тридентский собор закрепил догматы католической церкви
ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР
Тридентский собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви или в т.н. католической реакции.
В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования сознания вселенского собора в виду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папой Юлием II в противовес Пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора.
Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво добиваться созвания собора. Лютеране надеялись вначале, что им удастся устроить примирение между своим учением и католическим при помощи совместного обсуждения религиозных вопросов богословами обоих исповеданий.
Папы, однако, относились с большими опасениями к проектам созвания вселенского собора. Воспоминания о Базельском соборе заставляли их опасаться, что при настроении общества XVI в. авторитету их может быть нанесен более сильный ущерб, чем тот, который они чуть было не понесли в XV в.
Папа Климент VII (1523-34), несмотря на данные Карлу V обещания созвать вселенский собор для реформирования католической церкви и устранения в ней раскола, умер, не созвав собора.
Новый папа Павел III (1534-49) получил тиару под условием собрать собор. Действительно, буллой от 12 июня 1536 он созвал его на май месяц следующего года в Мантуе. Война Карла V с Франциском I помешала собору состояться. После свидания императора с папой в Лукке в 1541 Павел III созвал собор на ноябрь 1542, но и на этот раз он не собрался, так как между императором и Францией началась четвертая война.
После новых триумфов Карла V в этой войне, окончившейся миром в Креспи (18 сентября 1544), папа созвал собор (буллой от 19 ноября 1544) в Тридент (город в южном Тироле) на март 1545.
Духовенство съезжалось на собор чрезвычайно медленно, так что торжественное открытие его могло состояться только 13 декабря 1545 и то в присутствии небольшого числа лиц. Протестанты отказались явиться на собор.
Римская партия позаботилась о том, чтобы не выпускать из своих рук ведения дел и не допустить провозглашения принципа, что авторитет собора выше авторитета пап, как это случилось в Базеле. Чтобы обеспечить за собой перевес, она добилась постановления, чтобы голосование происходило не по нациям, а поголовно (число итальянских епископов, прибывших в Тридент, значительно превышало число их из других стран) и чтобы решающий голос был предоставлен только епископам.
Председательство на соборе принадлежало трем кардиналам (Дель Монте, Червино и Регинальду Полю), которые постоянно получали подробнейшие инструкции из Рима. Право ставить и возбуждать вопросы принадлежало исключительно им.
Рассмотрение каждого поставленного вопроса происходило сначала в частных комиссиях или конгрегациях, где их обсуждали ученые богословы. Подготовленные таким образом к решению, вопросы поступали на рассмотрение генеральных конгрегации или комиссий, состоявших из епископов. Когда последние приходили по данному предмету к окончательному соглашению, их решение принималось и утверждалось на торжественном публичном заседании всего собора.
Папа желал, чтобы предварительно были рассмотрены вопросы догматические. Это не соответствовало видам императора и партии, сознававшей необходимость безотлагательного искоренения злоупотреблений в церкви. Большинство собора приняло 22 января 1546 решение, чтобы одни конгрегации занялись догматическими вопросами, а другие — делом внутренней реформы церкви.
Между тем усилившееся после разгрома немецких протестантов (1546) политическое влияние императора начало вызывать сильные опасения у папы. Он боялся, что Карл V станет производить сильное давление на собор, чтобы провести все свои требования и умалить авторитет папы. Поэтому Павел III считал для себя безопаснее, чтобы заседания собора происходили поближе к Риму, в каком-либо итальянском городе, и под предлогом, будто в Триденте вспыхнула чума, перевел его в начале 1547 в Болонью. Только 18 епископов отказались оставить Тридент. В Болонье собор существовал лишь по имени, и 17 сентября 1549 папа распустил его.
Юлий III (1550-55), уступая требованиям императора, вновь созвал собор в Тридент на 1 мая 1551. На этот раз сюда явились даже светские послы от некоторых протестантских князей, а также приехали вюртембергские богословы, привезшие свое исповедание веры, и саксонские, для которых Меланхтон на этот случай составил «Confessio doctrinae Saxonicae» [«Саксонское исповедание» ]. Впрочем, протестантские богословы недолго оставались в Триденте, так как вскоре убедились, что приезд их туда был совершенно бесплоден.
