троицкий собор лавра иконы

Троицкий собор (1422-23 гг.)

троицкий собор лавра иконы. Смотреть фото троицкий собор лавра иконы. Смотреть картинку троицкий собор лавра иконы. Картинка про троицкий собор лавра иконы. Фото троицкий собор лавра иконы

Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.

Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского.

В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.

троицкий собор лавра иконы. Смотреть фото троицкий собор лавра иконы. Смотреть картинку троицкий собор лавра иконы. Картинка про троицкий собор лавра иконы. Фото троицкий собор лавра иконы

Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.

Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.

троицкий собор лавра иконы. Смотреть фото троицкий собор лавра иконы. Смотреть картинку троицкий собор лавра иконы. Картинка про троицкий собор лавра иконы. Фото троицкий собор лавра иконы

Реставрация Троицкого собора началась в 1925 году с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 году им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма.

В 1954 году, под руководством архитектора В.И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 году данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно:

— в воскресные и праздничные дни:

На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.

Источник

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры. Деисусный чин

¦ 103. Андрей Рублев и его последователь. Деисусный чин: Апостол Петр. Апостол Павел. Архангел Гавриил. Дмитрий Солунский

1425–1427 годы. 189×83; 189×82; 189,5×89,5; 189×80. Троицкий собор в Троице-Сергиевой лавре, Загорск [3044, 3037, 3036, 3048].

Деисусный чин состоит из пятнадцати фигур (Вседержитель, Богоматерь, Предтеча, архангелы Михаил и Гавриил, апостолы Петр, Павел, Иоанн Богослов и Андрей, святители Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и Николай Чудотворец, великомученики Дмитрий и Георгий). Былое золото фонов почти полностью утрачено. Немало потертостей и смытостей верхнего красочного слоя. Частичные вставки нового левкаса. Икона апостола Павла находится в лучшем состоянии сохранности. В худшем состоянии дошли до нас иконы архангела Гавриила и особенно Петра. На иконе архангела Гавриила неплохо сохранилось лицо, но и оно попорчено вставкой нового левкаса. На иконе Петра много утрат верхнего красочного слоя. Лучше всего сохранилось лицо. Иконы архангела Гавриила и апостола Петра восходят к иконам Благовещенского собора (как и иконы Вседержителя и Василия Великого). Чин в целом выполнен несколькими мастерами. Фигуры Иоанна Предтечи и апостола Андрея принадлежат мастеру старшего поколения, фигура Дмитрия Солунского, замыкающая деисусный чин слева, была написана молодым художником. Ее открытые, сильные, чистые краски и обаятельный по своей юношеской свежести лик выдают руку незаурядного мастера, чья основная деятельность развернулась, вероятно, в 1430-е годы. Из всех икон деисусного чина Дмитрий Солунский дошел до нас в наилучшем состоянии сохранности (имеются незначительные утраты верхнего красочного слоя на поземе и одежде). И. Э. Грабарь, писавший о Троицком иконостасе в те годы, когда его расчистка еще не была завершена, сделал слишком скороспелые выводы о размежевании работ Андрея Рублева и Даниила Черного. Но от его острого глаза не ускользнул один существенный факт. «Прежде всего, — писал И. Э. Грабарь, — совершенно ясно, что оба мастера здесь не в расцвете своих сил и дарований, а на склоне жизненного пути, на закате творчества» («О древнерусском искусстве», с. 185). Это замечание весьма существенно для верной датировки «Троицы». Впервые научная классификация икон Троицкого собора и распознание рук отдельных мастеров были осуществлены Н. А. Деминой и мною. К сожалению, работа Ю. А. Лебедевой о творчестве Рублева и его современников, изданная в 1962 году в виде отдельной книги на немецком языке, не продвинула этот вопрос вперед, а, скорее, запутала его рядом непродуманных суждений.
¦

Источник

Троицкий собор (1422-23 гг.)

троицкий собор лавра иконы. Смотреть фото троицкий собор лавра иконы. Смотреть картинку троицкий собор лавра иконы. Картинка про троицкий собор лавра иконы. Фото троицкий собор лавра иконы

Конструктивные особенности придают памятнику черты неповторимого своеобразия. Столпы собора сильно сдвинуты к востоку, его глава смещена к алтарной части, южный и северный порталы расположены ближе к апсидам. Такой архитектурный прием позволяет увеличить пространство центрального нефа, делая в то же время алтарную часть храма небольшой по размеру. Наклон стен, пилонов и барабана купола к центру храма, вытянутые арки верхней части собора создают впечатление увеличенной высоты сооружения. Вся система крестово-купольного храма здесь подчинена одной задаче — созданию единого целостного внутреннего пространства.

Андрей Рублев «с сотоварищи» написали иконы трех рядов иконостаса: деисусного, праздничного и пророческого чинов. Деисусный чин включает пятнадцать икон с изображениями святых, в том числе воинов-великомучеников Георгия и Димитрия, образы которых связаны с традицией общецерковного поминовения погибших воинов в Димитриевскую субботу. Истоки этой традиции восходят к молитве Преподобного Сергия Радонежского, во время которой он поминал имена погибших на Куликовом поле воинов князя Дмитрия Донского.

В праздничном ряду из девятнадцати икон на сюжеты евангельской истории от Благовещения Пресвятой Богородицы и Рождества Христова до Успения Пресвятой Богородицы центральное месте занимают две иконы «Причащение апостолов». Пророческий ряд включает шесть парных икон с поясными фигурами пророков и является древнейшим из известных нам изображений пророков в иконостасе.

троицкий собор лавра иконы. Смотреть фото троицкий собор лавра иконы. Смотреть картинку троицкий собор лавра иконы. Картинка про троицкий собор лавра иконы. Фото троицкий собор лавра иконы

Примыкающая к собору западная паперть впервые упоминается в 1584 г. При входе в собор со стороны паперти рядом с расписным порталом можно увидеть фрески XVI в. с изображением преподобных Сергия и Никона Радонежских.

Железная дверь, ведущая в южный притвор, сохранила пробоину от ядра, полученную во время осады монастыря польско-литовскими войсками в 1608-1610 гг.

троицкий собор лавра иконы. Смотреть фото троицкий собор лавра иконы. Смотреть картинку троицкий собор лавра иконы. Картинка про троицкий собор лавра иконы. Фото троицкий собор лавра иконы

Реставрация Троицкого собора началась в 1925 году с разборки позднейшей северной паперти и с восстановления белокаменной кладки северного фасада. Работами руководил архитектор Д.П. Сухов. В 1926 году им же восстановлены три из пяти ранее растесанных оконных проемов в апсидах храма.

В 1954 году, под руководством архитектора В.И. Балдина, возобновилась реставрация фасадов собора: они были очищены от наклеенного на них холста и масляной живописи XVIII-XIX вв., были восстановлены древние формы порталов и оконных проемов. В 1966 году данный этап реставрации был завершен восстановлением позакомарного покрытия.

Богослужения в Троицком соборе совершаются ежедневно:

— в воскресные и праздничные дни:

На Пасху, в дни Великого поста и в некоторые двунадесятые и престольные праздники богослужение совершатся по особому расписанию.

Источник

Святыни Троице-Сергиевой Лавры

троицкий собор лавра иконы. Смотреть фото троицкий собор лавра иконы. Смотреть картинку троицкий собор лавра иконы. Картинка про троицкий собор лавра иконы. Фото троицкий собор лавра иконы

Обитель преподобного Сергия Радонежского называют «сердцем России», «центром православия». Действительно, сюда стремились многие поколения паломников самого разного социального происхождения, чтобы поклониться святым мощам преподобного Сергия, прикоснуться к святыне, испить воды из источника Преподобного. Не оскудевает этот поток и в наши дни. Здесь каждая пядь земли свидетельствует о святости, проникнута духом славной русской истории, каждое здание – замечательный памятник церковной архитектуры. Подчеркивая святость своей обители, троицкие иноки писали царю Иоанну Грозному в XVI веке: «. якоже в древнем Пречиста възлюбила на въстоце Святую гору и телесне тамо походила своими святыми стопами, тако и ныне, и паче милосердием и милостию и изволением всемилостиваго Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Богородица услышав своего угодника молящася великаго в чюдесех преподобнаго Сергиа, и сниде духом не по земли от места на место плотию ходяща, но от страшнаго и трепетнаго и неисповедимаго престола Сына и Бога своего с святыми Его ученикы, прииде от небес на землю в Богоименитую и в свою великую обитель к своему угоднику великому Сергию и чюдное обещание дарующе, еже неотступне ей пребыти от своеа обители, и прославити свою обитель, и всех благых изообильствовати, якоже отци глаголют вторую сию Святую гору быти и не погрешиша. » (А. Горский, прот.).

Величайшей святыней Лавры является рака с мощами преподобного Сергия в древнейшем белокаменном Троицком соборе. В высоком иконостасе собора, одном из самых ранних на Руси, находится храмовая икона – точная копия Живоначальной Троицы преподобного Андрея Рублева (XV в.; память 17 июля). Именно «взиранием на Святую Троицу побеждался страх розни мира сего» в сердцах русских людей, которые, сплотившись, вышли и победили грозного врага на Куликовом поле.

Во время Куликовской битвы преподобный Сергий усердно молился о даровании победы русскому оружию и об упокоении душ павших воинов. В его келлии в то время находились сохранившиеся до наших дней две «моленные» иконы святого старца – Богоматери Одигитрии и святителя Николая. Ныне эти иконы возвращены Лавре Сергиево-Посадским историко-художественным музеем, где хранились в годы советской власти. Отец Павел Флоренский пишет: «Среди многих древнейших и более поздних изображений святителя Николая я не могу припомнить ни одного, которое хотя бы подходило к келейному по степени художественной энергии, которое хотя бы приблизительно равнялось этому по силе духовного направления».

В XVII веке обе «моленные» иконы находились в Троицком соборе, и в дни осады Лавры поляками защитники ее молитвенно взывали пред ними о помощи и заступлении. Перед гробницей преподобного находятся древние южные врата Троицкого собора, которые сохраняют отметину Смутного времени – отверстие, пробитое ядром поляков, осаждавших Лавру, но не сломивших духа ее защитников. Троицкий келарь Авраамий (Палицын; † 1626) в своем Сказании пишет об этом: «В то же время другое ядро пробило железные двери с южной стороны у церкви Живоначальной Троицы и пробило доску местного образа великого Чудотворца Николы выше левого плеча подле венца».

Свидетельством молитвенного обращения защитников обители к святителю Николаю во время осады является такой важный факт, как устроение в 1609 году в Успенском соборе обители придела во имя святителя Николая Троицкий келарь Авраамий сообщает, что от поразившей в то время защитников Лавры смертоносной цинги ежедневно умирало столько людей, что некому стало ухаживать за больными. И тогда 8 мая, в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, архимандрит Иоасаф и воеводы решили в храме в честь Успения Пресвятой Богородицы освятить престол во имя святителя Николая Чудотворца. В день памяти святителя, 9 мая, престол был освящен. И с того дня даровал Господь Бог православным христианам Свою милость: действие болезни заметно сократилось.

И позже, в 1619 году, когда у стен Лавры находились войска польского королевича Владислава, святитель Николай оказывал свое особое покровительство защитникам обители. В это время находившийся в Лавре «некий человек по имени Василий», немой, чуть не замерзший от лютой стужи, не только остался жив по молитвам к преподобному, но и получил исцеление, за что «дал обет отслужить молебен». Но затем он забыл об этом, однако явившийся ему святитель Николай напомнил о данном обете.

Одно из событий осады Троицкой обители произошло в день памяти мученика Димитрия. В Сказании старца Авраамия (Палицына) читаем: «Когда же настал день памяти святого великомученика Димитрия Солунского, в первом часу ночи архимандрит Иоасаф со всем священным собором, и иноки, и весь народ, взяв честные кресты и чудотворные иконы, обходя по стенам город, творили литию и моление воссылали ко Всемогущему в Троице славимому Богу и Пресвятой Богоматери. Когда же литовские люди из рвов увидели ходящих по стенам города во множестве людей, напал на них страх великий, и испугались, и побежали они из рвов и из ям в свои таборы».

В связи с этим следует назвать еще одну ратную святыню Лавры – образ святого великомученика Димитрия Солунского, написанного в рост. Это храмовая икона с боевого корабля, о чем свидетельствует имеющаяся на ней надпись: «От крейсера Дмитрий Донский 1901». Крейсер затонул во время русско-японской войны, а икону прибило волнами к берегу. Позднее, в 1948 году, владыка Нестор (Анисимов; † 1962), приехав из Китая в Москву, вручил военную реликвию Святейшему Патриарху Алексию I († 1970), а тот передал ее в Троице-Сергиеву Лавру. Этот Патриарший дар очень знаменателен для Троице-Сергиевой Лавры. Святой великомученик Димитрий Солунский – небесный покровитель московского князя Димитрия Донского († 1389; память 19 мая / 1 июня), и его икона попала в обитель, где князь в XIV веке брал благословение на битву с Мамаем, где с тех времен установлена и поныне совершается Димитриевская родительская суббота, где благоверный князь был канонизирован в год празднования 1000-летия Крещения Руси.

Знаменитый русский историк В. О. Ключевский писал о преподобном Сергии: «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими». И сейчас эта традиция жива в Троицкой Лавре. Идут люди к мощам Преподобного, берут воду в надкладезной часовне, получая благодать Божию. Древним святым иконам, полагаемым ныне на аналое в дни памяти святых, на них изображенных, благоговейно поклоняются насельники Лавры, ее паломники и все молящиеся. Почитая святыни – памятники нашей ратной славы, они прикасаются к Вечности. Икона – это окно в иной, небесный, мир. Намоленная икона – это окно, омытое горячими благоговейными слезами и молитвами, через которое ярко светит благодать Божия. Если перед святым образом из поколения в поколение возносились молитвы, изливались скорби, то и Господь подает через него Свою особую и богатую милость.

Источник

23. Троицкий собор

троицкий собор лавра иконы. Смотреть фото троицкий собор лавра иконы. Смотреть картинку троицкий собор лавра иконы. Картинка про троицкий собор лавра иконы. Фото троицкий собор лавра иконы

Троицкий собор и церковь преподобного Никона

Этот знаменитый храм в Лавре древнейший и главный. При жизни Преподобного Сергия, здесь на Маковице была деревянная церковь, которая, после его кончины, сгорела в нашествие Едигея. По обретении мощей св. основателя Троицкой обители, в 1422 году, преемник его Преподобный Никон, при содействии Звенигородского Князя IOpия Дмитриевича, соорудил из белого камня новый храм, расписанный славными в то время, иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Черным. До построения его, на пепелище прежней церкви, главной была деревянная, посвященная Живоначальной Троице, на том месте, где теперь церковь Сошествия Св. Духа. Летопись упоминает о построении в 1476 году Псковскими мастерами другой кирпичной церкви, на месте деревянной; 51 но не доказывает, какой именно. Длиною соборный храм с алтарем на 9 саженях и 2 аршинах, шириной на 7 саженях.

С южной стороны к этому прямоугольному зданию примыкают церковь Преподобного Никона, построенная Царем Иоанном Васильевичем в 1552 году, паперть и притвор; с западной – трапеза и паперть, соединяющая храм с ризничным корпусом, а с северной – притвор, перестроенный в 1829 году. Все сии здания, принадлежащие разным векам, теперь составляют одну связь, или купу, в коей первенствует, по своей древности и стилю, Троицкий собор.

Восточная его сторона оканчивается тремя абсидами, или полукружиями алтаря, коих стены извне покрыты церковной живописью в новом вкусе, карнизная часть украшена древней каменной резьбой в византийском стиле. По-видимому, верх собора состоял прежде из дуговых крыш в два или три ряда, над коими возведен был фонарь под главу. Впоследствии дуговая кровля заменена шатровой и для подъему ее, подкладена кирпичная стена. – К этим трем полукружиям прикладено четвертое, составляющее полукруглый алтарь квадрата Никоновской церкви. Глава с осмиконечным крестом, увенчивающая этот дом Пресвятой Троицы на Маковице, обита вызолоченой медью в царствование Иоанна IV, 1556 года, а в 1805 году, при Митрополите Платоне, церковь и алтарь покрыты золоченой медью по железу.

Внутренность собора образует Греческий крест; открытый трибун или барабан его главы утверждается на четырех четырехгранных столпах, соединенных между собою арками на четыре стороны; они разделяют церковь на две главные половины; храм, или корабль, и алтарь. Своды его коробовые. – Свет проходит во внутренность сверху из узких окон под пятами сводов и из трибуна главы. К двум столпам посреди храма, обставленным с трех сторон древними св. иконами, прислонены крилосы и настоятельское место. Деревянный пол в соборе 1779 года заменен чугунным. В верхней части железных дверей южного входа пробоина напоминает осаду монастыря Поляко-Литовцами 1608 года. Ядро из неприятельского табора, пробив сии двери, ударилось в образ св. Николая, стоявший тогда у северных дверей, а впоследствии замещенный образом Тихвинской Божьей Матери с деяниями. Знак от ядра оставлен на иконе Святителя Николая, теперь поставленной в соборном притворе; у нее положен камень от мраморной сени над гробницею Святителя Николая, принесенный 1830 года, из Мир-Ликийского храма Сион, где погребен был сей великий Чудотворец.

По завещанию боярина Богдана Нагово, внутренние стены Троицкого собора вновь расписаны в 1635 году; потом, чрез 140 лет, на иждивение Коллегии Экономии, возобновляли стенное письмо мастера из духовного звания. Существующая же теперь стенопись с позолотой произведена в 1834 и 35 годах; но в 1854 и 55 годах вновь расписан собор лаврскими иконописцами, Прежнюю летопись вдоль внутренних стен, заменил Символ веры, соответствующий изображению вселенских соборов.

Престольное место, или алтарная солея возвышается на три ступени. Пять поясов алтарного иконостаса представляют небесную торжествующую Церковь. Кроме ряда местных образов, четыре пояса алтарного иконостаса следуют в таком порядке: сперва Апостольский, потом Праздничный, Пророческий и Праотеческий; первый предстоит Деисусу, третий – Богоматери с Иисусом Xpистом, четвертый Господу Саваофу с предвечным Младенцем на лоне Отчем; прочие изображены поясными; а Праотцы и Апостолы во весь рост. Праздников всех 19. В поясе Апостольском помещены вселенские Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, Святитель Николай и Великомученик Димитрий Солунский и Георгия Победоносец; в числе Пророков Соломон.

Все образа в нем, писанные в Греческом пошибе, соответствуют зодчеству самого храма. По усердию Стольника Якова, они обложены были серебром в 1672 году, памятном по рождению Петра Великого, а в 1850 году, на иждивение Коммерции Советника А. И. Лобкова, пояс местных образов великолепно украшен позолоченым серебром, по карнизу горными хрусталями в гнездах.

В алтарной преграде Царские врата; их сень, коруна и столбцы украшены чеканным серебром с позолотою. На створах изображены иконным письмом Благовещение Божией Матери и четыре Евангелиста; на сени в трех клеймах – Пресвятая Троица и Тайная вечеря под двумя видами; на коруне, или подзоре, в трех же клеймах возведение на крест, распятие и снятие со креста Иисуса Xpиcтa, а на столпцах–Спаситель и Божия Матерь, Вселенские Святители, составители литургии, Московские Святители и св. Архидиаконы. О времени и вкладчике сих врат свидетельствует современная, чеканная на них надпись: «Сии Царския врата в дом Живоначальныя Троицы преподобнаго Cepгия Чудотворца, лета 7151; с Божию милостию, повелением Великаго Государя, Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича, всея Pycи Самодержца и Его Благоверной Царицы, Великой Княгини Евдокии Лукьяновны и их 6лаговерных чад, сделаны». После 1812 года, место сих дверей заступили было серебряные, кованые, местами с позолотою и чернотою, двери весом в 4 пуда, устроенные М. П. Салтыковой; но теперь они в иконостасе церкви Преподобного Никона.

троицкий собор лавра иконы. Смотреть фото троицкий собор лавра иконы. Смотреть картинку троицкий собор лавра иконы. Картинка про троицкий собор лавра иконы. Фото троицкий собор лавра иконы

Внутренность Троицкого собора

На обеих сторонах от Царских врат в иконостасе местные образа великолепно украшены золотом, серебром и драгоценными каменьями. Достопамятнейшие из них по древности и богатству украшений: на правой стороне алтарного иконостаса: 1) Чудотворный образ Живоначальной Троицы, обложенный золотом и усеянный драгоценными камнями, в 1600 году, Царем Борисом Годуновым; на большом изумруде, вставленном в гривну, или цату на образе, вырезано рельефное изображение Св. Троицы; три золотые цаты приложены в 1626 году, Царем Михаилом Феодоровичем. По сказанию Клинцовского Подлинника, пресловутый иконописец Андрей Рублев, во время своего пребывания на послушании у Преподобного Никона, в присутствии его изобразил лик Пресвятой Троицы на похвалу св. Отцу Сергию. Это самое произведение Рублева сперва поставлено было в храм, сооруженный 1422 года Преподобным Никоном. 2) Другой образ Живоначальной Троицы, на левой стороне, от Царских врат, писанный дьяконом Никифором Грабленым в 1557 году, 52 покрыт золотом и драгоценными камнями, по усердию Царя Иоанна Васильевича. Замечательны также в ряду местных два образа, писанные, по обещанию, Государевым иконописцем, дворянином Симоном Ушаковым, в монашестве Пименом: 1) Всемилостивого Спаса на Престоле и 2) на убрусе. На последнем читаем надпись, свидетельствующую, что его 7185 г. «писал Государев иконописец и дворянин Московский, грешный Пимен, по прозванию Симон Ушаков, по своих сродниках, схимниках: Филарете, Савве, Cepгие и проч.» Местный, поясный образ Преподобного Сергия, сходный с изображением его на древних покровах в лаврской ризнице. Таким образом в этом иконостасе являются нам произведения представителей двух школ церковной живописи, господствовавших на Москве в XV и XVII столетиях.

Над южной дверью алтаря поставлена в киоте пятилистовая складная икона Сергиева видения, писанная на верхней гробовой доске св. основателя Троицкого монастыря. Ее брал в Польский поход Царь Алексей Михайлович 1654 года и, возвратив ее в св. обитель, велел подписать на самом образе, что, по молитвам Пресвятой Богородицы и заступлению св. Чудотворцев Сергия и Никона, Бог даровал ему победу над Польским Королем и предал в Его руки Вильну и другие города Польские, Литовские и Немецкие. По случаю войны с Швецией, в 1703 году, образ этот, по повелению Императора Петра I, из лавры отправлен был в Русский лагерь к Графу Борису Петровичу Шереметеву и находился с ним во всех походах знаменитой войны, которая кончилась гибелью Карла XII. В 1812 году эта же чудотворная икона, посланная к Императору Александру I Митрополитом Платоном, вручена была Государем Московскому Ополчению и возвращена на свое место, по изгнании уже врагов из Отечества. Точным списком с нее Митрополит Филарет, в 1854 году, благословил шестой Корпус, отправлявшийся в поход против неприятеля, наконец, в 1855 г. 7 Сентября Митрополит у св. мощей Препод. Сергия благословил Государя Императора подлинной иконой Сергиева видения, которая, по заключении мира, возвращена Ополчением в лавру 1856 г. Августа 5.

Под одним кровом с Преподобным Сергием, в юго-западном углу собора, опочивает тело Радонежского князя Андрея Владимировича, во иноцех Саввы. Кроткий и благочестивый Андрей, принявший в Сергиевой обители схиму с именем Саввы, скончался здесь за два года до преставления Никона. Над могилой его утверждена медная доска с летописью.

Среди храма, пред алтарным иконостасом висит огромный хорос, или серебряное паникадило, круглое, украшенное изображениями Святых. Оно устроено в 1812 году; весу в нем пять пуд. Три другие паникадила и лампады пред местными иконами серебряные.

Святой алтарь состоит из трех служебных частей, отделенных одна от другой пролетными арками. Над престолом серебряная, местами позолоченная сень устроена в 1809 году, Митрополитом Платоном. Позади его серебряный седмисвещник, представляющий подобие дерева с ветвями, на коих семь позолоченых чаш для светильников. На этом свещнике читается следующая надпись; «Твоя от Твоих приносит Тебе, Всеблагий Боже, чрез Христа Твоего, великаго, вечнаго Apxиepeя, грешный раб Твой Платон. Приими, яко вдовицы лепты. 1795 года». Между престолом и седмисветильником стоит на постаменте золотая дарохранительница, устроенная наподобие Сионской горницы, где Спаситель совершил Тайную Вечерю. Все Апостолы из золота, один Иуда из меди. Надпись на этом ковчеге гласит, что «устроен сей Сион в Троицкую лавру, но усердию Синода Члена, Преосвященного Митрополита Московского и оные лавры Архимандрита Платона, собственным его иждивенцем, 1803 года». Золота употреблено на этот Сион 9 Фунтов, а серебра 32 фунта. На горнем месте сопрестоле в нише стены; по обе стороны его вторые престолы для сослужащих.

В этом доме Святой Троицы многие обетные иконы, украшения и утвари свидетельствуют о чудесах, совершившихся по вере притекавших в него с молитвами; в северном его притворе две надписи напоминают богомольцам о дивных событиях в обители, 1771 и 1812 годов; передаем их здесь в точности:

Здесь почивающаго Угодника,

Среди смертныя язвы

и окрест самого места свирепевшия, лета от Рождества Христова 1771. Не токмо живущия в обители сей, но и вне оныя принадлежащих ей служителей,

ни чим же невредимых

и бе отверста всем приходящим, на память незабвенную будущим родам толикаго чудесе и благодеяния, изсечен камень сей лета 1774».

«Слава Триединому Богу, и в наше время помянувшему древния Своя к обители сей милости, егда оную и от новыя всегубительныя язвы, от надменнаго повелителя Франции, в 1812 году, в отечество наше вторгшагося, многие грады, веси и первопрестольную даже Москву огнем и мечем опустошившаго и от градов Дмитрова и Богородска алчныя руки и к сим местам простиравшаго, Покровом Пречистыя Матери Своея милостиво приосени, и молитвами Преподобнаго Сергия и Никона огради, из градов оных в постыдное внезапу обрати бегство нечестивыя врага полчища, на 2-й день Октоврия тогож 1812 года. В приснопамятную благодарность за таковое к обители сей благодеяние Божие изсечен камень сей 1813 года».

Пристроенная к Троицкому собору с южной стороны церковь Преподобного Никона длиной 4 сажени и 2 аршина, шириною 4½ сажени. Стиль ее зодчества почти такой же, как и у первой. Глава и крест на ней вызолочены около 1720 года, а в 1805 году церковь эта вместе с Троицким собором покрыта золоченой медью; в 1840 году на внешних ее стенах изображены лики Святых, а на внутренних возобновлена старая живопись; проделана для большего удобства новая дверь на западе; старинный алтарный иконостас возобновлен. Этот храм, благолепно устроенный, освящен Митрополитом Филаретом 1 июля того же года. Тогда поставлена над Царскими вратами древняя икона Иерусалимской Божией Матери в золотом окладе, окруженная сиянием из позолоченного серебра.

В юго-западном углу церкви опочивают под спудом св. мощи ученика и преемника Преподобному Сергию, Преподобного Никона, преставившегося в 1428 году, Ноября 17, после 26 лет управления обителью своего великого наставника. Надгробница его покрыта басменным серебром; пред ней на стене поставлены разные древние св. иконы, замечательные по своему пошибу.

Юго-западный притвор собора, известный под названием Серапионовой палатки, по преданию, есть место кельи Преподобного Cepгия, где этот подвижник веры и благочестия удостоился посещения Божией Матери с двумя Апостолами. Здесь на южной стене предстоят взорам богомольцев большая икона сего благодатного видения, в недавнее время украшенная, по усердию благочестивых вкладчиков, серебряной позолоченной ризой, золотым венцом и короной из дорогих камней; в числе привесок находится золотой медальон, заключающий в себе власы Пресвятой Богородицы, вклад Княжны Е. Цициановой. Близ этого образа, в особых ковчегах хранятся: десная рука св. Первомученика Архидиакона Стефана и камень от гроба Господня. Образа в иконостасе этого притвора украшены серебряными ризами, а стены живописью, представляющей деяния Преподобного Сергия. Большая часть сих новых украшений, как здесь, так и в других местах, устроены при Наместнике лавры, О. Архимандрите Антонии.

Келья эта Преподобного составляет вместе и усыпальницу. Здесь под спудом опочивают Угодники Божии: Серапион Архиепископ Новгородский, Иоасаф Митрополит Всероссийский, возведенные на степень Святительства из игуменов Троице-Сергиева монастыря, и страстотерпец Дионисий, Архимандрит Троицкого монастыря. На каменных надгробницах, покрывающих их могилы, изображены их св. лики.

Карамз. И. Г. P. VI, пр. 269. стр. 152. Составитель Церковно-Исторического Месяцослова С. Т. С. Л. утверждает, что, вместо Троицкой деревянной церкви, в 1476 г. построена каменная, которая в 1559 г. по ветхости разобрана, а на месте ея заложена новая.

Можно предполагать, что показание летописи двусмысленно и что оно относится не только к Троице-Сергиевой лавре, но и к Троицкому-Сергиеву монастырю в предместии Великих Лук, или другому соименному им. См. Равинскаго История Русских школ иконописания до конца XVII в. Спб. 1856 г. в 12.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *