троице сергиева лавра старые фото
Редкие кадры Троице-Сергиевой Лавры: торговые ряды у стен монастыря и сандалии преподобного Сергия
Приблизительное время чтения: 2 мин.
На фоторесурсе «Русская Церковь в фотографиях» выложены уникальные фотографии Троице-Сергиевой Лавры из частного собрания Константина Бенедиктова.
» Фотография в Троице-Сергиевой Лавре появилась довольно рано, — пишет владелец редких кадров. — Первые опыты можно отнести концу 50-х годов XIX века. А уже концу 60-х годов существовала отдельная фотомастерская. Из под рук братии монастыря выходили фотографии видов и реликвий обители, снимки вкладов в ризницу монастыря. В более позднее время паломники и любой желающий могли сняться в мастерской. Известны портреты выдающихся насельников обители. Запечатлены важные важные события в ее истории. В ХХ веке, несмотря на невзгоды, постигшие Русскую Церковь, интерес в Троицкому монастырю не ослабевает. Выдающиеся мастера русской фотографии оставили художественные снимки Лавры и окрестностей. В частности, в конце 30-х — начале 40-х годов на реставрационных работах в монастыре снимали такие классики, как Александр Гринберг и Александр Хлебников».
1920-1940 годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото Александра Гринберга из коллекции Константина Бенедиктова
1920-1940 годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото Александра Гринберга из коллекции Константина Бенедиктова
1920-1940 годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото Александра Гринберга из коллекции Константина Бенедиктова
1920−1940 годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото неизвестного автора из коллекции Константина Бенедиктова
1940-е годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото неизвестного автора из коллекции Константина Бенедиктова
1940-е годы. Троице-Сергиева Лавра.
Фото неизвестного автора из коллекции Константина Бенедиктова
Конец XIX в. Предметы ризницы Троице-Сергиевой Лавры.
Фото фотомастерских Троице-Сергиевой Лавры из коллекции Константина Бенедиктова
Конец XIX в. Предметы ризницы Троице-Сергиевой Лавры.
Фото фотомастерских Троице-Сергиевой Лавры из коллекции Константина Бенедиктова
Конец XIX в. Предметы ризницы Троице-Сергиевой Лавры.
Фото фотомастерских Троице-Сергиевой Лавры из коллекции Константина Бенедиктова
Начало XX в. Троице-Сергиева Лавра.
Фото фотомастерских Троице-Сергиевой Лавры из коллекции Константина Бенедиктова
Самые старые снимки Троице-Сергиевой лавры (попытка датировки)
Найденным за последние дни изоматериал позволяет приступить к первым попыткам систематизации самого раннего периода истории Сергиева Посада. В данном случае нас интересует только один, самый знаменитый вид Троице-Сергиевой лавры с юго-востока, мимо которого не прошёл ни один художник или фотограф. Первое реалистическое изображение создал в 1825 г. знаменитый французский ведутист Кадоль.
Самый ранний снимок, как мне удалось установить, был сделан в период между 1860 и 1862 гг. неизвестным фотографом:
К сожалению, это самый смотрибельный вариант из всех, что удалось найти в Интернете. Качественная репродукция хранится в Государственном историческом музее (Москва). Уверен, что дело чести для всех радонежских краевдов добиться, чтобы это уникальное фото стало доступно для всех в оригинальном разрешении.
А пока что мы имеем в высоком разрешении лишь художественную репродукцию этого снимка, опубликованную типографией Лавры в ноябре 1862 года.
Нижней датой я полагаю 1860 год, когда была перестроена часовня Пятницкого колодца (самый нижний храм на снимке). Внешне он при этом практически не изменился, зато именно с этой перестройкой (я уверен) было свяно появление тропы вокруг здания, а также сходов с шоссе и мостика-лавы. На гравюре 1856 года видно, что трава доходила до самых стен храма.
Второй старейший снимок был сделан, вероятно, вскоре после первого:
Как я уже писал, по своим деталям он соответствует литографии, которая датирована в Интернете 1862 годом:
Самое главное отличие второго снимка от первого состоит в том, что дом в шесть окон с мезонином (в правом нижнем углу) уже уступил место дому в три окна с пристройкой в три окошка, но ещё стоит сарайчик с односкатной крышей, оставштйся от прежнего домохозяйства.
Также ещё цел «помост» сходов с загадочным «камнем» за часовней Пятницкого колодца. Вот он крупным планом на художественной репродукции с первого снимка:
Увы, в полной уверенности в правильности датировки литографии 1862 годом нет, надо как-то её перепроверять. Но пока предположим, что она верная. Тогда второй снимок был сделан, скорее всего, в том же 1862 году.
Теперь смотрим третий снимок, который известен по одной публикации 1876 года, но сделан был явно раньше:
КРУПНО
Этот снимок известен краеведам уже давно и ещё три дня назад считался старейшим для города.
Что изменилось?
Вместо «помоста» сходов с шоссе появилась лестница, плюс исчез старый сарайчик с односкатной крышей.
Примерно в одно время с предыдущим был сделан ещё один снимок:
Здесь также уже появилась лестница, вместо «помоста» сходов.
Это вполне могло случится уже к 1863 году, а вот какова верхняя дата для обоих снимков?
В Интернете нашлись две литографии, обе датированные 1871 годом. Первая, например, здесь.
На обеих в правом нижнем углу вместо избы появился двухэтажный дом.
При этом почему-то вновь появился «помост» сходов вместо простой лестницы. Моя версия такова: художники использовали старые гравюры, на которых для свежего издания актуализировали застройку, но на «помост» просто не обратили внимание. Заодно гравёры дотошно воспроизвели три фигуры перед мостиком со старейшего снимка. Издержки жанра)).
На гравюре И.И.Старченкова 1874 года «помост» за часовней всё ещё существует:
Удивительно, но в своём первоначальном виде двухэтажный дом пока не найден на фотографиях.
На снимке 1880-х он уже перестроен и имеет тот вид, в котором дотянул до конца 20 века:
Таковы первые итоги нашего исторического расследования.
Надеюсь, местные краеведы и другие знатоки окажут помощь в его продолжении.
7 чудесных историй Троице-Сергиевой лавры
Это знамение произошло в Троице-Сергиевой лавре во время ее осады польско-литовским войском, в сентябре 1606 года – накануне Сергиева дня. Священник по имени Пимен горячо, проливая слезы, молился Божьей матери. Вдруг в окне кельи он увидал яркий, ослепительный свет. Он испугался, решив, что неприятели подожгли святую обитель и это горят здания монастыря. Вот как об этом написано в книге «Осада Троице-Сергиевой лавры»: «В испуге и смятении он поспешно выбежал из келии; выйдя же на крыльцо, он увидал ярко сиявший огненный столп, который поднимался над самою церковную главою и вершиною своей достигал небес. Пимен еще более ужаснулся при виде этого чудного знамения и созвал братию и бывших в монастыре посторонних мирян. Наконец собралась целая толпа народа, и все смотрели на огненный столп и дивились чудесному знамению. Так прошло несколько минут. Потом огненный столп начал мало-помалу опускаться, обратился в светлое облако и проник сквозь окно в соборный храм Пресвятой Троицы».
Существует много свидетельств о том, как то монахам, то паломникам Троице-Сергиевой лавры являлись люди и даже животные, жившие в лавре раньше, но уже умершие. А еще чаще людям «является» монастырская стена: то деревянная, то с пушками – и является так явственно, что смотрящие не сомневаются в истинности того, что видят. Описывают они стену именно такой, какой она в действительности была, не забывая подробностей: можно даже пересчитать ядра пушек, застрявшие меж бревен (несмотря на то, что каменные стены сменили деревянные еще в XVI веке). Причем большинство людей, видевших загадочную стену, уверены, что ее специально оставили при перестройке как историческую реликвию.
3. Подземные дороги
4. Целебные источники
Вокруг Троице-Сергиевой лавры много источников, славящихся своей водой, излечившей уже не одного человека. По преданию, первый источник возник как чудо, когда Сергий с монахом из братии пошли к оврагу (речка возле обители мутна и мелка, ее вода почти непригодна для питья) и увидели лужицу дождевой воды в ущелье. Став на колени, преподобный Сергий долго молился, а после освятил эту лужицу. Немедленно после этого из земли забил источник. С тех пор к нему приходят люди, считая его чудотворным. У деревни Ляпино находится водопад Гремячий. Сергий Радонежский и ученик его Роман жили на этом месте долгое время. В каждой молитве Сергий просил Божьего заступничества о русском народе. На памятном знаке у этого водопада написано: «Господь внял его молитвам и с тех пор непреходящим знаком вечной памяти о великом молении преподобного Сергея за Русскую Землю из недр этой горы забили пробужденные силою духа струи благодатных источников». А самый знаменитый целебный источник лавры был обретен в 1644 году во время ремонта паперти Успенского собора. Слепой монах Панфутий получил исцеление от его воды, и после этого чуда многие верующие получали исцеление. В конце XVII века над источником соорудили часовню, стоящую там и поныне.
6. Спасение мощей преподобного Сергия
Эта история долгое время сохранялась в тайне. Во время гонений на церковь, в 1919 году перед Страстной неделей, женщина, зять которой был местным комиссаром, постучала ночью в дом священника Павла Флоренского. Она попросила его об исповеди и рассказала о телефонном разговоре с Москвой, который слышала у себя дома. Она слышала слова «опиум для народа», «кости», «лавра…» Этих слов было достаточно, чтобы той же ночью Павел Флоренский с наместником монастыря и некоторыми другими людьми тайно вошли в Троицкий собор. Сотворив молитву у раки с мощами преподобного Сергия, они вскрыли ее и заменили голову святого на голову князя Трубецкого, погребенного в лавре. Святыню они схоронили в ризнице и дали обет молчания. Через неделю, на Пасху, безбожники «разоблачали чудеса» в лавре. Удивительно, что пленка, на которую снимали это действо, оказалась засвеченной именно в том месте, где следовала запись глумления над святыней.
Главу преподобного Сергия Радонежского вернул к его мощам схиархимандрит Иларион (Удодов), который хранил ее в период с 1941 по 1945 год в алтаре церкви Владимирской иконы Божией Матери в Виноградове.
7. Нить русской истории
Много историй хранит в себе Троице-Сергиева лавра. В XV веке монастырь грабил и жег хан Едигей, косовские монахи бежали сюда и строили здесь первый каменный храм, Дмитрий Шемяка захватывал в плен Василия II… Позже царская чета Годуновых молилась здесь о детородии и возводила Успенский храм, Сапега и Лисовский осаждали монастырь-крепость 16 месяцев. Здесь крестился Иван Грозный, пряталась от Стрелецкого бунта царевна Софья Алексеевна, царевичи Иван и Петр. Сюда бежал из Москвы Петр I. Для этой лавры писал свою знаменитую «Троицу» Андрей Рублев. Лавра жертвовала огромные средства на поддержку русского войска в 1812 году…
«Троице-Сергиеву лавру помню совсем другой»
Воспоминания о Троице-Сергиевой лавре
Тысячи паломников со всего мира едут в Сергиев Посад, чтобы помолиться преподобному Сергию, игумену Радонежскому, попросить его помощи. И сегодня, 8 октября, когда совершается память любимого многими святого, в Троице-Сергиевой лавре очень многолюдно. Преподаватель Сретенской духовной академии Олег Стародубцев впервые оказался в Лавре в 90-е годы, когда только-только начинался процесс ее возрождения.
От моего дома до обители всего 450 шагов, из окна я вижу вход в Лавру. Дом мой с историей – его строил в 1917 году врач-стоматолог Сергиева Посада, поэтому на втором этаже он жил, а на первом вел прием пациентов. Архивы указывают, что здесь бывал в его кабинете патриарх Тихон. Мой бывший студент говорит: «Олег Викторович, у Вас дома музей, во дворе музей и Вы сами – музей». Пожалуй, трудно с этим не согласиться…
Встреча
Впервые я оказался в Сергиевом Посаде летом 1991 года. Тогда город носил название Загорск. Я работал в бригаде реставраторов, нас отправили на закупку тканей для богослужений. Вспоминаю Лавру многолюдной, но не из-за туристов, а из-за паломников, которые приезжали помолиться.
Вспоминаю Лавру многолюдной, но не из-за туристов, а из-за паломников, которые приезжали помолиться
Образ того времени, как черно-белая пленка: соборы были иначе покрашены, позолота на куполах была не столь яркой. Вдоль лаврской стены тогда еще паслись коровы и козы, привязанные на длинные веревки к кольям. Посад того времени напоминал большую деревню. Кругом был частный сектор, некошеные газоны, не было хороших дорог и тротуаров. Все окрестности оглашались гомоном домашних птиц и пением петухов.
Я помню, когда уже был студентом академии, начались масштабные работы – впервые реставрировали колокольню. Вырыли огромный котлован со стороны академии. Были видны дубовые сваи, на которых стоит колокольня. Впечатление потрясающее!
О старой Лавре
Часто вспоминаю студенческие годы. Времени ни на что не хватало. В 5 утра мы приходили в Троицкий собор и видели повседневную монашескую жизнь: молилась братия, старцы занимали стасидии. Первая всегда была пустая – для отца-наместника. Он стоял перед ракой преподобного и начинал братский молебен. Во второй стасидии – архимандрит Кирилл (Павлов), в третьей – архимандрит Наум (Байбородин), потом отец Лаврентий (Постников), отец Афанасий (Алафинов).
Про отца Афанасия рассказывали, что он из цыган. У него была интересная должность – гробовой монах, настоятель Троицкого собора. Отвечал за гроб преподобного Сергия и напрямую подчинялся патриарху. Сейчас такой должности нет.
Отец Афанасий находился в соборе с раннего утра и до девяти вечера, пока не проведут уборку, всегда возле мощей преподобного. Многие его побаивались, а я его почему-то никогда не боялся. Помню, когда я уже был преподавателем, приезжал из Москвы и шел к мощам. Отец Афанасий смотрел, хватал меня за бороду, которой толком не было, и называл «католиком проклятым». С ним можно было так поговорить, шутя.
Паломничество
Поездка в Лавру в те времена была маленьким подвигом. В Старой гостинице Лавры тогда был отдел милиции. Все паломники, которые шли с вокзала, шли как через кордон, потому что любого могли остановить без всякого повода. Обычная ситуация: идет молодой человек, его останавливают. Бывали случаи, что люди сидели в отделе полдня, и ночь могли сидеть.
По воскресеньям, когда заканчивалась поздняя Литургия и начался колокольный звон, на центральной площади включали громкоговорители. Играли песни советских композиторов. Отголосок прошлого еще был – противостояние месту богослужения, попытка внести диссонанс. Всё это еще чувствовалось.
Паломникам было негде жить. В те времена оставляли на ночь открытым Успенский собор. Никаких условий там не было, люди спали прямо на полу или на скамейках. Были бабки-приживалки, которые вечером приходили к храму и брали к себе на ночлег. Но у них места для всех не хватало. Я помню, что ночевал на полу у рабы Божьей Марии в доме у реки Кончура. Она была хлебосольной всегда: утром поила чаем и выгоняла паломников на богомолье, а после восьми вечера можно было снова прийти. За ночлег она брала какие-то символические гроши.
На престольный праздник людей было очень много на всех службах – и на ранних, и на поздних. Потом народ собирался на общую трапезу. А после вечерней службы ждали архипастырей, священников. Все общались, Лавра шумела до поздней ночи. Это была большая дружная семья.
