три храма святой софии
Три Софии
В 988 г. киевский князь Владимир вместе со своей семьей и дружиной принял крещение в водах Днепра. Об этом событии рассказывает знаменитая летопись «Повесть временных лет». Как известно, князь Владимир серьезно подошел к проблеме выбора веры и, ознакомившись с различными религиями (исламом, иудаизмом, христианством), остановился на византийском варианте христианства.
СОБОР СВ. СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ
Современный вид собора Святой Софии
Итак, христианство пришло к нам из Византии. Далеко не случайно главные соборы Киева и Новгорода — так же как и знаменитый собор в Константинополе, главный храм Византии, — посвящены Софии, Премудрости Божией. Это демонстрирует не только идею наследования Византии, но даже некоего соперничества с Царьградом (так на Руси называли Константинополь).
Интерьер
Собор Св. Софии в Константинополе — великая церковь, главный храм Византии — был построен в 532–537 гг., в правление императора Юстиниана (482–565, правил с 527). Известны имена архитекторов — это прославленные ученые Анфимий из Трал и Исидор из Милета. До нас дошло мало имен мастеров той эпохи, но тот факт, что история сохранила имена Анфимия и Исидора, лишний раз говорит об огромном значении константинопольской Софии. Собор Софии был не только главным храмом, но и главным общественным зданием государства. Это значит, что собор должен был вмещать огромное количество людей.
Перед архитекторами стояла нелегкая задача: от них требовалось создать купольный храм гигантского масштаба на основе купольной базилики малоазийского образца. Под базиликой обычно понимают прямоугольное здание, разделенное рядами столбов или колонн на три (или более) нефа, нефы завершались полукруглыми апсидами. Этот тип зданий стал основным для западной церковной архитектуры. На востоке традиционная, римская форма базилики претерпела существенные изменения — центральная часть храма перекрывалась куполом. Но в новом соборе требовалось перекрыть поистине гигантское пространство — диаметр купола должен быи составить 31,5 м. Чтобы погасить распор, Анфимий и Исидор укрепляют здание мощными пилонами (с южной и северной стороны). Новаторским решением было добавление полуцилиндрических объемов с запада и востока, завершающихся полукуполами. Эти полукупола гасили распор главного купола.
Разрез
Аксонометрия
В плане собор представляет собой прямоугольник. Опорой для ребристого купола служат четыре мощных пилона. Невысокие боковые нефы разделены на два яруса — здесь были устроены галереи, хоры для молящихся.
Собор Софии в Константинополе не отличался изяществом внешнего декора. Но это и не было целью его создателей. Интерьер суровой громады был призван потрясти воображение каждого, переступившего порог храма. Прежде всего эффект достигался с помощью света. Невысокий барабан (основание) купола был прорезан окнами. Свет, проникающий через эти сорок окон, создавал впечатление, будто гигантский купол парит над собором. Про знаменитый купол говорили, что он держится на золотой цепи, спускающейся с неба. Окнами были прорезаны и полукупола, и люнеты (полукруглое завершение стены). Все это заполняло собор мистическим светом, отражавшимся в золоте мозаик, украшавших стены. Легкость интерьеру придавали изящные аркады из мраморных колонн. Нижние ярусы стен были облицованы разными сортами мрамора. Роскошный, праздничный интерьер резко контрастировалт с внешним обликом собора. И такой контраст был очень характерен для византийской архитектуры — интерьеру здесь всегда придавали гораздо большее значение, что обусловлено особенностями духовной культуры Византии.
СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ
Киев. Софийский собор. Современный вид.
Киевский собор был построен в первой половине XI в. (1037 — начало 1040-х гг.), при Ярославе Мудром. Этот храм должен был стать для Руси тем, чем была София Константинопольская для Византии. Об этом в первую очередь свидетельствует его посвящение Софии, Премудрости Божией.
Реконструкция
С момента строительства константинопольской Софии прошло несколько столетий, поэтому ее киевская наследница принадлежит уже к совершенно другому архитектурному типу, также созданному в Византии. Основу киевской Софии составляет крестово-купольный храм. Центром подобного храма является подкупольный квадрат. Четыре опоры (столба), перекрытые арками, поддерживают барабан купола. Паруса соединяют арки и барабан. К четырем сторонам подкупольного квадрата примыкают прямоугольные ячейки, перекрытые цилиндрическими сводами.
