троица никулин вицин моргунов рисунки
Малоизвестный фильм с участием Вицина, Никулина и Моргунова, который стал последним для этой троицы
Принято считать, что последний раз эти актёры сыграли вместе в комедии Евгения Карелова «Семь стариков и одна девушка», которая вышла на экраны в 1968 году.
Всем известно, что отец-основатель этой легендарной троицы Леонид Гайдай впервые показал их в своих короткометражках в 1961 году, а через пять лет в комедии «Кавказская пленница» снял в последний раз. Через два года после «Пленницы» вышла комедия Карелова «Семь стариков и одна девушка», который и официально считается последним художественным фильмом в карьере этого трио.
Хотя позже они пару раз участвовали вместе в съемках фильмов-концертов, но эти телепостановки лишь условно можно назвать фильмами.
Даже за такую короткую карьеру троица стала по-настоящему легендарной и навсегда вошла в Золотой фонд отечественного кино.
Но оказывается, что была еще одна короткометражная комедия, которую не показывали широкому кругу зрителей. И вышел этот фильм на экраны в 1971 году, то есть на три года позже «Семи стариков». Фильм называется «Пожара не будет!».
Первоначально фильм задумывался как агитационный, но забавный сюжет и отличная игра актёров вывели его из категории агитки, на подобие того, как в своё время «Самогонщики» и «Пёс Барбос» стали любимыми комедийными фильмами. А ведь они первоначально тоже задумывались как короткометражные агитационные картины против самогоноварения и браконьерства.
У этого фильма есть интересные особенности. Во-первых, в нём снимаются только три актёра (Вицин, Никулин и Моргунов), так как других персонажей нет. Во-вторых, известно, что в 1971 году Юрий Никулин уже не общался с Моргуновым и вряд ли бы не согласился находиться с ним на одной съемочной площадке, так как их отношения были сильно испорчены.
Но, как выяснилось, режиссер фильма мастерски решил эту проблему. Если внимательно просмотреть все сцены фильма, то крупные планы Никулина присутствуют только рядом с Вициным и ни разу с Моргуновым. А в тех сценах, где их персонажи должны находиться вместе, то Никулин всегда снят со спины. И можно сделать вывод, что вместо него снимался дублёр.
Причём всё сделано очень профессионально и если не знать этих нюансов (а большинство советских зрителей того времени об этом не знали), то создается полное впечатление совместной игры Моргунова и Никулина.
Кто еще не видел этот фильм можете это сделать прямо сейчас – получите как минимум приятные воспоминания.
Знаменитая весёлая троица: Вицин, Моргунов и Никулин
Трус,Бывалый и Балбес.
«Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» (1961—1962)
Фильм «Самогонщики» вышел на экран в 1961 году и имел огромный успех.
Дайте жалобную книгу (1964).
Фильм Эльдара Рязанова. Трус, Балбес и Бывалый появляются в эпизодической роли в ресторане, успев стать участниками драки, а также в магазине верхней одежды в роли продавцов (Трус и Балбес).
Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965).
В третьей части серии коротких новелл Трус, Балбес и Бывалый сходятся в схватке с другим персонажем Гайдая, студентом Шуриком. Нанятые проворовавшимся заведующим складом, они пытаются инсценировать ограбление. Шурик, охраняющий склад, воспринимает их всерьёз и оказывает вооружённое сопротивление. Ограбление оказывается неудачным, и троицу, усыплённую собственным хлороформом, сдают в милицию.
Новогодний календарь (1965).
На «Голубом Огоньке» Трус, Балбес и Бывалый предстали в образе скрипачей, веселивших людей.
Сказки русского леса (1966).
Новогодний музыкальный фильм, в котором Трус, Балбес и Бывалый сыграли браконьеров.
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966).
Трус, Балбес и Бывалый подрабатывают мелким жульничеством на Кавказе. Их нанимают местный функционер Саахов и его водитель Джабраил для похищения девушки Нины, племянницы Джабраила, которую хотят насильно выдать замуж за Саахова. В девушку влюблён неизбежный рок троицы, студент Шурик, схватку с которым персонажам предстоит снова выдержать и проиграть. Это единственный фильм, где показан суд над шайкой.
