троице сергиева лавра фото в хорошем качестве
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Что такое Свято-Троицкая Сергиева Лавра для России ни одному россиянину объяснять не надо.
Каждый, кто хотя бы раз оказывался в Москве с целью ознакомиться с ее достопримечательностями, после посещения Красной площади, Кремля и Третьяковской галерея, задумывался и, имея полдня свободного времени, осуществлял поездку в Сергиев Посад. Благо — всего 70 километров от Москвы.
Я бывал там ребенком с родителями, бывал с любимой девушкой, — впоследствии, — женой, бывал один и сопровождал иностранцев.
Вот, например, мои снимки 1977-го года
Позднее — ездил на машине по Ярославскому шоссе, на электричке с Ярославского вокзала как добраться.
Каждый раз находил там для себя что-то новое.
Если бы меня попросили выбрать три места в России, обязательных для посещения, я бы назвал Сергиев Посад с его Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой после Москвы и Санкт-Петербурга.
Красная Воротная башня
На чем бы вы ни приехали, попадаете в Лавру со стороны большой прикрепостной площади через Красную (Красивую) Воротную башню.
Считается, что ее прототип был построен в XVII веке. Современный величественный вид башня приобрела в XIX веке, когда над ней надстроили Надвратную Церковь.
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи
Проникнув на территорию Лавры через Красную Воротную башню, вы попадаете в ворота Надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи.
Казалось бы, ворота уже пройдены, почему Надвратная церковь находится за воротами в Лавру? Оказывается до середины XVI века именно здесь находились Святые Врата в Лавру. А каменные крепостные стены с Красной башней, закрывающие Святые Врата с востока, были построены позднее.
Конечно же, и Надвратная церковь была построена еще позднее — в самом конце XVII века — на средства Григория Строганова.
Архитектурный стиль Надвратной церкви называют Строгановским направлением московского барокко. Действительно, церковь очень яркая и красивая!
Она украшена богатым декором, а в воротах можно увидеть фрески с изображениями Сергия Радонежского.
Интересно, что фрески были восстановлены сразу после Великой Отечественной войны, в тот период, когда, как известно, религия не была в почете в нашем коммунистическом государстве.
Успенский Собор
Еще находясь в воротах Надвратной церкви и выходя на территорию Лавры, мы видим величественный Успенский Собор — самое крупное архитектурное сооружение Троице-Сергиевой Лавры. Его пять куполов — четыре синих с золотыми звездами, и одна — золотая, возвышаются над окружающими церквями, постройками, башнями и крепостными стенами. Силуэт Собора, совпадающий с силуэтами Успенского Собора Московского Кремля, Соборного Собора Смоленской иконы Божией матери Новодевичьего монастыря XVI века, а также, как считается, с силуэтом их прототипа Успенского Собора Владимира XII века, — знакомы каждому из нас с детства и являются наиболее традиционными в русской православной архитектуре.
В последнее время по России появилось много таких соборов, например собор Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре Москвы или Преображенская церковь в Жуковском. Каждый раз видя такой собор, я вспоминаю Успенский Собор Троице-Сергиевой Лавры.
Гробница Годуновых
Гробница (или усыпальница) Годуновых находится рядом со стеной Успенского Собора. Считается, что там сейчас находятся останки царя Бориса Годунова, его жены Марии, сына Федора и дочери Ксении, захороненных в начале XVII века под папертью собора.
Эта усыпальница придает дополнительный интерес к Лавре, основанный на историзме и различных трактовках роли царя Бориса в истории России и российской культуры и искусства. Каждый из нас придерживается определенного мнения, и возможность поразмышлять над усыпальницей — хороший повод поехать в Лавру только лишь для этого…
Колокольня
и убеждаемся, что Троице-Сергиевская колокольня сейчас на 12-ом месте (или 10-ом в России, и 2-ом в Московском регионе после колокольни Николо-Угрешского монастыря).
Надкладезная часовня
Обходим Успенский Собор и у западной его стены видим изящную четырехярусную Надкладезную часовню. На месте алтаря у нее колодец. Здесь был чудесным образом обнаружен родник.
Троицкий собор
Троицкий собор — самый древний собор в Троице-Сергиевой Лавре. Он, пожалуй, наряду со Спасским собором Андронникова монастыря, является самым древним в Москве и Московском регионе — начало XV века. И, во всяком случае, древнее нынешних соборов Кремля. Конечно, XV век не так впечатляет, как XII век Успенского собора во Владимире, но — все равно Собор является одним из самых древних в России.
В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия — главная святыня обители.
Собор знаменит своим уникальным алтарем, а также тем фактом, что свою Троицу Андрей Рублев писал именно для этого собора. Сейчас там — копия. Оригинал, по-прежнему в Третьяковке. Вопрос о возвращении Троицы на место остается открытым…
Никоновский придел Троицкого Собора
Преемником Сергия Радонежского был Никон. Мощи Сергия упокоили в Троицком Соборе, а мощи Никона — в Никоновском приделе этого собора. Его постройка датируется XVI веком. Теперь Троицкий Собор и церковь Никоновского придела смотрятся как единый архитектурный ансамбль.
Духовская церковь
Совсем недавно в июне 1996 года после молебна преподобному Максиму были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма. Мощи преподобного были обретены и во временной раке помещены в Свято-Духовской церкви Лавры, где находятся и в настоящее время.
По желанию можно этому верить.
Михеевская церковь
Маленькая, но изящная Михеевская церковь была построена значительно позднее основных соборов и церквей Лавры — в середине XVIII века. Очень гармонирует с великолепным Трапезным Храмом.
Церковь Иконы Смоленской Божьей Матери
Небольшая церковь XVIII века в стиле елизаветинского барокко, не характерного для московского региона.
Митрополичьи покои
Митрополичьи покои построены в XVIII веке на месте более древних Настоятельских келий и Царицыных хоромов.
Трапезный храм
Двухэтажная Церковь преподобного Сергия с Трапезой или Трапезный храм или Сергиевская церковь примыкает к великолепной Трапезной Палате. Она содежит уникальный позолоченный иконостас XVII в. из разрушенного московского храма «Никола Большой Крест».
Храм в честь прп. Зосимы и Савватия Соловецких
Храм в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (середина XVII века) образует единый архитектурный комплекс с окружающими его палатами, где когда-то размещалась монастырская лечебница. Считается, что форма храма совпадает с формой не сохранившегося Покровского Собора на Соловецких островах.
Царские Чертоги
Царские Чертоги, то есть Царский Дворец (конец XVII века) сменил на этом месте старый деревянный дворец Ивана Грозного. Новые каменные палаты построены в том же стиле, что и Трапезная и формируют единый четырехугольный ансамбль монастыря. Здание несколько раз меняло свое назначение. К сожалению, сейчас внутрь доступа нет, и познакомиться с богатой внутренней отделкой простому туристу или паломнику нельзя.
Обелиск
Обелиск был сооружен в 1792 в память о 400-летнем юбилее со дня смерти Преподобного Сергия. На четырех медных овальных пластинах рассказана история монастыря.
Успенский кладезь с часовней
Успенский кладезь с часовней используется верующими для набора воды из священного родника.
Крепостные стены
В середине XVI века деревянные стены монастыря сменили на каменные. Более полутора километров 5-6-и метровых стен толщиной до 3,5 м и 12-ю боевыми башнями представляли собой одно из самых мощных фортификационных сооружений Европы того времени. Во время польской интервенции стены подросли и увеличили толщину вдвое и выдержали 16-и месячную осаду.
Плотничья и Каличья башни
Плотничья башня прикрывает северо-западную сторону крепости на крутом берегу слияния двух речек Кончуры и Вондюги. Построена в первой половине XVII века. Высота — 26 метров, диаметр — 18 метров. Имеется 77 бойниц.
Каличья башня существенно более поздняя. В середине XVIII века она была отстроена заново. Внутри имеется винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку.
Звонковая башня
Звонковая башня (XVI—XVII вв.) названа по наличию в ней колокола, который оповещал о начале и окончании занятий в Духовной семинарии. Имеет традиционную четырехугольную форму (10×11 м). Имеет 50 бойниц. Украшена пилястрами, арочками и поребриком.
Уточья башня
Пятницкая башня
Восьмигранная шестиярусная Пятницкая башня (1640 г.) — самая суровая башня крепости, замыкает юго-восточный угол Троице-Сергиевой Лавры. Высота башни — 22 метра, диаметр — 21 метр. Известно, что во время Польского нашествия ее предшественница была уничтожена в результате взрыва.
Часовня Пятницкого колодца
Круглая в плане часовня Пятницкого колодца (конец XVII — начало XVIII вв.) находится за пределами стен Лавры на берегу реки Кончуры, но в непосредственной близости от центрального входа через Красную Воротную башню. Поэтому вы ее обязательно увидите на пути со станции.
Пятницкая и Введенская церкви
Пятницкая и Введенская церкви (середина XVI века) примыкают к южной стороне Троице-Сергиевой Лавры. Когда-то они входили в состав Подольного Пятницкого монастыря. Представляют собой единый ансамбль, хотя и очень не похожи друг на друга.
Памятник Сергию Радонежскому
Бронзовый памятник работы Валентина Чухаркина установлен в 2000-ом году. Преподобный Сергий изображен в простом монашеском одеянии с благословляющим перстом. В левой руке он держит свиток с оставленными им заветами монашеского жития.
Московская Духовная Академия
Московская Духовная академия переехала из Москвы в Сергиев Посад в 1814 году, заняв здания Троицкой лаврской семинарии так как ее помещения в Москве сильно пострадали во время пожара 1812 года. После 1917 года была закрыта, но вновь возобновила свою деятельность в 1947 году. Здания из красного кирпича с великолепным декором находятся у западной стены Лавры.
Ильинская церковь
Ильинская церковь находится на холме на берегу Келарского пруда. Построена в 1760 году в стиле московского барокко. В советские времена, когда Троице-Сергиева Лавра была закрыта, эта церковь была единственной церковью Сергиева Посада (Загорска).
Родник, святой источник и купель Саввы Сторожевского
В предании об этом источнике сказано что преподобный Савва извел источник из недр земных молитвою у Троице-Сергиевой Лавры.
Он находится в 150 м от стен монастыря. Располагается на правом берегу ручья, и в 700 м от центрального входа Лавры. Здесь же видим симпатичную деревянную часовню.
Келарский пруд
Келарский пруд находится у южной стены Троице-Сергиевой Лавры. Пруд был вырыт и подпружен по указанию лаврского келаря Адриана Ангелова в 1552 году. В 1815 году каменная плотина увеличила его размеры.
Памятник Ленину
Уместен ли памятник Ленину возле Троице-Сергиевой Лавры? Каждый решает для себя. Напомню лишь, что в советское время Сергиев Посад сменил имя на Загорск в память об одном из большевиков. Имя городу вернули. Но и памятник Ленину оставили. Когда я там был, на памятнике было пятно от краски…
Мемориал Славы с Вечным огнем
Мемориал в память о погибших советских воинах был открыт в 1950-ом. В 1969-ом здесь были захоронены останки около 300 героев. В 1977-ом сюда был доставлен вечный огонь от Кремлевской стены. Такие памятники уместны в любом российском городе…
Памятник Савве Мамонтову
Для несведущего туриста или паломника — достаточно неожиданный памятник на Вокзальной площади! Я тоже удивился, увидев Савву Мамонтова там, где обычно мы видим памятник Ленину, да еще во фривольной сидящей позе. Однако потом, почитав о Савве в интернете, понял, что памятник на месте, так как Савва имел непосредственное отношение к строительству Ярославской железной дороги вплоть до Архангельска. Эту сторону его полезной деятельности на благо России мало кто знает и помнит. Памятник установлен в 1999 г. в День города. Скульптор — В. Чухаркин.
В заколючение для желающих — мои видеоклипы:
Троице-Сергиева Лавра часть I
Троице-Сергиева Лавра часть II
Троице-Сергиева Лавра часть III
Троице-Сергиева Лавра часть IV
Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра Слайд-шоу Часть I
Сергиев Посад Слайд-шоу Часть II
7 чудесных историй Троице-Сергиевой лавры
Это знамение произошло в Троице-Сергиевой лавре во время ее осады польско-литовским войском, в сентябре 1606 года – накануне Сергиева дня. Священник по имени Пимен горячо, проливая слезы, молился Божьей матери. Вдруг в окне кельи он увидал яркий, ослепительный свет. Он испугался, решив, что неприятели подожгли святую обитель и это горят здания монастыря. Вот как об этом написано в книге «Осада Троице-Сергиевой лавры»: «В испуге и смятении он поспешно выбежал из келии; выйдя же на крыльцо, он увидал ярко сиявший огненный столп, который поднимался над самою церковную главою и вершиною своей достигал небес. Пимен еще более ужаснулся при виде этого чудного знамения и созвал братию и бывших в монастыре посторонних мирян. Наконец собралась целая толпа народа, и все смотрели на огненный столп и дивились чудесному знамению. Так прошло несколько минут. Потом огненный столп начал мало-помалу опускаться, обратился в светлое облако и проник сквозь окно в соборный храм Пресвятой Троицы».
Существует много свидетельств о том, как то монахам, то паломникам Троице-Сергиевой лавры являлись люди и даже животные, жившие в лавре раньше, но уже умершие. А еще чаще людям «является» монастырская стена: то деревянная, то с пушками – и является так явственно, что смотрящие не сомневаются в истинности того, что видят. Описывают они стену именно такой, какой она в действительности была, не забывая подробностей: можно даже пересчитать ядра пушек, застрявшие меж бревен (несмотря на то, что каменные стены сменили деревянные еще в XVI веке). Причем большинство людей, видевших загадочную стену, уверены, что ее специально оставили при перестройке как историческую реликвию.
3. Подземные дороги
4. Целебные источники
Вокруг Троице-Сергиевой лавры много источников, славящихся своей водой, излечившей уже не одного человека. По преданию, первый источник возник как чудо, когда Сергий с монахом из братии пошли к оврагу (речка возле обители мутна и мелка, ее вода почти непригодна для питья) и увидели лужицу дождевой воды в ущелье. Став на колени, преподобный Сергий долго молился, а после освятил эту лужицу. Немедленно после этого из земли забил источник. С тех пор к нему приходят люди, считая его чудотворным. У деревни Ляпино находится водопад Гремячий. Сергий Радонежский и ученик его Роман жили на этом месте долгое время. В каждой молитве Сергий просил Божьего заступничества о русском народе. На памятном знаке у этого водопада написано: «Господь внял его молитвам и с тех пор непреходящим знаком вечной памяти о великом молении преподобного Сергея за Русскую Землю из недр этой горы забили пробужденные силою духа струи благодатных источников». А самый знаменитый целебный источник лавры был обретен в 1644 году во время ремонта паперти Успенского собора. Слепой монах Панфутий получил исцеление от его воды, и после этого чуда многие верующие получали исцеление. В конце XVII века над источником соорудили часовню, стоящую там и поныне.
6. Спасение мощей преподобного Сергия
Эта история долгое время сохранялась в тайне. Во время гонений на церковь, в 1919 году перед Страстной неделей, женщина, зять которой был местным комиссаром, постучала ночью в дом священника Павла Флоренского. Она попросила его об исповеди и рассказала о телефонном разговоре с Москвой, который слышала у себя дома. Она слышала слова «опиум для народа», «кости», «лавра…» Этих слов было достаточно, чтобы той же ночью Павел Флоренский с наместником монастыря и некоторыми другими людьми тайно вошли в Троицкий собор. Сотворив молитву у раки с мощами преподобного Сергия, они вскрыли ее и заменили голову святого на голову князя Трубецкого, погребенного в лавре. Святыню они схоронили в ризнице и дали обет молчания. Через неделю, на Пасху, безбожники «разоблачали чудеса» в лавре. Удивительно, что пленка, на которую снимали это действо, оказалась засвеченной именно в том месте, где следовала запись глумления над святыней.
Главу преподобного Сергия Радонежского вернул к его мощам схиархимандрит Иларион (Удодов), который хранил ее в период с 1941 по 1945 год в алтаре церкви Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове.
7. Нить русской истории
Много историй хранит в себе Троице-Сергиева лавра. В XV веке монастырь грабил и жег хан Едигей, косовские монахи бежали сюда и строили здесь первый каменный храм, Дмитрий Шемяка захватывал в плен Василия II… Позже царская чета Годуновых молилась здесь о детородии и возводила Успенский храм, Сапега и Лисовский осаждали монастырь-крепость 16 месяцев. Здесь крестился Иван Грозный, пряталась от Стрелецкого бунта царевна Софья Алексеевна, царевичи Иван и Петр. Сюда бежал из Москвы Петр I. Для этой лавры писал свою знаменитую «Троицу» Андрей Рублев. Лавра жертвовала огромные средства на поддержку русского войска в 1812 году…
Редкие кадры Троице-Сергиевой Лавры: торговые ряды у стен монастыря и сандалии преподобного Сергия
Приблизительное время чтения: 2 мин.
На фоторесурсе «Русская Церковь в фотографиях» выложены уникальные фотографии Троице-Сергиевой Лавры из частного собрания Константина Бенедиктова.
» Фотография в Троице-Сергиевой Лавре появилась довольно рано, — пишет владелец редких кадров. — Первые опыты можно отнести концу 50-х годов XIX века. А уже концу 60-х годов существовала отдельная фотомастерская. Из под рук братии монастыря выходили фотографии видов и реликвий обители, снимки вкладов в ризницу монастыря. В более позднее время паломники и любой желающий могли сняться в мастерской. Известны портреты выдающихся насельников обители. Запечатлены важные важные события в ее истории. В ХХ веке, несмотря на невзгоды, постигшие Русскую Церковь, интерес в Троицкому монастырю не ослабевает. Выдающиеся мастера русской фотографии оставили художественные снимки Лавры и окрестностей. В частности, в конце 30-х — начале 40-х годов на реставрационных работах в монастыре снимали такие классики, как Александр Гринберг и Александр Хлебников».
1920-1940 годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото Александра Гринберга из коллекции Константина Бенедиктова
1920-1940 годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото Александра Гринберга из коллекции Константина Бенедиктова
1920-1940 годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото Александра Гринберга из коллекции Константина Бенедиктова
1920−1940 годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото неизвестного автора из коллекции Константина Бенедиктова
1940-е годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото неизвестного автора из коллекции Константина Бенедиктова
1940-е годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото неизвестного автора из коллекции Константина Бенедиктова
Конец XIX в. Предметы ризницы Троице-Сергиевой Лавры.
Фото фотомастерских Троице-Сергиевой Лавры из коллекции Константина Бенедиктова
Конец XIX в. Предметы ризницы Троице-Сергиевой Лавры.
Фото фотомастерских Троице-Сергиевой Лавры из коллекции Константина Бенедиктова
Конец XIX в. Предметы ризницы Троице-Сергиевой Лавры.
Фото фотомастерских Троице-Сергиевой Лавры из коллекции Константина Бенедиктова
Начало XX в. Троице-Сергиева Лавра.
Фото фотомастерских Троице-Сергиевой Лавры из коллекции Константина Бенедиктова