Эти ячейки образуют рукава креста — отсюда идет название этой архитектурной системы. С западной стороны к подкупольному квадрату пристроена прямоугольная ячейка, образованная четырьмя столбами — двумя подкупольными и двумя дополнительными. К этой ячейке примыкает специальное пространство — нартекс. Нартекс был предназначен для людей, которым по каким-либо причинам не разрешалось присутствовать на службе в основном пространстве храма. С восточной стороны расположено три полукруглых выступа, перекрытых сомкнутым полусводом, — апсиды. Центральная апсида, большая по размеру, — это алтарь, по сторонам от алтаря расположены апсиды меньших размеров. Они служат для хранения литургической утвари и облачения священников.
Как и константинопольский, киевский собор должен был стать главным государственным храмом. Это значит, что собор должен вмещать в себя великое множество молящихся. Киевская София — это большой пятинефный храм с двумя рядами галерей. Внутренняя галерея была двухъярусной, внешняя — открытой одноярусной. На второй ярус внутренней галереи можно подняться по лестницам, расположенным в башнях.
Собор венчают тринадцать куполов. Они символизируют Христа (главный купол) и двенадцать апостолов. Четыре купола, расположенные ближе к главному, — это четыре евангелиста. Форма куполов сильно отличалась от той, что мы видим в настоящее время. Нынешняя форма возникла в XVII в. под влиянием искусства барокко. Изначально купола имели шлемовидную форму. Тринадцать куполов Софии образуют весьма гармоничную пирамидальную композицию.
Аксонометрия
Но не только форма куполов претерпела изменения в более поздние эпохи. Сложенные из квадратного кирпича (плинфы) стены собора не были побелены, как в настоящее время. Они были украшены фигурной кладкой, что придавало собору нарядный, праздничный вид (В настоящее время с восточной стороны собора можно увидеть расчищенные фрагменты стены и представить себе, как выглядел храм в XI в.) Это говорит о том, что внешний вид церковного здания играет не меньшую роль, чем внутреннее, сакральное пространство, в отличие, например, от константинопольской Софии. Главный храм государства должен был поражать воображение со всех своих сторон.
Реконструкция
Несомненно, организации внутреннего пространства собора и его декору придавалось огромнейшее значение. Так же как и в константинопольской Софии, особое внимание уделялось проблеме освещения храма. Центральная часть освещалась окнами, пробитыми в барабанах куполов. Верхний ярус хоров был освещен так же хорошо, как и подкупольное пространство. Нижний ярус галереи был затемнен, что создавало эффектную светотеневую игру.
Главная часть храма — алтарь и подкупольное пространство — согласно византийской традиции была украшена великолепными мозаиками. В центральном куполе изображен Христос Пантократор (Вседержитель). По сторонам от Пантократора располагались архангелы (сохранилась только одна фигура). В барабане помещались изображения двенадцати апостолов (до нас дошла только фигура апостола Павла). На парусах традиционно изображались четыре евангелиста (полностью сохранилась фигура Марка). На арках, держащих купол, располагались медальоны с изображением сорока мучеников севастийских. На подкупольных столбах, за которыми расположен алтарь, представлена сцена Благовещения: на левом столбе фигура архангела Гавриила, на правом — Богоматери.
Интерьер
Самая знаменитая мозаика киевской Софии — это Богоматерь Оранта, изображенная в конхе (сводчатой части) алтарной апсиды. Огромная фигура (ее высота 4,5 метра) с поднятыми в молитве руками, с одной стороны, символизирует Софию, Премудрость Божию, которой посвящен храм, а с другой — представляет собой Богоматерь-Заступницу, наиважнейший образ русского православия. Мерцающая смальта (камешки, из которых складывается мозаика) создает эффект парения фигуры в воздухе. Это производит грандиозное впечатление и в нынешние времена, и можно представить, каким необыкновенным воздействием обладало это изображение в XI веке!
Под Орантой расположено символическое изображение одного из важнейших таинств — причастия (Евхаристии).
Мозаиками была украшена только центральная часть собора. Галереи и остальные части украшались фресками с изображением различных сцен Ветхого и Нового заветов, различных святых. Но наиболее интересны фрески на стенах верхних галерей. Верхние галереи предназначались для князя, поэтому здесь мы видим изображения членов княжеской семьи. На южной стене — дочери князя Ярослава Мудрого, на северной — его сыновья. На западной стене был представлен и сам князь с княгиней, но эта фреска не дошла до наших дней. Фрески интересны не только с художественной стороны, но и как старейшие исторические портреты.
Фрагмент мозаичного оформления
Очень интересны росписи лестничных башен. Они возникли позже, уже при Владимире Мономахе (1113–1125). Росписи эти носят откровенно светский характер — здесь представлены сцены охоты на знаменитом константинопольском ипподроме. Это объясняется тем, что лестницы вели на верхнюю галерею, которая служила не только помещением для привилегированных молящихся (членов княжеской семьи и придворных), но и залом для приема послов и других светских мероприятий.
Киевская София, несомненно, является самым значительным архитектурным памятником XI в. По своей масштабности и великолепному декору этот собор мог смело соперничать с константинопольским, значительно превосходя современные ему византийские церковные постройки.
СОБОР СОФИИ В НОВГОРОДЕ
Собор Святой Софии в Новгороде. 1045-1050
Новгородский храм, в свою очередь, не уступал киевскому. Вероятно, в строительстве храма принимали участие те же мастера, что и в Киеве. Первый Софийский собор в Новгороде был деревянным. Так же как и киевскую Софию, его венчали тринадцать глав. Но в 1049 г. собор был разрушен во время пожара. Уже к этому времени началось строительство нового, каменного храма (заложен в 1045 г.).
Интерьер
Размеры с галереями нового храма соответствуют Киевской Софии без наружных галерей, да и план во многом схож с планом киевского собора. Новгородская София также представляет собой большой пятинефный крестово-купольный храм, но с одним рядом галерей и одной башней-лестницей, которая ведёт на хоры. Галереи двухъярусные, второй ярус, так же как и в Киеве, предназначен для князя и его двора. В отличие от киевского собора и своего деревянного предшественника храм увенчан не тринадцатью, а пятью куполами. Меньший по площади, новгородский собор выглядит не менее величественным благодаря большей высоте.
Аксонометрия
Интересно решены покрытия сводов — закомары (полукруглые завершения) чередуются со «щипцами» (треугольными завершениями).
Софийский собор в Новгороде воспринимается очень цельно, даже монолитно. Это образ твердыни, характерный для северной архитектуры.
Для постройки по новгородской традиции использовались местный известняк, валуны, плинфа. Так, по словам реставратора Г. М. Штендера, «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово-серых, зелёных и жёлтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству».
Простые орнаментальные узоры из кирпича имели место в наиболее композиционно важных местах: апсидах, барабанах, частично в лопатках. Кирпичные арки, как и в Киеве, чередовались рядами кирпича «на ребро» в плоскости стены с рядами, утопленными в кладку.
Разрез
Интерьер собора тоже значительно отличается от киевского. Софийский собор был полностью расписан. Он решается проще, без эффектных светотеневых контрастов, однако производит сильное впечатление именно благодаря своей цельности, строгому величию.
Новгородцы стремились украсить свой главный собор согласно новейшим веяниям архитектуры, ориентируясь на Европу. В XII в. были достроены романские перспективные порталы, причем на западном были помещены великолепные бронзовые врата работы магдебургских мастеров, привезенные в Новгород в качестве военного трофея.
Первоначальный вид храм изменён, уже в XII веке была надстроена галерея, в годы Великой Отечественной войны фашистами был разрушен центральный купол, в результате погибли или пострадали уникальные фрески, полностью была утрачена фреска Господа Вседержителя в центральном куполе. К сожалению, фрески, сделанные в XI в., практически не сохранились. «До нас дошли деисус (поклонение, молитва Иисусу: слева от Христа — Богоматерь, архангел Михаил и апостол Петр, справа — Иоанн Креститель, архангел Гавриил, апостол Павел) и знаменитая фреска, изображающая святых Константина и Елену. Фрески расположены в южном притворе собора (Мартирьевская паперть).
При всех своих отличиях две Софии — киевская и новгородская, безусловно, являются памятниками родственными, памятниками одного ряда: и по основной архитектурной композиции (пятинефный крестово-купольный храм с галереей- обходом), и по своей значимости — оба собора выполняли функции не только главного храма, но и главного общественного здания. Оба храма в какой-то степени являляются наследниками константинопольской Софии.