Менее чем через год собор должен был опять прекратить свои заседания (28 апреля 1552) ввиду опасности со стороны войск Морица Саксонского, двинувшегося в Тироль против императора.
Расходясь, собор постановил собраться через два года; но заседания его были открыты в третий раз лишь 10 лет спустя (18 января 1562) при совершенно изменившихся политических условиях, когда после Аугсбургского религиозного мира в Германии не могло быть и речи о компромиссе между лютеранством и католицизмом.
Император Фердинанд I, французы и испанцы потребовали, чтобы собор произвел коренные реформы в церкви и сделал уступки по некоторым догматическим вопросам в протестантском духе. Папа Пий IV избежал исполнения этих требований, отправив к императору кардинала Мороне, который уговорил его не настаивать на выполнении предъявленной им программы реформ.
Склонил Пий IV на свою сторону и французского посла, а также Филиппа II Испанского; притом французы перессорились в Триденте с испанцами, так что действовали несолидарно. Собор продолжал свои занятия в том же направлении, как и прежде. Работа его подвигалась вперед быстро, 4 декабря 1563 собор был уже закрыт. Буллой Benedictus Deus (26 января 1564) Пий IV утвердил его постановления.
Постановления Тридентского собора распадаются на Decreta и Canones. В Decreta изложены догматы католической веры и постановления, касающиеся церковной дисциплины; в Canones кратко перечислялись положения протестантского вероучения, с оговоркой, что они предаются анафеме.
В Триденте вновь было подтверждено, что авторитет пап выше авторитета соборов. Все догматы католической церкви были оставлены неприкосновенными в том виде, как они были выработаны в средние века.
Возвышая папский авторитет, Тридентский собор значительно увеличил и власть епископов в их диоцезах, предоставив им более широкие права надзора за духовенством, как белым, так и черным.
Строго было подтверждено, что епископы должны постоянно пребывать в своих епархиях. Обращено было внимание и на лучшую постановку проповеди в церквах и на подготовку хороших священников. С этой целью рекомендовалось епископам устраивать специальные учебные заведения — семинарии.
Коренных реформ in capite et in membris [в главе и членах ], которых с таким нетерпением ожидали в католической церкви, произведено не было. Все значение Тридентского собора свелось к тому, что он непоколебимо установил догматы католической церкви. До него даже духовные лица, занимавшие высокое положение в католической иерархии, были склонны смотреть на некоторые вопросы, например, на оправдание верой, с протестантской точки зрения. Теперь не могло быть более и речи о каких-либо уступках протестантским взглядам; всяким сомнениям и колебаниям, что считать ересью, был окончательно положен предел.
В 1564 было составлено т.н. «Professio fidei Tridentina» [«Тридентское исповедание»], и все духовные лица и профессора университетов должны были присягать, что- ему вполне следуют. Постановления собора были немедленно подписаны представителями императора Фердинанда I, но на Аугсбургском сейме 1566 было заявлено, что Германия не может принять их без некоторых ограничений. Немедленно они были приняты лишь Португалией, Савойей и Венецией.
Филипп II Испанский разрешил опубликовать в своих владениях постановления Тридентского собора, но с оговорками, которые не допускали стеснения прав короля на назначение духовных лиц и ограничения его влияния на духовную юрисдикцию.
В Польше постановления Тридентского собора были приняты в 1577 на Петроковском синоде. Во Франции они не были официально приняты; только духовенство на своем генеральном собрании в 1615 объявило, что подчиняется им.
Источники
ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР
Тридентский собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви или в т.н. католической реакции.
В течение второй половины XV в. раздаются со всех сторон Зап. Европы требования сознания вселенского собора в виду неурядиц в католической церкви. Латеранский собор (1512-1517), созванный папой Юлием II в противовес Пизанскому, не привел ни к каким серьезным преобразованиям, так что в XVI в. не перестают повторяться требования о созвании нового собора.
Когда реформационное движение стало быстро развиваться в Германии, то и сам император Карл V начал настойчиво добиваться созвания собора. Лютеране надеялись вначале, что им удастся устроить примирение между своим учением и католическим при помощи совместного обсуждения религиозных вопросов богословами обоих исповеданий.