Интересно то, что с «Кавказской пленницей» у Гайдая неожиданно возникли трудности. И причиной тому стал… Юрий Никулин. Актеру не понравился сценарий, и он категорически отказался сниматься. Режиссеру стоило немалого труда уговорить его изменить свое решение. Решающим моментом стало то, что Гайдай пообещал Никулину, что на съемках будет много импровизации и от первоначального сценария мало что останется. В результате «Кавказская пленница» стала лучшей комедией, где снялась троица Никулин-Вицин-Моргунов.
Семь стариков и одна девушка (1968).
Фильм Евгения Карелова, в котором Трус, Балбес и Бывалый появляются в эпизодической роли грабителей: они похищают деньги у инкассатора.
Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (1977).
В этом фильме-концерте Трус и Бывалый снялись в роли музыкантов, они изображали то скрипачей, то вокалистов. Бывалый играл на аккордеоне, на балалайке и на скрипке.
Комедия давно минувших дней (1980).
Трус и Бывалый противостоят Кисе Воробьянинову и Остапу Бендеру в поисках клада. Это последний в облике оригинальных актёров случай появления шайки, причём уже без Балбеса — Никулин отказался от участия, считая образ «замыленным».
Мультипликационные фильмы.
Образы Труса, Балбеса и Бывалого были перенесены в мультфильмы «Бременские музыканты», «По следам бременских музыкантов» и «Новые бременские», где троица появляется в качестве разбойников с большой дороги. Их предводителем здесь становится Атаманша. Трус, Балбес и Бывалый изображены в экзотических головных уборах (папахе, чалме и тюбетейке), которые носили в «Кавказской пленнице».
Звуковые спектакли.«Происшествие в стране Мульти-Пульти».
Трус, Балбес и Бывалый стали одними из основных персонажей детской музыкальной сказки «Происшествие в стране Мульти-Пульти» (режиссёр Л. Шимелов, запись 1981 года, выпущена на грампластинке в 1982 году). Роли озвучивали оригинальные актёры — Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов, соответственно.
Было это так: перед началом одного из очередных представлений в цирке на Цветном бульваре, к главному входу подошел Евгений Моргунов с депутатским значком на лацкане пиджака и всем проходящим зрителям говорил, что для решения всех своих жилищных проблем они могут обращаться к директору цирка. После того, как количество просителей перевалило за полтора десятка, Юрий Никулин направил своего помощника выяснить, в чем же дело. После выяснения всех подробностей Никулин распорядился не пускать Евгения Моргунова в свой цирк: «У нас и своих клоунов хватает! »
Так знаменитая троица распалась. Больше они не снимались вместе в кино, не общались и в жизни…
Троица никулин вицин моргунов рисунки
Лев Давидович Лайнер
Веселая троица — Вицин, Моргунов, Никулин
© Художественное оформление, макет ЗАО «Издательство «Центрполиграф», 2000
© ЗАО «Издательство «Центрполиграф», 2000
Слайды на переплете предоставлены Музеем киностудии «Мосфильм».
Фотографии предоставлены Музеем трех актеров ВИЦИНА, МОРГУНОВА, НИКУЛИНА.
Оформление художника И. А. ОЗЕРОВА.
Издательство и автор книги выражают особую благодарность директору Музея трех актеров ВЛАДИМИРУ ЦУКЕРМАНУ за помощь в создании этой книги.
Что-то вроде предисловия
Роман написать по возможности смешной.
Смех — дело серьезное.
Когда беспробудного кинопьяницу Георгия Вицина останавливали на улице незнакомые люди и предлагали: «Третьим будешь?» он неизменно отвечал: «Я всегда бываю четвертым. Такова концепция».
При слове «концепция» приглашающие, как правило, тушевались. И исчезали.
Хотя концепция, как известно, всего лишь система взглядов на то или иное явление, например, такое, как длительное существование в народной памяти знаменитой актерской тройки — Вицин, Моргунов, Никулин. И как же, спрашиваю я себя, понять нам это явление? Почему до сих пор — а прошел уже не один десяток лет — наши граждане, товарищи и господа смотрят фильмы с этими тремя актерами неизменно с улыбкой, и даже со смехом. Чем эти актеры затронули и продолжают трогать сердца зрителей? Как, каким способом заставляют они зрителя смеяться, переживать, радоваться?