Всем управляет преподобный
Многие говорят: «В Лавре всем управляет преподобный Сергий. Как он благословит, так всё и будет». Так и есть. Рассказывали случаи, когда преподобного видели воочию.
Один студент ошибся по времени и пришел на час раньше на братский молебен. Он прибежал к Троицкому собору и увидел, что монах чистит снег на крылечке. Студент спрашивает: «Батюшка, почему собор закрыт?» А монах ему отвечает, что еще рано. Тогда студент развернулся и пошел, а когда повернулся назад, то преподобного и след простыл.
В Троице-Сергиевой лавре всем управляет преподобный Сергий Радонежский – как он благословит, так всё и будет.
Могу рассказать и свою историю. Я как-то пришел к раке преподобного, приложился к покрову и чувствую, что оттуда идет благоухание, абсолютно ощутимое. Я был смущен этим. Через пару дней снова почувствовал, после второго раза пошел на исповедь и рассказал батюшке. А он ответил, что это Божья благодать меня коснулась.
Я не иконописец, но имею художественное образование. За свою жизнь написал три иконы, одна из них – образ преподобного Сергия Радонежского. Икона мне давалась достаточно сложно. Когда уже нужно было класть золото, мне на голову упала деревянная фанерная перегородка, так, без всякого видимого повода. Но икону я закончил.
Я пришел к академическому духовнику отцу Илариону (Форкавцу) и попросил освятить икону. Отец Иларион сказал, что нужно благословение преподобного, и велел идти к отцу Афанасию. Так я и сделал: передал икону монаху-гробовщику.
В этот день Святейший Патриарх служил акафист преподобному Сергию. В конце акафиста я увидел, что икона стоит на открытой раке преподобного в ногах. Оказалось, она стояла всю службу, весь акафист. Я был, как ребенок, рад.
После этого случая как-то приехал в Лавру и зашел, чтобы приложиться к мощам. Там столкнулся с отцом Афанасием. Он попросил его проводить, потому что в последний год жизни ему было уже тяжело и ходить.
Отца Афанасия уже долгие годы нет, а эта частица хранится в иконе, которую освятили у мощей
Мы дошли до братского корпуса, я собрался уходить, но отец Афанасий благословил зайти в келью, но не дальше прихожей. Там было крохотное пространство, всё в иконах. Он достал крохотный бумажный конвертик и протянул мне. Там лежала частица мощей преподобного. Судя по всему, он отдал то, что принадлежало лично ему. Отца Афанасия уже долгие годы нет, а эта частица хранится в иконе, которую освятили у мощей.
Не хочу сказать, что тогда было хорошо, а сейчас стало плохо. Это было бы неправильно. Меняются поколения, одна эпоха сменяется другой. Это закон жизни, нужно относиться с пониманием. Жизнь жительствует, и я полагаю, что нужно ценить и помнить то, что было. Но в Евангелии сказано: «Достаточно для человека заботы дня сегодняшнего» (Мф. 6: 34). Поэтому нужно благодарить Господа за нынешний день.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Свято-Троицкая Сергиева Лавра
Что такое Свято-Троицкая Сергиева Лавра для России ни одному россиянину объяснять не надо.
Каждый, кто хотя бы раз оказывался в Москве с целью ознакомиться с ее достопримечательностями, после посещения Красной площади, Кремля и Третьяковской галерея, задумывался и, имея полдня свободного времени, осуществлял поездку в Сергиев Посад. Благо — всего 70 километров от Москвы.
Я бывал там ребенком с родителями, бывал с любимой девушкой, — впоследствии, — женой, бывал один и сопровождал иностранцев.
Вот, например, мои снимки 1977-го года
Позднее — ездил на машине по Ярославскому шоссе, на электричке с Ярославского вокзала как добраться.
Каждый раз находил там для себя что-то новое.
Если бы меня попросили выбрать три места в России, обязательных для посещения, я бы назвал Сергиев Посад с его Свято-Троицкой Сергиевой Лаврой после Москвы и Санкт-Петербурга.
Красная Воротная башня
На чем бы вы ни приехали, попадаете в Лавру со стороны большой прикрепостной площади через Красную (Красивую) Воротную башню.
Считается, что ее прототип был построен в XVII веке. Современный величественный вид башня приобрела в XIX веке, когда над ней надстроили Надвратную Церковь.
Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи
Проникнув на территорию Лавры через Красную Воротную башню, вы попадаете в ворота Надвратной церкви Рождества Иоанна Предтечи.
Казалось бы, ворота уже пройдены, почему Надвратная церковь находится за воротами в Лавру? Оказывается до середины XVI века именно здесь находились Святые Врата в Лавру. А каменные крепостные стены с Красной башней, закрывающие Святые Врата с востока, были построены позднее.
Конечно же, и Надвратная церковь была построена еще позднее — в самом конце XVII века — на средства Григория Строганова.
Архитектурный стиль Надвратной церкви называют Строгановским направлением московского барокко. Действительно, церковь очень яркая и красивая!
Она украшена богатым декором, а в воротах можно увидеть фрески с изображениями Сергия Радонежского.
Интересно, что фрески были восстановлены сразу после Великой Отечественной войны, в тот период, когда, как известно, религия не была в почете в нашем коммунистическом государстве.
Успенский Собор
Еще находясь в воротах Надвратной церкви и выходя на территорию Лавры, мы видим величественный Успенский Собор — самое крупное архитектурное сооружение Троице-Сергиевой Лавры. Его пять куполов — четыре синих с золотыми звездами, и одна — золотая, возвышаются над окружающими церквями, постройками, башнями и крепостными стенами. Силуэт Собора, совпадающий с силуэтами Успенского Собора Московского Кремля, Соборного Собора Смоленской иконы Божией матери Новодевичьего монастыря XVI века, а также, как считается, с силуэтом их прототипа Успенского Собора Владимира XII века, — знакомы каждому из нас с детства и являются наиболее традиционными в русской православной архитектуре.
В последнее время по России появилось много таких соборов, например собор Рождества Пресвятой Богородицы в Зачатьевском монастыре Москвы или Преображенская церковь в Жуковском. Каждый раз видя такой собор, я вспоминаю Успенский Собор Троице-Сергиевой Лавры.
Гробница Годуновых
Гробница (или усыпальница) Годуновых находится рядом со стеной Успенского Собора. Считается, что там сейчас находятся останки царя Бориса Годунова, его жены Марии, сына Федора и дочери Ксении, захороненных в начале XVII века под папертью собора.
Эта усыпальница придает дополнительный интерес к Лавре, основанный на историзме и различных трактовках роли царя Бориса в истории России и российской культуры и искусства. Каждый из нас придерживается определенного мнения, и возможность поразмышлять над усыпальницей — хороший повод поехать в Лавру только лишь для этого…
Колокольня
и убеждаемся, что Троице-Сергиевская колокольня сейчас на 12-ом месте (или 10-ом в России, и 2-ом в Московском регионе после колокольни Николо-Угрешского монастыря).
Надкладезная часовня
Обходим Успенский Собор и у западной его стены видим изящную четырехярусную Надкладезную часовню. На месте алтаря у нее колодец. Здесь был чудесным образом обнаружен родник.
Троицкий собор
Троицкий собор — самый древний собор в Троице-Сергиевой Лавре. Он, пожалуй, наряду со Спасским собором Андронникова монастыря, является самым древним в Москве и Московском регионе — начало XV века. И, во всяком случае, древнее нынешних соборов Кремля. Конечно, XV век не так впечатляет, как XII век Успенского собора во Владимире, но — все равно Собор является одним из самых древних в России.
В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия — главная святыня обители.
Собор знаменит своим уникальным алтарем, а также тем фактом, что свою Троицу Андрей Рублев писал именно для этого собора. Сейчас там — копия. Оригинал, по-прежнему в Третьяковке. Вопрос о возвращении Троицы на место остается открытым…
Никоновский придел Троицкого Собора
Преемником Сергия Радонежского был Никон. Мощи Сергия упокоили в Троицком Соборе, а мощи Никона — в Никоновском приделе этого собора. Его постройка датируется XVI веком. Теперь Троицкий Собор и церковь Никоновского придела смотрятся как единый архитектурный ансамбль.
Духовская церковь
Совсем недавно в июне 1996 года после молебна преподобному Максиму были начаты археологические изыскания у северо-западной стены Свято-Духовского храма. Мощи преподобного были обретены и во временной раке помещены в Свято-Духовской церкви Лавры, где находятся и в настоящее время.
По желанию можно этому верить.
Михеевская церковь
Маленькая, но изящная Михеевская церковь была построена значительно позднее основных соборов и церквей Лавры — в середине XVIII века. Очень гармонирует с великолепным Трапезным Храмом.
Церковь Иконы Смоленской Божьей Матери
Небольшая церковь XVIII века в стиле елизаветинского барокко, не характерного для московского региона.
Митрополичьи покои
Митрополичьи покои построены в XVIII веке на месте более древних Настоятельских келий и Царицыных хоромов.
Трапезный храм
Двухэтажная Церковь преподобного Сергия с Трапезой или Трапезный храм или Сергиевская церковь примыкает к великолепной Трапезной Палате. Она содежит уникальный позолоченный иконостас XVII в. из разрушенного московского храма «Никола Большой Крест».
Храм в честь прп. Зосимы и Савватия Соловецких
Храм в честь прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (середина XVII века) образует единый архитектурный комплекс с окружающими его палатами, где когда-то размещалась монастырская лечебница. Считается, что форма храма совпадает с формой не сохранившегося Покровского Собора на Соловецких островах.
Царские Чертоги
Царские Чертоги, то есть Царский Дворец (конец XVII века) сменил на этом месте старый деревянный дворец Ивана Грозного. Новые каменные палаты построены в том же стиле, что и Трапезная и формируют единый четырехугольный ансамбль монастыря. Здание несколько раз меняло свое назначение. К сожалению, сейчас внутрь доступа нет, и познакомиться с богатой внутренней отделкой простому туристу или паломнику нельзя.
Обелиск
Обелиск был сооружен в 1792 в память о 400-летнем юбилее со дня смерти Преподобного Сергия. На четырех медных овальных пластинах рассказана история монастыря.
Успенский кладезь с часовней
Успенский кладезь с часовней используется верующими для набора воды из священного родника.
Крепостные стены
В середине XVI века деревянные стены монастыря сменили на каменные. Более полутора километров 5-6-и метровых стен толщиной до 3,5 м и 12-ю боевыми башнями представляли собой одно из самых мощных фортификационных сооружений Европы того времени. Во время польской интервенции стены подросли и увеличили толщину вдвое и выдержали 16-и месячную осаду.
Плотничья и Каличья башни
Плотничья башня прикрывает северо-западную сторону крепости на крутом берегу слияния двух речек Кончуры и Вондюги. Построена в первой половине XVII века. Высота — 26 метров, диаметр — 18 метров. Имеется 77 бойниц.
Каличья башня существенно более поздняя. В середине XVIII века она была отстроена заново. Внутри имеется винтовая лестница, ведущая на смотровую площадку.
Звонковая башня
Звонковая башня (XVI—XVII вв.) названа по наличию в ней колокола, который оповещал о начале и окончании занятий в Духовной семинарии. Имеет традиционную четырехугольную форму (10×11 м). Имеет 50 бойниц. Украшена пилястрами, арочками и поребриком.
Уточья башня
Пятницкая башня
Восьмигранная шестиярусная Пятницкая башня (1640 г.) — самая суровая башня крепости, замыкает юго-восточный угол Троице-Сергиевой Лавры. Высота башни — 22 метра, диаметр — 21 метр. Известно, что во время Польского нашествия ее предшественница была уничтожена в результате взрыва.
Часовня Пятницкого колодца
Круглая в плане часовня Пятницкого колодца (конец XVII — начало XVIII вв.) находится за пределами стен Лавры на берегу реки Кончуры, но в непосредственной близости от центрального входа через Красную Воротную башню. Поэтому вы ее обязательно увидите на пути со станции.
Пятницкая и Введенская церкви
Пятницкая и Введенская церкви (середина XVI века) примыкают к южной стороне Троице-Сергиевой Лавры. Когда-то они входили в состав Подольного Пятницкого монастыря. Представляют собой единый ансамбль, хотя и очень не похожи друг на друга.
Памятник Сергию Радонежскому
Бронзовый памятник работы Валентина Чухаркина установлен в 2000-ом году. Преподобный Сергий изображен в простом монашеском одеянии с благословляющим перстом. В левой руке он держит свиток с оставленными им заветами монашеского жития.
Московская Духовная Академия
Московская Духовная академия переехала из Москвы в Сергиев Посад в 1814 году, заняв здания Троицкой лаврской семинарии так как ее помещения в Москве сильно пострадали во время пожара 1812 года. После 1917 года была закрыта, но вновь возобновила свою деятельность в 1947 году. Здания из красного кирпича с великолепным декором находятся у западной стены Лавры.
Ильинская церковь
Ильинская церковь находится на холме на берегу Келарского пруда. Построена в 1760 году в стиле московского барокко. В советские времена, когда Троице-Сергиева Лавра была закрыта, эта церковь была единственной церковью Сергиева Посада (Загорска).
Родник, святой источник и купель Саввы Сторожевского
В предании об этом источнике сказано что преподобный Савва извел источник из недр земных молитвою у Троице-Сергиевой Лавры.
Он находится в 150 м от стен монастыря. Располагается на правом берегу ручья, и в 700 м от центрального входа Лавры. Здесь же видим симпатичную деревянную часовню.
Келарский пруд
Келарский пруд находится у южной стены Троице-Сергиевой Лавры. Пруд был вырыт и подпружен по указанию лаврского келаря Адриана Ангелова в 1552 году. В 1815 году каменная плотина увеличила его размеры.
Памятник Ленину
Уместен ли памятник Ленину возле Троице-Сергиевой Лавры? Каждый решает для себя. Напомню лишь, что в советское время Сергиев Посад сменил имя на Загорск в память об одном из большевиков. Имя городу вернули. Но и памятник Ленину оставили. Когда я там был, на памятнике было пятно от краски…
Мемориал Славы с Вечным огнем
Мемориал в память о погибших советских воинах был открыт в 1950-ом. В 1969-ом здесь были захоронены останки около 300 героев. В 1977-ом сюда был доставлен вечный огонь от Кремлевской стены. Такие памятники уместны в любом российском городе…
Памятник Савве Мамонтову
Для несведущего туриста или паломника — достаточно неожиданный памятник на Вокзальной площади! Я тоже удивился, увидев Савву Мамонтова там, где обычно мы видим памятник Ленину, да еще во фривольной сидящей позе. Однако потом, почитав о Савве в интернете, понял, что памятник на месте, так как Савва имел непосредственное отношение к строительству Ярославской железной дороги вплоть до Архангельска. Эту сторону его полезной деятельности на благо России мало кто знает и помнит. Памятник установлен в 1999 г. в День города. Скульптор — В. Чухаркин.
В заколючение для желающих — мои видеоклипы:
Троице-Сергиева Лавра часть I
Троице-Сергиева Лавра часть II
Троице-Сергиева Лавра часть III
Троице-Сергиева Лавра часть IV
Сергиев Посад Троице-Сергиева Лавра Слайд-шоу Часть I
Сергиев Посад Слайд-шоу Часть II