тренировка с предметами художественная гимнастика

УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ в художественной гимнастике

Упражнениями с предметами можно эффективно развивать все физические качества и дифференциро­ванно влиять на укрепление определенных мышц и различных частей тела человека. Правильная техника владения предметами не позволяет занимающимся длительное время оставаться в статическом положении, заставляет их непрерывно двигаться. Поэтому упраж­нения с предметами приобретают высокую насыщенность и эмоциональность; отвлекают внимание занима­ющихся от нагрузок и тем самым помогают им легко переносить большое количество повторений однообраз­ных движений.

Каждый предмет, применяемый в гимнастических упражнениях, имеет свою специфику и поэтому воздействует преимущественно на развитие определенных фи­зических качеств. Упражнения с гимнастическими пред­метами вместе с тем развивают общую ловкость, осо­бенно ловкость рук и кистей, координацию движений, мышечную чувствительность, чувство ритма, зрение и внимание. Все это особенно важно для специалиста, которому необходимо быстро осваивать профессиональ­ные трудовые навыки, правильно распределять внима­ние.

К разучиванию упражнений с предметами следует приступать на втором курсе после того, как студентка­ми полностью усвоен предшествующий программный материал с упражнениями без предмета, и они при­обрели определенную физическую и техническую под­готовку. *

Преподавателю для правильной организации заня­тий и умелого использования специальной литературы необходимо иметь в виду следующее.

Предмет находится в воздухе в различных положе­ниях (вертикально, горизонтально, наклонно), его дер­жат или захватывают определенным способом держа-

ния или хвата (сверху, снизу, сбоку, скрестно, обратно, узко и т. д.), и он находится или двигается по отноше­нию к занимающемуся скрестно или продольно (по от­ношению к лицевой стороне занимающегося).

Предмет находится скрестно, если концы или края предмета располагаются на равном расстоянии от вы­полняющего упражнения. Это положение предмета в записи читается так: «обруч вперед», «палка за телом», «шарф вправо».
Предмет находится продольно по отношению к гим­настке, в таком положении, когда надо различать его ближний или дальний конец или край. Например, «об­руч вперед продольно», «палка за спиной продольно», «шарф вправо продольно».

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

При описании упражнений принято указывать го­ризонтальное положение предмета (обруч вперед гoризонтально) ; вертикальное положение предмета не указывается, оно подразумевается («обруч вперед»). Исключением является палка — ее горизонтальное по­ложение считается основным и не описывается.
Если предмет можно держать как двумя руками, так и одной, то вариант держания двумя руками не указывается, так же как и хват сверху. Исключением является мяч — описывается хват сверху, а хват сни­зу (на ладони, ладонях) считается закономерным.

мяч вперед — руки вперед, мяч на ладонях перед телом

обруч вперед — обруч вертикально впереди хва­том обеими руками за боковые края сверху

скакалка вперед — руки вперед, держать скакалку за концы

шарф вперед — шарф вертикально впереди, дер­жать двумя руками за широкий край

палка вперед — палка горизонтально впереди хва­том обеими руками сверху за концы
лента в правой — правая рука в сторону, лента в руке вправо

Источник

Художественная гимнастика: упражнения с предметом

В художественной гимнастике широко применяются упражнения с различными предметами: малым и средним мячом, скакалкой, обручем, лентой, вымпелом, шарфом. Они способствуют развитию тонкого мышечного чувства, глазомера, приучают к точности в движениях, совершенствуют их координацию. Кроме того, они позволяют создавать красивые, интересные рисунки движений.

Все упражнения с предметами в художественной гимнастике основаны на движениях без предмета. Поэтому переходить к ним следует после систематических тренировок по выполнению упражнений без предметов. В каждую тренировку включайте один предмет. Начните с малого (теннисного) мяча.

Упражнения с мячом

Положите мяч на ладонь правой руки, а левую поднимите в сторону. Слегка приседая и опуская голову на грудь, бросьте мяч вверх. Заканчивая бросок, выпрямите корпус, поднимите голову и смотрите на мяч. (Рис. 1 а, б)

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Повторите бросок вверх левой рукой, соблюдая те же требования. Сделайте по 4—6 бросков каждой рукой.

Бросьте мяч правой рукой и поймайте его левой (4—6 раз).

В момент, когда мяч будет вверху, сделайте хлопок руками над головой, за спиной.

Бросьте мяч повыше и, когда он будет вверху, сделайте поворот на месте, переступая на носках. Руки вытяните в стороны. (Рис. 2)

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Повторите броски другой рукой с поворотом в противоположную сторону 2—4 раза.

Держите мяч пальцами сверху. Слегка приседая и округляя спину, ударьте мячом о пол. (Рис. 3 а)

После отскока подхватите мяч на ладонь и, не останавливая его движения, подбейте слегка вверх. Сделайте то же другой рукой. Повторите движения 4—6 раз.