Чтобы это понять, не хватит одной книги, говорю я себе. И все же попытаюсь. Для того, чтобы понять, нужно хотя бы узнать…
И какова же должна быть концепция книги, рассказывающая о трех мастерах смеха? Думаю, если зритель встречал появление троицы со смехом, то и книга о ней должна быть веселой, праздничной, радостной. Масса комического появлялось в фильмах Гайдая, и особенно в фильмах с участием троицы. Значит, обязательно нужно рассказать о самих фильмах, о том, как они создавались. Но ведь много интересного и комического было в жизни у каждого из мастеров смеха и вне тройки. Значит, нужно написать о каждом в отдельности до создания тройки и после ее распада и сообщить читателю малоизвестные и совсем неизвестные факты из бытия артистов.
А еще, полагаю, книга только выиграет, если речь в ней пойдет не только о самих артистах, но и о той атмосфере, в которой они жили, работали, создавали фильмы, то есть о конкретном периоде нашей истории. Когда-то я сочинил афоризм: «Не надо обижаться на иронию судьбы. Судьба иронии еще тяжелее». И писать о грустном тоже придется. Ведь у каждого из тройки были в жизни не только «розы», но и «шипы». И играли они не только комедийные, но и драматические, и даже трагические роли. Следовательно, заключаю я, книга должна быть разноплановой.
День рождения тройни
Объявление в газете:
«У мистера Смита родилась тройня.
Врачи надеются спасти жизнь мистера Смита».
Родился сам, помоги другому.
В 1961 году, когда в кинотеатрах в дневное время показывали художественный альманах под названием «Совершенно серьезно», пустели школьные парты, студенческие аудитории и даже рабочие места в НИИ. Сейчас мало кто помнит, что был такой фильм и что он состоял из пяти короткометражек, среди которых был даже сюжет нашего известного комедиографа Эльдара Рязанова под названием «Как создавался Робинзон».
Но убегали с работы и учебы в основном из-за последней ленты режиссера Леонида Гайдая «Пес Барбос и необычный кросс». Убегали, чтобы в грохочущем от хохота зале почувствовать себя свободными и раскрепощенными. Смех как бы на время стирал «карту будней», запрограммированность и регламентированность бытия. Именно эта короткометражка и осталась в памяти зрителей того поколения. Потому что, пожалуй, только она одна из пяти была настоящим шедевром искусства комедии.
А началось все в тот день, когда родилась веселая троица.
Мне, как писателю-сатирику, приятно, что в нашем жанре хотя бы у одного вида сатиры и юмора есть точная дата рождения. Мы не знаем, когда был написан первый юмористический рассказ, рассказан первый анекдот. Но мы точно знаем, когда родился именно этот вид сатиры и юмора, о котором я сейчас поведаю.
Первого апреля 1921 года замечательный польский поэт и сатирик Юлиан Тувим в одной из лодзинских газет опубликовал объявление: «Могу давать уроки физики, химии и геометрии. Но не хочу». С легкой руки Юлиана Тувима этот жанр прижился в Польше, а потом и у нас. В частности, в стенгазете юмористического «Клуба 12 стульев» «Литературной газеты» под названием «Рога и копыта».
Еще более удивительным показалось мне, что есть точная дата рождения веселой троицы, и не только дата, но и точное время ее появления на свет.
В первом номере за 1966 год очень популярная газета «Неделя» опубликовала анкету «Трио в общем и в частности».
На вопрос «Кто открыл вас как творческое трио?» Вицин ответил: «Нас родила эпоха». Моргунов добавил: «Режиссер Гайдай». Никулин конкретизировал: «Нас создал Гайдай. Это произошло 27 декабря 1960 года в 17 ч 30 мин по московскому времени. В это мгновение Художественный совет «Мосфильма» утвердил состав исполнителей главных ролей в фильме «Пес Барбос и необычный кросс».
Со всей анкетой читатель может познакомиться попозже, а пока заметим: от «крестного отца» тройки тогда (!) никто не открещивался.
К написанию этой статьи, содержащей обзор и анализ памятников троице, меня подтолкнуло событие местного значения.
Недавно в родной Макеевке (городе, в котором я живу), появились памятники моим самым-самым любимым актёрам, великой троице — Юрию Никулину, Георгию Вицину и Евгению Моргунову, в их легендарных образах Балбеса, Труса и Бывалого!
Организовано это частным лицом — скорее всего, владельцем ресторана, возле которого появились фигуры. По этой причине, видимо, появление памятника не очень активно освещалось в наших местных СМИ (обычно открытию какой-нибудь лавочки внимания гораздо больше уделяют).
До этого из деятелей кино у нас увековечивали, кажется, только Ханжонкова (нашего земляка). А так наши памятники в основном исторические, наиболее часто связанные с Великой Отечественной войной, а также памятники героям труда. А самая большая скульптура в городе — конечно же, Ильич (кто бы сомневался).
Теперь в этой компании — знаменитое трио.
В наших местных соцсетях это вызвало неоднозначную реакцию. Многие раскритиковали скульптуры за непохожесть (но многие уже успели с ними сфотографироваться). А украинский сайт «Остров» написал, что «в оккупированной Макеевке установили уродливый памятник».
Это они уже совсем загнули (хотя что от них хорошего ждать).
Уродливым я бы его не назвал. Безусловно, композиция эта не идеальна. Но из многочисленных памятников троице (о которых речь пойдёт ниже) — он далеко не самый худший. Я бы его даже в тройку лучших включил, но мнения своего не навязываю.
Давайте рассмотрим подробнее (конечно же, я их сфотографировал).
Бывалый — вполне.похож. В общем-то, из всей троицы его внешность наиболее легко изобразить, хотя некоторые и его умудряются испортить.
Кстати, на монументе он более стройный, чем в «Кавказской пленнице». То ли Евгению Моргунову польстили, слегка убрав толщину. А может, это для экономии материала.
Трус. Не стопроцентное сходство с Георгием Вициным, конечно, но похож. А если сравнить с монументами, которые я буду приводить ниже, так совсем отлично.
Балбес — наименее похож. Черты лица у статуи более острые чем у Юрия Никулина.
И теперь давайте рассмотрим памятники в других городах.
Один из самых известных — в Перми. Интересная идея — их знаменитая машина из «Кавказской пленницы» здесь игрушечная, и её ведут за верёвочку.
Здесь просто великолепно сделан Никулин, да и Моргунов замечательный.
Но Вицин! Я не знаю, что было в голове у скульптора А.Залазаева в процессе создания, но этот дряхлый, измождённый, старый человек на Вицина не похож, разве что отдалённо, некоторыми чертами лица.
Георгий Михайлович в старости лучше выглядел, а уж с временем «Кавказской пленницы» и сравнивать нечего.
Или это скульптор изобразил внутренний мир Труса, или его будущее (не актёра, а персонажа)?
Обидно — работа серьёзная, вроде одна из лучших, но эта часть монумента всё портит.
Кстати, ему уже неоднократно отпиливали руку (на следующем фото он как раз изувеченный).
И ещё один вариант с разбойниками — в селе Раменское. Они мирно сидят и ловят рыбу.
Вот только почему эта композиция — именно в образе разбойников? Ведь это, судя по бревну в руках Бывалого, воспроизведение сцены из фильма «Пёс Барбос и необычный кросс» — когда троица изображает обычных рыбаков, чтобы рыбнадзор ничего не заподозрил? Может, скульптору мультперсонажей делать легче, чем киношных — к ним претензий меньше из-за того что непохожи?
Это Краснодар. Здесь даже ресторан называется «Кавказская пленница». Поэтому без «кунаков влюблённого джигита» не обошлось.
И тоже не похожи абсолютно. Что-то среднее между великой троицей Вицин-Никулин-Моргунов и жалкой пародией Стругачёв-Добрынин-Степанченко из ремейка.
На настоящем Кавказе тоже есть памятник героям «Кавказской пленницы»! Это — Ереван. Сходства опять не наблюдается, особенно Никулин не похож.
Вот такие деревянные Трус, Балбес и Бывалый несут бревно в Искитимском районе Новосибирской области, изготовленные любителем резьбы по дереву Иваном Москвиным.
С одной стороны, они наименее похожи. Но с другой стороны, дерево — материал непростой, идея неплохая, поэтому мастер всё же — молодец!
Цветные памятники — это, конечно, отдельная песня. Они — самые странные.
Вот что изваяли в Сочи.
В Башкирии вот такая композиция, воспроизводящая легендарный эпизод на дороге из той же «Кавказской пленницы».
Из-за нарушенных пропорциях на таких памятниках они выглядят как недоразвитые люди.
И эту же сцену воспроизводит памятник в Иркутске. Именно его я считаю самым лучшим из всех.
Во-первых, герои, хоть тоже не идеальны, но всё же наиболее близки к образам.
А самое главное в этой композиции — сюжет. Ведь за троицей следит сам Леонид Гайдай, да ещё и пёс Барбос с динамитом рядом стоит!
Этот памятник в Иркустке установлен не просто так — ведь именно здесь начинал свой творческий путь Гайдай!
Авторы монумента — скульпторы А.Миронов и Л.Сериков, архитектор С.Демков.
На этом у меня всё. Пока искал памятники, нарыл ещё много вариантов статуэток троицы, а также масок, восковых фигур, но на это уже никакой статьи не хватит, отложим на следующий раз. Сегодня — только памятники, стоящие на улицах.
А Вам нравятся такие композиции?
И какую из них Вы считаете самым уродливой?
Почему из фильма «Дайте жалобную книгу» Рязанов удалил очень смешной эпизод с Моргуновым
В фильме «Дайте жалобную книгу» Эльдар Рязанов решил использовать троицу комиков Моргунов, Вицин и Никулин немного в другом амплуа. В его лирической комедии они должны были сыграть не мошенников, а работников торговли. Причем статус их персонажей он решил сохранить. Моргунов играл директора крупного магазина одежды, Никулин немного придурковатого продавца-консультанта, а Вицин тоже продавца, но похитрее.
Причем в фильме они должны были сыграть два эпизода – один в магазине на рабочем месте, а другой в ресторане после работы.
По сценарию эпизод в ресторане «Одуванчик» шел первым почти в самом начале фильма. Персонажи этих актёров с удовольствием проводят вечер за ужином, ведет себя не совсем красиво и вступают в конфликт с главным героем фильма. Причем персонаж Моргунова в этой сцене самый наглый и агрессивный.
Позже в фильме появляется второй эпизод с этими актёрами (в сценарии он имеет название «Начальство надо знать в лицо!»), в котором выясняется, что эта троица, оказывается, работает в магазине одежды. Моргунов является директором этого торгового заведения, а Никулин и Вицин продавцы-консультанты. Никулин продавец верхней одежды, в Вицин продавец шляп.
В том эпизоде Никулин по-хамски отмахивается от пожилой покупательницы, которая попросила случайного посетителя (в исполнении Крючкова) помочь ей выбрать мужское пальто. Но никто из присутствующих еще не знает, что персонаж Крючкова, это большой начальник из управления торговли.
Ситуацию быстро разруливает подошедший коллега, тоже продавец в исполнении Вицина. Он быстро и очень вежливо обслуживает Крючкова и покупательницу, а когда те довольные уходят, удивлённому Никулину заявляет: «Начальство надо знать в лицо!».
На одном из просмотров первой версии смонтированного фильма, директор киностудии «Мосфильм» Владимир Николаевич Сурин устроил настоящую выволочку и сценаристам, и режиссёру Рязанову: «Вы что там все с ума посходили!? Вы где такое видели, чтобы советский директор дебоширил и дрался в ресторане, как какой-то биндюжник?»
Короче, Рязанову было строго наказано, чтобы один их этих эпизодов был удалён. Либо Моргунов дерётся в ресторане, но тогда он не директор магазина, либо наоборот, если он директор, то никакого участия его в драке быть не может!
Но Эльдар Рязанов и Александр Галич (он был сценаристом этого фильма) вместе придумали как сохранить оба эпизода и в тоже время удовлетворить Сурина. В сцене в магазине Моргунова решили вообще не показывать, а эпизод «Начальство надо знать в лицо!» пересняли только с Никулиным и Вициным. То есть зрители так и не узнали, что Моргунов был директором этого магазина. Получается, что он участвовала в драке в ресторане, всего лишь как знакомый этих двух продавцов.
Рассказывают, что Моргунов очень обиделся на Рязанова, что этот эпизод позже был вырезан и переснят без его участия. Моргунов заявил, что та сцена именно ему удался лучше всех. И даже объяснения режиссера, что это было требованием руководства, не очень его успокоили. И тогда Рязанов раздраженно ему сказал, что известные и заслуженные артистки Рина Зелёная и Зоя Фёдорова играют в фильме эпизоды еще меньше чем он, но претензий режиссеру не высказывают.
Рина Зеленая исполнила роль ресторанной певицы и была в кадре всего несколько секунд. «Дайте жалобную книгу» (1965).
В 1968 году, в комедии «Семь стариков и одна девушка», Никулин, Вицин и Моргунов сыграли последний раз в своем привычном амплуа вместе. Но по мнению критиков, это было самое худшее выступление легендарной троицы.