Устроено с умом: почему на Руси строили храмы во имя Божественной мудрости
14 сентября 1052 года был освящен старейший из сохранившихся на Руси каменных храмов — собор Святой Софии в Новгороде. Вторую четверть XI века — время правления Ярослава Владимировича — можно назвать переломной эпохой в истории Руси. Его отец князь Владимир Святославович провозгласил свою страну христианской державой, но на деле Русь в основном оставалась языческой. И наследнику князя-крестителя Ярославу пришлось приложить немалые усилия, чтобы православие по-настоящему вошло в души славян. Одним из этапов этого пути стало создание великолепных каменных храмов в честь Святой Софии в трех главных городах Руси — Киеве, Новгороде и Полоцке. «Известия» — о старейшем храме северо-восточной России, Софии Новгородской.
Новые времена
Князь Владимир Святославович в памяти исторической и народной всё же остался скорее последним варяжским конунгом, нежели православным государем. И его былинный альтер-эго Красно Солнышко пирует с дружиной и заезжими богатырями, совершенно не заботясь о христианском смирении и воздержании. Ярослав же — иное дело. Несмотря на то что в его биографии историки находят множество белых пятен, он воспринимается уже как благочестивый православный монарх, строитель храмов и основатель монастырей, покровитель книжных наук и искусств, создатель Церковного устава и «Русской правды» — первого свода законов. Ярослав породнился с доброй половиной европейских дворов, выдавая замуж своих дочерей и подыскивая заморских жен многочисленным сыновьям. В официальной истории Российской империи ему было отведено место создателя православной державы, что впоследствии было подчеркнуто появившемся в середине XIX веке прозвищем Мудрый.
Ярослав мечтал превратить Киев в новую столицу мирового православия, наследницу Иерусалима и Константинополя. Но для этого город должен был обладать соответствующими атрибутами. Отсюда и строительство Золотых ворот, и учреждение монастырей Георгиевского и Ирининского, точно как в Царьграде. Любой путник, вошедший в Золотые ворота столицы Византии, проходил между этими монастырями и приходил к главному храму города — Святой Софии. У Ярослава выбора не оставалось — нужно было строить аналогичный собор в Киеве.
Премудрость Божия
Софию Константинопольскую по приказу императора Юстиниана построили великие зодчие Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. Это было самое грандиозное и великолепное здание на земле, производившее неизгладимое впечатление на людей и тем подтверждавшее величие православия и могущество византийского императора. На Руси тогда еще не строили больших каменных зданий. К тому же сооружение храма требовало знания церковного канона. Поэтому Ярослав вынужден был обратиться за помощью к грекам.
Интересно, что к началу XI века деревянные церкви в честь Софии — Премудрости Господней уже существовали и в Киеве, и в Новгороде. Первую построила Ольга, о чем говорится в Иоакимовской летописи. Про вторую мы знаем из текста Первой новгородской летописи:
«Постави владыка епископ Иоаким первую церковь деревянную дубовую святыя Софии, имущу верх 13; и стояла 60 лет. И поднялася от огня в лето 1049 марта в 4 день»
Киевский храм был сожжен в 1017 году во время княжеской междоусобицы, вспыхнувшей после смерти Владимира. Считается, что сожгли его поляки Болеслава Храброго — союзника Святополка, боровшегося против Ярослава. Столкновения между братьями продолжались еще много лет, из-за чего Ярослав, даже став официально Великим князем Киевским, предпочитал жить в Новгороде. Лишь в 1036 году, после смерти брата Мстислава, он окончательно вернулся в Киев. Тогда-то князь и пригласил византийских мастеров.
Софийский собор в Киеве
Мы не знаем, кто они были по происхождению — сведений об этом не сохранилось. Достоверно известно, что с 1036 по 1044 год иноземные мастера строят в Киеве несколько зданий, прежде всего Золотые ворота и Софию Киевскую. А потом отправляются на север, в Новгород, чтобы там возвести еще один храм в честь Премудрости Господней.
Новгородским князем в это время был старший сын Ярослава Владимир. В летописи за 1045 год сказано, что князем Владимиром и прибывшими из Киева каменщиками
«заложена бысть святая София Новегорода», а в 1050 году «священа бысть церкви София в Новегороде месяца сентября 14 на Воздвижение Честнаго Креста, повелением великого князя Ярослава Владимировича Киевского и Всея Руси и сына его князя Владимира Ярославича»
Всего через 20 дней после освящения храма совсем еще молодой князь Владимир, которому едва перевалило за 30, скоропостижно скончался. Он стал первым, кого похоронили в Софийском соборе.
Большинство ученых считают, что инициатором строительства Новгородской Софии был не Владимир, а его отец Ярослав. По летописным сведениям, он с супругой Ириной (Ингигерда — дочь первого христианского короля Швеции Олафа Шётконунга) даже приехал на закладку храма, хотя путь от Киева до Новгорода неблизкий. «Смотри, Соломон, я превзошел тебя!» — сказал, по преданию, Юстиниан, заходя впервые в Софию Константинопольскую. Ярослав не соревновался с предшественниками в величине и богатстве храма, зато он основывал уже вторую Софию и, видимо, уже держал в голове третью, которую та же бригада будет строить в Полоцке. Божественная мудрость (именно так Σοφία переводится с греческого) распространялась по Руси, а князь Ярослав и его отец Владимир-креститель вставали в один ряд с великими христианскими монархами и библейскими пророками. Ведь не случайно сподвижник Ярослава митрополит Иларион в своем «Слове о законе и благодати» описывает крещение Руси именно как приход Премудрости Божией, то есть Софии.
Вид на Софийский собор в Великом Новгороде
«Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовеки. Множество мудрых — спасение миру, и царь разумный — благосостояние народа»
Соломон называет Божественную мудрость «художницей всего», «дыханием силы Божией и чистым излиянием славы Вседержителя», «образом благости Его». Это продолжение идеи античного Логоса или талмудического Руах ха-Кодеш (Святого Духа). В православии к XI веку закрепилась точка зрения, связывавшая Софию с Христом и Приснодевой. Классической формулировкой стала «Премудрость созда Себе дом», где под домом понималась Богоматерь, а под Премудростью — воплощенный Бог-Сын.
Где София — там Новгород
Мысль, заложенная в архитектуре новгородского храма, по сей день остается загадкой. Киевская София отражала византийские традиции и имела 13 глав: центральная, самая большая, ассоциировалась со Спасителем, а двенадцать других — с апостолами. Четыре купола вокруг центрального — в память о евангелистах Матфее, Марке, Луке и Иоанне. Свод киевского храма, как и обоих его собратьев, держался на 12 колоннах, как православие стояло на плечах учеников христовых. Деревянная новгородская София тоже имела 13 куполов, но в каменной — шесть куполов!
Идея пяти, возвышающихся над собором, вполне традиционна: Спаситель и евангелисты, а символика шестого, установленного над лестничной башней, непонятна. Письменных сведений не сохранилось, устной традиции — тоже, поэтому ученые и богословы спорят уже почти тысячу лет. Возможно, это был какой-то замысел самого Ярослава и касался он всех трех храмов Софии, поскольку построенный теми же византийскими мастерами храм в Полоцке тоже был необычным — он имел семь глав! То есть суммарно новгородский и полоцкий храмы по числу куполов были равны киевскому.
Купола Софийского собора в Великом Новгороде
Новгородский храм удивительно строг и гармоничен. В нем лишь отдаленно чувствуется влияние византийской традиции, но вместе с тем прослеживается суровая простота русского Севера. Не случайно его пропорции и форма лягут в основу церковного строительного канона, который тогда только начинал формироваться на Руси. Для постройки стен храма использовались местный известняк, гранитные валуны, плинфа. Штукатурки на внешних стенах храма изначально не было.
По словам замечательного новгородского реставратора Григория Штендера, всю жизнь посвятившего изучению и воссозданию облика древних храмов, «каменные стены представляли гигантскую цветную мозаику из фиолетово-серых, зеленых и желтых тончайших оттенков камней, оправленных в розовую основу гладко заполированного раствора, кирпичных орнаментов и цветных покрасок, создававших общий жизнерадостный настрой, свойственный народному искусству». Кирпич применялся для создания самых сложных мест: апсид, арочных сводов, барабанов, лопаток и т.д. Купола собора первоначально имели более простую шлемовидную форму. Они были черными (центральный позолочен в XV веке), что дополнительно придавало храму аскетизм и строгость.
Внутреннее убранство Софийского собора в Великом Новгороде
Внутри стены храма были покрыты цемянковым раствором (известковый раствор с примесью толченого кирпича, что придавало ему нежный розовый оттенок) и почти полностью расписаны. Некоторые фрески XI века сохранилась поныне (в основном на Мартириевой паперти), но большая часть была утрачена и заменена на новые. Сохранились и удивительные граффити — надписи на стенах, которые в разное время делали простые люди. Их более 800.
Магдебургские (Корсунские) врата Софийского собора в Великом Новгороде
Отдельного внимания заслуживают Магдебургские врата, которые также называют Корсунскими, Плоцкими или Сигтунскими. Покрытые великолепными рельефными изображениями сцен из Евангелия, врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. Происхождение их доподлинно неизвестно, но, по традиционной версии, они были сделаны в 1153 году в городе Магдебурге, а в собор попали как военный трофей новгородцев, ходивших в 1187 году на шведскую столицу Сигтуну. Впрочем, некоторые исследователи считают их изделием не западноевропейских, а византийских или даже новгородских мастеров.
Легенды святой Софии
За тысячу лет храм многое пережил, и часть его богатой истории приобрела легендарный, порой даже мистический характер. Например, существует легенда об иконе Пресвятой Богородицы «Знамение», на которой изображена Дева Мария с поднятыми к небесам руками и с младенцем Иисусом на груди. В 1169 году войска суздальского князя Андрея Боголюбского окружили Новгород. Враги были сильнее, и защитники города с величайшим трудом отбивали атаки. Но их становилось всё меньше, и новгородцам оставалось уповать на чудо.
Настоятель Софийского собора Иоанн много дней безустанно взывал к Господу о помощи. И вдруг он услышал голос, который велел ему взять из храма икону Богородицы и вынести ее на крепостную стену. Иоанн немедленно пошел за ней, и в этот момент сами собой зазвонили соборные колокола. Икону установили на стене ликом к противникам, которые стали обстреливать процессию из луков. И одна стрела попала в изображение Девы Марии. Тогда икона сама обратилась лицевой стороной к Новгороду, и из нее потекли слезы. А на осаждающих город суздальцев нашел морок, они ослепли и стали избивать своих же товарищей. В ужасе и смятении враг бежал. Документальных подтверждений легенда не имеет, но следы от стрел на иконе есть.
Еще одна легенда связана со временами Ивана Грозного, наверное, самыми страшными для новгородцев. Тогда царь отдал город на разграбление своим опричникам, и Волхов стал красным от крови. В разгар ужасной расправы на крест храма сел голубь и, увидев страшную картину, окаменел от страха. А вскоре к одному из местных монахов во сне снизошла Богородица и сказала, что голубь послан Новгороду в знак защиты. «Пока голубь будет на кресте Святой Софии, быть и городу в безопасности». Голубь и сегодня сидит на кресте — но в ХХ веке покинул его на несколько десятилетий.
15 августа 1941 года фашистские войска заняли Новгород. После артобстрелов крест с голубем был поврежден и повис на крепежных тросах, немецкий комендант города распорядился снять его совсем. Ценности из собора планово вывозились в Германию, а солдаты вермахта и испанской «Голубой дивизии» растаскивали золотую обшивку купола на сувениры. «Освободители от ига большевизма» вели себя как настоящие варвары, подчистую разграбив собор. Крест с голубем был отправлен в Испанию как трофей, после войны следы его затерялись. Лишь в 2002 году выяснилось, что крест находится в часовне музея Военно-инженерной академии Испании в Мадриде. После встречи президента России и короля Испании двумя годами спустя реликвия была торжественно возвращена на родину. Испанцам была подарена точная копия, изготовленная по заказу администрации области, — всё же бывшие оккупанты относились к священному символу со всем возможным уважением.
Голубь на кресте центрального купола Софийского собора в Великом Новгороде
Почитание Божественной мудрости не прижилось на Руси, оказавшись слишком сложным для простых людей, и вскоре было вытеснено более понятным культом Богоматери. Князь Андрей Боголюбский, когда переедет во Владимир и сделает его новой столицей, рядом с традиционными Золотыми воротами поставит уже не храм Софии, а кафедральный Успенский собор. И лишь новгородская София будет напоминать нам о благих мечтах князя, которого вовсе не случайно называли Мудрым.