троицкий храм евангелие дня

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Среда 18-й седмицы по Пятидесятнице

(Еф.5:25-33; Лк. 6:46-Лк. 7:1)

троицкий храм евангелие дня. Смотреть фото троицкий храм евангелие дня. Смотреть картинку троицкий храм евангелие дня. Картинка про троицкий храм евангелие дня. Фото троицкий храм евангелие дня

Евангелие святого апостола Луки, глава 6, стихи 46-49:

46 Что вы зовете Меня: Господи! Господи! – и не делаете того, что Я говорю?
47 Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.
48 Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.
49 А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Евангелие святого апостола Луки, глава 7, стих 1:

1 Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.

25 Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее,
26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова;
27 чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.
28 Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя.
29 Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь,
30 потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.
31 Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.
32 Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.
33 Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки

троицкий храм евангелие дня. Смотреть фото троицкий храм евангелие дня. Смотреть картинку троицкий храм евангелие дня. Картинка про троицкий храм евангелие дня. Фото троицкий храм евангелие дня( Лк. 6:46-Лк. 7:1 ) Лк.6:46. Что́ вы зовете Меня: Господи! Господи! — и не делаете того, что́ Я говорю?

Лк.6:47. Всякий, приходящий ко Мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен.

Лк.6:48. Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне; почему, когда случилось наводнение и вода напёрла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне.

Это необходимо относится к нам, которые устами исповедуем Его Господом, «а делами отрекаемся» от Него (Тит. 1:16). Если, — говорит, — Я — Господь, то вы во всем должны поступать как рабы. А долг рабов — делать то, что Господь повелевает. Потом говорит нам, какая польза тому, кто слушает Его и не только слушает, но и на деле исполняет. Таковый «подобен человеку, строящему дом», построившему оный «на камне». «Камень же. — как свидетельствует апостол (1 Кор. 10:4), — Христос.»

Лк.6:49. А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда напёрла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое.

Копает и углубляет тот, кто принимает слова Писания не поверхностно, а изыскивает глубины их духом. Таковый основывает на камне; потом, когда случится наводнение, то есть гонение или искушение, река подступит к этому дому, то есть искуситель, бес ли то, или человек, и, однако ж, не может поколебать его. Искушающий человек очень справедливо может быть сравнен с наводнением реки. Ибо как наводнение речное производит вода, сверху падающая, так и человека искусителя возращает сатана, спадший с неба. Дом тех, кои не соблюдают слов Господа, падает, и разрушение сего дома бывает большое. Ибо падения слушающих, но не творящих, велики, потому что не слышавший и не сделавший погрешает легче, а слышавший и, однако ж, не исполняющий согрешает тяжелее.

Лк.7:1. Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

троицкий храм евангелие дня. Смотреть фото троицкий храм евангелие дня. Смотреть картинку троицкий храм евангелие дня. Картинка про троицкий храм евангелие дня. Фото троицкий храм евангелие дня(Лк. 6:46-7:1). «Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я гово­рю?» (Лк.6:46). Отчего зовут Господом, а не творят воли Господней, отчего, то есть делами, не признают господства Его? Оттого, что только языком так зовут, а не сердцем. Когда бы сердце произносило: «Господи, Ты мой Господь», тогда в нем пребывала бы и полная готовность повиноваться тому, кого исповедуют своим Господом. А так как этого нет, то дела идут врозь с языком, а дела всегда таковы, каково сердце. Что же, стало быть, нечего и взывать: «Господи, Господи?» Нет, не то. А надобно к внешнему слову приложить слово внутреннее, – чувство и расположение сердца.