Сделайте шаг левой ногой, сгибая вперед правую, и одновременно бросьте мяч вверх левой рукой. (Рис. 4).

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Поймав мяч, сделайте шаг другой ногой и бросьте мяч правой рукой. Повторите 6—8 раз. Теперь усложните бросок, делая его не на шаге, а на подскоке на опорной ноге (8—10—12 раз).

Бросьте мяч правой рукой под левую, вытянув ее вперед (рис. 5 а), и поймайте ладонью левой. Затем, не задерживая мяча, бросьте его левой рукой под правую (рис. 5 б) и поймайте правой. Бросайте мяч непрерывно каждой рукой по 4—6 раз и при этом смотрите на мяч.

Бросьте мяч правой рукой под согнутую в колене левую ногу (рис. 6 а) и поймайте его левой рукой. Не задерживая мяча, бросьте его под правую ногу. (Рис. 6 б). Броски надо делать по 2—4 раза под каждую ногу.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Сделайте броски на «скачке», т. е. во время броска под согнутую ногу другая нога должна оттолкнуться от пола. Во время «скачков» продвигайтесь вперед или назад. (Рис. 7). Повторите все 2—4—6—8 раз.

Соедините в одно непрерывное упражнение броски под руку (рис. 5 а, б) с бросками под согнутую ногу (Рис. 6 а, б)

Держа мяч правой рукой, ведите ее вниз и назад, одновременно сгибая в локте, а потом в лучезапястном суставе. Затем бросьте мяч по дуге вверх над правым плечом (рис. 8 а, б) и поймайте правой рукой.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Этот бросок называется «выкрутом». Повторите его левой рукой. Сделайте по 4—6 бросков одной и другой, рукой. Это движение можно выполнять, танцуя «Польку».

Вытяните руки в стороны, ноги поставьте врозь. Мяч держите в правой руке. Затем, слегка приседая на правой ноге и наклоняя корпус вправо, бросьте мяч «выкрутом» за спиной с таким расчетом, чтобы он не коснулся спины и пролетел по дуге сзади в левую руку (Рис. 9 а, б)

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Поймав мяч левой рукой, не задерживайте его, а перебросьте «выкрутом» за спиной в правую руку. Повторите это 4—6 раз.

Когда эти основные движения с мячом будут отработаны, можно их соединять между собой по своему усмотрению в короткие упражнения и делать их группой, стоя в кругу или продвигаясь под музыку танцевальными шагами «Польки» или «Галопа».

От малого теннисного мяча переходите к среднему. Это обыкновенный резиновый мяч, диаметром 15—16 сантиметров. Делать упражнения с ним труднее, поэтому вначале следует научиться хорошо владеть малым мячом.

Упражнения со скакалкой

Освоив мяч, можно переходить к упражнениям со скакалкой в художественной гимнастике. Продается она в спортивных магазинах. Чтобы выбрать скакалку по своему росту, встаньте обеими ногами на середину шнура, а ручки подтяните к плечам. (Рис. 10). Скакалку можно сделать и самим: проденьте через деревянные ручки пеньковую веревку, плотный шнур или резиновую трубку.

Вращая скакалку вперед, делайте подскоки, выпрямляя поочередно то одну, то другую ногу (Рис. 11). Корпус держите прямо, носки оттягивайте. Вращайте скакалку при участии только лучезапястных суставов. Сделайте 8—12 движений.

Повторите предыдущее упражнение, вращая скакалку назад (Рис. 12).

Делайте подскоки на одной ноге, согнув другую вперед (4 раза). Не останавливая вращения скакалки вперед, повторите подскоки на другой ноге (Рис. 13)

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Выполните это же движение, вращая скакалку назад.

Вращайте скакалку вперед один раз просто, а другой раз — скрещивая руки. Подскоки делайте одновременно, отталкиваясь двумя ногами. (Рис. 14 а, б). Сделайте непрерывно 8—12—16 подскоков. Затем повторите то же самое, вращая скакалку назад.

Примечание: Сделав два-три упражнения со скакалкой, отдохните, но не стойте на месте, не садитесь, а пройдите несколько шагов, глубоко дыша.

Сложите скакалку вдвое и обе ее ручки возьмите в правую руку. Наклонитесь вперед и вращайте скакалку правой рукой под ногами, перепрыгивая через нее то одной, то другой ногой (Рис. 15).

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Сделайте это 6—8 раз, отдохните и повторите упражнение, вращая скакалку левой рукой.

Отталкиваясь обеими ногами, сделайте энергичный подскок вверх так, чтобы в это время скакалка дважды прокрутилась под ногами. Это будет двойное вращение. Повторите его 2—4—6 раз.