Папы, однако, относились с большими опасениями к проектам созвания вселенского собора. Воспоминания о Базельском соборе заставляли их опасаться, что при настроении общества XVI в. авторитету их может быть нанесен более сильный ущерб, чем тот, который они чуть было не понесли в XV в.
Папа Климент VII (1523-34), несмотря на данные Карлу V обещания созвать вселенский собор для реформирования католической церкви и устранения в ней раскола, умер, не созвав собора.
Новый папа Павел III (1534-49) получил тиару под условием собрать собор. Действительно, буллой от 12 июня 1536 он созвал его на май месяц следующего года в Мантуе. Война Карла V с Франциском I помешала собору состояться. После свидания императора с папой в Лукке в 1541 Павел III созвал собор на ноябрь 1542, но и на этот раз он не собрался, так как между императором и Францией началась четвертая война.
После новых триумфов Карла V в этой войне, окончившейся миром в Креспи (18 сентября 1544), папа созвал собор (буллой от 19 ноября 1544) в Тридент (город в южном Тироле) на март 1545.
Духовенство съезжалось на собор чрезвычайно медленно, так что торжественное открытие его могло состояться только 13 декабря 1545 и то в присутствии небольшого числа лиц. Протестанты отказались явиться на собор.
Римская партия позаботилась о том, чтобы не выпускать из своих рук ведения дел и не допустить провозглашения принципа, что авторитет собора выше авторитета пап, как это случилось в Базеле. Чтобы обеспечить за собой перевес, она добилась постановления, чтобы голосование происходило не по нациям, а поголовно (число итальянских епископов, прибывших в Тридент, значительно превышало число их из других стран) и чтобы решающий голос был предоставлен только епископам.
Председательство на соборе принадлежало трем кардиналам (Дель Монте, Червино и Регинальду Полю), которые постоянно получали подробнейшие инструкции из Рима. Право ставить и возбуждать вопросы принадлежало исключительно им.
Рассмотрение каждого поставленного вопроса происходило сначала в частных комиссиях или конгрегациях, где их обсуждали ученые богословы. Подготовленные таким образом к решению, вопросы поступали на рассмотрение генеральных конгрегации или комиссий, состоявших из епископов. Когда последние приходили по данному предмету к окончательному соглашению, их решение принималось и утверждалось на торжественном публичном заседании всего собора.
Папа желал, чтобы предварительно были рассмотрены вопросы догматические. Это не соответствовало видам императора и партии, сознававшей необходимость безотлагательного искоренения злоупотреблений в церкви. Большинство собора приняло 22 января 1546 решение, чтобы одни конгрегации занялись догматическими вопросами, а другие — делом внутренней реформы церкви.
Между тем усилившееся после разгрома немецких протестантов (1546) политическое влияние императора начало вызывать сильные опасения у папы. Он боялся, что Карл V станет производить сильное давление на собор, чтобы провести все свои требования и умалить авторитет папы. Поэтому Павел III считал для себя безопаснее, чтобы заседания собора происходили поближе к Риму, в каком-либо итальянском городе, и под предлогом, будто в Триденте вспыхнула чума, перевел его в начале 1547 в Болонью. Только 18 епископов отказались оставить Тридент. В Болонье собор существовал лишь по имени, и 17 сентября 1549 папа распустил его.
Юлий III (1550-55), уступая требованиям императора, вновь созвал собор в Тридент на 1 мая 1551. На этот раз сюда явились даже светские послы от некоторых протестантских князей, а также приехали вюртембергские богословы, привезшие свое исповедание веры, и саксонские, для которых Меланхтон на этот случай составил «Confessio doctrinae Saxonicae» [«Саксонское исповедание» ]. Впрочем, протестантские богословы недолго оставались в Триденте, так как вскоре убедились, что приезд их туда был совершенно бесплоден.
Менее чем через год собор должен был опять прекратить свои заседания (28 апреля 1552) ввиду опасности со стороны войск Морица Саксонского, двинувшегося в Тироль против императора.
Расходясь, собор постановил собраться через два года; но заседания его были открыты в третий раз лишь 10 лет спустя (18 января 1562) при совершенно изменившихся политических условиях, когда после Аугсбургского религиозного мира в Германии не могло быть и речи о компромиссе между лютеранством и католицизмом.
Император Фердинанд I, французы и испанцы потребовали, чтобы собор произвел коренные реформы в церкви и сделал уступки по некоторым догматическим вопросам в протестантском духе. Папа Пий IV избежал исполнения этих требований, отправив к императору кардинала Мороне, который уговорил его не настаивать на выполнении предъявленной им программы реформ.
Склонил Пий IV на свою сторону и французского посла, а также Филиппа II Испанского; притом французы перессорились в Триденте с испанцами, так что действовали несолидарно. Собор продолжал свои занятия в том же направлении, как и прежде. Работа его подвигалась вперед быстро, 4 декабря 1563 собор был уже закрыт. Буллой Benedictus Deus (26 января 1564) Пий IV утвердил его постановления.
Постановления Тридентского собора распадаются на Decreta и Canones. В Decreta изложены догматы католической веры и постановления, касающиеся церковной дисциплины; в Canones кратко перечислялись положения протестантского вероучения, с оговоркой, что они предаются анафеме.
В Триденте вновь было подтверждено, что авторитет пап выше авторитета соборов. Все догматы католической церкви были оставлены неприкосновенными в том виде, как они были выработаны в средние века.
Возвышая папский авторитет, Тридентский собор значительно увеличил и власть епископов в их диоцезах, предоставив им более широкие права надзора за духовенством, как белым, так и черным.
Строго было подтверждено, что епископы должны постоянно пребывать в своих епархиях. Обращено было внимание и на лучшую постановку проповеди в церквах и на подготовку хороших священников. С этой целью рекомендовалось епископам устраивать специальные учебные заведения — семинарии.
Коренных реформ in capite et in membris [в главе и членах ], которых с таким нетерпением ожидали в католической церкви, произведено не было. Все значение Тридентского собора свелось к тому, что он непоколебимо установил догматы католической церкви. До него даже духовные лица, занимавшие высокое положение в католической иерархии, были склонны смотреть на некоторые вопросы, например, на оправдание верой, с протестантской точки зрения. Теперь не могло быть более и речи о каких-либо уступках протестантским взглядам; всяким сомнениям и колебаниям, что считать ересью, был окончательно положен предел.
В 1564 было составлено т.н. «Professio fidei Tridentina» [«Тридентское исповедание»], и все духовные лица и профессора университетов должны были присягать, что- ему вполне следуют. Постановления собора были немедленно подписаны представителями императора Фердинанда I, но на Аугсбургском сейме 1566 было заявлено, что Германия не может принять их без некоторых ограничений. Немедленно они были приняты лишь Португалией, Савойей и Венецией.
Филипп II Испанский разрешил опубликовать в своих владениях постановления Тридентского собора, но с оговорками, которые не допускали стеснения прав короля на назначение духовных лиц и ограничения его влияния на духовную юрисдикцию.
В Польше постановления Тридентского собора были приняты в 1577 на Петроковском синоде. Во Франции они не были официально приняты; только духовенство на своем генеральном собрании в 1615 объявило, что подчиняется им.
Источники
Глава I. Предыстория литургического движения в католической церкви
Прежде чем подробно рассказывать о литургическом движении и литургическом возрождении в Католической Церкви, необходимо установить основные исторические, богословские и культурологические координаты эпохи, предшествовавшей их появлению. Установление контекста особенно важно в связи с тем, что предмет данного исследования в основном недостаточно известен православной богословской общественности.
Настоящее краткое историческое введение охватывает относительно долгий период развития литургической жизни на Западе – от литургической реформы Каролингов до начала публичной деятельности дона Проспера Геранже.
А. Литургическая реформа Каролингов и судьба литургии римского обряда
Римский сакраментарий, присланный Карлу Великому, претерпел много изменений. Они, как уже говорилось, были обусловлены прежде всего недостатком важных молитв, необходимых для приходского богослужения, а также естественным и стихийным включением франкских форм и видов благочестия в римский текст.
Поскольку вопросу богослужебного языка будет уделено особое внимание в другой части нашего исследования, то здесь мы только еще раз подчеркнем, что богослужебный язык рассматриваемой эпохи представлял серьезное препятствие активному участию верных. Лишенные возможности понимать библейские чтения, а также участвовать в литургических молитвах, они начали сами для себя искать и находить новые формы и образы проявления духовности и молитвенной жизни.
Этот период отмечен значительным расцветом аллегорического толкования литургии, родоначальником которого в то время был Алкуин († 804) и которое достигло своей вершины у Амалария. Оба они являются представителями каролингской литургической школы.
Аллегорический метод толкования текста или действия, а значит и явления в самом широком смысле, подразумевает такое соотношение явления и его интерпретации, в котором игнорируется всякая функциональная основа явления (его исторические масштабы, конкретные причины, которые привели к его появлению, контекст, в котором оно протекало и т. п.). В то же время явлению придается произвольное – нередко искаженное, искусственно притянутое – символическое значение. Истинное значение явления не выводится из него самого, но вносится в него сообразно с богословскими, духовными, эстетическими и другими признаками сходства на взгляд склонных к аллегории толкователей.
Аллегорическим толкованием пользуются обычно в связи с недостатком знаний об историческом развитии какого-либо явления и об оригинальном богословском или обрядовом контексте, в котором оно появилось. Разрыв, существующий между действием, которое уже не выполняло оригинальной функции, но осталось в литургии, и причиной его появления, которая больше не была известна, преодолевался аллегорическим толкованием.
Наряду с этим фактором, изменению литургического сознания способствовала также популяризация обетных месс. Посвящение заказных месс усопшим, а также здравию и процветанию живых приносило определенный материальный доход, что в большой мере способствовало распространению этих видов богослужения.
В период позднего средневековья появляется и особое место для Святых Даров – табернакулум (шатер), покрытый шелком. Янсенисты были противниками этого культа; иезуиты, напротив, очень горячо его поддерживали и способствовали его возвышению. Вместе с шатром явился и особый престол для выставления Даров, так что алтарь часто оказывался на втором плане. Месса стала преимущественным временем поклонения Святым Дарам.
Происходит переход от понимания Евхаристии как приношения
Таким образом, литургическое чувство присутствия Христа становится пассивным, внешним и индивидуализированным. Вместо активного восприятия события Христа (то есть созидания Святым Духом Христа-Организма-Тела-Церкви), присутствующего не только в причастии, но и в харизме крещения и миропомазания и переживаемого в соборном, личном, общинном опыте всех литургических служений, появляется Христос-Царь на престоле, Которому независимо от литургической службы каждый за себя и по своим нуждам поклоняется и молится.
Б. Тридентский Собор
Начало Собора несколько раз откладывалось, а его работа не была непрерывной. Он три раза прерывался и вновь продолжался. Первая из двадцати пяти соборных сессий была созвана 13 декабря 1545 года, последняя – 4 декабря 1563 года. Основными целями Собора были выработка доктринальных ответов на вызов протестантизма 113 и обновление церковной дисциплины и духовной жизни.
Соборный декрет о мессе, принятый 17 сентября 1562 года, учит о богослужебном языке:
О способе произношения канона мессы Собор говорит:
По вопросу о мессе без причащения мирян Собор высказывает следующее мнение:
В. От Тридентского Собора до дона Проспера Геранже
Между двумя Соборами прошло ровно четыреста лет. Тридентский Собор был завершен 4 декабря 1563 года, а конституция II Ватиканского Собора О священной литургии («Sacrosanctum Concilium») оглашена 4 декабря 1963 года.
Миряне в этот период были в недоумении: что делать на мессе, которую они не понимают?
Похоже об этом пишет и Кюнг:
Тридентский собор
Тридентский собор | |
---|---|
Дата | 13 декабря 1545 — 4 декабря 1563 |
Признаётся | Католицизм |
Предыдущий Собор | Пятый Латеранский собор |
Следующий Собор | Первый Ватиканский собор |
Созван | Павлом III |
Под председательством | Павла III, Юлия III, Пия IV |
Число собравшихся | около 250 в последних сессиях |
Обсуждавшиеся темы | протестантизм, контрреформация |
Документы и заявления | 16 догматических постановлений |
Хронологический список Вселенских соборов |
Триде́нтский собо́р — XIX вселенский собор католической церкви, открывшийся 13 декабря 1545 года в Тренте (или Триденте, лат. Tridentum ), в соборном комплексе, по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563 года, в понтификат Пия IV. Был одним из важнейших соборов в истории католической церкви, так как он собрался для того, чтобы дать ответ реформационному движению. Считается отправной точкой Контрреформации.
Рассматривались концепции следующих догматов:
Постановления собора были подтверждены 26 января 1564 года в булле «Benedictus Deus».
Литература
Ссылки
Восточной и Западной церквей | Первый Никейский собор | Первый Константинопольский собор | Эфесский собор | Халкидонский собор | Второй Константинопольский собор | Третий Константинопольский собор | Второй Никейский собор |
---|---|
Восточной церкви | Трулльский собор | Четвёртый Константинопольский собор (Софийский собор) | Пятый Константинопольский собор | Иерусалимский собор |
Западной церкви | Четвёртый Константинопольский собор | Первый Латеранский собор | Второй Латеранский собор | Третий Латеранский собор | Четвёртый Латеранский собор | Первый Лионский собор | Второй Лионский собор | Вьеннский собор | Констанцский собор | Ферраро-Флорентийский собор | Пятый Латеранский собор | Тридентский собор | Первый Ватиканский собор | Второй Ватиканский собор |
Полезное
Смотреть что такое «Тридентский собор» в других словарях:
ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР — (Триентский собор) вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в г. Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными соборами … Большой Энциклопедический словарь
Тридентский собор — (Trent, Council of) (1545 63), вселенский собор рим. католич. церкви, к рый провел три сессии в г. Тренто на С. Италии. Он определил доктрины церкви в противовес доктринам Реформации, принял реформу в сфере становления культа и укрепил авторитет… … Всемирная история
Тридентский собор — (Триентский собор), Вселенский собор католической церкви, заседал в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в городе Тренто (лат. Tridentum, нем. Trient), в 1547 49 в Болонье. Закрепил догматы католицизма, подтвердил верховенство римских пап над церковными… … Энциклопедический словарь
Тридентский собор — (Триентский) Т. собор, который католики называют обыкновенно вселенским, несмотря на то, что в заседаниях его не принимали участия представители других христианских исповеданий, сыграл очень видную роль в возрождении католической церкви, или в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР — Триентский собор, вселенский собор католич. церкви, заседавший в гг. Триент (нем. Trient, лат. Tridentum, итал. Trento) (1545 47, 1551 52, 1562 63) и Болонья (1547 1549). Определил доктрину и церк. политику католицизма эпохи Контрреформации. Т. с … Советская историческая энциклопедия
ТРИДЕНТСКИЙ СОБОР — 19 й Вселенский собор (согласно принятому в Римско католической церкви счету), открылся 13 декабря 1545 в Триенте (совр. Тренто, Италия) при папе Павле III, а закрылся там же 4 декабря 1563 в понтификат Пия IV. Несмотря на значительные перерывы и … Энциклопедия Кольера
Тридентский собор — Триентский собор, вселенский собор католической церкви, заседавший в 1545 47, 1551 52, 1562 63 в г. Триент [нем. Trient, лат. Tridentum, современный Тренто (итал. Trento)], в 1547 49 в Болонье. Был созван в связи с успехами Реформации по… … Большая советская энциклопедия
Тридентский собор — девятнадцатый Вселенский собор (по счёту Римско Католической Церкви), открывшийся 13 декабря 1545 году в Тренто (лат. Tridentum) по инициативе Папы Павла III, главным образом в ответ на Реформацию, и закрывшийся там же 4 декабря 1563, в… … Католическая энциклопедия
Тридентский Собор — ♦ (ENG Trent, Council of) (1545 1563) римско католический собор, созванный папой Павлом III для проведения церковной реформы в свете протестантской Реформации и для уточнения церковных учений. Его каноны и постановления приспособили учение… … Вестминстерский словарь теологических терминов
Тридентский Собор — … Википедия