Сядь и размысли о Господе и о себе самом: что Господь и что ты такое; что Господь для тебя сделал и делает, зачем живешь и до чего доживешь. Тотчас дойдешь до убеждения, что иначе нельзя, как исполнять волю Господа всю неуклонно; другого нет нам пути. Убеждение это родит готовность делом исполнить то, что говорится словом: Господь. При такой готовности возбудится потребность помощи свыше, а от ней молитва: «Господи, Господи! помоги и даруй силы ходить в воле Твоей». И будет взывание ко Господу приятное для Господа.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Лк. 6:46-Лк. 7:1)

Протоиерей Александр Шаргунов

Недостаточно слушать то, что говорит Христос, надо это исполнять. Для Господа оскорбительно, когда мы зовем Его: «Господи! Господи!», а сами делаем все против воли Его. Мы можем уподобляться тем, кто в час поругания Христа, пригибая колена, глумливо кланялся Ему и говорил: «Радуйся, царь иудейский!» Разве не то же значит — без конца обращаться к Нему: «Господи! Господи!» и упорно ходить по воле сердец наших? Мы обманываем себя, если думаем, что одно слушание слов Христовых, без исполнения их, приведет нас на небо. Только те спасаются, кто не просто приходит ко Христу послушать Его, но научиться жить у Него по правде Божией. Они подобны дому, построенному на камне, говорит Христос.

Трудно бывает строительство такого дома. Требуется много усилий, чтобы положить прочное основание. Но когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом, все труды были вознаграждены. Дом устоял, потому что его основание было надежным. Как напоминает это наводнение, которое приходит, чтобы испытать прочность того, что мы строим, о Суде Божием во времена потопа.

Притча учит нас, как важно положить неложное основание жизни. Таким единственным основанием является послушание учению Христову. О строителе этого дома сказано, что он копал, углубился. Его глубокая надежда была основана на Христе. Христос — камень всех веков, и никто не может положить иного основания. Те, кто живет так, не поколеблются во времена испытаний и гонений. Когда многие, надеющиеся на свои силы, падут, они будут твердо стоять в Господе. Они сохранят в сердцах своих мир и надежду, и радость посреди самых великих потрясений. Никакие бури не сокрушат их, потому что ноги их будут стоять на камне. Исполняющие слово Христово соблюдаются силой Его, верою ко спасению, и никогда не погибнут.

Тем же, кто удовлетворяется одним только слушанием слова Христова и не живет по нему, скоро постигнет горькое разочарование. Они хотели избежать трудного пути, им казалось, что слишком обременительно копать и углубляться до камня. Насколько приятнее строить на песке! Да, идти нашим собственным путем, может быть легче, чем идти Христовым путем, но конец такого пути — крушение. Путь Христов надежен и для земной жизни и для вечности. «А слушающий и неисполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания». Он поступает очень недальновидно. Он даже не задумывается о том, во что в самом скором времени может превратиться его строительная площадка.

Каждым нашим решениям в жизни есть ближняя и дальняя перспектива. Блажен человек, который никогда не продает доброе будущее ради настоящего удовольствия. Блажен человек, который видит все не в свете сиюминутного успеха, а в свете вечности.

Священник Стефан Домусчи

Важной частью религиозной жизни является молитва. Сложно представить себе верующего человека, который не молится. Кто-то делает это регулярно, кто-то от случая к случаю. Кто-то читает молитвослов, а кто-то предпочитает говорить с Богом своими словами. Практики существуют разные, какие-то лучше, какие-то хуже, но люди бывают в разных духовных состояниях и то, что является расслаблением для человека церковного, для кого-то может показаться верхом религиозности. В любом случае и постоянная молитва по молитвослову и редкая своими словам может оказаться искренней и идти из сердца, но может быть формальной, и идти скорее от ума, и восприниматься как обязанность.

Не секрет, что формальностей в нашей обыденной жизни довольно много. В то же время, несмотря все различия, большинство из нас понимает, что есть ситуации в которых формально действовать нельзя, так как результата не будет. Как формальная справка о здоровье не сделает нас по-настоящему здоровым, так и формальная, пустая молитва не будет настоящим разговором с Богом. И если в делах бытовых, людей порой вполне устраивают формальности, то вряд ли это же можно сказать о встрече с Богом.

При этом, человек не только сам может ощущать, что искренности в его словах не достает, но и имеет некоторый внешний критерий формальности. Именно об этом критерии и говорит в сегодняшнем чтении Христос.