Примечание: Отдельные упражнения со скакалкой можно по-разному сочетать. Их хорошо выполнять под русские плясовые мелодии.

Упражнения с лентой

Упражнения с лентой в художественной гимнастике можно делать в большой комнате, в зале и на воздухе. Длина ленты 5 метров, ширина 3—5 сантиметров. Один конец ее прикрепите к палочке при помощи кольца. Длина палочки 65—70 см (Рис. 16 вверху)

Встаньте на носки, возьмите палочку с лентой в правую руку и делайте ею энергичный взмах влево по большой дуге, а затем, не останавливая движения, возвращайте таким же взмахом вправо. Ноги при этом слегка сгибаются в коленях. (Рис. 17) Повторите это 4—6 раз.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Можно делать не дуги, а круги, вращая ленту несколько раз перед собой. Или делать круги над головой, стоя на одной ноге. (Рис. 18). Во время вращений можно продвигаться шагами, прыжками.

Круги можно делать и в боковой плоскости (Рис. 19), стоя на одной ноге или продвигаясь танцевальными шагами.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Стоя чуть наклонившись на двух или на одной ноге, делайте короткие ритмичные движения лентой взерх-вниз. (Рис. 20). При этом движении лента будет извиваться «змейкой». Эту «змейку» можно делать и с поворотом на месте (Рис. 21), но в этом случае лента не должна касаться пола.

Вращая ленту непрерывными кругами в лицевой пл¬скости, можно прыгать через нее, как бы перешагивая сначала одной, а потом другой ногой. (Рис. 22)

Бег с лентой, во время которого лента извивается «змейкой» в воздухе. (Рис. 23)

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика
Соедините движения по дуге и по кругу со «змейкой», бегом, прыжками и поворотом. Получится красивое упражнение.

Упражнения с шарфом

Для упражнения с шарфом достаньте кусок шелковой, очень легкой материи, длиной 2 м и шириной 80—90 см. Для этой цели подойдет газовый шарф. С ним можно делать многие движения, описанные в упражнениях с лентой, например дуги и круги в лицевой (рис. 24 вверху) и боковой (рис. 25) плоскостях. Шарф надо держать одной рукой за узкий край.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Взмахивать шарфом, держа его за широкий край.

Стремительно бежать с шарфом, поднятым над головой (Рис. 26 выше)

Делать прыжки, держа шарф двумя руками за широкий (рис. 27) или за узкий (рис. 28) края.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Наклоняться назад (рис. 29)

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Стоять на одной ноге, удерживая равновесие. (Рис. 30)

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика
Примечание: Отдельные движения с шарфом также можно соединять в короткие упражнения, выполняя их под музыку.

Несколько методических указаний к упражнениям с предметами

Начиная с первого упражнения следите за тем, чтобы все тело участвовало в движении. Так, при подбрасывании мяча вверх движения должны выполняться «волной». Свободная рука должна оставаться в одном и том же положении, если она не принимает активного участия в движении.

Каждое упражнение следует повторять, делая его правой и левой рукой. Соединяйте предыдущее упражнение с последующим, чтобы получать новые короткие «связки».

Осторожнее занимайтесь со скакалкой. Не перегружайте организм прыжками!

Чередуйте движения с отдыхом, постепенно увеличивая число прыжков.

Непременное условие для всех упражнений — правильное дыхание. Его нельзя задерживать. Дышите всегда глубоко и ритмично. Помните и об осанке.

После тренировки не забудьте сделать заключительные успокаивающие упражнения.

Сочиняйте сами короткие упражнения с отдельными предметами. Исполняйте их целой группой.

Источник

Деньги, дисциплина и свобода. Что стоит за занятиями художественной гимнастикой

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Подавляющее большинство из них — дети, такие же гимнастки. Дети и создают уникальное сообщество болельщиков художественной гимнастики, которое не спутать ни с каким другим.

Никто не приходит в гимнастику сам хотя бы в силу возраста. За карьерой любой состоявшейся спортсменки стоят родители, максимально вовлеченные в процесс тренировок и выступлений.

«Матч ТВ» разобрался, сколько стоит художественная гимнастика на уровне детского спорта, и как дети находят баланс между свободой и дисциплиной.

Цена вопроса

Родители вкладываются в занятия художественной гимнастикой как в настоящий инвестиционный проект.

Цель преследуют обычно одну из трех:

— вырастить олимпийскую чемпионку,

— дать ремесло, которым можно зарабатывать на жизнь в будущем,

— обеспечить занятость и спортивный образ жизни, где не будет места плохим компаниям и безделью.

В зависимости от цели и индивидуальных возможностей семьи отличаются и суммы вложений в гимнастическое будущее дочери.

