троицкий храм в енисейске

Енисейское благочиние

Новости

В православном мире сегодня отмечают один из самых крупных и почитаемых праздников — Покров Пресвятой Богородицы.

троицкий храм в енисейске. Смотреть фото троицкий храм в енисейске. Смотреть картинку троицкий храм в енисейске. Картинка про троицкий храм в енисейске. Фото троицкий храм в енисейске

троицкий храм в енисейске. Смотреть фото троицкий храм в енисейске. Смотреть картинку троицкий храм в енисейске. Картинка про троицкий храм в енисейске. Фото троицкий храм в енисейске

Объявления

Описание Троицкой церкви в г. Енисейск

Описание Троицкой церкви в г. Енисейск

Малоизвестный архивный документ, датированный 1773 годом, представляет собой описание и проектный план Енисейска, в котором размещалось 6 каменных храмов и 814 обывательских деревянных дворов. При начавшемся в XVIII веке переходе к регулярной планировке города, когда вокруг церквей стали формироваться новые площади, новый стиль оформления храмовых построек становился актуальным.

На территории церкви находится захоронение декабриста А.И.Якубовича (1845 год), умершего во время пересылки в енисейской больнице.

К сожалению, этот исторический памятник дошел до нас со значительными разрушениями, остатки церкви законсервированы, от них удалено движение крупного транспорта. В настоящее время идут реставрационные работы.

Архитектурные и стилевые особенности памятника архитектуры:

Сохранился богато украшенный мелкопрофильным де­кором из лекального кирпича нижний ярус здания. При традиционной системе размещения элементов декора в нем много оригинально трактованных мотивов. Своеобраз­ны многопрофильные с килевидными подвышениями об­рамления окон, выделенные вертикальными цепями сдво­енных триконхов. Все углы здания подчеркнуты широкими лопатками, расчлененными поясками поребрика и укра­шенными сильно заглубленными фигурными филенками в форме звезд и киотцем. Сочетания заглубленных и высту­пающих деталей усиливает пластическую выразительность фасадов, белая затирка которых при сильном солнечном освещении дает великолепный светотеневой эффект. Разнообразные верхние ярусы храма и колокольни от­личались тонко найденными пропорциями и выразительно­стью силуэта. Бесстолпный храм типа малый восьмерик на четверике завершался изящным, выполненным в лучших традициях сибирского барокко, пятиглавием. Стройный столп многоярусной колокольни из ритмично убывающих подобных друг другу восьмериков восходил к традициям архитектуры московского барокко конца XVII в. Трехчастная продольно-осевая композиционная схема Троицкой церкви в дальнейшем нашла воплощение в композиции Покровской церкви в г. Красноярске (1785—1795 гг.).

Опять возвращаюсь к поездке в дивный город Енисейск. Образ столицы Енисейской губернии с самого детства манил и был безупречен: старина, церкви, огромный Енисей, которому уже не так далеко бежать до моря-океана, как от Красного яра. Знания, сведения о городе, воспринятые позже и так или иначе проанализированные левым полушарием, незначительно повлияли на дожившее до этого лета правополушарное представление-образ. А посему, отправляясь в Енисейск, таила-лелеяла в душе ожидание загадок, с разгадками и без, блаженного растворения в созвучной душе атмосфере старинного города. Реальность же превзошла все ожидания. Все дело в степени. Старина, историчность – да, но – гораздо больше, всеохватнее, чем думалось-гадалось. Ощущение композиционной законченности, компактности – да, но – гармоничнее, чем ожидалось. В центре города практически нет новых, второй половины XX столетия, зданий – раз-два и обчелся. Здание администрации города, пара магазинов… Удивляет, привлекает внимание каждый дом – не отделаться от желания обойти вокруг, войти внутрь двора. Что мы и делали по возможности.
Юлия уже рассказала о наших прогулках по Енисейску – подробно, содержательно и методично. Впрочем, мы именно так и изучали город – с картой (и, разумеется, с фотоаппаратом) в руках :).

Впрочем, Енисейск прежде я посещала, но – проездом. В самом буквальном смысле. Спустя два года после окончания школы меня с моими дорогими одноклассницами провезли на легковой машине через город по пути в село Подгорное. Запомнилась тогда показавшаяся очень длинной стена монастыря. Возможности посмотреть город в ту поездку не представилось. Загадка осталась таковой.
Сейчас же город нам открылся. Неожиданное впечатление – моментально, стоило увидеть тот Енисей и его берега, пришедшая ассоциация с приволжским патриархальным провинциальным городком. Ведь Енисей-батюшка там совсем иной – будучи широким настолько, что и течения-то почти не видно, он больше на Волгу похож. Да и на горизонте горы не просматриваются, все больше равнина да перелески.
Окна Енисейска – это особый мотив в песне города, достойный отдельного внимания. Богатые объемные выразительные наличники. На одном из деревянных домов даже маскароны на них обнаружили! (Всего в городе два дома с маскаронами.) Откроем одно из них – окно Троицкой церкви Енисейска, соединяющее Енисейск и Красноярск.

Источник

Сибирская красавица

троицкий храм в енисейске. Смотреть фото троицкий храм в енисейске. Смотреть картинку троицкий храм в енисейске. Картинка про троицкий храм в енисейске. Фото троицкий храм в енисейске

Один исторический этаж. Ровно столько осталось в начале XX века от некогда самой красивой и самой миниатюрной церкви Енисейска – Троицкой.
Разрушать этот этаж большевики почему-то не стали, может потому, что кирпичная кладка уж очень крепка оказалась, пусть, мол, крепко и послужит теперь новой власти. И церковь служила… Конюшней, гаражом с котельной, а потом и просто развалинами…

Один исторический этаж… Многолетний повод для горьких вздохов и щемящего сердце сожаления о растраченном, сегодня стал еще одним олицетворением надежды на возрождение. Возрождать вот только теперь нужно куда больше, чем некогда красиво сложенные молчаливые кирпичные стены…

троицкий храм в енисейске. Смотреть фото троицкий храм в енисейске. Смотреть картинку троицкий храм в енисейске. Картинка про троицкий храм в енисейске. Фото троицкий храм в енисейске

Троицкая церковь третий из объектов культового назначения, на котором в данное время проводятся реставрационные работы по программе подготовки к 400-летию Енисейска. Ранее мы рассказывали о Богоявленском соборе и Татарской мечети, а в скорое время реставраторы преступят к работам на Иверском женском монастыре, где сейчас пока трудятся археологи.

Снаружи работа зимой тоже не останавливается. Несмотря на отрицательные температуры воздуха, понемногу будет воссоздаваться ажурная кирпичная кладка, для чего в связующие составы будут вводиться специальные антиморозные добавки. На качество, утверждают специалисты, это не повлияет. Быстро такую тонкую работу выполнить не удастся даже притом, что заниматься ею будут бригады опытнейших каменщиков. Для ускорения всего процесса на стройку уже завезены необходимые объемы кирпича, отлитого специально на заказ. Раньше кирпич обтачивался до нужной формы вручную, позже на станках, теперь же территория церкви уставлена поддонами с кирпичами самой различной модификации. Всего же их более ста видов. Хотя и сейчас некоторые кирпичи подтачиваются здесь же, отчего в небольшой уличной импровизированной мастерской все густо покрыто оранжевой пылью.

троицкий храм в енисейске. Смотреть фото троицкий храм в енисейске. Смотреть картинку троицкий храм в енисейске. Картинка про троицкий храм в енисейске. Фото троицкий храм в енисейске

Своими кирпичными кружевами Троицкая церковь славилась всегда. Даже и сейчас, рассматривая замысловатые многоярусные своды и витиеватые каменные узоры, чудом сохранившиеся на старинных стенах, не перестаешь удивляться умению зодчих и мастеровых. Она считалась самой маленькой и самой красивой церковкой в Енисейске, а до некоторого времени ее называли еще и розовой. Все дело в белой затирке, которую использовали строители. С секретом она была или нет, да только, говорят, при определенном солнечном освещении переливалась церковь дивными светотенями. Ажурную кладку Троицкой церкви, вернее, то, что сохранилось до наших дней, описывают архитекторы в своих трудах. В первом выпуске издания «Памятники истории и культуры Красноярского края», например, написано: «Сохранился богато украшенный мелкопрофильным декором из лекального кирпича нижний ярус здания. Своеобразны многопрофильные с килевидными подвышениями обрамления окон, выделенные вертикальными цепями сдвоенных триконхов. Все углы здания подчеркнуты широкими лопатками, расчлененными поясками поребрика и украшенными сильно заглубленными фигурными филенками в форме звезд и киотцем». В терминах разобраться, конечно, непросто, а вот любоваться и старинной, и воссозданной красотой очень хочется. Интересно, что после пожара в 1869 году, когда церковь была совершенно опустошена, не пострадали лишь две настенные росписи с изображением Пресвятой Богородицы. Тогда прихожане нашли возможным восстановить только два теплых придела церкви, окончательно же храм был приведен в порядок только к 1884 году. Весь холодный храм тогда был выкрашен светло-голубой краской, а купол украшен мелкими золочеными звездочками. Какой цвет выбран проектировщиками для церкви обновленной? Пусть это пока останется небольшой загадкой.

Загадкой пока остается и место захоронения декабриста Александра Ивановича Якубовича. Считается, что его останки покоятся именно здесь, в некрополе Троицкой церкви (очень большом, кстати, некрополе: за время раскопок археологи обнаружили и изъяли более восьми сотен захоронений). Мнения историков по этому поводу разнятся. Кто-то предполагает, что это вряд ли возможно, поскольку государственных преступников, какими и считались декабристы, даже и раскаявшихся, предавать земле на территории священной обители было не положено.

троицкий храм в енисейске. Смотреть фото троицкий храм в енисейске. Смотреть картинку троицкий храм в енисейске. Картинка про троицкий храм в енисейске. Фото троицкий храм в енисейске

Оксана ВЛАСОВА
Фото автора и из архива Енисейского краеведческого музея

Источник

Церковь Троицы ( Троицкая ) по ул.Перенсона, 34 в г. Енисейске

троицкий храм в енисейске. Смотреть фото троицкий храм в енисейске. Смотреть картинку троицкий храм в енисейске. Картинка про троицкий храм в енисейске. Фото троицкий храм в енисейске

троицкий храм в енисейске. Смотреть фото троицкий храм в енисейске. Смотреть картинку троицкий храм в енисейске. Картинка про троицкий храм в енисейске. Фото троицкий храм в енисейске

Одноэтажный кирпичный объем здания состоит из расположенных на продольной оси: сохранившегося фрагмента четверика, трапезной с двумя боковыми приделами, нижнего яруса колокольни. Западный фасад в одну ось оконных проемов (фрагмент заложенного окна на южном приделе) с одним дверным проемом. Южный фасад в семь осей оконных проемов (одно заложенное окно в нижнем ярусе колокольни, четыре окна в южном приделе, одно окно в храмовом четверике, одно окно в алтаре холодного храма). Восточный фасад в две оси оконных проемов ( по одному в алтарях придельных храмов). Северный фасад в две оси оконных проемов (одно окно в алтаре придельного храма, одно окно в храмовом четверике холодного храма). Крыша четырехскатная (современная). Главный вход на западном фасаде.

К продольно ориентированному помещению холодного храма с востока примыкает помещение полукруглой алтарной апсиды, с запада – поперечно ориентированное обширное помещение трапезной с боковыми приделами. С запада к трапезной примыкает квадратное помещение притвора. Интерьер просторной трапезной развит в поперечном направлении. Помещения трапезной холодного храма и боковых придельных храмов сообщаются через широкие арочные проемы.

На остальных фасадах сохранились оконные и дверные наличники в виде заглубленной в стену профилированной рамы с килевидным навершием; вертикальные стойки из сдвоенных «триконхов» по сторонам оконных проемов, завершенные балясинами; широкие лопатки на углах объемов, украшенные «пламенеющими» киотцами и филенками квадрифолийной формы с керамическими вставками.

Разнообразные верхние ярусы храма и колокольни от­личались тонко найденными пропорциями и выразительно­стью силуэта. Бесстолпный храм типа малый восьмерик на четверике завершался изящным, выполненным в лучших традициях сибирского барокко, пятиглавием. Стройный столп многоярусной колокольни из ритмично убывающих подобных друг другу восьмериков восходил к традициям архитектуры московского барокко конца XVII в.

Трехчастная продольно-осевая композиционная схема Троицкой церкви в дальнейшем нашла воплощение в композиции Покровской церкви в г. Красноярске (1785—1795 гг.).

Описание составлено в 1985 году архитекторами Гринберг Ю.И., Шумовым К.Ю., откорректировано и дополнено архитектором Разваляевым Е.О. в 2013 году.

Источник

Енисейск. Церковь Троицы Живоначальной.

Карта и ближайшие объекты

троицкий храм в енисейске. Смотреть фото троицкий храм в енисейске. Смотреть картинку троицкий храм в енисейске. Картинка про троицкий храм в енисейске. Фото троицкий храм в енисейске

Статьи

Троицкая церковь строилась на небольшой возвышенности в 500 м от берега Енисея как приходская формирующейся новой слободы города. Боковые теплые приделы: северный Сретенский, южный — Живоначального источника — были заложены одновремено с главным холодным храмом и за­вершены в 1773 г. Датировка: 1772-1776 годы.

Одноэтажный кирпичный объем здания состоит из расположенных на продольной оси: сохранившегося фрагмента четверика, трапезной с двумя боковыми приделами, нижнего яруса колокольни. Западный фасад в одну ось оконных проемов (фрагмент заложенного окна на южном приделе) с одним дверным проемом. Южный фасад в семь осей оконных проемов (одно заложенное окно в нижнем ярусе колокольни, четыре окна в южном приделе, одно окно в храмовом четверике, одно окно в алтаре холодного храма). Восточный фасад в две оси оконных проемов ( по одному в алтарях придельных храмов). Северный фасад в две оси оконных проемов (одно окно в алтаре придельного храма, одно окно в храмовом четверике холодного храма). Крыша четырехскатная (современная). Главный вход на западном фасаде.

К продольно ориентированному помещению холодного храма с востока примыкает помещение полукруглой алтарной апсиды, с запада – поперечно ориентированное обширное помещение трапезной с боковыми приделами. С запада к трапезной примыкает квадратное помещение притвора. Интерьер просторной трапезной развит в поперечном направлении. Помещения трапезной холодного храма и боковых придельных храмов сообщаются через широкие арочные проемы.

На остальных фасадах сохранились оконные и дверные наличники в виде заглубленной в стену профилированной рамы с килевидным навершием; вертикальные стойки из сдвоенных «триконхов» по сторонам оконных проемов, завершенные балясинами; широкие лопатки на углах объемов, украшенные «пламенеющими» киотцами и филенками квадрифолийной формы с керамическими вставками.

Разнообразные верхние ярусы храма и колокольни от­личались тонко найденными пропорциями и выразительно­стью силуэта. Бесстолпный храм типа малый восьмерик на четверике завершался изящным, выполненным в лучших традициях сибирского барокко, пятиглавием. Стройный столп многоярусной колокольни из ритмично убывающих подобных друг другу восьмериков восходил к традициям архитектуры московского барокко конца XVII в.

Трехчастная продольно-осевая композиционная схема Троицкой церкви в дальнейшем нашла воплощение в композиции Покровской церкви в г. Красноярске (1785-1795 гг.). Сохранился нижний ярус постройки со значительными утратами. Образец церковной постройки, синтезирующей черты московского, уральского и иркутского барокко. Одно из лучших произведений «енисейской школы» сибирского каменного зодчества. Один из редких образцов каменной церковной постройки 70-х гг. ХVШв. в Сибири и в Красноярском крае.

Описание составлено в 1985 году архитекторами Гринберг Ю.И., Шумовым К.Ю., откорректировано и дополнено архитектором Разваляевым Е.О. в 2013 году.

Состоит приход из южной части города и деревни Горской в 4 верстах, Борки в 14 верстах и Кочневой в 12 верстах от города Енисейска. Пути сообщения с этими деревнями неудобны.

Причт состоит из священника с жалованием от казны в 300 руб. и псаломщика — 145 руб. Братских доходов в год 1200-1250 руб. Дома для причта есть; отремонтированы. Церковной земли 472 кв. саженей и причтовой сенокосной 55 десятин. Причтового капитала 3951 руб. и церковного 10000 руб. Население состоит из мещан и крестьян. Число душ в приходе 433 мужчин и 429 женщин. Все православные.

«Краткое описание приходов Енисейской епархии» 1916 г.

Троицкая церковь располагается на небольшой возвышенности в центре площади в городе Енисейск. Строительство было начато в 1772 г., в 1773 г. были освещены боковые теплые приделы – северный Сретенский и южный. Главный холодный храм освящен в 1782 г. Церковь Троицы строилась как приходская и с момента своего освящения до начала 1920-х г.г. принадлежала одноименному приходу. Ставшая шестым по счету каменным храмом Енисейска, Троицкая церковь отмечена на известных регулярных планах Енисейска 80-90-х г.г. ХVIII в. в южной линии застройки прямоугольного квартала, предложенного к формированию за речкой Гремячей.

В 1936 г. все енисейские храмы, в которых еще осуществлялось богослужение, в том числе и Троицкая церковь, были закрыты. В 1930-х г.г. разобраны верхние ярусы храма и колокольни до карниза первого яруса. При приспособлении под гараж были пробиты ворота в апсиде храма, в северном приделе, изменены проемы, выполнены бетонные и деревянные пристройки. В 1990-е г.г. гараж был выведен из здания Троицкой церкви и здание не использовалось.

Указом президента России в 1995 г. объект включили в реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации, как объект культурного наследия федерального значения «Троицкая церковь» 1772-1782 г.г.

Информация с сайта Министерства культуры Российской Федерации, http://www.mkrf.ru

Церковь построена в южной части города на небольшой возвышенности в 500 м от Енисея в 1772-1776 годах. Впервые придельные храмы были спроектированы одновременно с «кораблем» (храм-трапезная-колокольня), впервые ее строили самостоятельно сибирские мастера (енисейские и иркутские).

Троицкая церковь была очень сильно разрушена, первый проект реставрации был сделан еще в 1980 году, позже он обновлен, церковь восстановлена.

Источник

Троицкий храм в енисейске

Объект культурного наследия федерального значения

«Троицкая церковь», 1772-1782 г.г.

г. Енисейск, ул. Перенсона, 34

Ставшая шестым по счету каменным храмом Енисейска Троицкая церковь отмечена на известных регулярных планах Енисейска 80-90-х годов ХVIII века в южной линии застройки прямоугольного квартала, предложенного к формированию за речкой Гремячей (бывший Скородум).

Согласно ведомости Коммерц-коллегии «о числе купечества и цеховых» в 1775 году в Енисейске числились пять записных каменщиков. Указанная ведомость, к сожалению, не содержит имен енисейских зодчих, которые могли быть причастны к строительству храма.

Троицкая церковь строилась как приходская и с момента своего освящения до начала 1920-х годов принадлежала одноименному приходу.

В 1936 году все енисейские храмы, в которых еще осуществлялось богослужение, в том числе и Троицкая церковь, были закрыты. В 1930-х гг. разобраны верхние ярусы храма и колокольни до карниза первого яруса. При приспособлении под гараж были пробиты ворота в апсиде храма, в северном приделе, изменены проемы, выполнены бетонные и деревянные пристройки. В 1990-е годы гараж был выведен из здания Троицкой церкви и здание не использовалось.

Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 объект был включен в реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объект культурного наследия федерального значения «Троицкая церковь», 1772-1782 г.г.

Реставрационные работы на объекте начались в 2015 году.и будут завершены к началу празднования 400-летия города Енисейска.

Общее описание объекта

Четыре ярусные декоративные главки размещаются над углами четверика, их формам вторили главки приделов. Все углы подчеркнуты широкими лопатками, расчлененными поясами поребрика и украшенными фигурными филенками в форме звезд и киотцев. Такие же лопатки отделяют апсиды обоих приделов. Раскрепованный крупнообломный карниз на изящных ступенчатых консольках завершает фасады трапезной и апсид и совпадает по высоте и рисунку с межярусным поясом четверика.

Высокие окна с арочным завершением заглублены в плоскость стены сложным профилем, врезающимся в карниз яруса высоким килевидным кокошником. Трапезная перекрыта поперечным коробовым сводом с лотками и распалубками.

Сочетания заглубленных и выступающих деталей усиливает пластическую выразительность фасадов, белая затирка которых при сильном солнечном освещении дает великолепный светотеневой эффект. Разнообразные верхние ярусы храма и колокольни отличаются тонко найденными пропорциями и выразительностью силуэта. Бесстолпный храм типа малый восьмерик на четверике завершается изящным, выполненным в лучших традициях сибирского барокко, пятиглавием.

Стройный столп многоярусной колокольни из ритмично убывающих подобных друг другу восьмериков восходит к традициям архитектуры московского барокко конца XVII в. Трехчастная продольно-осевая композиционная схема Троицкой церкви в дальнейшем нашла воплощение в композиции Покровской церкви в г. Красноярске (1785— 1795 гг.). Сохранившийся нижний ярус здания богато украшен мелкопрофильным декором из лекального кирпича. При традиционной системе размещения элементов декора в нем много оригинально трактованных мотивов. Своеобразны многопрофильные с килевидными подвышениями обрамления окон, выделенные вертикальными цепями сдвоенных триконхов.

Все углы здания подчеркнуты широкими лопатками, расчлененными поясами поребрика и украшенными фигурными филенками в форме звезд и киотцев. Такие же лопатки отделяют апсиды обоих приделов. Раскрепованный крупнообломный карниз на изящных ступенчатых консольках завершает фасады трапезной и апсид и совпадает по высоте и рисунку с межярусным поясом четверика. Высокие окна с арочным завершением заглублены в плоскость стены сложным профилем, врезающимся в карниз яруса высоким килевидным кокошником. Цоколь выделен крупным профилем из лекального кирпича. Использовано около 15 основных типов фигурного кирпича и керамических деталей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *