штабные тренировки по го и чс на предприятии образец
Штабные тренировки по го и чс на предприятии образец
П Р И К А З
О подготовке и проведении командно-штабной тренировки по гражданской обороне.
Генеральный директор _____________
И Н С Т Р У К Ц И Я
по мерам безопасности на командно-штабную тренировку
ПЛАН
ПРОВЕДЕНИЯ КОМАНДНО-ШТАБНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Тема: «Действия органов управления при переводе ГО на режим военного времени».
Учебные цели:
1. Совершенствовать знания и навыки руководящего состава в организации перевода гражданской обороны объекта на режим военного времени;
2. Проверить реальность «Плана гражданской обороны», внести в него необходимые уточнения;
3. Повысить навыки командно-начальствующего состава в управлении силами и средствами граж-данской обороны.
4. Дать практику командирам формирований ГО в применении их по предназначению.
5. Провести рекогносцировку маршрута эвакуации в загородную зону.
СПРАВКА
В соответствии с Планом основных мероприятий ОАО ___________ по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 200__ год и приказом генерального директора № ___ от 30.07.__ г. 6 августа с. г. проводилась командно-штабная тренировка по теме: «Действия органов управления при переводе ГО на режим военного времени».
Цели тренировки:
1.Совершенствование знаний и навыков руководящего состава в организации перевода гражданской обороны объекта на режим военного времени;
2.Проверка реальности «Плана гражданской обороны», внести в него необходимые уточнений.
3.Повышение навыков командно-начальствующего состава в управлении силами и средствами гражданской обороны.
4.Проведение практического занятия с формированиями ГО по предназначению.
5.Рекогносцировка маршрута эвакуации в загородную зону.
Тренировка проводилась в три этапа:
I этап. Приведение в готовность ГО объекта (проводилось теоретическое занятие с руководящим составом). Руководитель занятия ______.
II этап. Приведение в готовность формирований ГО и выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях (показное практическое занятие на местности). Руководитель занятия ____________
III. этап. Эвакуационные мероприятия (рекогносцировка маршрута эвакуации в загородную зону, организация связи из загородной зоны (п. _______) с подразделениями ________. Руководитель занятия ________ Участники практического выполнения:
— начальник узла связи __________.;
— инженер УС _____________.;
— инженер по ВМР и ГО __________
— водитель САТ ________
На практическом занятии, проводимом в ходе второго этапа тренировки в качестве обучаемых присутствовали представители подразделений _________.
Задачи, поставленные на тренировку выполнены полностью, цели тренировки достигнуты. Отмечается высокая активность участников практического занятия на местности и серьезное внимание руководителей структурных подразделений авиакомпании к проведенному мероприятию.
Ведущий инженер по ВМР и ГО ______________
П Р И К А З
Об итогах проведения командно-штабной тренировки по гражданской обороне.
В соответствии с Планом основных мероприятий ОАО_________по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на 200_ год и приказом генерального директора № ____ от 30.07._ г.___ августа была проведена командно-штабная тренировка по теме: «Действия органов управления при переводе ГО на режим военного времени». Задачи, поставленные на тренировку выполнены полностью, цели тренировки достигнуты. Отмечается высокая активность участников практического занятия на местности и серьезное внимание руководителей структурных подразделений __________ к проводимому мероприятию. На практическом занятии, проводимом в ходе второго этапа тренировки в качестве обучаемых присутствовали представители подразделений ___________. По результатам и итогам проведенной командно-штабной тренировке
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. За активное содействие и материально-техническое обеспечение тренировки объявить «Благодарность»:
—
2. За высокий уровень подготовки и активное участие в проведении практических мероприятий поощрить денежной премией в размере ____ руб.:
—
3. Главному бухгалтеру ________________ выплатить денежную премию по статье «Единовременное вознаграждение».
4. Приказ довести до лиц указанных в приказе.
Командно-штабные учения в организациях являются одной из основных форм совместной подготовки начальников гражданской обороны (ГО), руководящего состава, штабов ГО, начальников служб ГО и ЧС и командиров формирований ГО и ЧС. Командно-штабные учения способствуют всесторонней подготовке организаций к комплексным учениям, объектовым тренировкам, а также к участию в других видах учений, проводимых старшими начальниками.
Командно-штабные учения проводятся в целях:
— достижения слаженности в работе руководящего состава, штабов ГО, начальников служб ГО и ЧС и командиров формирований по ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, по организации и ведению ГО;
— совершенствования приемов и способов защиты людей в чрезвычайных ситуациях и повышения устойчивости работы организаций;
— определения наиболее совершенных путей и способов ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и ведения ГО в организациях и сокращения сроков приведения ее в готовность;
— приобретения руководящим составом прочных навыков в управлении подчиненными, правильной оценке создавшейся чрезвычайной ситуации, принятии наиболее целесообразных решений, постановке задач исполнителям и организации их выполнения;
— достижения взаимодействия между штабами ГО и службами ГО и ЧС и слаженности в их работе;
— выработке у руководящего состава, командиров формирований высоких морально-психологических качеств, готовности грамотно действовать в сложившейся обстановке.
Командно-штабные учения могут быть одностепенными, двухстепенными и многостепенными.
Одностепенное командно-штабное учение – это учение района или организации в отдельности.
Двухстепенное – это одновременное командно-штабное учение района и организаций, расположенных на его территории.
Многостепенное командно-штабное учение – это учение на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях, на которое привлекаются начальники ГО, комиссии по ЧС, органы управления и службы ГО и ЧС, эвакоорганы федерального, регионального и муниципального уровней, а также органы ГО и ЧС организаций. В настоящей публикации рассматриваются вопросы подготовки и проведения командно-штабного учения в организации.
Командно-штабное учение проводится не реже одного раза в год, в наиболее удобное для организации время, продолжительностью не менее одних суток, из них 8 часов рабочего времени. Командно-штабное учение в организациях проводится в виде самостоятельного мероприятия или в порядке их привлечения на учения, проводимые в вышестоящих инстанциях.
Учение проводится по комплексным темам, обеспечивающим отработку руководящим составом, штабами ГО, службами ГО и ЧС и эвакоорганами всех мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и планом ГО организации.
Подготовка к учениям должна носить плановый и организованный характер. Командно-штабным учениям должна предшествовать подготовка руководящего состава (лекции, семинары, групповые упражнения), а также привлекаемых формирований (практические занятия, тренировки по оповещению и сбору).
Важным требованием является правильное определение состава участников учений и сроков их проведения. При решении этих вопросов необходимо в первую очередь учитывать характер производственной деятельности организации, а в организациях сельскохозяйственного производства и сезонность их работы, установленный график работы предприятий и рабочих смен, с тем чтобы обеспечить привлечение на учения силы и средств в рамках времени, минимально необходимого для отработки учебных вопросов без ущерба для производства, но и без послаблений и упрощений.
На командно-штабные учения, как правило, привлекаются:
— командиры формирований ГО;
— формирования ГО (по решению начальников ГО).
Для отработки учебных вопросов командно-штабных учений должна создаваться сложная и поучительная обстановка, максимально приближенная к условиям чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, в зависимости от темы учения. Она должна побуждать участников учений к активным, инициативным действиям, принимать наиболее правильные решения и действия, осуществлять маневр силами и средствами, в полной мере использовать технику и другие средства оснащения для выполнения поставленных задач и в первую очередь задач, связанных со спасением людей.
Наращивание обстановки в ходе учений необходимо осуществлять путем объявления или вручения вводных, а также по докладам служб, с тем чтобы обеспечить получение участниками учений информации по времени, месту, объему и источникам с учетом реальных возможностей.
В ходе командно-штабных учений обеспечивают практическую отработку задач по ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф, а также применения современных средств поражения и совершенствуют практические навыки в организации управления. Это достигается:
— путем развертывания системы связи и оповещения и обеспечения ее непрерывной работы;
— подготовкой к работе пунктов управления;
— развертыванием работы оперативных групп и боевого расчета на пунктах управления;
— созданием необходимой обстановки, сбором данных о ней оценки;
— своевременным принятием решений и их оформлением;
— постановкой задач и организацией их выполнения;
— разработкой документов на проведение мероприятий ГО и ЧС и доведением до их исполнителей.
Практические мероприятия, намечаемые для осуществления в ходе учений, должны охватывать основные задачи ГО и ЧС, решаемые в организациях с учетом их особенностей. К ним следует отнести:
— освобождение и приведение в готовность отдельных защитных сооружений, укрытие в них некоторых участников учения;
— выдача участникам учений средств индивидуальной защиты;
— выдача личному составу формирований, привлекаемых на учения, средств индивидуальной защиты, имущества, приборов и инструмента;
— проведение мероприятий по переводу организаций на особый режим работы и светомаскировке;
— практическая организация работы эвакокомиссии;
— организация охраны и комендантской службы.
Воспитательная работа в ходе подготовки и проведения командно-штабного учения планируется и проводится в целях разъяснения участникам учения конкретных задач и мобилизации их усилий на полное и качественное выполнение замысла и плана учения, на выработку у них настойчивости и целеустремленности в выполнении мероприятий по защите рабочих, служащих организации и членов их семей от последствий возможных аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения в военное время.
Для подготовки и проведения командно-штабного учения назначаются руководитель учения, его заместители, посредники, а также создается штаб руководства учением.
Руководителем командно-штабного учения в организации является начальник ГО организации, а функции штаба руководства выполняет штаб ГО организации[1]. Руководитель командно-штабного учения несет персональную ответственность за его подготовку и проведение. Он обязан:
— изучить соответствующие нормативно-правовые акты и методические документы в области ГО и ЧС;
— знать действительное состояние дел в организации, уровень готовности руководящего состава и командиров формирований к практическому выполнению мероприятий и своих функциональных обязанностей по ГО и ЧС;
— определить исходные данные для учения, состав руководства учением, штаб руководства учением и посредников;
— осуществлять руководство разработкой основных документов учения;
— готовить своих заместителей, органы управления, штаб руководства учением и посредников;
— контролировать проведение мероприятий, предшествующих командно-штабному учению;
— организовать подготовку других участников учения и всестороннее обеспечение учения;
— добиваться в ходе учения полной и качественной отработки учебных вопросов путем последовательного наращивания и усложнения обстановки, осуществления систематического личного контроля и через заместителей, посредников за действиями участников учения;
— обеспечить строгое соблюдение всеми участниками учения мер безопасности;
— по окончании учения провести общий разбор руководящим составом и командирами формирований, в ходе которого дать оценку действиям участников и определить пути устранения недостатков.
В зависимости от масштаба и характера учения в помощь руководителю могут назначаться заместители и посредники.
Заместители руководителя учения назначаются из числа должностных лиц организации, наиболее подготовленных по вопросам ГО и ЧС. Их количество зависит от темы, масштабов мероприятия, специфики производства и определяется с расчетом охвата обучения и контроля основных служб и формирований, привлекаемых на учение. Они участвуют в разработке планирующих документов и на их основе составляют свои частные планы на период учения, которые утверждает руководитель учения.
Посредники назначаются при службах, эвакокомиссии, командирах формирований, формированиях, а при необходимости и при других участниках учения. По решению начальника районного (городского) отдела по ЧС в качестве посредников могут привлекаться работники ГО и ЧС соседних организаций. Они подчиняются руководителю учения и отвечают за обеспечение качественного и своевременного выполнения участниками учения поставленных задач и достижений целей учения. В подготовительный период посредники должны:
— изучить план проведения учения, свои обязанности, порядок работы обучаемых и действий формирований, при которых они определены;
— разработать частные планы работы.
В ходе учения они должны:
— направлять действия участников учения на качественную отработку учебных вопросов и своевременное выполнение предусмотренных мероприятий;
— постоянно знать общую обстановку и грамотно ее наращивать в интересах отработки учебных вопросов;
— проверять порядок действий работников служб, командиров формирований, оказывать им необходимую помощь в правильном уяснении полученных задач, своевременном принятии решений, постановке задач и организации их выполнения;
— контролировать полноту и правильность проведения необходимых расчетов при оценке радиационной, химической, бактериологической, инженерной и пожарной обстановки;
— следить за соблюдением мер безопасности при ведении формированиями практических работ;
— докладывать руководству учением о принятых обучаемыми решениях и отданных распоряжениях;
— представлять материал для разбора с оценкой работы и действий участников учения.
Заместитель руководителя по инженерно-техническим вопросам (главный инженер) обязан:
— участвовать в разработке плана командно-штабного учения по вопросам проведения инженерно-технических и противопожарных мероприятий;
— контролировать деятельность лиц, ответственных за проведение инженерно-технических и противопожарных мероприятий в структурных подразделениях при подготовке и в ходе учения;
— обеспечить проведение работ на технических и коммунально-энергетических сетях по оперативному и безаварийному их перекрытию (отключению) в чрезвычайных ситуациях;
— докладывать руководителю учения о выполненных инженерно-технических, противопожарных мероприятиях и их влиянии на повышение устойчивости работы организации в экстремальных ситуациях;
— готовить материал для разбора учения.
Заместитель руководителя по материально-техническому обеспечению обязан:
— участвовать в разработке плана командно-штабного учения по вопросам материально-технического обеспечения;
— создавать обстановку, позволяющую глубоко и всесторонне отработать задачи по бесперебойному материально-техническому обеспечению деятельности организации в ходе учения;
— контролировать обеспечение участников учения горячей пищей, водой, предметами первой необходимости;
— организовать правильное использование выделенной на учение техники, обеспечение ее горючими и смазочными материалами;
— докладывать руководителю учения о выполнении задач материально-технического обеспечения;
— готовить материал для разбора учения.
Заместитель руководителя по эвакуации обязан:
— участвовать в разработке и осуществлении эвакуационных мероприятий, связанных с подвозом смен к местам работы и обратно в безопасную зону по плану ГО;
— контролировать деятельность эвакокомиссии в ходе учения, оказывая ей помощь в осуществлении практических вопросов;
— готовить материал по итогам учений в общий разбор и конкретные предложения по совершенствованию эвакуационных мероприятий.
Штаб руководства учением является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения. На него возлагается:
— разработка документов командно-штабного учения;
— планирование подготовки руководства учением, посредников и остальных участников учения;
— контроль за подготовкой к учению пунктов управления и рабочих мест обучаемых, средств связи и оповещения;
— организация работы посредников по отработке предусмотренных планом учебных вопросов;
— осуществление контроля за подачей вводных и их прохождением;
— обучение работников служб ГО и ЧС ведению разведки, методам сбора и анализа данных обстановки, подготовке предложений для принятия решений, их оформлению и доведению до исполнителей, осуществлению контроля за выполнением поставленных задач;
— обеспечение обобщения и оценки действий участников учения;
— контроль за соблюдением мер безопасности;
— подготовка материалов разбора учения.
Начальник штаба руководства учением является заместителем руководителя учения. Он обязан:
— руководить разработкой планирующих документов и контролировать их доведение до исполнителей;
— оказывать помощь руководителю учения в определении исходных данных для планирования учения, организации подготовки руководства, штаба руководства учением и посредников, а также всех участников учения к его проведению;
— направлять работу штаба руководства учением и посредников в ходе учения на обеспечение качественной отработки учебных вопросов и достижение целей, предусмотренных планом учения.
Подготовка командно-штабных учений
В целях успешного проведения и достижения поставленных учебных целей командно-штабные учения необходимо заблаговременно и тщательно готовить. Подготовку учения начинают, как правило, за полтора месяца до его проведения.
В подготовительный период все участники учения должны изучить положения законодательных и нормативно-правовых актов в области ЧС и ГО с тем, чтобы в ходе учения качественно выполнять свои функциональные обязанности. В порядке подготовки к учению должны быть уточнены документы плана по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и плана гражданской обороны организации и при необходимости внесены в них соответствующие корректировки. Особенно тщательно при этом должны быть изучены мероприятия по организации защиты рабочих, служащих и членов их семей от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, по повышению устойчивости работы организации в военное время, по организованному проведению спасательных и других неотложных работ.
Качество проведения учения в значительной степени определяется тщательностью его подготовки. Подготовка командно-штабного учения включает:
— подготовку исходных данных, необходимых для планирования и проведения учения;
— разработку основных документов;
— подготовку руководства, штаба руководства учением и посредников;
— подготовка остальных участников учения;
— подготовку учебных мест и учебно-материальной базы.
Под исходными данными понимаются изучение и анализ руководителем состояния ГО в организации; изучение планирующих документов, определение темы командно-штабного учения, учебных целей, сроков проведения, этапов командно-штабного учения и учебных вопросов, состава привлекаемых органов управления, служб ГО и ЧС и формирований; вопросы материально-технического обеспечения.
Для проведения командно-штабного учения, как правило, разрабатываются следующие документы:
— приказ начальника ГО о подготовке и проведении командно-штабного учения в организации;
— календарный план подготовки командно-штабного учения в организации;
— план проведения командно-штабного учения в организации;
— схема организации руководства учением;
— частные планы заместителей руководителя и посредников;
— другие необходимые документы.
Документы составляются кратко, четко, с формулировками, исключающими различные толкования. Разрабатываемые документы по своему содержанию, структуре и оформлению должны соответствовать установленным для служебных документов требованиям.
Приказ начальника ГО о подготовке и проведении командно-штабного учения в организации (см. приложение N 1) – основной распорядительный документ. Он разрабатывается и доводится до исполнителей заблаговременно, с тем, чтобы они имели возможность выполнить все предусмотренные мероприятия.
В приказе определяются сроки проведения учения, его тема, цели для различных групп участников, место проведения; состав руководства и участников учения и задачи по их подготовке; порядок и сроки подготовки рабочих мест для руководства и обучаемых; порядок обеспечения участников учения автотранспортом, средствами индивидуальной защиты, соответствующими видами имущества, приборами и инструментом; организация связи; меры безопасности и сохранения государственной и служебной тайны и другие вопросы ГО и подписывается начальником ГО организации. Работа по выполнению содержащихся в нем требований организуется под общим руководством начальника штаба ГО организации.
Календарный план подготовки командно-штабного учения в организации (см. приложение N 2) включает перечень намеченных мероприятий, их последовательность с указанием сроков исполнения и исполнителей. Он составляется в удобной для пользования форме, подписывается начальником штаба руководства учением и утверждается начальником ГО организации. Календарный план является рабочим документом руководителя учения, в соответствии с которым проводятся все мероприятия по подготовке учения и осуществляется необходимый контроль за их выполнением.
План проведения командно-штабного учения (см. приложение N 3) – основной учебно-методический документ, в котором излагается ход учения в соответствии с замыслом руководителя учения на его проведение и определяется последовательность отработки учебных вопросов и проведения практических мероприятий по этапам учения. Он разрабатывается текстуально и включает тему учения, учебные вопросы, состав участников, время и место проведения учения, материально-техническое обеспечение и порядок проведения учения. Порядок проведения учения излагается поэтапно в виде развернутой таблицы. При этом указывается название этапов, раскрывается их содержание и определяется продолжительность; на каждом этапе указываются отрабатываемые учебные вопросы и отводимые для этого время; обстановка (содержание, вводных), которая может сложиться в организации в результате стихийного бедствия, аварии, катастрофы или применения современных средств поражения; работа руководителя, его заместителей, штаба руководства учением и посредников; ожидаемые действия обучаемых; время окончания учения и проведения разбора.
План проведения учения разрабатывается штабом руководства учением, подписывается начальником штаба руководства учением и утверждается руководителем учения не позже чем за две недели до начала учения.
Схема организации руководства учением разрабатывается в соответствии с исходными данными по учению и приказом по его подготовке и проведению. На ней показываются руководство учением и все органы управления ГО и ЧС организации, формирования (командиры формирований), привлекаемые на учение, посредники при соответствующих участниках учения. В легенде к схеме приводится расчет численности руководства и посредников и расчет привлекаемых на учением его участников. Схема исполняется графически, подписывается начальником штаба руководства учением и утверждается руководителем учения.
Частные планы заместителей руководителя и посредников являются их основными методическими документами для руководства отработкой намеченных учебных вопросов и проверки выполнения практических мероприятий определенной категорией обучаемых. Они разрабатываются в соответствии с общим планом проведения учения и на основании указаний руководителя учения текстуально. В частных планах указываются тема учения, учебные цели – общие для конкретной категории обучаемых; состав участников учения; время и место проведения учения; порядок проведения учения; этапы, их содержание и продолжительность; учебные вопросы (основные по теме учения, частные для определенной категории участников учения) и время, выделяемое на их отработку; частная обстановка, на фоне которой отрабатывается каждый учебный вопрос (содержание вводной); порядок работы заместителей руководителя и посредников; ожидаемые действия обучаемых. В конце плана указываются сигналы управления, время представления докладов руководителю учения и время проведения частного разбора (с определенной категорией обучаемых).
Частные планы разрабатываются в ходе подготовки к учению, уточняются на инструкторско-методическом занятии и корректируются в ходе учения в соответствии с указаниями руководителя и с учетом решений (действий) обучаемых. Они подписываются заместителями руководителя (посредниками) и утверждаются руководителем учения.
Всесторонняя и целеустремленная подготовка руководящего состава, штаба руководства учением и посредников является залогом успешного проведения командно-штабного учения. Она осуществляется лично руководителем учения и начальником штаба руководства учением и преследует цель обеспечить глубокое изучение реального состояния Гражданской обороны в организации, правильное понимание темы и целей всеми участниками учения, а также способов их достижения, усвоение основных требований руководящих документов по подготовке органов управления, сил ГО и установить единство взглядов на порядок отработки учебных вопросов.
Основными методами подготовки руководящего состава и посредников к учению являются проведение лекций и докладов, семинаров, групповых упражнений, решение летучек, проведение инструкторско-методических занятий, розыгрыша учения или отдельных его эпизодов на картах, макетах, а также самостоятельная подготовка. Формы и методы подготовки руководящего состава, штаба руководства учением и посредников к командно-штабным учениям определяются руководителем в зависимости от состава участников учения и уровня их подготовки, условий, в которых организуется и проводится подготовка, а также наличия учебно-материальной базы.
Подготовка участников учения является одним из основных мероприятий, обеспечивающих успешное и поучительное его проведение. Она проводится на основе организационных указаний (приказа) и осуществляется путем изучения участниками учения плана по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и плана гражданской обороны, в части их касающейся, необходимой литературы, инструкции по мерам безопасности, а также путем проведения с ними лекций, штабных тренировок, практических и тактико-специальных занятий. Подготовка участников учения проводится в сроки, установленные планом на текущий учебный год, а также на дополнительных занятиях, организуемых в соответствии с приказом начальника ГО организации о подготовке и проведении командно-штабного учения.
Важным моментом в проведении практических мероприятий учения является заблаговременная подготовка учебно-материальной базы и учебных мест. В первую очередь проверяются и приводятся в готовность к учению пункты управления, а также рабочие места участников учения. Производится их оборудование недостающей мебелью и инвентарем, обеспечение средствами печатания и размножения документов, картами, планами, схемами и канцелярскими принадлежностями. Готовятся средства связи и оповещения. В организациях, имеющих автоматизированные системы управления, осуществляется их подготовка к решению задач на компьютерной технике.
Решаются вопросы выделения необходимого количества транспорта для переезда (при необходимости) участников учения и техники для ведения спасательных и других неотложных работ.
Все формирования, участвующие в учении, обеспечиваются инструментом, средствами индивидуальной защиты, связи, приборами, медикаментами и медицинским имуществом.
Проверяются учебные городки и подготавливаются натурные участки для обеспечения практической отработки формированиями учебных вопросов, ведения разведки, локализации и тушения пожаров, расчистки проездов в завалах, вскрытия заваленных защитных сооружений, локализации аварий на коммунально-энергетических сетях и др.
Проведение командно-штабных учений
Командно-штабное учение проводится на территории организации с максимальным использованием учебно-материальной базы ГО, как правило, при этом производственная деятельность не прекращается. Личный состав формирований привлекается к выполнению только тех мероприятий, которые определены планом проведения учения или непосредственно вытекают из сложившейся обстановки.
Командно-штабное учение начинается с оповещения и сбора участников учения, подачи (вручения) сигнала (распоряжения) о приведении в готовность плана ГО и задействования плана организации по предупреждению и ликвидации последствий ЧС.
Основными методическими приемами, применяемыми руководством в ходе проведения учения, должны быть изучение стиля и применяемых методов работы начальников, штаба руководства учением и служб ГО и ЧС, эвакоорганов при осуществлении руководства подчиненными звеньями; наблюдение и контроль за действиями обучаемых при проведении ими мероприятий; изучение разработанных документов; заслушивание докладов должностных лиц ГО и ЧС организации о создавшейся обстановке, принятых решениях, отданных распоряжениях и проведенных мероприятиях.
Командно-штабное учение проводится по этапам, количество и содержание которых зависит от его темы, учебных целей, уровня подготовки участников, а также отводимого на него времени.
Руководитель командно-штабного учения осуществляет контроль за выполнением мероприятий, обращая внимание на полноту, своевременность, правильность и четкость постановки задач руководящим составом своим подчиненным, а также правильность и реальность расчетов по всестороннему обеспечению выполняемых мероприятий ГО и ЧС.
Обстановка на учении создается и наращивается вводными, вручаемыми в виде распоряжений вышестоящих начальников, управлений и отделов по чрезвычайным ситуациям, а также докладами, донесениями от органов разведки, формирований, информации от соседей и т.п. Наращивание обстановки проводится с учетом результатов действий обучаемых. Изменения в обстановке или новые вводные должны соответствовать ходу учения, основным положениям плана проведения командно-штабного учения и современным взглядам на организацию и ведение ГО и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф. После объявления очередных вводных обучаемым должны предоставлять время, необходимое для уяснения полученной задачи (изменения в обстановке), оценки обстановки, принятии решения и постановки задач подчиненным.
В ходе командно-штабного учения все основные решения руководящих работников заслушивает руководитель учения, а решения начальников служб ГО и ЧС и командиров формирований – заместители руководителя.
Руководитель учения, его заместители и посредники должны принимать все меры к созданию такой обстановки, которая побуждала бы обучаемых принимать обоснованные решения, но не навязывать им свои готовые решения. В тех случаях, когда обучаемые принимают неправильные решения, руководитель (заместители) путем постановки дополнительных вопросов или вводных побуждают их глубже изучить обстановку и принять целесообразное решение. Руководитель учения должен принимать все меры к тому, чтобы учебные вопросы отрабатывались последовательно, с высоким практическим результатом.
На протяжении всего учения руководитель должен добиваться от обучаемых принятия смелых и инициативных решений, умелой организации действий в ограниченные сроки, настойчивости при выполнении принятых решений, их всестороннего обеспечения, а также эффективного использования всех сил и средств для своевременного выполнения всех мероприятий ГО и ЧС, особенно спасательных работ.
При отработке практических мероприятий руководитель лично контролирует работу аварийно-спасательной службы, начальников служб ГО и ЧС организации, требует от них четкого выполнения всех поставленных перед ними задач. В ходе организации спасательных и других неотложных работ проводят: розыск людей в завалах; спасение людей из разрушенных и горящих зданий, оказание им первой медицинской помощи; локализацию пожаров; вывод людей из районов радиоактивного заражения; обеззараживание территории, зданий и сооружений, техники и оборудования; санитарную обработку людей.
При отработке вопросов, связанных с организацией рассредоточения рабочих и служащих и эвакуации членов их семей в безопасную зону, после постановки задачи и предоставления необходимого времени для ее уяснения, руководитель, заместители руководителя и посредники проверяют организацию работы штаба, эвакокомиссии и служб ГО и ЧС организации по ее выполнению, добиваются их согласованной работы по уточнению объема эвакомероприятий и их осуществлению, контролирует ход оповещения о начале эвакомероприятий, своевременность развертывания сборного и приемного эвакопунктов (если такие на базе этой организации создаются), подготовки транспорта, уточнение списков эвакуируемых и правильность распределения их по видам транспорта и маршрутам пешей эвакуации, организацию комендантской службы, пунктов медицинской помощи, пунктов питания и обогрева.
После отработки учебных вопросов каждого этапа руководитель учения совместно со своими заместителями, штабом руководства учением и посредниками коротко проводит предварительные итоги.
Начальник штаба руководства учением при подготовке этого совещания собирает необходимые данные о результатах отработки обучаемыми намеченных учебных вопросов, анализирует содержание принятых решений, отданных распоряжений, оценивает качество разработанных документов, а также работу средств связи и оповещения и докладывает руководителю.
Руководитель учения начинает подведение предварительных итогов с краткого заслушивания посредников о степени достижения целей и отработки учебных вопросов этапа, о выявленных недостатках и положительных моментах в подготовке штаба, служб ГО и ЧС, эвакооргана, производственных подразделений организации и других органов. После этого делает заключение по проведенному этапу и дает указания о продолжении учения и порядке отработки учебных вопросов следующего этапа.
Разбор проводится, как правило, сразу после окончания учения. Поэтому подготовка к нему начинается заблаговременно, продолжается в ходе учения и заканчивается к моменту окончания учения. Руководитель учения заранее намечает вопросы, которые следует осветить на разборе, а их содержание накапливается из личных наблюдений и из докладов заместителей и посредников.
При разборе изложение материала сопровождается демонстрацией схем, таблиц, расчетов и других документов, на которых отражается обстановка, решения и действия обучаемых.
В докладе руководителя на разборе учения рассматривается:
— тема, учебные цели и учебные вопросы;
— состав участников учения;
— обстановка, в которой действовали обучаемые;
— основные теоретические положения по организации ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, ведению ГО;
— знание руководящим составом, командирами формирований своих функциональных обязанностей, учение быстро принимать решения, настойчиво проводить их в жизнь и твердо руководить действиями подчиненных;
— ход учения по этапам, полнота отработки учебных вопросов с приведением положительных и отрицательных примеров действий обучаемых;
— организация управления, взаимодействия и всестороннего обеспечения;
— качество разработанных документов;
— действия личного состава при выполнении практических работ.
В заключение разбора руководитель учения делает общие выводы, в которых определяет степень достижения учебных целей, дает оценку действиям руководящего состава, штаба руководства учением, служб ГО и ЧС, командиров формирований, ставит задачи по внедрению положительного опыта в практику обучения и устранению вскрытых недостатков в процессе плановой учебы.
После общего разбора заместителями руководителя учения, посредниками могут проводиться частные разборы со штабом руководства учением, службами ГО и ЧС, эвакокомиссией и формированиями, в ходе которых детально анализируется и оценивается работа каждого обучаемого на основе общей оценки, данной руководителем учения, и личных наблюдений.
По результатам учений первый руководитель организации издает приказ, в котором дается оценка учению, отмечаются положительные стороны, характерные недостатки, поощряются отличившиеся формирования и отдельные участники.
Отчет о проведении командно-штабного учения представляется в отдел по ЧС района (города) не позднее чем за 10 дней после окончания учения. В нем, как правило, указываются дата, тема, цели, отработанные учебные вопросы, состав участников учения, выполненные в ходе учения практические мероприятия, степень подготовки руководящего состава и командиров формирований, слаженность органов управления и основные недостатки, вскрытые в ходе учения.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРИКАЗА
О ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ КОМАНДНО-ШТАБНОГО УЧЕНИЯ
Приказ должен состоять из констатирующей и распорядительной части.
В констатируемой части необходимо отразить:
— дату (срок) проведения учения;
— цели учения для различных групп участников;
— место проведения учения.
В распорядительной части указывается:
— руководитель учения, его заместители, штаб руководства учением, посредники, службы ГО и ЧС, командиры формирований, личный состав формирований, привлекаемый на учения (указывается на какой период);
— состав участников учения;
— порядок подготовки к учению: уточнение и корректировка плана по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и плана ГО организации; разработка календарного плана подготовки, плана проведения командно-штабного учения и схемы организации руководства учением;
— подготовка руководящего состава, штаба руководства учением, посредников, уточнение их функциональных обязанностей, личного состава формирований, привлекаемого на учение;
— проведение (при необходимости) совместной штабной тренировки;
— проверка готовности пунктов управления, средств связи и оповещения;
— организация разработки учебно-методических документов командно-штабного учения;
— материально-техническое и медицинское обеспечение учения;
— подготовка к использованию в ходе средств защиты, имущества и материалов;
— мероприятия по сохранению государственной и служебной тайны;
— мероприятия по обеспечению мер безопасности;
— срок готовности к учению;
— порядок доведения приказа до личного состава, привлекаемого на учение.