Кто-то занимается в бюджетных спортшколах, кто-то — в коммерческих клубах. Кто-то ездит на сборы один раз в год, кто-то — каждые школьные каникулы. Можно шить новый набор купальников каждый год и использовать для них оригинальные кристаллы Сваровски, а можно покупать б/у купальники или клеить на новые китайские аналоги дорогим чешским кристаллам.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

В фигурном катании существует негласное правило — костюмам юных фигуристов не следует быть демонстративно дорогими. Скромность, аккуратность и уместность приветствуются. Таким образом предполагается снижать градус неоправданного противопоставления детей, в основе которого лежит не своими силами наработанное превосходство, а материальные возможности родителей.

В художественной гимнастике, наверное, когда-то тоже было именно так. Но по мере роста популярности вида спорта, по мере роста конкуренции идут в ход любые законные способы обратить на себя внимание судей и публики — профессионально выполненный макияж на семилетних малышках и ослепляющие блеском страз и камней купальники стоимостью в десятки тысяч рублей. Иногда родители даже берут кредиты на обновление гардероба юной гимнастки к новому сезону.

К счастью, потом эти купальники можно продать и отбить хотя бы часть потраченного. Они продаются по много раз на всех уровнях — от участниц сборной до спортсменок юношеских разрядов и совсем крошек, которые делают первые шаги на ковер.

Иногда мама сама шьет купальники для своей дочери-гимнастки, и это может перерасти в семейный бизнес.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Есть еще возможность покупать полупальцы более низкого качества или просто оптом, договариваясь с другими родителями, по цене 200-600 рублей за пару. Многие пользуются такой возможностью.

Художественная гимнастика основана на взаимодействии с предметами — мяч, обруч, скакалка, булавы и лента. Средняя цена за набор профессиональных предметов на сезон — 15 тысяч рублей. Самый дорогой предмет — мяч, и он же имеет свойство быстро приходить в негодность от неправильного хранения. С детьми такое случается нередко.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Одежда для тренировок — шорты, майки, спортивные костюмы, кроссовки — обойдется в сумму от 10 тысяч до бесконечности. Дети быстро растут, а форма изнашивается от частых стирок, поэтому растянуть комплект на 2 года вряд ли получится.

Сборы — возможность серьезно повысить уровень подготовки гимнастки, выйти на время из рутины обычной тренировочной жизни. Цена десятидневных сборов стартует от 20 тысяч рублей, и в эту стоимость не всегда входит проживание и питание, не говоря уже о проезде до места проведения сборов. А если ребенок маленький и ему обязательно нужен сопровождающий, дополнительно нужно будет заплатить за кого-то из родителей или бабушек — дедушек.

Мы посчитали, во сколько всего обходится год занятий дочери художественной гимнастикой для среднего родителя, без крайностей.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Конечно, некоторые родители тратят меньше средней суммы, другие — значительно больше. Но большинство говорит, что для выхода на высокий уровень гимнастка либо должна обладать уникальными природными данными, и ее в любом случае заметят, либо родителям нужно вкладываться в развитие дочери самым ответственным образом. Тогда благодаря трудолюбию, обширному тренировочному и соревновательному опыту и огромному желанию может получиться что-то по-настоящему серьезное в спорте.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Баланс дисциплины и свободы

Фанатское сообщество в гимнастике, почти полностью основанное на детях, не могло не повлиять на организацию соревнований. Это наглядно продемонстрировал московский этап гран-при.

На турнирах по фигурному катанию, например, запрещено входить в зал во время выступления спортсменов. В гимнастическом же зале происходит нечто похожее на броуновское движение — по всем рядам и секторам беспрестанно перемещаются юные гимнастки. Сурового вида охранники смиренно пропускают детей, которые разглядели в числе зрителей олимпийскую чемпионку в групповых упражнениях и паровозиком потянулись к ней за автографами.

Смешливая армада с рюкзаками в пайетках еще и очень организованная. Они безусловные дети по возрасту, но поведение по-взрослому рациональное. Попросить незнакомую тетю поднять упавший на ковер баннер — на котором, конечно, Солдатова? Не проблема. Пообщаться с телевидением о своих кумирах, попозировать с помпонами, флагами и плакатами? С удовольствием. Суметь раздобыть один на весь сектор аккредитационный бейдж оргкомитета и ходить по очереди за кулисы — смотреть за тренировками, прогуливаться в зоне выхода гимнасток на соревновательный ковер? Элементарно!

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Юные гимнастки знают стоимость ковра и помоста в гимнастическом зале — между прочим, стоимость измеряется десятками тысяч евро. Знают, потому что на ковер строго-настрого запрещено выходить в цветных носках, не говоря уже об обуви на каблуках — она может испортить дорогостоящий ворс.

После награждения в многоборье Ирина Винер-Усманова вывела своих подопечных к прессе, ожидавшей прямо около фан-сектора. В фан-секторе собралось сотни две юных поклонниц с открытками и маркерами. Журналисты еще не успели договорить с гимнастками, как дети, почувствовав, что кумиров могут увести в другую сторону, начали скандировать «Автограф! Автограф!» Обычно строгая Ирина Александровна, пять минут назад распекавшая телевизионщиков за не включенные вспышки на камерах («включите свет, мы не будем давать интервью уродами». — «Матч ТВ»), на детские требования благосклонно ответила согласием, но попросила подождать.

У этого праздника непослушания есть логика. На соревнованиях в качестве зрителей детям действительно позволено если не все, то многое. Но по гала-концерту становится понятно, что на самом деле в художественной гимнастике царит строжайшая дисциплина. Иначе было бы невозможно поставить номер с непростой хореографией и перестроениями на более чем 50 детей, части из которых нет и 5 лет.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

На трибунах девочкам можно пошалить, порулить взрослыми и даже съесть венскую вафлю и стакан сладкого попкорна под кока-колу. Но после выходных они вернутся в зал, где снова будет режим, правильное питание, станок и многочасовая работа с предметами. И в этом балансе дисциплины и свободы большая заслуга не только тренеров, но и родителей.

Источник

Глава 13 УПРАЖНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ

Отличительной особенностью упражнений художественной гим­настики является танцевальность движений, использование музы­ки, различного рода манипуляций предметами.

КЛАССИФИКАЦИЯ УПРАЖНЕНИЙ

В зависимости от степени трудности средства художественной гимнастики условно подразделяются на два вида: подготовительные и основные упражнения. К первой группе относятся:

— разновидности ходьбы, бега, подскоков;

— движения с расслаблением;

Во вторую группу движений (основных) входят те виды, освое­ние которых связано с относительно длительным формированием

7—1760 177

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастикадвигательного навыка и требует определенного уровня развития физических качеств. К ним относятся:

— упражнения без предмета (волны, взмахи, равновесия, пово­роты, прыжки);

— упражнения с предметами (лента, обруч, булавы, скакалки,

— соединения и комбинации упражнений без предмета и с пред­метами (индивидуальные, групповые, произвольные, обязательные, учебные, классификационные).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Разновидности ходьбы и бега, подскоки. Применение данных упражнений способствует развитию силы мышц ног, воспитанию выносливости, формированию правильной осанки. Наиболее часто используются следующие виды ходьбы: ходьба на полупальцах, на пятках, в полуприседе, острый шаг (выполняется перекатом с носка на всю стопу), пружинный шаг (выполняется с резким подъе­мом на полупальцы после небольшого приседа), высокий шаг (вы­соко поднимая колени), выпадами. Бег отличается наличием фазы полета. Многие разновидности бега являются аналогами шагов и сохраняют соответствующие терминологические определения. На­пример, острый бег, пружинный бег, высокий бег. Среди разновид­ностей бега часто применяются бег на носках с продвижением впе­ред, назад, на месте, с поворотами, бег со сменой ног впереди, сгибая ноги назад. Применение на занятиях различных видов бега, подскоков позволяет повысить воздействие на кардиореспиратор-ную систему занимающихся.

Движения с расслаблением. В зависимости от количества групп мышц, охваченных расслаблением, различают: общее расслабле­ние (расслаблено все тело или более двух третей его), местное (рас­слаблены отдельные группы мышц). По степени достигнутой рас­слабленности упражнения делят на следующие виды: полное, не­полное, частичное.

Обучение упражнениям на расслабление проходит три этапа. На первом обучают расслабляться после напряжения требуемых мышц до отказа. На втором — расслаблять отдельные части тела «падением», «размахиванием», «вибрацией». На третьем этапе осваи­вают умение произвольно расслаблять отдельные мышцы, группы

ОРУ. Данная группа движений в занятиях художественной гим­настикой приобретает специфическую особенность, а именно: слит­ность, округлость, волнообразность, пружинность, целостность. Например, махи руками выполняются плавными движениями, ру­ки при этом сохраняют округлость. Наклоны туловища сочетают­ся с «отставанием» от движения головы, рук, т е. исполняются «стеканием». Резкие махи ногами, наклоны туловища часто выпол­няются пружинными движениями.

Упражнения такого типа более свойственны моторике женского организма. Они вызывают определенные благоприятные сдвиги в

физиологических функциях организма занимающихся. Различный режим мышечной работы (уступающий, преодолевающий, бал­листического типа) способствует успешному развитию опорно-двигательного аппарата.

Многие ОРУ выполняются в различных исходных положениях: стоя, сидя, лежа на животе, в стойке на коленях, в седах.

Помимо упражнений динамического характера в художествен­ной гимнастике применяются и статические: наклоны в седе, лежа на спине, ноги за голову и др.

Помимо элементов классического танца широко используются элементы бальных танцев: вальс, мазурка, полька, галоп, танго, фокстрот, самба, ча-ча-ча и др. Последнее десятилетие характери­зуется появлением ритмических танцев — «диско», которые бла­годаря своей динамичности, спортивности, простоте движений по­лучили широкое распространение среди молодежи

В занятиях применяются и элементы народных танцев: русских, украинских, молдавских, цыганских и пр.

УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ ПРЕДМЕТА

Волны и взмахи. В волнах и взмахах проявляется способность занимающихся к слитности движения, смене напряжений и расслаб­лений мышечного аппарата. Наибольшая трудность возникает при выполнении целостных волн: прямых, обратных, боковых. В ис­полнении целостных волн принимают участие вее звенья тела. При этом движения туловища, рук, кистей подчиняются волнооб­разной координации, т. е. последовательному егибанию и разги­банию в суставах. Для прямой волны характерна «закрытая» в начале волны голова и округлая спина. Движение выполняется последовательным разгибанием в коленных суставах, после чего включаются таз, поясница, грудной отдел туловища, плечи, голова и руки. Обратная волна начинается движением верхних звеньев тела (наклоном назад), затем в движение включаются нижние отделы кинематической цепи, после чего прогнутое положение сме­няется округлым (закрытым). Для боковой волны характерны пру­жинные движения ногами, небольшой наклон туловища в сторону и круговые движения таза во фронтальной плоскости. Волны могут исполняться в стойке на двух ногах, в стойке на одной с передачей тела с одной ноги на другую.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастикаБолее сложными движениями являются взмахи. Взмах вклю­чает в себя две фазы действий. Первая фаза — ускорение движений свободных звеньев тела. Вторая фаза — движение маховых звень­ев по инерции. Взмахи могут выполняться руками, туловищем, всем телом (целостный взмах).

1. В упоре на коленях прогнуться в поясничном отделе позво­ночника, затем скруглить спину.

2. Из седа на пятках «проползание» вперед в упор лежа на бед­рах.

3. Волна туловищем в седе на пятках, руки за спиной.

4. То же, что упр. 3, но поднимаясь в стойку на коленях.

5. Из о.с. лицом к опоре оттянуться от опоры и выполнить

6. То же, что упр. 5, но из круглого приседа на полупальцах.

7. И. п. — боком к опоре, круглый полуприсед, правая (левая) впереди на носке, рука вперед-кверху. Волна вперед, тяжесть тела передается с опорнсй ноги на свободную, рука опускается до по­ложения назад-книзу.

8. Основные формы волн вперед: из круглого полуприседа на двух ногах, из круглого полуприседа на одной, другая впереди на носке (исполняется на середине зала).

9. Обратная волна: лицом к опоре, боком к опоре, на середине

10. Боковая волна: лицом к опоре с передачей тяжести с одной
ноги на другую, лицом к опоре на двух ногах, боком к опоре в стой­
ке на двух ногах, на середине зала.

Взмахи, как более сложная форма движений, изучаются после освоения волн, в той же методической последовательности.

Равновесия. Наиболее просты в исполнении равновесия на двух ногах. Значительно сложнее равновесия на одной ноге, требующие специальной тренировки. Исходной базой для изучения равновесий на одной ноге являются:

1. Достаточная гибкость в суставах, особенно в тазобедренном

2. Оптимальный уровень развития силы мышц ног и туловища.

3. Умение точно выполнять равновесия на двух ногах: на всей стопе е различными положениями рук, на полупальцах и пр.

4. Владение основными движениями классического танца у опоры и на середине зала (полуприседы, приседы, выставление ноги

Вначале изучаются простые формы движений — вертикальные равновесия нога вперед, в сторону, назад, у опоры (лицом, боком, спиной), на середине зала. По мере освоения вертикальных равно­весий приступают к изучению сложных форм, а именно: переднего,

бокового, заднего и др.

Повороты. Наиболее распространены повороты на двух ногах: приставлением, переступанием, скрестные, которые исполняются на месте, с продвижением по диагонали, дуге. Технически значи­тельно сложнее повороты на одной ноге. Освоение поворотов на двух

ногах не представляет большой сложности. Выполнение поворотов на одной ноге требует от занимающихся хорошей координации дви­жений, точности действий, уверенной ориентировки в пространстве. Исходной базой для освоения поворотов являются: умение вы­полнять равновесия на двух ногах, вертикальные равновесия на одной, повороты на двух ногах.

1. Имитация работы рук в стойке на двух ногах, на одной, с подъемом на полупальцы.

2. Лицом к опоре из стойки ноги врозь поворот на одной ноге на 360°, то же из выпада.

3. Боком к опоре поворот на 180°, затем на 360°.

4. На середине зала повороты на 180°, затем на 360° и более.

Прыжки. Прыжки в художественной гимнастике являются эф­фективным средством развития силы, выносливости, координации движений. Прыжки содержат в себе общие структурно-технические действия, позволяющие выделить несколько характерных стадий: первая — подготовительная (разбег, наскок с замахом, амортиза­ция), вторая — основная (отталкивание и отрыв от опоры), третья — стадия реализации (принятие и фиксация позы), четвер­тая — завершающая стадия (изготовка к приземлению), аморти­зация и переход к последующим действиям.

Обучению прыжкам предшествует освоение элементов класси­ческого танца, разновидностей ходьбы, бега, подскоков, ОРУ. Сле­дующий этап — освоение базовых элементов: прыжков на двух, со сменой ног, на одгой ноге. Лишь после создания «прыжковой» базы приступают к изучению различного рода прыжков, методика обучения которых зависит от технической особенности каждого.

УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТОМ

Выполнение упражнений с предметами придает большую эмо­циональность и насыщенность занятиям. Они позволяют развивать подвижность лучезапястного, локтевого, плечевого суставов, раз­вивать силу мелких групп мышц плечевого пояса, совершенствовать координацию движений.

Классификация основных движений с предметами представлена в табл. 4.

Наиболее характерными структурными движениями являются броски, махи, круги и каты. При выполнении упражнений в парах, тройках, в групповых комбинациях помимо приведенных движений возможны передачи, переброски, перекаты предмета друг другу.

Для упражнений с мячом характерна мягкость движений, округ­лость форм, слитность и плавность перехода от одного движения к другому. В упражнении с мячом исключается жесткий захват предмета, поэтому все приемы мяча сопровождаются выраженной фазой амортизации, пальцы кисти, удерживающей мяч, при этом сомкнуты.

При выполнении бросков обращается внимание на согласован-

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика
тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика
тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

ную работу ног и активное маховое движение рукой. Ловля осу­ществляется с ярко обозначенной фазой амортизации, выражаю­щейся в полуприседе и проводке рукой по направлению падения мяча.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

На занятиях художественной гимнастикой исполь­зуются резиновые мячи диаметром 15—18 см, атак­же 20 см.

Упражнениясо скакалкойспособствуют развитию скоростно-силовых качеств, выносливости. Скакал­ка — мягкий предмет, что определяет специфику ра­боты с ней. Возможно применение веревочной ска­калки, что позволяет выполнять броски, различного рода переводы. Необходимый размер скакалки опре­деляется следующим образом: в стойке ноги врозь скакалка натягивается до подмышечных впадин (рис. 174). Наиболее характерными движениями со скакал­кой являются прыжки через нее. Вращение скакалки осуществляется кистями рук при относительно жест-коп фиксации в локтевых суставах. Для снижения

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

скорости вращения скакалки при прыжках с промежуточным под­скоком, при выполнении прыжков через сложенную вдвое, втрое скакалку радиус вращения увеличивается за счет включения в ра-

боту плечевых суставов.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

Упражнения с обручемши­
роко используются на занятиях
гимнастикой. Применяются

пластмассовые или деревянные обручи диаметром 80—90 см, толщиной 0,8—1,2 см. При за­нятиях с детьми могут быть ис­пользованы обручи меньшего размера.

Благодаря большому разно­образию движений с этим пред-

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика

метом возможно целенаправленно развивать физические качества, воспитывать точность двигательных действий, подвижность влучеза-пястных, плечевых суставах. Одним из важных технических прие­мов владения обручем является правильный хват. Маховые дви­жения, вращения обруча, как скакалки, выполняются в жестком хвате (рис. 175). Свободный хват применяется при различного рода вращениях обруча на руке (рис. 176). Обе формы хвата техниче­ски связаны.

Упражнения с лентой доступны различным контингентам за­нимающихся. Лента — традиционный предмет художественной гимнастики. Длина ленты — 5 м, длина палочки — 50—60 см, ширина ленты — 2,5 см. Для начинающих рекомендуется 3-метро­вая лента. С целью сохранения колебательного движения по всей ленте предмет утяжеляют за счет дополнительного слоя ленты у места прикрепления палочки и подкрахмаливания. Ленту при­крепляют к палочке (бамбуковой) с помощью шнура и металличе-

ских колец (рис. 177). Лента как предмет отличается малой авто­номностью. Усложнение упражнений с лентой происходит главным образом за счет движений самой исполнительницы. При выполне­нии движений с лентой важное значение имеет правильный хват. Палочку свободно держат большим, указательным и средним паль­цами, конец ее слегка упирается в ладонь у основания большого пальца. Указательный палец располагается вдоль палочки. Не­прерывными колебательными или круговыми движениями руки выполняются большие, средние, малые единичные махи, круги, а также многократные малые махи и круги в форме змеек (рис. 178) и спиралей (рис. 179).

Упражнения с булавами* лишь недавно стали культивироваться в художественной гимнастике. Они пришли на смену упражнениям с вымпелами. Особенностью упражнений с булавами является не­обходимость одновременно манипулировать двумя предметами. Фак­тура предмета позволяет выполнять различные по форме движения. Наиболее характерными являются махи и круги (большие, средние, малые), мельницы, которые представляют собой последовательные малые круги, выполняемые в различных плоскостях. Возможно выполнение различного рода бросков, жонглирование. Реже при­меняются каты булавами по полу, рукам, телу.

Помимо стандартных предметов, утвержденных Международной федерацией гимнастики, в массовой художественной гимнастике применяются нестандартные: шарф**, гимнастическая палка, флажки и др. При проведении занятий с женщина­ми особой популярностью пользуется шарф, который подчеркивает слитность, мягкость движений без предмета, в то же время придает им динамичность. Для упражнений с шарфом характерны махи, круги и броски. Различные способы удержания шарфа разнообра­зят и усложняют работу с ним. Наиболее характерными являются хваты за узкий край двумя руками, за широкий край двумя руками, одной рукой за угол, за собранный узкий край.

Обучение упражнениям с предметами. Освоение упражнений с предметами начинается с обучения элементам «школы». Простей­шие из них — это хваты, переводы, махи, передачи. Затем присту­пают к освоению вращений (обручем, скакалкой, булавами) в ли­цевой, боковой, горизонтальной плоскостях.

Более сложными базовыми навыками владения предметами яв­ляются броски и ловля. Освоение этих элементов следует начинать с освоения навыка ловли, которая встречается как при выраженных бросковых движениях, так и при катах, передачах и т. п. Осваи­вать навык ловли в жесткий хват рекомендуется с применением до­полнительных предметов, в частности теннисного мяча после отби­ва о пол, стенку, броска преподавателем, партнером. Постепенно задания усложняются — осваивается ловля во вращении, за спи­ной, за головой и др.

* Булава — бутылкообразное тело, изготовленное из дерева. ** Шарф изготавливается из любой легкой ткани. Его длина 2 м, ширина 0,75—1 м.

тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть фото тренировка с предметами художественная гимнастика. Смотреть картинку тренировка с предметами художественная гимнастика. Картинка про тренировка с предметами художественная гимнастика. Фото тренировка с предметами художественная гимнастика(гибкость) в тазобедренных суставах, а для удержания угла в упоре на брусьях- а тем более на кольцах нужна достаточная сила групп мышц передней поверхности туловища, плечевого пояса и рук. Поэтому для разучивания подобных движений необходим достаточный уровень развития ведущего физического качества. Выполнение большинства гимнастических упражнений связано с проявлением и развитием целого комплекса качеств: физических, двигательных и психических. Процесс обучения таким движениям, как правило, оказывается довольно продолжительным. Для успеш­ного освоения этих упражнений требуется особая организация обучения, подбор соответствующих методов и специальных средств, постоянная помощь и контроль за ходом выполнения двигатель­ных заданий.

3. Для выполнения гимнастических упражнений характерен «гимнастический стиль». Его определяют особая осанка (припод­нятая голова, развернутые плечи, прямое туловище), сохранение прямого положения ног и оттянутых носков для большинства движений. Формирование такого стиля ■— процесс длительный. Его лучше формировать на фоне изучения простых гимнастических упражнений, а также в процессе занятий основной гимнастикой и хореографией.

4. Выполнение целого ряда гимнастических упражнений свя­зано с определенным риском. В связи с этим ученик может проя­вить боязнь, нерешительность или вообще отказаться от выполне­ния движения. Такая защитная реакция может быть связана с не­достаточной готовностью ученика к освоению движения (техниче­ской, психологической). Кроме того, это может быть результатом прошлых сильных переживаний или травматических повреждений при ударах и падениях. Такие трудности обычны при разучивании сложнокоординационных движений.

Проявление у учеников защитных рефлексов в подобных ситуа­циях может затормозить формирование двигательного навыка, при­вести к ошибкам и неточностям в исполнении движения, закрепить неправильные технические действия. В связи с этим необходимы меры безопасности обучения и специальная психологическая подготовка ученика.

5. Для успешного разучивания гимнастического упражнения
важно определить соответствие возможностей ученика и сложности
движения. Абсолютную степень сложности гимнастического упраж­
нения определить трудно. Поэтому на практике, для того чтобы
определить, можно ли обучать упражнению, выполняется специаль­
ная детальная оценка (изучение) потенциальных возможностей
ученика и технических особенностей упражнения. Определение
соответствия «ученик — движение» важно для каждого конкрет­
ного случая обучения новому упражнению.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *