. Именно благодаря его участию было возрождено иконопочитание, а также приняты первые каноны иконописи.
Также и выбор места для занятий – Воскресная школа при подворье – неслучайно. Елена Геннадьевна говорит, что именно работая в храме, с молитвой, рождаются настоящие иконы.
Иконописный факультет
Иконописный факультет готовит иконописцев и мастеров лицевого шитья.
Система образования на Иконописном факультете состоит их двух ступеней. Первая ступень – три года обучения. По окончании выпускники получают диплом установленного образца. Вторая ступень обучения – два года обучения, не обязательна. На вторую ступень зачисляют тех, кто окончил первую ступень с наилучшими результатами. Обучение на Иконописном факультете бесплатное. Предоставляется бесплатное общежитие и бесплатное питание.
Иконописный факультет состоит из двух подразделений: иконописи и лицевого шитья.
Чтобы поступить, вам необходимо подать документы и пройти вступительные испытания.
Документы подаются в канцелярию Академии.
1. Документы
Для того чтобы подать документы, вам надо будет зайти на внутренний портал МДА : https://home.mpda.ru/login/index.php, зарегистрироваться там, а потом загрузить все необходимые отсканированные документы.
В случае возникновения технических проблем, обращайтесь в техподдержку: home@mpda.ru. После регистрации в вашем Личном кабинете будет доступен чат, где, в случае возникновения сложностей с подачей документов, можно будет задать вопросы.
2. Вступительные испытания
Право на приём в Академию без вступительных испытаний не предоставляется. Вступительные испытания следующие:
01) грамотное расположение на листе бумаги;
02) передача характера и пропорций изображения;
03) соблюдение цветовых и тональных отношений.
Поступающие не обеспечиваются необходимым материалом.
Работа выполняется на бумаге в пределах формата А3 акварелью, акварелью с белилами. В некоторых случаях допустимо использовать темперу.
Знать наизусть молитвы
a. Начальные: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Царю Небесный…», «Святый Боже…», «Пресвятая Троице…», «Отче наш…», «Приидите, поклонимся…»;
b. Утренние: «От сна востав…», «Боже, очисти мя, грешнаго…», «Святый Ангеле…»;
c. Вечерние: «Боже вечный…», «Вседержителю, Слово Отчее…», «Благаго Царя Благая Мати…», «Ангеле Христов…»;
d. Пресвятой Богородице: «Богородице Дево, радуйся…», «Достойно есть…», «Взбранной Воеводе…», «Милосердия двери…», «Не имамы иныя помощи…»;
e. А также: Символ веры, молитву преподобного Ефрема Сирина, молитву перед Святым Причащением «Верую, Господи, и исповедую…», десять заповедей, заповеди блаженств, тропари двунадесятых праздников, тропарь своему святому, псалмы 50-й и 90-й. Знать основы вероучения Православной Церкви, православное богослужение и библейскую историю;
Уметь читать по-церковнославянски, знать церковнославянские буквы, надстрочные знаки и сокращения;
Знать церковнославянские цифры.
Вступительные испытания в 2021 году на иконописный факультет будут проходить с 1 по 2 июля в очной форме. Они будут включать в себя:
1 июля
Собеседование с администрацией иконописного факультета
2 июля
Устный экзамен и просмотр работ
При сдаче устного экзамена необходимо:
Литература: Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. СПб, изд-во «Воскресение», 2016.
На экзамен по просмотру работ:
Необходимо представить свои живописные и графические творческие работы. Это могут быть натюрморты, пейзажи, портреты, композиции (если есть — по 2–3 работы). Оформите свои работы в паспарту. Если имеются, представьте иконы, миниатюры, эскизы к иконам и росписям, копии. Часть из них можно показать на фотографиях.
Внимание! Экзаменационное задание «Фрагмент иконы» в 2021 году выполняется абитуриентами самостоятельно до приезда на экзамены и предоставляется на просмотр работ вместе с творческими работами.
Данное задание выполняется за шесть часов в цвете на бумаге (30×20 см или в пределах формата А3) акварелью с белилами, гуашью или темперой (по выбору) образец или фрагмент иконы. Задачи:
Рекомендации по выбору образца для выполнения экзаменационного задания «Фрагмент иконы».
Специфика иконописного факультета предполагает изучение древней иконы, поэтому при выборе образца необходимо ориентироваться на иконы русской классической иконописной традиции 15–16 веков, а также классические византийские иконы 12–14 веков. Следует обратить внимание на то, чтобы выбранный фрагмент был хорошо сохранившимся, с минимальными утратами красочного слоя, по возможности без грубых реставрационных записей и тонировок. Фотография фрагмента должна быть в хорошем разрешении и гармоничной цветопередаче.
Можно воспользоваться предложенными образцами или найти подобный фрагмент самостоятельно.
3 июля
Объявление результатов будет проходить дистанционно на платформе Zoom. Список поступивших будет опубликован на сайте МДА.
Внимание! Заезд на экзамены 1 июля. Отъезд 2 июля после прохождения устного экзамена и просмотра работ.
По всем вопросам обращайтесь в любое время:
WhatsApp, Viber, Telegram: +7 963 770-63-44;
А также по телефону: +7 926 382-38-65
Электронная почта: ab.mda@ya.ru; ikonamda@yandex.ru.
Группа для абитуриентов ВКонтакте: https://vk.com/abitmda.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Курсы иконописи при Даниловом монастыре
К обучению на курсах иконописи приглашается молодежь и люди старшего возраста.
Обучение трехгодичное. Прием на обучение осуществляется по результатам собеседования, просмотра работ: рисунок и живопись (акварель). Желательно художественное образование.
Занятия проходят по субботам (воскресеньям) утром.
Контактный телефон: (916) 1646667
Курсы иконописи при Даниловом монастыре запись закреплена
Музей имени Андрея Рублева
Приходите всей семьей!
Курсы иконописи при Даниловом монастыре запись закреплена
Православие в искусстве
«СПОРИТЕЛЬНИЦА ХЛЕБОВ»: ИСТОРИЯ ОДНОЙ ИЗ САМЫХ НЕОБЫЧНЫХ ИКОН БОГОРОДИЦЫ
«Спорительница хлебов» — чудотворный образ Богородицы, который почитается в Русской Православной Церкви.
Дата празднования: 28 октября.
Где находится: оригинал иконы утерян.
Показать полностью.
В 1889 году игумения Илария, настоятельница Болховского Богородично-Всесвятского монастыря, показала преподобному Амвросию Оптинскому новую икону Богородицы. Изображение на ней заимствовали с образа «Всех святых», находящегося в монастырском храме. По просьбе старца одна из монахинь написала для него особый список, с добавлением изображения пшеничного поля со сжатыми снопами. Старец благословил написать еще одну такую икону и поставить в монастырском амбаре, «чтобы не было оскудения хлеба».
Игумения Илария привезла новую икону в Оптину в феврале 1890 года. Старец назвал ее «Спорительница хлебов» и благословил сделать с нее литографии, которые в последний год своей жизни во множестве раздавал и рассылал обращающимся к нему.
Первое чудо от иконы зафиксировали 1891 году, когда во всей России был голод из-за неурожая. После молитвы перед иконой по благословению старца Амвросия в Калужской области и на полях Шамординской обители хлеб уродился.
Святой Русской Православной Церкви, один из четырнадцати канонизированных старцев Введенской Оптиной пустыни. Большую часть жизни в монастыре принимал у себя людей и помогал молитвами и духовными советами. В 1884 году благословил основать недалеко от Оптиной пустыни Шамординский женский монастырь (официальное название — Казанская Амвросиевская пустынь). Там старец и скончался.
Название «Спорительница» происходит от слова «спорый» — быстрый, умелый. А «спорить» — значит способствовать, помогать. Старец Амвросий заказал икону как символ того, что Божия Матерь — «помощница людям в их трудах по снисканию хлеба насущного», то есть Богородица помогает людям в заботах о пропитании. В частности, перед иконой «Спорительница хлебов» часто молились при засухе.
Автор: БАГЛАЙ Кирилл
Курсы иконописи при Даниловом монастыре запись закреплена
Теория и Художественная Практика.☭
М.В.Алпатов. Всеобщая История Искусств / M.V.Alpatov. Universal History Of Art.
Педагогический опыт автора убедил его, что изучение истории искусств плодотворно лишь тогда, когда знакомство с памятниками и мастерами, запоминание имён и дат сопровождается успехами в деле понимания искусства, развитием художественного вкуса. Эта уверенность автора определила построение его книги. Она обращается не только к умственным способностям читателя и к его памяти, но и к его эстетическому чувству, к его критическому чутью. Её следует читать не только для того, чтобы усвоить высказанные в ней общие положения и заучить сообщаемые ею сведения, но в первую очередь для того, чтобы уяснить себе основные пути исторического развития художественной культуры человечества и научиться понимать и ценить старое и современное искусство. Это заставило автора несколько отступить от общепринятого типа истории искусств с его изобилием всевозможных сведений, которые нередко лишь перегружают память, но не развивают глаза и критических способностей.
Книга эта может быть использована начинающими изучать искусство. Возможно, что в некоторых случаях она будет первой книгой по искусству в руках читателя. В интересах такого читателя, автор стремился к наибольшей ясности изложения. Он избегал малоизвестных терминов и не пользовался многими искусствоведческими понятиями, содержание которых и до сих пор не вполне уяснили себе специалисты. Вместе с тем в книге упоминаются имена художников и писателей, исторические события, географические названия и научные термины, которые могут быть незнакомы читателю. Автор не давал им объяснений, рассчитывая на то, что сам читатель найдёт их в любом энциклопедическом словаре, и что привычка пользоваться справочником будет первым шагом на его пути самостоятельной работы над научной книгой.
Автором книги уделено большое внимание иллюстрациям. Им руководило желание воспроизвести наиболее значительные в историческом развитии и наиболее ценные в художественном отношении памятники. Он стремился избегать многих незаслуженно прославленных памятников, вроде Аполлона Бельведерского или Кельнского собора, и, наоборот, приводил некоторые шедевры, известные лишь узкому кругу специалистов. В задачи автора входило связать своё изложение с иллюстрациями, и потому он воспроизводил преимущественно такие памятники, о которых была возможность говорить в тексте. В тех случаях, когда он не мог входить в их подробное рассмотрение, он располагал иллюстрации с таким расчётом, чтобы это наталкивало читателя на их сравнение друг с другом. Иллюстрациями к тексту служат эпиграфы к отдельным главам. Они приводятся без особых объяснений в расчёте на то, что вдумчивый читатель сумеет уловить их внутреннюю связь с соответствующими главами книги.