«Что вы зовете Меня: Господи! Господи! и не делаете того, что Я гово­рю?»

В действительности просительных молитв, конечно, всегда больше чем благодарственных и хвалебных. Благодарности надо учиться, способность славить Бога вообще говорит о довольно глубоких и правильных отношениях с Ним, а вот просить могут и верующие и маловерующие, и даже неверующие в экстренных ситуациях. Но что же обычно происходит после всех просьб и отчаянных требований? Со стороны человека не происходит ничего.

Это отсутствие ответа со стороны человека и есть корень проблемы. Ведь молитва это место общения, а при общении должен быть слышан голос обеих сторон. И если мы хотим, чтобы Бог нас услышал, мы должны услышать Его. И это не просто Его прихоть, не формальное условие, которое Он ставит. Дело совсем в другом.

Дар Божий, Его ответ на нашу просьбу должен быть правильно принят. Неслучайно в молитвах часто встречается просьба к Богу: исполнить те из наших прошений, которые будут для нас спасительны. Но спасительность этих даров не автоматическая, ведь и самый важный Его дар, саму жизнь мы можем воспринять и правильно и неправильно. Это значит, что дело не только в том, чтобы просить у Бога чего либо, но и быть готовым к тому, чтобы правильно этим распорядиться.

Иными словами, возможность молиться – это, и возможность встречи с Богом, разговора с Ним, возможность настоящего общения и соработничества. Но если это так, то молитва так же – это и величайшая ответственность, ситуация в которой возможно пренебрежение и эгоизм, желание использовать Бога в своих целях.

Зная это, Христос подчеркивает, что ситуация, в которой человек не слушает Бога и не исполняет Его воли ведет не столько к наказанию, сколько к тому, что человек не получает должного опоры, должной помощи и поддержки. Не потому, что ему этой помощи не дали, а потому что для ее получения он должен был углубиться, должен быть услышать Бога и послушать Его. Напротив, дело того, кто послушал Христа и исполнил слово Его выдержит любые испытания, потому что сам Бог будет с ним.

Иеромонах Феоктист Игумнов

Все мы знаем, что нельзя произносить имя Бога всуе. Но не все помним, что это не просто благопожелания и не просто присказка, это третья заповедь Моисеева закона. В русском синодальном переводе полностью она звучит так: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх 20:7). Славянский перевод несколько мягче, в нем говорится, что Господь не очистит того, кто понапрасну произносит Его Имя.

Как и любая другая заповедь, третья заповедь не так проста, как может показаться на первый взгляд. Можно подумать, что раз все наши дела ничто иное как суета сует, то вообще любое произнесение Имени Божьего — грех. И его лучше вообще не произносить, а обходиться какими-нибудь эпитетами при обращении к Богу. А можно решить, что напрасное поминовение Имени Бога — это произнесение его между делом, как некоей присказки или междометия.

Сегодняшнее евангельское чтение даёт нам возможность правильно понять эту заповедь Декалога. Оказывается, что напрасное, суетное произнесение имени Господа Бога — это то произнесение, за которым не следуют соответствующие дела. Очень ярко эту мысль выразил автор книги Притч. Он сказал: «Кто отклоняет ухо своё от слушания закона, того и молитва — мерзость» (Притч 28:9). Мерзость, из-за которой человек так или иначе пострадает. То есть невозможно должным образом помолиться, если, во-первых, не знать о Боге и Его воле, а во-вторых, если молитва не будет сопровождаться исполнением воли Божией, если наша собственная воля окажется в стороне от того, что требует Бог.

Для иллюстрации этой мысли Христос Спаситель использует понятную аналогию: молитва без последующих дел похожа на строительство дома без основания, без твёрдого фундамента. Такой дом долго не простоит. И не надо быть строителем, чтобы согласиться с этой мыслью. Можно строить сколько угодно крепкие стены, использовать самые дорогостоящие качественные материалы, но дом не устоит, он превратится в груду строительного мусора и только чудом падение такого дома может обойтись без человеческих жертв.

Без стремления выстроить свою жизнь так, как говорит нам Бог в Своём Священном Писании, попытки с помощью множества долгих витиеватых молитв обхитрить Бога ни к чему не приведут. Важно это понимать и помнить, важно настроить себя таким образом, чтобы все те слова, которые мы произносим во время обращения к Богу имели последствия, чтобы от языка они шли не только к уму, но и к сердцу, ведь именно из него, по слову Спасителя нашего и Бога, исходят дела злые и добрые.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О строительстве домов
(Лк. 6:46-Лк. 7:1)

Протоиерей Вячеслав Резников

Господь говорит: «Всякий, приходящий ко мне и слушающий слова Мои и исполняющий их, скажу вам, кому подобен: Он подобен человеку, строящему дом, который копал, углубился и положил основание на камне, почему, когда случилось наводнение, и вода наперла на этот дом, то не могла поколебать его, потому что он основан был на камне. А слушающий и не исполняющий подобен человеку, построившему дом на земле без основания, который, когда наперла на него вода, тотчас обрушился; и разрушение дома сего было великое».

Тут имеется в виду не просто слушающий и не разумеющий, но – слушающий активно: запоминающий, анализирующий, успешно сдающий экзамены, умеющий рассуждать на божественные темы, вовремя и к месту сказать нужное слово, дать верный совет. Построенное им – тоже здание, настоящее, в котором можно жить. Внешне оно ничем не отличается от построенного на камне. Но вдруг, при первом же искушении, – где он? Что осталось от его «мудрости»? – «И разрушение его было великое». И тем более великое, чем тщательнее строил, чем складнее говорил, чем больше им было услышано, но… не исполнено собственной жизнью! И при всех своих отличных дипломах вдруг услышишь: «Что вы зовете Меня «Господи! Господи!» и не делаете того, что я говорю»? Причем, если не выполняем даже «одну из заповедей сих малейших» (Мф.5:19). И апостол Иаков пишет о том же: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виноватым во всем» (Иак.2:10). Ибо Тот же, Кто повелел одно, повелел и другое.

Но не будем отчаиваться. Потому что Господь осуждает не тех, кто просто «нарушит одну из заповедей сих малейших», но кто «и научит так людей». Одно дело, когда мы нарушаем по немощи, по невниманию, и от всего сердца раскаиваемся. И совсем другое – когда сознательно заявляем, что нечто, сказанное Господом, можно и не соблюдать, что это либо заведомо невозможно, либо – относится совсем не к нам. Вот именно тут мы начинаем строить на песке. Именно такие, не столько сами нарушающие, сколько одобряющие нарушающих (Рим.1:32), – своими человеческими мнениями разрушают фундамент незыблемости и непререкаемости всего сказанного Господом Иисусом Христом.

И это, конечно, касается не только нраво-, но и вероучения. Наш Символ веры тоже основан на Божественном откровении. И сознательно исказивший, изъявший или заменивший какой-либо из двенадцати его членов, – становится «виновным во всем», становится потенциальным разрушителем и всего остального, взорвав Божественную неприкасаемость содержания всей нашей веры. Как бы грандиозно, разумно и красиво ни было построено это новое учение, оно будет на песке человеческого мнения, предпочтенного камню Божественного предания. Так, если человек нарушит одну из статей гражданского закона, суд не рассматривает, какие статьи он не нарушил, и что нас с ним еще объединяет? Суд исследует, – насколько он не раскаивается в своем нарушении. И в зависимости от этого – отлучает его от сообщества людей, признающих одинаковую важность всех малейших заповедей.

Церковный календарь. 20 октября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 20 октября

Источник

ЧТЕНИЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Четверг 15-й седмицы по Пятидесятнице

(Гал.3:23–4:5; Мк.6:30–45)

троицкий храм евангелие дня. Смотреть фото троицкий храм евангелие дня. Смотреть картинку троицкий храм евангелие дня. Картинка про троицкий храм евангелие дня. Фото троицкий храм евангелие дня

23 А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.
24 Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;
25 по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.
26 Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;
27 все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
28 Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.
29 Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.
1 Еще скажу: наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего:
2 он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.
3 Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира;
4 но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону,
5 чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление.

Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Марка

троицкий храм евангелие дня. Смотреть фото троицкий храм евангелие дня. Смотреть картинку троицкий храм евангелие дня. Картинка про троицкий храм евангелие дня. Фото троицкий храм евангелие дня( Мк. 6:30-45 ) Мк.6:30. И собрались Апостолы к Иисусу и рассказали Ему всё, и что сделали, и чему научили.
Мк.6:31. Он сказал им: пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного, ибо много было приходящих и отходящих, так что и есть им было некогда.
Мк.6:32. И отправились в пустынное место в лодке одни.
Мк.6:33. Народ увидел, как они отправлялись, и многие узнали их; и бежали туда пешие из всех городов, и предупредили их, и собрались к Нему.

После своего проповедования апостолы собираются к Иисусу. Это должно быть для нас уроком, что и мы, быв избраны на какое-либо служение, не должны выходить из послушания избравшему нас и возноситься пред ним, но должны признать его главой, обращаться к нему и доносить ему обо всем, что сделали мы и чему научили (надобно не только учить, но и делать). Христос дает ученикам Своим отдохнуть; это урок уже предстоятелям, чтобы они умели давать и отдых труждающимся в слове и учении, а не всегда держали бы их в напряжении и трудах. Далее, Господь, не любя славы, удаляется в пустое место. Однако и здесь не укрылся от искавших Его. Напротив, народ столь внимательно наблюдал, как бы Господь не укрылся от него, что предварил, то есть опередил, самих апостолов и пошел к тому месту, где Иисус намеревался отдохнуть. Так и ты предваряй Иисуса: не дожидайся, чтоб Он тебя подозвал, но лучше сам поспеши вперед, чтобы предупредить Его.

Мк.6:34. Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много.
Мк.6:35. И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место здесь пустынное, а времени уже много, –
Мк.6:36. отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть.
Мк.6:37. Он сказал им в ответ; вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?
Мк.6:38. Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы.
Мк.6:39. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве.
Мк.6:40. И сели рядами, по сто и по пятидесяти.

Фарисеи, будучи хищными волками, не спасли народа, а поедали его. Поэтому народ, миновав их, собирается ко Христу, истинному Пастырю. И Христос дает ему пищу, сначала более полезную и ценную – в слове, а потом и телесную. Но посмотри на учеников, как они отличаются человеколюбием! Жалея о народе, подходят ко Христу и начинают умолять Его о нем. Господь же, искушая их и испытывая, познали ли они силу Его, что Он может напитать народ, говорит: «вы дайте им есть». На это ученики, в виде упрека, представляют Ему, с одной стороны, великость своей скудости, с другой, – многочисленность народа, как будто Он не знает этого. В сем затруднении они говорят: «разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть?» Наконец Господь заставляет всех возлечь на траве отдельными рядами. То есть как бы за разные столы.

Мк.6:41. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех.
Мк.6:42. И ели все, и насытились.
Мк.6:43. И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов.
Мк.6:44. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей.

Господь взирает на небо, во-первых, для того, чтобы научить нас просить себе пищу у Бога, а не у диавола, как делают люди, живущие неправедными прибытками, во-вторых, для того, чтобы показать народу, что Христос не противник Богу, напротив, Сам призывает Бога. Дает хлебы ученикам, дабы они не позабыли о чуде после того, как принимали хлебы собственными руками. И двенадцать коробов избытков остаются для того же, чтобы каждый из апостолов, понесши на своих плечах по коробу, содержал чудо всегда в памяти. А то, чтобы не только напитать такое множество народа, но еще оставить избытки, есть знак преизбыточествующей силы во Христе. Моисей хотя и давал манну, но только на нужду каждого, ибо в том, что оставалось лишнего, заводились черви. И Илия, пропитывая известную жену, доставлял именно столько, сколько достаточно было для пропитания. Напротив, Иисус как Владыка производит то, что оказывается избыток. Это – смысл исторический. В переносном смысле пять хлебов означают книги Моисеевы, которых пять: Бытие, Исход, Левит, Числа и Второзаконие. Две рыбы знаменуют слова рыбарей – Апостол и Евангелие. Ими-то питаются наши пять чувств, означаемые пятью тысячами народа. Впрочем, мы не все можем съесть, но многое останется в избытке, что могут понести одни апостолы. Так, труднейших сторон разумения Закона и Евангелия мы, еще раболепствующие пяти чувствам, не можем понести, а могут одни апостолы.

Мк.6:45. И тотчас понудил учеников Своих войти в лодку и отправиться вперед на другую сторону к Вифсаиде, пока Он отпустит народ.

«Понудил учеников». Ученики только по понуждению разлучаются с Ним, а сами по себе они не хотели расставаться, частью по своей любви к Нему, частью по недоумению о том, как Он может прийти к ним без лодки.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

троицкий храм евангелие дня. Смотреть фото троицкий храм евангелие дня. Смотреть картинку троицкий храм евангелие дня. Картинка про троицкий храм евангелие дня. Фото троицкий храм евангелие дня«И бежали туда пешие из всех городов. и собрались к Нему» (Мк.6:33), – это в пустыню Вифсаидскую, где совершено чудное насыщение пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами. Что же влекло народ к Господу? Сочувствие к Божественному. Божество Господа, сокрытое под покровом человеческого естества, являет себя в слове, деле, взоре и во всем, что видно было в Господе. Проявления Божества пробуждали сокрытое в сердце чувство Божества и чрез него влекли к Господу. Удержать такое движение никто не властен, не только сторонний, но и сам чувствующий его, потому что оно глубже и сильнее всяких других движений. То же Божественное, проявляемое потом Спасителем, влекло к Нему людей всякого языка, иже под небесем. Тоже действовалось во всей истории Церкви и действуется до сих пор. Малый след Божественного влечет к себе. Что же следует из этого повсюдного и всевременного опыта стремлений нашего духа к Божественному? То, что Божественное, что сверхъестественное, что и Божество, источник его. Это стремление лежит в основе нашего духа и составляет его природу, как это может всякий видеть из умовых, эстетических и деятельных забот наших. Но в природе не может быть лжи и обмана; следовательно, нет их и в этом стремлении к Божеству. Отсюда выходит, что Бог и Божественное есть, и что естественники, отвергающие сверхъестественное, идут против естества духа человеческого.

СОВРЕМЕННЫЕ КОММЕНТАРИИ
(Мк.6:30–45)

Протоиерей Александр Шаргунов

Апостолы возвратились после проповеднических трудов ко Господу и рассказали Ему все – и что сделали, и чему научились. Служители Церкви должны давать отчет Господу за все, что они делают и за все, чему они учат. Пусть они не делают ничего и не учат ничему, кроме того, что относится ко Господу, и что можно потом повторить Ему.

Какую нежную заботу проявляет Господь о Своих учениках, видя их чрезмерную усталость! Он сказал им: «Пойдите вы одни в пустынное место и отдохните немного». Самые деятельные служители Христовы не могут постоянно трудиться до изнеможения, но нуждаются порой в передышке. И Господь не только дает потребное «во упокоение немощи нашей и трудов многотрудныя плоти», но даже Сам напоминает о необходимости отдыха. Христос приглашает их в пустынное место. Ибо для отдыха требуется уединение. Он не предлагает им необыкновенные красоты природы, но покой пустыни. Он говорит, чтобы они отдохнули немного – только для того, чтобы собраться с силами для новых трудов.

Святые отцы говорят, что речь здесь идет также о покое пребывания с Богом. Никто не может жить по-христиански, не удаляясь от людей для общения с Господом. Чем больше наша душа получает в тишине и молчании, тем больше может она дать другим в деятельной жизни. Главная наша беда в том, что мы не даем Богу говорить с нами, потому что не умеем молчать и слушать. Но невозможно совершать Божие дело, не имея Божией силы. Где мы можем получить эту силу, кроме как в общении с Богом?

Но на этот раз отдохнуть апостолам не удается. Многолюдная толпа, теснящаяся вокруг Господа и Его учеников, так что и есть им было некогда, видит, как они отправляются на лодке в пустынное место, и бежит туда, опережая их. Высадившись на берег, они с удивлением обнаруживают, что весь этот народ ждет их. Что же Господь? Он «сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря». Так жаждут эти люди слова жизни, потому что их религиозные вожди не приносят им пищу, в которой они нуждаются, – у Израиля нет больше истинных пастырей.

Господь начинает говорить. И это длится долго, пока все не насытились. Христос – истинный Пастырь, Который нужен людям. Он утоляет голод слышания слова Божия, а также телесный голод. Но прежде чем дать людям хлеб, Господь насыщает их Своим словом. Чудо умножения хлебов, которое последует за этим, неотделимо от научения истине. Словом Господь собирает эти толпы в новый народ Божий. Церковь навсегда сохранила эту тайну в своей памяти. Евхаристия, которую мы служим, соединяет последовательно Литургию Слова и Литургию Хлеба.

Чудо умножения хлебов связано с событиями Священной истории. Час поздний, и место – пустынное. В таких же условиях совершал свой Исход народ Израиля, томимый голодом. А теперь – это народ, идущий за Христом. Ученики просят Господа отпустить народ, чтобы они пошли в окрестные селения купить себе хлеба. Но Господь думает иначе. «Вы дайте им есть», – говорит Он апостолам. Два подхода могут быть при виде нужды других людей. Одни говорят: «Пусть об этом позаботится кто-нибудь еще», а другие: «Я должен об этом позаботиться». Но то, что есть у учеников, – пять хлебов и две рыбы – слишком мало. Но Господь взял их и сотворил чудо. В руках Господа самое малое – всегда много. Как бы ни были малы наши возможности, нет причин для уныния. Если мы предадим все, что у нас есть, и всю жизнь нашу в руки Христовы, Он совершит невозможное чудо с нами и с другими людьми через нас.

Господь приглашает нас к участию в Своем небесном пире. Эта зеленая трава среди пустыни, где Господь угощает всех, и есть те пажити, на которые, согласно Псалму, Сам Бог-Пастырь ведет Свой народ, та трапеза, которую Он приготовил для нас в виду врагов наших (Пс. 22:2, 5). «И сели рядами по сто и по пятидесяти» – и эти подробности неслучайны. Они означают организацию народа Божия в будущей Церкви. И пять тысяч, которые насытились, уже не просто толпа, а собранный воедино вокруг Христа новый народ.

Евангелие показывает, что значит изобилие плодов земных, о котором молится Церковь. В Своей безграничной щедрости Бог дает жизнь с избытком. Двенадцать полных коробов с остатками пищи – по числу двенадцати колен Израиля и по числу апостолов. Это значит, что совершилось не просто чудо, а сверхчудо. Теперь и другие народы могут насыщаться от Господней трапезы. Дар Божий не знает пределов ни на земле, ни в вечности.

Священник Дмитрий Барицкий

Апостолы разделяли со Христом все тяготы Его путешествия. По просьбе Учителя они выполняли очень важную и тяжелую работу: исцеляли, изгоняли бесов, утешали, проповедовали Евангелие. Они постоянно были на виду, ежечасно их окружало толпы людей. Во всей этой ситуации Спаситель демонстрирует одно замечательное качество. Он предстает перед нами не как суровый начальник, который ожидает от подчиненных бескомпромиссного выполнения любого задания, а как заботливый отец. Видя, что ученики устали, Он настаивает, чтобы они уединились для отдыха. Таким же образом Он относится и к другим людям. Евангелист пишет, что Господь, видя толпы народа, которые следуют за Ним, чтобы услышать слова проповеди и получить исцеления, сжалился над ними. Несмотря на усталость и желание отдохнуть, Христос обращается к ним с поучением. Все это один из важных принципов проповеди Спасителя. Его слова о любви и милости к ближнему никогда не разнились с Его делами. Именно поэтому они производили такой эффект и оказывали такое воздействие на слушателей. Окружающие живо впитывали такой образ поведения как губка. Мы видим, что в эпизоде с насыщением, такую же милость и снисхождение к людям проявляют уже апостолы. Именно они подходят к Господу с просьбой сжалиться над людьми, проявить к ним милость.

Все это напоминает нам об одной простой, но чрезвычайно важной истине. Наша проповедь христианства лишь в том случае сможет возыметь успех, если наши слова подкрепляются нашими делами. И в первую очередь делами милости к тем, кто нас окружает.

ПРОПОВЕДЬ ДНЯ

О ереси жидовствующих
(Гал.3:23–4:5; Мк.6:30–45)

Протоиерей Вячеслав Резников

В эти дни в Церкви читается послание апостола Павла к Галатам. Оно было написано по поводу того, что появилось некое заблуждение, которое и до сих пор иногда возникает в сознании христиан. Русская Церковь особенно остро столкнулась с ним в конце пятнадцатого века, и названо оно было тогда «ересью жидовствующих». Сущность этого заблуждения – в переоценке значения Священного Писания Ветхого Завета. В галатийской церкви некоторые начали учить, что для спасения необходимо совершать обрезание и выполнять некоторые другие обряды Моисеева закона, например, связанные с иудейским освящением времени: наблюдать «дни, месяцы, времена и годы» (Гал.4:10). Вразумляя Галатов, Апостол пишет, что тогда мы «заключены были под стражей закона», и что «закон был для нас детоводителем ко Христу». А у детей все – в виде игры, и все настоящее – в виде игрушек. Многие заповеди Господь дал Своему народу просто как упражнение в послушании. А самое Богослужение? Ведь смысл Богослужения – в принесении искупительной жертвы. А разве возможно, «чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала» человеческие «грехи» (Евр.10:4)?

Ветхозаветные заповеди готовили народ к сознательному, сыновнему послушанию Богу. А «игра в жертвоприношения» готовила к участию в жертвоприношении истинного Агнца Божия, действительно способного очистить грехи всех верующих в Него.

И «наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего». Все дохристианские религии внешне похожи друг на друга: тоже – какие-то заповеди, тоже – храмы, тоже – какие-то жертвы. Каждый народ поклонялся своему «богу», или своим «богам», которые, конечно же, «в существе не боги». Все были в послушании у каких-то детоводителей, истинных или ложных, самозванных или законно поставленных. Но пришло время, и все религии изжили себя; люди выросли из детских одежд; и даже воспитанники законного детоводителя беспомощно метались «как овцы, не имеющие пастыря».

Но – знает Верховный Отец и Господин, кого и откуда призовет Он в Свои наследники и поставит господином всего. И «когда пришла полнота времен, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». И теперь, – обращается Апостол к христианам, – «все вы – сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Облеклись, как в царскую ризу истинного наследника. Все детское прошло, все временные, условные разделения миновали, и теперь для тех, кто облекся во Христа, – все новое. «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». И иудеи, наконец-то, призваны к истинному, совершенному служению. И язычники, невольно чтившие «неведомого Бога» (Деян.17:23), наконец, уведали Его.

А еретики призывали вернуться назад, гордиться детскими внешними преимуществами и играть в прежние детские игры! Апостол не принуждал природных иудеев, принимавших христианство, сразу бросать ветхозаветные установления. Он и других призывал быть терпимыми к этим «немощным в вере» (Рим.14:1). Но проповедовать необходимость ветхозаветного культа означает – умалять Христову жертву. Как будто к ней надо что-то прибавить, чтобы она стала совершенной и спасительной. Тут только сделай первый шаг! В пятнадцатом веке наши жидовствующие дошли вообще до отрицания Божественности Христа и Святой Троицы. Поэтому со всей решительностью должны мы вместе с Апостолом восставать, когда нам говорят о необходимости чем-то дополнить Христову жертву или что-то поставить рядом с ней.

Церковный календарь. 30 сентября

Читаем Евангелие вместе с Церковью. 30 сентября

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *